«Владимир Владимирович разбудил всю страну после оцепенения всех нас от объявления о распаде нашей единой Отчизны в 1990-е годы. Пророк Мухаммед говорит: «Подлинно султан, правитель — это отражение Бога на земле, к нему обращаются все исстрадавшиеся», — уверен верховный муфтий России и глава ЦДУМ РФ Талгат Таджуддин. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал, как слесарь отучился в престижном мусульманском духовном Университете аль-Азхар и всего в 32 года возглавил умму страны. Что считать джихадом, какая главная проблема исламского мира, остался ли у татар иман, когда ждать Киямат и о чем мечтает шейх-уль-ислам.
Талгат хазрат эффективно использует свой статус для объединения мусульманских общин России, выступая за гармонию, межнациональное и межконфессиональное согласие
Почему Талгат Таджуддин — номер один в российском исламе
«Талгат хазрат начинал тогда, когда это не было популярным — эта работа порицалась, было очень сложно. Подобно тому, как сказано в хадисе, что соблюдать религию будет сложно, все равно что держать раскаленные угли. Если бросишь — они остынут, если будешь держать — обожжешь руку», — говорил муфтий Татарстана Камиль Самигуллин о верховном муфтии России и председателе центрального духовного управления мусульман РФ (ЦДУМ) Талгате Таджуддине, который в 2025-м отмечает 45-летие служения умме.
В этом году эксперты «БИЗНЕС Online» назвали шейх-уль-ислама номером один по влиятельности в российском исламе. Его лидерство основывается не только на религиозных знаниях и духовном авторитете, но и на широком международном признании, участии в важных межрелигиозных форумах и дипломатических встречах. Так, в феврале муфтия пригласили в Бахрейн на конференцию по внутриисламскому диалогу «Одна умма, общая судьба», где он в том числе встречался с королем Бахрейна Хамадом ибн Исой аль-Халифой. На полях форума богословы пришли к консенсусу, что совет мудрецов мусульман будет высшим органом, издающим современные фетвы для всего мира (а не только для арабских мусульманских стран), а ее председатель станет верховным муфтием планеты.
При этом Талгат хазрат эффективно использует свой статус для объединения мусульманских общин России, выступая за гармонию, межнациональное и межконфессиональное согласие. Его влияние выходит за рамки религиозной сферы — он активно взаимодействует с государственными структурами, инициирует совместные проекты и пропагандирует идеи мира и толерантности. Одним из ярких проявлений его значимости стала личная встреча с президентом России Владимиром Путиным в канун начала священного месяца Рамадан, что подтверждает высокий уровень доверия и признания со стороны государства. Перед двухчасовой беседой муфтий преподнес лидеру страны щит и меч с изображением Ильи Муромца и татарского поэта Мусы Джалиля, а также выразил неизменную поддержку специальной военной операции. Представители ислама вносят заметный вклад в единство России и общую силу, которая так эффективно противодействует всем сложностям и угрозам и обеспечивает стране движение вперед, поблагодарил хазрата Владимир Владимирович.
Празднования по случаю 45-летия служения умме шейх-уль-ислама прошли в ноябре в Уфе, Казани и Болгаре. Но путь к вере у 77-летнего Талгата хазрата начался с детства — он родился в семье мусульманских священнослужителей, любовь к получению религиозных знаний привила бабушка Магира. После окончания школы и профтехучилища получил образование в бухарском медресе Мири Араб и Университете аль-Азхар в Каире.
В 1989 году Талгат хазрат организовал всероссийское празднование 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией
Его избрание муфтием и председателем духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС, которое в 1992 году преобразовали в ЦДУМ) состоялось 19 июня 1980-го. После этого и началось масштабное возрождение исламской жизни в СССР: в Казани переиздается Коран, открываются мусульманские храмы в Поволжье и Сибири (в Волгограде, Саратове, Тобольске и Тюмени), начинается реконструкция Соборной мечети в Москве, открылось медресе им. Ризаитдина Фахретдина (ныне — Российский исламский университет). За эти годы число мечетей выросло с 90 до 500.
В 1989 году Талгат хазрат организовал всероссийское празднование 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией. Мероприятия проходят по сей день под названием «Изге Болгар җыены». А 1 сентября 2017-го в Болгаре по его инициативе открылась Болгарская исламская академия.
Талгат хазрат дольше всех остальных муфтиев возглавляет ЦДУМ. В свете современных процессов, когда объединение мусульманских общин и межнациональное единение играют важную роль в духовном объединении, он выступает как ключевая фигура, способная сформулировать стратегию и дать оценку текущей ситуации. Обо всем этом духовный лидер российской уммы рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
«Среди моих дальних предков есть шейхи, духовные наставники, проводившие суфийские молитвы-зикры. Мои бабушки и дедушки придерживались основ веры: молились, постились и старались жить по-божески»
«Тысячи лет говорили, что ты высшее творение Бога. А потом пришли и сказали: «Нет, ты от мартышки»
— Талгат хазрат, вам было всего 32 года, когда вас избрали муфтием России и председателем духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири, которое позже был преобразовано в центральное духовное управление мусульман России. Вас к этому специально готовили?
— Я не могу сказать, что готовили. Для меня это было неожиданностью. Я из простой семьи: мама, Рашида Абдулловна, работала на заводе, папа, Минсафа Таджуддинович, — водителем грузовика, а дед со стороны отца, Таджуддин, был кузнецом в деревне Сингели Лаишевского района. Его раскулачили, а он представитель рабочего класса, но, возможно, потому что трудился день и ночь, выращивал сад, у них было несколько самоваров. Дедушка Таджуддин умер перед войной. В результате семья вынужденно переехала в Казань, жили на Задне-Бугульминской улице. Я учился в обычной казанской 8-летней школе №27. С моим другом и одноклассником, председателем правления ТПП РТ Шамилем Агеевым, мы ходили в походы и на выпускном пекли блины на керосинке.
С нашей улицы более 10 бабаев посещали мечеть Аль-Марджани — единственную в Казани, а по всей республике их было всего 15. Я видел, как они являлись примером для окружающих: все были в бежевых летних костюмах и черных тюбетейках, люди обращались к ним за советом.
Среди моих дальних предков есть шейхи, духовные наставники, проводившие суфийские молитвы-зикры. Мои бабушки и дедушки придерживались основ веры: молились, постились и старались жить по-божески. Бабушка Магира со стороны матери прекрасно читала Коран, но меня она научить не смогла. В доме висели шамаили с аятами из Корана, изображениями мечетей и колоннами с иероглифами.
