«Если российский авторынок не начнет набирать объемы свыше 2 миллионов [проданных] автомобилей [в год], не видать нам прихода инвесторов. Ни российских, ни китайских, никаких…» — описывал сегодня ситуацию с продажами машин президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин. По итогам первого полугодия в РФ продали 569 тыс. новых легковых машин против 719,3 тыс. за тот же период 2024-го. Рынок продолжает падать, и даже скидки от дилеров не помогают. С учетом высокой ключевой ставки зарабатывает только банковский сектор, тревожился спикер. Он призывал государство или принимать меры, или объявить, «что нам не нужен автомобильный рынок». Детали выступления и цифры — в нашем материале.
Алексей Подщеколдин: «Мы не похожи на слабых, плачущих мужчин. Дилеры, как никто другой, знают, что происходит на рынке, и разбираются в причинах»
«Мы не похожи на слабых, плачущих мужчин»
Чуть больше месяца назад на конференции в Казани ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) описывала ситуацию с рынком новых легковых автомобилей в Казани фразой «это не падение, автомобильный рынок прямо грохнулся!» Судя по сегодняшним тезисам президента РОАД Алексея Подщеколдина, ситуация за месяц ничуть не улучшилась, даже стала хуже. Дела с продажами новых машин очень плохи, рынок продолжает падать. И когда будет дно, в ассоциации сказать не берутся.
Но сначала было краткое предисловие. Получая статистику по продажам, многие издания пишут, что «дилеры рыдают», заметил руководитель ассоциации. Как оказалось, такая формулировка ему не совсем по душе. «Мы не похожи на слабых, плачущих мужчин. Дилеры, как никто другой, знают, что происходит на рынке, и разбираются в причинах», — заметил спикер. А что происходит?
Не только автомобильный рынок терпит бедствие, но и вся российская экономика переживает непростые времена. Как отметил спикер, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20% сократилось число заключенных договоров купли-продажи жилья, на 37% просела ипотека. Минус 48% — динамика по продажам спецтехники, минус 53% — продажи экскаваторов, объем проданной сельскохозяйственной техники снизился на 58%. Рынок грузоперевозок в первом полугодии снизился на 20% к аналогичному периоду прошлого года.
И только банковский сектор — бенефициар высокой процентной ставки — показывает рекорды со знаком «плюс». По итогам года он планирует заработать 3,6 трлн рублей, отметил Подщеколдин. О том, что российские банки в 2025-м могут заработать чистую прибыль в диапазоне 3,6–4,1 трлн рублей, говорилось в мартовском исследовании аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Но на деле результаты скорее будут чуть ниже прогноза. В этом году прибыль будет чуть пониже, чем 3,8 трлн рублей в 2024-м, но сопоставимой — от 3 трлн до 3,3 трлн рублей, прогнозировала ранее глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина. Кстати, серьезного снижения «ключа» пока не ждем, еще не сложились условия.
В первом полугодии 2025-го по всей стране было продано 3,6 млн автомобилей, из которых 3,1 млн сделок, или 84%, пришлось на вторичный рынок, а новых автомобилей было продано 569 тысяч
Что касается автомобильного рынка, то, согласно данным РОАД (он свел все числовые данные, полученные от «Автостата», «Автомаркетолога», ассоциации европейского бизнеса, национального агентства промышленной информации и Avito), в первом полугодии 2025-го по всей стране было 3,6 млн сделок купли-продажи автомобилей. 3,1 млн сделок, или 84%, пришлось на вторичный рынок. Новых автомобилей было продано 569 тысяч. Для сравнения: в январе – июне 2024 года показатель составил 719,3 тысячи.
Если в прошлом году доля продаж новых автомобилей составляла 19%, то по итогам января – июня нынешнего года она снизилась до 16%. Таким образом, если еще 12 лет назад новый автомобиль себе мог позволить каждый третий россиянин, то в 2025-м — только каждый 6-й, указывают в РОАД.
От таких падений не спасло даже вынужденное снижение стоимости новых автомобилей. Средняя цена новой машины составила 3,12 млн рублей, что на 200 тыс. меньше, чем на начало года. Подщеколдин вспомнил 2022-й, когда авторынок России покинули автопроизводители из так называемых недружественных стран. Но тогда причины падения автомобильного рынка были всем понятны: ушли иностранные производители, которые занимали на отечественном авторынке долю примерно в 60%. Сегодня же с российского авторынка никто из производителей не уходит. Напротив, наблюдается появление новых автомобильных брендов, в основном китайских или российских (с китайским участием).
