«Татнефть» официально запускает строительство бутадиенового завода в Казахстане. Инвестиции превысят $1 млрд, мощность составит 186 тыс. т в год, а продукция пойдет как на внутренний рынок, так и на экспорт. Проект поддержан правительством Казахстана, а запуск предприятия запланирован на 2027-й. О том, откуда новый завод станет брать сырье и кому продавать продукцию, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Татнефть» официально запускает строительство бутадиенового завода в Казахстане
«Татнефть» обзаведется собственным заводом в Казахстане
«Татнефть» приняла решение по строительству бутадиенового завода в Атырау, расположенном в Казахстане. Данный проект крупнейшая татарстанская нефтяная компания реализует совместно с казахстанским инвестиционным холдингом «Самрук-Казына».
Буквально на днях по проекту строительства завода было принято финальное инвестиционное решение (FID), что означает начало активной фазы реализации, пишет издание orda.kz. Мощность будущего предприятия составит 186 тыс. т в год.
Бутадиен — это химическое вещество, ключевое сырье для производства синтетических каучуков, пластмасс и других полимерных материалов. Он широко используется в нефтехимической и шинной промышленности. Его можно использовать в производстве шин, резинотехнических изделий и пластиков.
Инвестиции в строительство оцениваются более чем в $1 млрд, а сама реализация проекта поддерживается правительством Казахстана и входит в стратегическую повестку углубления промышленной кооперации между РФ и РК.
«Тем самым акционеры проекта будут двигаться дальше, и, по нашей информации, следующим этапом планируется выбор EPC-подрядчика до конца года. Данная новость является очень позитивной, принимая во внимание тот факт, что по многим новым нефтегазовым и нефтегазохимическим проектам, в том числе ГПЗ-проектам Казахстана, имеются большие проблемы с реализацией», — прокомментировали решение в телеграм-канале нефтегазовой ассоциации PetroCouncil.kz.
Проект направлен на развитие локальной переработки сырья и создание интегрированной нефтехимической цепочки в Казахстане. Бутадиен будет использоваться в производстве шин, резинотехнических изделий и пластиков как для реализации на внутреннем рынке, так и на экспорт.
Так, в городе Сарани Карагандинской области Казахстана у ПАО «Татнефть» расположен шинный завод Tengri Tyres. В июне 2024 года он начал серийный выпуск бюджетных легковых шин под брендом Attar, предназначенных как для реализации в Казахстане, так и для экспорта в Россию и другие страны. Проектная мощность Tengri составляет 3 млн легковых и 500 тыс. грузовых шин. Ранее предприятие носило название KamaTyresKZ, поскольку изначально входило в шинную группу «Татнефти» вместе с Kama Tyres, но в 2022 году нижнекамский шинный комплекс был продан «Татнефтехиминвест-холдингу». Сейчас Tengri входит в бизнес-направление «Шинный бизнес» группы «Татнефть» вместе с Ikon Tyres (Россия) и Birinchi Rezinotexnika Zavodi (Узбекистан).
Сырье на завод планируется поставлять с Тенгизского и Королевского месторождений, на которых работает компания «Тенгизшевройл». Бутадиен, помимо казахстанских производств, планируется экспортировать в Россию, страны Европы, Китай и Турцию.
Проект направлен на развитие локальной переработки сырья и создание интегрированной нефтехимической цепочки в Казахстане
Откуда проект?
Соглашение о базовых условиях взаимодействия по каучуковому проекту «Бутадиен» с «Казмунайгазом» «Татнефть» подписала еще в апреле 2021 года. «Казмунайгаз» является казахстанским национальным оператором по разведке, добыче, переработке и транспортировке углеводородов, представляющим интересы государства в нефтегазовой отрасли. 90,42% акций компании принадлежат госфонду «Самрук-Казына», 9,58% — Национальному банку Казахстана.
Тогда сообщалось, что мощность каучукового завода в Атырауской области составит 186 тыс. т бутадиеновых каучуков и 170 тыс. т изобутана. В конце того же месяца стороны подписали дорожную карту по реализации проекта «Бутадиен» в Казахстане и рамочный договор по вопросам создания и управления проектной компанией.