— Это не запрещалось в советское время?
— Нет, потому что не знали перевода — эти колонны с иероглифами были привезены из Египта. Мне очень хотелось понять, что такое ислам, и потому, слава Аллаху, я наткнулся на книгу Владимира Сегаля «16 уроков арабского языка». Так я начал изучать арабский язык, а затем делать переводы. В мечеть начал ходить примерно в 13–14 лет.
Молитве меня научил муж младшей сестры отца Шариф-җизни родом из Ташкента. Благороднейший человек, прекрасно знавший смысл и дух веры. Его отец Аюп хазрат был практикующим, искренним суфием Накшбандийского тариката. И он способствовал тому, что я попал учиться в бухарское медресе Мири Араб, которое было единственным в стране. Мою кандидатуру выдвинул исполнительный орган мечети Аль-Марджани, и я стал одним из 50 студентов духовного училища Мири Араб, и это со всего Советского Союза.
— После школы вы пошли учиться?
— Я поступил в Казанское профтехучилище №20 на специальность слесаря по ремонту химико-технологического оборудования химических предприятий и успешно окончил его с отличием. С этим дипломом я мог поступить в любой вуз без сдачи экзаменов. По разнарядке стал трудиться слесарем 5-го разряда на Казанском заводе синтетического каучука имени Кирова. Проработал там чуть больше года, до 1966-го. В тот же год община выдвинула мою кандидатуру на учебу в Мири Араб. Вместе со мной учился Габдулхак хазрат Саматов — будущий первый главный казый Татарстана. С ним мы в Бухаре аж до декабря хлопок собирали по 20 килограммов, за 1 килограмм платили по 5 копеек. На еду хватало.
Однако затем, похоже, возникли какие-то разногласия в руководстве медресе. Тогда студенты в медресе проходили через московское «сито», это удавалось далеко не всем. У нас не было перегибов, а вот шакирды из Средней Азии рассказывали, что их вызывали в отделение милиции, клали пистолет на стол и спрашивали: «Что ты хочешь? Какова цель?» Поэтому в 1967 году между Казанью, Уфой, Ташкентом и Москвой мы 16 раз летали на самолетах, пытаясь восстановиться на учебе. В Казани говорили, что это узбеки нас не принимают, в Ташкенте — что Москва не разрешает. В результате у меня был двухлетний перерыв в обучении. В это время я женился в неполные 19 лет и начал получать уроки у известнейшего богослова Ахмад-Заки хазрата ибн Сафиуллы аль-Алиши аль-Мурсави. Он стал моим первым и настоящим учителем и главным духовным наставником. Я был его первым учеником после 60-летнего перерыва в преподавательской деятельности.
Женившись, устроился на работу в студенческую столовую КГУ учеником повара. Два дня я работал, а два дня — у своего духовного наставника Ахмад-Заки хазрата, на учебе. На работе я почти ничего не ел, только рисовую или манную кашу себе варил, но мне разрешали молиться и отпускали на пятничную молитву. Жил в Кировском районе с родителями, у нас с супругой Санией родилась дочь Наиля. В любой нерабочий день добирался до Каменных ворот, а затем шел по шпалам на улицу Хади Такташа к устазу учиться. Иногда уши обмораживались. Мы с учителем сидели за книгами до самой ночи. Однажды мы читаем грамматику арабского языка, и я говорю: «Кажется, здесь опечатка». Он заглянул: «Уже в книгах ошибки начал находить?» Я говорю: «Посмотрите вот тут». И он заплакал, произнеся: «Слава богу».
«Я учился у Ахмад-Заки хазрата до тех пор, пока он не вернулся в мир вечности»
— Насколько глубокие знания ислама у него были?
— Не было ученого его уровня во всей стране. Это я познал уже позже… Тогда суфийское движение было очень сильным — большинство имамов придерживались суфийского тариката Накшбандия.
Ахмад-Заки хазрат — имам в 7-м поколении, учился в медресе «Кизляу» в Нурлатском районе РТ и в годы революционных перемен был имамом в родном селе Мураса — месте, где ибн Фадлан с 6-тысячной делегацией остановился перед подъездом в Булгар в 310 году Хиджры, в 922 году по нашему календарю.
Я учился у Ахмад-Заки хазрата до тех пор, пока он не вернулся в мир вечности. Тогда мне было уже 50 лет. Именно мой устаз и духовный наставник стал причиной моего согласия стать муфтием России. Во время учебы в Мири Араб, в 1973-м, меня назначили вторым имам-хатыбом мечети Аль-Марджани, а после окончания египетского исламского Университета аль-Азхар — первым имамом. А Ахмад-Заки хазрата после раскулачивания и скитаний в Средней Азии не допускали к какой-либо духовной деятельности. Вернувшись на родину, он несколько десятилетий работал бондарем в Казанском зоопарке. Его достойнейший внук — Марат Сафиуллин — руководитель управления федеральной налоговой службы по Татарстану, президент правления футбольного клуба «Рубин».
— Если вас на два года отстранили от учебы, значит, тоже хотели чего-то добиться?
— Предлагали. Работа спецорганов тогда была совершенно иной — профилактика и обеспечение безопасности страны. В мечетях все служили на совесть, и мы не продались ЦРУ или другим спецслужбам. Защита мира и спокойствия нашей Отчизны — долг каждого гражданина. Любой верующий человек должен с этим соглашаться. Пророк Мухаммед, саллаллаху алейхи ва саллам (мир ему и благословение Аллаха — прим. ред.), говорил: «Правоверный человек и приручается, и приручает». То есть он должен быть своим везде и всюду. А Родина священна, потому что физическое и морально-духовное бытие каждого человека происходит из земли Отечества. Земля — это Матушка-земля, и все мы возвращаемся к ней. А душа — в отдельном достойнейшем месте, она бессмертна.
Ахмад-Заки хазрат отмечал: «Во время зачатия архангел Гавриил, связной между Всевышним, Создателем и пророками, говорил, что при зачатии через него микрончик земли попадает в лоно матери. С этого начинается рост плода». Поэтому мы связаны с Родиной телесно и духовно. Никто, даже супостат-захватчик, не может считать себя хозяином этой земли, пока не пройдет два-три поколения. Тогда только они тоже начинают черпать силу, поддержку, менталитет из земли Родины и становятся своими.
