С 1 июля муниципальным сотрудникам Татарстана впервые с января 2023 года повысили зарплату. «Но сегодня конкуренции при приеме на работу у нас нет. Наблюдается дефицит», — в панике рассказывают главы районов РТ, которые согласились на условиях анонимности побеседовать с «БИЗНЕС Online» о текущих зарплатах своих сотрудников. Районных чиновников в республике — несколько тысяч. Сколько зарабатывают руководители районных исполкомов, мэры городов, как их подчиненные выживают на 30 тыс. и почему из исполкомов бегут даже самые высокопоставленные сотрудники? Ответы на эти вопросы — в зарплатном гиде «БИЗНЕС Online».
Власти Татарстана, несмотря на проблемы с бюджетом, пошли на повышение окладов муниципальных служащих. Это результат многочисленных жалоб. Нехватка кадров в районных администрациях дошла до крайности
Сколько прибавят районным чиновникам
С 1 июля, согласно постановлению кабинета министров РТ, в Татарстане увеличились зарплаты муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности. Постановление было подписано премьер-министром республики Алексеем Песошиным.
Нововведения подразумевают два важных момента. Первый — увеличение оклада на 5%. Второй — размер ежемесячного денежного поощрения (это доплата за классный чин, составляет определенную долю от размера оклада) увеличивается с 18 до 41%. Но последний параметр касается только сотрудников исполнительных комитетов (т. е. муниципальных служащих), а не районных депутатов.
Согласно реестру должностей муниципальной службы РТ, муниципальные служащие работают в аппарате представительного органа, исполнительном комитете, аппарате исполнительного комитета, иных органах местного самоуправления, аппарате иного органа местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии. В этом тексте мы чаще всего называем их сотрудниками исполкома.
А вот кто такие лица, замещающие муниципальные должности? Согласно ч. 1 ст. 2 федерального закона №131-ФЗ, лицами, замещающими муниципальную должность, являются депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе. Грубо говоря, это главы муниципального образования, их заместители, депутаты, сотрудники Контрольно-счетной палаты.
В постановлении приведены сведения, как изменятся оклады глав районов и сотрудников исполнительного комитета. У муниципальных служащих он повысится с 12,6 тыс. до 13,3 тыс. рублей. Для глав муниципальных образований есть отдельная таблица, в которой, например, указано, что у мэра Казани оклад увеличится с 46,2 тыс. до 48,5 тыс. рублей, у замглавы — с 41,6 тыс. до 43,7 тыс. рублей, у депутатов — с 20,9 тыс. до 21,9 тыс. рублей. У муниципалитетов поменьше численностью оклады, соответственно, будут ниже. В среднем, оценивают источники «БИЗНЕС Online», зарплаты муниципальных служащих в Татарстане должны подрасти на 20%.
Однако это лишь третья индексация зарплаты муниципальных чиновников за последние пять лет: ранее были в октябре 2020-го, в октябре 2022-го и в январе 2023-го. После индексации 1 января 2023 года должностной оклад муниципальных служащих вырос всего на 6,1%.
«Индексация зарплаты у федеральных органов госвласти проходит каждый год минимум на уровень инфляции. Мы подконтрольны республиканскому правительству. Было, допустим, что мы по 2–3 года не повышали зарплату. Следовательно, отстаем от цен. Потом раз — один год повысят, но ненамного — допустим, на 5 процентов, а отставание-то уже допущено», — рассказывают наши собеседники в рядах муниципальных чиновников.
«Пока доставщики будут получать больше, чем воспитатели, учителя и полицейские, эта ситуация продолжится»
Почему в администрациях — кадровый голод
То, что власти республики, несмотря на проблемы с бюджетом, пошли на повышение, — результат многочисленных жалоб из районов. Нехватка кадров дошла до крайности, делятся наши многочисленные источники в районных администрациях РТ.
«Начальников отделов, начальников управлений удержать за 30 тысяч просто невозможно!» — рассуждает один из глав муниципальных образований.
«У меня начальник жилинспекции ушел, у него была зарплата 45 тысяч рублей. Ему предложили в другом месте 90. Нормальный мужик за 45 тысяч будет работать, что ли? Как бы он меня ни любил», — рассказывает другой.
