В первом полугодии 2025-го было выдано 319 тыс. автокредитов, что всего на 5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года В первом полугодии 2025-го было выдано 319 тыс. автокредитов, что всего на 5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года Фото: © Нина Зотина, РИА «Новости»

Отскока не будет

В первой части традиционного авторейтинга мы отмечали, что, по данным аналитического агентства «Автостат», в первом полугодии 2025-го в России продали 530,4 тыс. транспортных средств (ТС), что на 26% меньше, чем в 2024-м. При этом 82,4 тыс. автомобилей из общего объема были реализованы по госпрограммам, из которых 60,8 тыс. пришлось на LADA.

Но даже при таких падениях РФ удержалась в топ-15 глобального авторынка. Мировой лидер по-прежнему Китай. Причем рынок в Поднебесной продолжает быстро расти — плюс 11,4% до 15,6 млн единиц. Российский авторынок, сократившись на 26%, опустился с 12-го на 15-е место, пропустив Мексику, Испанию и Австралию. На пятки наступает Турция, где за 6 месяцев продажи новых автомобилей подросли на 5,4% до 488 тыс. единиц.

TANK не в фаворе, зато есть Aston Martin за 33 миллиона: автолюкс в Татарстане показывает антирекорды

Падение объемов продаж неизбежно привело к сокращению выручки автопроизводителей и дилеров. И это происходит не только по причине падения продаж, но и по причине снижения цен на новые авто. Буквально недавно президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин поделился статистикой, согласно которой за первое полугодие 2025-го средняя стоимость новых машин в России уменьшилась впервые за 10 лет. Снижение составило около 7% в годовом выражении: если в 2024-м средняя цена составляла 3,35 млн рублей, то в 2025-м — 3,12 млн рублей. В последний раз такой спад отмечался в 2013-м.

Несмотря на спад продаж более чем на четверть и коррекцию цен на автомобили, в первом полугодии 2025-го было выдано 319 тыс. автокредитов, что всего на 5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом общий объем выданных заемных средств на покупку автомобилей сократился на 16% до 416 млрд рублей. Сохранение позиций автокредитования на фоне падения продаж связано с тем, что автопроизводители стали активно субсидировать выдачу кредитов. Если в мае средняя ставка выдачи была на уровне 13,2%, то по итогам июня 2025-го — 11,1%. Причем проникновение кредитов в продажи новых автомобилей достигло рекордных уровней — 83%.

Неполноценное обновление автопарка привело к тому, что средний срок владения автомобилем, который был куплен новым, составил 7,5 года. За последние полгода он увеличился на 3% (в 2024-м был 7,3 года), а за три года вырос на 9% (в 2022-м составлял чуть менее 7 лет). Интересен тот факт, что новыми автомобилями владеют почти в 2 раза дольше, чем теми машинами, которые покупают с пробегом.

Причины такой ситуации всем известны и понятны. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ, динамика уровня инфляции, стабильность рубля, изменения потребительских предпочтений, поднятие утилизационных сборов, а также действия государства по поддержке автомобильной отрасли — это те факторы, которые напрямую влияют на динамику продаж. Пока же прогнозы неутешительны. Несмотря на то что аналитики прогнозируют падение ключевой ставки, продажи автомобилей до конца года движения вверх не покажут: если базовый сценарий предполагает падение продаж от 10 до 20%, то пессимистичный — до 30%.

Если по итогам января-июня 2024 года в РТ было поставлено на учет почти 35 тыс. новых автомобилей, то по итогам прошедшего полугодия — 23,8 тыс. авто Если по итогам января – июня 2024 года в РТ было поставлено на учет почти 35 тыс. новых автомобилей, то по итогам прошедшего полугодия — 23,8 тыс. машин Фото: «БИЗНЕС Online»

Татарстан показывает худшую динамику

В РТ продажи новых авто за первое полугодие упали еще больше, чем в целом по стране, — почти на 32%. Если по итогам января – июня 2024 года в республике было поставлено на учет почти 35 тыс. новых автомобилей, то по итогам прошедшего полугодия — 23,8 тыс. машин. Что касается ТС эконом-сегмента, то всего за январь – июнь в Татарстане владельцами новых ТС стали 22,5 тыс. водителей, что на 29% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Если брать по квартальной разбивке, то в I квартале продажи просели на 28% (с 14 217 единиц ТС до 10 251), а в II квартале (по сравнению с II кварталом 2024-го) — на 31% (12 231 против 17 616). Несмотря на падение спроса, автомобильному рынку РТ еще есть куда падать, ведь в 2023 году продажи в апреле – июне составляли 9,2 тыс. авто, в II квартале ковидного 2020-го — 7,6 тысячи.

