Кратное повышение утильсбора, дорогие кредиты и неопределенность на рынке привели к тому, что продажи автомобилей в РТ показали резкий спад. Падение коснулось не только европейских марок, но и активно завозимых к нам «китайцев». А в премиум-сегменте доля авто из Поднебесной приближается к 80%! Однако в целом торговля автомобилями класса люкс в I квартале 2025-го показала падение в 2,6 раза по сравнению с прошлым годом. О том, как поменялся рынок и какие премиальные бренды разошлись по гаражам автолюбителей республики, — в первой части традиционного авторейтинга «БИЗНЕС Online».
Спад продаж коснулся не только европейских марок, но и активно завозимых к нам «китайцев»
Продажи в I квартале — минус 5 тыс. машин
«БИЗНЕС Online» подвел итоги продаж новых автомобилей за I квартал 2025 года. Итоги, к сожалению, нерадостные — рынок падает. По данным аналитического агентства «Автостат», продажи новых автомобилей в Татарстане за год упали в 1,5 раза. Если по итогам января – марта 2024-го в республике было поставлено на учет почти 15,9 тыс. новых автомобилей, то за прошедший квартал текущего года — только 10,9 тыс. авто.
Это худшие показатели с 2017-го, исключая кризисный 2022-й и начало 2023-го. Даже в I кварталах «ковидных» 2020 и 2021 годов продажи были на уровне 16,6 тыс. и 14,9 тыс. авто соответственно. Особенно заметное снижение произошло в марте, когда авторынок уменьшился на 49%, достигнув всего лишь 3,7 тыс. проданных автомобилей (в марте 2024-го — 7,3 тыс.).
В целом по России динамика продаж была схожей. В I квартале 2025 года в России продажи новых легковых автомобилей снизились на 25,3%, достигнув 246,9 тыс. единиц, а март показал снижение на 45,5%.





Нашумевший гибридный флагман DENZA N9 — «Сухопутная яхта» — уже в Казани!
Где записаться на тест-драйв?
Автосалон «СоюзМоторс».
г. Казань, д. Званка, ул. Зеленая, 24
8 (800) 600-92-99
Больше эксклюзивных моделей — в нашем телеграм-канале.
На падение продаж негативное влияние оказала не только высокая ключевая ставка, ужесточение кредитования и требований к заемщикам, но и многократное повышение утилизационного сбора. Так называемый налог на пополнение бюджета, который никак не связан с утилизацией, стал влиять на стоимость автомобиля с августа 2023-го и будет повышаться каждый год на 10−20% вплоть до 2030-го. Сбор, призванный поддерживать отечественного производителя, на деле лишь раздувает стоимость импортных машин, делая их недоступными. Так, например, если еще в октябре 2024-го утилизационный сбор с ввезенного легкового автомобиля с объемом двигателя от 1 до 2 л составлял 306 тыс. рублей, то уже с 1 января текущего года — 667,4 тыс. рублей.
Вся эта нагрузка на конечную стоимость машин и высокие ставки по кредитам привели к тому, что на складах дилеров скопились огромные запасы нераспроданных транспортных средств (ТС). Сток прошлогодних легковых автомобилей на складах дилеров и дистрибьюторов в России составил минимум 350 тыс. единиц. Об этом рассказал директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Вслед за китайскими автомобильными брендами с затовариванием складов столкнулся и АвтоВАЗ. Из-за падения рынка ТС в России, как заявил глава АвтоВАЗа Максим Соколов, в начале текущего года совокупные запасы готовых машин LADA достигли 100 тыс. единиц.
В начале текущего года совокупные запасы готовых машин LADA достигли 100 тыс. единиц
При этом в настоящее время идет активное пополнение складов машинами 2025 года выпуска, а запасов хватает уже на полгода. По этой причине дилеры стали снижать цены на автомобили. Средняя скидка уже сейчас составляет 10%.
Премиум стал неинтересен?
В целом в январе – марте текущего года на регистрационный учет в Татарстане было поставлено 624 автомобиля премиальных марок (в 2,6 раза меньше, чем в январе – марте 2024-го). Это худший результат с 2017 года, исключая I квартал 2023-го, когда рынок премиальных машин подвергался «перенастройке» после кризисного 2022-го. Даже в год начала СВО за этот период реализовано 764 таких транспортных средства. Максимум наблюдался в 2024-м, когда в регионе было зарегистрировано свыше 1,6 тыс. авто люксовых марок. При этом в январе 2025-го продано максимальное количество таких машин — 232 штуки, в марте реализовано 200 железных коней, что почти в 4 раза меньше, чем в марте 2024-го.
