«Сначала даже не думали, что самолет. Но когда увидели крыло, поняли все. Крыло очень большое — около 5 метров с одной стороны», — описывает очевидец Равиль детали утреннего происшествия в Казани. Около 9 часов утра беспилотник упал на один из домов в садовом товариществе «Дубки» в районе Дербышек. Возникший пожар уничтожил дом, сам летательный аппарат развалился на части. По счастливой случайности обошлось без жертв и пострадавших. В частном доме живет пенсионер, но сегодня в жилище его не было. По официальным данным, во время учебного полета аппарат потерял управление. Крушение потерпел тяжелый БПЛА «Альтиус», уточняют наши источники. Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
«Аппарат потерял управление и упал на дачный участок в СНТ «Дубки». По данным оперативных служб, пострадавших на месте нет. Возгорание ликвидировано», — рассказали в казанском Кремле
«Произошла нештатная ситуация»
Сообщения о падении летательного аппарата в Казани появились сегодня около 9 часов утра. Очевидцы выложили кадры с предполагаемого места падения, на которых видно горящий частный дом. Судя по записям, возникшее возгорание местные жители сначала пытались потушить сами с помощью воды для полива.
Чуть ранее сегодня популярные городские паблики разместили кадры с летательными средствами в небе над Казанью. На видео попали два летательных аппарата. Первый — это легкий двухмоторный самолет Cessna 337 Super Skymaster американского производства. На одной из записей можно разглядеть его бортовой номер RA-2345G. Воздушное судно имеет действующее свидетельство о регистрации, выданное в 2014 году. В сети есть фото с самолетом, сделанные на аэродроме Куркачи северо-восточнее Казани. Как выяснится позже, этот самолет сопровождал упавший беспилотник, с него велся визуальный контроль. «Порядок такой: сначала взлетает Cessna, встает в круг и ждет „Альтиус“, потом он взлетает, начинается отработка задания», — пояснил источник.
Что же тогда упало? По официальной информации, потерпел крушение гражданский летательный аппарат. Во время испытательного полета произошла «нештатная ситуация», рассказали в пресс-службе раиса РТ. Там отметили: «Аппарат потерял управление и упал на дачный участок в СНТ „Дубки“. По данным оперативных служб, пострадавших на месте нет. Возгорание ликвидировано», — рассказали в казанском Кремле. Других подробностей, в том числе тип потерпевшего крушение аппарата, там не уточнили.
Судя по кадрам очевидцев, на территории садового товарищества в районе поселка Дербышки упал тяжелый беспилотник. На одной из записей можно заметить, что полет выполнялся вместе с самолетом сопровождения. Информацию о том, что упал беспилотник «Альтиус», подтвердил источник «БИЗНЕС Online» в авиационных кругах. Другой собеседник в правоохранительных органах подтвердил, что дрон упал в СНТ, никто не пострадал.
К моменту приезда корреспондента «БИЗНЕС Online» территорию СНТ частично оцепили сотрудники полиции
«Как раз один из них упал. Грохот хороший был!»
К моменту приезда корреспондента «БИЗНЕС Online» территорию СНТ частично оцепили сотрудники полиции. Скопилась пробка из машин местных жителей и спецслужб. Пропустить по узкой однополоске не было возможности даже силовиков, все шли пешком. Возгорание потушили, и сотрудники ГАИ освобождали проезд пожарным машинам, чтобы те могли доехать до пруда неподалеку и залить место пожара.
Так что пройти к месту крушения не вышло, но удалось поговорить с местным жителем Равилем. По его словам, трагедии удалось избежать чудом. В доме, на который упал беспилотный летательный аппарат (БПЛА), проживал пенсионер, но сегодня его там не было. Мужчина рассказал, что с 5 часов утра над СНТ кружил белый самолет (вероятно, замеченный Cessna).
После этого в районе 8:30 появилось еще два. По словам очевидцев, такие летательные аппараты в небе они видели впервые. «Как раз один из них упал. Грохот хороший был! Мы с дочкой услышали, вышли на улицу. Ходили, смотрели, точно знаем, что на русском было написано», — рассказал мужчина. По его словам, пожарные передали жителям, что пострадавших нет. «А мы до их приезда своими силами тушили. Сначала даже не думали, что самолет. Но когда увидели крыло, поняли все. Крыло очень большое — около 5 метров с одной стороны только», — добавил очевидец.
