В Лаишевском районе ООО «Сафдекор» достраивает завод мощностью 10 тыс. т продукции в год. За молодой и малоизвестной компанией, как выяснил «БИЗНЕС Online», скрываются влиятельные покровители В Лаишевском районе ООО «Сафдекор» достраивает завод мощностью 10 тыс. т продукции в год. За молодой и малоизвестной компанией, как выяснил «БИЗНЕС Online», скрываются влиятельные покровители Фото: Андрей Титов

Пластиковое детище Миннегалиевых: прописка в «Казань Экспо» и резидентство в ОЭЗ «Иннополис»

В Москве на минувшей неделе прошла выставка «Мебель-2025» — крупнейшее событие для мебельного рынка России. Впервые свою продукцию — пленки из поливинилхлорида (ПВХ) — там представило татарстанское ООО «Сафдекор». В Лаишевском районе фирма достраивает завод мощностью 10 тыс. т продукции в год. За молодой и малоизвестной компанией, как выяснил «БИЗНЕС Online», скрываются влиятельные покровители.

76% в обществе, по данным сервиса «Контур.Фокус», принадлежат Хамиту Миннегалиеву, отцу Роберта Миннегалиева — помощника раиса РТ, гендиректора ООО «Казань Экспо», а ранее председателя правления Ак Барс Банка (АББ). Примечательно, что «Сафдекор» юридически зарегистрирован в селе Большие Кабаны Лаишевского района по адресу: ул. Выставочная, 1а. Там же рядышком располагается МВЦ «Казань Экспо». По словам источников, Миннегалиев-младший чуть ли не каждый день лично присутствует на стройплощадке и контролирует реализацию проекта.

Остальные 24% «Сафдекора» находятся на балансе ООО «Сафпласт» — высокогорского производителя поликарбонатных листов. Компания оформлена на ЗПИФ «Перамо-Индустрия», которым управляет московская компания «Перамо Инвест» некоей Ольги Мещеряковой. В 2008 году, когда АББ возглавлял Роберт Хамитович, банк вложил 800 млн рублей в строительство завода. И в «Сафпласте», и в «Сафдекоре» генеральным директором значится Андрей Евсеев.

По словам источников, Роберт Миннегалиев чуть ли не каждый день лично присутствует на стройплощадке и контролирует реализацию проекта По словам источников, Роберт Миннегалиев чуть ли не каждый день лично присутствует на стройплощадке и контролирует реализацию проекта Фото: «БИЗНЕС Online»

Юрлицо для нового производства — ООО «Сафдекор» — зарегистрировано в феврале 2022 года. В ноябре 2023-го инвестпроект получил одобрение наблюдательного совета ОЭЗ «Иннополис». Сам завод уже построен в индустриальном парке «Лаишево», который входит в ОЭЗ, сейчас идет процесс монтажа оборудования. К слову, промпарк находится в 4 км от «Казань Экспо». Инвестпроект Миннегалиева занимает территорию в 7 га, производственная площадь — 4,1 тыс. кв. метров.

«Проект по строительству завода одобрен фондом развития промышленности РФ, со стороны которого было выделено льготное финансирование в виде займа. Общий объем инвестиций в строительство завода составил более 1 миллиарда рублей, финансирование которого осуществляется за счет кредитных средств», — рассказали «БИЗНЕС Online» в самом «Сафдекоре».

Статус резидента ОЭЗ «обеспечивает инвестору доступ к льготным налоговым условиям, современным инфраструктурным возможностям, высокому качеству операционных процессов и квалифицированным кадровым ресурсам», добавили в компании. Проект создаст более 170 рабочих мест.

Рынок на 90% занят китайцами и корейцами

По данным «БИЗНЕС Online», пока завод готовится к запуску, «Сафдекор» уже вышел на рынок с китайскими пленками. Материалы изготовлены по той же технологии и на том же оборудовании, которое будет использоваться в собственном производстве. Вероятно, за счет этих продаж по итогам 2024 года компания (несмотря на то что производство еще не запущено) уже показала выручку в 37,1 млн рублей при чистой прибыли 143 тыс. рублей.