Из всех проданных в январе – марте текущего года автомобилей премиальных брендов только 6 произведено в 2025-м, 504 машины сошли с конвейеров в 2024-м, а у 114 ТС в графе «Год выпуска» в ПТС стоит 2023-й. 78,5% (490 авто) выпущено в Китае, 85 — в Германии, 17 машин приехало из США, а Япония и Великобритания поставили в Татарстан 13 и 12 транспортных средств соответственно. Кроме того, в республике стали ездить автомобили, произведенные в Словакии, Ирландии, Швеции, Канаде и Мексике.
Самое интересное, что из всех этих машин 14 было выпущено в России: 10 авто — под маркой Exeed, три Voyah и один Mercedes-Benz. Как такое может быть? Дело в том, что бывший завод Mercedes в подмосковном Есипово, отошедший «Автодому», будет собирать премиальные автомобили концерна Chery по договору о контрактной сборке. Серийная сборка Exeed началась в прошлом году. Так, АО «Чери Автомобили Рус» получило декларации соответствия на серийно выпускаемые автомобили Exeed типов М51 (модель TXL) и М52 (модель VX), где изготовителем значится сама компания, а производственной площадкой — «МБ Рус Мануфэкчуринг» — экс-завод Mercedes, где как раз и собран единственный российский Mercedes.
Что касается автомобилей марки Voyah, то их собирает некое акционерное общество «Эвиа». Судя по документам, в которых учредители не отмечены, предприятие расположено в здании завода «Моторинвест» в деревне Гребенкино Липецкой области. Именно здесь выпускают электромобили и гибриды Dongfeng под маркой Evolute. Сначала специальный инвестиционный контракт был оформлен на сам «Моторинвест», но после попадания его в санкционный список, видимо, для подстраховки производство «переписано» на АО «Эвиа».
TANK раскрутил продажи своих внедорожников, каждый из них имеет полный привод, мощную и надежную раму и самые современные технологии
TANK пошел в наступление
За 2,5 года внедорожники TANK, официальные продажи которых начались в октябре 2022-го, смогли прочно обосноваться в Татарстане, практически заменив Land Cruiser. За этот период в РТ всего было поставлено на учет 1 608 автомобилей марки TANK, тогда как моделей Toyota Land Cruiser — всего 300 единиц.
За этот маленький период TANK раскрутил продажи своих внедорожников, каждый из них имеет полный привод, мощную и надежную раму и самые современные технологии. Если в начале бренд предлагал две модели — TANK 300 и TANK 500, то уже сейчас марка представлена на рынке четырьмя. К ее локомотивам добавились TANK 400 и TANK 700, а также TANK 330 — это топ-версия популярного внедорожника TANK 300, оснащенная мощным битурбомотором V6, развитым внедорожным обвесом и улучшенной ходовой частью.
Всего в республике за прошедший квартал зарегистрирован 141 вездеход TANK, что в 1,8 раза меньше показателей аналогичного периода 2024-го. Но если в течение прошлого года TANK занимал 2-е место по популярности, то в 2025-м у него первые позиции по популярности у татарстанских водителей.
69 автомобилей приобретено юридическими лицами, а 72 — физлицами. Что касается моделей, то у татарстанцев наибольший интерес вызвал TANK 500, всего продано 68 таких машин, 300-х из салонов выехало в количестве 57 штук. 9 продаж пришлось на 400-й, а 7 — на 700-й.
При этом у дилеров начались весенние скидки на внедорожники TANK 2024 года выпуска. Цены на прошлогодние модели снизились, а скидка покупателям доходит до 350 тыс. рублей. Наибольшие скидки коснулись TANK 300, тогда как для TANK 400 и TANK 500 снижение стоимости составило от 150 тыс. до 300 тыс. рублей в зависимости от комплектации.
TANK 300 можно приобрести со скидкой 350 тыс. рублей. Цены начинаются от 4,15 млн рублей за базовую комплектацию Adventure и доходят до 4,75 млн рублей за топовую City Premium. TANK 300 Adventure стоит 5,6 млн рублей, а Premium — 6 млн рублей. TANK 500 2024 года также подешевел, но скидка в 300 тыс. рублей распространяется только на базовую версию Urban, где цена теперь составляет 6,5 млн рублей. Остальные комплектации — Adventure, Premium и BlackTrail — можно купить от 6,75 млн до 7,95 млн рублей. При этом TANK 700 не только не подешевел, но и вырос в цене: комплектации текущего года подорожали на 300 тыс. рублей по сравнению с прошлогодними версиями. Цены на модель начинаются от 9,8 млн рублей за Premium и достигают 12,8 млн рублей за Edition One.
