Минпромторг принял решение перенести введение новых правил утильсбора до 1 декабря. Соответствующий проект внесли в правительство Минпромторг принял решение перенести введение новых правил утильсбора до 1 декабря. Соответствующий проект внесли в правительство Фото: © Svetlana Vozmilova / Global Look Press / www.globallookpress.com

Новый утильсбор отложили до 1 декабря

Российский авторынок сегодня утром слегка выдохнул. Власти откладывают до 1 декабря 2025 года новые правила утилизационного сбора. Изначально их планировали ввести с 1 ноября, но кабмин РФ в ответ на обращения деловых организаций пообещал месячную отсрочку. В середине октября об отсрочке сказал первый вице-премьер России Денис Мантуров, но документа все не было, рынок сидел как на иголках. Теперь об отсрочке до 1 декабря можно говорить официально.

Утром минпромторг РФ заявил, что проработал изменения в проект постановления правительства о новом «утиле». «Принято решение о переносе предполагаемого вступления постановления в силу на один месяц — с 1 декабря 2025 года (вместо 1 ноября 2025-го)», — рассказали в ведомстве. Суть отсрочки в том, чтобы те покупатели, которые заказали и оплатили машины с мощностью двигателя свыше 160 л. с. после публикации проекта постановления о новых правилах либо столкнулись с задержками в доставке машин, успели завезти транспортные средства по старым ставкам.

«Ограбим, но сделаем это красиво!»: Мантуров сдвигает час икс с новым утильсбором

Проще говоря, чтобы у покупателей, уже заказавших машины по старым, льготным ставкам, не возникло непредвиденных дополнительных расходов при покупке. Ранее в разговоре с нашим изданием на такой риск, когда авто заказано по одной цене, а приехать к границе может уже с другой (потому что посчитают уже по коммерческому «утилю»), в разы выше, указывал бизнес, который занимается завозом транспортных средств (ТС) из-за границы.

«Обращаем внимание, что сейчас при планировании новых заказов на зарубежные автомобили необходимо учитывать предлагаемые изменения в расчете утильсбора», — добавили в минпромторге. Другими словами, дали понять, что новых отсрочек уже не будет, и, если покупатель решил сейчас заказать машину и успеть запрыгнуть в последний вагон благодаря отсрочке, у него вряд ли получится это сделать. Поезд уехал.

В релизе ведомства ни слова о смягчении утильсбора. Так что робкие надежды на рынке на то, что ставки все-таки сделают пониже, не оправдались. Еще были разговоры о том, что логичнее ввести новые правила с 1 января 2026-го, но нет, только месяц. Логику можно понять: продление всего на месяц, чтобы не было новой волны массового завоза до конца года и новых громадных очередей на оформление ТС, ведь в том числе из-за этих очередей и предусмотрели отсрочку. Подробнее о новом утильсборе и о том, как он может изменить стоимость автомобилей, читайте здесь.

Отсутствие конкуренции затормозит развитие отечественных автопроизводителей Отсутствие конкуренции затормозит развитие отечественных автопроизводителей Фото: © Belkin Alexey / Global Look Press / www.globallookpress.com

Драматичного роста цен не будет, а лазейка с частным завозом иномарок во вред рынку

Одновременно с релизом минпромторга в государственном РИА «Новости» сегодня вышло интервью Мантурова. Из него можно сделать вывод, что новых отсрочек и смягчения правил утильсбора не будет.

