«Не ожидала, что застану броски стульями, карандаши в носу, поход в туалет в цветочный горшок… И все это во время урока, в мой первый год работы. Знали ли дети материал? Сомнительно. За эту нагрузку я получала около 11 тысяч», — рассказывают молодые учителя об условиях труда в школах на старте. При этом в республике остро не хватает 2,3 тыс. педагогов, а выпускники педвузов все чаще выбирают репетиторство и онлайн-школы. О том, из чего состоит зарплата педагогов в РТ, как ее подгоняют до средней по региону и почему профессия учителя теряет престиж, — в материале «БИЗНЕС Online».
В Татарстане на начало 2024/25 учебного года не хватало более 2,3 тыс. учителей
В Татарстане не хватает 2,3 тыс. учителей
«За каждой успешной учительницей должен стоять мужчина, который оплачивает ей это хобби», — говорится на картинке, которой делятся педагоги в одном из учительских пабликов. Тема учительских зарплат и в целом образа педагогов давно стала поводом для горьких шуток. «Вот, например, „Уральские пельмени“ или другие юмористические передачи. Там же часто учителя являются героями, которых высмеивают, — обращает внимание одна из казанских учительниц. — И как они выглядят: очки, небрежная прическа, какая-то задрипанная кофта… Но ведь это же правда! Действительно, у нас учителя выглядят как нищеброды!» Вспомним и произнесенный почти 10 лет назад совет педагогам от тогда еще премьер-министра России Дмитрия Медведева, ставший мемным: «Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, то есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес».
Молодой специалист, который работает в школе на одну ставку и получает доплаты за классное руководство, проверку тетрадей, может получать от 35 тыс. рублей, признает начальник управления образования исполкома Казани Ирек Ризванов. Ни он, ни глава татарстанского минобрнауки Ильсур Хадиуллин не волшебники и по мановению волшебной палочки не смогут взять и удвоить оклады учителей, но при этом в Казани все еще не так плохо по сравнению с другими регионами и городами: в столице РТ работают 11 городских уникальных проектов, охватывающих все уровни — от школьных педагогических классов до системы поддержки молодых учителей и опытных специалистов, чтобы никто не столкнулся с профессиональным одиночеством. Это приносит свои плоды: впервые за долгое время в Казани выросло число молодых учителей, за три года в город переехали более 400 педагогов из других регионов. Но проблему дефицита кадров это не решило.
Ситуация острая по всей России. «Кравцов (Сергей Кравцов — министр просвещения РФ — прим. ред.) говорит, что не хватает 2 процента учителей, то есть около 20 тысяч. Отлично. Переходим к реальным данным и видим, что у нас ставок около 1 миллиона 600 тысяч, а учителей в районе 1 миллион 50 тысяч. Простая арифметика говорит, что у нас не хватает 550 тысяч учителей. Но это ставки. Он скажет, что учителей меньше, они же все работают на полторы-две или даже три ставки, пускай и дальше так работают», — отмечал ранее в интервью «БИЗНЕС Online» математик и известный борец за права учителей Алексей Савватеев.
В Татарстане на начало 2024/25 учебного года не хватало более 2,3 тыс. учителей. В пресс-службе министерства образования и науки РТ уточнили, что эта потребность была вычислена с расчетом, что одна вакансия равна одной ставке. При этом треть учителей в республике работает на полторы и более ставок, а 5% имеют нагрузку свыше двух ставок. Если привести их нагрузку к норме, освободятся дополнительные вакансии, которые тоже потребуют заполнения.
Самая большая потребность в учителях в Казани (не хватает около тысячи учителей), а также в Набережных Челнах, Нижнекамском, Лаишевском и Лениногорском районах. Больше всего требуется учителей математики, русского языка и начальных классов. «Есть несколько направлений в школах, где практически не бывает высокоуровневых специалистов — это IT, психология, английский, французский, немецкий и так далее. Потому что в любом другом месте, кроме школы, ты получишь больше. Айтишник получит в 8 раз больше на IT-предприятии, чем в школе, преподавая информатику», — отмечает директор школы «СОлНЦе» Павел Шмаков.
В вузах республики по педагогическим направлениям подготовки обучаются более 17 тыс. студентов, рассказали в минобрнауки. Ежегодно высшие учебные заведения выпускают порядка 3 тыс. человек, из них 50% по очной форме обучения, и еще тысячу человек — педагогические колледжи. Так, к примеру, по данным Роструда, процент трудоустройства выпускников Набережночелнинского государственного педагогического университета в первый год после окончания вуза составляет 85%, поделилась данными пресс-служба учебного заведения. На второй год наблюдения не ведутся. При этом в течение первого года работы 23% молодых учителей уходят из системы образования, а в течение трех лет этот показатель дорастает до 36%, рассказывал Хадиуллин на казанской «августовке».
Судя по объявлениям казанских школ на сервисах подбора персонала, в педагоги брать готовы уже практически кого угодно. «Срочно! Требуется учитель начальных классов», — говорится в объявлении одной татарской гимназии. В требованиях только ответственность и дисциплинированность, никакого опыта или педагогического диплома, видимо, не нужно. А вот еще забавное: МБОУ СОШ ищет учителя русского языка и литературы, требование — свободное владение русским языком… Профильное образование и опыт в данном случае приветствуется. В другую школу ищут учителя английского языка, у которого есть профильное образование, актуальная справка о наличии/отсутствии судимости и готовность пройти медосмотр. Часто в объявлениях прямым текстом заявляют о нагрузке в 27 часов при норме в 18 часов на одну ставку. Многие школы пишут и о том, что готовы брать на работу студентов старших курсов. В министерстве образования и науки РТ сообщили, что в школах и детских садах республики сегодня работают 630 таких студентов, в прошлом году их было 800.
Объявления частных школ и гимназий выглядят более располагающе: предлагают питание по системе «шведский стол», спортзал, бассейн и, конечно же, дружный коллектив. Но и требования чуть выше: опыт, обеспечение высокой эффективности и результативности в работе, знание языков.
