Пять поражений в 9 матчах, постоянные разгромы от топ-соперников, 30 пропущенных шайб — неутешительные факты об «Ак Барсе» на старте сезона. И поскольку вот уже месяц неубедительная игра никак не исправляется, на повестку дня уже вышел вопрос о судьбе главного тренера Анвара Гатиятулина. Почему «Ак Барс» развалился так рано? И какие два сценария есть у казанского клуба в дальнейшем? Об этом — в материале «БИЗНЕС Online».
«Ак Барс» с Анваром Гатиятулиным переживает один из худших стартов в КХЛ
Руководство пока никак не реагировало на поражения. Гатиятулин продолжает работу
Прямо сейчас «Ак Барс» переживает один из худших стартов сезона в своей истории. В начале недели казанцы занимали в таблице Восточной конференции 10-е место. Ниже их был только «Салават Юлаев» со слабым составом и проблемами с финансированием. Уфимцев, к слову, «Ак Барс» и обыграл единственный раз в этом сезоне на своей площадке. В остальном — одни поражения, в том числе крупные от «Автомобилиста» (3:6), «Металлурга» (3:6) и «Авангарда» (1:6). Три шестерки — вот такой зловещий знак.
На этой неделе «Ак Барс» немного выправил ситуацию, обыграв на выезде «Барыс» (1:2) и «Металлург» (3:4) и поднявшись на 5-е место в конференции. Однако глобальной картины эти матчи не меняют: «Барыс» ни на что не претендует в этом сезоне, «Металлург» вел 3:0, а сам «Ак Барс» предстал все таким же разобранным на части механизмом без единой игровой модели.
Примерно такой же старт у команды был в сезоне 2022/23 под руководством Олега Знарка. Сейчас у «барсов» было пять поражений в 7 матчах, тогда — четыре в 6. Знарок тогда свой пост сохранил. А что сейчас?
Клуб ждал какого-то решения в понедельник после «Авангарда» — чисто на основании того, что это было очередное безвольное поражение на домашней площадке. В итоге никаких выводов не последовало. Многие подумали, что на этой неделе определенным сигналом была покупка у «Салавата Юлаева» Александра Хмелевского за 230 млн рублей — это рекордный трансфер для казанцев в КХЛ. Мол, тренера решили поддержать сильным новичком.
Подписание Александра Хмелевского никак не связано с ситуацией Гатиятулина
Однако, насколько можно судить, этот трансфер никак не связан с ситуацией вокруг Гатиятулина. Для тренера этот трансфер, наоборот, может создать проблемы: с приходом Хмелевского Гатиятулин уже потеряет возможность сказать в оправдание, что клуб не подписал топовых новичков и все проблемы лежат в области селекции. Отметим, что на фоне сделки Хмелевского усилил свои позиции в клубе генеральный менеджер Марат Валиуллин, к которому тоже накопились вопросы на фоне неудачного старта. Он смог дожать трансфер, несмотря на очевидное давление «Авангарда», который уже видел Хмелевского в своем составе, и манипуляции агентов, которые уже готовились увезти игрока в НХЛ.
Повторимся, пока руководство клуба не высказывало свою позицию по тренеру. Но это не значит, что Гатиятулину дали еще один шанс. Как говорят в кулуарах, сейчас может вестись большая закулисная работа со сбором мнений, взвешиванием разных вариантов, даже тайными переговорами. Вообще, спешить с такими вопросами не стиль «Ак Барса». Того же Знарка уволили только в декабре. Во-первых, потребуется согласование с руководством республики. Во-вторых, прежде чем оформлять расставание, тренеру наверняка организуют решающую беседу с руководством «Татнефти».
Летом «Ак Барсу» урезали бюджет, но состав остался на уровне максимальных 900 млн рублей
У Гатиятулина и штаба нет контакта с командой. Это главная причина, почему все так плохо
Надо ли говорить, что не такого результата ждали от «Ак Барса» перед стартом сезона? Даже после сокращения бюджета клуба на 25% зарплатная ведомость казанцев осталась на уровне максимальных 900 млн рублей, т. е. экономия шла не за счет команды. Сам Гатиятулин вполне ожидаемо называл «Ак Барс» претендентом на Кубок Гагарина в интервью «БИЗНЕС Online» накануне первого матча.
