Первая открывающая форум пленарная сессия «Новая индустриализация и умножение народа», по сути, задавала тон всем последующим Первая, открывающая форум пленарная сессия «Новая индустриализация и умножение народа», по сути, задавала тон всем последующим

«Время начала динамичного развития от нас постоянно убегает, ускользает»

«Я глубоко убежден в том, что наша страна имеет все для того, чтобы динамично развиваться в экономическом, социальном плане», — уверенно заявил президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин, открывая сегодня Московский экономический форум (МЭФ). Мероприятие, где собираются главные патриоты России, второй год подряд проходит в «Цифровом деловом пространстве», в самом центре столицы. В этот раз форум посвятили ключевой теме «Демография: традиции и индустриализация». Почему Россия как страна, которая богата ресурсами и талантами, медленно развивается и воспроизводит население, эксперты МЭФ будут обсуждать два дня. А первая, открывающая форум пленарная сессия «Новая индустриализация и умножение народа», по сути, задавала тон всем последующим.

«Время начала динамичного развития от нас постоянно убегает, ускользает, и мы видим, что наша страна отстает в темпах развития от многих других стран мира», — сожалел Бабкин. По его мнению, основная причина в том, что те, кто сейчас определяет экономическую политику в России, рассуждают в категории денег, считая, что экономика — сфера зарабатывания денег, повышения ВВП. «А мы говорим о том, что на самом деле победит в экономическом соревновании не то общество, не то государство, у которого окажется больше денег, а то, которое привлечет на свою сторону больше людей. Победит то общество, которое создаст возможность людям проявлять свои таланты, сможет стимулировать их заниматься созидательной деятельностью», — описал модератор.

Он уверен, что это противоречит в корне логике зарабатывания денег, которой придерживаются экономисты во власти. Например, минфин стремится собрать как можно больше налогов, чтобы у государства были деньги. По словам Бабкина, в итоге налогами перегружены те, кто работает на промышленных предприятиях, т. к. с них проще собрать. Поэтому такие люди платят 53% с доходов в отличие от самозанятых, у которых налог с дохода всего 6%. «А мы говорим: „Нам нужно развитие“. А те экономисты, которые измеряют успех в деньгах, говорят: „Развитие — вторично, нужны деньги. Поэтому будем собирать много налогов“. И неважно, что развитие и промышленность тормозятся», — продолжил Бабкин.

Константин Бабкин: «Мы говорим о том, что на самом деле победит в экономическом соревновании не то общество, не то государство, у которого окажется больше денег, а мы говорим, что победит то сообщество, которое привлечет на свою сторону больше людей» Константин Бабкин: «Мы говорим о том, что на самом деле победит в экономическом соревновании не то общество, не то государство, у которого окажется больше денег, а то, которое привлечет на свою сторону больше людей»

Тот же набор противоречий в других сферах. Вместо денежно-кредитной политики, стимулирующей созидание, — та, которая обеспечит финансовую стабильность. Вместо технологического прогресса и здорового общества, которое бы сохраняло преемственность и традиции предков, — стремление «превратить человечество в однородную серую массу, которой удобно сбывать стандартизированные товары». «Со стороны государственных структур такие попытки не получают отпора. Видим очернение истории России, пропаганду индивидуализма, навязывание чужих стандартов культуры, чужих грез, стимулирование миграции», — подчеркнул Бабкин.

Он уверен, что России нужен «разноцветный мир», который не носит одну и ту же одежду и не слушает одну и ту же музыку. «Разноцветный мир имеет гораздо больше возможностей развиваться гармонично, бесконфликтно. Наши нации, цивилизации, сообщества могут взаимно обогащать друг друга. Это важно для сохранения человечества, как разнообразие видов для разнообразия жизни на Земле», — сказал Бабкин.

Глазьев напомнил, что по итогам 2024 года в России рапортовали о высоких темпах роста, которые достигнуты не благодаря, а вопреки сложившейся макроэкономической ситуации Глазьев напомнил, что по итогам 2024 года в России рапортовали о высоких темпах роста, которые достигнуты не благодаря, а вопреки сложившейся макроэкономической ситуации

«Девальвация рубля — это главный фактор инфляционных волн»

Академик РАН экономист Сергей Глазьев считает, что есть три причины демографической катастрофы: чудовищное социальное неравенство, низкая зарплата у значительной части работающего населения и культ потребительства. «Все это вместе разрушает семьи, не дает возможности формировать многодетные семьи для большинства граждан», — отметил спикер. Выход он видит в политике новой индустриализации.

