«Первая сеть, которую мы связали, была вообще неподъемной, из тюлевых тканей. Потому что никто не знал, как это делается, из чего вяжется. Мы ее вязали, а потом месяц распускали», — вспоминает 2022 год Чулпан Сулейманова, лидер движения «Чистополь — фронту». На сегодняшний день движение объединило тысячи волонтеров. На фронт отправлено более 23 км масксетей, более 57 тыс. изделий, включая сложные противодроновые костюмы. К чистопольским волонтерам обращаются гуманитарщики со всего Татарстана, а продукция движения охватила весь фронт от Херсонщины до Курской области. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Волонтерское движение «Чистополь — фронту» появилось еще в 2022 году
Сеть от Кремля до Васильево
Волонтерское движение «Чистополь — фронту» появилось еще в 2022 году. Той мобилизационной осенью активистка Чулпан Сулейманова решила объединить единичных волонтеров. «Я села на кровать и подумала, что ребятам надо как-то помогать. И наутро пришла в администрацию и сказала, что намерена создать волонтерское объединение», — рассказывает она.
Разрешение дали, и Чулпан начала собирать волонтеров. Основным составом добровольцев стал тогда чистопольский ансамбль «Дубравушка». В основном это женщины-пенсионерки, которые бросили все ненужные дела и отправились помогать фронту.
«Я пригласила их, мы поговорили, после чего начали работать. Изначально никто не понимал, как это будет, что это будет. Первая сеть была вообще неподъемной, из тюлевых тканей. Потому что никто не знал, как это делается, из чего вяжется. Мы ее вязали, а потом месяц распускали», — вспоминает Чулпан.
Сети стали основным направлением деятельности. В здании, где расположились волонтеры, были установлены специальные конструкции для плетения масксетей, и с того времени работа не прекращалась ни на день. Почти за три года волонтеры связали и отправили на фронт более 23 км маскировочных сетей. Для понимания: расстояние от Казанского кремля до поселка Васильево Зеленодольского района составляет 25 километров.
Со временем волонтеров стало прибавляться. Основной костяк так и остается за ансамблем «Дубравушка». Нет-нет, да и из волонтерского пункта раздастся песня — это поют волонтеры прямо во время работы.
Сети стали основным направлением деятельности. В здании, где расположились волонтеры, были установлены специальные конструкции для плетения масксетей, и с того времени работа не прекращалась ни на день
Первое производство противодронных костюмов
Но не одними сетями прославилось движение. Следом волонтеры стали шить военные костюмы. Первая заявка поступила от разведчиков на зимние белые костюмы. Причем все бойцы подразделения были ростом более 2 метров. «Самый высокий боец был 2,15 метра, а самый низкий — 2,05. В итоге девчонки сшили 21 костюм 70-го размера! Ребята рассказывают, что им нужно, и хочется помочь, чтобы им было легче жить», — говорит Сулейманова.
Затем началась работа над костюмом «Леший». Его не видно в кустах и траве. Такие костюмы всегда можно было наблюдать в фильмах о снайперах. Но в разведке они не менее необходимы, поэтому запросы стали поступать именно на эти костюмы.
Не одними сетями прославилось движение. Следом волонтеры стали шить военные костюмы
Дальше — больше. Волонтеры стали думать, как защитить бойцов от тепловизоров. На фронте начали появляться защитные одеяла, которые на 30 минут скрывают солдата от вражеского дрона с тепловизионным прицелом. Здесь, в Чистополе, и родилось ноу-хау. Сперва были разработки «на пробу», но позже появились костюмы с защитой внутри. Это сэндвич-система, когда несколько слоев синтепона сменяют слоями фольги. Костюмы двухсторонние, разных цветов, для усиленной маскировки швы ни в коем случае не должны блестеть, они закрываются. Изделия на каждый сезон прошивают разных цветов, так, например, для зимы белый костюм идет с белым шлемом-балаклавой.

Эти костюмы не мокнут, их не видят тепловизоры. На сегодняшний день на фронт отправилось 76 таких костюмов. Соответственно, они спасли 76 жизней наших бойцов. Это единственное известное производство противодронных костюмов в Татарстане. Главное — костюмы укрывают бойца от тепловизора до 2,5 часа.
На сегодняшний день на фронт отправилось 76 таких костюмов
После костюмов волонтеры стали прорабатывать противоосколочные одеяла. Шьются они на ручных машинках. Сами одеяла представляют из себя большое полотно из нескольких слоев арамида (порой до 11). Арамид — прочный материал, который защищает покруче кевлара. «Ребята говорят: „Мы окапываемся, укрылись, тут все грохочет, а мы только слышим, что по одеялу чиркает“. А потом они скидывают одеяло и идут дальше. Также этими одеялами закрывают входы в блиндажи и другие укрытия», — рассказывает Чулпан.

Дарим новый iPhone, Яндекс Станцию Миди или сертификат на покупки за подписку!
Все просто: перейдите в наш бот, нажмите «Старт» и участвуйте в розыгрыше!