Наше издание долгое время собирало мнения как в клубе, так и за его пределами, чтобы понять корень проблемы. Перейдем к сути: произошел разрыв между игроками и тренерским штабом. Это даже не конфликт: никто не кричит, не швыряет стульями и не лезет друг на друга с кулаками (хотя такое, может, и помогло бы «Ак Барсу» вытащить на эмоциях пару матчей).
У тренерского штаба и команды просто нет контакта, доверия друг к другу, а где-то даже уважения. Все устали, никто ничего не понимает, но для поддержания нужной картинки хоккеисты слушают речи тренера, кивают головой, поддакивают. А потом случаются домашние поражения с 6 пропущенными шайбами. Пары побед и какого-нибудь тимбилдинга для исправления ситуации уже не хватит — слишком все запущено.
Многие в такой ситуации используют слова «игроки сливают тренера». И «Ак Барс», надо признать, находится в опасной близости к этому. Спасает обстановку тактичность Гатиятулина, который, надо отдать ему должное, избегает прямых конфликтов со спортсменами. К тому же у многих игроков — Артема Галимова, Никиты Лямкина, Митчелла Миллера и других — еще в памяти прошлый сезон, когда они показали свой лучший хоккей под руководством тренера.
Почему же в команде пропал контакт?
Прошлый сезон закончился бесславным вылетом от «Динамо»
1. Память о Кубке Гагарина – 2025. Как мы знаем, от прошлого сезона остались и другие воспоминания. В четвертьфинале «Ак Барс» упустил серию с «Динамо» со счета 2–0, проиграл четыре матча подряд, а в последнем потерпел поражение 1:6 перед своими болельщиками. Казанский клуб будто не сделал никаких выводов после такой оплеухи: Гатиятулин продолжил работу, ассистенты тоже, лидеры остались на своих контрактах.
Быть может, жесткой руке руководства «Ак Барса» стоило бы огреть хоть кого-то в этом ряду, провести какой-то показательный маневр, чтобы избавиться от лузерской энергетики после унижения от «Динамо». А поскольку этого не произошло, вся вина автоматически приклеилась к тренеру, тем более он единственный в команде публично взял на себя ответственность за обидное поражение. Хоккеисты, само собой, остались довольны собой и своими миллионами — и решили, что проиграл «Ак Барс» отнюдь не из-за них, а из-за тренера. И уже неважно, так это или нет, главное, осадок остался.
Сам «Ак Барс» тоже поучаствовал в том, что позиции Гатиятулина перед командой настолько ослабли. Здесь опять придется вспоминать конец прошлого сезона, когда Зинэтула Билялетдинов был с командой в раздевалке. Когда трехкратный обладатель Кубка Гагарина так активно вмешивается в работу бескубкового коллеги, хоккейная раздевалка сразу понимает, кто тут «папа». Схема с советами Билла, возможно, имела право на существование, но обставить ее нужно было тоньше.
Команде сообщили об отмене выходного. А тренировки в итоге не было…
2. Гатиятулин слишком интеллигентный. Тяжело ставить тренеру это в вину: он пытается построить с хоккеистами здоровые отношения, разговаривает с ними как со взрослыми людьми, рассчитывает на их зрелость и профессионализм. Но, увы, игроки воспринимают это как слабость. Они с детства привыкли, что на них орут и прессуют.
В этом сезоне тренер не устроил команде ни одного разноса. Казалось, что хотя бы после разгрома от «Авангарда» последуют меры: команде сообщили, что на следующий день у нее отменяется выходной. И что в итоге? В понедельник хоккеистам просто провели короткое собрание, потом вся команда отправилась на прощание с болельщиком Антоном Агафоновым и затем разошлась по домам. Хотя, очевидно, лишняя тренировка с какими-нибудь баллонами ей точно не помешала бы.
