«Мы будем стремиться участвовать в программах поддержки, но одновременно окажемся и плательщиками этого сбора. Потому на первых порах для нас будут определенные потери. Насколько их компенсирует попадание в программы, сказать пока трудно», — размышляет председатель совета директоров группы компаний ICL Виктор Дьячков. Новый технологический сбор, который власти введут для поддержки радио- и микроэлектроники, с большой долей вероятности, заработает уже в сентябре, но пока параметры его неясны: ни кто должен платить, ни на сколько придется раскошеливаться. Зато есть референс — автомобильный утильсбор и опасения игроков, что придется поднимать цены на продукцию. Подробнее о новом механизме — в материале «БИЗНЕС Online».
С 1 сентября 2026 года в России будет введен технологический сбор для импортеров и производителей в критически важных отраслях, включая радиоэлектронику и микроэлектронику
На производителей наложат новый сбор
Неделя началась с новостей о надвигающемся «технологическом сборе» для промышленной продукции. Как сообщили источники «Ведомостей», соответствующие поправки в закон о промышленной политике разработал минпромторг, а минфин уже внес проект на рассмотрение правительства 6 ноября. Если их примут, то новые правила начнут действовать 1 сентября 2026 года. Деньги от технологического сбора пойдут на финансовое обеспечение предприятий в сфере радио- и микроэлектроники, говорят собеседники издания, но не раскрывают размер суммы, которую власти намерены собрать.
Пока подробных деталей, как будет работать схема сбора, нет, но известно, что платить будут изготовители продукции в тех областях, где доля отечественных производителей невысока. При этом плательщиками нового сбора будут как импортеры, так и внутренние производители — вне зависимости от степени локализации.
Перечень видов продукции, на которую распространится технологический сбор, правительство будет утверждать поэтапно — в течение нескольких лет список постепенно расширится, пишет издание. Но на первом этапе, говорят собеседники, сбор коснется только готовой продукции. Для каждой единицы продукции ставка будет определяться отдельно в зависимости от ее стоимости. Максимальная фиксированная ставка для самой дорогой единицы продукции не превысит 5 тыс. рублей. Администратором технологического сбора выступит минпромторг, оператора сбора еще предстоит определить.
В сентябре на завод ICL приезжал Антон Алиханов и уже тогда говорил, что защита внутреннего рынка будет запущена в самое ближайшее время
Диссонанс: получатели поддержки окажутся одновременно и плательщиками налога
«Работу по защите внутреннего рынка российские компании начали давно. КАМАЗ был одним из инициаторов введения утильсбора, в области электроники такие разговоры тоже активно шли — и минпромторг обобщил все идеи в виде соответствующих поправок в закон о промышленной политике. Чтобы усилить процессы импортозамещения, нужны средства для поддержки российских производителей, в первую очередь в области электроники. Предполагается, что это будут такие же таможенные сборы, которые направят в специальный фонд, откуда выделят средства для конкретных программ конкретных компаний или групп компаний», — подчеркивает председатель совета директоров группы компаний ICL Виктор Дьячков. В сентябре на его завод приезжал министр промышленности РФ Антон Алиханов и уже тогда говорил, что соответствующая инициатива будет запущена в самое ближайшее время.
По словам главного производителя электроники в республики, в какой мере все это поможет развиваться заводу, пока до конца неясно. Одна из последних эффективных программ господдержки была в 2022–2023 годах в виде льготы для производителей компьютерного оборудования на закупку комплектующих через компенсацию процентной ставки. Кредитные соглашения с банками тогда пересчитывались под 5%. Но уже 2024 году этой поддержки практически не было, а в 2025-м производители на нее не рассчитывают вовсе.
«Если в такой форме поддержка возобновится, это будет позитивно для отрасли. Мы будем стремиться участвовать в программах — с учетом того, что наш завод — системообразующий в масштабах России. — рассуждает Дьячков, но есть нюанс: — Одновременно мы окажемся и плательщиками налога. Поэтому на первых порах для нас будут определенные потери. Насколько их компенсирует попадание в программы поддержки, сказать пока трудно, но все идет к тому, что правительство намерено поддерживать отечественного производителя. Здесь виден определенный диссонанс, но все компании, которые работают в этой отрасли, постараются участвовать в программе поддержки, чтобы получить дополнительный импульс к собственному развитию, увеличению доли на рынке технологического оборудования, расширению производственных линий. Но, как этот механизм будет работать в реальности, покажет время».