Некоторые утверждают, что такого хадиса нет, но он полностью соответствует идее о том, что «любовь к Отчизне — часть истинной веры». Это отражено во многих аятах Священного Корана. Господь миров предписал не поклоняться никому, кроме Него — Творца, чтить родителей как при жизни, так и после их возвращения в мир вечности. Семья — основная ячейка общества. В животном мире жизнь гораздо короче: у жирафа детеныш при рождении падает с высоты и сразу же может встать на ноги и убежать от хищника. А человек создавался в тысячи раз дольше, чем весь окружающий мир, потому что он должен не только осязать, но и любить — любить не только противоположный пол, но и весь окружающий мир, любить невидимого Бога. Эта любовь творит чудеса, и тогда ни милиция, ни пистолет, ни меч не нужны… а по совести и искренней вере.
Земля и небеса создавались за 6 дней, говорится во всех Священных Писаниях. Один день пред Создателем соответствует тысяче лет этого бренного мира. Ведь Адам создавался в течение 40 лет, и каждый день этих лет равен тысяче лет. В преданиях говорится, что под каждой клеточкой человека есть ангел, поддерживающий жизнь этой клетки, потому что человек — наместник Бога на Земле, доверенное лицо Создателя и хозяин этого мира. Для него и солнце, и луна, и звезды, и планеты — все движется по установленному Творцом порядку. Там нет хаоса. Почему должен быть хаос в жизни высшего творения Господа миров? Именно поэтому посылались пророки Божьи и посланники. А первыми посланниками Бога на Земле были Адам и Ева — отец и мать всего человечества.
Проще сказать: «Не может быть!» Как не может быть? Ни у кого нет трех ног. Иногда вырастают лишние пальцы как напоминание нам о том, что человек живет неправильно. Сегодня мы каждый день видим по телевидению сборы средств на лечение тяжелейших болезней детей. В большинстве своем это потому, что перед зачатием многие так догуляются, что ребенок в чреве матери уже привыкает к сигаретам, спиртному, а то и более.
«Обычно на воспитание и формирование человека дается 18–20 лет. И нужно молиться, чтобы научиться видеть в ближнем брата»
— Это что значит? Что происходит сейчас?
— Нарушение цикла. Для того чтобы довести до совершенства высшее творение Господа, нужна жизненная мудрость и опыт его отца и матери. Обычно на воспитание и формирование человека дается 18–20 лет. И нужно молиться, чтобы научиться видеть в ближнем брата. Раньше никаких детских садов не было, потому что в общинах каждый считался ответственным не только за своих детей, но и за других. Утром или вечером собирались в мечетях и храмах, и, если чей-то сын не поздоровался или совершил какое-то безобразие пред отцом на улице, вернувшись домой, сын держал ответ. Некоторые скажут: круговая порука. Это была общественная забота о будущем потомков. Разве это плохо?
— Что не так пошло с человеком?
— Тысячи лет говорили, что ты высшее творение Бога, Его наместник на Земле, будь достоин этого. А потом пришли и сказали: «Нет, ты от мартышки».
— А зачем человек в это поверил?
— Это продолжалось 70 лет, а в некоторых местах — до сегодняшнего дня.
Сама жизнь и Всевышний напоминают нам: болезни и напасти приходят тогда, когда человеку предписано достойное место в этом мире и в мире вечности, но, если он не может своими действиями этого достичь и стать достойным, Всевышний посылает ему болезни и испытания. Если он выдержит их, то будет и в этом мире, и в мире вечном спасен и удостоен божией милости и достоинства наместника Бога на Земле.
— Что тогда будет с человечеством, если, как вы говорите, рождение больных детей — это знамение того, что мы неправильно живем?
— Будет как в Европе. В 1990-е годы и в наших больницах из мальчиков делали девочек и наоборот. А ведь есть простой и естественный способ жизни — муж и жена — достойная, нормальная и полноценная семья! Наши бабушки и дедушки по 7–10 детей рожали и полагались на Бога.
Смерть — это еще не конец. Восприятие смерти — минута, переход из этого бренного мира в мир вечности. Человек, только увидев этот мир, возрадовался. Мы сожалеем и должны сожалеть о том, что он не прожил дольше. Но это неестественно, когда дети уходят раньше родителей. Потерялась преемственность поколений. Родители с утра до вечера бегают, чтобы накормить, обуть и одеть детей, — некогда заботиться о духовных и нравственных ценностях, которые раньше вкладывали бабушки и дедушки. Сейчас забота о духовных и нравственных ценностях стала священной задачей не только родителей, семьи и духовенства, но и огромнейшей задачей и целью государства.
Война, даже специальная военная операция, не должна превращать нас в скот или зверей. После Афганистана многие не смогли вернуться к мирной жизни и остались духовно уничтоженными. Чтобы реальность жизни не ожесточила, в Коране ясно сказано: «Не переступайте границы дозволенного». Во время Великой Отечественной войны были специальные приказы — наказания за мародерство в Германии, потому что там человек может натворить что-то страшное, а потом вернуться и делать то же самое в своей стране, на своей родине. Никакими милициями или армией внутри государства это не остановить.
Поэтому духовно-нравственные ценности и религия нужны прежде всего для нас самих, чтобы уменьшить расходы на полицию и армию. Посмотрите хотя бы на США — они тратят больше триллиона долларов на вооружение. Почему не тратить? Они нажимают кнопку — и миллиард напечатался, можно покупать что угодно и устанавливать гегемонию. А если бы эти деньги направить на обеспечение нормальной жизни людей, повышение их благосостояния и умерить аппетиты? Когда один из сподвижников пророка Мухаммеда, саллаллаху алейхи ва саллам, женился, родители невесты украсили саманный забор и ворота тканью. Сподвижник пророка сорвал их и сказал: «Мы не обязаны одевать стены домов наших». Посмотрите, сколько сегодня тратится впустую, а у кого-то, даже чтобы подготовить ребенка к школе, какие расходы!
«У меня основная цель была привезти как можно больше литературы. Ведь даже в медресе по одному учебнику приходилось на десяток шакирдов, поэтому каждый раз привозил оттуда почти по пуду книг»
«Ахмад-Заки хазрат с укором дал свое назидание: «Если ты сейчас откажешься, то станешь дезертиром на духовном поле…»
— Как вы проучились в Бухаре? Полезным было обучение?
— Честно сказать, я помогал учителям. То, что я получил от Ахмад-Заки хазрата, мне на всю жизнь достойный запас. Там я как помощник учителя сидел. Они иногда спрашивали: «Талгат хазрат, так?»
— А в Университет аль-Азхар как попали? Какие знания получили?
