«Просто дайте скидки на ипотеку, автомобильный кредит, лизинг, всевозможные банковские комиссии и другие свои кабальные продукты — и все клиенты будут вашими», — комментирует предприниматель Олег Дерипаска конфликт между банками и маркетплейсами, который вылился в публичную плоскость. Банки решили подключить Госдуму к регулированию цен на маркетплейсах и направили письмо Вячеславу Володину с просьбой запретить им предоставлять скидки на товары при оплате картами дочерних банков. В Wildberries и Ozon в свою очередь заявили о «циничном уничтожении конкурентов». Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
Герман Греф расритиковал маркетплейсы за преференции по собственным банковским картам
Банковская пятерка ополчилась на маркетлейсы
«Мне кажется, Wildberries и Ozon достаточно большие. Я бы на их месте просто сам убрал [скидки]. Честно сказать, стыдно такими практиками заниматься», — говорил во вторник глава Сбера Герман Греф, критикуя маркетплейсы за преференции по собственным банковским картам. По его словам, из-за такой системы скидок «маркетплейсы в этом году недоплатили налогов на 1,5 триллиона рублей». «То есть все скидки, которые они дают, — за наш с вами счет», — подчеркивал он. Суть претензий проста: маркетплейсы таким образом перетягивают покупателя у офлайн-ретейла, сокращая налоговые поступления, а заодно отнимают у банков эквайринг.
Слова Грефа, по сути, стали неким предупредительным выстрелом. А накануне главы крупнейшей банковской пятерки — Сбера, ВТБ, Т-Банка, Альфа-Банка и Совкомбанка, — как выяснил «Коммерсантъ», направили председателю Госдумы Вячеславу Володину письмо, в котором просят запретить маркетплейсам предоставлять скидки на товары при оплате картами дочерних банков и спонсировать скидки на товары за счет собственных средств.
В письме предлагается ограничить возможность платформ направлять средства на искусственное снижение цен, включая косвенные механизмы — программы лояльности и маркетинговые субсидии. Исключение хотят сохранить лишь для собственных товаров маркетплейсов и социально значимых категорий продукции. Отдельным пунктом — требование, чтобы цена товара на цифровых площадках не зависела от способа оплаты.
Авторы инициативы опираются на международный опыт: в Евросоюзе уже действуют регламенты, ограничивающие антиконкурентные субсидии системно значимых платформ. В ЕС введены прямые запреты на ценовые манипуляции таких игроков, аналогичные нормы в Китае действуют с 2021 года. В Турции размер субсидий ограничен: до 2% от оборота для небольших платформ и 0,3% — для крупных. В банковском сообществе убеждены, что эти меры не вызовут роста цен, а сама практика маркетплейсов вызывает резкое раздражение: «Там просто в бешенстве», — сообщил источник «Ъ» в одном из банков, подписавших письмо.
По мнению председателя Банка России ЦБ Эльвиры Набиуллиной, цена на товар на маркетплейсе должна оставаться неизменной вне зависимости от способа оплаты. «Почему? Потому что цена продукта или услуги — это то, что определяет во многом выбор человека. Если идет манипуляция ценой с помощью каких-то способов оплаты, здесь очень тяжело отследить, чтобы не было злоупотребления», — заявляла ранее она.
Суть претензий проста: маркетплейсы таким образом перетягивают покупателя у офлайн-ретейла, сокращая налоговые поступления, а заодно отнимают у банков эквайринг
Ответ Ким банкам: «Циничное уничтожение конкурентов»
У маркетплейсов свой взгляд на ситуацию. Первой на критику банков, вылившуюся в публичное поле, ответила основательница Wildberries и глава объединенной компании Wildberries & Russ Татьяна Ким. В своем видеокомментарии она заявила, что «агрессивная» позиция крупнейших банков по отношению к скидкам при оплате банками маркетплейсов преследует единственную цель — «циничное уничтожение конкурентов». И приведет это не к чему иному, как к разгону инфляции.
При этом для снижения стоимости товара компания использует «те же инструменты лояльности, что распространены и в других отраслях». В частности, это скидка при оплате картой платформы. По словам Ким, те же банки, которые активно пытаются запретить цифровым платформам предоставлять скидки, сами же стараются развивать собственные экосистемы. И не всегда удачные. «У каждого из этих игроков есть собственные маркетплейсы и онлайн-магазины с их собственными скидочными программами. У Сбера — „Мегамаркет“, „Самокат“, „Купер“, в программы лояльности которых были влиты сотни миллиардов рублей. У Т-Банка и „Альфы“ — внутренние маркетплейсы, крупнейшие продуктовые онлайн-площадки, где пессимизируются другие средства оплаты, кроме их собственных», — утверждает она.
