«Районные моллы, встроенные в жилую застройку и ориентированные на ежедневный спрос, останутся устойчивыми, а крупноформатные объекты, подпадающие под повышенный налог, столкнутся с необходимостью глубоких реконструкций», — такой диагноз ставит региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. Обстановка на рынке ТЦ Казани усложняется давно, но сегодня дело дошло почти до ручки: национальный совет торговых центров написал в адрес властей Татарстана письмо с просьбой поддержать отрасль. Сами ТЦ в проблемах не признаются, но обновляют кинотеатры, запускают «пэпэшное» кафе от казанского инфлюенсера и украшают себя 200 тыс. воздушных шаров. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Повышение налога до 2,5% в сочетании с ростом налога на прибыль и снижением необлагаемого порога по НДС приведет к тому, что девелоперы и собственники будут вынуждены работать «на выживание»
Торговые центры просят помощи у раиса РТ. Но не признаются в этом
«Создалась ситуация, в которой растущая налоговая нагрузка и отсутствие компенсирующих мер поддержки определяют существенные риски для устойчивого развития сектора [торговых центров] в 2026 году». Такое обращение в адрес руководства Татарстана 1 ноября 2025-го отправил национальный совет торговых центров — одно из старейших общероссийских объединений специалистов торговой недвижимости, в которое входит более сотни организаций по всей стране. Документ, подписанный председателем совета Олегом Войцеховским (есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»), фиксирует целый ряд проблем:
- рост налога на прибыль с 20 до 25% (с 1 января 2025 года);
- уменьшение процента арендаторов, осуществляющих торговлю (и приносящих торговому центру наибольший арендный доход);
- высокий процент по кредитам;
- снижение порога оборота, не облагаемого налогами, для бизнеса, работающего на УСН, с 60 млн до 10 млн рублей (с 1 января 2026 года), что приведет к дополнительному росту цен на товары и услуги для населения, а также повысит стоимость эксплуатации объектов торговой недвижимости;
- в Татарстане с 2026 года налоговый коэффициент для торговых центров и комплексов кадастровой стоимостью свыше 300 млн рублей составит 2,5% (сейчас 2%). Под такую меру подпадают большинство качественных торговых центров региона.
Налоговые изменения ставят многих «в патовую ситуацию», пояснил «БИЗНЕС Online» Войцеховский. «У владельцев ТЦ нет возможности самостоятельно выплачивать повышенный налог, не жертвуя маржинальностью проектов, поэтому суммы увеличения налога на недвижимое имущество будут также включены в арендные платежи. Сейчас комплексы и так стоят перед вызовом. Добавляется важная социальная функция общественных центров — появляются площадки для лекций, мастер-классов, массовых мероприятий, коворкинги, точки презентации города для туристов. Такая перестройка — дорогостоящий процесс, и ни одно предприятие социальной направленности не может выжить без поддержки властей», — пояснил он.
Налоги-2026: интенсив для собственников, финдиректоров и главбухов. Ответы на все вопросы за один день!
Реклама. ООО «АФ «Палладиум». erid: 2SDnjeSZpMu 18+
Поддерживать РСТЦ просит по нескольким направлениям. Первое — вдвое снизить на 2026 год ставки налога на имущество для площадей, занятых неторговыми операторами — культурными, спортивными, образовательными, медицинскими, государственными проектами. И субсидировать перестройку площадей под такие неторговые форматы. Или зоны локальной продукции.
Второе — применить пониженный коэффициент к площадям, арендуемым продавцами продукции, произведенной в Татарстане (под них тоже перестройку хорошо бы компенсировать — по примеру московской практики, где гранты привязаны к сумме ранее уплаченных налогов). А локальным брендам и производителям предлагается компенсировать стартовые расходы на открытие магазинов и создание сетей сбыта.
Примечательно, что все казанские торговые центры в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» отказались комментировать это обращение. Зато управляющие охотно рассказывают о новых открытиях, приросте посетителей год к году и прочих успехах. Независимые исследования в этом плане более осторожны.
