«Для меня доплачивать водителю, как для православного человека, который должен платить десятину на благотворительные дела, на помощь людям, на храмы и так далее, было нормально», — говорил из судебного «аквариума» Сергей Миронов. Суд сегодня перешел к новому этапу в деле экс-главы КирМоса: в прениях прокуратура заявила, что его вина доказана, и попросила отправить в колонию на 8 лет. О том, как на это отреагировала его супруга и когда его повезут на медосвидетельствование, — в материале «БИЗНЕС Online».
Прокуратура попросила отправить Сергея Миронова в колонию на 8 лет
Миронов ждет медосвидетельствования
Гособвинители по делу экс-главы администрации Кировского и Московского районов Сергея Миронова пришли на сегодняшний процесс с внушительной стопкой листов — можно было догадаться, что они подготовились к прениям, которые защита бывшего чиновника старательно пыталась оттянуть. Так, в начале процесса Миронов попросил у судьи Ирины Суховой дополнить свой вчерашний допрос, т. к. не до конца успел к нему подготовиться.
В итоге он еще раз сказал, что ни со своим помощником Артуром Кулешовым, ни со своим водителем Альбертом Шараповым не обсуждал возможность устройства мертвых душ в МУП ДРЭУ для доплат шоферу. И уточнил размер своей зарплаты: если вчера говорил, что зарабатывал «более 100 тысяч рублей», из которых от 5 тыс. до 20 тыс. отдавал водителям, то сегодня заявил, что зарплата у него была от 140 тыс. до 180 тыс. рублей, с учетом квартальных премий и отпускных — еще больше. «И для меня доплачивать водителю, как для православного человека, который должен платить десятину на благотворительные дела, на помощь людям, на храмы и так далее, было нормально», — сказал Миронов.
«Сотрудники администрации, что Шарапов, что Кулешов, просто были напуганы во время предварительного следствия. Я категорически считаю, что ни один из них никакого преступления не совершил. Это максимум дисциплинарный проступок, ну и вопросы морали и этики, когда за моей спиной что-то происходило, какое-то недопонимание и интерпретация моих слов», — говорил Миронов. Поэтому и следствие прекратило дело о мошенничестве в отношении Шарапова, и в отношении Миронова — ущерба нет, состава преступления тоже, подчеркнул экс-чиновник.
Следом адвокат Николай Соколов заявил около двух десятков ходатайств. Просил огласить материалы дела, на которые защита хочет обратить внимание, и приобщить ответы на адвокатские вопросы из КирМоса и ДРЭУ. Прокуратура была против, и суд с ней согласился, ссылаясь на то, что материалы либо не имеют значения, либо уже исследовались. Или, например, что ответы на запросы из КирМоса подписаны действующим главой Владимиром Жаворонковым, который не мог знать о том, какие процессы происходили в администрации при Миронове. Подсудимый то и дело всплескивал руками, сидя в «аквариуме». Единственное, что согласился приобщить суд, — благодарности и грамоты от лица военных, выполняющих долг на СВО, за помощь в 2022 и 2023 годах.
Адвокат просил отложить процесс. Во-первых, отметил он, еще не все ответы на адвокатские запросы им пришли — среди них, например, есть характеристики. Во-вторых, у Миронова назначено медосвидетельствование, на которое он поедет завтра. Результаты освидетельствования могут быть смягчающим обстоятельством в деле, поэтому адвокат попросил дождаться их результатов и истребовать их, когда они будут готовы, и только потом продолжать процесс. Суд дважды ответил отказом — запросы можно было направить и раньше (процесс ведь длится давно), а результаты освидетельствования можно будет предоставить на любой стадии процесса.
«У нас рассматривается дело же. Это же не казнь, не Средневековье!» — эмоционально отреагировал Миронов. На этом суд завершил судебное следствие и перешел к прениям сторон.
Прокуратура пришла к выводу, что следствие правильно квалифицировало действия Миронова. И напомнила, что уволен он был по решению суда, причем с формулировкой «по утрате доверия»
Обвинение: вина Миронова доказана, его действия требуют «принципиальной оценки»
«Указанное преступление относится к коррупционным, дискредитирует государственные органы, а потому характеризуется повышенной общественной опасностью, — сказал в прениях гособвинитель Айрат Ибрагимов. — Противоправные действия требуют принципиальной строгой оценки и неизбежного наказания виновного».
