В России до трети таксопарков в крупных городах может уйти с рынка в ближайшие месяцы, а к концу 2026 года — еще около 10%. Причины — высокая ставка ЦБ, неподъемный лизинг, падение доходности и дефицит водителей. Все это может привести к росту цен на такси и снижению доступности перевозок. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на участников отрасли.
Раньше прибыльность таксопарков достигала 16% за счет регулярного обновления автопарка и продажи машин по остаточной стоимости. Однако теперь она упала до 6%, а при работе исключительно на новых авто, приобретенных в лизинг, бизнес уходит в минус — до 20%. Новые китайские авто, пришедшие на смену привычным иномаркам (например Hyundai, Kia, Škoda, Volkswagen и Toyota), не выдерживают темпов работы и требуют ремонта уже через 1,5 года.
По данным таксопарка «Шоколад», усложняют ситуацию для компаний и изменения налогового законодательства с 2025-го. Дополнительные налоговые расходы выросли на 7% от выручки. Инвестор компании Спартак Заболотский считает, что многие перевозчики будут уходить в тень, дробить бизнес, чтобы не попасть на НДС. Они и есть потенциальные банкроты, добавил он. «Если еще пару лет назад доходность до выплаты налогов была 16 процентов с учетом последующей продажи машины за полцены, то сейчас она опустилась до 6 процентов при учете эксплуатации старых автомобилей. Если работать только на новых лизинговых машинах, то рентабельность падает до минус 20 процентов», — отметил Заболотский.
Дополнительный удар по отрасли — резкое падение рынка лизинга. По данным «Газпромбанк Автолизинг», за первые месяцы 2025 года он сократился почти на 45%. Это значит, что перевозчики не могут покупать новые машины. Программы льготного лизинга, существующие сегодня, не покрывают нужды таксопарков: спецусловий именно для такси нет.
Коммерческий директор ГК «Альфа-Лизинг» Ольга Кириллова считает, что масштабное обновление машин в таксопарках начнется при условии снижения ключевой ставки ЦБ и смягчения кредитно-денежной политики. Сроки обновления зависят и от стоимости машин. Средняя цена на иномарку составляет сейчас 3,62 млн рублей и 1,56 млн — за отечественную машину, добавил он. На АвтоВАЗе «Известиям» сказали, что компания находится в прямом диалоге с таксопарками и готовит специальные предложения, в том числе выгодные акции для покупки с использованием программ корпоративного Авто Финанс Банка.
По словам участников рынка, для того чтобы избежать негативные сценарии, нужны отдельные программы лизинга, сниженные ставки и государственные меры для сдерживания дальнейшего оттока водителей. Только за 2022–2023 годы рынок лишился до 20 тыс. водителей — и это не предел. Если тренд сохранится, то цены на такси заметно вырастут, считают эксперты.
Напомним, в России стоимость поездок на такси достигла максимальных показателей за последние 10 лет. В «Яндекс Go» поясняли, что после ухода части автопроизводителей из России выросли цены на авто и их обслуживание, что отражается на стоимости километра.
В конце февраля российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предупреждал еще о возможном росте цен на такси. Это связано с принятием законопроекта, обязывающего таксопарки использовать авто отечественной сборки. Так, в мае Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла законопроект о введении требований к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси. Закон вступит в силу с 1 марта 2026 года. Согласно ему, для включения машины в реестр такси нужно выполнить одно из следующих требований: совокупное количество баллов локализации соответствует совокупному количеству баллов, установленному правительством для госзакупок, указанное авто произведено в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го.
23 января глава федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский сообщил, что в России проверят обоснованность цен на такси. По его словам, служба работает над тем, чтобы сделать систему начисления коэффициентов прозрачной и правомерной.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.