Так, по данным аналитической компании Perfect Red, в последнем квартале 2025 года вакантность торговых площадей выросла с 6 до 7%. А mall Index казанских ТЦ (отражающий количество посетителей на 1 тыс. кв. м), по подсчетам Focus Technologies, по итогам января – октября 2025-го снизился на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Магазины категории фешен и вовсе показали среднее снижение посещаемости на 7%.
По словам Михаила Васильева, руководителя направления исследований и консалтинга Focus Technologies, потребительское поведение становится рациональнее. Покупатели стали осведомленными: чаще изучают рынок онлайн, читают отзывы и отслеживают скидки перед принятием решения. Импульсные покупки существенно сокращаются, особенно в крупных категориях товаров. На этом фоне, продолжает спикер, лучше себя чувствуют недорогие товары и сегменты с меньшей конкуренцией онлайн, например общепит. В то же время в дорогих и технологически сложных категориях розница сохраняет ключевые позиции.
Если кратко характеризовать не только локальный рынок Казани, а текущий этап развития индустрии в целом, то, по словам Васильева, число посетителей сократилось, зато конверсия выросла, аудитория стала старше и более целевая.
Стильный книжный «Читай-город» разместился в «МЕГЕ» на объединенных площадях бывших магазинов Nike и Аdidas
«МЕГА»: новый парк приключений на 3,5 тыс. «квадратов» и копия люкс-духов
Главное событие в «МЕГЕ» — смена управляющей компании. Газпромбанк продал свою долю в торговых центрах УК «Велес менеджмент»: по данным источника ТАСС, сумма сделки составила 300 млрд рублей. Как это отразится на казанском ТЦ, еще предстоит узнать, никаких заявлений в связи с этим команда не делает.
По данным пресс-службы «МЕГИ», на сегодняшний день вакантно около 6,5% арендопригодных площадей. Под конец года в ТЦ наблюдается незначительное увеличение посещаемости — на 2% по итогам октября, если смотреть год к году. Обновления в рядах арендаторов в последние три месяца были довольно точечными.
Самое заметное — объединенные площади бывших магазинов Nike и Аdidas занял стильный «Читай-город». Книжный в современном формате пришел сразу в несколько казанских ТЦ, что не может не радовать — столица РТ в последнее время не избалована качественными магазинами такого рода.
Еще открылся магазин итальянского спортивного бренда Kappa, усилив направление спортивного ретейла, которое постепенно возвращается после ухода иностранных игроков.
На месте ювелирного магазина открылся Pouvoir Dans le Parfum — здесь воссоздают ароматы по нотам. Концепция проста: идентичные люксовым духи собирают по формуле, но продают в разы дешевле. По словам консультанта, ассортимент пока не полный, хотя самые «хайповые» позиции уже можно протестировать. На вопрос, есть ли аналоги ультрамодных ароматов Louis Vuitton — тех самых, что стоят под 70 тыс. за флакон, — продавец улыбнулась: «Ну почему сразу за 70? У нас…» — на секунду замолчала, повернулась к полке с похожим флаконом и добавила: «У нас такие — за 4,5 тысячи». «Ароматное крыло» центра пополнил корнер Gala Parfums.
В «люксовой» части центра открылся очередной Surf Coffee (скоро в Казани будет проще посчитать места, где его нет), а рядом с Stockmann разместили четыре массажных кресла Yamaguchi, видимо, чтобы мужчины могли отдохнуть, пока женщины шопятся.
Открылся магазин спортивных часов Watch Sport Garmin, а детский Foot Control переехал в помещение Original Marines. Мужская часть Intimissimi теперь с приставкой Iuman — это ребрендинг мужской линии Intimissimi Uomo, который Calzedonia Group начала вводить с 2024 года. В числе масштабных перезапусков — Pierre Cardin, вернувшийся после обновления, и увеличенная «Снежная королева», занимающая почти вдвое больше площади.
Комплекс покинул единственный в городе магазин Mango
На фуд-корте появились чайная Hi Boba, анонсирована кофейня Coffee Teen, а Sofra Kebab готовится перезапуститься в новом формате. Из развлечений на цокольном этаже — открылся VR Car: небольшая зона с аттракционами виртуальной реальности прямо под эскалаторами.