На фоне общего падения продаж автомобилей всех брендов доля китайских марок машин в прошедшем периоде сократилась на 6%. Новых транспортных средств с шильдиками made in China было поставлено на учет на 38,5% меньше (падение квартал к кварталу — с 8,9 тыс. до 5,5 тыс. авто), доля китайского автопрома опустилась до уровня 44,8%. Но из 5,5 тыс. автомобилей только 3,6 тыс. было собрано в Китае, остальные в России.

На первую пятерку автомобильных брендов пришлось 72% всех продаж, или 8,8 тыс. авто. 4,7 тыс. машин смогла продать отечественная марка LADA. При этом остальные четыре игрока — Haval, Chery, Geely и Changan — суммарно реализовали в прошлом году на 2,6 тыс. транспортных средств меньше — 4,1 тысячи. Что касается основных покупателей, то 87% приобретателей автомобилей массмаркета — физические лица. За три месяца они оформили в свою собственность 10,7 тыс. авто, тогда как «юрики» купили 1,55 тыс. ТС. Стоит отметить, что в прошедшем квартале продались 194 машины 2023 года выпуска, 6,3 тыс. авто — 2024-го, все остальные (47%) были выпущены в 2025-м.

Продажи автомобилей LADA за прошедший квартал снизились в рамках рынка Татарстана на 32%, хотя в целом по стране продажи данной марки просели на 25% Продажи автомобилей LADA за прошедший квартал снизились в рамках рынка Татарстана на 32%, хотя в целом по стране продажи данной марки просели на 25% Фото: © Belkin Alexey / news.ru / www.globallookpress.com

LADA даже не помог обновленный модельный ряд

У АвтоВАЗа, который последовательно лоббирует повышение утилизационного сбора и таким путем пытается избавиться от конкурентов в его рыночном сегменте, к сожалению, ничего не получается. Продажи автомобилей LADA (1) за прошедший квартал снизились в рамках рынка Татарстана на 32%, хотя в целом по стране продажи данной марки просели на 25%. При этом падает и доля рынка. Если по итогам II квартала 2024-го продукция АвтоВАЗа занимала 39,2% республиканского рынка новых автомобилей, то в этом году — 38,6%. Всего в РТ за изучаемый период времени было продано 4,7 тыс. ТС отечественного бренда, тогда как в апреле – июне 2024-го — 6,9 тыс. авто.

Глава АвтоВАЗа Максим Соколов заявлял, что падение продаж они прогнозировали еще в конце прошлого года. Он винит в снижении продаж высокую ключевую ставку ЦБ, ужесточение требований к заемщикам при выдаче кредитов и китайских автопроизводителей. Соколов считает, что в снижении продаж виноваты китайцы, т. к. из-за огромных складских запасов автомобилей демпингуют и предлагают хорошие скидки при покупке. Действительно, некоторые китайские машины сейчас стоят дешевле, чем год назад.

Кроме того, глава АвтоВАЗа на ПМЭФ подтвердил данные о том, что концерн скорректирует производственный план на 2025 год, что связано с падением авторынка на 30–40%. Соколов на пресс-конференции компании назвал такое решение «естественным» из-за «объективных внешних реалий». По его словам, на АвтоВАЗе будут «внимательно смотреть по рынку», но если тот падает на 30–40%, то и производство «должно следовать этому, особенно при таких запасах, которые есть». «Потому примерно в этих же параметрах будет сокращена и производственная программа», — добавил он.