— Направил муфтий Шакир хазрат Хияледдин, да будет ему прощение и милость всемогущего Аллаха, в 1974 году. Проучился до 1978-го. Прежде всего я получил опыт. Потому что тогда я уже на литературном арабском разговаривал. У меня основная цель была привезти как можно больше литературы. Ведь даже в медресе по одному учебнику приходилось на десяток шакирдов, поэтому каждый раз привозил оттуда почти по пуду книг. И это солидная библиотека.
— То есть татарский ислам был глубже?
— Вся Средняя Азия училась и восстановила образовательную программу в Бухаре и Ташкенте на основе знаний наших имамов, которые в годы репрессий эмигрировали в Среднюю Азию, потому что мы раньше всех, даже раньше Средней Азии и Кавказа, приняли ислам. Еще и менталитет сыграл.
— Это еще до булгар?
— Великие Серебряные Булгары — единственное государство тюркоязычных народов — начинались с Северного Кавказа и всего северного побережья Черного моря, включая Кавказ и Крым. Их зимовье было на Балканах, они контролировали все побережье Черного моря и Кавказа, именно к ним были направлены сподвижники пророка Мухаммеда. При этом наши предки еще до принятия ислама верили в единого Бога — тенгрианство. Деревьям, животным и идолам не поклонялись.
«Когда мою кандидатуру предложили на пост муфтия и председателя ДУМЕС, я почти полтора года не соглашался выдвигать свою кандидатуру»
— И это у татар сохранилось до XX века?
— Думаете, сейчас это не сохраняется? В какой стране, даже в арабском мире, за 15–20 лет появились бы тысячи мечетей? До революции в составе ЦДУМ было около 7,5 тысячи мечетей, не считая Северного Кавказа и Средней Азии. После 1917-го Ленин обратился к народам Востока, мусульманам, с известным призывом о том, что они жили в «тюрьме народов», что им дается полная свобода — мол, устраивайте свою национальную и духовную жизнь согласно своим традициям.
С 1917 по 1928 год было построено еще около 7 тысяч мечетей только по нашему духовному управлению. Муфтия ДУМЕС (1936–1950) Габдуррахмана Расули тогда спрашивали: «Почему в селах строите по две мечети?» Он в шутку отвечал: «Чтобы они соревновались, вздорили и было легче управлять ими». В первый же год начала Великой Отечественной войны он созвал курултай богословов и обратился с воззванием: «Война с Гитлером и фашистскими ордами — это священная война за веру и Родину». Муфтий давал свидетельства имамам даже в тех селениях, где не было мечети, и они помогали армии, собирая пожертвования. Сам он внес 50 тысяч рублей для постройки танковой колонны.
После войны, во времена Никиты Хрущева, была предпринята новая попытка дискредитировать религию. Тогда в ведении духовного управления оставалась всего 151 община, а к 1980-му — 94 мечети. Когда мою кандидатуру предложили на пост муфтия и председателя ДУМЕС, я почти полтора года не соглашался выдвигать свою кандидатуру. Ахмад-Заки хазрат, узнав об этом, с укором дал свое назидание: «Неужели ты думаешь, это тебе люди предлагают? После 1917 года ни один человек из нашей страны в Египте не учился в Университете аль-Азхар. После 60-летнего перерыва в духовной деятельности ты первый мой ученик. Думаешь, это случайно? Нет, Всевышний тебя направляет. Если ты сейчас откажешься, то станешь дезертиром на духовном поле… Мое благословение, благодать Всевышнего Творца и помощь Всевышнего Господа в твоем служении Вере и Отечеству будут ниспосланы тебе».
— А вы хотели отказаться?
— Да, я отказывался полтора года. В Судный день, говорит Аллах, каждый народ мы призовем с их имамом — и он будет ходатайствовать около дверей рая и последним войдет в рай. Ахмад-Заки хазрату я отвечал: «А как я буду отвечать перед Богом, государством, народом и семьей? Ведь государство ведет атеистическую пропаганду, всему народу с малых лет твердят, что мы обезьяны».
— Кто вас выдвинул муфтием России?
— Старейший имам Московской соборной мечети Ахмаджан хазрат Мустафин и другие почтеннейшие имамы – члены президиума ДУМЕС.
— Вы были очень молоды, всего 32 года.
— 32 — это по-нашему современному. По лунному календарю — 33 года. А это возраст Христа. Возраст, в котором человек заново воспрянет в Судный день и никогда не изменится в мире вечности.
«Моя бабушка Шарифа-әби, мать отца, говорила: «Наше государство мудрое. Придет день, когда храмы и мечети будут открыты. С безбожием далеко не протянешь»
«Тогда очень упорно следили за батюшками и, естественно, за имамами и чуть не проворонили все государство»
— Какие задачи вам ставила партия и народ как муфтию?
— Никакую не ставила Коммунистическая партия перед нами, а занималась строительством коммунизма — рая здесь и сейчас. А в 1980 году, я помню, обещали показать последнего попа и, видимо, имама. Духовное управление располагалось в одноэтажном помещении на 250 квадратных метров (только часть принадлежала нам), работали четыре престарелых охранника, один сотрудник возглавлял международную деятельность, секретарь и бухгалтер. Я два года жил в кабинете и даже семью не перевозил. Тогда у меня уже было пять детей, они оставались в Казани.
— То есть вы рано женились?
— Как рано? Когда мужиком стал — женился — в 19 лет. В 39 лет уже был дедушкой.
— Два года вы в кабинете жили… А как строилась работа?
— Люди, пожилые имамы и аксакалы приезжали из районов Башкортостана и других регионов страны. Увидев свет в моем кабинете, заходили даже в час и два ночи, сидели, беседовали. Многие давали советы, как восстанавливать духовное наследие. Печатали книги, календари с аятами и переводами на родной язык. Иногда за это получали и по шапке. Говорили: «Ты написал, что дом, в котором не читается Коран, — это развалина дома». Я отвечал: «Так сказал пророк Мухаммед». Тогда меня урезонивали: «Значит, ты призываешь к открытию подпольных медресе?»
Моя бабушка Шарифа-әби, мать отца, говорила: «Наше государство мудрое. Придет день, когда храмы и мечети будут открыты. С безбожием далеко не протянешь. И основная борьба будет за веру и за Родину. Религия нужна для того, чтобы Божий порядок и совесть были регуляторами этой жизни».
— При Советском Союзе совести не было разве?
— Партия была совестью народа. Моральный кодекс строителя коммунизма на чем основан? На Библии, Евангелии и Торе. Просто мы не успели, видимо. Пророк Мухаммед, саллаллаху алейхи ва саллам, говорил, что Адам 950 лет жил, Авраам жил 180 лет. А моя умма говорит: жизнь ограничивается между 60 и 70 годами. 60 лет — алтмыш — передохни. 70 лет — җитмеш — җитте, достаточно. 80 лет — сиксән — чик, пограничный возраст. 90 лет — туксан — тук, сытый возраст. 100 лет — йөз — плыви дальше.