Ближе к территории бывшей IKEA часть ТЦ, которую можно назвать «спящей», понесла потери: «по техническим причинам» закрылся Collection by Vsesmart, который открылся в мае, и все никак не запустится Kuppersberg. Ситуацию спасает только новый просторный салон связи Tele2, хотя слева от него помещение тоже пустует.
Среди других закрытий квартала — бижутерия Lady Collection, магазин посуды и бытовой техники Williams Oliver, а также обувной ретейлер Ralf Ringer. К структуре последнего — ООО «Ральф Рингер продакшн» — подан иск на 1,28 млрд рублей. «Мы анализируем потребности наших гостей и стремимся предлагать наиболее востребованные бренды и концепции», — прокомментировали в пресс-службе ТЦ закрытия магазинов.
Комплекс покинул единственный в городе магазин Mango. На его место уже в декабре переедет Zarina — бренд, который и сейчас представлен в «МЕГЕ» в небольшом устаревшем формате, но новый магазин будет значительно просторнее и современнее, с мужской линией одежды. То же самое произойдет с Sela — бренд уже есть в «МЕГЕ», но скоро переедет на место lady & gentleman Street. Основной магазин lady & gentleman, расположенный в премиальной зоне ТЦ, останется на месте. После переезда площадь Sela увеличится с 358 до 1 165 кв. метров.
На место магазина Mango уже в декабре переедет Zarina
Главный проект на подходе — фитнес-клуб DDX Fitness, благодаря которому оживет территория ушедшего гипермаркета OBI. Подготовка идет активно: на огромном экране фуд-корта уже разыгрывают абонементы, подогревая интерес к будущему открытию. «Сейчас идет активная подготовка к открытию DDX Fitness площадью почти 2,9 тысячи квадратных метров. Планируется, что работа новой площадки будет запущена до конца 2025 года», — рассказали в пресс-службе комплекса.
Кроме того, в «МЕГЕ» появится новое место для семейного досуга — федеральная сеть парков приключений «Мисти парк». Центр площадью 3,5 тыс. кв. м тоже разместится на месте бывшего OBI, рядом с фитнесом. Он станет, заявляют в пресс-службе, крупнейшим семейным развлекательным пространством Казани. В парке объединят зиплайн, скалодромы, батутные и тюбинговые зоны, лабиринты, горки, пневмокомплекс для командных игр, интерактивный фиджитал-холл, а также ресторан и 8 банкетных домиков. Открытие запланировано на весну.
В KazanMall появился корнер Glace с пуховиками для юных модников, а у Gulliver теперь Game Park — магазин со множеством игр для приставок
KazanMall: обновления в детском сегменте и «пэпэшные» сладости
В KazanMall царит привычная стабильность. «В настоящий момент заполняемость торгового центра составляет 99,9 процента», — заявляет Ильдар Кагиров, директор по развитию UD Group. На первом этаже в основном без резких перемен. А вот в зонах у гипермаркета «Лента» идет постоянная ротация островков: закрылся яркий корнер с мармеладом «ЖуйКолдуй», вместо турецких сладостей теперь украшения Chul из натуральных камней, а по соседству — офис продаж Fitness House.
На втором этаже KazanMall явные обновления в детском сегменте: вместо Button Blue теперь Choupette с одеждой для мальчиков и девочек от 0 до 15 лет. Комплект на выписку российского производства обойдется в 4,8 тыс. рублей, а пиджак-смокинг с атласным лацканом на мальчика 15 лет — в 12,5 тыс. рублей. Рядом — корнер Glace с пуховиками для юных модников, а у Gulliver теперь Game Park — магазин со множеством игр для приставок.
Во взрослом фешен-сегменте появился уфимский бренд Tres, занявший место магазина нижнего белья и домашней одежды Deseo. Цены в Tres с замахом на сегмент выше среднего: свитер из шерсти — почти 16 тыс., кардиган из альпаки — около 18 тыс., хлопковый спортивный костюм, даже не утепленный, — 20,8 тыс. рублей. Появился спрос на «тихий люкс»?..