Причем трудности есть как на селе, так и в городе. «Сегодня найти главу сельского поселения — это просто катастрофа, — сокрушается еще один глава. — Люди бегут! Мы смело идем в тупик семимильными шагами. Что делать, я не знаю. Проблема, как снежный ком, становится все больше и больше с каждым годом».
Почти в каждом муниципалитете найдется с десяток вакансий — не хватает и заместителей руководителей исполкома, и начальников отделов и управлений, и главных архитекторов… Самой сложной ситуацию называют в Тукаевском районе: там после всех арестов вообще остался только один чиновник – руководитель районного уровня. Это заместитель руководителя исполкома по экономике Гульнара Галимова. В исполкоме признаются: после обрушившейся массы негатива у многих появилось желание уволиться.
В исполкоме Бугульминского района корреспонденту «БИЗНЕС Online» ответили, что администрация испытывает серьезную нехватку сотрудников. На 2 июля 2024 года численность сотрудников исполкома — 60 человек, есть целых 26 актуальных вакансий.
Особенно остро проблема стоит как раз в тех городах, где есть сильный бизнес и, соответственно, конкуренция за кадры. «Пока доставщики будут получать больше, чем воспитатели, учителя и полицейские, эта ситуация продолжится. Человеку нужны деньги сегодня, сейчас. Сегодня кредит платить, покупать, кушать — жене, детям. Не завтра, не в перспективе через 15 лет, — говорит третий руководитель. — В рыночных условиях должна быть сильная зарплата, которая сможет конкурировать с теми, над кем мы главенствуем. Потому что строители приходят — забирают людей из управления строительства, приходят из энергетики ресурсники — забирают из ЖКХ, приходят с крупных предприятий — забирают из экономики».
Нормативный акт, который определяет зарплату городских чиновников, — постановление кабинета министров РТ №182 от 2018 года. На основании этого документа каждый район принимает свое положение об оплате труда
Как устроена зарплата муниципальных чиновников
Муниципальная служба регулируется несколькими правовыми документами. Самые важные из них — федеральный закон «О муниципальной службе в РФ», который был принят в 2007 году, и Кодекс РТ о муниципальной службе, принятый в 2013-м. Нормативный акт, который определяет зарплату городских чиновников, — постановление кабинета министров Татарстана №182 от 2018 года. Далее на основании этого документа каждый район принимает свое положение об оплате труда.
Постановление кабмина республики раскрывает, как формируется оклад муниципального чиновника. Он напрямую зависит от оклада специалиста младшей группы должностей муниципальной службы в сельском поселении — с сегодняшнего дня это 13,3 тыс. рублей. Это чуть больше МРОТ, который был установлен в 2018 году — как раз тогда и был утвержден документ.
Муниципальные образования делятся на 8 групп по количеству населения. Казань, согласно статусу, относится к первой группе (свыше 1 млн человек), Набережные Челны — ко второй (от 500 тыс. до 1 млн человек), Нижнекамск — к третьей (от 250 тыс. до 500 тыс. человек). Самый маленький район РТ — Атнинский — с населением менее 15 тыс. человек относится к 7-й группе.
Далее в зависимости от должности к окладу применяются коэффициенты. Они разные — в зависимости от статуса муниципального образования, численности постоянно проживающего населения и должности. Например, к посту руководителя исполкома в определенных (самых больших) районах может быть применен коэффициент 3,00. Оклад, утвержденный кабмином РТ, тогда утраивается и составляет почти 40 тыс. рублей.
Также городские чиновники получают надбавки за классный чин (от 3 до 7%), выслугу лет (от 5 до 20%), особые условия муниципальной службы (от 1 до 9%), напряженность, высокие достижения в труде, специальный режим работы, выполнение особо сложных заданий, ученую степень, наличие госнаград или почетных знаков, за юридическую работу, секретность и пр. А кроме того, фиксированное денежное поощрение и отпускные.
Но ключевая часть зарплаты — это премии. Они бывают разных типов: в размере оклада или даже в размере двух окладов (или в размере месячного содержания) в честь праздников — например, на 8 Марта, 23 Февраля и др. И по результатам работы — квартальные и годовые премии (в размере двух окладов или одного содержания, т. е. месячного дохода со всеми надбавками). Количество премий ограничено: не более 12 в одни руки за год.
