«77 памятников годами пребывают в запущенном состоянии. Их владельцы системно и демонстративно игнорируют закон. В 2026 году мы перестроим свою работу. Применение всего комплекса мер административно-судебного воздействия вплоть до принудительного изъятия станет для комитета ежедневной рутинной работой», — обещал глава комитета ОКН Иван Гущин на коллегии ведомства. Мотивация сильная: ввод памятников в экономический оборот станет мерой оценки инвестклимата региона. Работа идет: в прошлом году удалось привлечь беспрецедентные 5,6 млрд рублей инвестиций, но Лейла Фазлеева уже посоветовала избегать самых дорогостоящих решений. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Прямо сейчас реставрация идет на 32 объектах культурного наследия по всей республике
«Обращение к нерадивым собственникам прямое: если не хотите сохранять, не имеете права разрушать»
К коллегии комитета по охране объектов культурного наследия в этот раз было приковано особое внимание. За день до главного отраслевого мероприятия татарстанское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) возмутилось, что им впервые не дадут выступить и озвучить накопившиеся проблемы. В итоге после обращения лично к вице-премьеру РТ Лейле Фазлеевой руководитель татарстанского реготделения Степан Новиков все же получил слово. Но обо всем по порядку.
«2025 год стал переломным», — дал краткую, но очень популярную оценку прошедшему году глава комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин на коллегии ведомства. «Мы вышли на беспрецедентный уровень инвестиций — 5,6 миллиарда рублей. Принципиально важно, что почти половина, 2,2 миллиарда, — внебюджетные, благотворительные средства. Это модель успеха. Можно сказать, что прошедший год в Татарстане стал годом не только реставрации, но и возрождения смысла исторических зданий», — отметил спикер. 3,3 млрд рублей на реставрацию объектов ОКН выделили из бюджета республики, еще 400 млн рублей поступило из федерального бюджета.
В Елабуге зажил новой жизнью аварийный купеческий дом XIX века, где открылся детский музейно-образовательный центр «Эврика». «Сегодня это место, где в один клик можно совершить виртуальное путешествие в любой музей мира, воссоздать утраченный артефакт, прикоснуться к памятнику ЮНЕСКО», — рассказал о преображении памятника Гущин.
В Казани обновился бывший флигель усадьбы Боратынских. В музее, где сейчас можно найти в том числе личные вещи Александра Пушкина, укрепили стены и фундамент, обновили коммуникации.
Прямо сейчас реставрация идет на 32 объектах культурного наследия по всей республике. В 2026 году татарстанцы смогут увидеть обновленный Казанский ТЮЗ, на первый этап реставрации которого выделили 1,4 млрд рублей, заводскую контору Ушкова в Менделеевске, где появится музей достижений химической промышленности, и контору фабрики Комаровых в Кукморе — там разместится креативный музей валенок.
Кратко отчитавшись об успехах настоящих и будущих, Гущин перешел к проблемам
Александровский детский приют на улице Бутлерова в Казани планируют приспособить под нужды государственного фонда поддержки участников СВО «Защитники Отечества», здание земской управы в Буинске передадут управлению образования, а дом КадыраКадыра Латыпова в Апастово превратится в Дом дружбы народов. За счет федеральных средств продолжится реставрация дома Щербакова в Мамадыше и ремонт и благоустройство захоронений советских воинов на Арском кладбище в Казани.
В 2025 году в единый реестр объектов культурного наследия включили 145 объектов, в перечень выявленных объектов культурного наследия — 23, в том числе 11 ранее неизвестных объектов археологии.
Утверждены зоны охраны 331 объекта культурного наследия, а также установлены соответствующие режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам.
Внесены изменения в зоны охраны ансамбля Казанского кремля: 19 объектов культурного наследия дополнительно обеспечили зонами охраны. Прошел согласование проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории бывших Адмиралтейской, Ягодной и Пороховой слобод. Ведется подготовка соответствующего проекта постановления кабмина РТ.
