«Проект дублера Оренбургского тракта проходит прямо через наши улицы, что приведет к уничтожению наших домов и леса, — убеждены жители поселка Отары. — Здесь живут многодетные семьи, инвалиды и, что особенно важно, семьи наших защитников, которые сейчас находятся на СВО». Накануне люди собрались, чтобы записать видеообращение к властям. Впрочем, проект трассировки в деталях не утвержден — и говорить о сносе конкретных домов пока вроде нет смысла: Отары могут спать спокойно. Но эти волнения показывают: масштабные проекты просто необходимо обсуждать публично, а иначе приходится успокаивать людей, которые волнуются просто от недостатка информации и противоречивости просачивающихся деталей. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Жители поселка Отары и близлежащих населенных пунктов собрались на улице Молодежной, чтобы записать видеообращение для прямой линии с президентом России Владимиром Путиным
«Рассматривается самый, так скажем, печальный вариант трассировки дублера Оренбургского тракта…»
Накануне жители поселка Отары и близлежащих населенных пунктов собрались на улице Молодежной, чтобы записать видеообращение для прямой линии с президентом России Владимиром Путиным. Поводом стали споры вокруг трассировки дублера Оренбургского тракта. Всего, по наблюдениям корреспондента «БИЗНЕС Online», призыв в соцсетях пришли поддержать около 40 человек.
«Есть несколько вариантов дороги, — убеждена жительница Отар Венера Газизова. — Рассматривается самый, так скажем, печальный вариант, который может пройти с улицы Крутовской через СНТ и наши улицы по поселку Отары. Мы очень обеспокоены, что дома попадут под снос, поэтому забили тревогу».
По ее словам, у жителей есть примерное понимание того, какие дома могут снести. Они рассчитали, что трассировка коснется СНТ-3, СНТ «Защита» и улиц 2-й Отарской, 8-й Отарской и Молодежной в поселке Отары. Накануне Газизова обратилась в управление архитектуры и градостроительства Казани, где ей объяснили: самого проекта еще нет. Т. е. точные территории, которые будут изъяты, пока неизвестны. «Город против проекта, который будет проходить через наши жилые дома. Мы рады, конечно, что город вместе с нами. Их вариант — самый оптимальный для всех», — считает собеседница.
Ближе к 12:00 подтянулись и стражи закона. «Наслышан, читал, смотрел, понимаю. Но в любом случае я обязан вас предупредить о соблюдении законодательства», — объявил сотрудник полиции, подошедший к толпе. В частности, он упомянул закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года и статью 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
Жители, впрочем, возразили: их собрание вовсе не митинг! На что полицейский заметил: «Сейчас вам никоим образом не воспрепятствуем. Проводите записи, но, пожалуйста, в рамках требований указанного мною законодательства». Также он попросил быть аккуратнее на дороге, чтобы не мешать движению. «Мало ли что, чтобы подождали и не было тоже к вам вопросов и претензий. Потому что мы сейчас ограничим дорожное движение», — объяснил он.
«Уважаемый Владимир Владимирович! Мы, жители жилого массива Отары, СНТ-3 и СНТ „Защита“ Казани, обращаемся к вам с просьбой о помощи. Над нашими домами нависла угроза сноса. Проект дублера Оренбургского тракта проходит прямо через наши улицы, что приведет к уничтожению наших домов и леса. Здесь живут многодетные семьи, инвалиды и, что особенно важно, семьи наших защитников, которые сейчас находятся на СВО. Для многих из нас это единственное жилье. Мы понимаем необходимость строительства дороги и поддерживаем развитие города. Однако есть законная и гуманная альтернатива — проект генплана, предусматривающий маршрут вдоль железнодорожных путей, которые не потребуют сноса жилых домов. Мы очень надеемся, что вы услышите нас. Пожалуйста, не допустите разрушения наших жизней. Примите справедливое решение, которое позволит нам сохранить дома и уверенность в завтрашнем дне. Мы хотим жить в своих домах!»
