Караваевский парк Караваевский парк Фото: Алексеев Игорь Евгеньевич, CC BY-SA 1.0, commons.wikimedia.org

Финальный аккорд модернизации

По информации «БИЗНЕС Online», Казанский авиазавод — филиал «Туполева» (КАЗ) и, собственно, его головная компания намерены создать в столице РТ парк с настоящими самолетами — теми, которые выпускал КАЗ. Если точнее, под проект хотят реконструировать Караваевский парк, что напротив авиазавода. В «Туполеве» не стали комментировать эту информацию. В дирекции парков и скверов Казани о такой идее ничего не знают.

По логике, «осамолечивание» парка должно стать финальным аккордом в формировании нового архитектурного облика КАЗа. Его завод должен получить в ходе модернизации, первая часть которой (по военным программам) началась в 2016 году, а вторая (по Ту-214) стартовала в 2023-м. В процессе не только реконструируются старые здания и строятся новые, но и преображается территория. В 2023 году во время визита на КАЗ премьер-министра Михаила Мишустина можно было оценить, как изменилась рекреационная зона возле проходных, в частности, появились фонтан и монумент в виде символического самолета.

Очевидно, что есть желание сделать парк адекватным входной группе предприятия. Проходные (построены в 60-х) изменились радикально: витражное остекление, выступающие вертикальные архитектурные детали в виде стилизованных самолетов. Словом, полет в будущее. А вот соседнее здание заводоуправления символизирует связь с прошлым. Это новодел, в точности повторяющий объект конца 30-х годов. Старый корпус решили снести после того, как в 2018-м обрушилась часть карниза — прямо на автомобиль тогдашнего директора завода Николая Савицких.

Один самолет в парке уже есть: это установленный в 2007 году к 80-летнему юбилею завода сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3. В соседях у него должны появиться еще 3–4 машины: Ту-160, Ту-214, Ил-62 и Пе-2. «Чтобы в парке было установлено столько больших самолетов — такого нет нигде в России, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ председатель совета благотворительного фонда „Легенды авиации“ Михаил Агафонов. — Экспозиции располагаются на специализированных площадках, например, в Монино, Дягилево, Ульяновске. Но мысль интересная».

В проекте угадывается реинкарнация идеи середины 2010-х. Тогда речь шла о том, чтобы создать перед летно-испытательной станцией (ЛИС) экспозицию из Ил-62, Ту-214, Ту-160, Ту-22М3. Даже проект сделали. Впоследствии ее планировали открыть для посещения всеми желающими (не нарушающий секретность формат продумывали). Но до воплощения так и не дошло.

Один самолет в парке уже есть: это установленный в 2007 году к 80-летнему юбилею завода сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 Один самолет в парке уже есть: это установленный в 2007 году к 80-летнему юбилею завода сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 Фото: «БИЗНЕС Online»

Где взять самолеты?

Важно то, что вышеупомянутые самолеты не надо везти издалека — они есть на КАЗе. Например, мемориальный Ту-22М3 — это один из 6 хранившихся на заводе планеров бомбардировщиков-ракетоносцев: фюзеляжей с крыльями, оперением, шасси, но без двигателей, бортового радиоэлектронного оборудования и т. д. Их изготовили в начале 90-х, однако в дело они не пошли, поскольку в 1993-м строительство Ту-22М3 прекратили. В итоге один достроили в 1997-м, еще один стал памятником, а оставшиеся четыре сначала долго стояли возле ЛИСа, а потом их перетащили на старую взлетно-посадочную полосу.

Можно ли найти Ту-160? Источники полагают, что один такой самолет есть Можно ли найти Ту-160? Источники полагают, что один такой самолет есть Фото: «БИЗНЕС Online»

Занятно, что при ректоре (2007–2011) Юрии Гортышове на одну из «троек» положил глаз КНИТУ-КАИ. Тогда была мысль создать перед университетским корпусом №2 (Четаева, 18) экспозицию из выпускавшихся в Казани самолетов. Однако по Ту-22М3 не сошлись в цене с заводом. Не реализовали и идею об установке там же Ту-160. А можно ли вообще найти такой самолет? Этих машин выпустили немного, и их нет ни в одном музее военной авиатехники — ни в Монино, ни в Энгельсе, ни в Дягилево. «На КАЗе должен был остаться один невостребованный Ту-160, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в авиапроме. — Это не боевая, а экспериментальная машина, построенная в середине 80-х. В Казань ее пригнали на модернизацию, но денег не стало, и тему закрыли».

Одним из мемориальных самолетов должен стать Ту-214 Одним из мемориальных самолетов должен стать Ту-214 Фото: «БИЗНЕС Online»

Ту-214 тем более не проблема. Предположительно, на хранении находятся четыре лайнера, и поднять их в воздух уже не представляется возможным. В 2021 году, чтобы избавить ОАК от лишних затрат, «Ростех» решил раздать непригодные для эксплуатации самолеты и вертолеты. Индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации Анатолий Сердюков разослал главам регионов письмо с предложением взять воздушные суда бесплатно, как представляющие культурную и историческую ценность, помочь в благородном деле сохранения авиационного наследия. Всего — 34 самолета и 9 вертолетов. Среди них — первый летный прототип Ту-214, поднявшийся в небо 21 марта 1996 года.

