На этой неделе в Казани открылся международный фестиваль молодых исполнителей «Новая волна», который собрал главных звезд российской поп-музыки — Филиппа Киркорова, Ларису Долину, Валерия Леонтьева, Николая Баскова и многих других. Скажите, а вы какую музыку слушаете? Может быть, есть любимый исполнитель или коллектив? Что для вас важно в исполнителе? Со временем ваши вкусы как-то поменялись? А как оцениваете уровень российской эстрады? «БИЗНЕС Online» отвечают Максим Шевченко, Шамиль Агеев, Рамиль Мифтахов, Андрей Беляков, Ильдар Ягафаров, Мансур Гилязов, Фердинанд Салахов и др.
— К сожалению, я олдскульный товарищ, слушаю музыку Майкла Джексона, Стинга. Наших почти никого не слушаю за редким исключением. У меня в плеере есть Николай Носков, Александр Маршал, Сосо Павлиашвили. Я к таким голосам тяготею. Последний альбом Валерии, естественно, нереальный просто по качеству, по саунду. Мы его сводили в Монтрё (Швейцария), и занималась этим большая группа людей во главе с нашим сыном. Это прямо меня зацепило. Если вы послушаете, почувствуете разницу между тем, что сегодня многие делают, и как это выглядит там.Иосиф Пригожин музыкальный продюсер
Для меня важно в исполнителе все — сочетание вокальных данных, стиля, образа. Дело в том, что яркая индивидуальная личность всегда найдет дорогу в жизнь. Артистов много, а заметных единицы. Они и становятся большими звездами благодаря своей индивидуальности. А поиск талантов всегда остается важным событием. И, в общем, «Новая волна» выполняет эти задачи. Самое главное — это ярмарка молодых талантов и звезд в одном месте. Поэтому, мне кажется, здесь очень важно попасть на хорошего продюсера и компанию, которая будет заниматься артистом.
Понимаете, некоторым людям кажется, что артист сам по себе может состояться. Вообще это неправда. Мало быть талантливым, надо еще иметь команду. Сейчас целые команды работают на артиста. Ты не можешь, даже написав один большой хит и выйдя на какой-то рубеж популярности, продолжить в том же духе. Понимаете, футбольная команда хороша, когда у них есть и капитан, и спонсор, и нападающий, и защитник, и вратарь хороший. Вот шоу-бизнес сродни футбольной, хоккейной команде. Есть команда — ты красавец. Дали красивый пас Роналду — он реализовал удар, гол. Это и есть хит.
Уровень эстрады? Вы знаете, я бы не хотел акцентировать внимание только на российской эстраде. У меня многие вещи вызывают невероятные негодование и вопросы. Впрочем, недавно сходил на концерт Zivert и получил огромное удовольствие. Сделано все на самом высочайшем уровне. Нельзя сказать, что Zivert блистает вокальными данными. Но она настолько гармонично вписалась в свой репертуар. Сочетание внешнего образа, музыки, декораций — все превосходно. Я снимаю шляпу, отдаю должное, что Богдан [Леонович — продюсер певицы], что команда — молодцы. И мне нравится, что они семья. У них сложилась команда, и видно, что они работают. Сама бы Zivert в одиночку это не смогла бы сделать.
— Для меня музыка — это фон, который дается в какие-то моменты жизни. А так я больше всего тишину люблю, если честно.Максим Шевченко журналист
Главным в исполнителе должно быть умение петь. А это нечасто встречается, к сожалению. Петь надо уметь. Не просто голосить, а петь, как будто ты рассказываешь о чем-то сокровенном, важном. Чтобы песня до сердца слушателя доходила. Пение — это сложная вещь. Это искусство именно рассказа, достижения через уши и глаза, потому что иногда красивые люди поют, в самое сердце, в самую душу слушателей. Вот это и есть настоящая песня.
Уровень российской эстрады? Я ее никак не оцениваю, она для меня просто не существует. Я ее воспринимаю как какой-то набор звуков, которые мешают сосредоточиться.