Из чего складывается зарплата учителя?
В минобрнауки РТ и минфине Татарстана (куда корреспондента «БИЗНЕС Online» с соответствующим запросом перенаправило министерство науки и образования республики) предпочли не отвечать на вопрос о размере средней зарплаты учителя в РТ. В объявлениях школы предлагают зарплату примерно в диапазоне от 30 тыс. до 70 тыс. рублей. Но есть данные Росстата, самые свежие — за январь – июнь 2024 года. Средняя зарплата педагогических работников бюджетных общеобразовательных организаций в России — 71,4 тыс. рублей, в Татарстане — 60 тысяч. Справедливости ради стоит отметить, что, если вычеркнуть из статистики Москву (143,8 тыс.), Московскую область и Крайний Север, республика окажется едва ли не в лидерах, тем не менее...
«БИЗНЕС Online» подробно изучил положение об условиях оплаты труда педагогов и поговорил с самими учителями, чтобы понять, сколько зарабатывают педагоги в РТ на самом деле. В материале мы вынесли за скобки частные учреждения, в которых с оплатой труда, как правило, все хорошо, она обеспечивается в основном за счет средств родителей. К тому же в Татарстане всего 29 частных учреждений из почти 1,4 тыс. школ.
Судя по объявлениям казанских школ на hh.ru, в педагоги брать готовы уже практически кого угодно. «Срочно! Требуется учитель начальных классов», — говорится в объявлении одной татарской гимназии.
Заработная плата учителей в республике состоит из следующих компонентов:
- базовый оклад;
- выплаты стимулирующего характера;
- выплаты компенсационного характера.
При этом, конечно, стоит учитывать, что не каждый учитель получает все эти доплаты одновременно.
Оклад. Размер оклада зависит от квалификационного уровня педагогического работника. Учителя находятся на последнем, четвертом уровне. Их оклад составляет 25 250 рублей. Это размер зарплаты за одну ставку, т. е. за норму в 18 часов учебных часов в неделю.
1-й квалификационный уровень: 24 900 рублей:
— инструктор по труду;
— инструктор по физической культуре;
— музыкальный руководитель.
2-й квалификационный уровень: 25 000 рублей:
— концертмейстер;
— педагог дополнительного образования;
— педагог-организатор;
— социальный педагог;
— тренер-преподаватель.
3-й квалификационный уровень: 25 140 рублей:
— воспитатель;
— мастер производственного обучения;
— педагог-психолог;
— методист.
4-й квалификационный уровень: 25 250 рублей:
— учитель;
— преподаватель (кроме должностей преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу);
— преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины;
— руководитель физического воспитания;
— старший воспитатель;
— старший методист;
— тьютор;
— учитель-дефектолог;
— учитель-логопед;
— педагог-библиотекарь.
Надбавки за квалификационную категорию. Педагоги могут получить два вида категории: первую и высшую, которые даются по результатам аттестации. Учитель имеет право на аттестацию на первую категорию после двух лет работы, а затем и на высшую. Категории действуют в течение пяти лет, после чего требуется переаттестация. Итак, доплата за первую категорию для учителей составляет 12% от базового оклада, т. е. 3 030 рублей за одну ставку, а за высшую — 24%, это 6 060 рублей.
Надбавки за стаж работы. Размер надбавки для педагогов, работающих от 2 до 6 лет, — 2% (505 рублей) от оклада, от 6 до 10 лет — 3% (758 рублей), от 10 до 15 лет — 3,5% (884 рубля), свыше 15 лет — 4% (1 010 рублей).
Выплаты за качество выполняемых работ. Устанавливаются на основе критериев эффективности работы, утверждаемых самой организацией. Рекомендуемая доля фонда оплаты труда на эти выплаты — 16%. Педагоги рассказывают, что обращают внимание на публикации в журналах, участие в конференциях и других мероприятиях — спортивных соревнованиях, интеллектуальных играх, участие в деятельности профсоюза и пр. Оцениваются успехи детей в олимпиадах, конкурсах, конференциях, соревнованиях. «Кроме того, пристальное внимание уделяется соблюдению педагогом трудового распорядка: приход в школу за 20 минут до начала уроков, наличие формы, присутствие на дежурном посту, на педсоветах и прочее. Отдельно рассматривают деятельность классного руководителя: охват горячим питанием учащихся, количество присутствующих родителей на собраниях, достижения класса в конкурсах и так далее», — отмечает один из педагогов Казани. «Нам даются баллы за участие в профессиональных конкурсах и в конкурсах наших учеников, за олимпиады, конференции, мероприятия с классом, публикацию своих статей. За все это даются баллы, которые впоследствии конвертируются в деньги», — объясняет другая собеседница издания.
Надбавки за звания и награды. За почетные звания РФ, СССР надбавка составляет 7% от базового оклада (1 767,5 рубля), за почетные звания РТ — 6% от базового оклада (1 515 рублей). Ведомственные награды — 4% (1 010 рублей).
Доплата за классное руководство. Из федерального бюджета за классное руководство сельские учителя и педагоги из населенных пунктов до 100 тыс. жителей получают доплату в 10 тыс. рублей, городские — 5 тыс. рублей за один класс. Плюс из средств республики классные руководители получают 550 рублей в месяц и 80 рублей за каждого ученика в классе.
Выплаты за проверку письменных работ (тетрадей). Здесь все чуть сложнее. Выплаты зависят от фактических часов работы, количества учеников в классах. По нормативу, к слову, в городских классах должно быть 25 человек, в школах с интернатом — 20, в сельских — 14. Базовый оклад умножается на коэффициент нагрузки по часам, затем на коэффициент нагрузки по ученикам, к результату прибавляется надбавка в процентах за предмет и компенсация на книги (100 рублей).
Учителя начальных классов, русского языка, литературы, родного языка и математики получают надбавку в размере 12% от оклада. Преподаватели иностранных языков — 7%. Учителям информатики, обществознания, биологии, химии, физики и географии доплачивают 3,6%. Например, при нагрузке в 18 часов и 25 учеников в классе, за проверку работ по русскому языку, литературе, математике и у начальных классов учитель получит 3 030 рублей в месяц, по иностранному языку — 1 768 рублей, а по информатике, обществознанию, биологии, химии, физике, географии — 909 рублей.
