Прокурор Татарстана Альберт Суяргулов подал первый в истории республики антикоррупционный иск к представителю судебного сообщества. Правда, с приставкой «экс». Речь о бывшем судье Арбитражного суда РТ, больше 10 лет рассматривавшего налоговые споры, Аделе Минапове. В отставку он ушел, как только суд возглавил новый председатель. Прокуроры нашли у Минапова имущество стоимостью больше 200 млн рублей — квартиры в ЖК «Арт Сити» и элитном Luсiаno VitаClub, а также дорогие иномарки. Дело уже зарегистрировано в Советском райсуде Казани. А собеседники нашей газеты в силовом блоке объясняют, почему практика исков к людям в мантии становится федеральным трендом. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Альберт Суяргулов предъявил иск к экс-судье АС РТ на 200 млн рублей
Что нашли у экс-судьи АС РТ
Первый в Татарстане антикоррупционный иск к представителю (хоть и бывшему) судейского корпуса был зарегистрирован на этой неделе в Советском районном суде Казани. Истцом выступает лично прокурор РТ Альберт Суяргулов, а единственным ответчиком — бывший судья Арбитражного суда Татарстана Адель Минапов.
Категория иска — об обращении в доход государства движимого и недвижимого имущества, которое было выявлено во время прокурорской проверки. О каком конкретно имуществе идет речь, в картотеке не указано.
Частично суть иска раскрыли источники «БИЗНЕС Online». По информации наших собеседников, сумма, фигурирующая в иске надзорного ведомства, — более 200 млн рублей. Во столько были оценены 15 объектов недвижимости и три машины, которые якобы были записаны на членов семьи Минапова (которые, впрочем, в иске ответчиками не значатся).
Бо́льшая часть квартир, купленных, по версии прокуратуры, на неподтвержденные доходы, расположена в ЖК «Арт Сити». Фигурирует в материалах проверки якобы и квартира в ЖК Luсiаno VitаClub, и загородный дом в коттеджном поселке бизнес-класса «Пятидворье» в Верхнеуслонском районе.
Машины, о которых говорится в иске, якобы использовал сам экс-судья. Все они с «блатными» номерами. Это Mercedes-Benz G-класс (Geländewagen), BMW X7 40i и электромобиль Zeekr 007. Стоимость первого начинается, по данным из открытых источников, от 24 млн рублей, второго — от 15 млн рублей, третьего — от 5 млн рублей.
Стоимость квартир в «Арт Сити» сейчас, по данным сервисов бесплатных объявлений, от 10 млн рублей (за студию в 30 кв. м.) до 54 млн рублей (за трешку в 100 кв. м в еще строящемся доме), самый низкий ценник за «квадрат», по данным этих же сервисов, — 207 тыс. рублей.
Цена на квартиры в ЖК Luсiаno VitаClub намного выше — это элитный жилой комплекс на Право-Булачной. По данным из открытых источников, квадратный метр жилья в комплексе можно приобрести в среднем за 639 тыс. рублей (трешка — за 60 млн). Четырехкомнатная квартира в этом же ЖК продается за 99 млн рублей (701 тыс. рублей за 1 кв. м). Какая именно там квартира заинтересовала прокуратуру и какова ее квадратура, пока загадка.
При этом источники издания отмечают, что реальная рыночная цена недвижимости, которая фигурирует в прокурорском иске, может быть кратно выше, а оценки, которые использованы в материалах, учитывают лишь их кадастровую стоимость.
Дата рассмотрения иска пока не назначена, как не назначен и судья, которому рассматривать дело. Позиция самого судьи относительно требований прокуратуры неизвестна.
Адель Минапов ушел в отставку по собственному желанию в апреле 2025 года. До этого он отправлял правосудие в АС РТ с 2011-го. Согласно официальной биографии, ему 48 лет, родился он в Казани, здесь же — в КГУ — получал высшее юридическое образование
О Минапове
Минапову 48 лет, родом он из Казани. Здесь же получал высшее образование — на юрфаке КГУ. Его официальная биография, помимо образования, содержит всего одну строчку — о том, что с 2011 года он служит в Арбитражном суде РТ. Точнее, служил: в апреле он в рассвете судейских сил ушел в отставку по собственному желанию. Произошло это буквально через полгода, как суд возглавил Виталий Гильмутдинов. Заявление Минапова одобрили квалификационная коллегия судей Татарстана.
Работая судьей АС РТ, Минапов, по сути, «пережил» трех председателей: назначили его (без ограничения срока полномочий) еще при Рашите Салахове, которого в 2013-м сменил Николай Новиков, а в 2018-м председателем стал Максим Боровков.
В АС РТ Минапов входил в разные судебные коллегии, в том числе рассматривающие споры, возникающие из административных, а также из гражданских правоотношений. По данным из открытых источников, обычно к нему на стол попадали дела по налогам (это основная категория его дел), о привлечении к административной ответственности по искам соцфонда, Госалкогольинспекции, о возмещении убытков и по другим категориям.
Так, например, в 2013 году он признал банкротом фирму ООО «Строительная компания» (бывшее ООО «КССМУ «Союзшахтоосушение» (СШО), которое строило «Лазурные небеса», ГУМ, «Корстон Hotel & Mail», гостиницу «Татарстан» и др.). В 2021-м рассматривал спор между Сетевой компанией и УФНС, где компания Ильшата Фардиева не согласилась с доначислением налогов почти на 110 млн рублей после камеральной проверки.
В Арбитражном суде РТ работала и теперь уже его бывшая супруга — Резеда Минапова. Единственное упоминание о ней в открытых источниках — периода 2010-х годов, когда она трудилась помощником зампреда Арбитражного суда РТ Наили Сафаевой. Затем Сафаева возглавила Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, но в прошлом году не смогла пройти на второй срок. Где сейчас работает Минапова, неизвестно, но три года назад семья расторгла брак, о чем имеется запись в картотеке мирового суда. По версии прокуратуры, именно тогда родственники Минапова начали скупать недвижимость.