Кроме того, банки используют систему лояльности и в основной сфере своей деятельности: дают скидку на ипотеку, начисляют повышенные кешбэки своим зарплатным клиентам. Также крупные игроки финансового рынка улучшают цены для клиентов своих экосистем, куда входят мобильные операторы, сети супермаркетов. А Т-Банк, к примеру, в собственной экосистеме «Город» и вовсе разрешает платить только своими картами, возмущается Ким. «Избирательно на правах сильного одним участникам экономических отношений, то есть банкам, разрешены и собственные маркетплейсы, и программа лояльности, и даже пессимизация других средств оплаты. А у других — маркетплейсов — пытаются право на собственные банки отобрать», — приходит к выводу предпринимательница.
В пресс-службе Wildberries сообщили, что, по оценкам экспертов, в случае принятия запрета цены для потребителей вырастут на 15–20%. Там также полагают, что подобное ограничение приведет к негативным «долгосрочным последствиям для российской экономики, бизнеса и разгону инфляции».
На сторону маркетплейсов встал предприниматель Олег Дерипаска: «Хочется сказать банкам: хватит плакаться о скидках, которые дают населению в маркетплейсе, просто дайте скидки на ипотеку, автомобильный кредит, лизинг, всевозможные банковские комиссии и другие свои кабальные продукты — и все клиенты будут ваши»
«Просто дайте скидки на ипотеку, автомобильный кредит, лизинг…»
Следом за Wildberries свою позицию озвучили два других популярных маркетплейса. В Ozon подчеркнули, что отмена скидок может негативно повлиять на 85 млн покупателей платформы, из которых более 50 млн проживают в малых городах и селах. Там также обращают внимание, что использование скидок, бонусов и программ лояльности — «излюбленный инструмент банков, который они эксплуатируют крайне активно». А тезис банков о «ценовой гонке на истощение» в Ozon считают необоснованным. «Финансовые показатели платформ и, конечно, рост числа клиентов платформ и малых бизнесов, растущих с ними, доказывают ровно обратное», — заявили в пресс-службе.
В пресс-службе «Яндекс.Маркета» заняли более сдержанную позицию и заявили о готовности к диалогу с регулятором: «Наша общая задача — найти сбалансированный подход, который будет поддерживать развитие торговли в интересах покупателей и продавцов, но при этом не приведет к ограничению конкуренции».
Чуть позже банки выпустили новое заявление, утверждая, что их обращение в Госдуму было неверно истолковано. Они заявляют, что не выступают за запрет скидок на маркетплейсах, а напротив, поддерживают их. Речь об увеличении аудитории, которой они доступны, а также о равных условиях, прозрачности и предсказуемости правил на рынке. «Мы действуем открыто и в интересах клиентов и готовы к конструктивному диалогу с регулятором и маркетплейсами, чтобы выработать решения, которые сохранят выгоды для покупателей и обеспечат честную конкуренцию. На наш взгляд, маркетплейсы манипулируют информацией в СМИ», — говорится в заявлении.
На сторону маркетплейсов встал предприниматель Олег Дерипаска. «Наблюдая за схваткой кабальных банков и маркетплейсов (WB и Ozon), двух разных по типу экономик, хочется сказать банкам: хватит плакаться о скидках, которые дают населению в маркетплейсе, просто дайте скидки на ипотеку, автомобильный кредит, лизинг, всевозможные банковские комиссии и другие свои кабальные продукты — и все клиенты будут ваши», — написал он в своем телеграм-канале.
Также он поддержал развитие банков при маркетплейсах. «Просто часть вкладов граждан, а это десятки триллионов рублей, плавно перетекут в эти два банка (Ozon и WB), которые будут финансировать производство своих основных поставщиков, ну и конечно, потребителей, — добавил Дерипаска. — Это, безусловно, будет сильным инструментом в борьбе с инфляцией. И мы наконец-то сможем запустить так называемую экономику предложения, о чем президент РФ неоднократно просил кабальные банки».
В пресс-службе Wildberries сообщили, что, по оценкам экспертов, в случае принятия запрета цены для потребителей вырастут на 15–20%
«Amazon и другие крупные игроки не имеют своих финансовых структур»
Про просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты порассуждали, какие есть выходы из противостояния банков и маркетплейсов.