— Когда вы стали муфтием, с 1980 по 1985 год число мечетей выросло с 90 до 500.
— До меня в Башкортостане было 16 мечетей, в Татарстане — 15. После своего избрания я назначил имамом Зеленодольска своего шурина, младшего брата моей жены, Габдельхамида Зиннатуллина, которого с 8 лет учил в дровяном сарае вместе с 22 детьми в Борисково. Они заходили по одному-два человека в дом Рашиды-апы Исхаковой (мама экс-муфтия РТ Гусмана Исхакова — прим. ред.) и расходились так, чтобы не вызывать подозрений. Письменный экзамен по билетам у них принимали Ахмад-Заки хазрат и Абдулхак хазрат. И все они стали имамами и муфтиями.
— А не вызывать подозрения у кого?
— Тогда очень упорно следили за батюшками и, естественно, за имамами и чуть не проворонили все государство.
— За вами тоже следили?
— Не знаю, я не оборачивался. Моя задача была подготовить хотя бы половину имамов для 94 мечетей. Большинство из них были возрастом 75–80 лет, а я видел даже 90-летнего имама в Чекмагушевском районе РБ. Там мечеть стоит на холме, к которой ведут почти 90 ступенек. 90-летний бабай — он и имам, и дворник, и охранник. Сам разгребал снег и ухаживал за мечетью. Он договорился с председателем колхоза и подключил к колхозному радио пятничную проповедь. А когда собирался урожай, тем, кто не приходил в мечеть, не выделяли сено и зерно, но это уже во время перестройки.
«Молишься для себя, соблюдаешь пост ради своего здоровья, побывал на хадже и осознал, что ты часть человечества, — вот твоя свобода»
«Какая же это может быть «тюрьма народов»? Мы что, были колонией? Разве потеряли язык или идентичность?»
— Приход Горбачева, как вы считаете, — это был подарок Аллаха?
— Беда и позор.
— С 1988 года в религии началось потепление же.
— Китай тоже разрешил капитализм, но с коммунистической совестью. И все нормально получается. А у нас ваххабиты, радикальные течения, экстремисты всяких мастей поперли. И случился хаос.
— Это же после 1991 года, при Ельцине случилось.
— Свобода достигается только тогда, когда человек осознает себя. Каждый человек называется рабом Божьим. Когда хозяин такой, как Бог, — это настоящая свобода, потому что ему от тебя ничего не нужно, кроме благодарности. Молишься для себя, соблюдаешь пост ради своего здоровья, побывал на хадже и осознал, что ты часть человечества, — вот твоя свобода. А свобода все разрушать, наплевательски воспринимать реальность жизни — это не по-божески и не по-человечески. Даже молитва в джамаате, коллективе, ценится пред Всевышним в 27 раз больше. Все может человек перенести, но одиночество никак. Оно прощается одному единому вечному Господу миров!
Вы говорите о свободе. Конечно, в эпоху Ленина тоже была своя свобода. Свобода говорить, что до революции была «тюрьма народов». Но в «тюрьме» народы сближались, тюркоязычные, по сути, уже составляли единую нацию: выпускалось около 400 журналов и газет, разговорный язык стал приближаться к единому, депутаты от всех мусульманских народов России избирались в Госдуму, была халяльная еда, а присягу на Коране давали в верности Белому царю. Это и была свобода. Какая же это может быть «тюрьма народов»? Мы что, были колонией? Разве потеряли язык или идентичность?
— Романовы — это же немецкая династия. Для них вся страна колонией была.
— Это после пожара так видится. Никто чужой не может овладеть страной, пока здесь смена нескольких поколений не произойдет. И главное перед Всевышним — чтобы люди друг друга не пожирали!
— То есть вы к революции 1917 года относитесь отрицательно?
— Конечно, отрицательно. Все идеи замечательные: земля — крестьянам, заводы — рабочим. А как это воплотилось? В 1928 году, когда религию объявили опиумом народа, заявили, что мы все от обезьяны. А кто тогда нами командовал?
— А в целом деятельность Советского Союза на пике как оцениваете?
— Это была держава, притом великая, потому что иногда не мытьем, так катаньем Всевышний реализует Свои планы. Хранимая Богом страна не просто так! Основная часть земного шара — это так называемый Хартленд, включающий Азию и Европу, — дар божий, доверен именно народам нашей единой страны, который дает величайший пример взаимоуважения и братского единства всем народам и странам мира.
— Чувствуется, вы Александра Дугина читали.
— Мы с ним не только общались, но и совместные конференции проводили. Я его очень уважаю.
— То есть геополитикой прониклись?
— При чем тут геополитика? Мы все на одном «шарике». Пророк Мухаммед, саллаллаху алейхи ва саллам, говорил: «Люди — это пассажиры одного корабля: кто на верхней палубе, кто в трюме. Те, кто наверху, наслаждаются свежим воздухом и пьют воду. А те, кто в трюме, говорят: «Зачем ходить на верхнюю палубу? Давайте сделаем дырочку на дне и оттуда будем пить воду». Если так поплывут — в конце концов все потонут. Поэтому те, кто наверху, должны удержать тех, кто внизу, и спасти от безумия. А в настоящее время в мире что происходит? Сейчас у нас настоящая великая держава — национальные и государственные интересы преобладают над всем. Вспомните, что было в 1990-х годах. Поэтому нужно верить, трудиться во благо Отчизны и последующих поколений наших потомков и молиться с благодарностью Всевышнему за этот щедрый дар — за единое Отечество и бесценное духовно-нравственное наследие, которое оставили наши предки в веках.
В Булгаре, когда мы проводим «Изге Булгар җыены», два месяца подряд до этого может идти непрерывный дождь, а в день торжества обязательно встает солнце и ни облачка. Однажды, подъезжая к границе Татарстана, мы увидели на совершенно голубом небе одно облачко в виде арабской вязи «Булгар». Весь караван остановился, начали снимать — и вдруг все пропало.
Нурания-абыстай, дочь имама, участница Великой Отечественной войны, получившая благословление от 8 шейхов, однажды после «Изге Булгар җыены» сидела около Малого минарета, опустив оренбургскую шаль на глаза. Подойдя к ней, я спрашиваю: «Нурания-абыстай, как прошло?» Она говорит: «Хазрат, видел бы ты. И пророк Мухаммед, саллаллаху алейхи ва саллам, был с нами здесь, и его ближайшие сподвижники, все ангелы опустились сюда, и праведники…»
— Это с чем связано?