Он напомнил, что Миронова обвиняют по четырем эпизодам преступлений. Три из них — превышение должностных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ, максимальный срок — до 10 лет колонии), четвертое — злоупотребление этими полномочиями (ч. 1 ст. 285 УК РФ, максимальное наказание — до 4 лет колонии). Обстоятельства совершения преступлений были исследованы в суде и они полностью соответствуют тому, что было изложено в обвинительном заключении, указал Ибрагимов.
Вкратце он напомнил, в чем его обвиняют, и привел показания свидетелей, которые, как считает гособвинение, полностью доказывают вину Миронова.
Эпизод первый: доплаты водителю Владиславу Златковскому за счет фиктивного устройства его жены в МУП ДРЭУ Кировского района. По версии обвинения, в сентябре – октябре 2017 года Миронов, «явно выходя за пределы своих должностных полномочий», дал «незаконное указание» директору МУП Юрию Карапузову устроить в организацию жену водителя, чтобы Златковский получал за нее зарплату. Это якобы было доплатой Златковскому за то, что он работал сверхурочно у Миронова. Женщина «работала» с начала октября 2017-го до увольнения в августе 2020-го. Ущерб по этому эпизоду — 787 тыс. рублей, из которых 603 тыс. рублей получил Златковский как «доплату», остальная сумма — налоги, которые уплатило МУП.
По словам Ибрагимова, свидетели, которые были вызваны в суд, это подтвердили — и сам Златковский, и его жена, и помощник Миронова Кулешов.
Эпизод второй: доплаты водителю Шарапову за счет фиктивного устройства его брата Шарапова и знакомого Валерия Зайчикова водителями. По версии обвинения, на балансе КирМоса был Ford Mondeo, который по контрактам содержало ДРЭУ. Миронов якобы дал указание Карапузову устроить водителем на эту машину брата Шарапова, а своему шоферу поручил оформлять за него путевые листы, сам при этом подписывая акты выполненных работ. Брат Шарапова на самом деле не работал, а машина простаивала. Так, за два года, с февраля 2020-го по апрель 2022-го, брат Шарапова получил на свою карту 348 тыс. рублей — это была зарплата за работу водителем Ford (обвинение, напомним, уверено, что он был трудоустроен фиктивно). Более того, МУП заплатило за него налогов еще на 106 тыс. рублей.
После того как брат Шарапова уволился, на его место устроили его знакомого Зайчикова — все по той же схеме. С мая 2022-го по март 2024-го МУП перевело Зайчикову за «работу» 388 тыс. рублей и заплатило 118 тыс. рублей налогов. Общая сумма ущерба по этому эпизоду, по версии обвинения, — 962 тыс. рублей.
Эпизод третий: доплаты водителю Шарапову за счет фиктивного устройства его отца дворником в МУП ДРЭУ. По версии обвинения, Миронов пообещал Шарапову более высокую доплату за переработки. Для этого он дал указание Карапузову устроить в МУП фиктивно его отца дворником. И так с августа 2021-го по февраль 2024-го отец Шарапова, будучи «дворником», «заработал» 674 тыс. рублей (а еще МУП заплатило за него 205 тыс. рублей налогов). Ущерб по этому эпизоду следствие оценило в 879 тыс. рублей.
Общий ущерб по этим трем эпизодам следствие и обвинение оценивают в 2,6 млн рублей. Шарапов, его брат и отец подтвердили, что все было именно так. Более того, в суде была оглашена переписка Кулешова с водителем Шараповым, из которой видна роль Миронова по этим доплатам, указал прокурор. Например, Кулешов, отвечая Шарапову о доплатах, написал ему: «Это вопрос дяди Сережи», «Пахана твоего не турнут, это договоренность главы» и т. д.
