«Я дружу с австрийской королевской семьей. Они сказали мне: делай что угодно, только не езди в Россию! И я задумался: о чем они переживают? Сейчас я думаю, что они беспокоились, что я увижу, что Москва и Казань выглядят намного лучше, чем Вена», — рассуждает Эррол Маск, отец американского бизнесмена и самого богатого человека в мире Илона Маска. В обстоятельном интервью «БИЗНЕС Online» он поделился своими наблюдениями о западной и американской политике, рассказал, как его чуть не убили в США и по-настоящему заковали в наручники во Франкфурте, спрогнозировал, какой мир с ИИ и роботами нас ждет, и посоветовал, как правильно воспитывать детей.
Эррол Маск уже встретился с местными айтишниками и выступил перед студентами Университета Иннополис, рассказав и тем и другим о путешествиях во времени и пространстве, четвертом измерении и преодолении гравитации
«Мы очень близкая семья»: привезет ли Маск-старший сына в Казань?
С прошлого понедельника отец самого богатого человека в мире Эррол Маск изучает Татарстан. Он уже встретился с местными айтишниками и выступил перед студентами Университета Иннополис, рассказав и тем и другим о путешествиях во времени и пространстве, четвертом измерении и преодолении гравитации. Побывал в Свияжске, Казанском кремле, КФУ и Академии наук РТ, где президент АН РТ Рифкат Минниханов пригласил его на форум Kazan Digital Week в следующем году. Заглянул в театр, на хоккей и в парк «Урам», оценил национальную кухню (спойлер: вкусно, но не лучший выбор, если хочешь прожить до 120 лет), изучил местные стартапы, записал подкаст и даже попробовал себя в роли диджея.
Южноафриканский бизнесмен и инвестор — так 79-летнего Маска представляли везде во время его визита в Татарстан. Круг его интересов примерно бесконечен: он получил образование в области электромеханики в столице ЮАР — Университете Претории. Занимался строительством гостиниц, заводов и торговых центров, а также участвовал в политической жизни как независимый представитель в городском совете Претории и член Прогрессивной федеральной партии. В 1986 году получил права на добычу в трех замбийских изумрудных шахтах, что принесло ему богатство, а в 1995-м инвестировал $28 тыс. в стартап Zip2, основанный его сыновьями. В последние годы Маск активен в новых проектах, включая криптовалютную инициативу Musk it.
Но, пожалуй, самый известный его проект — это сын Илон Маск, один из главных IT-предпринимателей планеты прямо сейчас. Многие говорят, что они друг с другом не общаются, но на встрече с IT-сообществом Татарстана Маск-старший ответил на прямой вопрос модератора об этом так: «Мы очень близкая семья. Мы очень критичны друг к другу, знаете, как и большинство семей. Мы ссоримся. Мы спорим. Но мы любим друг друга. И мы выражаем свою любовь тем, что беспокоимся друг о друге больше, чем наслаждаемся обществом друг друга. Мы ждем, пока кто-то из нас окажется в беде, прежде чем позвонить и спросить: „Ты в порядке сегодня?“ — вместо того чтобы звонить каждую неделю просто поздороваться». Маск-старший заверил, что передаст сыновьям, что они обязательно должны приехать в Россию.
Маск-старший все еще остается в Казани, хотя изначально планировал, что пробудет в Татарстане всего два дня. Но гостя так впечатлил город, люди и то, как его приняли, что он решил задержаться и даже отменил ради Казани планируемую встречу на Ближнем Востоке. В ходе насыщенного визита он выделил почти час и на интервью «БИЗНЕС Online», в котором рассказал о секретах воспитания гения и долголетии, вспомнил свои армейские будни и поразмышлял о технологиях будущего.
«Здесь, в России, намного чище, более красивые здания»
«Австрийцы беспокоились, что я увижу, что Москва и Казань выглядят намного лучше, чем Вена»
— Эррол, вы много говорили, что всему миру надо рассказать, как развивается Россия, Казань, дали высокую оценку увиденному. Не боитесь ли, что западное сообщество осудит вас за эту поездку?