Перешел в офлайн-формат казанский интернет-магазин Lerella, воспевающий простоту и элегантность в дизайне и итальянских тканях. В ближайшее время в KazanMall планируется запуск SuperStep и Lacoste в расширенном формате.
Во взрослом фешен-сегменте появился уфимский бренд Tres, занявший место магазина нижнего белья Deseo — бренда белья и домашней одежды
Гастрономический кластер тоже развивается: на месте не самого востребованного кафе Grevy откроется Easy Meals от инфлюенсера Татьяны Захаровой — кафе правильного питания с десертами без сахара и глютена. Локация в ТЦ станет третьей точкой в городе. Компанию стабильных арендаторов на фуд-корте дополнило четвертое в городе кафе с узбекским стритфудом Numi Шахобиддина Мухутдинова.
На цокольном этаже «Арт центра» появилось крошечное ателье Sewforyou, которое, несмотря на небольшой формат, обеспечивает стабильный трафик и высокую лояльность локальной аудитории
«Арт центр»: первые потери и большой «Читай-город»
В «Арт центре» обновлений немного, но они затронули все этажи. На цокольном появилось крошечное ателье Sewforyou, которое, несмотря на небольшой формат, обеспечивает стабильный трафик и высокую лояльность локальной аудитории. На первом этаже открылась выставка артиллерийского училища им. Чистякова — такие экспозиции становятся новым трендом в казанских ТЦ, превращая торговые пространства в площадки для визуальных впечатлений и заполняя паузы между покупками.
Зато арена виртуальной реальности War Space на втором этаже прекратила работу: сотрудники сообщили, что она закрылась пару недель назад и информации о переоткрытии площадки в другом ТЦ пока нет. «По помещению War Space в данный момент идут переговоры, есть несколько претендентов с разными форматами», — говорит спикер.
Там же, на втором этаже, появился большой «Читай-город», и теперь здесь вакантно лишь одно место. Фуд-корт остается одним из самых оживленных в городе: вечером здесь многолюдно, молодежь отдыхает с напитками и закусками.
Среди потерь: магазин женского белья бренда Even Lover, но, по словам директора по развитию UD Group, на это место вскоре заедет новый магазин с такой же категорией товаров — My buys.
По словам директора дивизиона «Многофункциональные комплексы» UD Group Ильдара Кагирова, посещаемость «Арт центра» в октябре выросла на 7,8% по сравнению с маем этого года, а вакансия на сегодня составляет 3%. До конца года здесь откроется лаундж-бар DUNE, а зимой — первая в Казани кофейня Drinkit, сетевая точка нового формата с упором на мобильные заказы и минимизацию очередей; при покупке франшизы на сайте обещают среднемесячную чистую прибыль около 780 тыс. рублей. Кроме того, в стадии проектирования находится магазин спортивной одежды и обуви.
На первом этаже «Тандема» появился корнер Tele2
«Тандем»: закрытие боулинга и AirPods за 100 рублей
Обновлений в «Тандеме» немного. На первом этаже появился корнер Tele2 и мужской Intimissimi с приставкой Iuman. По-прежнему пустует площадь возле Ecco и L’Occitane, а также напротив салона матрасов Askona. Второй этаж — без изменений. На третьем — бросается в глаза магазин «Шурум-Бурум», облицевавший стены внутри бюджетным женским и мужским нижним бельем и носками. Их здесь, кстати, можно купить даже за 29 рублей.
В развлекательной части печальные новости: закрылся боулинг-центр «Притяжение».
На третьем этаже открылся магазин «Шурум-Бурум», там продают бюджетное женское и мужское нижнее белье, пижамы, футболки
Рядом с фуд-кортом поставили игровой автомат в стиле милитари, в котором за 100 рублей можно выиграть адаптер или наушники по типу AirPods. Если повезет, момент можно запечатлеть в фотобудке Photobox.
На первом этаже «Южного» появился офис турагентства FunSun
«Южный»: обновленный «Киномакс» и американские «кукисы»
На первом этаже «Южного» появился офис турагентства FunSun — ярко-желтая комнатка с двумя рабочими столами, кулером и горчичным креслом для потенциальных туристов. Он занял место магазина орехов, пахлавы и восточных сладостей.