— Вам, может быть, покажется странным, но я люблю слушать Высоцкого. Часто слушаю Визбора, Кукина, Городецкого. Иногда — «Хор Турецкого». Из [относительно] современных Джо Дассена слушаю.Шамиль Агеев председатель Торгово-промышленной палаты РТ
В исполнителе для меня самое важное, чтобы он на сцене себя свободно чувствовал. Поэтому люблю смотреть, как Леонтьев выступает. Есть современные наши татарские ребята, которые хорошо выступают. Именно прямо сейчас не скажу, но такие голоса есть хорошие! Иногда приходится слушать выступления разных коллективов на приемах, и зарубежных в том числе. С удовольствием слушаю государственный камерный хор Татарстана под руководством Миляуши Таминдаровой.
Какой в целом уровень российской эстрады? Хреновый, средненький. Засилье этих, которые… На Киркорова я, например, уже смотреть не могу, хотя он парень талантливый. Молодежь не пускают на сцену. Поэтому такие конкурсы [как «Новая волна»] нужны.
— Как не любить музыку? Я люблю, но только не слушаю, некогда. Муслима Магомаева, Ильгама Шакирова, потом, свою воспитанницу, которая сейчас в Венской опере поет, Аиду Гарифуллину. Мы в свое время привели ее в искусство, и первую поездку оплачивали, организовывали…Камиль Исхаков помощник раиса РТ, бывший мэр Казани
Для меня важно в исполнителе содержание, только содержание. Я все свободное, так называемое свободное, время отдаю делам, которые нужны. В юности спорт любил, музыкой не увлекался. Да, мы тоже дрыгались, танцевали, мы это делали, но по своим годам.
Нынешний уровень эстрады я оцениваю как бешенство во время войны. Нельзя так. Как ни включишь телевизор, с ума сойдешь, какие оформленные сцены, сколько вбухано денег, сколько всего и все кричат в микрофон. Любой так может накричать в микрофон. Я в свое время, когда мы Ратушу делали, категорически был против, чтобы там микрофоны применялись. А сейчас даже в Ратуше поют через микрофон. Это вообще неправильно. Иногда среди детей появляются такие голосистые, но особо не смотрю, некогда просто.
— Я слушаю любую музыку вообще. Наверное, имею не такой высокий вкус в музыке, поэтому я являюсь всеядным. Из российских исполнителей я скажу, что мне нравится, например, Полина Гагарина.Мансур Гилязов драматург
Мне очень странно, что в музыке лидерами и во многом, кумирами являются люди странной внешности и странной ориентации. Вот почему я выделил Полину Гагарину? Ну это настоящая женщина, то есть видно, что она женщина, она красавица. А вот в мужском секторе очень странно: что это за люди такие? В драматургии, когда приносят пьесу (а я в последнее время очень много работаю с молодыми авторами), я говорю: «Ребята, персонажи не должны быть бесполыми». А когда начинаете разбираться с полами, то определяйтесь, кто это — мужчина, женщина, ЛГБТ** или кто».
Этот вопрос меня в жизни вообще волнует, потому что мы воспитываем детей и внуков. И кто является лидерами? Я никого не осуждаю, но для меня являются странными кумиры нашей эстрады, поп-музыки, современной музыки. В советское время были такие мужики, стояли на сцене крутые: Лещенко, Кобзон, Магомаев. Это же были крутейшие мужчины, образцы, как они одевались… Это настоящие кумиры. Я уже человек как бы другого, уже третьего поколения, так скажем.
В нашей татарской эстраде меня потрясла одна девушка, молодая певица, кряшенка. Татьяна Ефремова ее зовут. Я считаю, это звезда, ей надо найти нормального продюсера. Нормального продюсера, может быть, даже не из России. Заплатите ему, сколько он попросит. Мы же платим за спортсменов. И из нее можно сделать мировую звезду. Я увидел, как она работает, как она выстраивает песню. У нас же многие певцы татарские песню выстраивать не могут. Я не говорю о драматических актерах, которые поют и которых я всегда ставлю в пример. А «Новая волна» — это грандиозное событие. Я очень рад, что в Казани проходят такие события. Я всегда радуюсь таким вещам, потрясающе!
Что важно мне в исполнителе. У нас, конечно, песенников вообще нет. Тексты песен такие, как будто это один текст. Мне важна мощная энергетика и музыка, чтобы доходило до каждого человека, даже до того, который ничего не понимает. Вот, допустим, Фредди Меркьюри я слушаю и ничего не понимаю в его тексте, но один раз посмотрел переводы и оказалось, что я прекрасно понял, о чем он поет, почувствовал. Человек должен чувствовать. И эта песня должна быть мини-спектаклем.