Ниже приводим главные тезисы вице-премьера РФ:

  • Новые правила утильсбора не призваны «закрыть» российский автомобильный рынок от других моделей, ведь отсутствие конкуренции затормозит развитие отечественных автопроизводителей. Но «нужно создать условия для того, чтобы локальное производство было выгоднее, чем прямой импорт, и это нормальная мировая практика».
  • Мы сохраняем льготные ставки утильсбора при ввозе самых массовых и востребованных у граждан зарубежных моделей. Машины с мощностью двигателя до 160 л. с., для которых нового «утиля» не будет, — это более 80% всего российского автопарка на текущий момент.
  • Драматичного роста цен в результате предыдущих повышений утильсбора в октябре 2024-го и в январе 2025-го не случилось. Не будет его и сейчас. Даже наоборот, у некоторых продавцов ранее стоимость снижалась после индексации ставок. «Есть обратные примеры: у крупнейших игроков — „Рольфа“ и „Авилона“ — среднее снижение цен за период 2024–2025 годов составило 4–4,7 процента. Это дилеры с достаточно разнообразными портфелями брендов, реализующие модели в различных сегментах».
  • Да, новые ставки «могут сказаться» на стоимости частного ввоза «санкционных» иномарок, т. е. машин ушедших из России производителей. Но эти производители поступили некрасиво, бросили заводы и даже переложили ответственность за обслуживание машин на «российских преемников». Такая лазейка с частным завозом «снижает привлекательность российского рынка для производителей, которые вкладывают средства в развитие сервисных сетей, выполнение гарантийных обязательств, развитие выгодных финансовых продуктов и создание интересных условий для приобретения автомобиля».
  • «Иностранные инвесторы при принятии решений важным для себя условием видят ликвидацию каналов серого импорта».
  • «Мы сформировали для партнеров понятные и прозрачные инвестиционные условия. После того как всеми доступными средствами была решена первоочередная острая задача по насыщению рынка предложением, мы провели индексацию утильсбора в 2023 году, чем как раз стимулировали пришедших к нам технологических партнеров более предметно рассмотреть возможности локализации в России».
  • «Изменения в механику расчета утильсбора, о которых мы объявили заранее в сентябре, уже дали ощутимый импульс для активизации переговорных процессов со стороны наших новых зарубежных партнеров. Знаем, что за прошедший с момента публикации проекта акта период одну из производственных площадок посетили представители сразу трех брендов — „присматривались“ к возможности дозагрузить мощности производством собственных моделей».
  • Задача государства — сделать выгодными условия приобретения именно производимых локально автомобилей.

Из интервью можно сделать вывод, что с помощью повышения утильсбора власти надеются убедить «иностранных партнеров» активнее запускать производства в РФ. О каких партнерах идет речь, ясно. Не секрет, что китайские производители автомобилей не спешат с запуском производства в нашей стране, с локализацией. И это понятно. Дело в том, что производителю из КНР попросту выгоднее выпустить ТС у себя, чтобы оставить в стране всю добавленную стоимость, внутри государства. Зачем локализация, если можно выпустить машину у себя, а российский потребитель все равно ее купит, потому что у него существенно сузился выбор марок?

Более того, заявления Мантурова («Иностранные инвесторы при принятии решений важным для себя условием видят ликвидацию каналов серого импорта») можно понять и так, что китайские автопроизводители поставили условие: да, мы запускаем производства в России, занимаемся локализацией, но с условием — ограничение серого завоза европейских, корейских и других автомобилей. К слову, и некоторые китайские модели сейчас завозят в РФ как официально, так и серым способом.

Действительно, в последнее время наблюдается некоторая активизация китайских партнеров. К примеру, в Калуге на бывшей площадке Volkswagen наладили производство автомобилей российского бренда Tenet по полному циклу, включая сварку и окраску (партнер — китайская компания Chery), а фирма Sollers оперативно адаптировала освободившиеся мощности под продукцию собственного бренда (партнер — китайская организация JAC). В Липецкой области локализовали выпуск последовательных гибридов Voyah, в Подмосковье налажена сборка кроссоверов Exeed.

«Никто из трезвомыслящих людей не будет покупать машину, если она подорожает резко, радикально» «Никто из трезвомыслящих людей не будет покупать машину, если она подорожает радикально» Фото: © Belkin Alexey / Global Look Press / www.globallookpress.com

«Производить компоненты и запчасти для китайских моделей в России дешевле, чем в самом Китае, — задача уровня Копперфильда»

В разговоре с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали решение об отсрочке и порассуждали о том, станут ли иностранные партнеры активнее заниматься локализацией из-за новых правил.