Правее открылся индийский ярмарочный уголок на месте магазина мебели Divan Boss: ковры, чемоданы, аксессуары из бисера создают легкое чувство дежавю и напоминают ТЦ «Кольцо». Во втором крыле комплекса — прилавок с пирамидой бордовых гранатов и продавцом в клетчатой рубашке, кепке и фартуке под цвет фруктов, зовущим на стакан свежего сока.
К зиме готовится к открытию новый магазин верхней одежды Morozova. Для любителей ароматов запустился Alfa Parfums — духи на распив, свечи по 650 рублей и диффузоры по 990 рублей. Рядом останется свободное помещение, где недавно проходила выставка пауков. Обновился салон связи «Летай».
К зиме готовится к открытию новый магазин верхней одежды Morozova
Под лестницей на первом этаже заработала кофейня Zunilabs с американскими печеньками с карамельными, шоколадными и ягодными начинками. Это вторая точка сети, первая находится на Калинина. На втором этаже готовится к открытию «Крошка Картошка».
По количеству корнеров со своеобразным содержанием «Южный» снова впереди: рядом с относительно новым итальянским рестораном открылась студия 3D-печати Two Days, где можно купить, например, напечатанного динозаврика.
На месте бывшей бабл-чайной у VR-зоны заработала юбилейная, 10-я в Казани точка роллов Yokoso, а на месте Oldos Kids открылся детский магазин бренда «Карамелли», существующего с 2009 года. Школьная блузка и брюки для девочки стоят около 3,7 тыс. рублей. Также появился демократичный шоурум «Шурум-Бурум». Из крупных новостей — кинотеатр после ремонта открылся в новом формате «Киномакс-NEO». Запрос «БИЗНЕС Online» о вакансии, динамике посещаемости и планах «Южного» в пресс-службе проигнорировали.
В «Парк Хаусе» Новый год уже начался, у главного входа рабочие собирают главную елку — высокую и нарядную
«Парк Хаус»: шоурум с чемоданами и кресла с «позвоночником»
В «Парк Хаусе» Новый год уже начался — ни один другой ТЦ Казани пока так не старается создать атмосферу праздника. В торговом центре уже поставили елки и пять огромных драконов из 200 тыс. воздушных шаров.
С открытиями тут получше: на первом этаже напротив Gloria Jeans открылся магазин джинсовой одежды Colin’s. Он заменил собой бренд женской одежды и аксессуаров Vilet.
Открылся магазин инновационных компьютерных кресел с «позвоночником» Metta, в компании уверяют, что они разработаны «для максимального комфорта, безопасности и увеличения продуктивности». Ценовой разброс — от 30 тыс. до 100 тыс. рублей. Metta вытеснила магазин матрасов Beyosa — немецкий бренд товаров для сна, входящий в группу компании «Аскона», точка которой находится по соседству.
В конце августа открылся Peak Gear — магазин спортивной одежды и обуви. Цены на «джорданы» стартуют от 10–11 тыс. рублей, а на беговые модели — от 6,7 тыс. рублей. Рядом с Билайном осела фотостудия «Тандем», а ювелирка «Наше золото» сменила ярко-красный фирменный цвет на золотой после ремонта.
Внутри ТЦ внимание сразу привлекают пять огромных драконов, которые, по данным ТЦ, состоят из 200 тыс. воздушных шаров
На фуд-корте практически нет изменений, кроме того что по соседству с «Вкусно — и точка» открылось кафе тайской кухни Siam Bangkok. Сейчас три точки работают в Москве, в меню, помимо том-яма и том-кха, — клейкий рис с манго или кокосом, рыба в манговом соусе и тропические тайские чаи. Открылся большой пастельно-розовый островок американских печенек Rumble Cookie. Это вторая точка сети, первая находится в «МЕГЕ». В ассортименте — модное американское печенье с разными начинками.