Учителя начальных классов, русского языка, литературы, родного языка и математики получают надбавку в размере 12% от оклада
Выплаты за заведование кабинетами. За учебные кабинеты, лаборатории, музеи выплата составляет 1 тыс. рублей в месяц. За учебные мастерские, спортзалы, учебно-опытные участки — 1,5 тыс. рублей.
За руководство методическими объединениями. 5% от базового оклада (1767,5 рубля) за руководство предметными, методическими или цикловыми комиссиями.
Доплата молодым педагогам. Это ежемесячная надбавка молодым педагогам в течение первых трех лет работы в размере 2 510 рублей. Теперь ее размер повысят до 10 тыс. рублей, анонсировал на педсовете Хадиуллин. Но это произойдет впервые с 1 января 2023 года.
— Субсидии на оплату жилых помещений, отопления и освещения; они также имеют право на получение ежемесячной компенсации жилищно-коммунальных расходов.
— Предусмотрена ежемесячная доплату за работу в селе. Есть надбавка тем, кто учит детей русскому языку в детских садах и школах в сельской местности с нерусским языком обучения.
— Предоставляют в безвозмездное пользование земельный участок под ИЖС.
— С 2020 года работает программа «Земский учитель». Учителям, которые переехали работать в село, поселок или город до 50 тыс. жителей, дают 1 млн рублей.
— Некоторые районы выплачивают единовременные деньги при трудоустройстве и дают служебное жилье.
— Для бюджетников, включая молодых учителей, есть льготная ипотека. В 2023-м педагоги получили 70 квартир, в 2024-м — 170 квартир, в 2025-м выделили 200 квартир.
— Также в 2023 году вернули грант «Наш новый учитель» для поддержки молодых талантливых учителей. Он действовал с 2011-й по 2019-й. Количество таких грантов увеличится с 200 до 500.
— Учителям будут положены ежемесячные выплаты в размере 20 тыс. рублей на аренду жилья.
Кроме того, 350 учителей отдельной категории получат сертификаты на улучшение жилищных условий, каждый из которых составит 1 млн рублей, анонсировал Хадиуллин.
Премия из фонда оплаты труда. Размер фонда, предусмотренного на премиальные выплаты, составляет не менее 2% фонда оплаты труда. Особых критериев получения премии нет, средства из фонда просто ежемесячно распределяются по всем учителям. В расчетках педагогов выплата выглядит как «премия 2%».
Надбавки за специфику образовательной программы.
- Работа в организациях с интернатом: 5,5% от базового оклада (1 389 рублей).
- Лицейские и гимназические классы: 5,5% (1 389 рублей).
- Психолого-педагогические комиссии: 4% (1 010 рублей).
- Преподавание русского языка и литературы в школах с нерусским языком обучения в селах и ПГТ: 5% (1 262,5 рубля).
- Преподавание родных языков (татарский, чувашский, марийский): 5% (1 262,5 рубля).
- Применение иностранного языка в школах с углубленным изучением иностранного языка: 5,5% (1 389 рублей).
- Кадетские корпуса: 20% (5 050 рублей).
Надбавки за преподавание в полилингвальной школе «Адымнар»
Преподавание предметов на английском языке (полилингвальная программа обучения): 70% (17 675 рублей).
Преподавание предметов на татарском языке (билингвальная программа обучения): 30% (7 575 рублей).
Расчетка учителя в одном из татарстанских лицеев (литеры классов изменены в целях сохранения анонимности), 1,5 ставки
Нагрузка в 1–4-х классах (2Г) — 2558,29 рубля.
Нагрузка в 1–4-х классах (3А) — 2558,29 рубля.
Нагрузка в 1–4-х классах (3Б) — 2558,29 рубля.
Нагрузка в 1–4-х классах (4А) — 2558,29 рубля.
Нагрузка в 1–4-х классах (4Б) — 2558,29 рубля.
Нагрузка в 1–4-х классах (4В) — 2558,29 рубля.
Нагрузка в 5–9-х классах (5А) — 3837,46 рубля.
Нагрузка в 5–9-х классах (6Б) — 3837,41 рубля.
Нагрузка в 5–9-х классах (7В) — 3837,46 рубля.
Нагрузка в 5–9-х классах (8Г) — 3837,46 рубля.
Нагрузка в 5–9-х классах (9А) — 3837,46 рубля.
Проверка тетрадей 2Г — 250,59 рубля.
Проверка тетрадей 3А — 200,47 рубля.
Проверка тетрадей 3Б — 229,11 рубля.
Проверка тетрадей 4А — 164,67 рубля.
Проверка тетрадей 4Б — 243,43 рубля
Проверка тетрадей 4В — 214,79 рубля
Проверка тетрадей 5А — 332,93 рубля.
Проверка тетрадей 6Б — 343,67 рубля.
Проверка тетрадей 7В — 311,45 рубля.
Проверка тетрадей 9А — 279,23 рубля.
Проверка тетрадей 8Г — 343,66 рубля.
За квалификационную категорию 24,0% — 8288,88 рубля.
За стаж работы по профилю (образование) 4,0% — 1381,48 рубля.
За руководство предметной, методической и цикловой комиссией, методическими объединениями 3% — 688,74 рубля.
Работа в лицейских, гимназических классах — 191,27 рубля.
Работа в лицейских, гимназических классах — 244,71 рубля.
Работа в лицейских, гимназических классах — 261,58 рубля.
Работа в лицейских, гимназических классах — 157,51 рубля.
Работа в лицейских, гимназических классах — 168,76 рубля.
Работа в лицейских, гимназических классах — 270,02 рубля.
Работа в лицейских, гимназических классах — 196,89 рубля.
Работа в лицейских, гимназических классах — 270,02 рубля.
Работа в лицейских, гимназических классах — 219,39 рубля.