В 2025 году комитет сопровождал работы по сохранению 224 объектов культурного наследия, завершены работы на 14 объектах, среди которых — храм-памятник на Казанке, мечеть в селе Маскара, дом купца Емельянова в Елабуге.
В связи с включением новых объектов в единый реестр остается открытым вопрос постановки на кадастровый учет 49 объектов. Еще 18 объектов ОКН бесхозяйные, на них невозможно оформить охранные обязательства. Местным органам самоуправления нужно обращаться в суд с исками о признании права муниципальной собственности.
За прошедший год было обнаружено более 100 ранее неизвестных памятников археологии.
Кратко отчитавшись об успехах настоящих и будущих, Гущин перешел к проблемам. Ранее комитет ОКН проводил масштабную инвентаризацию аварийных объектов. По состоянию на 1 января 2025 года в республике 184 объекта находились в неудовлетворительном состоянии. 43 из них — в муниципальной собственности и потенциально готовы к вовлечению в оборот «Сегодня существует механизм льготной продажи (за 1 рубль — прим. ред.), но надо признать честно — он не используется на полную мощность, — констатировал спикер. — Федеральным центром поставлена жесткая задача: до конца 2026 года передать инвесторам аварийные объекты для приведения их в порядок до 2030-го. Прошу обратить внимание глав районов. В планах ввести в национальный рейтинг инвестиционного климата специальный блок, посвященный эффективности ввода в экономический оборот объектов культурного наследия». Он обратился к вице-премьеру РТ Фазлеевой с просьбой поручить главам районов подготовить конкурсную документацию объектов и запустить работу по передаче 43 объектов инвесторам.
Почти за два года — с февраля 2024-го — комитету удалось вывести из аварийного состояния и вовлечь в оборот 34 культурных объекта. Но этого недостаточно, необходимо «ускориться в разы». Отдельную проблему представляют объекты культурного наследия, находящиеся в частных руках. 77 из них уже годами пребывают в запущенном состоянии.
«Их владельцы системно и демонстративно игнорируют закон. В 2026 году мы перестроим свою работу. Применение всего комплекса мер административно-судебного воздействия, вплоть до принудительного изъятия, станет для комитета ежедневной рутинной работой. Наше обращение к нерадивым собственникам прямое: если не хотите сохранять, не имеете права разрушать. В этой работе нам крайне важна действенная помощь наших коллег, органов прокуратуры Татарстана, которые уже подключились к данному направлению», — послал однозначный сигнал собственникам памятников Гущин.
Один из ключевых вызовов для реставрационной отрасли — кадры. Для решения проблемы кадрового голода в КФУ создали новую профильную кафедру и создается целая промышленная реставрационная площадка в Спасском районе. Для этих целей выделили участок в 8 гектаров. «Наша цель — наладить собственное серийное производство того, чего нам больше всего не хватает: аутентичных изразцов, декоративного литья, исторической столярки, специализированных реставрационных смесей и растворов», — объяснил необходимость создания такого комплекса спикер.
«Параллельно мы продолжим укреплять системные основы: учетную политику, зоны охраны, исторические поселения, археологию и вовлечение инвесторов. Таким образом, наша стратегическая цель остается неизменной: превратить наследие из объекта заботы в актив для развития республики», — обозначил перечень задач, стоящих перед комитетом в этом году, его руководитель.
После обращения лично Фазлеевой руководитель татарстанского реготделения Степан Новиков все же получил слово, узнав об этом за два часа до начала
«Эксперт Мартынов такую же практику «эксперта-киллера» сделал в Калуге, Новосибирске и Ярославле. В Москве он такого себе не позволяет…»
К коллегии комитета в этот раз было приковано особое внимание. За день до главного отраслевого мероприятия татарстанское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) возмутилось, что им впервые не дадут выступить и озвучить накопившиеся проблемы. В итоге после обращения лично Фазлеевой руководитель татарстанского реготделения Степан Новиков все же получил слово, узнав об этом за два часа до начала. В первую очередь он прошелся по архитектурно-градостроительным недоработкам вроде шумозащитных экранов на Кировской дамбе. «Было приятно, что, несмотря на то что о нашем обществе еще мало кто знал, власть пошла навстречу и заменила шумозащитные экраны на прозрачные. Но это, конечно, не удовлетворяет общество: как и наше ВООПИиК, так и в целом горожан. Это я могу сказать точно, — „уколол“ он. — При этом сегодня я проехался по Кировской дамбе: в зимний период это грязевые экраны, которые по факту уродуют облик нашего города».