К декабрьскому открытию готовится магазин мужской одежды Henderson. Вместо корейской косметики и игрушек YOKO откроется шоурум сумок и чемоданов Francesco Molinary. Напротив «Ашана» — «Шурум-Бурум», а на втором этаже запустят новый бренд одежды для детей и подростков.
Постепенно начинает вырисовываться, каким станет «Кольцо» после реконструкции
«Кольцо»: обновленный фуд-корт и спорт-зал с хаммамом
Постепенно начинает вырисовываться, каким станет «Кольцо» после реконструкции. Пока реновация торгового центра продолжается, арендаторы активно проводят собственные ремонтные работы, обновляя и модернизируя свои пространства. Сейчас, по данным пресс-службы ТЦ, 50% комплекса занимают магазины, 25% — рестораны и фуд-корт, оставшиеся 25% — развлечения и фитнес. За минувшие несколько месяцев у «Кольца» появилось 12 новых договоров с известными ретейлерами.
Zarina и Henderson расширят свои магазины, а магазины одежды O’Stin, Веаree, оператор Tele2, обувной магазин Monro, Sela и Serginnetti готовятся представить свои магазины в новом, современном формате. Уже обновился «Читай-город», теперь там появилось уютное пространство, где можно почитать книгу, и «Лэтуаль». В части еды тоже есть перемены: обновили Rostic's, кафе Gagawa и «Барбекю». На обновленном же фуд-корте в ближайшее время заработают «Крошка Картошка», «Блинбери», «Суши Весла» и бабл-чаи MetTea.
Обновленный фуд-корт
Значительная часть ТЦ вскоре будет отведена под будущий фитнес-центр Spirit Fitness, в котором обещают разместить 150 тренажеров и спа-зону с сауной и хаммамом. Его открытие планируют на начало следующего года.
Ряд брендов, говорит Нармина Гатауллина, руководителя пресс-службы ТЦ, покинули комплекс, отказавшись инвестировать в ремонт здания. Среди них: «Рив Гош», Francesco Donni, «Пан Чемодан», oodji, Ralf Ringer, Kiku, My Box и «Шоколадница».
На втором этаже ТЦ XL открылся Quiksilver — это, как заявляет о себе магазин, «одежда для поклонников активного образа жизни»
XL: парк виртуальный реальности и обновленная «Снежная королева»
Для этого ТЦ перемен оказалось неожиданно много. На втором этаже открылся бренд спортивной одежды Quiksilver, где есть и классика середины 2000-х вроде DC Shoes.
Площади ушедшего зимой Incity заняла… «Нереальность» — парк виртуальной реальности, куда зазывают яркие баннеры с надписью «Крутой день рождения со скидкой 40%» и ребенком с огромным тортом. Рядом обновили интерьер в «Снежной королеве».
Магазин «Мажор» сменил локацию — теперь он ближе к новому фитнесу, а его старое место ждет нового арендатора. «Четыре сезона» тоже «похорошели»: угрюмо черный вход уступил место теплой отделке под дерево, и магазин сразу стал выглядеть уютнее. Без магазина «Шурум-Бурум», конечно, не обошлось — бюджетный формат прописался и здесь. А завершает список апдейтов последний этаж, где появились четыре новых игровых автомата.
На витрине ГУМа — обещание перемен: «Скоро здесь будет флагман красоты»
ГУМ: новый флагман красоты и распив ароматов Byredo
В ГУМе обновления заметны уже у главного входа. На витрине — обещание перемен: «Скоро здесь будет флагман красоты», — гласит надпись, анонсируя запуск обновленного «Магнит Косметик». «Откроемся после ремонта, не переживайте!» — добавляют сотрудники, обращаясь к своим постоянным покупателям, привыкшим к этому месту.
Как и любой уважающий себя торговый центр, ГУМ не остался без обязательного атрибута последних лет — островка с ароматами на распив. Lili Parfum, расположенный на втором этаже, предлагает покупателям миллилитры избранных духов в формате «дорого-богато» — в заметных издали ярко-золотых флаконах. А по соседству выстроилась коллекция оригинальных ароматов Byredo, каждый из которых стоит до 45 тыс. за флакон. Все они буквально залиты ярким искусственным светом, от которого вздрогнул бы любой парфюмер — на свету ароматы быстро теряют качество. Но чегоо ни сделаешь ради привлечения клиента…
С этого же этажа недавно съехал Klaid — магазин классических мужских костюмов по демократичным ценам. Любители бренда могут не расстраиваться: приобрести любимые модели все еще можно в ТЦ «Порт» на Оренбургском тракте.
