«Основным критерием правильно выбранного тарифа является загрузка парковочных мест — она не должна превышать 85 процентов. Сейчас эти места заполнены практически на 100 процентов, как правило, автомобили стоят на данных участках целый день», — объясняют власти Казани повышение платы за парковку в центре города. Теперь максимальный ценник составит 130 рублей вместо 100 и будет действовать на площади Свободы, а также улицах Театральной и Пушкина. На 19 парковках плата вырастет в пределах 30%, а снизится на пяти наименее загруженных. Параллельно расширяется платный паркинг — теперь он охватит всю улицу Хади Такташа. О том, где и что конкретно изменится и поможет ли нынешнее повышение разгрузить центр, — в материале «БИЗНЕС Online».
На площади Свободы, а также улицах Театральной и Пушкина повышается ценник за оплату парковки: вместо 100 рублей теперь она будет стоить 130 рублей
Парковка в центре Казани подорожает
«Ничего так не стимулирует использовать общественный транспорт в Москве, как платная парковка в центре. Реально дорого платить!» — рассказывал две недели назад в Казгордуме эксперт из Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Александр Чеботарев. Приглашенный гость из федеральной столицы рассуждал, как столице республики преодолеть проблемы с общественным транспортом. Среди прочего предложил расширять зону платной парковки и поднимать ценник за нее. Вероятно, это просто совпадение, но накануне стало известно о новом «раунде» расширения и подорожания муниципального паркинга в Казани. Соответствующий документ подготовил исполком города.
Согласно проекту поправок в постановление «О создании муниципальных парковок…», стоимость парковки вырастет на 18 парковках в Казани и снизится на пяти участках. Два действующих паркинга «разрастутся», а еще появится два новых участка муниципальной парковки — вдоль улицы Хади Такташа, а также около Национальной библиотеки РТ и нового строящегося детского парка «Елмай» на Кремлевской набережной.
Сначала о повышении платы. Ценник подрастет в пределах 30% на следующих парковках.
Повышение с 100 рублей в час до 130 рублей:
- Площадь Свободы (по ул. Карла Маркса от пересечения с ул. Пушкина до пересечения с ул. Театральной).
- Ул. Пушкина (четная сторона улицы, от пересечения с ул. Большая Красная до пересечения с ул. Бассейной).
- Ул. Театральная (обе стороны, от пересечения с ул. Дзержинского до пересечения с ул. Большая Красная).
С 70 рублей в час до 100 рублей:
- Ул. Николая Столбова (обе стороны, от пересечения с ул. Парижской Коммуны до пересечения с ул. Галиаскара Камала).
- Ул. Дзержинского (четная сторона, от пересечения с ул. Чернышевского до пересечения с ул. Кави Наджми, со стороны парка «Черное озеро»; вдоль дома №16 по ул. Дзержинского; обе стороны улицы от пересечения с ул. Кави Наджми до пересечения с ул. Лобачевского).
- Ул. Чернышевского (участок между проезжими частями ул. Дзержинского, со стороны парка «Черное озеро»).
С 50 рублей в час до 70 рублей:
- Ул. Муштари (обе стороны, от пересечения с ул. Ульянова-Ленина до пересечения с ул. Щапова).
- Ул. Муштари (обе стороны улицы, от пересечения с ул. Горького до пересечения с ул. Щапова).
- Ул. Муштари (нечетная сторона улицы, от пересечения с ул. Карла Маркса до пересечения с ул. Большая Красная).
- Ул. Спартаковская (четная сторона улицы, от пересечения с ул. Артема Айдинова до пересечения с ул. Хади Такташа; нечетная сторона улицы, от пересечения с ул. Хади Такташа до дома №21 на ул. Спартаковской).
- Ул. Хади Такташа (обе стороны улицы, от пересечения с ул. Марселя Салимжанова до пересечения с ул. Спартаковской).
- Ул. Сибгата Хакима (местный проезд, четная сторона улицы, от пересечения с ул. Абсалямова до пересечения с ул. Мусина).
- Ул. Артема Айдинова (от пересечения с ул. Спартаковской до пересечения с ул. Марселя Салимжанова).
- Ул. Хади Такташа (обе стороны улицы, от пересечения с ул. Спартаковской до пересечения с ул. Островского).
С 30 рублей в час до 50 рублей:
- Ул. Меридианная (четная сторона улицы, возле дома №6 на ул. Меридианной).