Муниципальные акты о системе оплаты труда определяют также коэффициенты кратности, компенсационных выплат и пр. Для премий выпускаются отдельные положения о премировании, согласно которым они могут быть выплачены в процентном соотношении от оклада (по результатам работы), в размере оклада (по праздникам) или в размере двух окладов (за выполнение особо важных и сложных заданий).
Кроме того, им предусмотрена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.
Мы постарались разобраться, сколько же на самом деле зарабатывают городские чиновники всех уровней. Должности муниципальной службы делятся на пять категорий. Это:
1) высшие — руководитель исполкома, первый замруководителя исполкома, замруководителя исполкома;
2) главные — начальник управления, начальник отдела;
3) ведущие — замначальника управления, замначальника отдела;
4) старшие — главный специалист управления, отдела;
5) младшие — специалисты.
Проще говоря, муниципальные служащие — это руководители исполкомов, их замы, начальники управлений и далее по нисходящей. А мэры, их заместители, главы поселений, депутаты, сотрудники Контрольно-счетной палаты — это лица, замещающие муниципальные должности.
Сколько на самом деле зарабатывают городские чиновники всех уровней? Все начинается с МРОТ…
Сколько зарабатывают рядовые сотрудники
Специалист, главный специалист, ведущий специалист — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей (без премий), от 30 тыс. до 45 тыс. рублей (с премиями).
МРОТ в России на сегодняшний день равен 19 242 рубля. Именно такую зарплату предлагают специалисту в исполкоме Алексеевского района. В требованиях к кандидату указано только наличие высшего или профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Получается, совсем любая корочка не подойдет. В должностные обязанности за эти деньги входит: ведение реестра муниципальной собственности; осуществление контроля за поступлением в местный бюджет средств от продажи и аренды, а также иного использования имущества. В Алексеевском больше получает даже продавец магазина, хотя на эту работу можно трудоустроиться и без образования.
Кажется, меньше всех получает специалист в Алькеевском районе. От 15 тыс. до 18 тыс. рублей готовы платить специалисту инфраструктурного отдела. Соискатель должен быть с высшим образованием по специальности «архитектура и строительство», опытом работы от 1 года, владеть этикой делового общения и обладать знаниями в сфере трудового законодательства, менеджмента и пр.
Главному специалисту управления культуры в ЗМР предлагают от 21,7 тыс. до 24 тыс. рублей. При этом курьер в интернет-магазине в Зеленодольске может зарабатывать от 84 тыс. до 112 тыс. рублей без образования и опыта работы.
В мэрии Казани главный специалист финансово-экономического отдела может претендовать на зарплату от 28 тыс. до 45 тыс. рублей до вычета налогов. При этом в АО «Нэфис» готовы взять экономиста без опыта работы с зарплатой от 50 тыс. до 65 тыс. рублей.
В администрации Челнов специалисту I категории будут платить от 35 тыс. до 55 тыс. рублей, а ведущему специалисту — 64 тыс. рублей. В кадрах по телефону нам уточнили, что эти зарплаты рассчитаны уже с учетом повышения с 1 июля. Хотя в других структурах исполкома попадались вакансии специалистов все с теми же 23–35 тыс. рублей.
Заместитель начальника отдела — от 27 тыс. до 36 тыс. рублей (без премий), от 41 тыс. до 54 тыс. рублей (с премиями).
Следующая ступень развития в исполкоме — получить должность заместителя начальника отдела. Судя по данным сайта «Работа России», их зарплата не сильно отличается от специалистов.
Заместителю начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности исполкома Рыбно-Слободского района обещают от 25 тыс. до 30 тыс. рублей.
В Казани в администрацию Советского района требуется заместитель начальника отдела по благоустройству и работе с жилыми массивами. Нужны специалисты только с профильным высшим образованием «промышленное и гражданское строительство». Зарплата — от 32,6 тыс. до 54,2 тыс. рублей. С тем же образованием соискатель может устроиться в компанию «ДОМКОР». Там заместителю начальника производственно-технического отдела предложат от 81 тыс. рублей.