Почему падаем теперь? На это повлияло несколько факторов. Во-первых, высокая ставка рефинансирования. Реальный же сектор, в том числе и автомобильный рынок, по словам эксперта, работает по факту на банковский сектор. Несмотря на июньское снижение ключевой ставки на 1 п. п., реальная стоимость заемных средств так и осталась на уровне 27–30%. И если раньше рентабельность автомобильного бизнеса составляла 2,8% в месяц, то сейчас — меньше 1%.
Во-вторых, программы автокредитования для частных лиц и программы лизинга для юридических сократились более чем наполовину. Так, объем кредитования, по данным национального бюро кредитных историй (НБКИ), упал в первом полугодии на 53% — с 975 млрд до 457 млрд рублей.
По причине низкого спроса на новые машины автомобильный парк страны стал стремительно стареть. Более 70% этого парка (35 млн) уже имеет возраст свыше 10 лет, а более 40% от таких «возрастных» авто старше 15 лет
Наконец, программа утилизации автопрома, имеющая понятное предназначение, не сработала, а по сути, только спровоцировала рост цен на автомобили, подчеркнул глава РОАД. Доходы граждан и юрлиц не выросли в том же темпе, что и величина утильсбора, указал спикер.
Все это вкупе привело к тому, что по причине низкого спроса на новые машины автомобильный парк страны стал стремительно стареть. Более 70% этого парка (35 млн) уже имеет возраст свыше 10 лет, а более 40% от таких «возрастных» авто старше 15 лет. При этом средний возраст автомобилей достиг 16,5 года. Государству уже пора объявить, «что нам не нужен автомобильный рынок», негодовал президент ассоциации.
Китайский автопром в России представляют уже около 70 брендов, а их дилерская сеть насчитывает уже свыше 2,5 тыс. работающих автосалонов. Им несладко. Салоны показали за полгода просадку продаж на 28%
У Китая больше половины рынка
По итогам первого полугодия 2025-го российский рынок «просел» на 27%. Если в январе – июне 2024-го в стране было продано 773 тыс. новых автомобилей, то в аналогичном периоде текущего года — 569 тыс. авто. «Это не падение — это обвал. На рынке все неправильно: рынок болен!» — бил тревогу Подщеколдин.
При нынешней динамике, по пессимистическому прогнозу РОАД, по итогам 2025 года в России будет реализовано 1,15 млн новых авто. По оптимистическому — продажи составят 1,3 млн авто. Это в любом случае будет сильно ниже показателя 2024 года, когда в стране было реализовано почти 1,7 млн новеньких машин.
Китайский автопром в России представляют уже около 70 брендов, а их дилерская сеть насчитывает свыше 2,5 тыс. работающих автосалонов. Им несладко. Салоны показали за полгода просадку продаж на 28%. Всего за это время было продано свыше 314,5 тыс. китайских авто, что меньше в 1,4 раза, чем за тот же период прошлого года. Несмотря на такую корректировку, бо́льшая часть, или 55%, российского автомобильного рынка состоит из машин китайских брендов. За год доля упала всего на 1%.
По итогам января – июня 2025 года 40% рынка досталось автомобилям отечественного происхождения. По сравнению с 2024-м доля российских машин на рынке выросла с 36 на 4%. При этом продажи отечественных автомобилей упали за год на 18,2% с 275 тыс. до 225 тыс. штук. Доля машин, завезенных из других стран, снизилась с 8 до 5%, при этом в количественном выражении продажи таких авто упали почти в 2 раза — с 59,3 тыс. до 29,2 тыс. штук.
Снижение доли автомобилей из других стран, по словам Подщеколдина, связано с сокращением параллельного импорта из-за повышения утилизационного сбора и усложнения правил ввоза машин для физических лиц. Глава РОАД считает, что автомобили из государств ЕАЭС и других недружественных стран будут все равно завозить, но только дорогие модели. Так или иначе, доля таких машин, завезенных серыми схемами, станет постепенно снижаться. Добавим, что правительство РФ планирует вскоре убрать льготный утильсбор для авто, которые завозятся для личных нужд, а не для последующей продажи. Потенциально это может серьезно ударить по завозу «параллельных» машин. Сроков пока нет, но распространить рыночный утильсбор на такие покупки планируется в «ближайшее время», отметил на прошлой неделе глава минпромторга РФ Антон Алиханов.
Что касается разбивки по продажам, то на 1-м месте идет АвтоВАЗ, который в этом году продал свыше 110 тыс. авто, что на 19% меньше, чем в прошлом. Следом с 44 тыс. идет Haval — он на 17% сократил свои реализации. Замыкает тройку Chery, на который пришлось 36,6 тыс. продаж и 19-процентное падение.