3. Санкции применяют не к тем. Гатиятулин избегает публичной критики игроков, но и по его действиям понятно, что у него к ним много вопросов. Например, он посадил в запас на одну игру Миллера, а в другом матче перевел Галимова в четвертое звено. Но нужного эффекта это не дало. Миллер и Галимов сейчас точно не будут биться за тренера, а вся остальная команда расценила это опять же скорее как тренерскую слабость. Следовало бы применять санкции к лидерам, а не к молодым ребятам, которые ничего не могут сказать в ответ и ничего не решают в раздевалке.
Артема Галимова перевели на один матч в четвертое звено. Результата это не дало
Говоря о лидерах, нельзя не вспомнить случай с Дмитрием Яшкиным. Летом его лишили капитанской нашивки, и, пусть у этого решения была своя аргументация (как мы писали ранее, Яшкин реально не справлялся со своими капитанскими обязанностями), итог один: Яшкин тоже перестал биться за тренера. В последних пяти матчах он не забивает, всего у него 4 (2 + 2) шайбы в 9 играх сезона. И реакции на неважную игру Яшкина опять же нет.
Обратим внимание, что в последнее время «Ак Барс» подписал целый ряд игроков, которые не могли принципиально усилить команду, но очень благодарны Гатиятулину за шанс в тяжелой карьерной ситуации. Григорий Денисенко рад обрести себя в Казани после неудавшейся попытки закрепиться в НХЛ, Илья Карпухин и Владимир Алистров — после того как оказались не нужны СКА. Как будто Гатиятулину очень хочется окружить себя «своими» игроками, чтобы создать в команде хоть какой-то противовес лагерю оппозиционеров. К слову, новички и сделали результат в недавнем матче с «Магниткой», пока остальные хоккеисты играли по-прежнему…
Пока Гатиятулина спасают только «свои» игроки. Например, Григорий Денисенко
По логике путей у «Ак Барса» два: становиться либо на сторону тренера, либо на сторону игроков. Это классическая развилка для профессионального спорта. Что касается команды, то частичная ребалансировка явно в угоду тренеру уже произошла. Но поменять всех игроков по ходу сезона не получится — не даст потолок зарплат и скудость рынка. Так что остается второй рычаг — что-то делать с тренерским штабом. Сценариев не так много — относительно мягкий и радикальный.
Первый сценарий: «Ак Барс» дает шанс Гатиятулину, но меняет помощников
Гатиятулин может остаться в «Ак Барсе», но совсем ничего не делать уже невозможно. Лучше не станет, разве что проблесками.
Теперь ясно, что тактической ошибкой «Ак Барса» было позволить Гатиятулину зайти в клуб со своим штабом. Что в Казани хотели получить от набора ассистентов, который в сезоне 2022/23 уже разочаровал «Трактор»? Тогда челябинская команда, мучаясь от примерно тех же проблем, что сейчас у «Ак Барса», вообще не вышла в плей-офф.
При Георгии Гелашвили в «Ак Барсе» ни один вратарь не спрогрессировал
1. Больше всего вопросов к тренеру вратарей Георгию Гелашвили. За два года при нем ни один вратарь «Ак Барса» не улучшил свою игру. А если в прошлом сезоне у казанцев было два сильных вратаря, то сейчас ни Тимур Билялов, ни Михаил Бердин не вселяют уверенности команде. Что тот, что другой могут пропустить две-три необязательные шайбы на старте игры.
С Биляловым, самым опытным вратарем в команде и одним из самых высокооплачиваемых в лиге у Гелашвили, как рассказывают, вообще нет рабочего контакта. Как говорится, не сошлись характерами. Кого правильнее поменять — собственного воспитанника с большим контрактом или тренера, который фактически только начал карьеру?
Результат работы Алексея Тертышного: «Ак Барс» — третий с конца в лиге по реализации большинства
2. Алексей Тертышный — другой ассистент, который очевидно не справляется со своей работой. Он отвечает за большинство. В этом сезоне у команды по этому показателю 12,5% реализации, это 3-е место с конца в лиге. В прошлом сезоне ситуация была не намного лучше: казанцы были только 12-ми в регулярном чемпионате — ниже всех остальных конкурентов в борьбе за Кубок Гагарина.