— Благодать Всевышнего. Потому что люди собрались к покаянию, к искреннему обновлению себя и образа жизни. Ведь все праздники для этого — обновиться душевно и телесно, обновить планы, мечты и дерзновения. Даже машинам и станкам необходимо провести ТО!
«Булгар — наша древняя столица первого во всей Европе мусульманского государства, союзного в веках Святой Руси, составной части нашей великой державы — России»
Мы татары или булгары?
— А как к вам идея «Изге Булгар җыены» пришла?
— Не иначе Всевышний вложил. Это не поклонение месту, а землю нужно чтить. Родителям нужно не поклоняться, а только проявлять заботу и опеку. Не ставить на место Бога никого. Это не поклонение. Поклонение кому-то или чему-то — это и есть рабство в язычестве. А как пришла идея всенародного сбора в Древних Булгарах, так это через обращение к нашему прошлому — к истории Родины. Булгар — наша древняя столица первого во всей Европе мусульманского государства, союзного в веках Святой Руси, составной части нашей великой державы — России.
— Почему именно это место выбрали?
— Потому что здесь ступала нога сподвижников пророка Мухаммеда, саллаллаху алейхи ва саллам. А сподвижник Зубейр бен Джагда похоронен около Малого минарета.
— Что это значит сейчас для нас всех?
— В хадж зачем ездить? Это первый дом человека, Адама и Евы, Отчий дом. А Булгар — отчий дом для нас, наша древняя столица и источник духовно-нравственной опоры в жизни.
— Для татар?
— Для всех: и для татар, и для булгар, и для всех, кому дороги история, истина и духовная основа жизни. Для всех народов она очень дорога.
— А мы татары или булгары?
— Когда нас начали называть булгарами? Когда европейские профессора пришли в первые наши университеты, еще до Михаила Ломоносова, и начали всю историю перекраивать. Уже тогда началась диверсия, чтобы натравить наши народы друг на друга.
Субэдэй хан разгромил Хорезмшаха — государство, включавшее Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и часть Ирана. Затем он двинулся дальше и с 40-тысячным войском прошел весь Иран, Азербайджан, Армению, Дагестан. Именно тогда произошла битва при Калке. Огромное войско половцев и русских князей было разгромлено обманным путем, обычным бедуинским приемом: чуть-чуть подрались, затем сделали вид, будто убегают, испугавшись, и тут за ними погнались половцы и были встречены засадой основного войска монголо-татар, началась резня на уничтожение. В результате даже Киев был сожжен.
Затем монголы пошли по Волге, по так называемому чайному пути, который уже был налажен торговцами. В Булгаре, в Жигулевских горах, наши предки применили тот же метод кочевников, чтобы полностью разбить отряд Субэдэй хана из 40 тысяч всадников. В начале этой поляны лучников спрятали под землю, как во Вьетнаме, а оставшуюся часть булгарского войска — в лесу. Часть этого войска вышла на поле битвы и открыла огонь по захватчикам, что привело к потере ясности у монголов. Они двинулись вперед, а в лесу конница была бесполезна. Тогда наши предки начали наносить удары на земле со всех сторон беспомощным всадникам, а тех, кто хотел скрыться и спастись, лучники добили. В итоге всего осталось около 400 человек. Их меняли на двух баранов и отпускали в Монголию. Почему на двух? Да потому что, когда у нас рождается сын, за него приносят в жертву двух баранов, а за дочь — одного. Этих монголо-татар считали за достойных мужчин, потому что даже в чужбине воевали как львы.
Монголо-татарское нашествие таким образом задержалось на 13 лет. В 1236 году уже пришел хан Батый со своим 200-тысячным войском. Тогда булгары сдались сразу, потому что против лома нет приема. Затем стали интендантами и комендантами, потом образовалась Золотая Орда.
— И хан Батый сделал Булгар столицей Золотой Орды?
— Да. Они сразу пошли в Венгрию, и там тоже произошла величайшая битва. Дисциплинированная армада Батый хана набрала два мешка ушей противника, только по одному отрезали. В это время булгары снова подняли восстание. Позже уже Берке хан принял ислам, в монгольском разноплеменном войске со временем началась внутренняя борьба. Хулагу хан захватил Иран, а Берке способствовал тому, чтобы ислам укреплялся на этих землях.
— И булгары как стали татарами?
— Это профессора германские написали, потом все привыкли к таким утверждениям.
— Но вы себя булгаром считаете?
— Конечно. Но это неважно, главное — оставаться человеком.
«Мир кипит. А специальная военная операция, несомненно, достигнет поставленной цели и победы. Уже достигла. К этому все и шло»
«Защита Отчизны, своего дома и своей семьи, отстаивание святынь и духовно-нравственных принципов жизни — это и есть священный джихад»
— Должен ли быть в исламе единый муфтият?
— Да. Многие беды исламского мира связаны именно с отсутствием единства. Это единство не должно быть направлено против кого-либо, а служит тому, чтобы структура работала эффективно и мы, последователи ислама, могли бы реализовывать в жизни исконные духовно-нравственные ценности, которые едины с духовно-нравственным наследием конфессий нашей страны, да и всех последователей традиционных религий. Пророк Мухаммед, саллаллаху алейхи ва саллам, неслучайно сказал: «Ни один из вас не будет настоящим верующим, пока не только желает, но и пока не будет любить другим то, что любит для себя». Именно на таком добровольном союзе наша страна держится веками.
— У вас не было идеи перевести резиденцию ЦДУМ в Казань?
— Такое предложение высказал однажды в годы перестройки Минтимер Шарипович. Но это ведь не мой дом, не я его строил — он существует уже 237 лет. Тогда и Минтимеру Шариповичу я ответил: «Это не наследство, которое осталось мне от отца, но я вынесу это предложение на президиум». И большинство муфтиев, особенно муфтий Ульяновской области Аюб хазрат Дебердеев, сказали: «Зачем это вам? В Башкортостане спокойнее. Президент республики Муртаза Губайдуллович в наши дела абсолютно не вмешивается, ведем дела как установлено по Корану и закону». Тогда состоялся объединительный съезд в Казани, и мы с этим согласились. И только одно управление вышло из состава ЦДУМ — ДУМ РТ. А сейчас пришло время единства и сплоченности пред всеми испытаниями современности. Не только нашей страны, но всего мира.