- Ул. Чистопольская (местный проезд, четная сторона улицы, от дома №8 по ул. Декабристов до пересечения с ул. Меридианной).
- Ул. Чистопольская (местный проезд, нечетная сторона улицы, вдоль домов №5, 7, 15, 19 на ул. Чистопольской).
- Ул. Чистопольская (местный проезд, четная сторона улицы, от дома №12 на ул. Абсалямова до дома №26 на ул. Чистопольской, вдоль дома №28 на ул. Чистопольской).
- Ул. Нигматуллина (обе стороны улицы, от пересечения с ул. Сибгата Хакима до пересечения с ул. Чистопольской).
Снизится плата с 50 рублей в час до 30 рублей на пяти парковках:
- Ул. Муштари (четная сторона улицы, от пересечения с ул. Горького до пересечения с ул. Большая Красная).
- Ул. Николая Ершова (территория перед Арским кладбищем).
- Ул. Сары Садыковой (нечетная сторона улицы, от дома №63а на ул. Сары Садыковой до пересечения с ул. Салиха Сайдашева).
- Ул. Сары Садыковой (четная сторона улицы, от пересечения с ул. Ахтямова до пересечения с ул. Салиха Сайдашева).
- Ул. Салиха Сайдашева (нечетная сторона улицы, от пересечения с ул. Сары Садыковой до пересечения с ул. Габдуллы Тукая).
Новые тарифы на парковках заработают с 15 сентября
Новые парковки на Хади Такташа и у Кремлевской набережной
«Бонусом» идет расширение зоны платного паркинга, которая увеличится на 155 парковочных мест. Пожалуй, самое заметное и значительное увеличение — вдоль улицы Хади Такташа. Сейчас платный паркинг там организован на двух участках: от Островского до Спартаковской (было 26 мест, станет 40) и от Спартаковской до Салимжанова, у нового IT-парка им. Башира Рамеева (было 140 мест, станет 90). Теперь платный паркинг распространяют на всю улицу, он расположится по обеим сторонам на участке от Салимжанова до Назарбаева, вдоль озера Нижний Кабан. Откроется 112 парковочных мест, стоимость — 50 рублей в час.
На улице Туфана Миннуллина стоимость парковки не изменится (те же 50 рублей в час), но число паркомест вырастет с нынешних 11 до 121. Сейчас платный участок небольшой — от Островского до Тихомирнова, а теперь парковка расширится на участок от Островского до Петербургской и по обе стороны улицы от Салимжанова до Хади Такташа.
На Чистопольской число парковочных мест вырастет с нынешних 9 до 81. Парковку, которая сейчас действует на местном проезде вдоль дома №28, продлят на участок от дома №12 на Абсалямова до дома №26 на Чистопольской (четная сторона улицы).
Наконец, новая муниципальная парковка на 31 место появится на территории вдоль подъездной дороги к многоуровневому подземному паркингу под площадью Султан-Галиева, вблизи детского парка «Елмай». Стоимость размещения — 50 рублей в час. Предыдущий «раунд» повышения платы за парковку прошел, напомним, в начале июня, количество паркомест выросло на 500. Тогда же стало известно, что город поставил на паузу проект с абонементами, поскольку пришел к выводу, что они ухудшат транспортную и дорожную ситуацию.
«Основным критерием правильно выбранного тарифа является загрузка парковочных мест — она не должна превышать 85 процентов. Сейчас эти места заполнены практически на 100 процентов»
Комитет по транспорту: цены меняют для «более равномерной загрузки» парковок
Новые тарифы на парковках заработают с 15 сентября, рассказали «БИЗНЕС Online» в комитете по транспорту исполкома Казани. Там отметили, что тариф будет скорректирован с учетом «детального анализа» заполняемости парковочных мест. Он показал, что парковки, где планируется повышение стоимости, заполнены практически полностью.
«Основным критерием правильно выбранного тарифа является загрузка парковочных мест — она не должна превышать 85 процентов. Сейчас эти места заполнены практически на 100 процентов, как правило, автомобили стоят на данных участках целый день, что исключает возможность подъезда посетителей к учреждениям, заведениям», — указали в комитете.
Те участки, где заполняемость ниже 25%, «подешевеют» с 50 рублей в час до 30 рублей. Изменение тарифов нужно для «более равномерной загрузки парковочных мест», добавили в комитете.