Глава АвтоВАЗа Максим Соколов заявлял, что падение продаж они прогнозировали еще в конце прошлого года Глава АвтоВАЗа Максим Соколов заявлял, что падение продаж они прогнозировали еще в конце прошлого года Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

Самой популярной моделью на рынке Татарстана остается LADA Granta в четырех модификациях: седан, хетчбэк, универсал и лифтбэк. Суммарная продажа авто данной модели составила 2 557 единиц, снизившись по сравнению с 2024-м на 28%, или на 988 машин. Доля продаж Granta в РТ внутри модельного ряда АвтоВАЗа повысилась с 51,3 до 54,1%, а доля в общей реализации ТС — с 20,1 до 20,9%. Основную часть продаж обеспечила Granta в кузове седан, на нее пришлось 1 120 регистраций новых ТС, еще 618 — на машину в кузове лифтбэк. Рекомендованная розничная цена на Granta начинается с 749,9 тыс. и заканчивается 1,55 млн рублей.

В 2 раза рухнули продажи еще одной модели — LADA Vesta. Спрос на нее за год сократился с 2008 до 982 авто. Причем если Vesta SW выросла в продажах на 8% — с 425 до 460 единиц, то Vesta Sedan показала падение в 3 раза — с 1 583 до 522 штук. Стоимость Vesta в зависимости от серии сейчас варьируется от 1,5 млн до 2,5 млн рублей.

Объемы продаж классической Niva, практически неизменной по форме с начала своего выпуска модели 4×4, упали на 28%. Так, если в апреле – июне 2024-го ее купили только 698 татарстанцев, то по итогам II квартала 2025 года было реализовано 505 автомобилей. В 2 раза меньше пользовалась спросом Niva Travel, продажи которой упали с 644 до 298 авто.

Вышли на рынок РТ и новенькие LADA Largus VP. Перезапуск производства этого популярного бюджетного универсала состоялся в мае 2024 года. Всего за прошедший квартал татарстанские автолюбители обзавелись 366 новенькими машинами.

Согласно статистике, в первой половине 2025-го в целом по стране было реализовано 447 седанов LADA Aura — автомобиль похож на растянутую LADA Vesta. При этом в I квартале текущего года было продано 118 единиц, а в II — уже 329 экземпляров, почти в 2 раза больше. Интересную динамику в структуре продаж стретч-седана LADA Aura отмечают на самом АвтоВАЗе. Дело в том, что бизнес-седан сегодня стали приобретать главным образом частники, тогда как до этого автомобиль покупался, напротив, в основном юрлицами. Более половины (55%, 247 единиц) проданных за полгода Aura приобретены физическими лицами. Юридические лица купили оставшиеся 200 машин (45%). Важно отметить, что в I квартале доля покупок физлицами была в 2 раза меньше — всего 27%.

В Татарстане Aura появилась на дорогах только в II квартале. В общей сложности таких бизнес-седанов было поставлено на учет 14 единиц, или 4% от всего рынка. На физических лиц пришлось 11 регистраций, на компании — три авто.

Буквально на днях, а именно 20 июля, АвтоВАЗ начал продажи своей новой модели — LADA Iskra. Машины уже поступили в дилерские центры бренда в Тольятти, Москве и Санкт-Петербурге. В других городах страны автомобили появятся в течение нескольких недель.

Дилерам доставили седаны, универсалы и кросс-универсалы в белом, синем и оранжевом цветах, именуемых «Ледниковый», «Капитан» и «Табаско». Iskra получила сразу три типа кузова — седан, универсал и универсал SW Cross. Стартовая стоимость седана начинается от 1,25 млн рублей, а самая дорогая версия LADA Iskra — приподнятый универсал SW Cross в максимальной комплектации с вариатором — будет стоить 1,8 млн рублей.

В II квартале текущего года продажи Solaris выросли в 3 раза В II квартале текущего года продажи Solaris выросли в 3 раза Фото: © Maksim Konstantinov / Global Look Press / www.globallookpress.com

Solaris вырвался в топ

На фоне падения продаж всего автомобильного рынка некоторые марки авто раскупали как горячие пирожки. В II квартале текущего года продажи Solaris (6) выросли в 3 раза. Напомним, что легковые машины под брендом Solaris производят на бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге. Автомобили выпускаются компанией AGR, подконтрольной Андрею Павловичу, который выкупил долю в ООО «Фольксваген Груп Рус».

