Мероприятие проходит в Казани уже третий год подряд в IT-парке им. Рамеева. В этот раз в нем принимают участие делегации из 35 стран Мероприятие проходит в Казани уже третий год подряд в IT-парке им. Рамеева. В этот раз в нем принимают участие делегации из 35 стран

«Что попросит Владимир Ростиславович, то и покажите»

С самого утра IT-парк им. Рамеева собрал в своих стенах представителей образовательной системы из 35 с лишним дружественных стран — Объединенных Арабских Эмиратов, Египта, Шри-Ланки, Сербии и др. Как подчеркивалось, на третьем по счету форуме 14 международных делегаций представлены на уровне министров образования.

Перед пленарным заседанием гостям предлагали познакомиться с достижениями отечественной системы образования и перенять передовой опыт России. Выставочные стенды российских образовательных организаций разместились сразу на двух этажах. К примеру, Государственный университет просвещения презентовал библиотеку цифрового образовательного контента со вспомогательными материалами для педагогов. Экспозицией живо заинтересовалась делегация из Афганистана — частные гости практически всех форумов в Казани. Они пожелали, чтобы содержимое библиотеки было продублировано на английском языке. Примечательно, что для общения с талибами использовался двойной перевод: с русского на английский, а потом уже с английского на афганский.

Перед пленарным заседанием гостям предлагали познакомиться с достижениями отечественной системы образования и перенять передовой опыт России Перед пленарным заседанием гостям предлагали познакомиться с достижениями отечественной системы образования и перенять передовой опыт России

Постепенно колоритная делегация из Афганистана «обросла» большим кругом любопытствующих, которые вместе с гостями останавливались у каждого стенда. В конце концов, некоторым даже удалось сделать фото на память. «Только без женщин», — сразу предупредили талибы, неохотно позируя перед фотокамерами.

Представитель министерства образования и просвещения Египта Мохамед Элсергани заинтересовался экспозицией казанской образовательной сети «Бала сити», особенно работой отделения в ОАЭ. «Россия всегда собирает всех товарищей. Я уверен, что все будет прекрасно, — поделился он в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Надеюсь здесь поймать несколько проектов на международном уровне. Россия — это часть нашего сердца, мы всегда сотрудничаем с ней и будем продолжать сотрудничать».

Делегация из Шри-Ланки попробовала свои силы в письме на русском языке. За партой на выставочном стенде «Росдетцентра» секретарь министерства образования, высшего образования и профессионального обучения республики Налака Калувеве старательно выводил в прописи главное слово в жизни каждого человека — «Родина». «Мне понравилось писать от руки на русском», — признался он нашему изданию. Он считает, что у всех собравшихся на форуме государств в образовании общие цели и общие проблемы, которые можно решить, обмениваясь опытом. Но если Калувеве приобщился к российскому образованию на личном опыте, то гость из южноафриканского королевства Эсватини намеревался доверить отечественной школе своего сына — так его заинтересовала презентация учеников Школы Примакова.

Ближе к 11:00 в IT-парк начали прибывать высокие гости. Сегодня министр просвещения РФ Сергей Кравцов осматривал выставку в компании помощника президента РФ, автора учебников по истории и главы делегации России на переговорах с Украиной Владимира Мединского. Разумеется, больше всего гостей заинтересовали пособия и учебники по истории. «Что попросит Владимир Ростиславович, то и покажите», — наставлял Кравцов.

Позже к московским чиновникам присоединились министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин и вице-премьер РТ Лейла Фазлеева. А раис Татарстана Рустам Минниханов из-за участия в заседании Госсовета РТ прибыл на мероприятие несколько позже.

Пленарное заседание по традиции началось с обращения президента РФ Владимира Путина Пленарное заседание по традиции началось с обращения президента РФ Владимира Путина

«Искать ответы на сложные, большие вызовы, с которыми сталкиваются все национальные системы образования»

Пленарное заседание по традиции началось с обращения президента РФ Владимира Путина. Он отметил необходимость «искать ответы на сложные, большие вызовы, с которыми сталкиваются все национальные системы образования». Среди них — распространение цифровых технологий и искусственного интеллекта (ИИ), которые «уже серьезно меняют образовательный процесс».

«И конечно, нужно эффективно настраивать школы, колледжи, университеты на решение текущих и перспективных задач развития наших стран. При этом важно, чтобы образование служило сохранению национальной идентичности, поддерживало все многообразие культур и традиций, — отметил Путин. — Поэтому школа в широком смысле должна не только давать самые передовые знания и компетенции, но и просвещать, воспитывать, помогать молодому человеку обрести прочную ценностную опору в жизни, состояться как гармоничная личность».