Не удержался и салон связи Premium Store, располагавшийся на третьем этаже. Его помещение пока остается вакантным — одно из 6 свободных пространств в ГУМе на сегодняшний день. На четвертом этаже — тоже серьезная потеря: закрылась точка сети салонов красоты Saxar. Зато на ее месте теперь появилась гончарная студия, где проводят мастер-классы по керамике и приглашают посетителей попробовать себя в ремесле.
Среднее время пребывания в ТЦ падает, спасайтесь сервисом и непрофильным сегментом
Тренд очевиден: чтобы удерживать посетителей, ТЦ нужно превращать не только в место для покупок, но и в пространство для досуга и эмоций. Подтверждение тому — планируемая реконструкция третьего этажа в, казалось бы, не самом популярном ТЦ — «Франт», где объединят фуд-корт и отдельные рестораны в единое пространство.
По словам регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, объекты с развитой досуговой и гастрономической составляющей демонстрируют лучшую посещаемость. В Казани это подтверждает практика: среднее время пребывания в ТЦ падает до 1–1,5 часа, но площадки с фуд-холлами, детскими зонами и фитнесом удерживают аудиторию и повышают ее лояльность. «ТЦ должны развивать клиентский опыт, привлекая и удерживая посетителей: в сети „Золотое яблоко“ появились AR-зеркала для виртуальной примерки макияжа, а Sela запустила умные зеркала в ТЦ „Метрополис“, подбирающие образы на основе предпочтений», — отмечает Хакбердиева.
Появляется и новая тенденция: выход в непрофильные сегменты. Так, «Читай-город — Буквоед» начал продавать косметику, а Lime открыл кафе, где напитки и десерты перекликаются с коллекциями одежды.
Впрочем, генеральный директор компании A-Development Владимир Шайхиев полагает, что, когда девелоперы начинают рассматривать несвойственные себе форматы — вроде банного комплекса (который пыталась приземлить «МЕГА») или распредцентра «Почты России», — это тревожный сигнал. «ЦУМ в свое время тоже рассматривал разные реконцепции — мусульманский квартал, фуд-молл, дисконтный центр — до того как ушел…» — рассуждает он. Тем не менее торговые центры, по его мнению, в чистом виде уже не очень интересны посетителям, так что они будут вынуждены обновляться концептуально, как сейчас пробует делать ТЦ «Кольцо».
«Увеличения кадастровых стоимостей — это колоссальная цифра, рынок в целом не готов к повышению арендных ставок. Спада как такового пока нет, но и увеличения… Грустно достаточно. Торговым центрам становится все тяжелее и тяжелее», — подчеркивает он.
Повышение налога до 2,5% в сочетании с ростом налога на прибыль и снижением необлагаемого порога по НДС приведет к тому, что девелоперы и собственники будут вынуждены работать «на выживание», подтверждает Хакбердиева. «Реализация новых проектов будет откладываться, акцент сместится на редевелопмент, а торговые центры трансформируются в многофункциональные пространства, — прогнозирует она. — Большинство собственников понимают, что пустое помещение — это убыток, потому будут искать арендаторов, договариваться о ставках. Сложившаяся ситуация станет вызовом как для девелоперов, так и для арендаторов, которым предстоит найти золотую середину».
Прогноз на 2026 год у Хакбердиевой сдержанно-реалистичный: районные моллы, встроенные в жилую застройку и ориентированные на ежедневный спрос, останутся устойчивыми, а крупноформатные объекты, подпадающие под повышенный налог, столкнутся с необходимостью глубоких реконструкций. «Проекты, которые сумеют адаптироваться к новым потребностям посетителей, останутся востребованными», — резюмирует она.
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.