ПВХ-пленка — это современный отделочный материал. Пластик наносят на некую основу для придания ей определенного внешнего вида и защитных свойств. Среди сфер применения — наружная реклама, ландшафтный дизайн, сельское хозяйство, медицина. ПВХ-пленки различаются по функциональным свойствам. Есть, например, отдельный сегмент более мягких ПВХ-пленок для натяжных потолков. В мебельной промышленности используют жесткие декоративные ПВХ-пленки. Такой материал может имитировать натуральное дерево, камень, металл, кожу, ткань, однотонные глянцевые и матовые поверхности.

Пленка ПВХ — это эластичный и прочный материал из поливинилхлорида, который также называют «мягким стеклом». Отличительные свойства пленки, такие как влагостойкость, устойчивость к химическим воздействиям и УФ-излучению, а также высокая прочность и гибкость, делают ее универсальной для применения в различных сферах, включая строительство, упаковку и отделку мебели. Об этом нам рассказал профессор кафедры технологии пластических масс КНИТУ-КХТИ Руслан Гарипов.

Востребованность ПВХ-пленки объясняется прежде всего ее характеристиками. При привлекательном внешнем виде этот полимер отличается гибкостью, способностью пропускать свет, устойчивостью к микроорганизмам (плесени, грибкам), стойкостью к механическому воздействию, стабильностью при перепадах температур, надежностью при контакте с химическими веществами. ПВХ-пленка, изготовленная в соответствии со стандартами, не горит, при достаточно высоких температурах просто плавится.

Использование материала в производстве мебели продлевает срок службы изделий из древесины (ДСП, МДФ). Он не боится влаги, контакта с бытовой химией. Не теряет своих качеств при воздействии ультрафиолета — не искажается цвет, его яркость. Кроме того, у ПВХ большой выбор вариантов структуры, цвета.

Недостатком ПВХ-пленок являются возникающие проблемы при их утилизации (при сжигании появляются пары хлористого водорода, которые требуют обязательного улавливания).

Объем потребления ПВХ-пленок (по всем отраслям применения) в России составляет 0,9–1,1 млн т в год. В последние несколько лет потребление материала в стране растет, рассказал «БИЗНЕС Online» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «В 2022–2024 годах рынок ПВХ-пленок вырос примерно с 12 миллионов до 28 миллионов квадратных метров. Основными потребителями ПВХ-пленок являются строительная отрасль (окна, двери, отделка), мебельное производство, а также изготовители отделочных материалов», — указал он.

ПВХ-пленка — это современный отделочный материал. Пластик наносят на некую основу для придания ей определенного внешнего вида и защитных свойств. Среди сфер применения — наружная реклама, ландшафтный дизайн, сельское хозяйство, медицина ПВХ-пленка — это современный отделочный материал. Пластик наносят на некую основу для придания ей определенного внешнего вида и защитных свойств. Среди сфер применения — наружная реклама, ландшафтный дизайн, сельское хозяйство, медицина Фото: freepik.com

С начала 2020-х годов по настоящее время доля импорта ПВХ-пленок сократилась с 25–32% до 10–15% в 2025-м. Это связано с увеличением их производства в РФ, сложностями с поставками из-за рубежа из-за внешних ограничений, кроме того, сказывались изменения курсов валют, добавил Баранов.

«Сафдекор» целится конкретно в сегмент декоративных пленок для мебельной промышленности — компания будет производить материалы для мебели и дверей. По данным самой фирмы, объем российского рынка декоративной ПВХ-пленки оценивают в 40 тыс. т в год (с 95-процентной долей импорта из Китая и других стран). «Такая зависимость делает рынок уязвимым к логистическим колебаниям, валютным рискам и внешнеполитическим ограничениям. На этом фоне открытие отечественного производства становится стратегическим шагом для отрасли», — говорится в сообщении компании.

Единственный на данный момент отечественный производитель — самарское ООО «Трасса-С» (бренд Orto, мощности не указаны), правда, в 2020 году на этом производстве случился пожар. В 2024-м нижегородское ООО «НФГрупп» также объявило о планах вложить 1,8 млрд рублей в аналогичное производство мощностью 7,7 тыс. т в год.