Начальник отдела — от 35 тыс. до 47 тыс. рублей (без премий), от 53 тыс. до 71 тыс. рублей (с премиями)
Начальника организационного отдела в Чистопольский район ищут на зарплату в 25–35 тыс. рублей. Нужны специалисты с высшим образованием и стажем работы в два года. Начальнику отдела градостроительства и архитектуры в Заинском районе будут платить от 29,5 тыс. до 35,7 тыс. рублей. Ищут специалиста, естественно, с профильным высшим образованием и опытом работы. В обязанностях: подготовка градостроительных планов земельных участков, разрешений на строительство и пр.
Со схожими требованиями в челнинскую строительную компанию «ДОМКОР» требуется начальник отдела – главный архитектор. Только зарплату обещают от 77 тыс. рублей. А начальнику производственно-технического отдела — от 130 тыс. рублей.
В управление капитального строительства и реконструкции города Казани требуется начальник отдела главного инженера на зарплату от 30 тыс. рублей.
Начальника отдела загса ищут в Алькеевский район на 23–30 тыс. рублей. Начальник отдела обеспечения деятельности в исполкоме Тетюшского района получает от 29,5 тыс. до 35,7 тыс. рублей. Начальник отдела опеки и попечительства в Черемшане зарабатывает от 30 тыс. до 35 тыс. рублей.
В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалась расчетка начальника отдела одного из республиканских муниципалитетов с населением до 100 тыс. человек. Голая зарплата у него выходит 35,5 тыс. рублей. Она складывается из оклада в 23 тыс. рублей, ежемесячной надбавки муниципальному служащему в соответствии с присвоенным классным чином — 1,6 тыс. рублей, надбавки к должностному окладу за выслугу лет муниципальным служащим — 4,6 тыс. рублей, ежемесячного денежного поощрения в 4,1 тыс. рублей, компенсационной выплаты за ненормированный рабочий день в 462 рубля и надбавки к окладу за особые условия муниципальной службы в 1,6 тыс. рублей.
Ежемесячно в этом районе каждому сотруднику выплачивается премия в 0,5 оклада — это плюс 11,5 тыс. рублей. А раз в квартал положена премия в размере одного оклада — это еще по 7,6 тыс. рублей в месяц. В среднем по году начальнику отдела дотягивают зарплату до 55 тыс. рублей в месяц.
Начальника отдела программ развития городского пассажирского транспорта возьмут в исполком Казани с зарплатой от 33 тыс. до 54 тыс. рублей. Начальнику отдела с высшим строительным образованием в «Транснефть-Прикамье» при этом заплатят от 120 тыс. до 135 тыс. рублей.
Начальник управления — от 34 тыс. до 50 тыс. рублей (без премий), от 51 тыс. до 75 тыс. рублей (с премиями).
Начальника управления культуры в администрацию Зеленодольского района ищут за 30–35 тыс. рублей. Опыт работы — от двух лет. Обязанности при этом серьезные — нужно участвовать в составлении комплексных программ, мероприятий развития культуры города и района, перспективных, текущих планов, плановых заданий для учреждений культуры и др.
Других похожих вакансий не найдено. Но начальнику управления на Зеленодольском заводе им. Горького будут платить от 106 тыс. рублей.
Руководитель исполкома в районе с населением до 100 тыс. человек зарабатывает 75–78 тыс. рублей (с премией — 100 тыс. рублей). В районе с населением более 100 тыс. человек — 120 тыс. рублей с премиями
Сколько зарабатывают руководители исполкома
Согласно постановлению кабинета министров РТ №182, руководитель исполкома (РИК) получает 60% от зарплаты мэра. При назначении РИКи проходят конкурсную процедуру, их утверждает специальная комиссия. И в последнее время найти специалиста на эту должность сложно. Например, на информационно-образовательной платформе «PRO службу Татарстан» до недавнего времени было актуально несколько вакансий, в том числе РИКа в Верхнеуслонский муниципальный район. Зарплата указана скромная — от 50 тыс. до 60 тыс. рублей. Но это без учета премий и выслуги лет, начисления по ним индивидуальны. Исполком района в итоге возглавил Максим Черменский, до этого он трудился замом РИКа. Назначение произошло 17 мая, но ненадолго: 16 июня его сменил Евгений Варакин, которого вернули из «командировки» в Лисичанск.