Вячеслав Зубарев — генеральный директор ООО УК «ТрансТехСервис»:

— Перенесли на один месяц, чтобы, я думаю, исключить потери тех людей, которые начинали сделки по покупке автомобилей исходя из одних условий, а де-факто могли бы попасть под другие условия. То есть они купили машину, везут ее и где-то не успевают ее растаможить по каким-то причинам, потому что, говорят, там (на границеприм. ред.) очень большие пробки сейчас… Чтобы такие люди не пострадали и чтобы новые сделки проводились уже из расчета новой цены, и принимается именно такое решение по утильсбору. На мой взгляд, такое логично. Думаю, это делается все, чтобы не было сейчас случайных пострадавших среди тех, кто не уложился по времени. Для них дается месячная отсрочка, а в целом-то линия не меняется.

Повлияет ли это на рынок? Здесь много действующих факторов. Понятно, что увеличение утильсбора негативным образом влияет на ввоз транспортных средств из-за рубежа, особенно тех, кто попадает под данное увеличение. Это очевидно. Чем они будут замещаться? То ли автомобилями, которые производиться будут на территории страны, то ли машинами другого класса. Но, в общем, чем-то в любом случае будут.

В принципе, когда у человека есть сумма в размере 2–3 миллионов рублей, он в любом случае купит автомобиль. Вопрос в том какой. Безусловно, для потребительского рынка и для тех, кто работает с ним, чем более льготные цены, тем больше клиентов покупает машины. Это выгодно, так работает рынок. Поэтому повышение утильсбора вряд ли заметно снизит темпы покупки транспортных средств.

Повлияет ли это на производство внутри страны? Безусловно. Создаются условия, мотивирующие оживление производства. Все же считают [деньги]. Если выгоднее производить здесь… Хотя как производить… Полностью произвести автомобиль на территории России сейчас невозможно. Нет ни одной машины, где бы отсутствовали какие-то импортные комплектующие. Поэтому говорить о стопроцентной локализации пока нереально. Но какую-то часть производства переносить на территорию РФ — конечно, такое возможно.

Собирать на российских заводах те же китайские автомобили окажется выгоднее. Будут ли при этом открываться новые производства? У нас пока имеющиеся мощности не загружены. До ухода западных компаний ведь достаточно большое количество автомобилей производилось на территории России уже на имеющихся мощностях. Они же все остались, просто сменили собственников. Поэтому говорить о каком-то строительстве нового производства... скорее нет. А так, если подумать, даже в Татарстане есть мощности — на ЕлАЗе. Плюс есть Калуга, Санкт-Петербург, Тула, Горьковский автозавод и так далее. Вот эти мощности, наверное, сейчас будут загружать.

Антон Шапарин — вице-президент национального автомобильного союза:

— Безусловно, минпромторгу выгодно переносить сюда производства, но это не касается тех машин, которые завозят себе физические лица, потому что в большинстве своем это не китайские автомобили, а совсем другие марки. Потому здесь речь идет именно о закрытии рынка от импорта, причем в довольно жесткой форме. Иначе как запретительными я назвать ставки сбора не могу. Дело в том, что если к машине прилипает сверху 1,5–2 миллиона, то человек от такой покупки откажется. И речь не о каком-то премиуме, а о довольно простых транспортных средствах типа Кia, [Hyundai] Palisade, двухлитровой Toyota Camry и так далее. Короче, коснется все сегмента самого популярного: корейцев, американцев. Часто они приезжают в разбитом виде, восстанавливаются и дальше у нас эксплуатируются.

Уже купленные машины еще и не успеют доехать, потому что из Китая, например, колоссальная пробка из автовозов в Хоргосе (Казахстан). Казахи решили резко радикальный порядок наводить на границе. А доставка из Америки занимает не один месяц, и люди, которые еще до объявления об утильсборе машины заказали, их еще ждут. И речь о новых сделках не идет.