Еще один «промах» касался снесенного 100-летнего здания бывшего клуба строителей Ленинского района на ул. Копылова, 13 в Авиастроительном районе. Его снесли в июне, клуб не имел никакого охранного статуса. «При этом мы написали письмо о выявлении [ценности] ансамбля этого объекта, включая непосредственно Дом культуры и памятник Ленину. К сожалению, на сегодняшний день ответ на наше письмо так и не дан. И в этот же день подачи письма объект был снесен», — удрученно сказал Новиков.
Позитив в выступлении руководителя ВООПИиК тоже нашелся. 2025 год запомнился работой над созданием реестра советского монументального искусства. Общественники подали уже 7 заявок на выявление и постановку на охрану мозаик.
В планах у общества охраны памятников — взятие под охрану территории «Фермы-2». «Это уникальное место не только для Казани, но и для всей России. Всего на территории Российской империи было пять подобных ферм. Одна из них в Казани, одна из них сохранилась в Харькове, три остальные были утрачены. На сегодняшний день представляется опасность его исчезновения, так как на этой территории запроектирован жилой комплекс, игнорирующий исторически сложившуюся градостроительную среду. При этом есть альтернативный проект, который сохраняет и ось, и уникальное кольцо», — обратился Новиков с просьбой обратить внимание на эту территорию.
Отдельно общественник остановился на работе эксперта Александра Мартынова, «прославившегося» тем, что посчитал революционера Мулланура Вахитова «не исторически ценной личностью», проводя экспертизу в здании на улице Петербургской, связанном с его именем. Вопросы у общества возникли и к экспертизам по другим памятникам, которые проводил специалист.
В планах у общества охраны памятников — взятие под охрану территории «Фермы-2»
«Мы также ведем мониторинг экспертиз, которые вывешиваются на сайте комитета. Мы обработали 50 экспертиз эксперта Мартынова. Какая в них суть? [Он писал], что объекты были утрачены уже в 2000-е годы и на их месте построены новые, что, в принципе, является незаконным, но время ушло. Но по 6 объектам мы обосновали, что на их месте ничего не построено и их можно воссоздать. Однако нам пришел достаточно формальный отказ, нас это не устраивает», — распалялся выступающий, напомнив о скандальной экспертизе дома Филимонова, где, по некоторым данным, родился Вахитов. Новиков попросил комитет и Фазлееву «повлиять на эксперта Мартынова» и подчеркнул, что общество будет настаивать об исключении его из экспертов.
Отдельно он подставил под сомнение эффективность передачи большого количества экспертиз одному специалисту: «50 экспертиз отдавать в одни руки… Понятно, что работа будет сделана некачественно, что, собственно, мы и видели. Мы за три дня обработали эти 50 экспертиз и нашли больше материала, чем эксперт Мартынов! Спасибо нашим коллегам-журналистам. Они сегодня мне сказали, что эксперт Мартынов такую же практику „эксперта-киллера“ сделал в Калуге, Новосибирске и Ярославле. В Москве москвич Мартынов такого себе не позволяет…» — сказал спикер. В конце он также напомнил об утраченных в 2025 году памятниках: сгоревшем деревянном доме на улице Хади Атласи и снесенном здании на Большой Красной. «Хотелось бы в целом, чтобы объекты были под более пристальным вниманием комитета», — завершил он.
«Очень важная инициатива. Мы со своей стороны готовы к самому тесному взаимодействию. Действительно, общественная сила нам сегодня очень важна и актуальна», — кратко ответил Гущин.