По итогам I квартала 2025 года лидер премиального сегмента по количеству продаж в Татарстане в 2024-м — китайская марка Exeed — сдал свои позиции, показав второй результат по количеству регистраций автомобилей данного бренда
Exeed откатился на 2-е место
И если у TANК, которого не зря прозвали в народе «китайским „крузаком“», все более-менее хорошо (в том числе благодаря ярким рекламным кампаниям от дилеров, а также патриотичному неймингу), то у других автобрендов продажи находятся еще в большем миноре. По итогам I квартала 2025 года лидер премиального сегмента по количеству продаж в Татарстане в 2024-м — китайская марка Exeed — сдал свои позиции, показав второй результат по количеству регистраций автомобилей данного бренда. Exeed — бренд премиальных внедорожников, который появился на российском рынке в 2020 году и только в 2021-м «потерял» приставку Chery. Автомобиль был создан на базе Chery, а само производство осуществляется на мощностях предприятия, созданного китайской компанией совместно с Jaguar Land Rover.
Exeed, который по итогам января – марта 2024 года занимал треть рынка, сейчас «довольствуется» только долей в 21% от него. За год продажи марки упали на 74% — с 511 до 131 авто. Из общего объема 122 машины были произведены в прошлом году, только 9 — в 2023-м. Как указано в отчете «Автостата», более 10 ТС было собрано в России, остальные приехали напрямую с Китая. 32 автомобиля встали на баланс компаний, остальные 99 разъехались по частным гаражам.
На 1-м месте внутригрупповой разбивки идет Exeed LX — это младший среди российских Exeed. Он появился в России три года назад, но быстро обрел популярность — именно ему выпала роль бестселлера и локомотива премиум-отделения китайской марки Chery на нашем рынке. В 2024-м LX стал даже лидером продаж Exeed в России.
В прошлом году на рынок поступила обновленная модель, у которой салон стал гораздо больше соответствовать статусу премиум-бренда, тогда как раньше он не слишком отличался от родственной Chery Tiggo 7 Pro. Несмотря на обновление, таких новеньких автомобилей в прошедшем квартале было поставлено на учет почти в 2,5 раза меньше — 71 ТС против 176 в 2024-м. Цены на автомобиль варьируются от 2,89 млн до 3,855 млн рублей (с учетом скидок — от 2,29 млн до 3,225 млн).
На 2-м месте расположилась обновленная модель Exeed TXL. Сейчас авто 2025 года доступны в четырех комплектациях по цене от 4,25 млн до 4,9 млн рублей. Модель предлагается с двумя турбомоторами и полным приводом. Главными конкурентами кроссовера на нашем рынке являются Geely Monjaro, Changan Uni-K, Hongqi HS5 и Jaecoo J8.
TXL предлагает на выбор два турбированных силовых агрегата. Базовый объем двигателя 1,6 л развивает 194 л. с. и крутящий момент 275 Н⋅м. Топовый 2-литровый агрегат поднимает планку производительности еще выше, выдавая 197 л. с. и 375 Н⋅м крутящего момента. Двигатели работают с разными типами трансмиссий. Так, 1,6-литровый агрегат сочетается с «роботом» DCT с двойным сцеплением и 7 передачами, а 2-литровый мотор работает в паре с классическим 8-ступенчатым «автоматом», который появился в ассортименте с последним обновлением. Автомобили данной модели в этом году разошлись в 4 раза хуже, чем в прошлом. По итогам первых трех месяцев 2025-го на учет было поставлено всего 30 транспортных средств (в 2024-м — 128).
На 3-м месте внутрибрендового рейтинга расположилась модель Exeed RX. Модель впервые показана в июле 2022 года как концепт-кар AtlantiX, а официально представлена в конце 2022-го. Буквы RX, которые должны напомнить покупателю об ушедшем Lexus RX, выбраны именно для российского рынка — в Китае эта модель называется Yaoguang.
RX предложен в четырех уровнях отделки по цене от 4,6 млн до 5,35 млн рублей. В страну кроссовер поступает в собранном виде из КНР. Его технические характеристики во многом схожи с другими автомобилями Chery Group, ведь, по сути, новинка базируется на платформе паркетника Tiggo 9 — флагмана китайской компании. Всего таких новеньких автомобилей было реализовано в количестве 21 единицы, что в 6 раз меньше, чем годом ранее.