При этом исполнителей для хорошей реализации большинства у «Ак Барса» хватает — все дело в том, что для них не могут разработать нужную схему, объяснить тактику, подобрать сочетания. При розыгрыше лишнего у команды сплошной сумбур, который мы подробно разобрали здесь. Опасные моменты чаще возникают у своих ворот, чем у соперника…
Александр Макрицкий отвечает за оборону. «Ак Барс» пропустил 30 шайб — больше всех на Востоке
3. Оборона — еще одно слабое место команды. В 10 матчах чемпионата «барсы» пропустили 30 шайб — больше всех на Востоке — и на предпоследнем месте в КХЛ. Меньше пропускают даже скромные «Барыс» (26) и «Салават Юлаев» (28). За оборону отвечает Александр Макрицкий. Его считают наиболее близким соратником Гатиятулина. Возможно, из-за такого статуса Макрицкий многое позволяет себе в общении с игроками. Говорят, что иногда он может перегнуть палку, что влияет на атмосферу в коллективе.
Очевидно, что назрели перемены. Есть ли у «Ак Барса» варианты? Сейчас свободен Константин Шафранов — один из сильнейших специалистов по работе в большинстве. Последние несколько сезонов он работал в СКА у Романа Ротенберга. Позицию можно закрыть и другим экс-помощником Ротенберга Евгением Корешковым. Помимо это, недавно без работы остался Ильнур Гизатуллин. Воспитанник «Ак Барса» покинул московское «Динамо». Когда он работал в «Адмирале», команда была одной из лучших по игре в большинстве.
Свободен Константин Шафранов — один из сильнейших тренеров по большинству
Не составит труда найти замену и Гелашвили. В системе клуба есть Александр Агопеев, который больше 7 лет работает тренером вратарей в казанском клубе, воспитал Артура Ахтямова и Вячеслава Пексу. Оба сейчас пытаются пробиться в НХЛ. Агопеев уже работал в основной команде и вообще должен был сохранить должность тренера по вратарям, если бы Гатиятулин не настоял на назначении Гелашвили.
Проблема лишь в том, что Гатиятулин, по своему характеру человек недоверчивый, не любит приглашать к себе в штаб людей со стороны. Попытка дать ему помощников в «Тракторе» только усугубила ситуацию и закончилась увольнением. В «Ак Барс» единственного тренера со стороны — Дениса Ячменева — Гатиятулин впустил в свою команду только после того, как тот потренировал его сына Илью Гатиятулина в тюменском «Рубине». Ячменева, кстати, описывают как большого профессионала. Он отвечает за нападающих и игру в атаке. В минувшем регулярном чемпионате казанцы побили клубный рекорд по голам — впервые в истории забросили больше 189 шайб (211).
Дениса Ячменева описывают положительно. Это один из немногих тренеров в штабе, кто не работал с Гатиятулиным до «Ак Барса»
Может быть, Гатиятулин имеет право на своих проверенных людей в штабе, все-таки нужна какая-то химия, но максимум на одного. В остальном в команде должны быть исключительно профессионалы, а не любимчики. Причем один из них должен быть с перспективой двух-трех лет стать главным тренером: своих игроков «Ак Барс» воспитывать научился, а вот своих тренеров еще нет.
Второй сценарий: «Ак Барс» назначает нового тренера
Логичный вопрос: окей, мы меняем штаб, а выиграет ли «Ак Барс» Кубок Гагарина? Увы, перспективы очень туманны, надо это признать. Еще месяц такой игры, как сейчас, — и придется бороться не за Кубок, а за плей-офф. Сейчас есть как минимум четыре команды в Восточной конференции, кто сильнее «Ак Барса», — «Металлург», «Авангард», «Трактор», «Автомобилист». На Западе мощный ход набрал чемпион «Локомотив» с Бобом Хартли, также в скором времени прибавит ЦСКА под руководством Игоря Никитина и другие топ-клубы. А требовать от Гатиятулина, никогда ранее не выигрывавшего кубок, чтобы он сделал чемпиона из команды, которая только недавно была на 10-м месте…
Так что логично, что в руководстве рассматривают вариант с заменой тренера. Да, понадобится время на перестройку, ну так и Гатиятулину сейчас тоже нужно будет время.