Работа в лицейских, гимназических классах — 129,39 рубля.
Работа в лицейских, гимназических классах — 180,01 рубля.
Выплата за качество по факт. баллам — 5459,84 рубля.
Премия 2% — 1111,19 рубля.
Профсоюзный взнос — 566,71 рубля.
НДФЛ — 7 368 рублей.
«Все живут на энтузиазме и выживают от зарплаты до зарплаты»
Одна ставка — это 18 учебных часов в неделю. Такой объем работы нужно проделать учителю на базовый оклад в 25 250 рублей. «Средняя нагрузка на учителя составляет порядка 25–27 часов; на практике есть случаи тарификации по 36 и даже по 42 часа учебной нагрузки на учителя. Соответственно, должностной оклад значимо увеличивается, ведь он определяется в зависимости от объема учебной нагрузки», — рассказала «БИЗНЕС Online» главный правовой инспектор труда татарстанской республиканской организации общероссийского профсоюза образования Диляра Бургуева. И это еще без учета подготовки к урокам, проверки тетрадей, заполнения отчетов, т. е. по факту в часах нагрузка получается куда больше. Некоторые учителя, особенно в лицеях, к одному уроку могут готовиться по 2–3 часа.
Итак, сколько и какой ценой зарабатывают учителя? Рассмотрим на конкретных примерах.
«Средняя нагрузка на учителя составляет порядка 25–27 часов; на практике есть случаи тарификации по 36 и даже по 42 часа учебной нагрузки на учителя»
Кейс №1. Наша героиня — учитель английского языка в школе с углубленным изучением языков. Ее стаж работы — 26 лет, имеет высшую квалификационную категорию. Нагрузка: 1,584 ставки и классное руководство. Зарплата в среднем составляет 50 тыс. рублей, рассказывает она. «Все живут на энтузиазме и выживают от зарплаты до зарплаты, — говорит педагог. — А если, например, у учителя нет мужа и, допустим, двое детей хотя бы, как вот один человек может с этим справиться, я ума не приложу».
За классное руководство педагог получает около 7 тыс. рублей, за заведование кабинетом — 444 рубля, выплата за качество работы — 6,5 тыс. рублей, доплата за высшую категорию — 8,7 тыс. рублей, за стаж работы — 1,5 тыс., проверка тетрадей — около 3 тыс. рублей в месяц. При этом на большую нагрузку она не жалуется — школа работает только в первую смену, администрация лояльна, рабочий день заканчивается к 15:00. «У меня проверка тетрадей минимальная, и нововведение с сокращением количества контрольных работ, конечно, радует. Но у учителей русского и математики тетради каждый божий день. Наша зарплата никого никогда не устраивает. Мы просто пытаемся как-то выживать, радоваться и уже доживать до пенсии. И то на пенсию не уйдешь, потому что пенсия педагога с таким же стажем, как у меня, — 15–16 тысяч. На такие деньги, сами понимаете, жить трудно, педагоги в этом возрасте вынуждены работать», — отмечает она.
При этом есть отдельные внеклассные занятия с детьми, сдающими ОГЭ и ЕГЭ, которые никак отдельно не оплачиваются. «В твоих интересах, чтобы твои дети вышли на высокие баллы по ЕГЭ, поэтому все равно им внимание уделяешь, их отдельно собираешь — это либо нулевые уроки, либо седьмые-восьмые уроки. Понятно, что у каждого из них есть и репетитор вне стен школы, но ты тоже работаешь в этом направлении. Потому что если ребенок в твоем классе вдруг получил низкие баллы на ЕГЭ, то на совещании в августе перед 1 сентября ты получаешь нагоняй на глазах у коллег», — рассказывает наша собеседница.
Размер отпускных у педагога — около 100 тыс. рублей. «Растянуть их на три месяца очень-очень сложно, потому что есть еще коммунальные услуги, свои дела, ребенка собирать в школу нужно. Путешествовать, конечно, уже никак не получается. В конце августа 100 процентов ни у одного педагога денег уже практически нет», — добавляет она.
«Если добавить выполнение функции классного руководителя за один класс-комплект — в городе плюс 7–8 тысяч, на селе плюс 10,6–13 тысяч, то есть порядка 60 тысяч рублей при нагрузке 1,38 ставки и классное руководство»
Кейс №2. Учитель русского языка и литературы в гимназии с работой в две смены. Стаж работы — 15 лет, имеет высшую квалификационную категорию. Нагрузка — 32 часа в неделю, это 1,7 ставки. Работает преподавательница в две смены: с 7:30 до 17:30. «Зарплата еще без всех вычетов — 64 700 рублей. Из нее в дальнейшем вычитается 8 400 рублей налогов, а также еще профсоюзные сборы. И на руки чистыми я получаю около 52 тысяч. Из них еще 5 тысяч — путинская премия за классное руководство», — рассказывает учительница. Плюс за классное руководство она получает еще 2 700 рублей.
«Казалось бы, 52 тысячи — неплохая сумма, тем более для женщины, но нужно понимать, что если взять менеджера тоже с зарплатой в 52 тысячи, то у него вся работа в компьютере, — размышляет педагог. — Он не выгружается эмоционально на своей работе. Поэтому у учителя наступает выгорание. Ты каждому ребенку даешь эмоцию на протяжении 9 месяцев. Поэтому учителя начинают „дышать“ только в каникулы. Я считаю, что 52 тысячи для такой работы — это очень мало. Оплачивать ипотеку, услуги ЖКХ и расходы на детей на такую сумму крайне сложно. Помимо этих расходов, есть еще каждодневные».
Кейс №3. Учитель в сельской местности. Этим примером и двумя ниже с нами поделились в республиканском профсоюзе. Итак, педагог с нагрузкой 1,779 ставки — это 32 учебных часа — имеет первую квалификационную категорию, выслугу лет, баллы за качество работы и премию в 2%, заведует кабинетом, мастерской и методическим объединением. Итого к начислению без удержания НДФЛ — 68,2 тыс. рублей (59,4 тыс. рублей на руки). А что, если не так сильно перерабатывать?