Мы подозреваем, что с вступлением правил в силу федеральный бюджет потеряет на растаможке минимум 200 миллиардов рублей, потому что никто из трезвомыслящих людей не будет покупать машину, если она подорожает резко, радикально. Она станет не по карману типичному россиянину. А меньше автомобилей приедет — меньше будет эксплуатироваться. Каждая машина — это генератор доходов для бюджета. Я вообще молчу о потерях рядовых россиян, которые не смогут привезти себе ту машину, которую они хотели бы и которая нужна им под их потребности.

Теперь о спокойствии господина Мантурова по поводу цен, что расти якобы они не будут… Вероятно, он не видел интервью генерального директора Hongqi в России, который заявил, что не собирается ничего тут локализовывать. Также он сказал, что они поднимут цены, как и в прошлый раз, после повышения сбора. Да, рост цен до сих пор не был таким сильным, но ведь это потому, что во многом сами китайские дистрибьюторы взяли на себя этот удар, снизив маржинальность, чтобы сохранить свои продажи. Но у всего же есть предел.

Одна сущность — это повышение утильсбора для коммерческих организаций, которое уже было и о котором говорит господин Мантуров, совсем другое — это повышение утильсбора до коммерческого уровня для физлиц. Раньше наблюдался баланс: у физлиц была дорогая растаможка и низкий утиль, а у юрлиц — дешевая растаможка, но НДС и коммерческий утиль. Выходило то на то примерно. А сейчас возникает абсолютная диспропорция, физлица оказываются в сложном положении.

По поводу того, станут ли теперь китайцы производить авто в РФ… Российские производственные площадки китайские предприниматели посещают как оружейную палату. Это востребованное направление туризма, который, к глубокому сожалению, остается только туризмом. До сделок и тем более до производства в больших количествах дело не доходит, в худшем раскладе все превращается в провалы под названием X-cite, который пытался делать АвтоВАЗ. Крохи собрали. Так что здесь большой вопрос: нужны ли российские производственные площадки китайцам?

Также вопрос: а что они будут локализовывать? Чтобы получать обратно утильсбор, китайцам нужно будет набрать много баллов локализации. Для этого придется построить полноценные большие заводы вроде Haval в Тульской области. Но почему-то за три года, пока заводы эти все стояли, никто ничего на них собирать не начал.

Ни один китаец аналог BMW не выпускает, кто бы что ни говорил, ни рисовал в своих отчетах… Например, между довольно качественным китайцем Monjaro и BMW пропасть Гранд-Каньона. Понятно, можно наделать больших экранов — в таком китайцы хороши, но это не сделает машину хорошей, она не будет классно ехать и давать ощущение филигранного аппарата, который как ланцетом чертит дорогу. Поэтому люди — кто-то из-за качества, кто-то из-за характеристик или низкой цены — берут и покупают битую машину из США. Но все заканчивается, теперь мы в одной лодке под названием «Плывем в сторону АвтоВАЗа!». Думаю, что утиль будет принят в этом виде, дальше уже все станут иметь дело с всеми негативными последствиями, которые от этого возникнут.

Покупатели, которые заказали и оплатили машины, после публикации проекта постановления о новых правилах столкнулись с задержками в доставке Покупатели, которые заказали и оплатили машины, после публикации проекта постановления о новых правилах столкнулись с задержками в доставке Фото: © Cfoto / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Сергей Целиков — директор «Автостата»:

— Изменение срока на один месяц ничего принципиально не меняет. Лишь успеют чуть больше завезти автомобилей. После введения новых правил изменится структура ввоза. Будут везти больше маломощных автомобилей и меньше с мощностью свыше 160 лошадиных сил.

Местных производителей текущие изменения утильсбора, конечно же, поставят в более выгодное положение, но процесс локализации долгий и сложный. Слабая компонентная база внутри страны — главный тормоз. Производить компоненты и запчасти для китайских моделей в России дешевле, чем в самом Китае, — задача уровня Копперфильда.

