Вчера, 13 октября, законопроект пошел по профильным комитетам. В числе первых свой вердикт по документу вынесли члены комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Вчера, 13 октября, законопроект пошел по профильным комитетам. В числе первых свой вердикт по документу вынесли члены комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Фото: tatarstan.ru

Что не так с бюджетом ЖКХ на 2026 год

Законопроект о бюджете Татарстана на 2026-й и плановый период 2027–2028 годов накануне внес в Госсовет раис республики Рустам Минниханов. Это самый главный финансовый документ Татарстана на 4,5 тыс. страниц. Вчера, 13 октября, он пошел по профильным комитетам. В числе первых свой вердикт по документу вынесли члены комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию во главе с Андреем Егоровым.

Коротко напомним: в 2026-м доходы бюджета РТ ожидаются в объеме 498,2 млрд, расходы — 512 млрд рублей, дефицит — 13,8 миллиарда. Дефицит по сравнению с прошлым годом почти не изменился, а доходы и расходы заметно подросли. Тогда в прогнозах были суммы в 425,5 млрд и 439 млрд рублей соответственно. Но это все слишком обширные значения — интереснее все-таки разложить республиканский бюджет на отдельные куски от общего пирога. Чем в ближайшее время и будут заниматься комитеты Госсовета — следить, чтобы всем досталось по потребностям. А потребностей не счесть…

«На бюджет влияет цена на нефть, прибыль сильно сократилась»: какой будет казна Татарстана на 2026 год?

«В целом документ отражает приоритеты социально-экономического развития Республики Татарстан. Наш комитет ответственен за рассмотрение направлений топливно-энергетического комплекса, транспорта, дорожного хозяйства и разделов национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства», — обозначил приоритеты комитета Егоров. Там, как оказалось, есть что обсудить.

Одним из самых болезненных разделов всего финансового плана можно (уже по традиции) назвать жилищно-коммунальное хозяйство. Оно в следующем году получит 26,3 млрд рублей на всю республику. И бо́льшая часть этих денег — 10 млрд рублей — пойдет на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры. К слову, даже этих средств могло бы и не быть в случае, если бы в прошлом году Минниханов не дал старт программе по обновлению ЖКХ в Татарстане.

«Могу узнать, сколько из этих средств пойдет на Казань?» — в моменте заинтересовался цифрами глава водоканала Рустам Абдулхаков. «Это не могу пока сказать, — отвечала на его вопрос заместитель министра финансов РТ Оксана Кисапова. — Распределение осуществляется министерством строительства — в данный момент программа в работе». Это подтвердил и замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Владимир Курдяшев: мол, пока знаем только общую цифру, резать пирог будут позже.

Одним из самых болезненных разделов всего финансового плана можно (уже по традиции) назвать жилищно-коммунальное хозяйство Одним из самых болезненных разделов всего финансового плана можно (уже по традиции) назвать жилищно-коммунальное хозяйство Фото: «БИЗНЕС Online»

Абдулхаков привел в пример средства, которые получило его ведомство в этом году. «Дали 600 миллионов рублей, хотя обещали 2 миллиарда, — начал он, сразу перейдя к сути проблемы. — На сегодняшний день 104 километра железобетонных сетей [в Казани] находятся в аварийном состоянии. Все они, как вы знаете, под дорогами находятся. И мы уже сейчас задумываемся о том, чтобы ограничить движение по ним большегрузной техники — это от 30 тонн и выше».

«Вы, наверное, имеется в виду только наиболее сложные участки?» — уточнил Егоров, который, к слову, ранее руководил водоканалом и хорошо знаком с этим хозяйством Казани. «Нет, все 104 километра», — конкретизировал Абдулхаков.

В чем, собственно, проблема? Основные магистральные канализационные коллекторы столицы РТ построены в 1960–1980-е. «На сегодняшний день в результате длительной эксплуатации в условиях агрессивных сточных вод и воздействия газовой коррозии трубопроводы коллекторов и колодцы полностью утратили свои прочностные характеристики», — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе водоканала. В некоторых местах верхний свод трубопроводов полностью отсутствует. И это приводит к провалам грунта. Их, по информации ведомства, за последние пять лет произошло более 450. А теперь представьте, как под 30-тонной махиной продавливается дорога над изношенной канализационной трубой…

Даже при выделении по 2 миллиарда рублей ежегодно это всего 4 процента устранения недоремонта. При таком финансировании потребуется 25 лет на ремонт этого участка в 104 километра.
Рустам Абдулхаков Глава «Водоканала»
Рустам Абдулхаков глава водоканала

«Мы понимаем», — отозвался на проблему Егоров, но тему развивать дальше не стал.

О проблеме, как известно, говорят давно. Степень износа сетей водоснабжения и водоотведения превышает 70%, это накануне еще раз подчеркивал вновь избранный председатель исполкома Казани Рустем Гафаров. В идеале на восстановление всей инфраструктуры водоканала требуется 127 млрд рублей, называл цифру Абдулхаков на последней интернет-конференции «БИЗНЕС Online». Если выделять по 2 млрд ежегодно, чтобы просто решить проблему дня сегодняшнего, и с учетом инвестпрограмм предприятия на ремонт понадобятся десятилетия.