Эпизод четвертый: незаконное согласование перепланировки помещений матери Миронова. По версии обвинения, Ирина Миронова в 2018 году купила помещения в доме №1 на ул. Комсомольской, которые сдала в аренду «Агроторгу» (юрлицо магазина «Пятерочка»), а те сделали там перепланировку. Новое помещение не успели зарегистрировать до конца 2018-го, а потом вступили в силу новые правила, по которым регистрация стала возможной по согласованию с администрацией, либо — если перепланировка уже проведена — только через суд. Но в 2020 году юрист Бородина от имени Мироновой обратилась в администрацию и подала документы на согласование перепланировки, которая уже была проведена, на что получила разрешение. По версии прокуратуры, Миронов, желая помочь матери, «действовал с корыстными и личными мотивами», согласовывая перепланировку, которой нарушил права жильцов дома.
Прокурор Ибрагимов отметил, что вина Миронова подтверждается и здесь — показаниями жильцов дома, которые видели, как проводилась перепланировка, на которую они жаловались и в суд, и в администрацию. А также словами подчиненных Миронова, которые эти документы согласовали и отдали ему на подпись. По мнению прокуратуры, они не могли не знать, что перепланировка уже проведена: жалобы поступали в администрацию, сотрудники выезжали на место, проверяли, но, впрочем, указали, что магазин еще не функционирует.
Прокуратура: «Корыстный умысел выразился в желании компенсировать за чужой счет работу водителей»
Прокуратура пришла к выводу, что следствие правильно квалифицировало действия Миронова. И напомнила, что уволен он был по решению суда, причем с формулировкой «по утрате доверия».
«Оценив все исследованные в суде доказательства, считаю, что они являются допустимыми, достоверными, соотносятся между собой и в совокупности полностью подтверждают виновность Миронова», — сказал Ибрагимов. По его мнению, оснований для оговора Миронова у свидетелей не было.
Доводы Миронова о том, что он невиновен, гособвинитель предложил оценивать «критически». «Они опровергаются исследованными судом доказательствами и являются формой реализации права на защиту», — пояснил прокурор.
Также «критически» он попросил отнестись к заявлениям потерпевших — администрации КирМоса и МУП ДРЭУ, которые говорили, что ущерб им не причинен. «Полагаем, что они добросовестно заблуждаются», — указал Ибрагимов, отметив, что факты причинения ущерба подтверждаются документами.
Кроме того, гособвинение объяснило, в чем заключалась корысть Миронова — это, к слову, «квалифицирующий» признак преступления, которое делает тяжесть предъявленной ему статьи более весомой. «Корыстный умысел выразился в желании компенсировать за чужой счет работу водителей во внеурочное время», — сказал гособвинитель. По его словам, Миронов своими незаконными действиями нарушил права и интересы МУП ДРЭУ и подорвал авторитет муниципальных органов власти.
При назначении наказания Ибрагимов просил учесть обстоятельства преступления и характер «высокой степени общественной опасности». Личность Миронова тоже нужно учесть, указал гособвинитель: у него четверо детей, есть поощрения, хорошая характеристика с прошлого места работы, на учете у психиатра не состоит. В качестве смягчающих обстоятельств он предложил учесть все вышеперечисленное, а также состояние его здоровья и то, что он добровольно возместил ущерб МУП ДРЭУ по первому и третьему эпизодам — ранее было озвучено, что его мама погасила 1,6 млн рублей. Несмотря на это, Миронову для исправления стоит назначить реальное лишение свободы, указал прокурор.
По первому и третьему эпизоду он попросил ему назначить по 5 лет лишения свободы, по второму — 6 лет, а по эпизоду злоупотребления полномочиями — 2,5 года.
«По совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначить Миронову Сергею Александровичу наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет с отбыванием в колонии общего режима», — зачитал прокурор.
В это время супруга Миронова, сидевшая в первом ряду и все время до этого державшаяся из последних сил, вскрикнула на весь зал: «Вы вообще в своем уме?!» Мама Миронова, сидевшая позади нее, одернула женщину, но та уже захлебывалась в слезах.
Прокурор, не останавливаясь, читал дальше. В качестве дополнительного наказания он попросил запретить Миронову занимать чиновничьи должности в течение трех лет. Взыскать денег с подсудимого не просили — гражданский иск по делу не заявлен. Но попросили сохранить арест, наложенный на его имущество, — «до возмещения ущерба по уголовному делу».
На этом процесс завершился. Следующим в прениях будет выступать защита Миронова, а затем и сам подсудимый — заседание назначено на понедельник.
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.