Видеоприветствие записал и глава МИД РФ Сергей Лавров. Власти продолжат, по его словам, расширять возможности изучения русского языка за рубежом. Потому что его знание — «ключ к получению образования в России, в том числе в рамках квот правительства РФ для иностранных граждан». Напомним, иностранных студентов, которые намерены обучаться в российских вузах, наряду с детьми мигрантов с 1 апреля обязали сдавать тест на знание русского языка.

«В ближайшее время наша страна может предложить грантовую поддержку наиболее подготовленным иностранным абитуриентам», — анонсировал Лавров. Как сообщалось ранее, Россия в 2025 году выделила 2 тыс. грантов иностранным студентам.

Владимир Мединский: «Скажу честно, мы исправляем многие идеологические и политические ошибки, которыми было продиктовано изучение истории, в том числе и советской» Владимир Мединский: «Скажу честно, мы исправляем многие идеологические и политические ошибки, которыми было продиктовано изучение истории, в том числе и советской»

«Я знаю, что Рютте изучал историю в университете, но я бы обязательно ему послал учебник истории Средневековья»

В 1990-х годах в России школьная программа была открыта для всех желающих — каждый мог написать учебник и продвинуть его в школе, заявил Мединский. «Оригинальнее всех» поступил фонд Джорджа Сороса «Открытое общество»*, который печатал учебники по гуманитарным предметам, где довольно «своеобразно» формировалось представление об истории России. С начала нулевых министерство образования старалось сокращать количество учебников, но еще несколько лет их были десятки. «Представьте себе, десятки линеек по 14–16 учебников в год. Кто их читал? Кто их проверял? Кто принимал решение, какие учебники будут в этой школе, а какие — в другой? Это была очень странная ситуация», — заметил Мединский.

Несколько лет назад президент РФ поручил минпросвещению разработать единую линейку учебников истории. Сейчас уже написано 16 томов (13 томов — для школы с 5-го по 11-й класс, и три тома — для СПО), на портале «История.РФ» размещены дополнительные материалы для учителей и «пытливых учеников». В разработке — визуализация урока для электронной доски. Кроме того, Мединский сообщил об обновлении обложек учебников по всеобщей истории для 11-х классов. Теперь на ней будет изображена стыковка космических кораблей СССР и США, а также хоккейный матч сборной СССР и сборной НХЛ в Канаде. «Работа над учебниками не останавливается», — указал он.

Спикер обратил внимание на преемственность новых учебников. Немаловажна и синхронизация мировой и отечественной истории. Следующее — принцип объективности. «Скажу честно, мы исправляем многие идеологические и политические ошибки, которыми было продиктовано изучение истории, в том числе и советской», — признался помощник президента. Он напомнил, что понятие 300-летия воссоединения Украины с Россией было «политическим образом придумано» в 1954 году, когда шла внутрипартийная борьба и стоял вопрос о руководстве Коммунистической партии в лице Никиты Хрущева. «В итоге это вылилось в появление довольно странного для профессиональных историков термина — „воссоединение Украины с Россией. Странного до такой степени, что, по-моему, мы уже сами себя в этом убедили, не говоря уже о наших зарубежных товарищах», — заметил спикер.

Он также ответил генсеку НАТО Марку Рютте. Накануне западный политик в очередной раз предложил поменять состав переговорной делегации России, потому что «там какой-то историк читает лекции об истории Украины в XII веке». «Я знаю, что господин Рютте изучал историю в университете, но я бы обязательно ему послал учебник по истории Средневековья, потому что из него он точно бы узнал, что в XII веке Украины не было. Если бы великому князю ростовскому, смоленскому, киевскому Владимиру Мономаху сказали, что он живет на Украине, он бы, наверное, удивился и, может, даже обиделся», — подчеркнул Мединский.

Кравцов поблагодарил Мединского за выступление и «миссию», которую помощник президента несет, возглавляя делегацию переговоров с Украиной Кравцов поблагодарил Мединского за выступление и «миссию», которую помощник президента несет, возглавляя делегацию переговоров с Украиной

В заключение он выразил мнение, что школьный учебник закладывает основы государственного мировоззрения. «Если государство самоустранится и позволит, чтобы вашим детям писали в учебнике другие страны, международные фонды и разные якобы благотворительные организации, то, когда эти дети вырастут, не удивляйтесь тому, как они будут представлять роль вашей страны в мире, ее историю и свое будущее, — подчеркнул спикер. В то же время это не значит, что нужно «обелять историю» и «скрывать темные пятна». Самое главное — научить школьника самостоятельно мыслить, и тогда ему «высокими фальсификациями» голову не забить.

Кравцов поблагодарил Мединского за выступление и «миссию», которую помощник президента несет, возглавляя делегацию переговоров с Украиной. Он согласился, что история — это национальный суверенный предмет, и выразил готовность отдать продемонстрированные учебники в любую страну.