Завод AGR в Питере — это полный цикл: штамповка, сварка, окраска, сборка. Пока они собирают машины из старых запасов Hyundai/Kia — около 70 тыс. комплектов, которых хватит на год-полтора. Модельный ряд бренда включает в себя седан Solaris HS, кроссовер Solaris HC, седан Solaris KRS и кросс-хетчбэк Solaris KRX. Причем это всеми любимые ранее Hyundai Solaris, Creta, а также Kia Rio и Kia Rio X-line, которые прежде сходили с этого конвейера, просто с другим шильдиком.

В РТ в апреле – июне 2025-го было поставлено на учет 492 автомобиля под брендом Solaris, из которых бо́льшая часть (167 машин) с минимальной ценой в 2 млн рублей пришлась на модель HS — седан, который ранее продавался в России под названием Hyundai Solaris.

Solaris, к слову, феномен года. Продажи данной марки выросли сильно по всей России, а бренд, которого ранее не существовало, теперь на 6-й позиции в республиканском рейтинге, он обогнал половину «китайцев». Видимо, автовладельцы, устав от непривычных китайских названий и машин, хотят покупать хоть и простое, но что-то знакомое и надежное.

Что касается официальных «корейцев», то Hyundai сократил свои продажи на 59% — с 300 до 123 авто, а Kia, наоборот, увеличил продажи на четверть: с 134 до 169 единиц. На 1-м месте среди моделей Hyundai — кроссовер Tucson. Несмотря на свой динамичный и прогрессивный дизайн, он сократил число своих поклонников — 79 проданных в 2025-м в Татарстане авто против 175 в 2024-м.

На 2-м месте Palisade, позиционируемый как самый шикарный и крупный автомобиль в модельной линейке Hyundai. Объем его продаж упал некритично — с 15 до 14 поставленных на учет ТС. На 3-ю строчку опустилась Elantra, которая сократила свои продажи в 5 раз — с 64 до 13 авто. Седан Hyundai Elantra, ранее выпускавшийся на калининградском заводе «Автотор», теперь поставляется на российский рынок по параллельному импорту или частным путем. Причем все транспортные средства завезены из Китая по параллельному импорту.

Внутримодельный лидер Kia — компактный кроссовер Seltos, который показал великолепные результаты. Спрос на него вырос в 3,4 раза — с 23 до 78 авто. Sportage пятого поколения также пользуется успехом: его продажи выросли в 2 раза — с 42 до 63 единиц. 3-ю позицию занимает седан K5 с показателем в 8 регистраций, что на 56% меньше, чем годом ранее.

И здесь АвтоВАЗ «в пролете»

«Автозавод Санкт-Петербург» — новое название бывшего питерского завода Nissan. В марте 2023 года завод Nissan Manufacturing Rus переименовали в «LADA Санкт-Петербург», на котором должны были собирать LADA X-Cross 5 на базе китайского кроссовера FAW Bestune T77, но, испугавшись вторичных санкций, китайцы от сотрудничества отказались, LADA свернула производство. В январе 2024-го объявили, что идут переговоры LADA с Chery, после которых было принято решение о сборке автомобилей новой торговой марки. С весны прошлого года здесь стали собирать кроссоверы Xcite X-Cross 7, а осенью запустили еще одну модель, причем 7-местную с полным приводом, — Xcite X-Cross 8.

Но в марте эпопея с отечественной автомобильной маркой Xcite подошла к своему логичному завершению. Автомобили Xcite X-Cross 7 и X-Cross 8 были сняты с производства: компания Chery не будет больше поставлять машинокомплекты для сборки, т. к. автомобиль создан на базе Chery Tiggo 7 Pro. Причем об этом официально не было заявлено, чтобы не распугать клиентов и распродать оставшиеся на складах 10 тыс. машин.