Реклама. ООО «БМ Холдинг» erid: 2SDnjd1edfL Правила. Итоги — 13 октября
«Обиваем пороги предпринимателей, чтобы найти финансирование»
На пошив 10 одеял требуется порядка полумиллиона рублей. Также большое количество средств уходит на ткани для рюкзаков, костюмов и т. д. По словам Сулеймановой, в первую очередь финансирование идет за счет неравнодушных граждан. Так, например, бабушки на свои деньги покупают дроны или несут пенсию, чтобы помочь, семьи закупают мотоциклы. «Кто-то и по 50 рублей приносит, уже хорошо», — говорит она.
Волонтеры тем не менее стараются экономить по максимуму. Так, например, ведется налаженная работа со швейными фабриками, которые могут отдавать «кромочки» или лишнюю оставшуюся ткань, чтобы меньше затрат уходило на этот сегмент. «Мы уже привыкли из сбросового материала экономить. Мы не тратим деньги просто так», — говорят волонтеры.
Администрация района не так давно взяла на себя часть работы. Так, железные печки-буржуйки делаются на заказ главы района в Казани. «Обиваем пороги предпринимателей, чтобы найти финансирование. У нас есть предприниматель Сергей Абакунин. Он закупил 30 3D-принтеров! Хотя я изначально просила всего 10. Мы не знали, как их разместить у себя, и Сергей решил устроить в своих помещениях 3D-печать. Мы лишь отдаем его инженерам заявки и чертежи», — говорит Сулейманова.
Через 3D-притеры были изготовлены, отправлены на фронт и уже протестированы множество деталей: хвостовики, сбросники, пластиковые корпуса для мин и многое другое. И одна из последних разработок — пластиковые патроны с дробью калибра 5,45. «Бойцы, протестировав эти патроны, отправили видеоотчет о том, что с расстояния 35 метров ящики из-под оружия наша пластиковая пуля пробивает насквозь», — говорят волонтеры.
Всего волонтеры готовят 42 наименования продукции: от трусов до противодронных костюмов
Какие еще изделия отправились на фронт
Всего волонтеры готовят 42 наименования продукции: от трусов до противодронных костюмов. Всего на фронт отправили 56 тыс. изделий. Это и спальники со специальной подкладкой, чтобы можно было спать на голой земле в окопах и блиндажах, и специальные рюкзаки, чтобы удобно и безопасно можно было носить бутыли с водой. Рюкзачки-переноски позволяют легко переносить бутыли, освобождая при этом руки. Несмотря на то что ткань, на первый взгляд, кажется хлипкой и тонкой, рюкзаки прошиты стропами по всей длине и ширине. Также к рюкзакам изготавливают и отправляют специальные «папки», чтобы снизить нагрузку на шеи и плечи. Это тоже разработка волонтеров отряда.
Помимо одежды, добровольцы изготавливают на фронт и еду. К примеру, пять видов сухих супов. «Я где только ни была, но нигде не видела сухую уху. А мы действительно готовим уху, рыба нужна ребятам, это же очень важно, и уха получается вкусная, хорошая», — говорит Сулейманова. Еще на фронт готовят пять видов каш, домашние чаи.
Также волонтеры отшивают и носилки-волокуши. Они также полностью прошиты стропами, и вес, который они могут выдержать, доходит до 200 килограммов.
Всего на фронт отправили 56 тыс. изделий. Это и спальники со специальной подкладкой, чтобы можно было спать на голой земле в окопах и блиндажах, и специальные рюкзаки, чтобы удобно и безопасно можно было носить бутыли с водой
«В общем, каждая вещь выстрадана, пропущена через себя. Каждый раз с ребят собираем обратную связь, где, как и какое изделие себя повело. Может, нужно что-то изменить», — рассказывают волонтеры.
Самому младшему волонтеру в движении «Чистополь — фронту» 8 лет. Самому старшему — 97. Мужчины занимаются перевозками, погрузками. Бабушки шьют вещи, приносят продукты. К примеру, 95-летняя Мария сама дома упаковывает продукты и теплые вещи в коробки. На коробках волонтеры движения специально пишут «От бабы Маши».
«Ребята ей персонально присылают видеоблагодарности. Она после этого такая счастливая и довольная! Кстати, она всегда хотела увидеть бойца с фронта, чтобы обнять его лично. И так получилось, что к нам приехал парень в отпуск и попросился сам к ней в гости. Но она попала в больницу, и боец поехал к ней. А там был карантин, и никого не впускали. Боец был в военной форме, и после недолгих уговоров его пустили. А баба Маша там слезами вся облилась, за руки его взяла, не отпускает от себя, обнимает!» — говорят волонтеры.
Самому младшему волонтеру в движении «Чистополь — фронту» 8 лет. Самому старшему — 97
Также в районе задействованы школы и институты. Ежедневно в пункт приходят помогать студенты, а по выходным и каникулам — школьники. Сегодня в движении порядка 400 активных волонтеров. Всего же, по словам Сулеймановой, ей удалось объединить 20 тыс. жителей района, которые помогают либо финансово, либо приносят что-то от себя.
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.