Отметим ряд обстоятельств, которые могут помешать замене прямо сейчас. Вариантов не тренерском рынке сейчас не сказать что много. Такая же обстановка была в 2024 году, во многом из-за этого Гатиятулин и стал главным тренером «Ак Барса». Идеальным вариантом был и остается Игорь Никитин, но у него контракт с ЦСКА до 2030 года. Дмитрий Квартальнов надолго связал себя с минским «Динамо», Алексей Жамнов — со «Спартаком». Ряд можно продолжить.
На неофициальной пенсии продолжает оставаться Вячеслав Быков
Говоря о свободных тренерах, в первую очередь вспоминается Илья Воробьев. Но брать его после провала сначала с «Металлургом», затем с ЦСКА как-то странно. К тому же Воробьев не умеет работать с молодежью, а в Казани этот момент играет принципиальную роль. Также на неофициальной пенсии находится Вячеслав Быков. Если отбросить в сторону все факторы, это отличный тренер для «Ак Барса» с кубковым опытом. Но в последний раз он работал в хоккее в 2015-м, а затем хорошо обосновался в Европе. Пока никому не удалось найти к Быкову подход, чтобы вернуть его к тренерской работе.
Интересное предложение высказал журналист Алексей Шевченко: можно присмотреться к Виктору Козлову из «Салавата Юлаева». В прошлом сезоне он привел команду к бронзовым медалям КХЛ и доказал, что созрел к работе в топ-клубах. Летом его рассматривали в ЦСКА. Из других плюсов Козлова — богатая игровая карьера, исключительное знание американского рынка, а также умение работать со звездами. Но здесь есть политический момент: переманить Козлова у «Салавата» — это забрать у Уфы последнюю надежду на хоть какой-то результат в этом сезоне.
Бенуа Гру вывел «Трактор» в финал в первый же год работы
Еще один путь для «Ак Барса» — обратиться к услугам иностранного специалиста. Раньше у Казани была принципиальная позиция не назначать легионеров. Но слишком много успешных примеров набралось в последнее время в КХЛ. В 2021 году «Авангард» сделал чемпионом Боб Хартли. В прошлом Кубке Гагарина Бенуа Гру вывел «Трактор» в финал в первый же год работы, а Ги Буше с «Авангардом», который в один момент сезона был вне зоны плей-офф, дошел до полуфинала.
Также этим летом Хартли вернулся в Россию: ему доверили ответственную задачу возглавить чемпионский «Локомотив» после неожиданного ухода из клуба в ЦСКА Никитина. Сейчас и «Трактор», и «Авангард», и «Локомотив» в числе главных претендентов на трофей.
Майк Бэбкок в числе именитых канадских тренеров, кто сейчас без работы
В НХЛ есть топовые тренеры, которые пока без команды, — это олимпийский чемпион и обладатель Кубка Стэнли Майк Бэбкок, двукратный обладатель приза лучшему тренеру НХЛ Джон Торторелла, обладатель Кубка Стэнли Дэн Байлсма и еще целый ряд опытных и перспективных тренеров, для которых поездка в Россию могла бы быть серьезным вызовом. Рискнет ли «Ак Барс»?
***
«Ак Барс» загнал себя в тупик: сейчас клубу приходится выбирать между двумя вариантами, которые оба не принесут быстрого результата. Точно можно сказать, что какой-то волшебной таблетки сейчас для казанцев нет, а кризис не ограничивается одним только главным тренером. Клубный офис тоже явно пребывает в кризисе и застое.
Рекламные нашивки на шортах Хмелевского небрежно пришили — ему не подготовили брендированный комплект
Обратите внимание, в какой форме вышел Хмелевский в первом матче за «Ак Барс» накануне в Магнитогорске. Судя по небрежно пришитой рекламе, ему банально не захватили брендированных трусов. Такое допустимо в ВХЛ, где ранее работал директор «барсов», но выглядит стыдно во второй лиге мира. И эти мелочи характеризуют состояние дел в системе.

БИЗНЕС Online дарит iPhone 17 за подписку!
Переходите по ссылке, подписывайтесь на наши Telegram-каналы и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjcPvraa Правила участия
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.