На еще одном участке в СНТ беспилотник при падении зацепил крышу дома. Владелец строения подходил к полицейским с вопросом: «К кому мне обращаться, чтобы починили? Кто компенсировать будет?»
В доме, на который упал БПЛА, проживал пенсионер, но сегодня его там не было
«Средствам обнаружения их не видно»
Проверку по факту «авиационного события» вблизи Казани начала татарская транспортная прокуратура. Как уточнили в надзорном ведомстве, беспилотник упал в одном километре от посадочной полосы. Можно сделать вывод, что летательный аппарат должен был приземлиться на аэродроме Борисоглебское Казанского авиационного завода.
«Обстоятельства и причины устанавливаются. На место происшествия выехали заместитель татарского транспортного прокурора и следственно-оперативная группа», — сообщили в прокуратуре. Там пообещали проверить соблюдение законодательства о безопасности полетов и при наличии оснований принять меры реагирования.
В казанских чатах, помимо публикаций о происшествии, можно встретить вопросы о том, допустимы ли такие испытательные полеты над жилым сектором. «Все испытания над Дербышками. Летите в поле!» — написал один из пользователей.
Беспилотникам в городской черте летать запрещается, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. По его словам, такие полеты становятся возможными из-за отсутствия должного контроля. БПЛА летают на небольших высотах для стандартных радаров.
«Средствам обнаружения их не видно. И даже если где-то происходят нарушения, то они не фиксируются до тех пор, пока не происходит какое-то событие, как падение, о котором мы узнаем и которое произошло в административных границах населенного пункта», — говорит эксперт в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Еще одна сложность с БПЛА состоит в недостаточной регламентации их полетов. Устраивающей всех универсальной схемы просто нет, как и систем контроля за ними. «Это новое явление, оно влетело в нашу жизнь, и оказалось, что они (беспилотники — прим. ред.) во многом конфликтуют и с гражданской авиацией, с которой надо как-то делить воздушное пространство безопасно, и с наземной инфраструктурой», — поясняет Гусаров. По этой причине, например, до сих пор нет дронов-доставщиков в мегаполисах. «Потому что высотная застройка, деревья, линии электропередачи, огромное количество препятствий, которые будут постоянно приводить к различного рода авариям. В целях безопасности пока мы еще не готовы допустить беспилотники в нашу городскую жизнь», — продолжает собеседник издания.
В пресс-службе АО «УЗГА» (Уральский завод гражданской авиации, входит в холдинг «Технодинамика» госкорпорации «Ростех») в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили, что сегодня беспилотный летательный аппарат «Альтиус», созданный предприятием, действительно совершал испытательный полет и взлет с аэродрома базирования прошел штатно.
«Далее во время полета неустановленными внешними средствами радиоэлектронной борьбы была нарушена спутниковая навигация. Беспилотник продолжил полет по инерциальной системе навигации. Для захода на посадку пришлось уводить аппарат на второй круг. Посадка осуществлялась в инерциальном режиме, произошла нештатная ситуация», — сказано в ответе.
Беспилотный летательный аппарат «Альтиус»
Тяжелая судьба тяжелого «Альтиуса»
Не иначе как карма преследует проект по созданию тяжелого беспилотника, который вот уже 14 лет ведут в Казани. Все началось в октябре 2011 года: ОКБ им. Симонова (до мая 2014 года — ОКБ «Сокол») выиграло конкурс на научно-исследовательскую работу (НИР) «Альтиус-М». Бюро должно было разработать тяжелый — массой до 5 т — беспилотный летательный аппарат большой высотности и продолжительности полета. Такого в России тогда не было, нет и сегодня.
ОКБ обязалось к середине 2014-го изготовить два полноценных экспериментальных образца, но к концу этого года состоялся лишь первый подлет, когда самолет только отрывается от полосы и сразу опускается обратно. Тем не менее говорилось об очень впечатляющих будущих характеристиках: продолжительность полета — двое суток, масса целевого оборудования — 1 т, потолок — 15 км, дальность — более 10 тыс. километров. О самой машине известно немного. Планер выполнен из композитных материалов. Силовая установка — два дизельных двигателя. Длина (предположительно) — 11,6 м, размах крыла (предположительно) — 28,5 метра. Среди способов применения «Альтиуса» назывались многоуровневая система мониторинга газопроводов, а также протяженной инфраструктуры Арктического и других регионов.