Хорошо, Варакин теперь получает от 60 тыс. рублей. А что у его коллег из других районов? Мы пообщались с несколькими источниками, которые подтвердили эти данные: например, средняя зарплата заместителя руководителя исполкома района с населением до 100 тыс. человек составляет 45 тыс. рублей (а с премией — 60 тыс. рублей). Руководитель исполкома в таком районе зарабатывает 75–78 тыс. рублей (с премией — 100 тыс. рублей). В районе побольше, с населением более 100 тыс. человек, зарплата руководителя исполкома с премиями — 120 тыс. рублей.
Как складываются эти зарплаты? Для наглядности мы рассчитали зарплату руководителя исполкома одного из крупнейших районов РТ. Согласно все тому же постановлению кабинета министров Татарстана, с коэффициентом его оклад равен 40 тыс. рублей. За выслугу лет он получает надбавку в 10% от оклада — это 4 тыс. рублей. За классный чин — надбавку в 22%, это еще плюс 8,8 тыс. рублей. За ненормированный рабочий день он может получить до 65% надбавки — 26 тыс. рублей. За занятие высшей муниципальной должности — еще 9%, это 3,6 тыс. рублей. Плюс денежное поощрение. До 1 июля оно было в размере 7,2 тыс. рублей, с 1 июля — 16,4 тыс. рублей. Итого 98,8 тыс. рублей (за вычетом НДФЛ — 71,6 тыс. рублей). С премиями так и получается — 120 тыс. рублей в месяц в среднем по году.
Много это или мало для руководителя исполкома большого района — вопрос открытый, дискуссионный. Но на ответ подталкивают вакансии у, скажем так, конкурентов муниципальной службы. Скорее всего, на руководящей должности на промышленных предприятиях Татарстана он получал бы в несколько раз больше. Например, топ-менеджер на НКНХ при СИБУРе зарабатывает около 1 млн рублей, а с премиями — в 1,5 раза больше. Руководитель отдела на «Аммонии» — от 250 тыс. рублей. А руководитель группы проектов в ОЭЗ «Алабуга» может зарабатывать до 1,1 млн рублей в месяц.
Если говорить конкретно, то на сайте hh.ru есть вакансия заместителя генерального директора по производству в компанию ООО «Строительно-Сервисная компания» с зарплатой от 250 тыс. рублей на руки. Предложений мало, потому что бизнес, как правило, сам точечно выходит на того, кто им нужен, и переманивает лучшей зарплатой, минуя сайты вакансий. Муниципальные управленцы становятся для хедхантеров легкой добычей.
В среднем по декларации главы районов зарабатывают по 200 тыс. рублей в месяц. Фаил Камаев, уже бывший глава Тукаевского района, например, в 2021 году зарабатывал 275 тыс. рублей
Сколько получают мэры и главы
Самую большую зарплату получают главы муниципального образования. Они относятся к другой категории — лицам, замещающим муниципальные должности (туда входят также депутаты, сотрудники Контрольно-счетной палаты). Глава является главным распорядителем бюджета, финпалата — оператором.
Зарплатные ведомости мэров не публикуются, есть только декларации о доходах: в сумму складываются и доходы от продажи имущества, и дивиденды, и пр. Согласно последней опубликованной декларации за 2021 год, больше всех заработал мэр Казани Ильсур Метшин — его доход в пересчете составлял по 550 тыс. рублей в месяц. Доход мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева — 444 тыс. рублей; бывшего главы Нижнекамского района Айдара Метшина — 458 тыс. рублей; главы Елабужского района Рустема Нуриева — 383 тыс. рублей. Это самые крупные муниципальные образования с большими коэффициентами и допдоходами за счет высоких средних зарплат по району и преимущественных отчислений во все уровни бюджета.
А как обстоят дела с главами других районов? В среднем по декларации (и по рассказам собеседников, и реально) они зарабатывают по 200 тыс. рублей в месяц. Фаил Камаев, уже бывший глава Тукаевского района, например, в 2021 году зарабатывал 275 тыс. рублей.
Высокопоставленный источник в республиканской муниципальной политике подсказал «БИЗНЕС Online», что даже из деклараций подсчитали мы примерно верно. Сразу несколько глав районов раскрыли для нас свои зарплаты — плюс-минус это 200 тыс. рублей в месяц с учетом республиканских премий.