Четвертый по популярности на рынке Татарстана среди марки Exeed — VX. Это полноразмерный полноприводный китайский Lexus мощностью 249 л. с. Автомобиль доступен в 6- и 7-местном исполнениях. Сейчас цены на него стартуют с отметки в 5,6 млн рублей и достигают 6,35 млн рублей. На рынке появилась обновленная модель, которая оснащается 8-скоростной автоматической КПП, когда как на дореформенный вариант устанавливался 7-диапазонный «робот». Несмотря на полную укомплектованность машины, продажи в отчетном квартале упали в 9 раз. Если в прошлом году таких транспортных средств было продано 82 единицы, то в этом — только 9.
Покупатель, приобретая BMW X5 или X6 в 2025 году, фактически получает автомобиль с техническими характеристиками и дизайном образца 2022-го и ранее
BMW снова в тройке
Россияне настолько соскучились по качественным премиальным брендам, что готовы даже покупать те автомобили, которые не только не попадают под гарантийные обязательства, но и не имеют отношения к материнской компании. Так, например, в Калининграде на заводе «Автотор» возобновилась сборка BMW X5 и X6. Немецкие кроссоверы собрали из старых деталей — машинокомплектов, оставшихся на предприятии после ухода марки из РФ в 2022 году. Соответственно, BMW X5 и X6 представлены в дорестайлинговом кузове. При этом в ПТС автомобилей указан текущий год производства. Т. е. покупатель, приобретая BMW X5 или X6 в 2025-м, фактически получает автомобиль с техническими характеристиками и дизайном образца 2022 года и ранее. Официальный дилер BMW «БМВ Русланд» уже заявил, что данные машины не имеют никакого отношения к официальной продукции завода, следовательно, при возникновении к официальным дилерам за гарантийным обслуживанием или ремонтом могут возникнуть определенные трудности. Разумеется, и стоит такая «бэха» на пару миллионов дешевле своего «оригинального» собрата.
Несмотря на санкции и различные ограничения, сам BMW продолжает патентовать свои новые модели в РФ. Все это говорит о том, что настоящие ценители баварского качества смогут когда-то приобрести автомобиль данной марки без различных серых схем. Но пока официальных комментариев от представителей компании о возвращении BMW на российский рынок не поступало.
Томление по бело-синим прослеживается и в статистике. Так, по итогам I квартала 2025 года продажи BMW хоть и упали, но не так критично, как у лидеров рейтинга. За год продажи просели на треть, снизившись с 107 до 72 авто. Из общего пула BMW 53 ТС выпущены в 2024 году, 19 — в 2023-м. 38 машин были выпущены в Германии, 31 автомобиль — в Китае, а три проделали длинный путь из США.
На 1-м месте внутреннего рейтинга BMW оказался BMW X3 — люксовый компактный кроссовер. Причем за год внимание к новеньким таким автомобилям выросло на треть — с 15 до 20 штук. Это в том числе отражает положение татарстанцев, которые хотят ездить на BMW, но на X5 или X7 им не хватает. Стоимость нового икс-третьего, пригнанного из Китая, начинается от 6,5 млн рублей, из Германии — от 8 млн рублей.
Лидер прошлых периодов BMW X5 спустился на 2-ю строчку по популярности бренда. За год продажи мощного и спортивного кроссовера упали более чем в 2 раза — с 35 до 16 регистраций. И это несмотря на то, что цена на баварский «топчик» хоть и незначительно, но снизилась. Так, если в конце прошлого года дизельный BMW X5 30d 3,0 xDrive Steptronic (286 л. с.) в комплектации M Sport Pro стоил 20,5 млн рублей, а более простая версия — 16,4 млн рублей, то сейчас цены на данные аппараты стартуют от 19,9 млн и 15,5 млн рублей соответственно.
Лидер прошлых периодов BMW X5 спустился на 2-ю строчку по популярности бренда
За счет низкой базы в 4 раза вырос интерес к BMW X1. Когда-то BMW X1 был очень популярен, ибо машины калининградской сборки по цене оказались почти сопоставимы с кроссоверами более массовых марок. Сейчас же все X1 привезены в Татарстан из Китая. Модель из Поднебесной представляет из себя удлиненный X1 M25Li с 2-литровым мотором (204 л. с.), роботом и полным приводом. Всего 12 таких кроссоверов было поставлено на учет в республике в прошлом квартале. Что касается цен, то самые доступные европейские X1 с передним приводом, трехцилиндровым мотором и скромным оснащением обойдутся в 5,5 млн рублей. Цены на удлиненный китайский Х1 с 2-литровым мотором и полным приводом начинаются с 5,2 млн, а хорошо упакованный X1 M Sport оттуда выйдет в 6 млн рублей.