В Татарстане продажи автомобильной марки XCite выросли в 7 раз — с 23 до 161 ТС. Такой прирост произошел после объявления рекордных скидок. Как только цена на кроссоверы Xcite снизилась с 2,5 млн до 1,85 млн рублей, автомобили начали активно раскупать. По информации бренда, выгода при покупке может достигать 750 тыс. рублей. Среднеразмерный Xcite X-Cross 7 с передним приводом теперь доступен от 1 млн 849 тыс. рублей. Флагманская модель X-Cross 8 с полным приводом — от 2 млн 249 тыс. рублей.

Базовая версия кроссовера «Москвич 3» теперь стоит 1 590 000 рублей. В прошлом месяце цены на эту модель начинались от 2 220 000 рублей Базовая версия кроссовера «Москвич-3» теперь стоит 1 млн 590 тыс. рублей. В прошлом месяце цены на эту модель начинались от 2 млн 220 тыс. рублей Фото: © Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

«Москвич» не спасли даже скидки

Корректировка цен коснулась и автомобилей «Москвич». Еще в начале марта здесь объявили о значительном снижении цен на некоторые из своих моделей. Например, базовая версия кроссовера «Москвич-3» теперь стоит 1 млн 590 тыс. рублей. В прошлом месяце цены на эту модель начинались от 2 млн 220 тыс. рублей. Покупка двухпедального «Москвича-3» сейчас обойдется в 1 млн 655 тыс. рублей. Ранее автомобиль с вариатором на официальном сайте стоил 2 млн 285 тыс. рублей.

При помощи государственной программы льготного автокредитования новый кроссовер «Москвич-3» можно купить еще по более доступной цене — 1 млн 360 тыс. рублей. За данную сумму покупателю будет доступен автомобиль в комплектации «Стандарт плюс» 2024 года выпуска с механической коробкой передач.

Таким образом, «Москвич-3» на данный момент стал самым дешевым кроссовером на российском рынке, но это не спасло его от низкого спроса. Видимо, дело абсолютно не в цене. Если в II квартале 2024 года на учет была поставлена 321 такая машина, то в этом — только 143. 129 регистраций пришлось на «Москвич-3», а 14 регистраций взял на себя «Москвич-6» — большой лифтбэк на базе JAC J7. Электрическая версия, к сожалению, опять никого не заинтересовала. Причем только 69 автомобилей были выпущены в 2025 году, все остальные — в 2024-м. Из общего объема только 9 машин приобрели юридические лица.

Sollers пришелся больше по душе

Еще один российский автопроизводитель — УАЗ — снизил реализацию своей продукции в Татарстане всего на 5%, что в нынешних реалиях можно считать успехом. Если по итогам апреля – июня 2024 года в РТ было продано 60 машин, то в этом же периоде 2025-го — 57. На 1-м месте модель 23632 — автомобиль-пикап повышенной проходимости для эксплуатации на дорогах всех категорий, а также по пересеченной местности. Рыбаками и охотниками республики приобретено 31 такое авто, что на 6 меньше, чем в 2024-м. Еще 25 продаж пришлось на классический Patriot, а одна — на модель Hunter.

Популярность пикапов можно наблюдать не только по УАЗу. Так, российский автопроизводитель «Соллерс» выпускает на рынок рамный пикап Sollers ST6. Как и в ситуации с «Москвичом», машина построена на базе китайского JAC T6. Собираются ST6 на бывшем предприятии Mazda во Владивостоке и доступны с бензиновой или дизельной силовой установкой, на 6-ступенчатой «ручке». На дороги Татарстана в прошлом квартале выехало в 2 раза больше, или 63, таких универсальных вездеходов, которые, скорее всего, используются аграриями в районах.

В Татарстане сменился лидер среди иномарок

За прошедшие три месяца татарстанцы купили больше всего автомобилей Chery (2) в сегменте новых машин зарубежных марок. Республиканские продажи бренда упали на 26%. Chery разошелся в РТ тиражом в 1 447 авто. Несмотря на значительное падение продаж, доля марки на рынке Татарстана не изменилась — 11%.