Казань в 2026 году стала культурной столицей исламского мира — в связи с этим академия готовит 10-томное академическое собрание сочинений Шигабутдина Марджани
«Практически каждый объект культурного наследия упирается в инфраструктурный тупик»
Сохранением исторической памяти и патриотического воспитания активно занимается и Академия наук РТ. Ее специалисты подготовили ряд экспертных обоснований для присвоения Зеленодольску статуса города трудовой доблести, рассказал президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов.
Еще один важный проект — «Татары на службе Отечества» — рассказывает о вкладе республики и народа в становление, развитие и защиту рубежей государства. В новом году Минниханов предложил проводить выездные мероприятия проекта в исторических поселениях и малых городах.
Казань в 2026 году стала культурной столицей исламского мира — в связи с этим академия готовит 10-томное академическое собрание сочинений Шигабутдина Марджани. «Это подчеркнет вклад татарской мысли в мировую исламскую цивилизацию, а также усилит научную базу для развития экскурсионных и просветительских маршрутов по объектам исламского наследия Казани и Татарстана», — сказал он.
Среди предложений и задач на 2026 год, которые предлагается реализовать совместно с комитетом ОКН: создание и открытие музея археологии РТ, разработка пилотных программ для малых исторических городов с акцентом на научный и культурный туризм, создание совместных программ практики и стажировок для аспирантов и молодых исследователей.
Об опыте работы Бугульмы с объектами культурного наследия рассказал глава района Дамир Фаттахов. Через несколько лет город отметит свое 250-летие. Работа с памятниками здесь образцово-показательная: по словам руководителя, на все объекты культурного наследия уже выданы охранные обязательства, сформированы земельные участки и уточнено местоположение границ объектов ОКН, как итог — полное отсутствие бесхозяйных исторических объектов.
Об опыте работы Бугульмы с объектами культурного наследия рассказал глава района Дамир Фаттахов
В Бугульме, как и во всем Татарстане, решили реализовать механизм продажи зданий за 1 рубль. Первый эффект есть: в доме Воловского новый собственник хочет реализовать новое пространство, а в здании реального училища (бывшем казенном винном складе) — офисы. Бугульма тоже испытывает нехватку хороших офисных пространств.
Ключевая проблема на пути инвесторов — отсутствие коммуникации и подъездных путей к памятникам. «Мы столкнулись с тем, что практически каждый объект культурного наследия, даже в самом центре города, упирается в, если так можно выразиться, инфраструктурный тупик: отсутствие подведенных коммуникаций, нормальных подъездных путей, благоустройства делает любой проект реставрации в буквальном смысле обреченным. <…> При этом инвестор, готовый вложиться в реставрацию, к сожалению, не сможет взять на себя еще и многомиллионные затраты по модернизации сетей. Наверное, это возможно в Казани, которую ежегодно посещает до 5 миллионов туристов, обеспечивая быструю окупаемость инвестиций, но пока это абсолютно нереально в таких городах, как Бугульма», — сказал Фаттахов. Для того чтобы привлекать инвесторов на такие объекты, необходимо раскручивать их историю и продвигать как значимые туристические локации, считает он.
Фазлеева, закрывая заседание коллегии, в первую очередь призвала усилить работу с масштабной инвентаризацией объектов культурного наследия. Еще один тезис выступления вице-премьера касался дороговизны работы с памятниками. «Реставрация социально значимых объектов — это наша ответственность перед жителями Татарстана не только с точки зрения объекта как такового, но и показатель финансовой дисциплины в осуществлении этой работы. Нам вместе с министерством строительства, проектными учреждениями необходимо избегать самых дорогостоящих решений. Я думаю, что не надо говорить причины такого тезиса в текущей ситуации. Любое решение должно быть четко продуманным, взвешенным, без лоббирования интересов. В связи с этим работа комитета и всех коллег ведется под пристальным вниманием надзорных органов», — наставляла коллег вице-премьер, поручив главам районов держать вопрос под личным контролем, а минстрою РТ — усилить контроль за ценообразованием и обоснованностью применяемых материалов и технологий.
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.