Как настоящую сенсацию на части постсоветского пространства обсуждали в течение недели известие о том, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган постановил более не считать иностранцами представителей тюркских народов, которые отныне могут занимать государственные должности и вести бизнес без дополнительных ограничений. Однако, когда схлынула волна восторга и в Азербайджане, Казахстане, Узбекистане и др. принялись внимательно изучать указ Эрдогана, оказалось, что все выглядит совсем иначе. В том, ждут ли с распростертыми объятиями в Турции татар или башкир, разбирался постоянный автор «БИЗНЕС Online» востоковед Азат Ахунов.
Эрдоган отменил бюрократические барьеры для этнических «братьев»
А была ли новость?
«Турция открывает двери тюркским народам, которые теперь не будут считаться иностранцами!» — эта новость мгновенно разлетелась по форумам и чатам, вызвав волну восторга в некоторых странах. Одно из азербайджанских изданий даже озаглавило материал «Великий Туран!», подчеркивая историческое значение события.
Поводом для радости стал указ, подписанный 10 октября президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Согласно публикациям в СМИ стран постсоветского пространства, этот документ коренным образом меняет правила игры для граждан Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и других представителей тюркских народов. Теперь они, как сообщается, смогут официально трудоустраиваться в Турции, занимать должности в государственных структурах и развивать бизнес наравне с гражданами страны. Анкара, по сути, отменяет бюрократические барьеры, включая зеленый свет для своих этнических «братьев».
Реакция в сети была предсказуемо восторженной. Главный тезис, который звучит в комментариях: «Теперь можно будет поехать работать в близкую по языку и религии родственную Турцию, которая чуть ли не с распростертыми объятиями примет всех трудовых мигрантов». Многие увидели в этом шаге не просто шанс заработать, но и обрести новую родину — место, где их культурная и духовная идентичность будет понятна и близка.
Однако, когда волна оптимизма схлынула, на тех же форумах и в чатах стали задавать логичные вопросы. Сможет ли Турция принять миллионы мигрантов тюркского происхождения, когда самим туркам зачастую не хватает работы и они ищут ее в других странах, в том числе в России? Те, кто уже работает в Турции, подтверждают, что местные жители неохотно уступают иностранцам свои рабочие места и порой готовы «буквально с кулаками биться за них». Кроме того, из-за высокой инфляции турецкой лиры и общей дороговизны жизни в Турции зарплаты, на которые могут рассчитывать будущие мигранты, рискуют оказаться менее выгодными, чем те, что они получают сейчас в России.
На первый взгляд нововведения на самом деле кажутся прорывными. Однако внимательный анализ текста закона раскрывает иную картину: вместо обещанного упрощения новые поправки значительно усложняют ранее действовавшие процедуры
Решать будет лично президент
Но вернемся к самому нашумевшему указу. Так ли все радужно, как описывается в СМИ тюркоязычных республик? Важно отметить, что официально опубликованный документ — это не самостоятельный указ, а поправки к закону №2527 от 1981 года. Недавние изменения, внесенные президентом Турции и опубликованные в официальной Resmî Gazete 10 октября 2025-го, касаются законодательства, регулирующего трудоустройство иностранцев тюркского происхождения.
На первый взгляд нововведения на самом деле кажутся прорывными. Однако внимательный анализ текста закона раскрывает иную картину: вместо обещанного упрощения новые поправки значительно усложняют ранее действовавшие процедуры. Фактически закон стал более жестким, сворачивая прежнюю либеральную политику и ставя дополнительные барьеры для тюркских соотечественников.
Главным нововведением указа стало то, что полномочия по определению, какие именно сообщества будут считаться «тюркского происхождения» (Türk soylu), теперь полностью переданы президенту Турецкой Республики. Ранее этот вопрос решался на уровне правительства, что создавало хотя бы видимость коллективного подхода. Теперь же решение о том, кто попадает под категорию «тюркского происхождения», сосредоточено исключительно в руках главы государства.
Таким образом, право на трудоустройство в Турции получат не все желающие из тюркоязычных стран, а только представители тех групп, которые будут официально одобрены указом Эрдогана. При этом кандидаты должны соответствовать строгому набору из 10 критериев.
- Наличие вида на жительство, выданного министерством внутренних дел Турции.
- Подтверждение квалификации для определенных профессий и видов деятельности документами, заверенными турецкими органами.
- Признание эквивалентности зарубежных дипломов и других образовательных документов.
- Отсутствие препятствий с точки зрения безопасности для занятия выбранной профессии.
- Предоставление записей о регистрации актов гражданского состояния в специальные реестры для иностранцев.
- Членство в профессиональных организациях, если это является обязательным условием для работы.
- Признание эквивалентности зарубежных документов о квалификации.
- Принадлежность к общине «тюркского происхождения», официально утвержденной президентом.
- Доказательство невозможности работать в своей стране по не зависящим от них причинам и наличие необходимости жить в Турции.
- Обладание этнической и культурной идентичностью, отличной от доминирующей в стране гражданства.
Право на трудоустройство в Турции получат не все желающие из тюркоязычных стран, а только представители тех групп, которые будут официально одобрены указом Эрдогана
«Это положение не касается граждан тюркских государств»
Самый главный вопрос, который остался за рамками официального документа: кто в итоге будет считаться представителем «тюркского происхождения»? Например, неясно, распространяется ли этот указ на тюркоязычные народы Российской Федерации: татар, башкир, кумыков, якутов и др.