«Задумка хорошая. Если с помощью таких мер удастся собрать миллиарды, то, наверное, это поможет. Как все будет реализовано — это основной вопрос. У нас всегда идея-то хорошая, а вот реализация…» — заочно соглашается с Дьячковым генеральный директор ОАО «Электроприбор» Павел Шацких. На заводе практически не используется импортная элементная база, за исключением отдельных комплектующих, которые просто не производятся в России.
По его мнению, на потребителе нововведение скажется отрицательно, поскольку приведет к росту цен. «Пока непонятно, какие товарные группы будут облагаться налогом. То, что максимальный размер сбора не превысит 5 тысяч рублей на единицу продукции, — это хорошо, но тогда что будет базовой стоимостью? Также непонятно, насколько будет эффективно организовано распределение собранных средств. Это будет адресная поддержка, поддержка каких-то программ?» — размышляет он.
По словам Шацких, у глобальных компаний качественный эффект достигается масштабами. Например, у Nvidia, компании с мировым именем, где сосредоточена мировая наука без границ, где создается глобальный продукт для глобального рынка, ценообразование становится эффективным только при объемах производства в миллиарды единиц продукции. «Насколько наш рынок в Российской Федерации соответствует таким критериям при том, что это будет создаваться с нуля и не будет никуда экспортироваться, а использоваться только на нашей территории? Это достаточно странный подход», — считает он.
Мера необходима для достижения целей технологического суверенитета в условиях изоляции РФ от глобальной экономики
Вдохновляясь утильсбором
Министр промышленности и торговли Алиханов анонсировал подготовку введения промышленного сбора для ключевых отраслей по образцу утильсбора еще летом на правительственном часе в Совете Федерации. Сообщалось, что промсбор планируется ввести, в частности, в радиоэлектронной промышленности и микроэлектронике. Собранные средства направят в специальные фонды для поддержки этих же секторов.
Ключевой для понимания новой инициативы стала аналогия с утильсбором, который Алиханов назвал успешным «защитным механизмом российского рынка». Утильсбор появился в 2012 году после вступления России в ВТО, изначально его платили только импортеры автомобилей, компенсируя снижение ввозных пошлин. После жалоб других стран в ВТО механизм скорректировали: сбор распространили и на российские предприятия, но отечественным компаниям стали выплачивать субсидии, сопоставимые с размером платежа.
В конце мая 2024 года на выездном заседании Совета Федерации президент АвтоВАЗа Максим Соколов и гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин вдвоем упрашивали законодателей повысить утильсбор и ввести ежегодную индексацию. «Без этого мы никак не обойдемся. Серийность заводов в Китае большая, и победить их невозможно, если не будет защиты рынка», — подчеркивал руководитель челнинского завода. И власти услышали. С 1 октября прошлого года начала действовать новая долгосрочная шкала индексации утилизационного сбора до 2030 года для машин.
Именно эта модель легла в основу промсбора. Министр объяснил необходимость нового инструмента «серьезными рисками по демпингу со стороны различных стран» при поставках электроники в Россию.
Глава минпромторга также заверил сенаторов, что введение сбора не окажет «существенного влияния на конечную стоимость промышленной продукции»: по расчетам ведомства, влияние оценивается «в процент от стоимости продукта». По его словам, сбор будет распространяться, возможно, не только на электронику. Кроме этого, сборы могут носить «и срочный характер, иметь ограниченное по времени действие, имея в виду целевой характер реализации конкретных мероприятий».
Сейчас господдержка разработчиков электроники осуществляется через субсидии по постановлениям правительства №109 (2016 год) и №1252 (2021 год). Первое возмещает часть затрат на создание технологий для приоритетных электронных компонентов, второе — на разработку электронно-компонентной базы и модулей.
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.