— Меня и так осуждают — люди делают себе имя на этом. Чем громче они кричат, тем это лучше для их образа. Но это лузеры, неудачники, поэтому я не обращаю на них внимания. На Западе считают, что в России опасно, что даже вы (обращается к журналисту) опасный человек! Очень опасный, вам нельзя доверять. Вы, если представится случай, убьете меня, убьете моих детей, убьете всех, кто близок мне. Или сделаете что-то еще хуже — я не представляю, что может быть хуже, но вы это обязательно сделаете! Вот что нам о России говорят. И я полагаю, что в какой-то момент вам могут начать говорить то же самое. Чтобы запугать людей, сделать их покорными, заставить думать только определенным образом.
Я впервые был в России в июне. Приехал из Индии, из Дели, куда ездил вместе с дочерью — она собиралась прилететь в Москву вместе со мной. Но мои сыновья, Илон и Кимбал, ей посоветовали этого не делать. Она тогда пришла ко мне и показала сообщения от братьев, что ей нельзя приезжать в Россию. Я сказал, что, на мой взгляд, она выглядит как русская девушка, но она все равно не приехала.
Я дружу с австрийской королевской семьей. Они сказали мне: делай что угодно, только не езди в Россию! И я задумался, о чем они переживают? Сейчас я думаю, что австрийцы беспокоились, что я увижу, что Москва и Казань выглядят намного лучше, чем Вена. Намного чище, более красивые здания…
— Безопаснее?
— Намного-намного безопаснее, понимаете! Я думаю, вот о чем они беспокоятся. В Европе люди напуганы. Евросоюз, на мой взгляд, не лучшая организация: я смотрю на ее цели, и вещи, которые они продвигают, мне не нравятся. Например, мне очень не нравится, что нам навязывают, что трансгендеры и гомосексуалы — это хорошо. А нам постоянно этим тыкают в лицо.
За многими из этих вещей стоит какая-то глобальная финансовая сила. Какова цель всего этого, очень трудно понять. Одной из целей было поставить США на колени — это не удалось. Впрочем, в некоторой степени получилось поставить на колени Великобританию — там улицы полны пожилых людей, марширующих с флагами, которые говорят: «Мы больше этого не хотим».
Я сказал Нейтану (речь об основателе Afritech Holdings Limited профессоре Нейтане Брауне, который сопровождает Маска в поездке по России, — прим. ред.), что мы должны пойти и рассказать всем о Казани. А он ответил: «Нет, нет, не позволяйте им приезжать сюда, потому что, если они приедут сюда, они все испортят!»
— Как именно испортят?
— Вы знаете, у меня большая семья: 25 внуков, если считать детей моего брата. Они жили в основном в Калифорнии и частично в Колумбии, но недавно все переехали в Техас. Сейчас президент говорит, что Америка вынуждена отправлять военных в Лос-Анджелес, чтобы остановить убийства, создать безопасную среду для людей. Понимаете? Прислать армию, чтобы люди могли спокойно сходить в магазин! Потом придется сделать то же самое в Чикаго и Вашингтоне.
Так вот, сейчас в Техас переезжают все больше и больше людей из Калифорнии, и растет беспокойство, что все они разрушат штат своими плохими идеями, причинят ему тот же вред.
— Получается, так называемая изоляция России — это относительно хорошая вещь, защищающая нас?
— Да. Не стоит этого стесняться. Люди здесь такие же, какими были все люди в прошлом. Тогда все были очень вежливыми…
— Насколько давно в прошлом?
— 50 лет назад, в 70-х годах. В каком-то смысле это хорошо. Люди остались людьми. При этом, как мне вчера ваш вице-премьер сказал, вы новая страна, вам всего 34 года. И это тоже ваше определенное преимущество.
«У Илона сейчас две основные задачи — он пытается удерживать все свои бизнесы несмотря на давление, особенно со стороны властей разных стран, а еще продолжает заниматься политикой»
«Дела на Западе так себе, хуже всего в Англии. А в США все перевернулось после прихода Трампа»
— Вы вчера сказали, что ваши сыновья, Илон и Кимбал, должны теперь поехать в Россию и — вероятно — в Казань, чтобы увидеть все своими глазами…
— Оба моих сына много путешествуют, у них есть собственные межконтинентальные самолеты. Но, если Илон куда-то едет, это сразу становится новостью мирового масштаба, поэтому он держит большинство поездок в тайне. У младшего сына нет таких больших проблем… Он, кстати, сделал недавно грандиозное шоу дронов над Ватиканом — видели?