Уровень российской эстрады на четверочку, наверное, оцениваю, а татарской — на двойку. Надо работать, двигаться, в российской эстраде по крайней мере есть продюсирование. У нас продюсирования вообще нет никакого. Хотя звезды и появляются, лишь бы их не забирала Москва. Еще раз назову, Татьяна Ефремова — это единственная певица, которая меня очень вдохновляет.
— Абсолютно разная нравится музыка — начиная от классической музыки, фольклорной музыки и заканчивая роком. Сейчас я постоянно слушаю британскую группу Oasis. А так абсолютно разная музыка: и жесткая, и легкая, и джаз, и латина, и метал. Обожаю джаз-рок, клубную музыку. В общем, люблю хорошую, качественную, душевную музыку, где заложена душа, гармония, философия, остается послевкусие.Сосо Павлиашвили певец, композитор
В российской эстраде, как и во всем мире, есть что-то хорошее, а что-то — не очень. Мне что-то не нравится, а многим это нравится, и наоборот. А есть вещи, которые всем нравятся. В остальном сколько людей — столько и вкусов. О вкусах не спорят вообще. Дай бог, чтоб у каждого человека был свой любимый исполнитель.
Я сам человек, который участвовал в трех конкурсах и все три выиграл. Это для молодых исполнителей как Новый год, когда надежда, мечты сбываются. Это конкурс надежды для молодых исполнителей, чтобы они себя показали, поверили в себя, чтобы они в присутствии большого зрителя увидели свои плюсы, свои минусы. Может быть, после этого кто-то скажет: «Нет, мне не стоит это продолжать». Или кто-то скажет: «Да, это именно мое, сейчас что-то исправлю и пойду дальше служить музыке, зрителю». Ну а кто-то хочет покорять весь мир. Ну и Бог в помощь всем, пусть все будут счастливы. Чем больше счастливых людей вокруг нас, тем легче нам живется.
— Я люблю музыку, которую называют «Дискотека 90-х». Также люблю народный фольклор. С удовольствием слушаю Кадышеву, русские народные песни. И «Сектор Газа» тоже с большим удовольствием слушаю.Андрей Беляков основатель и руководитель ГК «Бриз»
В исполнителе для меня самое важное — его откровенность. Я слушаю и Филиппа Киркорова, он актер, наверное, хороший на сцене. Но вот эти орлиные перья… Все-таки мне нравятся исполнители, которые современно одеты, но при этом культурно, скажем так.
А в целом я уровень российской эстрады оцениваю очень высоко. Наши песни наконец-то опять звучат за границей. Раньше же много наших песен пелось за границей, «Катюша» например. И сегодня песни наших исполнителей поют за границей, перепевают. Не так давно показывали, как в Северной Корее «Катюшу» поют. Приятно слышать, что они наши песни исполняют. Не только мы заграничную эстраду слушаем, но и наши песни пользуются популярностью.
— Я люблю классический рок, люблю современный метал, люблю панк-рок. Я не очень люблю российских исполнителей, что уж там. Хотя и среди них есть те, кто заслуживает внимания, и те, кого я слушаю. А чаще всего я слушаю AC/DC, Sex Pistols, Muse. Это из стареньких. Но есть и новые группы и коллективы, названия которых вряд ли что-то скажут вашим читателям. Так что я в отношении музыки «западник».Константин Калачев политолог, руководитель «Политической экспертной группы»
Что для меня в исполнителе самое важное? Драйв, кураж, энергетика, харизма. Вот сын подсказывает — вокал. Вокал важен, безусловно.
Сегодняшний уровень российской эстрады я оцениваю как провинциальный. Очень и очень провинциальный. Те, кто могли заявить о себе на мировой сцене, в большинстве своем, к сожалению, уже не с нами. Например, группа Little Big, которых любили и любят во всем мире. Илья Прусикин* и другие. И оказалось, что его ученик занял 2-е место на последнем «Евровидении». А нашу эстраду я оцениваю как глубоко провинциальную и очень узкопопсовую.