Лидером бренда является обновленная Chery Tiggo 7 Pro, получившая приставку Max в названии. Версия в РФ представлена двумя моторами — турбированным 1,5-литровым на 147 л. с. и 1,6-литровым TGDI на 150 «лошадок». Вариантов трансмиссии тоже две — это либо вариатор, либо робот. Что интересно, в автомобилях 2024 года выпуска исчез вариатор, а объем двигателей и мощность сравнялись — 1,6 л на 150 лошадиных сил. В РТ уже раскупили 388 таких автомобилей (на 35% меньше, чем годом ранее), их рекомендуемая розничная цена варьируется от 2,68 млн до 3,05 млн рублей, что на 200 тыс. меньше, чем еще в начале года.

Следующий локомотив бренда — кроссовер Tiggo 4 Pro, его выбрали 372 водителя. Если на старте продаж «база» оценивалась в 2,05 млн рублей, то сейчас без учета различных скидок комплектация active предлагается за 2,24 млн рублей, а ultra — за 2,57 миллиона.

Chery, которая постоянно обновляет свой модельный ряд, выкатила на рынок модель Tiggo 7L. Это не просто очередной рестайлинг, а серьезная переработка популярного кроссовера. Перед за счет новой решетки стал выглядеть агрессивно, стала тоньше оптика, а сзади вместо раздельных фонарей теперь стильная световая полоса. На рынке кроссовер предлагается в трех основных комплектациях. Базовая версия стартует от 2,68 млн рублей. Всего в Татарстане было поставлено на учет 126 таких автомобилей.

По итогам прошедшего квартала в Татарстане на учет было поставлено 1 267 автомобилей Haval По итогам прошедшего квартала в Татарстане на учет было поставлено 1 267 автомобилей Haval Фото: © Petrov Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

Мода на Haval проходит?

Занимавшая несколько периодов подряд 2-е место по количеству зарегистрированных в РТ новых автомобилей китайская марка Haval (3) теперь располагается на 3-й позиции. Несмотря на то что Haval собирают на заводе в Туле, пятая часть автомобилей этого бренда, реализованных в прошлом квартале, была собрана в Китае.

По итогам прошедшего квартала в Татарстане на учет было поставлено 1 267 ТС. Это почти вдвое меньше, чем по итогам аналогичного периода 2024-го. Доля бренда на республиканском рынке снизилась на 2,4 п. п. — с 12,8 до 10,4%.

Несмотря на 42-процентное падение продаж, бестселлером марки Haval в нашей республике остается кроссовер Jolion. И это несмотря на то, что Haval Jolion сняли с производства в Китае, а в России недавно была представлена обновленная версия автомобиля. В II квартале 2025 года китайцы смогли продать 673 новых ТС. Обновленный Haval Jolion сейчас представлен в трех исполнениях: можно выбрать мощность мотора, привод и коробку передач. Стоимость в зависимости от комплектации и скидок варьируется от 1 млн 999 тыс. до 2 млн 699 тыс. рублей. Всего доступно четыре комплектации — Comfort, Elite, Premium и Tech+.

На 2-й строчке располагается среднеразмерный кроссовер Haval M6. За апрель – июнь текущего года свой выбор в пользу данного автомобиля сделали 189 татарстанцев. По сравнению с 2024-м падение составило 61%. В России Haval M6 представлен с безальтернативным турбированным двигателем объемом 1,5 л мощностью 143 л. с. и крутящим моментом 202 Н⋅м. Комплектация одна — FWD. Кроссовер на механике стоит 1 млн 999 тыс. рублей. За автомобиль с роботизированной коробкой передач просят 2 млн 119 тыс. рублей. Первый с начала года подешевел почти на 200 тыс. рублей, второй — на 180 тыс. рублей.

158 регистраций пришлось на ТС российской сборки Haval F7. Haval крупнее таких машин, как Sportage и RAV4. В арсенале — пара турбомоторов: 1,5 (150 л. с.) и 2,0 (192 л. с.). Цена — от 2,69 млн до 3,49 млн рублей. Сюда можно еще приплюсовать 20 проданных авто, что является результатом выбора купеобразной новинки, скопированной с BMW X6, — Haval F7x.