Доминирование импорта подтверждают и татарстанские мебельщики. «Мы закупаем пленку в Китае и Корее. Видели российские варианты, но они дороговаты. В 2 раза дороже, чем импорт», — поделилась с «БИЗНЕС Online» ИП Рамиля Салеева (мебельная фабрика «Долорес», Менделеевск). Т. к. компания закупает пленку через российских дилеров, сложностей в части оплаты и логистики нет.

На сайте «Сафдекора» указано, что они готовы предложить более 100 декоров для мебели и дверей На сайте «Сафдекора» указано, что они готовы предложить более 100 декоров для мебели и дверей Фото: freepik.com

Конкуренция на ассортименте и качестве

В целом рынок декоративной ПВХ-пленки в России отличается достаточно жесткой конкуренцией, приходят к выводу аналитики Discovery Research Group. Это вынуждает игроков разрабатывать интересные ценовые предложения для потребителей, предлагать специальные акции и программы лояльности, расширять ассортимент.

«Тот ассортимент, который предоставляют производители в Китае, — никто в России к этому даже близко не стоит! Конкурировать с ними будет очень сложно», — рассказал «БИЗНЕС Online» директор и соучредитель ООО «Казанский дом фасадов» Андрей Машухин.

Может, «Сафдекору» удастся покорить потребителей лучшим качеством? «Если они выйдут хотя бы на качество китайское, это уже будет хорошо! Совсем недавно они приезжали ко мне тестировать образцы. Мы тестировали их пленки — там есть вопросы. Была это их пленка или китайская, не могу сказать», — отметил Машухин.

На сайте «Сафдекора» указано, что они готовы предложить более 100 декоров для мебели и дверей. Пленка татарстанского производства будет состоять из трех слоев. Базовый — это жесткая ПВХ-пленка без добавления пластификаторов. Декоративный слой представляет собой полужесткую ПВХ со средней степенью пластификации (до 25%). Защитный слой представлен двумя вариантами. Один — из PETG (более устойчив к механическим воздействиям), второй — из того же ПВХ. Из улучшений предлагается EIR-тиснение (когда рельеф рисунка идеально совпадает с его визуальным изображением) и лак с UV-отверждением (повышает механическую и химическую стойкость материала).

В январе – сентябре 2025 года производство ПВХ в России сократилось на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го — до 617,4 тыс. тонн В январе – сентябре 2025 года производство ПВХ в России сократилось на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го — до 617,4 тыс. тонн Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Рынок ПВХ бьется в агонии

Основное сырье для пленок — ПВХ. В России его производят «Русвинил» (входит в СИБУР), государственный «Саянскхимпласт», Башкирская содовая компания (входит в «Росхим»), «Каустик» (группа «Никохим»).

В январе – сентябре 2025 года производство ПВХ в России сократилось на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом 2024-го — до 617,4 тыс. тонн. Если быть точнее, то выпуск суспензионного ПВХ (ПВХ-С, именно он используется в декоративных пленках) ужался на 17% до 561 тыс. тонн. Такие цифры со ссылкой на Росстат привел Баранов. «Недостатка сырья в стране не наблюдается, производство некоторых компонентов для производства ПВХ-пленок также происходит в РФ», — добавил эксперт.

Но в чем же причины падения? Во-первых, рынок ПВХ в этом году страдал от внешних факторов. Так, в конце января нижегородская компания «Сибур-Кстово» (поставляет этилен для «Русвинила», на который приходится 30% всех мощностей ПВХ в России) подверглась атаке БПЛА. Ряд производителей в моменте поднял цены на 10%. Только в июне 2025-го гендиректор СИБУРа Михаил Карисалов заявил, что фирма «Сибур-Кстово» полностью восстановила производство после атаки. Отметим, что в декабре 2024-го – январе 2025-го цена на ПВХ была на уровне 101 тыс. рублей, сейчас — 83 тыс. рублей, т. е. стоимость упала на 18%.