Ряд СМИ и экспертов пояснили, что указ касается в первую очередь этнических тюрок, проживающих за рубежом в нетюркских государствах, например турок-месхетинцев, китайских уйгуров, турок с Балкан или Ближнего Востока, а не всех тюркских народов, как это было воспринято изначально. Сюда же, кстати, включают и крымских татар.
Разъяснения внес и заместитель председателя правящей Партии справедливости и развития (АК Parti) Кюршат Зорлу. По его словам, новое положение не относится к гражданам стран – членов Организации тюркских государств, таких как Азербайджан, Казахстан, Киргизия и Узбекистан.
«Это положение не касается граждан тюркских государств. Для них продолжают действовать законы №6735 „О международной рабочей силе“ и №6458 „Об иностранцах и международной защите“. Изменение касается только наших братьев тюркского происхождения, прибывших не из тюркских государств и ныне проживающих в нашей стране», — заявил Зорлу.
Таким образом, иностранцы, не относящиеся к признанным президентским указом тюркским общинам, никаких новых прав не получают. Заявления о том, что «лица тюркского происхождения больше не иностранцы» или «им разрешат работать госслужащими», юридически некорректны. Речь идет о предоставлении ограниченных возможностей тем, кто действительно нуждается в защите и поддержке, а не о массовом привлечении трудовых мигрантов.
Граждане независимых тюркских государств (Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан) фактически исключены из сферы действия закона. Для них продолжают действовать общие правила в рамках закона №6735 «О международной рабочей силе»
Значительная неопределенность
Как закон работал раньше?
Изначально закон №2527, принятый в 1981 году, был направлен на облегчение интеграции и трудоустройства представителей тюркских меньшинств, проживавших за пределами Турции. После военного переворота 1980-го в условиях хаоса и идеологической борьбы военные сделали ставку на турецкий национализм. Предоставление льгот для иностранцев тюркского происхождения было символическим жестом, призванным позиционировать Турцию как историческую родину и защитницу всех тюрок. Например, для болгарских турок, на которых на родине начались гонения.
Закон создавал правовой механизм для привлечения и интеграции лояльных, культурно близких групп населения. Это позволяло Турции оказывать гуманитарную и политическую поддержку тюркским меньшинствам в других странах, укрепляя свое влияние в регионе. Привлекая представителей тюркских диаспор, которые, как предполагалось, легко интегрируются в турецкое общество, власти стремились укрепить социальную стабильность, подорванную десятилетием внутренних конфликтов.
Ключом к этим льготам служил официальный документ — «Свидетельство о тюркском происхождении» (Türk soylu belgesi), который фактически открывал его обладателям путь к привилегированному статусу. Его можно получить в уполномоченных учреждениях в своей стране или в консульстве Турции, а затем подтвердить в турецкой префектуре (kaymakamlık).
В сфере трудоустройства этот документ значительно упрощал получение разрешения на работу и даже открывал доступ к профессиям, ранее закрытым для других иностранцев, таким как адвокат или нотариус, при условии подтверждения диплома. Не менее важными были и миграционные преференции: до 2010 года обладатели статуса могли претендовать на гражданство всего после двух лет проживания в стране, а для отдельных групп, таких как турки-ахыска и уйгуры, была предусмотрена возможность получения бессрочного вида на жительство. Наконец, статус давал преимущества при поступлении в турецкие университеты.
Если ранее закон №2527 распространялся практически на всех этнических тюрок, не являющихся гражданами Турции, то новая редакция документа значительно сузила круг его применения. Теперь граждане независимых тюркских государств (Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан) фактически исключены из сферы действия закона. Для них продолжают действовать общие правила в рамках закона №6735 «О международной рабочей силе».
На данный момент представители тюркских народов, являющиеся гражданами Российской Федерации, также не могут автоматически рассчитывать на применение закона №2527. Их возможное включение в программу будет зависеть от будущих указов президента Эрдогана, в которых должны быть перечислены конкретные общины.
Однако, даже если такой указ будет издан, ключевым условием для получения статуса «тюркского происхождения» является принадлежность к этническому меньшинству в своей стране. Формально это требование может быть применимо к российским тюркам. Тем не менее окончательное решение остается за президентом Турции, что создает значительную неопределенность.
***
По сути, недавние поправки, которые формально ничего не меняют, а наоборот, усложняют процедуру, являются громким политическим заявлением. Таким образом президент Эрдоган обновляет и адаптирует задачи, поставленные еще в 1981 году, но уже в контексте нового статуса Турции как регионального лидера.
Этот шаг выглядит особенно логичным на фоне растущего влияния Анкары в Организации тюркских государств, где Турция все чаще берет на себя инициативу и фактически диктует правила — достаточно вспомнить недавнее продвижение идеи об общем латинском алфавите. В этом контексте обновленный закон служит инструментом «мягкой силы», укрепляя связи с тюркскими общинами по всему миру и недвусмысленно демонстрируя, что Турция видит себя их историческим и культурным «домом». Согласны ли с этим, кстати, другие тюркские государства и народы — это другой и неочевидный вопрос.
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.