Уже в ноябре 2021 года «Татнефть» и «Казмунайгаз» заключили соглашение о создании совместного предприятия «ТОО „Бутадиен“» для выпуска бутадиена и его производных. Доли «Казмунайгаза» и «Татнефти» составили 75 и 25% соответственно.
Но после создания данного совместного предприятия возникли разногласия между партнерами. «Казмунайгаз» не устроила доля участия «Татнефти», которая выросла до 75%, а также тот факт, что татарстанская компания планировала вывозить полуфабрикат на свой завод в Тольятти. «Казмунайгаз» же настаивал на увеличении глубины переработки бутадиена до выработки конечной продукции в Казахстане.
Позднее фирма «Казмунайгаз» реализовала свои 25% в проекте «Самрук-Казына». В 2023 году доля госфонда была передана в доверительное управление «Татнефти». Таким образом, татарстанская компания полностью управляет проектом. В аудированной финансовой отчетности «Самрук-Казына» говорится, что группа учитывает долю в «Бутадиене» как инвестицию в совместное предприятие в размере 8,5 млрд тенге, а чистые активы «Бутадиена» составляют 34,7 млрд тенге по состоянию на начало 2024-го.
В феврале прошлого года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев встретился с гендиректором ПАО «Татнефть» Наилем Магановым. В ходе встречи как раз и были обсуждены планы по развитию сотрудничества в нефтегазохимической отрасли, включая ход реализации крупного инвестиционного проекта по производству бутадиена и синтетического каучука в Атырауской области. Тогда Токаев высоко оценил инициативы «Татнефти» по развитию казахстанской нефтегазовой и горнорудной промышленности и подчеркнул, что эта компания является одним из стратегических партнеров страны в энергетической отрасли.
Уже 21 мая 2025-го Маганов встретился с премьер-министром Казахстана Олжасом Бектеновым. Последний заявил, что власти Казахстана готовы к «конструктивному диалогу» с «Татнефтью», реализации совместных проектов и поиску решений для сотрудничества, а также к внедрению технологий от российской компании на предприятиях РК. В рамках встречи Наиль Ульфатович отметил, что запуск инвестиционной фазы данного инвестпроекта планируется 1 июля.
В мае этого года Маганов встретился с премьер-министром Казахстана Олжасом Бектеновым. Последний заявил, что власти Казахстана готовы к «конструктивному диалогу» с «Татнефтью»
Лицензиат — американская компания?
1 октября 2024 года ТОО «Бутадиен» подписало контракт с China Tianchen Engineering Corporation (TCC) на разработку расширенного базового проекта (pre-FEED) для строительства завода по производству бутадиена и его производных в Казахстане. В рамках данного контракта TCC занимается разработкой полного комплекта проектной документации, адаптированной под местные стандарты и требования Казахстана.
Запуск завода намечен на 2027 год, он будет производить не только бутадиен, но и бутадиенсодержащие продукты, включая синтетический каучук.
Сообщается, что в рамках проекта по производству бутадиена и синтетического каучука планируется выпуск:
- 60 тыс. т дивинилстирольного синтетического каучука (ДССК) для использования в резинотехнической промышленности и производстве шин;
- 40 тыс. т стирол-бутадиен-стирольного каучука (СБС), необходимого для дорожных покрытий и пластиков;
- 40 тыс. т метил-трет-бутилового эфира в качестве высокооктанового бензина ежегодно.
Лицензиаром нового завода выступает американская фирма Lummus Technology. Стоимость соглашения с ней не раскрывается. Контракт Lummus включает лицензию, базовое проектирование и обучение сотрудников нового завода. Кстати, именно Lummus предоставляет свою технологию получения этилена для завода полиэтилена в Казахстане Silleno LLP, проект которого реализуют «Казмунайгаз», СИБУР и Sinopec.
«Если завод запустится в 2028−2029 годах, то ему где-то 4−5 лет работать до того, как будут пересмотрены условия по поставкам»
«В миллиард не уложатся, как и в сроки»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали данный проект и поделились своим мнением.