«Альтиус» впервые взлетел в 2015-м, при этом сдача первых двух комплексов перенесена на 2018 год. Сделано этого не было. Руководство бюро обвинили в систематическом затягивании сроков и хищении выделенных на программу государственных денег. В частности, генерального директора – главного конструктора ОКБ Александра Гомзина обвинили в мошенничестве, злоупотреблении полномочиями и нецелевом расходовании бюджетных средств. Указывалось, что по ряду важнейших параметров комплекс не соответствует техзаданию. Отметим, что все это время в жизни ОКБ происходили загадочные события, которые Гомзин назвал попытками рейдерского захвата. В апреле 2018-го Александра Владиславовича задержали, он два года провел в СИЗО, потом был выпущен под домашний арест. Весной 2021 года в оставшемся без средств к существованию и обремененном долгами (1,2 млрд рублей) ОКБ ввели процедуру наблюдения, вскоре последовали заявления кредиторов о банкротстве, в июле 2021-го конструкторское бюро признали несостоятельным… Наше издание подробно описывало дело.
В конце 2018 года тему «Альтиус» у ОКБ им. Симонова забрали и передали казанскому обособленному подразделению Уральского завода гражданской авиации. По известной информации, был заключен контракт на новую НИР, которую планировалось завершить в 2019-м. По всей видимости, итогом работы должны были стать, в частности, облегченный планер и новые двигатели. Что в итоге сделано, неизвестно. Информации по теме больше не поступало, кроме одного и, похоже, случайного вброса минпромторга РТ на коллегии ведомства примерно четыре года назад. Так что сегодняшнее крушение — первое за много лет подтверждение того, что работа продолжается.
По иронии судьбы в начале июня банкротство ОКБ им. Симонова было прекращено, и, по нашей информации, предприятие будут возрождать. 30 июня суд назначил Гомзину 8 лет колонии, но тут же освободил — за истечением срока давности.
Источник «БИЗНЕС Online» в промышленности Татарстана сообщил, что «Альтиус» летает в автоматическом режиме, при необходимости включается ручное управление с земли. Летевший рядом с ним аппарат — это самолет визуального контроля. Судя по распространяемым видео, он шел слишком низко, отмечает источник. Что касается полетов над жильем, то это глиссада авиазавода, построек там быть не должно, но… они есть.
«Создание БПЛА с большой продолжительностью полета — задача нетривиальная и под силу только узкому кругу стран и фирм. Достаточно вспомнить крайне неудачный проект немецкого EuroHawk, который так и не был доведен до серийного производства и вместо которого купили американский Triton. Сейчас Airbus мучительно пытается построить еще один большой беспилотник — Eurodrone, посмотрим, как получится. Это закономерная вещь: чтобы создать сложную технику, требуется много времени, усилий и средств», — сказал в разговоре с нашим изданием директор центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
«Альтиус» не единственный большой, тяжелый беспилотник, отметил Гусаров. Например, еще есть «Орион». «Большие БПЛА не особо [быстро] разрабатываются, потому что до сих пор непонятна сфера их применения. Это показала и история с боевыми большими ударными и разведывательными дронами», — отмечает эксперт.
В качестве примера он приводит турецкие «Байрактары», которые активно использовались ВСУ в начале СВО. «Сначала говорили, что это панацея от всего, а потом оказалось, что они очень уязвимые. „Байрактары“ эффективные, но очень дорогие и легко поражаются наземными средствами ПВО», — говорит эксперт. То же самое касается и гражданских отраслей, где круг задач для таких аппаратов остается неопределенным, а стоимость их использования весьма высока. «Еще не определено их нормальное применение. В гражданской сфере (например, в народном хозяйстве) для чего использовать большие беспилотники? Нет такой востребованности. Если бы бизнес в какой-то момент сказал, что, мол, нам нужны такие беспилотники большие для такой-то задачи, то они бы уже были разработаны и серийно производились», — делает вывод Гусаров.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 120
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.