— Только на видео.
— Ну неважно. Да, они много путешествуют. У Илона сейчас две основные задачи — он пытается удерживать все свои бизнесы несмотря на давление, особенно со стороны властей разных стран, а еще продолжает заниматься политикой.
— Думаете, в Казань они могут приехать?
— Конечно. Я сейчас думаю, как сюда попасть, потому что путь из Европы закрыт. Например, если прилететь в Берлин, можно ли вылететь оттуда прямым рейсом в Москву?
— Нет, к сожалению. Но можно через Стамбул. Или Дубай, или Саудовскую Аравию — какие-то такие страны…
— Да, это неправильно… Но, знаете, я всегда увлекался мировой историей — люблю все раскладывать по полочкам. Европейцы пытаются отрезать Россию от мирового сообщества уже 300 лет.
— Как минимум.
— Как известно, и Петр Первый, и Екатерина Великая — хотя она вообще-то немка — пытались интегрироваться, добиться признания России. Европейцы рады России, только если им нужна помощь для победы в войне: против Наполеона, Гитлера… Так что это довольно печально.
За последние две недели я побывал в Австрии и Чехии. Особого впечатления на меня эти страны не произвели. Но интересно другое. Я летел в Вену через Франкфурт — мы приземлились в шесть утра, и, хотя мы были транзитными пассажирами, нас заставили проходить досмотр. Скопилась огромная очередь: работали только три рентген-аппарата на 400 человек. Я едва пробился, чтобы успеть на пересадку, потом от нас потребовали пройти паспортный контроль, хотя я даже не въезжал в Германию, — и снова три сотрудника на 500 человек, которые по пять минут тратили на каждого.
Стало понятно, что сейчас мы опоздаем на рейс и потеряем багаж, который транзитом улетит дальше. Я решил, что я достаточно взрослый и достаточно седой, чтобы поговорить с ними. Подошел к стойке, говорю: «Извините, позовите, пожалуйста, администратора, мы сейчас не успеем на наш рейс и потеряем чемоданы» . Она на меня рявкнула: «Назад в очередь!» Я пытался объяснить, что мы транзитные пассажиры, не заходим на территорию, но в итоге меня арестовали, увезли в наручниках в какое-то четырехэтажное здание. Мне удалось позвонить принцу Лихтенштейна Грегору, он меня освободил, полиция доставила на рейс. Но сам факт очень показателен. А местные только пожимают плечами: «Везде так, никто не хочет работать, помогать».
Так вот, дела на Западе так себе. Хуже всего в Англии, Канада тоже в ужасном положении, а в США все перевернулось после прихода Трампа. Люди буквально проснулись, стали благодарить бога за его избрание. У нас складывалась очень странная ситуация: люди полны ненависти, дерутся как собаки, проклинают друг друга. Не просто обзывают, а желают смерти: «Умри, ублюдок!» Недавно была ужасная история — украинскую девушку в 22 года убил ножом в шею какой-то наркоман. А теперь он «жертва системы», будто бы он был вынужден защищаться.
«В апреле я проехал от Калифорнии до Техаса, везде видел детей с лозунгами Make America Great. Меня просили сказать, что 80 процентов людей, которых я встретил, поддерживают Трампа. Но это неправда — его поддерживают все 100 процентов»
— С приходом Трампа ситуация в Штатах выправится, вы считаете?
— Да, дела идут. Я дважды был в США в 2024 году, когда Трампа привлекали к суду. Общее настроение среди американцев было очень депрессивным, все в каком-то отчаянии: что произойдет с Америкой, куда идти, куда бежать? Люди уезжали в Новую Зеландию, Австралию. Многие, кстати, в Россию.
— Это американцы или этнические россияне возвращаются?