— На фестиваль мне попасть не удалось, к сожалению. Но из того, что я слушаю, это Агутин. На его концерты мы ходим постоянно, когда он сюда приезжает.Ильшат Рахимбай татарский режиссер, продюсер, автор фильма «Микулай»
Мы скучаем по рок-фестивалю «Крылья» под Кремлем. Может, это, конечно, связано с молодостью. Но, когда приезжали рок-группы, в этом была какая-то сила. Мне кажется, сейчас такое время, когда мы чуть-чуть отходим от смыслов рока. Мне кажется, русский рок — это феномен и для России, и для мира. В нем целый пласт смыслов был заложен на поп-музыку. Люди тысячами слушали вот эту высокую поэзию, наложенную на достаточно динамичную музыку. И это был такой момент, как будто бы и воспитательный, и момент погружения. И, мне кажется, нам чуть не хватает рока в этом плане.
Что еще важно в исполнителе? Здесь все как будто бы просто. Мне кажется, музыку можно разделить на хорошую и на плохую, несмотря на то что у каждого человека свой вкус. Но есть музыка, которая тебя чуть утончает, чуть растит, чуть продвигает вперед, чуть тебя усложняет, чуть дает и мозгам поработать, и чувствам, и дофамином вроде накачивает. А есть музыка, которая только заряжает дофамином.
И когда музыка просто нацелена с твоими инстинктами поработать (а ритм — это всегда про инстинкты) и если там нет смысла, нет вот этого момента возвышенности, то это, конечно, ответственность каждого исполнителя. Хочется, конечно, чтобы преобладали на этом рынке люди, которые несут какие-то смыслы, красоту, какую-то сложность. Нужно вот этот баланс выдерживать, чтобы музыка не тянула вниз.
Вообще, я тот человек, который еще в детстве в деревне почему-то любил включать телеканал «Культура». И все думали, что я издеваюсь над ними, потому что в моем окружении этот телеканал больше никто почему-то не смотрел. Предпочтения в музыке, наверное, меняются. Я всегда любил джаз. Эта музыка не стоит на месте, развивается. Она как будто из самой природы вышла, как огонь или как течение ручья, которое ты не можешь предсказать. А в последнее время я полюбил саундтреки к фильмам. Они вводят в какое-то такое трансовое состояние, в котором у тебя начинается путешествие внутрь, особенно если ты не смотрел фильм с этой музыкой. Эта музыка ведет тебя по внутренним твоим каналам, где как будто бы происходит какая-то очень важная терапия. И я поймал вот какую-то силу такой музыки — она успокаивает и лечит, и работа какая-то происходит, но при этом это тебя не напрягает, и это красиво.
Если честно, я никогда не был любителем популярной музыки. У меня как-то с детства протест на все массовое. Возможно, потому что она как раз таки не выдерживает баланс, и где-то часто уходит под запросы зрителя или под какие-то идеи, пропаганду. Внутреннего стержня как будто не хватает. Она как пластилиновая. Кто-то там создал какой-то тренд — и вся эстрада пошла за ним.
Но при этом в этой же эстраде каким-то чудом выявляется такой человек, как Агутин, например, или ДДТ. Кто стал тоже популярным эстрадным исполнителем, но при этом это абсолютно инопланетная музыка. То, что идет очень искренне изнутри, очень глубоко. От людей с очень хорошим образованием, которые любят свое дело, которые творят и не поют по 20 лет одно и то же, а двигаются вперед и ищут новые формы.
А когда человек начинает петь и я могу через пять секунд полностью допеть его песню, дописать за него припев, куплет, — это для меня, например, не совсем музыка.
— В последнее время у меня нет музыки, от которой я фанатею. Я больше читаю статьи и книги, мне это гораздо интереснее. Раньше слушал, и все абсолютно примитивно, как у всех — группа «ДДТ», Кинчев, «Кино». Это мне было очень близко. Потом, когда мне было 30–40 лет, у меня как-то музыка как кумир стерлась совсем. И для меня это теперь просто какой-то фон. Какого-то фанатения, любви к какому-то музыканту у меня особо нет.Ильдар Ягафаров председатель союза кинематографистов РТ
Уровень российской эстрады? Отличный, очень высокий уровень. Единственное, и сейчас это видно, у нас произошла очень резкая смена поколений. Много лет этого не происходило. Я не знаю почему, это не в моей власти и компетенции. Мне кажется, очень высокий российский уровень, очень хорошие музыканты, очень хорошего уровня, страна большая. Единственное, мне кажется (и это касается не только музыки), что должны быть разные музыканты и их надо тоже раскручивать. То есть раскручиваются музыканты, которые приехали в Москву. Слава богу, Ay Yola появляется, у нас есть Элвин Грей. И в других регионах, наверное, есть такие музыканты. Вот надо как-то над этим поработать.