Люди записали сразу три видеоролика — Путину, раису РТ Рустаму Минниханову и мэру Казани Ильсуру Метшину.
Жители не против строительства дублера в целом. Но просят выбрать альтернативный вариант: вдоль железной дороги и не задеть поселок
«Компенсация? А что она даст?»
Жители, поучаствовавшие в записи обращения, не против строительства дублера в целом. Но просят выбрать альтернативный вариант: вдоль железной дороги и не задеть поселок. Напомним, этот вариант предусмотрен генпланом столицы РТ и прорабатывался Институтом развития города Казани.
Казанские градостроители предлагали начать дорогу у перекрестка улиц Тихорецкой и Технической. По этому варианту под снос могут попасть дома на улице Технической, говорят жители, но их владельцы, мол, и не против. «Мы с ними тоже держим связь. В 10 домах люди согласны, чтобы их снесли, потому что там земля уже проваливается от ливневой канализации», — объяснила Газизова.
«Я тоже думаю, что [строительство дублера] по железной дороге было бы очень хорошо. Не тревожили бы нас. Мне 82 года, как я могу теперь остаться без дома?» — говорит Люция Амирова, которая проживает в Отарах более 30 лет.
Еще одна наша собеседница Алсу Каримова замужем за коренным жителем поселка, который сейчас находится в зоне СВО. «Мы купили участок на улице Молодежной, строили дом 11 лет. Как нормальные люди в полноценном доме стали жить буквально 1–2 года. У нас дочь — инвалид по слуху. Во-первых, ребенок уже привык ходить здесь в школу, она знает весь поселок. Во-вторых, мы все здесь рядом работаем. Я 28 лет работаю участковой медсестрой на нефтебазе», — рассказала она.
Если дорога пройдет тут, то это в любом случае потребует изъятия участков, которые будут компенсировать, но к денежным выплатам жители относятся скептически. «Что мы на эти деньги сейчас купим? В то время когда мы начинали строиться, мы кирпичики все покупали, каждую дощечку», — сетует Каримова.
С женщиной согласен и 31-летний Данис Низамов, который живет в поселке с самого рождения. «Компенсация? А что она даст? На эти деньги не возьмешь себе ничего подходящего либо потом придется ипотеку брать. А здесь люди сами строили дома. Жалко будет, если все под снос пойдет», — обратил внимание собеседник. По его словам, разговоры о строительстве дублера через поселок ходили давно, но конкретики не было. А недавняя новость о принятом решении «свалилась всем как снег на голову».
Кроме того, жители беспокоятся за экологию. «Очень жалко природу, которую собираются вырубить. Раньше здесь был Лаишевский заповедник, мы относились к Лаишевскому району, потом только, в 1984 году, нас перевели в Приволжский район. Так жаль, что все эти заповедные леса будут вырубаться», — расстроенно сказала Газизова.
Окончательный вариант трассировки дублера Оренбургского тракта еще не утвержден — он будет сформирован на этапе разработки проекта планировки территории
Отары могут спать спокойно: трассировка не утверждена, но…
Однако во всей этой истории есть важный момент. Окончательный вариант трассировки дублера Оренбургского тракта еще не утвержден — он будет сформирован на этапе разработки проекта планировки территории. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщили в Институте пространственного планирования РТ. Так что Отары пока могут спать спокойно.
«В связи с отсутствием в открытом доступе детальных материалов по рассматриваемым вариантам в жилых массивах Мирный, Отары и Кояшлы растет количество слухов и опасений, — говорится в ответе на запрос „БИЗНЕС Online“. — Жители направляют обращения в органы власти и надзорные инстанции, а также записывают видеообращения. В настоящее время рассматриваются два основных варианта трассировки дублера Оренбургского тракта, которые существенно различаются по степени влияния на застройку и природные территории».