Алексей Молодых — генеральный директор международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП):
— Я считаю, что скидки на маркетплейсах от собственных платформ этих банков являются не совсем справедливой конкуренцией. Я выступаю и ранее выступал за равноправный подход ко всем участникам и финансовых, и товарных рынков. Потому что добросовестная конкуренция — залог и основа развития экономики и общества. Здесь нужен комплексный и равноправный подход. У цифровых платформ на сегодняшний день есть определенные преференции, их нужно выровнять в правовом поле. Мы видим перекосы, как маркетплейсы, которые занимают доминирующее положение на рынке, по факту демпингуют цены. Скидки — это хорошо, они полезны. Но они полезны в том случае, когда учитывают себестоимость товара. В противном случае это, как и распродажи, принуждения к акциям, плохо. Предприниматель, если его принуждают к этим вещам, теряет другие каналы продаж: свой офлайн-магазин, интернет-магазин. Покупатели, которые перетекают на платформы, оттуда не возвращаются.
Я за рынок. У нас, помимо универсальных маркетплейсов, есть еще нишевые, их около 100 штук. Соответственно, если такая тенденция и перекос сохранятся, то ни к чему хорошему это не приведет. Заявления, что товары для потребителей подорожают на 10−15 процентов, если ограничить платформы в скидках, не совсем соответствуют действительности. Потому что покупатель в конечном счете выиграет от добросовестной конкуренции. Это что касается товарного рынка. А что касается финансового рынка, здесь должны быть все условия для равноправного участия. Я считаю, что может быть такой вариант, что банковскому сектору стоит интегрироваться в экосистему маркетплейсов. Даже если посмотреть на мировой опыт: например, Amazon и другие крупные игроки не имеют своих финансовых структур.
Дана Малкина — экономист, основатель школы менеджеров на маркетплейсах Wildmanager:
— Ничего нового на самом деле нет. Понятно, что банки хотят защитить свои собственные маркетплейсы, свою экосистему, увеличить долю рынка. А запрет скидок [при покупке] картами маркетплейсов, конечно же, этому поспособствует — увеличит как доход от своих маркетплейсов, так и доходы за комиссии от транзакций. Но я за то, чтобы все прислушивались не только к маркетплейсам и банкам. Есть же еще селлеры и покупатели. Что будет, если продвинут эту программу? У маркетплейсов, естественно, [произойдет] снижение объемов продаж. Для покупателей там не будет хороших цен, скидок, поэтому они будут покупать меньше. У селлеров также снизятся доходы, и увеличится конкуренции среди продавцов. То есть не очень хорошо для тех, кто торгует и покупает на маркетплейсах. Потому что замены Wildberries и Ozon, я считаю, пока нет.
Я давно думаю о том, что должно вмешаться государственное регулирование и разработать какие-то, возможно, нормативные акты, которые будут регулировать не только нормы банков, маркетплейсов, скидок, можно ли пользоваться картами маркетплейсов или нельзя, а еще какие-то программы для селлеров и покупателей. Страдаем в конечном итоге мы. Поэтому я в ожидании. Возможные выходы из этой ситуации — какие-то нормативные акты, которые все это будут регулировать. Стопроцентно [маркетплейсы могут сохранить выгодные условия для покупателей]. Они гибкие, подстраиваются под мир, и внедрить какие-то другие акции, например, накопление баллов и прочие фишки, программы лояльности они смогут.
Айрат Ахметзянов — президент бизнес-клуба поставщиков маркетплейсов ECOMCLUB, председатель ассоциации предприятий электронной торговли:
— Я считаю, что действительно рыночное отношение самое правильное. Все игроки должны быть равны. Привилегии, которые дают маркетплейсам, в конечном итоге уже привели к тому, что образовалась определенная олигополия Wildberries и Ozon. Потихоньку крупные игроки начинают отжимать рынок, диктовать свои условия. А это не выгодно никому. Во-первых, у них очень дорогие тарифы стали для селлеров. Во-вторых, они максимально пользуются своими привилегиями, льготами, чтобы максимизировать свою прибыль.
Чтобы ситуацию решить, нужно им выставить такие же стандартные условия, как и у любого бизнеса, чтобы они платили на равных. По крайней мере, это будет справедливо в отношении как игроков малого, среднего бизнеса, которые занимаются продажами на маркетплейсах, так и крупных игроков. Тем более в нынешней непростой ситуации, когда в государстве есть огромный дефицит бюджета, подобные излишества немножко неуместны. Я на стороне в данном случае государства и банков. Антимонопольщики куда смотрят? Реально ведь два сильных игрока фактически контролируют 80 процентов всего рынка e-com. Это ведь нездоровая ситуация. Почему весь мир говорит, что так нельзя? Потому что по причине этого происходит ситуация, когда они начинают диктовать свои условия нерыночные. Это приводит к росту тарифов для всех.
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.