— Как вы отнеслись к тому, когда ваши ученики отделились и возглавили собственные муфтияты? Например, Равиль Гайнутдин.
— Он мой ученик, это я его учил читать Коран и молиться. А в столице у кого голова не вскружится? Альбир Крганов зачем ушел? Мы ему поручили руководство ДУМ Чувашии, а он обиделся и ушел на съезде. Сейчас он говорит, что вместе с нами, но говорить — одно, а делать-то — другое. Еще 15 лет назад я им говорил: «Хорошо, разошлись, но если цель ради духовного возрождения нашего Отечества и довольства Всевышнего, если каждый по-своему хочет служить, пусть. Но Всевышний Господь нас все равно на единый путь, несомненно, выведет».
Сейчас как раз наступило это время. Почему нам мелочами заниматься? Кто главный, кто второстепенный, у кого правильнее? Пророк Мухаммед, саллаллаху алейхи ва саллам, говорит, что за коллективную молитву воздаяние Всевышнего в 27 раз больше. Совет должен быть, коллективный разум, потому что это общественная жизнь. Только для себя рай ты, может, и создашь, но кто это увидит и оценит. А даже увидев, черная зависть может разрушить все основы мира и согласия и передаваться последующим поколениям.
— Сейчас реально этот совет создать?
— Весь мир уже за это принялся. Почему тысячи людей в Палестине гибнут? Почему мусульманские страны не помогают? Почему этот вопрос не поднимается в ООН? Мы собирали гуманитарную помощь, халяльное мясо тоннами, но оно долго лежало на границе Египта. Политика — одно, человеческое сострадание должно быть. Есть решение ООН о том, чтобы Израиль и Палестина существовали как государства. И без сомнения, на высоком уровне руководители этих стран пришли бы к взаимопониманию. В единстве должно быть все человечество, но до этого еще нужно дожить. Мы должны начать с себя: укреплять свое государство, своих детей и будущее внуков. Как говорит пророк Мухаммед, саллаллаху алейхи ва саллам, сосед — это твой брат. Тогда только может наступить настоящий мир.
В 2003 году мы призывали, чтобы ООН присутствовала на каждом континенте и чтобы в Иерусалиме находился главный офис, потому что Иерусалим на всех языках народов мира означает Йерушалаим — обитель мира. Если там царит мир, то и во всем мире будет мир. Ведь большинство посланников Божьих проповедовали именно там и на этих священных землях.
Мир кипит. А специальная военная операция, несомненно, достигнет поставленной цели и победы. Уже достигла. К этому все и шло. Сейчас снова заводить интриги бесполезно. Россия имеет возможности (а возможности всегда от Бога) ответить любому агрессору. И Владимир Владимирович об этом ясно говорит. Если и начнут, то первыми попадут в ад, а мы ответим и в рай.
— Вы с первых дней СВО объявили, что это джихад. Какие критерии джихада?
— Защита Отчизны, своего дома и своей семьи, отстаивание святынь и духовно-нравственных принципов жизни — это и есть священный джихад. Если как в Европе жить, мы и без всякой войны и всякого атома можем быть стерты с лица земли.
— И мусульманин, погибший на СВО, попадает в рай как шахид?
— Да, действительно, он шахид, ибо пожертвовал жизнью ради защиты Отечества и духовно-нравственных основ жизни. Чтобы общество это понимало, с 2026 года во всех учебных заведениях нашей страны вводится предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
«Государство заинтересовано в участии традиционного духовенства в общественной жизни, потому что без этого ни одно нормальное государство существовать не может»
— В феврале вы встречались с Владимиром Владимировичем. После встречи вы говорили, что будет создан чуть ли не единый муфтият планеты.
— Говорили о том, что в Бахрейне прошла конференция по внутриисламскому диалогу, на которой обсуждались вопросы необходимости единства всех правоверных. В частности, поднимался вопрос о выборе верховного муфтия или шейх-уль-ислама — руководителя правоверных мусульман всего мира. Также говорили о продвижении кандидатуры великого имама Египта, ректора всемирно известного Университета аль-Азхар, шейха Ахмеда Тайиба. Президент высказывался за то, чтобы и мусульмане России объединились и, без сомнения, вошли в этот верховный муфтият, чтобы голос российских мусульман звучал на международной арене громко. И он не впервые обращает внимание на эту тему. Государство заинтересовано в участии традиционного духовенства в общественной жизни, потому что без этого ни одно нормальное государство существовать не может.
— Интересуется Владимир Владимирович жизнью российской уммы?
— Если бы не интересовался… Он весь день по всей Москве ездил, участвовал в различных мероприятиях, вернулся в 23:00, немного привел себя в порядок и ровно с 12 до 2 часов ночи беседовал со мной. Обсуждали и то, что основа нашего государства — это древние Булгары и Святая Русь. В 2012 году, во время визита в Уфу, Владимир Владимирович, находясь в мечети «Ляля-Тюльпан» с Муртазой Губайдулловичем Рахимовым, Минтимером Шариповичем Шаймиевым и Сергеем Киреенко, когда он был уполномоченным представителем президента по Приволжскому федеральному округу, выразил пожелание: «Я тоже хочу посетить Великий Булгар». Также он дал указание сохранить эти исторические места. И действительно, он приехал в Булгар и лично вручил медали.
— И создание Булгарской академии неслучайно поддержал?
— Да.
— Но с трудом получается пока ее смысловое наполнение.
— Все постепенно. На недавней встрече с Рустамом Нургалиевичем этот вопрос тоже обсуждался. Сейчас профессор Булгарской исламской академии, доктор, шейх Абдурразак Абдуррахман ас-Саади получает российское гражданство и переезжает жить в нашу страну, чтобы внести достойный вклад в развитие Булгарской академии. По идее, она должна стать настоящей кузницей достойных кадров отечественного духовенства мусульман нашей страны, которые смогли бы внести свой вклад в искоренение радикальных течений, укрепление мира и согласия во взаимоотношениях народов мира и государств.
Если каждый народ будет развивать свою духовность, это поможет сохранить совесть, укрепить любовь и доброжелательные отношения между людьми. Мы за то, чтобы исламский мир органично вписывался в современное общество. В прошлые века это же было возможно, а почему сейчас мы должны делить на христиан, мусульман, буддистов и других? Пусть каждый по-своему будет настоящим человеком, кем бы он ни назывался — татарином, украинцем, башкиром, чукчей или другим. Главное — оставаться людьми. Ведь человек — высшее творение Создателя, наместник единого Господа, и он не имеет права пожирать другого человека, не должен этого делать, иначе катастрофа и гнев Творца и завершение истории человечества.