4-е место занимает премиальный кроссовер BMW X7: продажи в прошлом квартале составили 6 штук, тогда как в 2024-м было реализовано 11 таких машин. 5-е место по итогам года взял BMW X6, предлагаемый с адаптивными амортизаторами, активными стабилизаторами, да еще и подруливающей задней осью. За год продажи упали на 63%: 6 авто против 16 годом ранее.
Кроме того, на наши дороги выехало три абсолютно новеньких компактных кроссовера X2 — родного брата модели X1. Внешний вид нового кроссовера создан под руководством Томаса Зиха, отвечающего за все компактные BMW. У икс-второго непривычная скошенная форма «ноздрей» радиаторной решетки, раскосые контуры фар. Ради спортивного имиджа X2 лишился окошек в задних стойках — на их месте красуются эмблемы BMW, как у спортивных купе 2000CS и 3.0 CSL 1960-х годов. Стоимость такой новинки начинается с 5,9 млн за «китайскую» версию и от 6,5 млн за «коренную» немецкую.
Из необычных автомобилей баварской марки, выехавших на дороги РТ, можно выделить BMW M4. Автомобиль в единичном экземпляре с 3-литровым двигателем на 510 «лошадей» обосновался у юридического лица. М4 — это спорткар, который представляет собой спортивную M-купе-версию BMW 4 и является «преемником» купе BMW M3 четвертого поколения, также известного как E92. Стоимость такой «ласточки» обошлась собственнику компании минимум в 18,5 млн рублей.
В прошедшем квартале в республике было продано на 43% меньше автомобилей Mercedes-Benz
У Mercedes-Benz тоже не все гладко
Чтобы далеко не уходить от Европы, посмотрим, что с продажами других автомобилей, входящих в большую тройку. Так, в прошедшем квартале в республике реализовано на 43% меньше машин Mercedes-Benz. Если еще в 2024 году продано 68 новых ТС данной марки, то в 2025-м — всего 39, тогда как в 2023-м — 51 штука. При этом 25 транспортных средств выпущено в 2024 году, 13 — в 2023-м, а одна машинка — в 2025-м. 28 автомобилей было завезено дилерами из Германии, 7 транспортных средств выпущено в Китае, три доставили паромами из США, а один Mercedes собран в России (также из оставшихся запчастей).
Самой популярной моделью Mercedes в Татарстане стал компактный кроссовер Mercedes GLC и его версия Mercedes GLC Coupe. На пару они смогли «перетянуть» на свою сторону 12 новых автовладельцев. Это в 2,4 раза больше, чем по итогам января – марта 2024-го.
На 2-е место съехала модель GLE-Class, продажи которой по сравнению с 2024 годом упали на 60% до 9 новых авто. GLE — это классический SUV, который занимает место между GLC и GLS в паре с GLE Coupe. На 3-м месте по числу продаж расположился выпускаемый под маркой Mercedes полноразмерный внедорожник G-Class. По республике разъехалось четыре новеньких вездехода повышенной комфортности стоимостью от 26 млн до 45 млн рублей.
В 5 раз упали продажи у полноразмерного кроссовера люкс-класса GLS. За прошедший период количество владельцев в Татарстане снизилось на 16 человек, что в сумме составило всего пять регистраций.
Четыре регистрации пришлось на модель A6
Audi теряет свои «кольца»
За последние три месяца в республиканской ГАИ было поставлено на учет 18 автомобилей марки Audi, из которых 10 ТС — 2024 года выпуска, а 8 — 2023-го. При этом 7 машин Audi из общего количества собрано в Китае. В прошлом году за этот же период в Татарстане реализовано 56 таких авто. Таким образом, падение у марки четырехкратное.
Четыре регистрации пришлось на модель A6. Это Audi нового поколения топливной «а-шестой», которая заменила прежнюю модель образца 2018 года. Две из данных моделей оснащены двигателем ДВС и электромотором. Но это не полноценный гибрид. Данные модели оснащены мягкогибридной системой MHEV Plus, подразумевающей не только 48-вольтовый стартер-генератор с ременным приводом, но и отдельный тяговый электромотор, который пристыкован к коробке передач и передает тягу на ее выходной вал через одноступенчатый редуктор. Мощность этого моторчика — всего 24 л. с., зато крутящий момент — 230 Н⋅м, что позволяет передвигаться на чистой электротяге, например, во время парковки. А во всех остальных режимах данный электромотор просто помогает ДВС и обеспечивает рекуперацию. Вторые две машины — классические с 2-литровым бензиновым двигателем на 245 л. с.
Еще несколько продаж пришлось на Q7, модель ухудшила свои результаты по сравнению с прошлым годом на 69%. Результат — четыре реализованных авто ценой от 11,47 млн до 19 млн рублей. Кроме того, было продано две Audi Q8, которые идентичны по технике Audi Q7, а по форме ближе к также соплатформенным Bentley Bentayga и Lamborgini Urus.