Лучший прирост в абсолюте показывает Haval H3, который на родине в Китае известен как Haval Cool Dog KaGou. Всего было продано 103 таких новеньких кроссовера, из которых 46 на переднем приводе, а у 57 все четыре колеса ведущие. Стоимость первого начинается от 2 млн 799 тыс. рублей, второго — от 3 млн 299 тыс. рублей. Видимо, из-за высокого спроса на эту модель стоимость всех модификаций данного автомобиля выросла на 100 тыс. рублей.

Если в 2024-м за II квартал было продано 1 234 Geely, то в этом году за тот же период — почти в 2 раза меньше — 695 машин Если в 2024-м за II квартал было продано 1 234 Geely, то в этом году за тот же период — почти в 2 раза меньше — 695 машин Фото: © Petrov Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

Родственные отношения с VOLVO не помогли Geely

Почти в 2 раза отстает от предыдущего игрока марка Geely (4), которая также сбавила свои обороты. Если в 2024-м за II квартал было продано 1 234 авто, то в этом году за тот же период — почти в 2 раза меньше — 695 машин. Именно поэтому доля на рынке снизилась с 7 до 5,7%.

Несмотря на общее падение, Geely Monjaro остается хитом не только российского, но и татарстанского авторынка, но и его настигли кризисные настроения: если в прошлом году за апрель – июнь было продано 455 флагманских кроссоверов Geely, то в 2025-м за тот же период реализовано 227 транспортных средств. Падение в 2 раза. Сам кроссовер построен на платформе CMA и делит ее с такими моделями, как Volvo CX-40 и Geely Tugella. Надо отметить, что платформа разработана компанией Volvo, которая, как известно, с 2010 года принадлежит фирме Geely.

На 2-м месте бренда разместился компактный кроссовер Coolray. Всего за прошедший квартал было реализовано также в 2 раза меньше таких транспортных средств — 124 единицы. Coolray входит в пятерку самых продаваемых моделей авто в России и является третьим по популярности кроссовером. Третий результат показал кроссовер Geely Atlas, на котором остановили свой выбор 113 покупателей (рост на 41%). 4-ю строчку занял седан С-класс Emgrand — 85 проданных машин (падение на 12%).

В дополнение к Coolray на татарстанском рынке продали 261 аналогичный кроссовер Belgee (8) X50, который производится на заводе белорусско-китайского СП «Белджи» под Минском. Belgee X50 отличается от Coolray только шильдиками. Такой бейдж-инжиниринг обусловлен тем, что белорусская сторона выкупила расширенную лицензию на Coolray. Это должно упростить локализацию модели. В частности, теперь не нужно согласовывать смену поставщиков деталей и запчастей, однако дистрибьюцией модели Belgee X50 будет заниматься компания Geely Motors, т. е. представительство фирмы Geely в России. Дополнительно к этому на учет в Татарстане встали 93 X70 — перелицованный Geely Atlas Pro, но с местным акцентом.

Китайский автопроизводитель Changan уверенно удерживает 5-ю позицию по предпочтениям в РТ, несмотря на двукратное падение продаж Китайский автопроизводитель Changan уверенно удерживает 5-ю позицию по предпочтениям в РТ, несмотря на двукратное падение продаж Фото: © Elena Mayorova / Global Look Press / www.globallookpress.com

Отличник Changan

Китайский автопроизводитель Changan (5) уверенно удерживает 5-ю позицию по предпочтениям в РТ, несмотря на двукратное падение продаж. Если в прошлом году было продано 1 298 автомобилей данной марки, то в этом количество поклонников упало на 606 единиц до 692 регистраций (5,6% татарстанского рынка машин).

Самой популярной моделью Changan на автомобильном рынке в прошлом квартале стал среднеразмерный кроссовер Changan UNI-S — это переименованный CS55 Plus с показателем 295 транспортных средств. Самих же CS55 Plus из прошлогодних остатков было реализовано всего 7 единиц — в 61 раз меньше, чем годом ранее. Второй результат показал кроссовер CS35 Plus — 179 реализованных авто. 3-е место занял купе-кроссовер Changan UNI-T, на котором остановили свой выбор 44 покупателя (падение в 2 раза).