Кейс №4. Учитель с нормативной нагрузкой в 18 часов в сельской местности, с первой квалификационной категорией, доплатами за проверку письменных работ, за заведование кабинетом и мастерской, за стаж работы получает… 38,6 тыс. рублей. И это еще с учетом доплаты за качество работы в размере 4 728 рублей.
Кейс №5. Еще один пример учителя высшей категории, уже с 1,3 ставки, близкой к нормативу. С доплатой за стаж работы, за заведованием кабинетом, за проверки письменных работ, с баллами за качество работы, но без функции классного руководителя за 25 учебных часов получает 46–48 тыс. рублей — до вычета НДФЛ!
«Если добавить выполнение функции классного руководителя за один класс-комплект — в городе плюс 7–8 тысяч, на селе плюс 10,6–13 тысяч, то есть порядка 60 тысяч рублей при нагрузке 1,38 ставки и классное руководство», — рассказывают в профсоюзе.
Кейс №6. А как себя чувствуют молодые педагоги? «Когда я пришла (понятно, что у меня не было абсолютно никакого стажа), зарабатывала чистыми 16 тысяч в месяц. На следующий год уже зарплата повысилась в 2 раза. Надбавки за лицейские классы были, но они очень маленькие. Есть за олимпиадную работу, но они очень редкие, а также задерживаются», — рассказала уже бывший учитель русского языка в одном из лицеев Казани. Помимо этого, специалист получала доплату для молодых педагогов — 2,5 тыс. рублей.
Каждый день она вела по четыре урока — получается, при шестидневке общая нагрузка составляла 24 учебных часа. «Но нужно учитывать, что работа учителя на этом не заканчивается. Ты должен готовиться к урокам, проверять домашние задания. Последнее уже задача не из легких — доплаты за тетради катастрофически маленькие (в месяц где-то тысяча за один класс). Представляете, сколько раз ты должен проверять у пятиклассников по нормативу? Каждый день», — говорит она.
С доплатой за стаж работы, с заведованием кабинетом, с доплатой за проверки письменных работ, с баллами за качество работы без функции классного руководителя при нагрузке 25 учебных часов к начислению без удержания НДФЛ порядка 46–48 тыс. рублей
Своей зарплатой педагог, конечно, была недовольна: «Возможно, кто-то скажет, что у меня действительно мало часов, но мне кажется, что труд учителей должен оплачиваться по достоинству, ведь они должны выполнять не только образовательную функцию, но еще и воспитательную, психологическую. Они закладывают, так же как и родители, нравственную основу характера в человеке. Поэтому каждый день, приходя домой после четырех уроков, я ощущала себя просто опустошенной. Мне не хотелось идти в школу на следующий день».
Кейс № 7. Еще одна молодая учительница русского языка работает в обычной школе уже четвертый год. Начинала еще будучи студенткой, без официального трудоустройства. «По деньгам выходило немного, но и нагрузка была минимальная, чтобы я могла совмещать дневное обучение с работой. Проводила по два-три урока в день с 5-м классом, чье поведение оставляло желать лучшего. Не ожидала, что застану броски стульями, карандаши в носу, поход в туалет в цветочный горшок… И все это во время урока, в мой первый год работы. Знали ли дети материал? Сомнительно. За эту нагрузку я получала около 11 тысяч», — вспоминает она.
Во второй год работы девушка начала трудиться официально и взяла нагрузку побольше: «Мне дали три пятых класса, с которыми у нас сложились удачные взаимоотношения. 27 часов в неделю, меня также не напрягают с внеурочной деятельностью, мероприятиями от школы, классным руководством, освобождают от уроков во время экзаменов в институте, меняют расписание всей школы, чтобы я могла совмещать свое учебное расписание с работой. И я получаю около 30 тысяч в месяц». Прошлый год педагог отработала как дипломированный молодой специалист. «Получила нагрузку в 35 часов, классное руководство, участвовала в различных мероприятиях. Кроме того, защитила проект для получения гранта „Наш новый учитель“. Без учета премий и дополнительных выплат моя зарплата составляла примерно 50 тысяч. С премиями же жизнь казалась значительно слаще. Не могу сказать, что я получаю крайне мало, но и для комфортной жизни данных денег недостаточно».
Кейс №8. Еще одна учительница русского языка работает в обычной школе три года, а начинала еще студенткой. «Тогда не было надбавок, потому что я работала без диплома, как студент. В первые два года брала 21 час в месяц, получая за это чуть более 20 тысяч до вычета налога. Эти часы почти не ощущались, мне нравилось работать в школе», — рассказывает она.
Зато теперь у педагога 30 учебных часов, классное руководство, кружок, дополнительные занятия с теми, кто сдает ОГЭ. «И эти 30 часов уже сильно ощущаются физически, потому что, помимо того что провожу по 6 уроков ежедневно, я работаю с классом — с ними нахожусь с семи утра и примерно до трех дня. Очень сильно устаешь от детей. Сейчас уже хорошая зарплата — я получаю более 60 тысяч на руки, но есть сильная усталость. За такую нагрузку, я считаю, учителя должны получать в несколько раз больше — мы отдаем работе себя целиком».
Еще один пример из реальной расчетки от профсоюза образования РТ: зарплата молодого специалиста без стажа работы, пока не аттестованного на квалификационную категорию, без классного руководства, не обремененного заведованием кабинетом, еще не наработавшего баллы за качество и работающего на одну ставку, — 26 тыс. рублей до вычета НДФЛ. «Если добавляют функционал по классному руководству, через полгода доплату за качество, то на селе это плюс порядка 15–17 тысяч, в городе — 11–12 тысяч рублей», — добавляют там.
Согласно «майским указам» президента РФ Владимира Путина, средняя зарплата педагогов должна быть доведена до средней зарплаты в регионе
Как зарплату подгоняют под среднюю по региону?