Помимо модернизированного паркетника Audi Q7, на дороги Татарстана вышла его «заряженная» версия SQ7. Один такой автомобиль «прописался» в республике, его владелец потратил за возможность слушать рев 507-сильного мотора минимум 22 млн рублей.
По итогам января – марта текущего года продажи Lixiang в республике рухнули в 4,5 раза
Lixiang «обелился»
Официальные продажи гибридов Lixiang / Li Auto стартовали в России в апреле 2025 года. До этого марка поставлялась к нам альтернативными путями и, несмотря на отсутствие заводской гарантии и поддержки, завоевала определенную популярность. Сейчас же на официальном сайте концерна Sinomach Auto можно не только посмотреть, но и заказать онлайн понравившийся автомобиль и положить его в свою «корзину».
Что касается Татарстана, то по итогам января – марта 2025-го продажи машин в республике рухнули в 4,5 раза. Если еще год назад 261 транспортное средство данного бренда было поставлено на учет, то в этом — только 58.
Lixiang — автомобиль, который изначально был создан для конкуренции с Tesla, но после всех доработок стал конкурентом не только для Tesla, но и для таких компаний, как Audi и BMW. С подобными характеристиками альтернатив на рынке у Lixiang практически нет, поэтому удивительно, почему спрос на него упал.
Сейчас в РТ марка представлена пятью разными моделями. Если ранее она выделялась только кроссоверами, то в этом году на рынок вышел минивэн, который называется Li Mega. Кроме него, у татарстанцев популярны электрокроссоверы L6, L7, L8 и L9.
Самая популярная модель от Li — Lixiang L7 — среднеразмерный электрический кроссовер, причем последовательный гибрид. Он является прямым конкурентом BMW X7 и Mercedes GLC. L7 оснащается бензиновым турбированным двигателем объемом 1,5 л с прямым впрыском, который выполняет функцию привода генератора, он заряжает АКБ или передает электроэнергию на тяговые моторы. Модель позиционирует себя как полноразмерный кроссовер с 5-метровым кузовом, панорамной крышей и пневмоподвеской. На борту — полноприводная гибридная система с запасом хода 1 315 км, а если брать в расчет только батарею на 42,8 кВт⋅ч — 210 километров. Суммарной мощности 449 л. с. достаточно для разгона внедорожника до сотни за 5,3 секунды. Двигатель выпускает Power Xinchen, один из партнеров BMW. 32 таких кроссовера, один из которых — L7 Pro, обрели своего хозяина в РТ — это в 4,4 раза меньше результатов аналогичного периода прошлого года.
На 2-е место вырвался L6, продажи которого составили 15 единиц. В 2024-м такой маркой никто не обзаводился, потому что китайская компания LiXiang представила самый компактный и доступный кроссовер L6 только летом прошлого года. Li Auto L6, как и другие модели LiXiang, является последовательным гибридом. Автомобиль приводится в движение парой электродвигателей, суммарная мощность которых составляет 408 л. с., а крутящий момент достигает 529 Н⋅м. Емкость тяговой батареи — 36,8 кВт⋅ч.
Самое большое падение в продажах показала модель L9. Если в прошлом году 125 автомобилей данной модели получили татарстанские номера, то в этом — в 12,5 раза меньше: всего 10 авто встали на учет. Li L9 — самая дорогая машина в модельном ряду Li Auto. Это прямой конкурент тяжелого автомобильного люкса, таких машин, как BMW X7, Mercedes-Benz GLS и Range Rover. Но вот только цена Lixiang L9 намного меньше, чем у конкурентов, а технологически это более продвинутое ТС.
На наши дороги впервые выехал новенький китайский электропоезд стоимостью от 11,2 млн рублей. Это Li Mega — флагманский семейный минивэн Hi-Tech. Машина в чем-то похожа на Hyundai Staria, но если корейский вэн воспринимается микроавтобусом, то на 10 см более длинный Li смотрится как легковушка, пусть и крупная. Вообще Mega похожа на слегка раздувшийся Prius XW20. Mega позиционируется скорее как семейный минивэн, нежели как VIP-шаттл. Автомобиль имеет посадочную формулу 2 + 2 + 3, т. е. во втором ряду установлены два раздельных кресла, а третий ряд рассчитан на троих взрослых. Силовая установка Li Mega Max состоит из двух электромоторов, мощность переднего — 155 кВт (211 л. с.), заднего — 245 кВт (333 л. с.), максимальная совокупная мощность — 400 кВт (544 л. с.), разгон до 100 км/ч занимает 5,5 секунды. Емкость батареи, поставляемой компанией CATL, — 102,7 кВт·ч, запас хода на одной зарядке должен превысить 600 км по циклу CLTC.