— Да, я встречал и таких. В целом 2024 год был очень депрессивным: никто не видел выхода, казалось, что суперкриминальная администрация Байдена будет всегда. А потом Трамп победил — во многом благодаря моему сыну, думаю (улыбается).
В апреле я проехал от Калифорнии до Техаса, везде видел детей с лозунгами Make America Great. Меня просили сказать, что 80 процентов людей, которых я встретил, поддерживают Трампа. Но это неправда — его поддерживают все 100 процентов! Даже афроамериканцы. Медиа специально ищут тех, кто ругает, — я таких людей сам не встречал. СМИ дают впечатление, будто всех вот-вот убьют…
Я раз 50 был в США, каждый год приезжаю и вижу страну в динамике, все взлеты и падения. Один из первых приездов состоялся в 1972-м, Илону был годик. Я прилетел по работе в Сент-Луис как инженер-электрик, жил в хорошем отеле. Выходные выдались свободными, и я решил поехать в центр города. В отеле показали, где сесть на автобус. Ехал час с лишним, оказался в центре Сент-Луиса — красивый город, каменные здания, широкие тротуары, отличное освещение, но одни афроамериканцы, ни одного белого! Впрочем, тогда мне, выросшему в Южной Африке, это не казалось странным.
Сходил в магазин Macy’s, в игрушечном отделе купил сыну игрушки. Когда выходил, уже стемнело, доходило восемь вечера. Я был в костюме с жилетом, в пиджаке и галстуке — тогда все ходили именно так. Стою с сумками перед магазином, думаю, где искать автобус. Вдруг впереди резко подъезжает бело-голубая машина, заезжает прямо на тротуар через бордюр, справа тормозит еще одна. Выходят полицейские: «Что вы тут делаете?» Я прижался к стене: «В магазин ходил, вещи купил». Объяснил, мол, турист, из ЮАР. «Отдайте ваши покупки» — сложили мои сумки в машину, посадили самого вперед, сзади решетка. Полицейский говорит мне: «Вам очень повезло, что вы живы, сэр!»
— Получается, в США было опаснее, чем в ЮАР?
— Думаю, да. В ЮАР я тоже не рискнул бы ходить по городу в костюме с пакетами, скорее всего, возникли бы проблемы. Но здесь мне прямо сказали, что повезло, что я еще жив. Полиция обругала портье, который отправил «молодого человека» в центр — мне тогда было 24, — если рядом был хороший ТЦ. Вот такая Америка 1972 года.
Сейчас с возвращением Трампа в Штатах снова подъем. Но все еще часто люди боятся открыто говорить свое мнение, даже боятся носить кепку MAGA (Make America Great Again), хотя что плохого в желании сделать страну великой? Но там получается обратный психологический эффект — дескать, если ты за MAGA, значит, ты против кого-то. Не знаю, как они довели это до такого…
«Думаю, главное — чтобы дети были воспитанными и послушными. Не могу представить семью, как показывают в британских комедиях: хорошие родители, отличный дом, с ними живет 30-летний сын: бейсболка задом наперед, лохматый, ходит, всем мешает»
«Я никогда физически не наказывал детей — не приходилось, они всегда были очень послушными»
— Вы сказали, что покупали игрушки Илону, — расскажите, пожалуйста, как вы воспитывали его и других ваших детей? Дайте совет, как вырастить настоящего гения?
— Прежде всего, надо по-настоящему хотеть детей. Их появление — это лучшее, что со мной случалось. Потом важно, чтобы они усвоили все, что умеете вы сами, — многое зависит от вашего жизненного опыта. Я, например, пошел в армию в 17 лет, и с первого дня мне кричали: «Ты ничтожество, кусок мусора!»
Детей нужно учить, что если совершил ошибку, то обязательно нужно ее разобрать и исправить. Очень важно внимательно смотреть, чем увлекается ваш ребенок, и активно поддерживать его интересы, поощрять. Я не разделяю современные принципы, что ребенок может делать все, что хочет, — это неправильно. При этом я никогда физически не наказывал детей — не приходилось, они всегда были очень послушными. Сейчас у меня 8-летний сын — и мне не приходится повторять ему дважды, чтобы он, например, убрал со стола. Но, наверное, есть родители и лучше меня.