Из чего складываются цифры? Согласно постановлению кабмина РТ №182, зарплата мэра Казани не может превышать ежемесячный совокупный размер выплат (денежное вознаграждение + денежное поощрение + премии) первого заместителя премьер-министра Татарстана. Зарплата Магдеева не может быть больше зарплаты заместителя премьер-министра республики, Муллина — не больше, чем министра РТ. А глава Атнинского района Габдулахат Хакимов, например, не получит зарплаты больше, чем 0,9 зарплаты министра Татарстана.
Кроме того, в каждом муниципальном образовании в конце года совет утверждает бюджет на будущий год. Там заложен зарплатный фонд, в том числе главы. Например, в бюджете Челнов указано, что на зарплату главы муниципального образования уходит 2,8 млн рублей. Чтобы узнать, сколько реально получит Магдеев, нужно вычесть 43,2% налогов и социального отчисления. Выходит 1,6 млн рублей. Значит, ежемесячное денежное вознаграждение, предусмотренное бюджетом, равно примерно 133 тыс. рублей. Но здесь не заложены премии.
Кстати, как заметил наш корреспондент, не у всех эта цифра равна, в Альметьевске она меньше — 2,4 млн рублей (1,3 млн рублей за вычетом), а в Зеленодольске, например, больше — 5,7 млн рублей (3,2 млн рублей за вычетом). Т. е. Михаил Афанасьев только из местного бюджета получает 266 тыс. рублей в месяц.
А еще в год любой мэр в РТ может получить до 8 республиканских премий — за выполнение KPI, ко Дню республики, ко Дню местного самоуправления и др. Одна премия, говорят собеседники, равна одному содержанию — это оклад плюс надбавки и выплаты.
«У нас зарплата привязана к KPI по выполнению плана по 12 показателям. Заключают соглашение ежегодно, там прописано, что район должен выполнять определенные показатели: смертность, ввод жилья, рождаемость, ГЖФ, устройство на работу инвалидов… У нас раз в квартал премия, премия ко Дню местного самоуправления. Потом своя зарплата — оклад», — рассказывает в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» один из глав.
Кроме того, мэры могут получить премию за счет бюджета — через совет. Если депутаты утвердят такие затраты из допдоходов, это реально. «Есть часть глав, которые делают себе премии от районов. А есть часть глав, кто премии себе не делает», — объясняет он. По его оценке, 50% глав муниципальных образований в Татарстане лоббируют себе такую надбавку.
С таким предложением должен выйти сам совет. Например, на официальном портале правовой информации РТ есть такое решение, датированное 5 февраля 2024 года, о поощрении главы Менделеевского района Радмира Беляева. С учетом достигнутых показателей по итогам работы органов местного самоуправления за 2023-й и его личного вклада в социально-экономическое развитие района ему выплатили поощрение в размере двух месячных вознаграждений.
В менее обеспеченных районах — меньшие зарплаты муниципальных служащих
Как выравнивают зарплаты за счет премий
Один важный момент: дополнительное премирование муниципальных служащих возможно только при наличии экономии фонда оплаты труда. Доходная часть муниципалитета складывается из налогов с граждан, налогов за землю и денег с продажи земельных участков с аукционов. После вычета затрат за содержание муниципальных объектов, оплату коммунальных услуг, текущего ремонта определяют остатки.
Грубо говоря, премиальный фонд формируется за счет муниципального бюджета: сколько удастся «заработать» в течение года — из того и будет складываться премиальная часть. В этом смысле между районами есть явные перекосы, т. к. каждый из них имеет неравные возможности в вопросах пополнения местного бюджета.
Понятно, что в богатом Альметьевске или промышленном Нижнекамске у исполкома больше шансов «заработать», чем в аграрном Актанышском районе. Такая диспропорция, по словам наших собеседников, приводит к тому, что в менее обеспеченных районах, соответственно, и меньшие зарплаты муниципальных служащих.
Как рассказал один из высокопоставленных источников, отвечающих за кадровую политику в РТ, поэтому самые большие зарплаты у глав Елабужского, Альметьевского, Нижнекамского районов, Набережных Челнов и Казани. «Все дело в возможности использования внебюджетных источников для пополнения зарплатного фонда. В Елабуге это „Алабуга“, в Альметьевске — „Татнефть“ и так далее», — объясняет собеседник. Касается это и рядовых сотрудников.