Voyah в I квартале 2025-го продемонстрировал падение продаж на 68% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года
Мечта в китайском исполнении
Закрывает пятерку по продажам в премиальном сегменте бренд Voyah — гибридная и электрифицированная модель (EV + PHEV), официально продаваемая на российском рынке. Voyah в I квартале 2025-го продемонстрировал падение продаж на 68% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года.
Производитель продает электрические автомобили и является суббрендом марки Dongfeng. В Татарстане марка представлена тремя моделями. Первый автомобиль — Voyah Free — это полностью электрический кроссовер с запасом хода на 500 км и ценой от 6,6 млн рублей. Но с учетом программы господдержки данный автомобиль можно приобрести за 4,75 млн рублей. Второй — Voyah Dream — электрический минивэн с комфортом Maybach, «звездным небом» и динамикой спорткара, за который надо выложить как минимум 8 млн рублей. Третий — Voyah Passion — электроседан премиум-класса от 8,5 млн рублей. Всего автомобилей марки Voyah в республике реализовано 42, 38 из них пришлось на кроссовер, три — на минивэн, один — на седан.
Следующий премиум-«китаец» — Hongqi — марка автомобилей класса люкс автопроизводителя FAW Group. Всего в начале 2025-го на дороги республики выехало 19 автомобилей — всего на четыре меньше, чем в прошлом году.
Самый популярный в Татарстане — Hongqi E-HS5, который зашел в нишу, где раньше одним из ярких лидеров был Lexus RX. Hongqi HS5 оснащается 2-литровым бензиновым мотором мощностью 224 л. с., классическим 6-ступенчатым автоматом японской марки Aisin и полным приводом с муфтой, подключающей задние колеса. Всего 15 таких автомобилей было поставлено в прошлом квартале на учет в ГАИ (в 2023-м — 9 единиц). Оставшиеся четыре автомобиля — это один седан, два кроссовера и один минивэн.
Следующий электрический бренд — марка Zeekr — дочерняя структура компании Geely. У него, как и предыдущих собратьев, сильно просели продажи — с 92 до 13 поставленных на учет автомобилей. 9 продаж взял на себя электрический шутинг-брейк Zeekr 001, две — компактный кроссовеh 7X, по одной продаже пришлось на крупный 6-местный минивэн Zeekr 009 и компактный кроссовер Zeekr X.
Концерн Great Wall развивает свой обширный локальный портфель (Haval, TANK, GWM, Ora) пятым и самым статусным своим брендом — Wey, названным в честь основателя компании. Именно автомобили этого бренда считаются основными конкурентами для LiXiang. В Татарстане на учет встали 11 моделей — гибридные кроссоверы 05, 07, а также премиальные минивэны 80.
Единственным обладателем нового кроссовера Rox модели 01 стало юридическое лицо. Rox 01 известен в Китае как Jishi 01, на ряде внешних рынков — как Polestones 01, в России же он продается под материнским брендом. Rox 01 метит в нишу, занятую Li Auto, которая поднялась на производстве дорогих гибридных кроссоверов plug-in. По цене и габаритам Rox 01 соответствует Li L7, но позиционируется как внедорожник, а не как кроссовер.
Основателем компании ROX Motor в 2021 году стал успешный китайский IT-предприниматель Ричард Чанг. Дизайн Rox 01, слегка напоминающий современный Land Rover Defender, разработала шанхайская студия итальянского ателье Pininfarina. Бензиновый двигатель B15 °F для Rox 01 поставляется компания Xinchen China Power — она же, к слову, делает двигатели для Li Auto. B15 °F — это 1,5-литровый бензиновый турбомотор мощностью 156 л. с., он установлен спереди поперечно, механически не связан с колесами и работает в режиме генератора, заряжая тяговую батарею CATL емкостью 56 кВт·ч. Колеса вращают два электромотора, передний выдает 150 кВт (204 л. с.) и 340 Н⋅м, задний — 200 кВт (272 л. с.) и 400 Н⋅м. На одном заряде батареи емкостью 56,01 кВт·ч внедорожник проезжает 235 км по циклу WLTP на чистом электричестве либо 1 115 км в режиме гибрида.
В республике реализовано пять мощнейших RAM 1500
Классические американцы
Ну и наконец, поговорим об авто для настоящих ценителей. Если в 2024 году татарстанцы баловали себя автомобильными изюминками вроде электрического пикапа Cybertruck от Tesla или российского «автомобиля для президентов» Aurus, а также старым добрым люксом: Lamborghini, Rolls-Royce и Lotus, то в I квартале 2025-го автомодники определенно сели на финансовую диету.