Вячеслав Лысаков — автомобильный обозреватель:

— Важно отметить, что это никакой не утильсбор, на утилизацию деньги не идут. Это форма налога, которую постеснялись назвать налогом на ровном месте. Стоимость данного налога равна стоимости «Жигулей». Ну как можно брать с людей, купивших иномарку, цену отечественного автомобиля просто на ровном месте? Это никакого отношения к утилизации не имеет. Данные деньги идут в бюджет, в доходную часть. Это просто способ пополнить казну.

То, что перенесли вступление в силу на месяц, ничего не решит. Люди закупили машины, оплатили, у кого-то они еще месяц будут идти, может быть, два. Они не успеют получить эти машины, выкупить и растаможить их без нынешнего утиля. Поэтому если уж вы и хотели ввести новые правила, то введите через год, когда люди смогут понять, что они не потянут эти деньги. Они не станут заказывать машину, будут ездить на своем автомобиле, добивать его или искать замену на рынке секонд-хенда.

А этот месяц — кому он? Может быть, несколько тысяч человек и успеют приобрести. Это люди, которым повезло, которые успели привезти автомобиль. А у некоторых машина придет через два месяца, им придется еще к данной цене где-то изыскивать полтора миллиона. А если этих денег нет у людей, что им делать?

Отсрочка на месяц — она для малого круга автовладельцев, для небольшой группы людей, которые успели привезти свои автомобили. Вот и все. Ничего кардинального, не говоря о том, взятые с пальца высосанные цифры просто безумные. Нет нигде в мире таких утильсборов. Утильсбор во всем мире — это приблизительно 50 евро, которые уже включены в стоимость автомобиля. Купил машину, у тебя твой утиль будущий уже включен. Подошло время, ты позвонил по телефону, приехала служба, забрала твои старые автомобили, повезла их на утилизацию. А здесь полтора миллиона содрали по стоимости наших автомобилей.

Что касается активизации переговоров, то Мантуров говорит бред. Какой активизации, каких переговоров? Мы говорим о современных машинах, которые у нас никогда не смогут даже комплектами собирать. У Мантурова было более 10 лет для локализации. Имелись для этого экономические механизмы. Льготы и преференции, налоговые и таможенные льготы и преференции для тех же Renault и прочих производителей, которые у нас собирали автомобили. Для этих компаний ради локализации как раз и были предусмотрены льготы и преференции, но наша локализация за многие годы добралась только до 30−40 процентов. Для сравнения: китайцы, которые сейчас являются мировыми лидерами в области автомобилестроения, электричек и гибридов, тоже запускали в свою страну западные компании. Но там они добивались локализации за два года 80 процентов, а мы давали деньги западным компаниям... Сколько вывезено денег, сколько рабочих мест, созданных на Западе? А сюда приходили машинокомплекты, шла крупная узловая сборка. И мы их собирали много лет. Никакой локализации.

А теперь, значит, Мантуров опять по новому кругу пошел. Сейчас к нам автозаводы придут, они будут собирать… Бред бредовый, вранье, как всегда, он врет, то же самое он говорит об очередном запуске отечественного самолета «Сухой», который вот-вот сейчас будет. Это просто безответственное заявление человека, который не несет никакой ответственности за полный провал импортозамещения. Он за это отвечал и отвечает.

Технологии мы же не осваиваем. И никто здесь не будет эти машины высокоэкологичные собирать, потому что там много компонентов, там должно быть качество. А сейчас опять максимум, на что мы можем рассчитывать, — это получать готовые комплекты и заниматься крупноузловой сборкой, то есть вернуться к тому, с чего мы начали. Когда западные компании ушли с нашего рынка, мы даже LADA не смогли выпустить, у нас электронный блок управления двигателем Bosch. Он ушел — и все, мы встали. Хотели чуть ли не с карбюраторами выпускать, вот сейчас еле-еле наладили все эти там Vesta, Iskra и так далее. Но это позапрошлый век, никто не придет сюда. Надо строить заводы с нуля с современнейшей робототехникой. Нам об этом даже пока вообще мечтать не приходится.