Согласно «майским указам» президента РФ Владимира Путина, средняя зарплата педагогов должна быть доведена до средней зарплаты в регионе. В министерстве труда Татарстана в июне сообщали, что средняя зарплата в РТ достигла 83 тыс. рублей. Об этом же говорят и данные Росстата за период с января по май этого года. В образовании за первые пять месяцев 2025-го зарплата составила 66 тыс. рублей, при этом Росстат не уточняет, о каких конкретно работниках образования идет речь. Но все же, судя по этим данным и рассказам педагогов, можно сделать вывод, что средняя зарплата не дотягивает до среднереспубликанских значений? А вот и нет! Зарплату дотягивают до средней по региону, но… только с помощью премий, которые выплачивают примерно три раза в год.
«В летний период при начислении отпускных суммы „доведения“ (по настоянию профсоюза) входят в состав среднего заработка. Из практики начислений размер единовременной выплаты составлял от 6 тысяч до 23 тысяч рублей, — сообщили „БИЗНЕС Online“ в республиканском профсоюзе образования. — Источниками выплат по доведению являются средства фонда экономии заработной платы, дополнительное финансирование из бюджета Татарстана. Суммы „доведения“ различны не только по типу образовательных организаций, но и по районам республики. Самые значимые суммы доведения по Казани».
О таких премиях «БИЗНЕС Online» рассказывают и учителя. Одна из молодых педагогов сообщила, что в ее школе есть дополнительные выплаты на День учителя, Новый год, в конце квартала. Другой опытный педагог рассказывает, что премии стали особенно хорошими последние два года: «На день учителя, на Новый год давали, можно было уже как-то вздохнуть».
В расчетках педагогов премия значится как «единовременная поощрительная выплата». Так, к примеру, у учительницы английского языка в Зеленодольском районе такая выплата в конце первого квартала составила 23,3 тыс. рублей. А если считать с начала года, то среднемесячная зарплата педагога до вычета НДФЛ — 90 тыс. рублей. Получается, что до средней по региону зарплаты все-таки доводятся. Правда, средняя чистыми получается 78,6 тысячи.
По данным мониторинга профсоюза «Учитель», в 2023 году в 40% регионов страны оклады педагогических работников не превышали половины МРОТ
Как все должно работать в идеале?
Эксперты и учителя уже не первый год обращают внимание на то, что педагог должен получать достойную оплату, работая только на одну ставку. «Мы с учителями порой сидим, разговариваем между собой и пришли к выводу, что просто не надо ничего выдумывать. Не нужно вот этого „здесь в конкурсе участвуйте, тут печатайтесь, на ‚Учитель года‘ съездите, олимпиаду выиграйте“. Просто единоразово поднимите ставку! Просто с 1 сентября дайте указ, что учитель будет получать за ставку 100 тысяч, допустим. Сразу повалит народ в педуниверситеты, сразу же поднимется статус учителя», — рассуждает одна из казанских учительниц.
«Сейчас директора обязаны делать все, чтобы в их конкретной школе средняя зарплата была не ниже, чем средняя зарплата по региону. Что такое средняя зарплата по школе? Кто-то может получать, например, 100 тысяч, а кто-то — 20 тысяч, и средняя там будет 50–60 тысяч. Это первое. Во-вторых, нет уточнений, чтобы это была средняя зарплата по региону за ставку. Директор чаще всего очень заинтересован в том, чтобы учителя брали большие нагрузки. Например, когда я приехал в Москву в 2024 году, пошел устраиваться в школу, нигде меньше, например, чем на 33 часа меня в школу не брали, — рассказал „БИЗНЕС Online“ председатель профсоюза „Учитель“ Дмитрий Казаков. — Мой директор в Нижегородской области, к примеру, не стремился вообще брать новых учителей. Он всячески пытался сделать так, чтобы к нему новые учителя не приходили в школу, и нагружал собственных учителей нагрузкой, чтобы у них 6 дней были по полной программе загружены. И там, например, учитель английского языка вела 56 уроков в неделю — это вообще непостижимо. Просто она в тяжелом финансовом положении, ей нужно учить детей, и она соглашается на это. За 56 часов ты получишь что-то ближе к 100 тысячам, но это приведет к тому, что качество образования падает кардинально».
При этом по сравнению с другими регионами ситуация в Татарстане еще не самая плохая. По данным мониторинга профсоюза «Учитель», в 2023 году в 40% регионов страны оклады педагогических работников не превышали половины МРОТ. В Карачаево-Черкесской Республике, Еврейской АО, Вологодской области и Республике Алтай оклады учителей и вовсе были менее 5 тыс. рублей. Позиция профсоюза такова: минимальный оклад учителя должен быть в размере не менее двух региональных МРОТ.
На необходимость доведения зарплаты до средней путем повышения оклада не раз обращал внимание и республиканский профсоюз образования. В организации ранее отмечали, что 70% заработной платы должен составлять базовый оклад. В прошлом году профсоюз обращался с письмами к раису РТ Рустаму Минниханову, где просил повысить размер оклада для педагогов, а также повысить оклады учебно-вспомогательного персонала (вожатых, помощника воспитателя, младшего воспитателя и т. д.) и общеотраслевого персонала (гардеробщик, дворник, повар и т. д.) до уровня МРОТ. В итоге базовые оклады удалось индексировать, с 1 мая 2025 года всем категориям работников образовательных организаций базовые оклады установлены в размере не ниже величины МРОТ РФ.
На необходимость доведения зарплаты до средней путем повышения оклада не раз обращал внимание и республиканский профсоюз образования
Однако системному решению проблемы препятствует затянувшийся процесс выработки федеральных подходов к изменению оплаты труда. «Практически два года федеральные органы власти говорят о выработке в ближайшие сроки единых подходов к формированию заработной платы педагогических работников во всех регионах России, — отмечает Бургуева. — В концепции общефедеральных подходов к формированию оплаты труда педагогических работников мы бы видели возврат к многоразрядной тарифной сетке, с установлением первого разряда в размере не менее двух величин МРОТ РФ».