«Слава Всемогущему, Дарующему жизни и счастья в этом и вечном мире каждому, кто уверовал и полагается на Него, мы, уверовавшие, без тени сомнения благодарны Ему — Господу миров — за священный дар жизни в вере и славе Его на святой земле нашей великой Отчизны!»
«У Владимира Владимировича совершенно другое представление о мире и глубокое ощущение ответственности перед Отчизной и Господом миров»
— Как себя российская умма чувствует сегодня?
— Гости на приеме в Казани по случаю 45-летия моего служения Вере и Отчизне в своих выступлениях говорили: «Даже в арабских и мусульманских странах нет таких возможностей, свободы для последователей традиционных конфессий в духовном развитии, какие есть в России». Полная свобода, но нет дороги экстремистским и террористическим действиям.
— Состояние имана (веры) у народа как оцениваете? Нет ощущения, что больше золотому тельцу поклоняется?
— У старшего поколения этого нет, только единичные случаи. А молодежь, несомненно, дойдет до зрелости. Введение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» как раз является фундаментом для того, чтобы общество не унизилось до поклонения золотому тельцу.
— У татар иман остался, как считаете?
— Даже кипит! Поэтому Мифтахетдин Акмулла говорил: «Илең Булгар булса булсын, илне булгар булмасын» («Пусть страна будет твоя Булгар, лишь бы Родину не мутил смутами»).
— А Киямат, Судный день, близко?
— Не то что я, даже пророк Мухаммед, саллаллаху алейхи ва саллам, говорил: близко или далеко, но он может быть для каждого уже завтра. Смерть, возвращение в мир вечности, для каждого человека и есть Судный день.
— А нет ощущения, что человечество приблизилось к какому-то порогу?
— Есть предостаточно признаков приближения этого рокового часа. О них все посланники Божии и пророки говорили и предупреждали. Игнорировать их невозможно. Образумиться и употребить все накопленные знания и опыт веков для счастья в этом и вечном мире! А не искать ответа у искусственного разума. Ведь ответ очень прост и ясен: мы в очень короткой командировке в этом мире, надо поскорее освободиться от гордыни!
— Какие ваши прогнозы?
— У нас срок от пятницы до пятницы.
— Что Россию ждет? Сможем пережить тяжелейшие времена, которые сейчас навалились?
— Переживем, еще не такое переживали. Ничего страшного. Лишь бы опомниться, покаяться и восстановить кратчайшую связь с Создателем. А Он Господь миров всемилостивый и милосердный. Терпеливейший — на каждого из нас с безграничной милостью взирает за каждую ночь и каждый день 360 раз, говорит завершающий миссию всех посланников и пророков Его, Вседержателя Мухаммеда, саллаллаху алейхи ва саллам. То есть каждые 4 минуты (24 часа умножаем на 60 минут и делим на 360, получается 4 минуты). Даже самые заботливые мать и отец не смогут так уследить за своим чадом! Для нас этот мир ведь временный. Даже ежу, как говорится, понятно, что мы тут в гостях, на всем готовом. Живи, радуйся и другим жить дай.
— Роль какова Владимира Владимировича в этом?
— Огромнейшая. Нурания-абыстай, 100-летняя праведница в Булгаре, говорила, что Владимир Владимирович и Минтимер Шарипович — это Божий дар нам. А она ни радио не слушала, ни телевизор не смотрела.
Владимир Владимирович разбудил всю страну после оцепенения всех нас от объявления о распаде нашей единой Отчизны в 1990 годы. Пророк Мухаммед говорит: «Подлинно султан, правитель — это отражение Бога на земле, к нему обращаются все исстрадавшиеся». Поэтому ему придается особая сила и вдохновение Творца. Мы думаем, что участвуем в его избрании, но на самом деле его избирает и назначает Всевышний Господь.
У Владимира Владимировича совершенно другое представление о мире и глубокое ощущение ответственности перед Отчизной и Господом миров. Неужели за 25 лет мы этого не заметили и не поняли? Все эти проблемы, которые мы с трепетом переживаем, у него не только в голове, но и в сердце. Он ежедневно общается с сотнями и тысячами людей, даже на международных конференциях, во время встреч с султанами и президентами арабских стран, цитирует аяты Корана о сохранении единства и необходимости братского сотрудничества. Он прекрасно и глубоко понимает, что судьба человечества одна единая и неразделима. Отдельным счастьем для кого-то одного это не может быть. Наши бабушки неспроста говорили: «Үзеңә генә килгән кайгы — кайгы түгел, илгә бәлә килмәсен». То есть твоя личная беда — это еще не беда; настоящая беда — это когда она приходит на долю всей страны, как это было в годы тяжелейших испытаний Великой Отечественной войны. Поэтому мы обязательно победим, потому что правда, справедливость и благодать Господа Всемогущего на нашей стороне. Мы против Дьявола и Антихриста, но и с ними готовы договориться. Почему нет? Им тоже, вероятно, не хочется сегодня пострадать!
— Вы выделяетесь внешним видом, хазрат. Это с чем-то связано, на кого-то ориентируетесь?
— Конечно, не на Славу Зайцева. (Смеется.) На наши древние традиции, накопленные в веках, опираюсь. Дизайн сам разрабатываю, черпая от неповторимой красоты окружающего мира. А также пророк Мухаммед, саллаллаху алейхи ва саллам, во сне кое-чему научил меня.
— После 45 лет служения на таком сложнейшем посту уважаемый муфтий о чем мечтает?
— Все, о чем мечтал, Всевышний уже дал. Наяву пусть у каждого человека будут радости жизни и счастье. Пока земля нас терпит — жить, жить и жить с верой и надеждой. Пророк Мухаммед, саллаллаху алейхи ва саллам, говорит: «Даже если начался Конец Света, если у тебя в руках саженец яблони, груши или другого дерева — успей посадить. Это тебе тоже зачтется у Всевышнего Создателя! Потому что счастье наше не только в этом бренном мире нужно, но и в другом мире — вечном мире». Мы верим и надеемся, без всякого сомнения, это достижимо, уповая на Вседержателя Всемилостивого и Милосердного! А если не так, как предполагают некоторые бесшабашные, то тогда в чем смысл нашего бытия в этом мире! Альх-амду лиллях! Слава Всемогущему, Дарующему жизни и счастья в этом и вечном мире каждому, кто уверовал и полагается на Него, мы, уверовавшие без тени сомнения, благодарны Ему — Господу миров — за священный дар жизни в вере и славе Его на святой земле нашей великой Отчизны!
Комментарии 138
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.