В августе на заводе «Каустик» в Стерлитамаке (входит в БСК, занимает 26% рынка) прогремел взрыв, в результате которого погиб один человек и 42 пострадали. Как заявляли в компании, произошла «разгерметизация технологического трубопровода пирогаза по сварному шву». ЧП случилось в момент подготовки к плановому остановочному капитальному ремонту на комплексе. Производство ПВХ было остановлено.

Второй фактор, который оказывал ощутимое влияние в 2022 и 2023 годах, — это отсутствие некоторых катализаторов. После введения санкционных ограничений российские производители ПВХ столкнулись с проблемой их импорта из ЕС и некоторых стран Азии, сообщал Rupec. Но к началу 2025 года ее острота спала — по крайней мере, у трех крупнейших производителей.

Что касается продаж, в стране наблюдается спад спроса со стороны ключевых потребителей в строительстве. Ввод жилья в России в январе – сентябре 2025-го снизился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 5,6% до 76,6 млн кв. метров.

Впрочем, колебания на внутреннем рынке, видимо, «Сафпласту» пока не страшны. По нашим данным, компания на первом этапе станет использовать ПВХ-пластикаты (т. е. готовые смеси для изготовления пленок) из Китая. После выхода на плановую мощность поставки самого ПВХ будут идти от «Русвинила» — с сибуровским предприятием якобы уже заключен контракт.

«На проект может повлиять изменение стоимости сырья, ограничения на импорт компонентов. Все это может затруднить производство продукции, увеличить его стоимость», — предупреждают в «Финаме». Действительно, в производстве ПВХ-пленок немалое место занимают различные добавки и элементы декора.

Для производства пленок из ПВХ используется ПВХ-пластикат, который представляет собой композицию на основе поливинилхлоридной смолы, стабилизаторов, пластификаторов и добавок. По форме это мягкая или жесткая при обычных температурах пластмасса, которая имеет очень широкую сферу использования. Введение в массу ПВХ пластификаторов улучшает такие характеристики материала, как эластичность и морозостойкость. ПВХ-пластикат отличается негорючестью, стойкостью к некоторым агрессивным составам, влагонепроницаемостью.

«Несмотря на наличие российских производителей, значительная часть ПВХ-гранул и добавляемых компонентов для пластикатов импортируется, поскольку Россия не производит все необходимые марки полимеров и компонентов», — пояснил «БИЗНЕС Online» профессор кафедры технологии пластических масс КНИТУ-КХТИ Руслан Гарипов.

Все это, предполагают эксперты, придется также ввозить из Китая. «Пока мы тут будем догонять, китайцы совсем далеко ушлепают», — рассуждает один из собеседников.

По данным Татарстанстата, производство мебели в республике с января по сентябрь 2025 года снизилось на 13%. В целом по России продажи падают в среднем на 10–15%, средняя цена продукции выросла на 20%, производство снизилось примерно на 8% по сравнению с прошлым годом По данным Татарстанстата, производство мебели в республике с января по сентябрь 2025 года снизилось на 13%. В целом по России продажи падают в среднем на 10–15%, средняя цена продукции выросла на 20%, производство снизилось примерно на 8% по сравнению с прошлым годом Фото: © Игорь Зарембо, РИА «Новости»

«Людям, наверное, совсем некуда было девать инвестиции»

Пожалуй, самый болезненный вызов, с которым придется столкнуться «Сафдекору», — общий кризис в мебельной отрасли. По данным Татарстанстата, производство мебели в республике с января по сентябрь 2025 года снизилось на 13%. «Мебелька» — один из лидеров по сокращению объемов после производства одежды и добычи полезных ископаемых. Только в сентябре падение в отрасли составило 27,1%. В сегменте мебельной фурнитуры производство просело на 48% до 3 тыс. тонн.

В целом по России продажи падают в среднем на 10–15%, средняя цена продукции выросла на 20%, производство снизилось примерно на 8% по сравнению с прошлым годом. Отрасль сталкивается не с «сезонными трудностями», а с системным кризисом. Об этом «Газете.ru» рассказал основатель и генеральный директор мебельной компании Stavros Андрей Рагозин.