«Муниципалы должны зарабатывать достойную заработную плату, потому что от их активности, от их деятельности будет зависеть успех всего района. Если они станут спать и штаны протирать, то, соответственно, и результата не будет»
Что делать?
Справедливой и адекватной средней зарплатой для муниципального служащего наш собеседник в одном из районов назвал хотя бы 40–50 тыс. рублей, для замначальника отдела — 70 тыс. рублей, начальника — 90 тыс. рублей. В пользу необходимости такого решения, утверждает источник, играет ежегодно возрастающий объем дополнительных обязанностей и ответственности, часто неформальных. Из последнего это, конечно, все, что связано со специальной военной операцией: сборы и отправки гуманитарной помощи на фронт, в подшефные Татарстану города, поддержка семей участников СВО и т. д. — все это требует дополнительных трудовых затрат, которые по логике вещей должны быть оплачены.
«Муниципалы должны зарабатывать достойную заработную плату хотя бы среднерыночную, потому что очень ответственная работа. От их активности, от их деятельности будет зависеть успех всего района. Если они станут спать и штаны протирать, то, соответственно, и результата не будет. Сегодня конкуренции у нас нет. Наблюдается дефицит, а должна быть конкуренция», — рассуждает другой высокопоставленный собеседник.
Работу в муниципалитете наши эксперты называют «очень сложной»: «И хотим того или нет, мы являемся кузницей кадров. Любой бизнес нас перекупает, потому что мы универсалы. Лучших специалистов готовим».
Главы призывают установить «нормальные тарифы», например равную среднюю зарплату по территории, и не привязывать оклады к численности населения района. «Это было бы правильнее», — рассуждают несколько собеседников.
Пока же «бонусом» к неконкурентной зарплате муниципальные чиновники получают лишь постоянно растущий интерес со стороны правоохранительных структур: проверки прокуратуры, СКР, МВД. Уволившиеся сотрудники исполкомов так и характеризовали мотивы в разговоре с «БИЗНЕС Online»: получаешь копейки и при этом сильно рискуешь оказаться на нарах.
По словам ряда собеседников, которые высказались анонимно, иногда, чтобы удержать сотрудника, ему приходится «рисовать» «мертвые души» — чтобы ключевой специалист получил такую неофициальную надбавку и не уволился. Еще один бывший чиновник совсем недавно чуть не погорел на премиях и надбавках к зарплате, этот кеш потом перераспределяли между собой сотрудники, чтобы хоть как-то уравнять зарплату с рыночной.
Любопытный кейс рассказан источником в органах государственной власти: потребовалось провести срочный форум, сотрудники целого отдела работали сверхурочно, но бюджета на их премирование не предусматривалось. Руководство пошло на хитрую меру: решило закупить для задействованных в проведении форума сотрудников новые айфоны. Но тендер заметила ФАС, закупку сняли, а руководству выписали протокол. В итоге и сотрудники переработали бесплатно, и руководство проштрафилось.
Отвечая на вопрос о том, как бороться с коррупцией, Альберт Суяргулов высказал следующий тезис: сколько чиновнику ни повышай зарплату — «жадность не остановит его»
Однако с каждым годом «химичить» становится все сложнее и опаснее: эффективность силовиков растет, настрой довольно безжалостный. Как раз недавно прокурор РТ Альберт Суяргулов затронул эту острую тему в интервью ведомственному журналу «Право и жизнь в Татарстане». Отвечая на вопрос о том, как бороться с коррупцией, он высказывает следующий тезис: сколько чиновнику ни повышай зарплату — «жадность не остановит его». «Возможно, высокая зарплата позволит спрофилактировать появление „низовой“ коррупции, но для этого низовой чиновник должен быть изолирован от уже сформировавшейся коррумпированной верхушки», — заявил он.
Что ж, бороться со злом нужно, но пока получается воронка — чем ниже зарплаты, тем больше коррупции. Чем больше коррупции, тем больше уголовных дел. Запрещаешь воровать — люди разбегаются. Удастся ли властям республики разорвать этот замкнутый круг?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 175
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.