Особый акцент на развитии ИИ в своем выступлении сделала министр просвещения ОАЭ Сара Аль-Амири Особый акцент на развитии ИИ в своем выступлении сделала министр просвещения ОАЭ Сара Аль-Амири

«Мы готовы сделать еще одну оценку совместно с вами. Не политизированную…»

Глава минпросвещения РФ в свою очередь предложил создать новую международную оценку систем образования по примеру существующих оценок PISA, PIRLS и TIMSS. «Мы готовы сделать еще одну оценку совместно с вами. Не политизированную, а именно ту, которая будет оценивать предметные знания школьников, функциональную грамотность, гибкие навыки, кадровый потенциал системы образования, развитие образовательной среды. Чтобы комплексно можно было оценивать системы образования стран именно с учетом национальных интересов. Чтобы эта оценка не была ангажирована, не была политизирована и чтобы данные этой оценки не использовали некоторые страны в своих интересах. Я знаю, о чем говорю, и предлагаю, чтобы у нас для желающих стран была своя международная оценка образования», — сказал он и предложил создать международную рабочую группу по разработке единой модели.

Россия готова направлять учителей русского языка в зарубежные школы. Деньги на эти цели есть, принимающая сторона должна лишь обеспечить проживание и проезд, предложил министр. Он также предложил другим странам присоединиться к созданию международного кодекса использования искусственного интеллекта в образовании, над которым сейчас работает Россия. Кстати, особый акцент на развитии ИИ в своем выступлении сделала министр просвещения ОАЭ Сара Аль-Амири. Необходимо учитывать его влияние на повседневную жизнь, максимально использовать преимущества, но и не забывать прошлое, говорила она.

В России накоплен большой опыт и в воспитательной работе, продолжил Кравцов. «Несмотря на ту информационную войну, которая ведется в отношении России, пропаганду в СМИ, вы видите, что абсолютно спокойно страна развивается, нет каких-то революций и так далее, на что западные „товарищи“ рассчитывают», — указал Кравцов. Кроме того, Россия готова делиться опытом в подготовке педагогических кадров, развитии среднего профессионального образования, детского отдыха, системы дошкольного образования и др.

Отдельно Кравцов указал на проект «Евразийские лицеи». Это некая общая модель «идеальной школы» по формированию естественнонаучного образования, ориентированная на задачи страны, где он будет находится. Как позже уточнила депутат Госдумы и председатель совета АНО «Евразия» Алена Аршинова, проект уже начал работу в Киргизии.

По словам Минниханова, Татарстан активно сотрудничает в сфере образования с рядом зарубежных стран — учащиеся стажируются в лучших российских и иностранных образовательных организациях По словам Минниханова, Татарстан активно сотрудничает в сфере образования с рядом зарубежных стран — учащиеся стажируются в лучших российских и иностранных образовательных организациях

«Пусть ваши и наши школы станут тем местом, где формируется не покорный исполнитель»

Татарстан — это динамично развивающийся регион, в котором сочетаются передовые технологии и мощная промышленная база. У республики есть культурная традиция — она не только сохраняет свое наследие, но и создает будущее, заявил Минниханов.

Он напомнил, что республика остается одним из лидеров в сфере образования и науки, здесь располагается более 6 тыс. образовательных организаций. В их числе почти 2 тыс. дошкольных учреждения, 1,4 тыс. организаций общего образования, 2,7 тыс. — дополнительного образования, 100 — профессионального образования, 45 вузов, включая три университета, которые попали в топ-100 лучших в России.

По словам Минниханова, Татарстан активно сотрудничает в сфере образования с рядом зарубежных стран — учащиеся стажируются в лучших российских и иностранных образовательных организациях. «Наша цель — создать условия для самореализации. Каждый талант, получивший поддержку сегодня, завтра может стать двигателем прогресса для всей страны», — отметил он.

Достаточно пафосным и богатым на лозунги оказалось выступление главы Россотрудничества Евгения Примакова. Россия, отметил он, умеет делиться знаниями — «щедро, с уважением и не навязывая их». Задачей образования за рубежом никогда не было «влиять или похищать мозги, выкачивать ресурсы и интеллект», а только «обеспечить прогресс и развитие для друзей». Россия предлагает, но не навязываем свой опыт, настаивал он.

«Пусть ваши и наши школы станут тем местом, где формируется не покорный исполнитель, а свободный и ответственный человек, настоящий патриот своей страны. Пусть образование, знания, технологии, наука, искусство, культура в целом мире станут нашим общим языком — языком будущего, справедливости и настоящей независимости», — резюмировал Примаков.

* Open Society Fund признан нежелательной организацией в РФ.