Всего в первую десятку самых популярных автомобилей попало 8 китайских брендов и 2 российских — АвтоВАЗ и GAZ (UAZ расположился на 13-й позиции). Положительную динамику показали только две марки — Belgee (плюс 26%, 17,8 тыс. авто) и Jetour (плюс 8%, 15,7 тыс. машин). LADA продемонстрировала просадку на 23%, снизив свои продажи с 212,2 тыс. до 162,9 тыс. авто, GAZ и UAZ — на 35% с 27,1 тыс. до 17,5 тыс. машин и с 15,2 тыс. до 9,8 тыс. соответственно.
Кроме того, глава РОАД раскрыл статистику по продажам электромобилей в России. Здесь падение еще более существенное — 57%. Если в прошлом году за первое полугодие было реализовано 10,3 тыс. «электричек», то в этом — всего 4,4 тысячи.
По итогам прошедших 6 месяцев в России было поставлено на учет 29 тыс. новых грузовиков, тогда как в 2024 году их было 61,4 тысячи
КАМАЗ потерял четверть продаж
Отдельно Подщеколдин сделал акцент на рынке грузовых автомобилей, который показал падение продаж на 82%. «Если рынок легковых автомобилей на боку, то рынок грузовых умер», — емко описал лидер российских автодилеров.
По итогам прошедших 6 месяцев в России было поставлено на учет 29 тыс. новых грузовиков, тогда как в 2024 году их было 61,4 тысячи. Продажи китайской большегрузной техники снизились в 1,5 раза (спасибо в том числе повышенному утильсбору) — с 19,6 тыс. до 13,3 тыс. авто, отечественной на 13,6% — до 14 тыс. машин. Благодаря таким неравномерным продажам доля российских большегрузов выросла с 32 до 48%, а китайских снизилась с 61 до 46%.
Несмотря на падение продаж с 10,9 тыс. до 8,3 тыс. авто, или на 24%, КАМАЗ удерживает 1-е место. Расположившийся на 2-й строчке Sitrak показал снижение продаж на 62% — с 10,3 тыс. до 3,9 тыс. авто. Остальные китайские производители потеряли в продажах от 55 до 73%.
«Даже скидки в 1 миллион рублей не могут поднять продажи автомобилей китайских производителей. Дело уже даже не в цене, а в переплате за лизинговые платежи. Никто не хочет отдавать еще полторы машины просто так», — отметил основную причину Подщеколдин. В целом китайские грузовики понесли огромные потери в связи с таможенной и финансовой политикой, добавил эксперт.
«Сейчас проще положить деньги на депозит под 20 процентов и более и ничего не делать. И ничем не рисковать!»
Что делать?
Как указал Подщеколдин, на сегодняшний день необходимо срочно принять стратегию развития автопрома России, в которой надо определить реальный объем производства машин с традиционными двигателями внутреннего сгорания (ДВС), электродвигателями и гибридными силовыми установками. Чрезмерное «увлечение» направлением электрификации автотранспорта приведет к крайне негативным результатам развития российского автопрома. Это увлечение приведет к тому, что внимание государства будет направлено не на развитие откровенно отсталого, классического автопрома, а на развитие автомобилей на «электротяге».
Кроме того, необходимо создать объем рынка от 2 млн до 3 млн новых автомобилей. «Причем практически такого результата мы достигали в 2013 году. И вряд ли результат 2013-го был и останется недостижимым впредь. Нет для этого причин, а вот предпосылок достаточно! — добавил глава РОАД. — Если российский авторынок не начнет набирать объемы свыше 2 миллионов [проданных] автомобилей [в год], не видать нам прихода инвесторов — ни российских, ни китайских, никаких…» Если сформируется рынок, иностранцев не напугают и программы утильсбора, убеждал Подщеколдин.
Также необходимо законодательство, которое обеспечит «приземление» в стране только ответственных производителей, которые не бросят рынок России при первых сложностях. И нужны правила, которые позволят работать на российском авторынке только предприятиям, которые застрахуют свой выход из рынка по любым причинам. И конечно, полное освобождение от утильсбора предприятий, собирающих автомобили из 100% российских компонентов.
Резюмируя свое выступление, глава РОАД отметил, что пока не будет обеспечена взвешенная финансовая политика в отношении всей российской промышленности в целом и автоотрасли в частности, устойчивость национальной валюты, а также кредитование на уровне 10–12%, промышленное развитие России будет просто уничтожаться. «Сейчас проще положить деньги на депозит под 20 процентов и более и ничего не делать. И ничем не рисковать!» — заключил спикер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 116
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.