Глазьев напомнил, что по итогам 2024 года в России рапортовали о высоких темпах роста, которые достигнуты не благодаря, а вопреки сложившейся макроэкономической ситуации. В итоге экономический блок просто недооценивает возможности экономического развития. В качестве примера он привел Центробанк, где уверены, что Россия на пределе выпуска продукции. Сам Глазьев считает, что «возможности огромные», т. к. загрузка производственных мощностей составляет не более 65%, а в машиностроении — еще ниже. При этом вывоз капитала за последние 15 лет достиг порядка $1 триллиона. «Если бы эти деньги были вложены в инвестиции, то норма накопления была бы в 1,5 раза выше, мы могли бы развиваться быстрее», — уверен экономист.

В то же время в ЦБ считают, что экономика работает на пределе возможностей, т. к. в стране низкая безработица. Там руководствуются кривой Филлипса, которую «экономическая наука отвергала 50 лет назад». Суть ее в том, что якобы существует закономерность: чем ниже безработица, тем выше инфляция. «Таким образом, они борются с занятостью, а по факту надо говорить о сверхэксплуатации труда. Наш работник на единицу зарплаты производит в 3 раза больше продукции, чем в Европе. Сегодня зарплата даже ниже, чем в Китае», — пояснил Глазьев.

В итоге в последние годы этот спор был разрешен ростом государственного заказа, который подкреплен опережающим ростом инвестиций в ряде отраслей. «Потенциал роста есть, он составляет не менее 8 процентов в год. Мы могли бы производить на четверть продукции больше, чем производим, если бы обеспечили связывание всех имеющихся ресурсов в производственном процессе», — считает экономист.

Впрочем, мощности не могут быть загружены еще больше, т. к. недоступен кредит, без которого невозможно развитие экономики. Раз нет кредита, то не может быть и инвестиций, которые нереальны только на оборотных средствах. Поэтому России необходимо наращивать кредитование и инвестиции, а также увеличивать расходы на внедрение новых технологий. «Мы до сих пор инвестируем вдвое меньше, чем в последние годы Советского Союза. Норма накопления капитала недостаточна даже для простого воспроизводства, не говоря уже о развитии», — указал Глазьев.

По мнению Глазьева, снизить инфляцию можно только за счет научно-технологического прогресса, потому что он позволяет снижать издержки, выпускать продукцию, поднимать производительность труда, повышать качество и обеспечивать долгосрочную стабильность

Он уверен, что денежные власти попросту загнали страну в порочный круг, когда борются с инфляцией путем повышения процентных ставок и сжатия спроса. В итоге повышение ставок приводит к сокращению инвестиций, следствием становится технологическое отставание, а оно ведет к падению конкурентоспособности, за что приходится расплачиваться девальвацией рубля. «Девальвация рубля — это главный фактор инфляционных волн. Этот порочный круг делает невозможным достижение целей по таргетированию инфляции. Больше 10 лет занимаются таргетированием инфляции, а мы столь же далеки от таргета инфляции в 4 процента, который у них является символом», — указал Глазьев.

По его мнению, снизить инфляцию можно только за счет научно-технологического прогресса, потому что он позволяет снижать издержки, выпускать продукцию, поднимать производительность труда, повышать качество и обеспечивать долгосрочную стабильность. «Поэтому, чтобы выйти на опережающее развитие с темпами не менее 8 процентов в год, необходимо разорвать порочный круг денежной политики и выйти на круг экономического процветания», — подчеркнул экономист.

«Сейчас уникальный случай, когда они хотят, как у нас, мы хотим, как у Трампа»

Философ Александр Дугин рассказал, что Андрей Белоусов еще в бытность первым вице-премьером проводил стратегическую сессию о развитии России. Тогда пришли к выводу о необходимости определить субъект развития. У глобалистов это мировая экономика. Такой подход доминировал до начала СВО. «Президент уже точно эту версию, что существует единый глобальный субъект развития, отвергает», — уверен философ.