— Я слушаю разную музыку. Люблю и попсу нашу отечественную, слушаю новых исполнителей, которые вот только-только возникают в медиапространстве. Конечно, я люблю нашу татарскую музыку, и Салавата, и Элвина Грея нашего любимого, и Ришата Тухватулина, Марата Яруллина, Эльмиру Калимуллину, то есть всех исполнителей. Мы с ними дружим, и они очень у нас тоже крутые. Надеюсь, кто-то из наших исполнители тоже попадет на «Новую волну», уверен, что это произойдет, и что они тоже станут звездами мирового масштаба.Радик Абдрахманов совладелец национально-туристического комплекса «Туган Авылым»
Для любого исполнителя самое важное — энергия, которую он транслирует в зал. Люди чувствуют это, аудитория чувствует. Потом его харизма, его стиль, ну и вообще образ жизни.
Уровень российской эстрады с каждым годом растет, потому что ушли западные исполнители. Сейчас западные исполнители не приезжают, и есть возможность нашим артистам развиваться и становиться популярными. У нас уровень сейчас достаточно высокий, много талантливых ребят, которые начинают свой путь. Это надо развивать и прямо с детских лет поддерживать таланты.
— Слушаю всех подряд. Мне надо быть в курсе всего, я всех должен знать. Есть те, кто нравится, есть, кто не нравится, я просто сходу даже не скажу.Фердинанд Салахов народный артист РТ
В исполнителе самое важное — это его профессионализм. Профессионализм во всем: в репертуаре, вокальном исполнении, есть ли поэзия, есть ли музыка, как относится музыкант-вокалист к данному произведению. Или просто ходит, прыгает, скачет и на визуал только работает.
Нет, мои вкусы со временем не поменялись, я не предал себя. Уровень российской эстрады? Ниже некуда уже. Уровень не то, что низкий, уровня вообще нет. Похабно. До них было такое великое искусство, и они все это испохабили. Причем их несколько человек только, которые испохабили. Они каждый Божий день на экране. Из-за этого телевизор не включаем, потому что включишь, а там он, включишь, там она.
— Я воспитан в советскую эпоху, поэтому мы слушаем любые песни любых музыкальных исполнителей. А если говорить о конкретном исполнителе, то мне нравится Андреа Бочелли, итальянский оперный певец. Что касается российских исполнителей, то я слушаю любую музыку. Мне нравится музыка из кинофильмов советской эпохи. Да, наверное, вся музыка, которая была написана в период существования СССР, она вся хорошая. Со смыслом, интересная, мелодичная. В общем, все прекрасные эпитеты можно отнести к музыке той эпохи. Может быть, это связано именно с воспитанием, с тем, что мы выросли именно в советскую эпоху?Рамиль Мифтахов президент ассоциации турагентств РТ
Важным для меня является смысл песни, которую артист исполняет. Для меня критерий песни — ее мелодичность и смысл. Именно эмоции, которые она вызывает. Я, наверное, через эту призму смотрю.
А уровень современной российской эстрады — разный. Есть хорошие исполнители, а есть и не очень. Но, как говорится, на вкус и цвет товарища нет. Кому-то уха нравится, а кому-то борщ.
— Я настолько всеядный. Все зависит от моего настроения и от ситуации. Я очень люблю классическую музыку, очень люблю инструментальную музыку. Иногда бывает настроение, когда я могу послушать мой старый добрый русский рок. Поэтому это все настолько разное, что я не могу сказать, что есть что-то конкретное, что я прям слушаю. Я слушаю все, что хорошо слушается.Нурислам Шарифулин ресторатор, руководитель проекта P.Lоve
Что важно в исполнителе? Стиль, наверное. Чтобы у него была какая-то индивидуальность, наверное, что-то что запоминающее. Потому что исполнителей, слава богу, очень много талантливых, но вот таких, которые запоминаются, не так много.