Олжас Байдильдинов — экс-советник министра энергетики Казахстана, ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть»:
— Проект от «Татнефти», безусловно, важен для Казахстана. Вы знаете, что республика старается развивать нефте- и газохимию, при этом привлекая иностранные технологии и опыт. Лицензиар проекта Lummus Technology — это известная компания в Казахстане, по ее технологиям и лицензией работает завод KPI, производящий 500 тысяч тонн полипропилена в год. И естественно, все понимают, что это международная лицензия, международно признанная лицензия, а у «Татнефти», безусловно, есть компетенции и в строительстве, и в нефтегазохимии, и в маркетинге продукции. В 2024 году уже был запущен шинный завод в Сарани, это Карагандинская область, и очевидно, что часть бутадиена, наверное, будет идти на данное предприятие.
Развитие нефтегазохимии за пределами домашнего рынка для «Татнефти» — это очень важный показатель того, что компания растет, и в целом Казахстан довольно хорошо относится к «Татнефти» и «Башнефти», которые в принципе сопоставимы по размерам с «Казмунайгазом», но при этом имеют более углубленную нефтегазохимию и переработку, производят шины, которые в том числе используются в серийных гонках, что является определенным показателем качества. Проект, безусловно, интересен, нужен Казахстану, нам необходимо углублять переработку. Думаю, что он получит всемерную поддержку со стороны государственных структур.
Первое, что сильно бросается в глаза, — это запуск проекта в 2027 году. Я не совсем уверен, что с учетом вопросов проектирования, адаптации проекта, различных ограничений по вендор-листам, он может быть реализован в 2027-м, потому что, по сути, сейчас уже 2025-й заканчивается. Реально такой завод построить в 2028 году, а если брать с запасом, то даже в 2029-м, потому что одно дело — построить, спроектировать, другое — запустить и выйти на плановые мощности. У нас, например, с запуском нефтегазохимических производств происходит не прямо все так гладко. После реализации проектов завод может еще несколько лет вводиться в эксплуатацию, приниматься государственными уполномоченными органами.
Второе — можно ли уложиться в один миллиард долларов по этому проекту? У нас сейчас на стадии проектирования есть нефтегазохимический завод, там тоже один из европейских лицензиаров. Вендор-лист, который они дают (это список потенциального оборудования), включает в себя, например, европейские организации и частично китайские фирмы, но не российские, потому что они не хотят работать с компаниями и оборудованием из РФ. Соответственно, если ты заказываешь из Европы, то ценник, например, будет X2 к российским или китайским ценам. Безусловно, то, что сейчас происходит, не может не отразиться на проекте, это как минимум удорожит его, на мой взгляд.
При этом возникают вопросы по сырью. Контракт по тому же нефтегазовому месторождению Тенгиз в Атырауской области заканчивается в 2033 году. На каких условиях Казахстан будет передоговариваться о продлении договора — это пока далеко идущий фактор. Если завод запустится в 2028−2029 годах, то ему где-то 4−5 лет работать до того, как будут пересмотрены условия по поставкам. Более того, по соглашению с компанией «Тенгизшевройл» переговоры стартуют за пять лет до окончания контракта, то есть в 2028-м, но понятно, что неофициально они уже идут.
Реализация проекта как раз попадет на этот период «передоговоров», а от исходных параметров цен на сырье будет зависеть окупаемость проекта и проектные мощности.
Сергей Кауфман — аналитик ФГ «Финам»:
— В масштабах «Татнефти» данный проект является достаточно незначительным. При этом он вписывается в стратегию компании по фокусу на более высокомаржинальные проекты при одновременном уменьшении значимости апстрима для конечных финансовых результатов. Также завод может повысить для «Татнефти» уровень вертикальной интеграции при производстве шин в Казахстане.
В условиях ограничений ОПЕК+ и повышенного санкционного давления «Татнефти» сложно увеличивать добычу и экспорт, в связи с чем менеджмент ищет другие точки роста, включая международные проекты и нефтехимию. При этом роль «Татнефти» в нефтяной отрасли Казахстана постепенно увеличивается на фоне сотрудничества с «Казмунайгазом» и производства шин в стране.
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.