Согласно сравнительной оценке ИПП РТ, территории придется изымать в обоих вариантах.
Подчеркнем: пока детали трассировки не согласованы — рассуждать о конкретном изъятии и сносе домов особого смысла не имеет. Тем не менее в Институте пространственного планирования РТ подсчитали возможные цифры (с оценками, впрочем, не согласны специалисты Института развития города Казани).
Приведем данные ИПП РТ, которые были предоставлены в ответ на запрос «БИЗНЕС Online». Снос объектов недвижимости предполагается в обоих вариантах.
Вариант Института пространственного планирования РТ (со стороны М12):
- от атабаевской развязки по М12 до Столбища — прохождение по свободной территории, без сноса;
- далее левее Столбища и Усад до бетонки — по свободной территории, без сноса;
- участок через лесной массив между жилыми массивами Мирный и Кояшлы — без сноса жилых домов, с вырубкой леса, с подземной развязкой на ул. Ново-Давликеевской;
- далее по территории Подувалья (рассматривается вариант эстакады) и между жилым массивом Отары и строящимся жилым комплексом — без сноса домов, с развязкой на ул. Поперечно-Отарской;
- участок на эстакаде до ул. Крутовской и ул. Тихорецкой с транспортной развязкой — возможен снос 45 садовых участков севернее ул. Поперечно-Отарской.
Вариант Института развития города Казани (со стороны М12):
- от атабаевской развязки до подъезда к бетонке трасса повторяет первый вариант, но далее проходит через территорию планируемого водозабора, что не соответствует действующим нормативам;
- участок с развязкой на бетонке между новыми жилыми кварталами («Южный парк», «Лесная поляна» и др.) с вырубкой леса на территории запланированных районных парков;
- прохождение по территории жирового комбината (на данный момент не согласовано);
- далее вдоль железной дороги со сносом 85 садовых участков СНТ «Березовая роща», 14 жилых домов и 19 участков СНТ в северной части жилого массива Мирный;
- прохождение по территории Подувалья ближе к озеру Кабан со сносом 22 домов индивидуальной жилой застройки на участке от ул. Технической до ул. Тихорецкой.
Также различается площадь предполагаемой вырубки леса. Казанские проектировщики действительно планируют затронуть меньше лесных массивов — до 10 га, тогда как в варианте ИПП — до 40 гектаров. Отметим, что эти цифры расходятся с ранее озвученными данными ИРГ: 20 и 65 га соответственно. По всей видимости, до окончательного согласования проекта расчеты могут отличаться — этим можно объяснить разницу оценок со стороны разных экспертов.
Также различается площадь предполагаемой вырубки леса. Казанские проектировщики действительно планируют затронуть меньше лесных массивов — до 10 га, тогда как в варианте ИПП — до 40 гектаров
Специалисты ведомства Олега Григорьева прогнозируют интенсивность движения в 2,5–3,2 тыс. автомобилей в час и отмечают, что их трассировка предполагает максимальное удаление трассы от жилых территорий. Шум и загрязнения людям мешать не будут, поскольку естественным «экраном» от выбросов станет лес.
Кроме того, ИПП РТ планирует компенсационные лесопосадки в соотношении 1:3. «В варианте Института развития города Казани трасса проходит в непосредственной близости от жилых массивов, что существенно ограничивает возможности компенсации негативного воздействия на окружающую среду», — полагают специалисты ИПП РТ.
Однако, поскольку проект еще не согласован, нельзя сказать, какие конкретно дома попадут под снос, а какие участки леса могут вырубить. Это все предмет дальнейшего проектирования, считают в ИПП РТ.
Казанские экологи также обеспокоены возможным нарушением экосистем Подувалья
А не пересохнет ли система озер Кабан?