Дугин предложил две модели. Во-первых, можно рассматривать субъектом развития суверенное государство, которое стремится все наверстать через импортозамещение. Россия уже это делает: берет сферы и направления, которые развиваются на Западе, и пытается найти эквивалент, по сути, старается заместить западную цивилизацию. Это значит, что нужно не просто заниматься импортозамещением западных технологий, а «найти свой путь к собственной цели».

При этом Дугин напомнил, что Владимир Путин не любит понятие «автаркия» и много раз говорил, что по такому пути страна не пойдет. «Но если говорим о суверенной цивилизации, то мы должны принять теорию Фридриха Листа об автаркии больших пространств», — полагает философ. Он добавил, что Россия как раз и является большим пространством.

Дугин подчеркнул, что по такому же пути сейчас идут и США, которые обнаружили, что глобализм — это тупиковый путь. «Это подтверждение того, что мы правы. Сейчас Америка хочет строить свое государство-цивилизацию, — заявил философ в кулуарах форума корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Америка отказывается от глобализма, возвращается к традиционным ценностям. Фактически мы выступаем для Трампа ролевой моделью. Трамписты приезжают и говорят: „Мы хотим как у вас“. Сейчас уникальный случай, когда они хотят как у нас, мы хотим как у Трампа. В принципе, можем друг друга стимулировать и поддерживать в решимости и воле покончить с глобализмом и либерализмом». Поэтому, уверен философ, сближение России с трампистской Америкой только укрепит желание и стремление государства-цивилизации строить многополярный мир.

Для автаркийного и суверенного развития, считает философ, России надо резко увеличить демографические показатели, а именно число многодетных семей. Для этого, во-первых, нужен возврат к традиционному обществу, где деторождение является священным долгом, а во-вторых, расселение мегаполисов. «Земля сама подталкивает людей рожать детей, воспитывать их, в большом количестве. Создание одноэтажной России даст импульс технологическому развитию», — уверен Дугин.

«Нужна национализация Банка России!» — призвал Коломейцев, чем вызвал недружные аплодисменты в зале «Нужна национализация Банка России!» — призвал Коломейцев, чем вызвал недружные аплодисменты в зале

Национализация Банка России и налог 20% для бездетных мужчин

Депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев с ходу начал критиковать экономический блок правительства, а именно Эльвиру Набиуллину, которую назвал «гиперлибералом чубайсовского пошиба», и Антона Силуанова, который, «кроме минфина, нигде не работал», зато прошел школу Анатолия Чубайса и Алексея Кудрина. И глава ЦБ, и министр финансов, уверен депутат, проповедуют «принцип вашингтонского консенсуса».

Далее Коломейцев рассуждал о двойственности, когда по статистике есть позитивные итоги 2024 года, но в реальности предприятия в предбанкротном состоянии. С одной стороны, растет количество многодетных семей, но в то же время 50 млн россиян имеют кредиты, из которых у трети — от трех до пяти кредитов, а еще у 8 млн есть займы в микрофинансовых организациях. В итоге только за прошлый год объявлены банкротами 431 тыс. россиян, а с момент введения института банкротства — более 1,5 млн человек. «Это говорит о том, что тенденция обнищания общества налицо», — подчеркнул Коломейцев.

Зато банки «жиреют» — заработали 4 трлн рублей за 2024 год, тогда как 19 отраслей экономики имеют рентабельность ниже 13%, а 10 отраслей — ниже 10%. Это говорит о том, что ключевая ставка вымыла инвестиционное желание у всех банков. «Зачем вкладывать в рискованный бизнес, если могут положить и получить вертолетные деньги?» — возмущался депутат, указывая, что таким образом «съедают будущее».

«Нужна национализация Банка России!» — призвал Коломейцев, чем вызвал недружные аплодисменты в зале. Но для начала, по его мнению, ЦБ должен быть ответственным за экономический рост. Ключевую ставку в 21% он назвал «убийством экономики» и попыткой «бороться керосином с огнем». Так что, уверен коммунист, политика таргетирования инфляции ничем не определена, кроме как желанием удушить свою же экономику. Коломейцев заодно пообещал, что фракция КПРФ поставит вопрос о недоверии Набиуллиной, когда она будет отчитываться в Госдуме.