На сайте АС РТ данных о доходах Минапова (судьи, как и госслужащие, отчитываются о своем заработке) нет, хотя информация по другим судьям имеется. Зато в сети есть данные о доходах Минапова в 2011–2015 годах. Так, в первый «судейский» год службы он заработал 1 млн рублей и отчитался о владении тремя транспортными средствами и недвижимостью площадью 169 кв. метров. В 2014-м к этому добавилось еще одно транспортное средство, а заработок по итогам года составил 1,6 млн рублей. В 2015-м судья заработал 1,7 млн рублей.
Предъявить иск судье не мешает никакой закон. Неприкосновенность в данном случае не действует
Почему иски к судьям становятся обычной практикой
Волна антикоррупционных исков захлестнула судебную систему в прошлом году. Но Татарстан обходила стороной.
Самым «именитым» служителем Фемиды, попавшим под каток «раскулачивания», стал Виктор Момотов, на тот момент председатель совета судей РФ. Символично, что иск к нему был подписан Игорем Красновым, когда тот был в должности генпрокурора РФ, а зарегистрировали материал в суде в тот день, когда Совет Федерации поддержал кандидатуру Краснова на должность председателя ВС РФ. У Момотова надзорное ведомство нашло активы на 9 млрд рублей — это сеть бизнес-отелей Marton, которая включает в себя четыре десятка комфортабельных комплексов на территории Краснодарского края, Ростовской области, Волгограда, Воронежа, Калининграда, Нижнего Новгорода, Вологды и Москвы. Прокуратура посчитала (и с ней согласился суд), что в нарушение запретов Момотов, занимая должность в судебном корпусе, объединился с владельцем сети отелей Marton Андреем Марченко, который в иске называется «представителем криминалитета», и вместе с ним занимался гостиничным бизнесом. Судейские полномочия Момотова были прекращены, сам он называл сведения в иске «клеветническими», однако суд счел доказательства прокуратуры убедительными и постановил изъять активы в пользу государства. Марченко сейчас находится под арестом по обвинению в мошенничестве.
В прошлом году ведомство Альберта Суяргулова подало в суды РТ 7 антикоррупционных исков на 728 млн рублей. Всего за 2025 год — с учетом дел прошлых лет — суды республики удовлетворили прокурорские требования на 678 млн рублей. В их числе — требования об изъятии имущества у экс-мэра Бугульмы Линара Закирова и его семьи в сумме на 122 млн рублей по двум искам (первое решение уже вступило в силу); изъятие активов у семьи экс-главы администрации Кировского и Московского районов Сергея Миронова на 437 млн рублей; иск к экс-ректору КНИТУ-КАИ Тимуру Алибаеву и его супруге в сумме на 30 млн рублей, удовлетворенный полностью; имущество стоимостью почти 23 млн рублей, которое суд постановил изъять у семьи экс-замглавы МВД по РТ Владимира Изаака.
«В целом ситуация [по данного вида искам] изменилась за последние годы, хотя проблемы еще остаются», — говорил на одном из брифингов зампрокурора Татарстана Тимур Нуриев. Главная проблема — в «физическом» изъятии имущества. «Это вопрос номер один — о том, чтобы судебные решения в итоге исполнялись», — отмечал Нуриев. Так, в прошлом году добровольно сдал ключи от изъятых квартир Алибаев, а у экс-главы Бугульмы приставы арестовали белый Porsche Cayenne 2019 года и изъяли квартиру в ЖК «Дом на Кремлевской» на улице Кави Наджми.
Еще более обширные активы представители надзорного ведомства нашли у экс-председателя Краснодарского краевого суда Александра Чернова — на 13 млрд рублей. В итоге суд обратил в доход государства 87 объектов недвижимости (в их числе — сельхозпредприятие «Дмитриевское»), а также постановил взыскать 3 млрд рублей, вырученных от реализации незаконно нажитого имущества. Чернов изначально требования прокуратуры не признавал, но заявил, что готов передать основную часть имущества, чтобы помочь государству, писал «Коммерсантъ». В итоге на последних заседаниях он иск признал.
Аналогичная сумма — 13 млрд рублей (во столько были оценены 214 объектов недвижимости, доля в бизнесе и т. д.) — фигурировала в иске к бывшему главе Верховного суда Адыгеи Аслану Трахову и членам его семьи. По данным РБК, изначально сумма иска была в разы меньше — 2,5 млрд рублей, но позже была пересмотрена с учетом рыночной оценки и дополнительных объектов недвижимости. Экс-судья признал, что использовал служебное положение для покупки недвижимости на третьих лиц, суд согласился с требованиями прокуратуры; решение уже вступило в силу. Тем временем прокуратура предъявила к Трахову еще один иск — на 5,4 млрд рублей. Он еще рассматривается.
Как подчеркивают собеседники «БИЗНЕС Online» в правоохранительном блоке, данное юридическое ноу-хау перевернуло представление о специальном статусе судей. Например, чтобы привлечь судью к уголовной ответственности, необходимо собрать оперативные материалы, направить их в следственный комитет, и, если там найдут состав преступления, передать материалы на возбуждение лично Александру Бастрыкину. Закон о неприкосновенности судей требует, чтобы председатель следственного комитета России сам требовал разрешения ВККС на возбуждение уголовного дела в отношении любого федерального судьи России (судьи в Арбитражной системе — тоже федеральные). Процедура эта занимает месяцы, а иногда и годы.
Зато предъявить иск судье не мешает никакой закон. Неприкосновенность в данном случае не действует.
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.