Напомним, почему, собственно, забеспокоились жители Казани. На прошлой неделе кабмин РТ определился с решением по строительству дублера Оренбургского тракта. Из двух предложенных вариантов выбрали трассировку, разработанную Институтом пространственного планирования Татарстана.
Власти Казани этот вариант не согласовывали, имея проработанный ранее маршрут: есть утвержденный генплан столицы РТ, где дублер имеет другую трассировку. Да и сейчас Институт развития города Казани при разработке своего варианта видит эту дорогу как городскую магистраль, а потому ведет ее вдоль железной дороги, обеспечивая большой охват населенных территорий. Вдобавок так сохраняются ценные природные пространства Подувалья.
Генплан Казани:
- Дорога начинается у перекрестка улиц Тихорецкой и Технической.
- Пересекает Монастырскую протоку. Там уже построили новый двухполосный мост, который ждет ввода в эксплуатацию. Проектировщики заложили возможность возведения рядом дополнительного моста для расширения перехода.
- Над железной дорогой предлагают построить путепровод.
- Затем дорога проходит вдоль железной дороги до Казанского маслоэкстракционного завода.
- Огибает Казанский жировой комбинат и окраину поселка Мирный.
- Выходит к границе ЖК «Времена года», пересекает бетонку развязкой, проходит по границе ЖК «Станция Спортивная», через Усадский лес и вливается в новую дорогу, ведущую к М12.
Институт пространственного планирования РТ:
- Начало на перекрестке улиц Крутовской и Тихорецкой, проходит промзону и входит в сад №3 приволжского райсобеса.
- Выход к жилым домам села Отары с пересечением протоки Подувалье.
- Затем дорога проходит вдоль бывшего завода «Коламбия», где теперь строится ЖК «Парк Маяк».
- Прямая трассировка рассекает водно-болотные угодья Подувалья.
- Окраина поселка Мирный, развязка на повороте к базе спортивного общества «Динамо» и лыжно-биатлонному комплексу «Мирный».
- Входит в Матюшинское лесничество.
- Пересекает бетонку развязкой, снова заходит в лес и вливается в новую дорогу к М12.
Казанские экологи также обеспокоены возможным нарушением экосистем Подувалья. Так, заслуженный эколог Татарстана Сергей Мухачев направил мэру Казани Метшину обращение, где выразил сомнение в правильности выбранного варианта трассировки. И попросил сохранить ценные биологические территории — Матюшинский лес и Подувалье. После чего в Институте развития Казани собрали круглый стол, где эксперты убеждали: необходимо оценить воздействие на окружающую среду, прежде чем принимать такие масштабные решения.
В ходе круглого стола звучали разные мнения. В частности, глубина водоносного слоя в Подувалье менее 20 м, отметил биолог Антон Бортяков. Любой водоносный слой располагается на водоупоре — это глинистые слои. Когда фундамент пробивает водоупорный слой, возникают вертикальные перетоки вдоль фундамента. Т. е. подобный проект провоцирует опасность осушения огромного района, резюмировал он. И в целом по большому счету, пока не проведены исследования, сложно предсказать, как все это скажется на гидрологическом режиме местности — вплоть до состояния системы озер Кабан. Если домыслить, то все это звучит как опасения: а не пересохнут ли? За примером-то можно сходить на те же Лебяжьи…
Что до компенсационных посадок, то экологи тоже не уверены в эффективности меры. Да, этого требует закон, но вырубаются-то деревья, а сажают обычно прутики, говорили они на круглом столе.
В целом экологи сошлись во мнении, что все изыскания и проекты должны быть прозрачны и обсуждаться с общественностью и экспертным сообществом. А недостаток информации вокруг подобных проектов и порождает слухи о сносе домов — там или сям, а далее везде. Так что накануне вечером жители также встречались с главой Вахитовского и Приволжского районов Казани Альбертом Салиховым и директором Института развития города Казани Алексеем Горбуновым, чтобы внести ясность по возникшим вопросам.
Комментарии 120
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.