В чем суть? Те парковки, которые «подорожают», сейчас превратились в «места постоянного хранения» автомобилей, ценник там стал комфортным для водителей. В итоге транспорт паркуют на целый день, свободных мест нет. Чтобы они были, ценник должен быть некомфортным, немного кусаться, поясняет источник газеты.
Логика понятная, но возникает вопрос: поможет ли повышение стоимости на 30 рублей? На первый взгляд кажется, что водитель, готовый отдать за парковку в центре 900 рублей в день (из расчета 9-часового рабочего дня с 09:00 до 18:00), будет готов и к подъему ценника на 30 рублей (1 170 рублей). Интересно еще и то, что самые дорогие парковки в центре Казани за 100 рублей в час быстро оказались комфортными в цене для автомобилистов. Не исключено, что по той же причине было решено и пока отказаться от абонементов — есть риск превратить большинство парковок в «места хранения» машин.
Те парковки, которые «подорожают», сейчас превратились в «места постоянного хранения» автомобилей, ценник там стал комфортным для водителей
«Человек казанский привык в центре города платить 100 рублей. Ну 130 заплатит, даже не почувствует»
Если в течение дня парковочное место занято более чем на 75%, организатор паркинга обязан поднимать цену, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Михаил Блинкин.
«Как раз перед вашим звонком я отметился на стоянке [в Москве]. Не хочу пугать своих казанских друзей, тем более в столице РТ я бываю часто и в принципе много, но ценник у меня сейчас был 450 [рублей в час]. Это так, лирическое отступление. Где угодно — что в Казани, что в какой-то далекой загранице — разумный организатор парковочного пространства рассуждает следующим образом: если парковочные места заполнены сверх какого-то рубежа (условно говоря, в течение дневного времени суток больше 75 процентов, надо эту цифру подбирать по исследованию), я обязан поднять цену. Если у меня они не заполнены, я обязан цену спустить до нуля, потому что здесь нет спроса. Ничего другого в мире не придумано, этот опыт платных парковок он существует в мире уже больше 90 лет», — сказал эксперт.
«К сожалению, не всегда организатор [парковки] может подсчитать, [какой ценник нужен], чтобы народ почувствовал. В Москве это проходили чисто экспериментально. Поднять на 20 рублей — вообще никакой разницы нет, на 30 рублей — никакой разницы, а вот на сотню поднять — уже видна разница, — подчеркивает Блинкин. — Но всегда организатор перевозок сталкивается с дискуссией с городским начальником, который говорит: „Нет, меня депутаты гордумы не поддержат ни в каком случае, да господь с вами, 30 рублей максимум!“».
По мнению Блинкина, на водителях в столице Татарстана, привыкших платить 100 рублей в час, нынешний рост не скажется. «Человек казанский привык в центре города платить 100 рублей. Ну 130 заплатит, даже не почувствует. Для того чтобы я (житель Казани или житель другого города — разницы никакой) задумался, надо ли мне ездить в центр города на автомобиле и не лучше ли выбрать метро и трамвай, нужна чувствительно дорогая парковка, как в Москве, где уже сделали 300–400 [рублей в час]. Во-вторых, что еще более важно, необходимо, чтобы в этом трамвае, автобусе, метрополитене были (такой термин даже есть) „не унизительные условия перевозок“. То есть я, серьезная молодая дама, хорошо одетая, еду на работу, в офисе меня уважают, я не могу прийти мятой и так далее. Или мужик, серьезный сотрудник серьезной организации, тоже не хочет идти на работу мятым, с дурным запахом. Не унизительные условия перевозок — первое», — указал спикер.
«Вы представляете, я приехал на работу и на весь рабочий день, 8 часов плюс обед, оставил автомобиль. Если по 100 рублей [в час], за день получилось 900 [рублей], удвоенный обед. Конечно, неприятно, но не катастрофически. Теперь представьте, что по 300 [рублей в час]. Это, получается, не удвоенный обед. Такое уже круто, даже для человека с хорошей зарплатой. Вот в этом все дело. Нет ничего, кроме кнута и пряника. Кнут проще пареной репы — очень дорогая парковка. Пряник — это хороший общественный транспорт, комфортный, симпатичный, новые вагончики, хорошая частота движения, чтобы не было давки», — добавил Блинкин.