Основатель фирмы «Аскона» Владимир Седов в эфире Радио РБК спрогнозировал падение мебельного рынка к 2026-му минимум на 25%. «Когда останавливается стройка, сначала встают строители, потом — сети магазинов, которые продают строительные материалы, ведь нет отделки. Потом цепочка доходит до тех, кто создает уют и комфорт, — производителей мебели, интерьеров и декора. Это, естественно, сейчас — спустя полтора года после прекращения активной ипотеки — уже докатилось до нас», — сказал спикер. Он считает главной причиной этого не столько высокую ставку ЦБ, сколько прекращение господдержки ипотеки.

С мая в убытках находится и Казанский дом фасадов (производит мебель и мебельные фасады). Продажи компании упали на 50%. По словам Машухина, клиенты вместо покупки нового фасада приносят на ремонт старые — просят переклеить пленку. «Я даже боюсь представить, что будет, когда НДС вырастет. Мы выживаем только из-за того, что у нас нет заемных средств. Наверное, с нового года закроемся… Проще помещения в аренду сдавать. Просто жалко, что я 20 лет на это потратил», — сетует он.

Резонно встает вопрос, будет ли Миннегалиеву где сбывать свои мебельные пленки при такой ситуации в отрасли. «Это такая инвестиция… Людям, наверное, совсем некуда было девать инвестиции. Бизнес сложный, конкуренция громаднейшая. Только аплодировать остается. Я не со скепсисом, наоборот, рад, что что-то делается. Тем более у нас рядом. Может, они сделают базовые белые глянцевые пленки. Если цены правильные дадут, без вопросов, базовые пленки хорошо пойдут. А какие-то эксклюзивы останутся у китайцев», — полагает Машухин.

Открытие завода в Лаишево, по нашим данным, ожидается весной 2026 года Открытие завода в Лаишево, по нашим данным, ожидается весной 2026 года Фото: Андрей Титов

Перспективы экспорта

В описании вакансий «Сафдекор» указывает, что нацелен на экспорт продукции на рынки ближнего зарубежья. Объем экспорта из России декорирующей ПВХ-пленки в 2023 году составил $624 тысяч. Наибольший объем поставлялся в Азербайджан, говорится в отчете Discovery Research Group.

«Поставлять ПВХ-пленки могут в страны СНГ, государства Восточной Европы, а также в страны глобального Юга и Востока. У Татарстана выгодное географическое положение, через него проходят разные транспортные коридоры, все это облегчает экспорт продукции предприятия», — считает Баранов.

Прогноз спроса на ПВХ-пленки позитивный, до 2030-го он может составить 4,5–6% роста в год, оценил эксперт. Такой рост может быть достигнут за счет оживления в строительстве, увеличения производства другими потребителями ПВХ-пленок, в первую очередь изготовлением мебели и отделочных материалов, также может вырасти потребление ПВХ-пленок другими отраслями. Увеличение спроса на ПВХ-пленки в будущем также может происходить за счет импортозамещения, изменения предпочтения населения, создания новых видов материалов с новыми свойствами.

После запуска производства на «Сафдекоре» в РФ появится второй локальный поставщик мебельных пленок, что значительно уменьшит зависимость рынка от импортного сырья, снизятся сроки поставок, нивелируются логистические риски и влияние валютных колебаний. «Для российских производителей это означает новые возможности: от стабильности планирования до расширения ассортимента и повышения конкурентоспособности на внутреннем рынке», — подчеркнули в компании.

Открытие завода в Лаишево, по нашим данным, ожидается весной 2026 года. В интернете уже можно найти несколько вакансий «Сафдекора». Так, заводу нужен продуктовый маркетолог, который будет анализировать рынок, готовить участие компании в выставках, выполнять задачи по поручению отдела маркетинга. От главного инженера ждут в том числе подготовки всех видов разрешительных документов и взаимодействия с контрольными и надзорными органами по строительству. Учитывая, что объект находится в Лаишево, работодатель обещает компенсировать затраты на топливо.