— Вы строгий отец?
— Да, достаточно. Мать Илона воспитывала его еще строже. Я с работы приходил поздно, часов в шесть вечера, когда уже темно. У нас был красивый дом в ЮАР, мы ужинали с детьми, если они уже не поели к этому времени. Смотрели телевизор — его купили примерно тогда, когда дети родились, — смотрели минут 20–30, потом Мэй говорила: «Все, в кровать ровно в восемь». Я бы предлагал разрешить им остаться с нами подольше, но правило есть правило — отправляли спать. Так что это скорее не строгость, а дисциплина и четкие правила.
— Значит, дисциплина — ключ к успеху?
— Думаю, главное, чтобы дети были воспитанными и послушными. Не могу представить семью, как показывают в британских комедиях: хорошие родители, отличный дом, с ними живет 30-летний сын: бейсболка задом наперед, лохматый, ходит, всем мешает. Отец умоляет его вести себя лучше, а ему все равно… У нас такого не бывает.
«Илон говорит, что к 2040 году, то есть через 15 лет, в каждом доме будет робот Optimus. Он будет недорогим, его смогут купить все в качестве домашнего помощника»
«Илон хорошо предвидит будущее»
— Выступая перед студентами Иннополиса и на встрече с IT-сообществом в республике, вы много говорили о космосе, межзвездных перелетах, путешествии в пространстве и времени. Но все это еще случится не очень скоро. А каким будет наше ближайшее будущее? Какие технологии станут определяющими — возможно, что-то из проектов ваших сыновей?
— В целом будущее мира зависит от того, осознают ли люди, что западный путь последних лет — неверный (усмехается). Если говорить о технологиях, в ближайшие пять лет, насколько мне известно, мы посадим корабль на Марс. Скорее всего, он будет беспилотным, с роботами, а не с людьми. Сейчас все спорят, сможет ли ИИ предсказывать будущее, но даже лучший ИИ опирается на поступающие данные, поэтому нет, никто не может сказать наверняка, что произойдет. Но почти наверняка будет массовый переход на спутниковый интернет. В остальном трудно догадаться: мир стал дорогим, почему — неясно. Люди меньше работают, производство ниже — или просто цикл такой… Главное, нет крупных войн — и хорошо.
Илон говорит, что к 2040 году, то есть через 15 лет, в каждом доме будет робот Optimus. Он будет недорогим, его смогут купить все в качестве домашнего помощника. Он облегчит жизнь инвалидам и пожилым людям, но не только: никто не откажется от помощи по дому, например, уборки. Это очень интересно!
Илон хорошо предвидит будущее — сейчас у него большие проекты по ИИ, строит все новые дата-центры для искусственного интеллекта, занимается медицинскими имплантами. С помощью них слепые смогут обрести зрение, глухие — слышать, а парализованные — управлять компьютером. Все это продвинет медицину далеко вперед.
Я сам активно изучаю вопросы долголетия. Сколько лет должен жить человек? Современные технологии дают все шансы продлить жизнь до 120 лет! У меня есть клиника долголетия в Сан-Франциско, я там пациент, туда ходят многие знаменитые люди. Мы придерживаемся всех требований: диета, делаем ДНК-тесты, изучаем геном, для этого есть специальные Tesla-аппараты. Вот это все (показывает на стол с татарской выпечкой), конечно, есть нельзя.
— Татарские блюда нельзя есть?
— Да, почти нельзя. Хотя это вкусно. Но если вы в одной из европейских стран скажете: «Я только что был в России, отличное место, вкусная еда, прекрасные люди, а девушки так красивы — все красавицы!» — вам тут же ответят: «С вами что-то не так». Меня это не волнует, поскольку я даю по три-четыре интервью в неделю, и мне все равно, нравится ли кому-то то, что я говорю. Вот недавно HBO брали интервью — я сказал: «Этот весь заговор вокруг России — фейк, это делают, чтобы запугать людей, продвигать чужую повестку». После интервью мне позвонили: «Мы вас достанем». Вот такая интересная у нас жизнь…
Комментарии 54
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.