С существующими ценами парковки в центре Казани «битком набиты», «заградительный инструмент» не реализован, рассуждает в разговоре с «БИЗНЕС Online» представитель федерации автомобилистов России (ФАР) в РТ Рамиль Хайруллин. «Случается, приезжают люди, а там места нет. У них хороший инструмент в руках — стоимость. И если не работает цена сегодняшняя, значит, станут этой стоимостью играть в ту сторону, чтобы людям было уже накладненько бросать на целый день машину. Это все-таки не стоянка, а парковка, в данный же момент выполняет функцию стоянки: на весь рабочий день машину ставят», — указал спикер.
По словам Хайруллина, попытки разгрузить центр Казани повышением платы, чтобы парковка не становилась «длительной стоянкой», есть и в других городах. «Многие сейчас идут по этому пути — именно центр освободить от стоячих машин. Они сначала рассматривали и транзит убрать, помните, были идеи въезд в центр платным сделать да и вообще центр освободить от машин транзитных... Как-то это не срослось, но, думаю, только пока. Наверное, все-таки что-то придумают, ведь стоячих машин в центре города, по их мнению, быть не должно вообще. Только так: час-два — и все, уехал, и нечего там делать», — добавил представитель ФАР в республике.
«Да даже если тысяча рублей будет — люди заплатят!»
Корреспондент «БИЗНЕС Online» сегодня посетил несколько парковок в центре Казани, где планируется увеличение платы, и пообщался с автомобилистами. Мужчина по имени Гали периодически пользуется парковкой на улице Дзержинского, около парка «Черное озеро», оставляет машину на пару часов. Он готов оплачивать парковку даже после повышения тарифа: «У меня несколько раз уже забирали машину на штрафстоянку. Без разницы, сколько стоит парковка, мне важнее не потерять 3–5 тысяч [рублей за штрафстоянку], чем заплатить 200 рублей за два часа».
Автовладельцы Ильнар и Ленар в последнюю неделю паркуют автомобили на той же стоянке ежедневно. Для них повышение тарифа на 30 рублей в час тоже некритично, поскольку время парковки занимает два-три часа в день. Но если оставить транспортное средство на весь день, уже набегает большая сумма, заметил Ленар. Адель, который нечасто паркуется на Дзержинского, в беседе с «БИЗНЕС Online» нашел и плюсы от грядущего повышения: «Когда человек не может заплатить или не хочет, он где-то прячет машину в другом месте, а платное место остается свободным. Ты подъехал, заплатил — и проблем нет». «100 рублей будет? Да даже если тысяча рублей будет — люди заплатят. Некуда ставить! Автомобилей очень много — три-четыре машины на семью», — уверен Николай. Сам мужчина готов оплатить не больше часа и старается сделать свои дела быстрее.
А вот Ирина не согласна с повышением тарифов, дескать, и сейчас очень дорого. Если будет повышение, парковкой на Дзержинского пользоваться не станет и готова добираться пешком. «Дорого очень! Например, в Алма-Ате стоимость часа парковки составляет 10–12 рублей. Хотя Алма-Ата, на мой взгляд, более развитый город, там очень много людей», — негодует собеседница. При этом она признает: даже если готова заплатить, не всегда удается найти свободное место в центре города.
Повышение тарифов на парковку заставит реже приезжать в центр города и семейную пару из Казани. Сегодня молодые люди остановились на парковке на улице Чернышевского. Зухра согласна платить больше только в том случае, если повысят зарплату и декретные выплаты, которые получает семья. А вот Денис продолжит пользоваться платной парковкой. «Ну а что, на самокат пересаживаться? И не снимать же номера, как это раньше делали, сейчас за такое очень большой штраф», — отшучивается водитель. Он уверен, что повышение стоимости будет мотивировать закончить дела быстрее и уехать.
Алина перевозит инвалида, поэтому пользуется парковкой на площади Свободы бесплатно, но отмечает, что коллеги возмущены тем, что вынуждены платить немалые деньги. Им приходится оставлять машину на весь день, потому что поблизости больше нет других вариантов. Водитель автомобиля Lexus (не захотел представляться) на вопрос корреспондента, будет ли существенным повышение тарифа на 30 рублей, с усмешкой ответил, что психологически это всегда существенно, но добавил, что вариантов других нет — платить все равно придется.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 143
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.