Менялись ли музыкальные предпочтения со временем? Безусловно! Как, наверное, и у большинства людей. Когда ты молодой, ты слушаешь все, что модно, все, что слушают твои сверстники. Плюс еще тогда же была замкнутость — радио и магнитофон, и все. Это была попса в основном. А потом со временем, когда ты растешь, развиваешься, меняешься, у тебя возникает понимание, что бывает разная музыка. И для определенного периода в жизни — определенная музыка.
Как оцениваю российскую эстраду? Я просто много где был. Я вам скажу так, что в разных странах разная музыка преобладает. И у каждой страны своя история, своя эстетика. И у каждого какие-то свои представления о том, как это должно быть. Поэтому лично мое мнение, что наша эстрада ничем не лучше и не хуже. Главное, что наши люди хорошо это воспринимают, слушают и потребляют тот контент, который создают наши звезды, наши артисты.
— Мы все-таки считаемся национальной организацией. Предпочитаем любую музыку, пусть это будет рэп, пусть это будет что угодно, но чтобы на татарском языке. Мы вот так считаем. В минувший четверг в Москве, в международном Доме музыки прошел торжественный вечер с участием мастеров искусств Татарстана. К великому сожалению, основная часть произведений даже на таком концерте была на русском языке. Знаковое событие, которого ждали все татары целый год, пришли на татарский концерт, а 70 процентов и ведения, и музыкальных номеров на русском языке.Рустэм Ямалеев президент общественной организации «Национальный конгресс татар и тюркских народов»
Что касается «Новой волны», мы с этими исполнителями встречаемся в Москве, занимаемся. Это для нас тема очень близкая, потому что молодежь песнями интересуется. Мы хотим, конечно, и ведем такую пропаганду, чтобы они пели и на татарском. Вот, например, Бедрос Киркоров пел татарские песни с нами, и «Катюшу», и «Алешу» на татарском языке. Надежда Бабкина пела татарские песни. Мы хотим, чтобы все артисты в свой репертуар обязательно включали песни на татарском языке.
Каждый исполнитель в любом случае несет идеологию. Идеология в одежде, в поведении, в своем амплуа. Поэтому мы все-таки приверженцы традиционных ценностей, и мы хотим, чтобы артисты нормально выглядели. Без всяких наколок, без всяких подчеркивающих свою ориентацию мужчин. Мы за классические традиции, для нас, прежде всего, это талант, татарский моң. Пусть будет русский моң, как у Людмилы Зыкиной, например. Для нас, конечно, важен талант и профессионализм.
Ну и, конечно же, во главу угла последние три с половиной года мы ставим, какой артист в плане патриотизма. Например, Дениса Майданова мы никогда не любили и не воспринимали. И певец он так себе, будем говорить откровенно. Но ведь он поет патриотические песни, и теперь он у нас номер один, поэтому мы его любим и уважаем. В наше время нужно патриотические песни петь. У нас идет СВО нам нужно дух народа поднимать, дух солдат. Нам песня не строить и жить помогает, а нам песня побеждать помогает.
К российской эстраде, я считаю, что все-таки особых претензий нет. Наверное, все-таки стараются. Вот Филипп Киркоров, мы всем Штабом татар Москвы были у него на юбилейном концерте два года назад. Это очень высокий уровень подготовки, и я бы посоветовал татарским артистам на таком уровне, как Киркоров, организовывать концерт. Это и свет, и танцы, и звук, и режиссура сама. Очень жалко, что не проводят «Үзгәреш җиле». Почему «Үзгәреш җиле» не проводят? Мы очень надеялись на «Үзгәреш җиле».
В российской эстраде хотелось бы новых людей больше увидеть, честно говоря. Мы их любим и уважаем, старых, но давайте новых. Неужели у нас нет? У нас же огромная страна, огромные таланты. Менять пора нам эстраду, как вот есть у нас смена караула у Кремля. Попели, похлопали. Все баста, до свидания ребята. А что это такое? Постоянно одни и те же. Нам нужны новшества, новые имена, новые лица, новый жанр. Вот это вот мы хотим.
* выполняет функции иностранного агента
** признана экстремистской организацией, ее деятельность в РФ запрещена
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.