К 2030 году национальным проектом поставлена задача добиться не менее 85% нормативности подвижного состава. В Татарстане этот показатель, по информации Ханифова, находится на уровне в 79,5% К 2030 году национальным проектом поставлена задача добиться не менее 85% нормативности подвижного состава. В Татарстане этот показатель, по информации Ханифова, находится на уровне в 79,5% Фото: «БИЗНЕС Online»

Общественный транспорт снова не в приоритете

Пройдемся и по другим статьям расходов. Еще один обиженный раздел бюджета — это транспорт. На него всего заложили сумму в 2,6 млрд рублей — столько же, сколько и в 2025-м. Для сравнения: на 8% выросли расходы по дорожному хозяйству. Если в текущем году на эти цели выделено 31,9 млрд рублей, то на 2026-й — 34,5 млрд рублей.

От общей цифры 651,1 млн рублей пойдет на обновление подвижного состава. Субсидии для перевозчиков по льготным тарифам на железнодорожном транспорте составят 380,6 млн рублей, речном — 115,8 млн, воздушном — 356,9 миллиона. Также по данному разделу предусмотрены капитальные вложения на строительство метрополитена в Казани в сумме 1 млрд рублей, обратила внимание Кисапова. Понятно, что на деле «Казметрострою» выделяют в разы больше (иначе первую очередь второй ветки метро к 2028 году не пустят), но в план закладывается всего миллиард.

Кажется, пока уроки предыдущих лет в республике все-таки не усвоены. Напомним, что в начале этого года раис Татарстана называл самой большой проблемой министерства дорожного хозяйства и транспорта РТ Фарита Ханифова именно общественный транспорт. Министр, к слову, тоже присутствовал на заседании в Госсовете, но ничего по теме не сказал.

Минниханов – Ханифову: «Очень много жалоб на работу общественного транспорта!»

«Самый больной вопрос — это работа общественного транспорта, — говорил тогда Минниханов. — Людей волнует дефицит автобусов, водителей, длительное ожидание, ненадлежащее состояние транспорта».

К 2030 году национальным проектом поставлена задача добиться не менее 85% нормативности подвижного состава. В Татарстане этот показатель, по информации Ханифова, находится на уровне в 79,5%. Чтобы добиться целевых показателей, за пять лет надо закупить еще 822 машины. Это почти в 2 раза больше, чем приобрели с 2019 года, — всего 461 автобус и 74 троллейбуса.

И тогда, в январе, министр был настроен вполне оптимистично. Чтобы догнать показатель, нужно всего лишь закупать по 117 автобусов каждый год — это где-то по 2 млрд рублей, говорил Ханифов. План этот, очевидно, горит: денег закладывают втрое меньше. Но в Госсовете обсуждают только законопроект бюджета. Поэтому есть надежда, что решения могут еще измениться.

Весь 2026 год увеличит строительный сектор на 0,8% до 1,011 трлн рублей. Такой же незначительный процент роста ожидается в последующие годы: в 2027-м — на 1% до 1,067 трлн рублей, в 2028-м — на 1,5% до 1,129 трлн рублей Весь 2026 год увеличит строительный сектор на 0,8% до 1,011 трлн рублей. Такой же незначительный процент роста ожидается в последующие годы: в 2027-м — на 1% до 1,067 трлн рублей, в 2028-м — на 1,5% до 1,129 трлн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Строительный сектор будет понемногу расти, но надо восстанавливать спрос на жилье

По верхам социально-экономического развития республики на заседании прошелся первый заместитель министра экономики РТ Олег Пелевин. Кажется, он всю рабочую неделю посвятит обсуждению этого важного показателя для формирования строк расходов и доходов в госбюджете (подробнее о бюджетных показателях — в материале «БИЗНЕС Online»).

«Как обеспечить рост в 2026 году? Они сами не знают!»: в РТ все больше работников «простоя»

А мы выделим строительную долю. Объем строительных работ по итогам января – августа 2025-го составил 539 млрд рублей — это 7,4% удельного веса в экономике республики. В целом рост скромный: всего 0,1% к предыдущему году. Чуть заметнее выглядят результаты по вводу жилья. В Татарстане построили 2,5 млн кв. м, что обыгрывает результаты 2024-го на 1,8%.

А какой прогноз? Довольно сдержанный. Весь 2026 год увеличит строительный сектор на 0,8% до 1,011 трлн рублей. Такой же незначительный процент роста ожидается в последующие годы: в 2027-м — на 1% до 1,067 трлн рублей, в 2028-м — на 1,5% до 1,129 трлн рублей.

«Факторами обеспечения выполнения прогноза в строительном секторе являются восстановление спроса на жилье, стабилизация цен на строительные материалы и сырье, сокращение инвестиционно-строительного цикла и цифровизация процесса, а также реализация национальных проектов и республиканских программ», — прокомментировал прогнозы Пелевин. И с жильем, кажется, ситуация может действительно начать стабилизироваться. Как бальзам на душу, к примеру, прозвучали заявления главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной о том, что в 2026-м ключевая ставка может составить 12–13%. А это уже отличный пинок в сторону жилищного строительства.

Отметим, что первые парламентские слушания закона о бюджете в Госсовете состоятся уже завтра, 15 октября.