«Традиция — самое правильное, что может нас возродить. Надо перейти от экономики освоения средств к экономике решения проблем. Тогда мы решим многие проблемы и начнем возрождение страны, а не скачкообразную стагнацию от кризиса к кризису», — подчеркнул Коломейцев.

Станислав Наумов: «Важно не повторить ошибку 2000-х годов, не обманывать себя, что с помощью дешевого труда, низкоквалифицированных иностранцев можно решить задачи новой индустриализации»

Депутата Госдумы от ЛДПР Станислава Наумова волновала миграционная политика, когда, вместо того чтобы повышать производительность труда, в России распахнули двери для трудовых нелегальных мигрантов. «Это самый главный риск и угроза решению демографических задач», — считает он. Поэтому, по его словам, Госдума в 2024 году приняла 14 законов, направленных на борьбу с нелегалами. Однако правительство Михаила Мишустина до сих пор так и не представило новую концепцию миграционной политики. «Важно не повторить ошибку 2000-х, не обманывать себя, что с помощью дешевого труда, низкоквалифицированных иностранцев можно решить задачи новой индустриализации. Нужно смотреть в будущее и поощрять многодетные семьи, а где-то — рождение первого ребенка», — уверен Наумов.

У гендиректора АО «Дашковка» Виктора Таранина был свой любопытный взгляд на решение демографических проблем. Во-первых, он предложил выплачивать женщинам пособия не до полутора, а до трех лет. Во-вторых, для решения проблемы абортов Таранин считает необходимым открывать дома малютки и давать женщинам возможность забирать своих детей оттуда. В-третьих, ввести 20-процентный налог на бездетность и распространить его на холостых мужчин 25–45 лет.

— У-у-у! — отреагировал молодой мужчина в первом ряду.

— Молодой человек, а что вы не женитесь? — обратился к нему Таранин.

— Женщины хотят бриллианты, Дубай… — начал отвечать мужчина в зале.

Но спикер, судя по всему, его не понял и решил, что молодой человек сам хочет бриллианты и поездку в Дубай. «У вас ничего в будущем нет, и фамилия ваша забудется!» — отреагировал Таранин, возмущенный, что можно развестись «в постели».

— Вседоступность и вседозволенность приводят к тому, что у нас рождаемость плохая, — сожалел спикер.

— Почему налог не с женщин, а с мужчин? — снова возмущался молодой человек в первом ряду.

— А потому что ты мужчина, — улыбнулся Таранин под смех и аплодисменты зала. — Мужчина всегда женщиной руководить должен.

«Вселенной. Россия — стартовая точка. Но нужно привести экономическую, демографическую, культурную политику в соответствии с требованиями современности, и тогда у нас все будет» «Россия — стартовая точка. Но нужно привести экономическую, демографическую, культурную политику в соответствие с требованиями современности, и тогда у нас все будет»

Далее перешли к вопросам, которые поступили спикерам. Например, Дугина спросили о том, какой должна быть настоящая элита и откуда она появится. Философ ответил, что Путин видит новую элиту в героях СВО. «В свое время Гегель говорил, что государство создает сословие храбрецов. Это сословие храбрецов — герои, они приносят победу своему народу. Потом они строители, созидатели. А дальше они начинают сдавать. На самом деле люди войны, люди победы, люди мужества достойны быть элитой», — пояснил Дугин. Также, уверен он, элитой могут быть пассионарии, которые «делают раз в 100 больше, чем другие». Сейчас же в элите, по мнению Дугина, случайные люди и проходимцы.

«Россия — лучшее место в мире для созидания, для того чтобы творить. Проявлять таланты, делать технику, запускать дроны и покорять Марс, — подвел итоги пленарной сессии Бабкин. — Чтобы дроны несли наши желания и мечты в разные концы Вселенной. Россия — стартовая точка. Но нужно привести экономическую, демографическую, культурную политику в соответствие с требованиями современности, и тогда у нас все будет».