Действительно, глава минпросвещения Сергей Кравцов говорил недавно, что ведомство совместно с минтрудом разрабатывает единые критерии начисления заработной платы для учителей. Систему протестируют в трех регионах страны — Владимирской и Сахалинской областях и Удмуртии. Планируется, что новую модель утвердят в 2026 году и запустят во всех регионах страны в 2027-м.
А пока реальный двигатель зарплат — увеличение МРОТ, отмечают в республиканском профсоюзе. Предполагается, что с января будущего года он будет равен 27 тыс. рублей.
«О том, чтобы ребенок хорошо выглядел, родители должны заботиться. О том, чтобы учитель хорошо выглядел, должно заботиться государство. Должны выделяться деньги», — считает Шмаков
«Ты не имеешь права ни на что: должен просто закрыть рот и ставить тройки. Стоишь как голый»
Низкий престиж профессии. Учителя с непрезентабельным внешним видом и скромным образом жизни не вызывают у школьников желания следовать их примеру или прислушиваться к их словам. И конечно, это подрывает авторитет педагогов. «Думаете, учителя могут себе позволить парфюм даже какого-то базового уровня? Это будет максимум парфюм, купленный в „Магните“. У тебя нет прически, денег на маникюр, я уже не говорю о том, чтобы фитнесом заниматься, — жалуется одна из казанских педагогов. — Хотелось бы в школах видеть стильно одетых, ухоженных преподавателей, с внутренним ощущением полноты жизни, которые в летний отпуск съездили куда-нибудь на Байкал, Алтай, необязательно даже в Турцию, но этого же нет».
«О том, чтобы ребенок хорошо выглядел, родители должны заботиться. О том, чтобы учитель хорошо выглядел, должно заботиться государство. Должны выделяться деньги, — считает Шмаков. — В государственной школе кому об этом думать? Задумываются же о том, как выглядит здание школы… У нас решают кусочки задач — о зданиях школ думают, а об образовании целиком нет».
«Учителем работать тяжело именно эмоционально. Помимо того что нужно хорошо знать свой материал, рассказывать его, придумывать какие-то интересные фишки для урока, ты еще обязан постоянно дергать учеников, потому что у них зачастую отвратительное поведение, они совершенно не уважают учителей, относятся к ним как к обслуживающему персоналу, — отмечает одна из молодых педагогов. — Есть дети, которые очень воспитанные, они уважительно относятся к труду, задают вопросы, делают все, что ты скажешь. Это здорово. И ради таких детей, конечно, хочется работать».
«Государство естественным образом не очень обращает внимание на школу. Оно обращает на школу внимание, когда происходит скандал. Скандал — учительницу снимают, когда она кричит. И вот тогда государство начинает думать. Медицина и просвещение должны быть однозначно на первых полосах газет, потому что у всех есть дети и у всех есть здоровье, но это немножко отодвигается или решается, когда приспичило: есть деньги — надо срочно построить школу. Это хорошо. Но школа, построенная и непродуманная в плане того, какой там будет коллектив, почти бесполезна», — добавляет Шмаков.
Молодежь не идет в школы. Молодые специалисты часто не задерживаются в школах. «Поступки говорят сами за себя. У нас учителя английского языка стоят в паре еще с кем-то. И вот я работаю в этой школе 10 лет и в паре каждый год состою с каким-нибудь молодым педагогом, который через два года исчезает», — говорит учитель одной из школ Казани.
У молодых специалистов на старте без квалификации и баллов за качество зарплата меньше, чем у более опытных педагогов, так что многие подрабатывают в репетиторстве, а кто-то сразу после вуза идет в онлайн-школы. «Учитель в школе, работающий на нормальную ставку, себя не прокормит. И вот это проблема, — говорит директор школы „СОлНЦе“. — Это сразу означает то, что учителю, работающему на ставку, да еще к тому же без большого опыта, приходящему после университета, первый год-два-три нельзя устраиваться только в школу».
Репетиторство как выход. Учителя начинают заниматься репетиторством, конечно, если нагрузка позволяет. «Зарплата учителя в школе — порядка 400 рублей за час. А репетиторство — это минимум 700 рублей, у хороших учителей — 1 тысяча рублей», — отмечает Шмаков. Топовые педагоги могут брать еще выше — до 2,5–5,5 тыс. рублей за 60 минут, особенно если речь о подготовке к ЕГЭ. Неудивительно, что многие молодые педагоги видят будущее только за репетиторством: час занятия с одним учеником и с 30–40 оболтусами требует совершенно разных усилий. «Учитель должен обязательно развивать личный бренд! Как часть своей бизнес-стратегии: нарабатывать имя, участвовать во всевозможных конкурсах и грантовых программах, они могут тоже принести хорошие деньги», — говорит одна из собеседниц «БИЗНЕС Online». Тогда, глядишь, и «кормовая база» в виде постоянных учеников появится.
Некоторые сознательно идут в хорошую школу, чтобы заработать себе имя. «В крупных городах есть неплохие школы — островки нормальной жизни, где существует относительно благополучная среда. Например, где есть отбор детей при поступлении, какие-то вступительные экзамены, условия лучше, чем в других школах. Сама работа в этом учебном заведении дает тебе уже имя, какой-то престиж. И можно об этом рассказывать, а потом пытаться создавать репетиторские курсы и так далее, — говорит Казаков. — Но это очень небольшая прослойка. Из тысячи бизнесов выживает за год какой-то небольшой процент, так и тут в репетиторстве. Я это наблюдал — когда молодые и немолодые люди уходили из школы или брали какую-то минимальную нагрузку, стали заниматься репетиторством и развивать какое-то дело. У кого-то получалось, но это все тяжело. Доходы в таком деле невысокие».
Деградация качества образования. Из-за высокой нагрузки у учителей просто нет времени, чтобы хорошо подготовиться к урокам. «Если ты приходишь неподготовленным, может быть, даже будешь очень хорошие уроки, по мнению учеников, давать, ты же обладаешь, как учитель, определенными навыками и знаниями, но системная работа не получится. Последняя связана с тем, что необходимо готовиться и постоянно анализировать, что происходит, какое качество, как ученики усваивают материал, что происходит с Петей, что происходит с Ваней, как подтянуть отстающих, чтобы это была реальная работа. Тогда можно говорить, что работа идет. А когда это просто на поток поставлено — пришел, 8 уроков отвел и ушел, то, естественно, начинают относиться формально к домашним заданиям», — отмечает Казаков.