Так, в республике реализовано пять мощнейших RAM 1500 (суббренд Dodge). Инфернальный пикап с 712-сильным мотором объемом 6,2 л, заставляющий «выстрелить» с места до 160 км/ч за 10,5 секунды, продается у нас по параллельному импорту за 9–21,5 млн рублей.
Помимо этого, в республиканском отделе ГАИ встал на учет один Cadillac Escalade американского производства с 6-литровым 420-сильным двигателем, а также еще один представитель GMC (General Motors Company): полугрузовик-полувнедорожник Yukon с 6-литровым двигателем мощностью 426 л. с.
Клуб владельцев Jeep пополнился тремя поклонниками (в прошлом году — четырьмя): два из купленных авто пришлось на преемников военного автомобиля Wrangler, один — на символ бандитского автомобиля 90-х, американский внедорожник с премиальным немецким акцентом Grand Cherokee.
В республиканском отделе ГАИ встал на учет один Cadillac Escalade американского производства с 6-литровым 420-сильным двигателем
«Люди, которые много зарабатывали, сильно меньше зарабатывать не стали и машины по-прежнему будут менять»
О том, каковы причины такого спада на автомобильном рынке и как ситуация будет развиваться дальше, «БИЗНЕС Online» спросил у экспертов.
Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:
— Я не сторонник анализа на коротком плече, поэтому надо смотреть, что будет дальше. Но в принципе вся первая половина этого года, а может быть, даже и до осени будет с отрицательной динамикой. Понятно, что в регионах окажется по-разному — где-то лучше, где-то хуже и так далее, но в целом картина такая. И мы каждый месяц станем говорить о том, что настолько-то упало, настолько-то просело, хуже, чем по отношению к прошлому году, и так далее, поэтому ничего удивительного нет.
Вопрос лишь в том, что относить к данным премиальным автомобилям. Это тоже отдельная история. Если там считать какие-то в назывном порядке премиальные автомобили, например Exeed или TANK, то тогда, наверное, да, действительно есть падение, потому что по многим брендам просадка прошла. Именно на продажи таких автомобилей повлияли и кредитные ставки, и утилизационный сбор. То есть все стало дороже. Те люди, которые смогли «дотянуться» до этих автомобилей с помощью заемных средств, теперь до них не дотягивают. Также на такое падение результатов повлияла высокая база прошлого года.
До 1 апреля 2024-го все стремились купить, завести автомобили по старым правилам. Поэтому I квартал прошлого года был «взрывным», в том числе и по электромобилям. Но если говорить о по-настоящему премиальных машинах, там другие факторы играют. Если мы берем прямо люкс-люкс-сегмент (Rolls-Royce, Lamborghini, Ferrari, Bentley), то у нас в I квартале просадка была, это правда, но она не такая сумасшедшая — всего 9 процентов. Если учитывать высокую базу в прошлом году, то это очень неплохие показатели. Причем такое было опять же неравномерно. В январе — подъем, в феврале спрос упал. Ну в марте с серединки на половинку. Поэтому давайте посмотрим на II квартал. Я думаю, что тоже будет минус, но, может быть, не такой сильный.
Игорь Парамыгин — аналитик Auto.ru:
— Причины довольно простые. Первое — то, что большинство рядовых автолюбителей ожидают возвращения всех этих брендов официально, но быстро такого не случится. И многие еще ждут того, что они вернутся по старым ценам, чего не будет. Вторая причина в том, что в прошлом году за счет увеличения ставки и повышения утилизационного сбора, а также постоянных стимуляций рынка дилерами весь тот спрос, который планировали удовлетворить в 2025-м, они удовлетворили раньше. Получается, спрос 2025-го перенесли на 2024-й. Те, кто должен был приобрести машины в этом году, купили в прошлом. Это две теоретические причины, которые, скорее всего, и влияют на «премиалку» настолько сильно.
Я думаю, ближе к концу лета начнет все оживать. Надеюсь, все оживет, потому что тенденция последних двух месяцев показывает стабильный рост, но не относительно прошлого года, а относительно месяца к месяцу. Рынок премиальных автомобилей будет расти, потому что люди, которые много зарабатывали, сильно меньше зарабатывать не стали и машины по-прежнему будут менять. «Премиалка», как мне кажется, никогда не пострадает сильнее всего. Да, сейчас продажи по определенным причинам снизились, но в перспективе они станут восстанавливаться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 92
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.