Вроде Chery, но под другими именами

Кроме материнского бренда, Chery продвигает и укрепляет свое присутствие в России за счет других моделей, выпускаемых под различными суббрендами. Сюда, помимо так называемого автомобиля премиум-класса Exeed, входят такие марки, как Omoda, Jetour, Jaecoo и Kaiyi.

Компания Omoda (9) предлагает компактный кроссовер C5 и седан S5. Всего в республике за прошлый год осел 281 новенький автомобиль (на 58% меньше, чем в 2024-м), из которых 235 пришлось на кроссовер, а 35 — на седан C-класса, который по размерам практически совпадает с Hyundai Elantra и Kia Cerato. Кроме того, на учет встали 11 С7, которая, по сути, является масштабированной «пятеркой»: колесная база увеличена на 9 см, длина подросла на 26 сантиметров. Также раздалась машина на 4,5 см в ширину и на 8,2 см в высоту, а клиренс стал на 1,5 см ниже. Единственное, что ее отличает от С5, — более хищное «выражение лица», резкий росчерк фар, иной рисунок и обратный наклон решетки радиатора.

Марка Jetour (7), в отличие от Chery, сработала так же, как и в 2024-м. За прошедший период в Татарстане всего было поставлено на учет 446 новеньких авто данного суббренда. Это на одну машину больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Половину продаж взял на себя Jetour Dashing, кроссовер, который наиболее популярен по причине своей доступности.

На треть меньше, чем годом ранее, разошлось по автовладельцам брутальных внедорожников Jetour T2, которые сравнивают с Land Rover Defender по причине их схожести. Дополнительно к этому было продано 54 X70 Plus, верхняя часть которого — это вылитый Mercedes-Benz начала 2020‑х, а также 50 автомобилей Jetour X50, который в Китае называется Soueast DX5.

Если брать «классику», то больше половины из всех проданных Toyota взяли на себя японские Rav4 Если брать классику, то больше половины из всех проданных Toyota взяли на себя японские Rav4 Фото: © Ariana Ruiz/Pi / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Toyota нет, зато машины есть

Несмотря на то что японский бренд Toyota (10) официально покинул российский рынок, автомобили данного бренда частенько встречаются на дорогах Татарстана. Часть из них поставляется из Китая, часть — через Грузию, но уже японской сборки. И это касается не только классических марок, но и эксклюзивных моделей.

Так, например, по республиканским дорогам рассекает абсолютно новенькое (2024 года выпуска) спортивное купе Toyota GT86 на заднем приводе и достаточно мощном двигателе в 231 л. с. или «огромный» полноразмерный внедорожник Toyota Sequoia на 3,5-литровом «движке» мощностью 400 «лошадок» и даже Toyota Land Cruiser Prado 250, которая своим ретростилем символизирует преемственность с внедорожником Land Crusier первого поколения образца 1958 года выпуска.

Если брать классику, то больше половины из всех проданных машин марки взяли на себя японские Rav4. Бестселлер марки увеличил свое присутствие в 2 раза, количество регистраций выросло с 68 до 103. В 11 раз увеличились продажи у кроссовера Toyota Highlander, который до 2022 года реализовывался у нас официально. Сейчас актуально четвертое поколение кроссовера, а в Россию его завозят из Китая. Всего таких автомобилей было продано в количестве 47 единиц. Третья по популярности — Camry XV70 8-го поколения. Седан разошелся по 16 новым владельцам (на 9 машин меньше, чем годом ранее).

***

Второй квартал, как и первый, не показал «диких» продаж. От падения не спасают большие скидки от дилеров и различные формы финансирования покупок. Сейчас склады дилеров переполнены новыми автомобилями. В среднем снижение составляет 5–8%, или порядка 150–170 тыс. рублей, однако даже такие меры пока не дают ощутимого эффекта. На этом фоне немного надежды вселяет заявление главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова. Он допускает, что до конца 2025 года ключевая ставка может снизиться до 15%. Без этого говорить о восстановлении авторынка просто невозможно.