А из-за дефицита кадров школы рады принять практически любого специалиста. «На самом деле сейчас очень плачевная ситуация в стране, когда в обычных школах (не говорим о частных) нет жесткого контроля за учителями. Ты туда пришел после вуза — и слава богу. Никто не оценивает уровень знаний учителей. Главное, чтобы ты делал всю бумажную работу, вовремя сдавал всякие листочки», — отмечает одна из педагогов.
Из-за дефицита кадров школы рады принять практически любого специалиста
Школа утратила воспитательную функцию. «Учителю в современной ситуации некогда заниматься воспитательным процессом в школе, чтобы воспитывать не только косвенно или с помощью уроков, или в свободное время, или во время официальных конкурсов, мероприятий, а реально заниматься воспитательной работой, работать с детьми как классному руководителю некогда. Он не живет жизнью учеников, не знает их проблем. Не потому, что не хочет, а просто не может. Представьте: классный руководитель, у него две ставки — 36 уроков в неделю, получается, по 6 уроков каждый день. В этой куче задач, которые директор постоянно присылает (конкурсы, курсы и так далее), педагог не может реально заниматься тем, что происходит в классе, не знает, какие отношения у учеников между собой и с другими учителями», — отмечает Казаков.
Плюс у учителей нет практически никаких дисциплинарных инструментов влияния на детей. «Ты не имеешь права подойти к ребенку, ты не имеешь права его трогать, выгнать его из класса не можешь, накричать на него не можешь, в результате ты должен просто закрыть рот и ставить ему тройки. То есть ты полностью обезоружен. Стоишь как голый, — говорит один из педагогов. — И эти дети прекрасно понимают, что их никто на второй год не оставит, потому мы выпускаем в 9-м классе треть детей, которые не учились».
Давят и родители: «Учитель сейчас в тисках родительского мнения о том, как нужно преподавать. В данном плане это даже хуже, чем маленькая зарплата. То есть это постоянные жалобы, хотя родители понятия не имеют, как работает учитель, что он требует, чего хочет. Они не то что с учителями не хотят разговаривать, но даже и с директором, напрямую идут в министерство образования. В каждом коллективе находится родитель-юрист, а директор этого очень сильно боится, потому что может прийти проверка в каждую школу — и мало не покажется»
«Очень важна, конечно, успеваемость учеников, но здесь есть раздражающий фактор, когда ты не можешь оценивать их реальные знания. Ты должен рисовать оценки, чтобы никто не подумал, что плохо учишь. Все должно соответствовать цифрам, быть шито-крыто. Нельзя показывать, что у нас есть какие-то реально проблемные дети. Их не должно существовать. Я почему-то должна выводить тройки ученикам, которые ничего весь год не делали. Если я поставлю двойку ему за четверть, проблемы будут у меня», — подтверждает мысль другая собеседница газеты.
Ярким примером дополнительной нагрузки на учителей стал перевод школьных чатов на платформу «Сферум»
Бюрократизация и прочая дополнительная нагрузка. Параллельно учителей нагружают еще и бумажной работой, хотя не так давно ее объем стал меньше, отмечают педагоги. Рособрнадзор докладывал, что число документов, которые приходилось заполнять педагогам разных уровней образования, сократилось в 25 раз. «Действительно в последнее время были приняты некоторые документы на уровне министерства. Есть приказ о пяти документах учителя — что учитель должен вести классный журнал, план воспитательной работы, если ты классный руководитель, характеристику составить, отмечать пропуски и рабочую программу составлять. Набор небольшой — пять документов, это вполне разумно. Но на самом деле такому никто не следует. Это всего лишь рекомендательный документ со стороны министерства. Он дает возможность на уровне школы на него ссылаться и бороться за то, чтобы так было, но на уровне школы никто этому не следует. Естественно, директор постоянно издает приказы, требует от учителей отчетности по участию в конкурсах, чего только не бывает. Отчетность достаточно большая», — говорит председатель профсоюза «Учитель» Казаков.
«Классный руководитель особенно сильно облагается всей этой бумажной волокитой, потому что в начале года нужно сдать ведомость о каждом ребенке, адрес его проживания, место работы родителей. Но это ладно, один раз в год сдать — и все. В конце четверти нужно обязательно распечатывать отчеты, успеваемость. Хотя все это есть в электронном виде. Но если взять время 3–4 года назад, то тогда излишней бюрократии было больше. Просили разные ненужные таблицы, ведомости и так далее», — говорит одна из учительниц.
Система создает и препятствия для получения дополнительного финансирования, рассказывает Шмаков. «Мне два дня назад позвонили и предложили грант на миллион рублей. Но чтобы получить грант, во-первых, нужно собрать такое количество бумаг, во-вторых, потом будет громадная отчетность. Жалко времени — миллион этого не стоит. Каждый год подводятся итоги, в гороно сидят специальные люди, известен рейтинг школ. Зачем от школы требуют еще бумаги, доказывающие что-то, чтобы ей дать эти деньги?»
Еще одним ярким примером дополнительной нагрузки на учителей стал перевод школьных чатов на платформу «Сферум». «Заставляли классных руководителей организовывать регистрацию 100 процентов родителей и детей. В этом была проблема. Учитель становился лицом, на которое вся ненависть и злость родителей направлялась. У нас действительно очень много родителей отчаянных „антицифровиков“, которые просто боялись этого. И приходилось именно классному руководителю выгребать», — рассказывает Казаков. А теперь у учителей началась новая эпопея с мессенджером Max: «Уже летом, когда у учителей отпуск, по нескольким регионам есть распоряжение местных региональных властей о том, чтобы в августе в данной системе было зарегистрировано не меньше 30 процентов родителей и 30 процентов учеников. Как учителя это будут делать?»
Комментарии 221
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.