Ил-62 на заводе когда-то стояло немало, какие-то машины должны были остаться. Если нет, то эти лайнеры еще используют некоторые эксплуатанты и неизбежно будут их списывать.

Ил-62 еще используют некоторые эксплуатанты и неизбежно будут их списывать Ил-62 еще используют некоторые эксплуатанты и неизбежно будут их списывать Фото: «БИЗНЕС Online»

С Пе-2 сложнее. Подлинник есть только в Монино, да и то его собрали из четырех самолетов, которые после войны использовали как мишени для артиллерии. Можно сделать полноразмерный макет. Как рассказал «БИЗНЕС Online» владелец ИП «Мастерская „Машины Победы“» (Краснодар) Алексей Сузановский, макет Пе-2 — это большая ветро- и снегонагруженная конструкция, и сделать такую за миллион (условно) нереально — простоит месяц и развалится. Полноценный макет, скорее всего, будет стоить до 7 млн рублей. Насколько такая копия соответствует оригиналу? «Смысла копировать клепка в клепку нет — все равно никто не поймет, — говорит Сузановский. — Да, есть фирмы, которые делают абсолютно точные копии, но там цены — космос. Считаю, должна быть золотая середина — чтобы могла потянуть обычная организация и было максимально похоже». По его словам, таких заказов не чтобы поток, но интерес постоянный и из разных регионов. На сегодня компания сделала четыре полноразмерных макета — три И-16 и МиГ-3. Самое длительное — цикл сделки, он может растянуться на год, а само производство — минимум полгода.

Один из вариантов по Пе-2 — сделать макет Один из вариантов по Пе-2 — сделать макет Фото: «БИЗНЕС Online»

Второй вариант — Пе-2, который сегодня воссоздает региональная общественная молодежная организация «Объединение „Отечество“» РТ. Для этого используют фрагменты 81 найденного по всей стране поисковиками пикировщика, на сегодня есть примерно 80% комплектующих. Готово ли «Отечество» поставить самолет возле КАЗа? Как рассказал «БИЗНЕС Online» управляющий делами организации Илья Прокофьев, сегодня концепция будущего Пе-2 такова: самолет должен нести информационную нагрузку — рассказывать о конструкторах, летчиках, заводе; посетителю надо предоставить возможность залезть в кабину; и самолет обязательно должен находиться под крышей.

КНИТУ-КАИ удалось сохранить стоявший ранее возле 6-го здания вуза и (положа руку на сердце) приходивший в негодность Ту-144 КНИТУ-КАИ удалось сохранить стоявший ранее возле 6-го здания вуза и (положа руку на сердце) приходивший в негодность Ту-144 Фото: «БИЗНЕС Online»

Сожженные и спасенные

Точечные попытки сохранения авиационной истории в железе Казань предпринимала и ранее. Старожилы помнят установленные в 1980 году на ул. Мавлютова и в Дербышках Ту-124 (оба самолета летали в Казанском объединенном авиаотряде). В 1977-м в парке им. Урицкого нашел последнюю стоянку Ан-10А: самолеты этого типа в 1962 году открыли линию Куйбышев – Казань – Москва – Ленинград. Внутри лайнера сделали детский кинотеатр «Антошка» и детское кафе. Все три машины сожжены вандалами в начале 90-х. В 2015 году тогдашний глава Московского района Дамир Фаттахов предлагал вновь установить в парке им. Урицкого Ан-10. Говорилось о том, что спонсоры готовы подарить самолет, но нужен инвестор, который займется его обустройством. Больше информации на этот счет не поступало.

КНИТУ-КАИ удалось сохранить стоявший ранее возле 6-го здания вуза и (положа руку на сердце) приходивший в негодность Ту-144. Его перевезли на Четаева, и сейчас на его базе создается технический музей. Это один из 7 еще оставшихся самолетов данного типа (всего было построено 16 летных экземпляров). В 1984 году КАИ купил его за 10 тыс. рублей (тогда столько стоили «Жигули») как учебное пособие, пример студентам, какие задачи можно перед собой ставить, плюс — воспитательная роль красоты.

В 2020 году возле Kazan Expo Hotel, что рядом с международным аэропортом «Казань», установили Як-42Д. В нем намерены сделать ресторан.

Як-42Д рядом с международным аэропортом «Казань» Як-42Д рядом с международным аэропортом «Казань» Фото: «БИЗНЕС Online»

В начале 2010-х у местных гражданских авиаторов была идея создать музей авиационной техники в Куркачах. Инициатива исходила от председателя совета директоров ГК «Тулпар» Азата Хакима. Тогда у него не поднялась рука разрезать на металлолом Як-40. «Вот так порезали все Ту-124, и где их сейчас найти? — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — А какую роль эта машина сыграла в истории казанского авиаотряда! Я смотрю, как за границей относятся к старым самолетам — завидно. Да что заграница: в Усть-Каменогорске вся история местного авиапредприятия представлена настоящими самолетами». Тогда было реально найти Як-42, Ту-134, Ан-2, Ми-2, Ту-154, Ил-62, L-410, Ми-8. Но замысел не получил развития, в том числе потому, что Куркачи слишком далеко от Казани.

Идею авиамузея под открытым небом воплощает на своем аэродроме Караишево бизнесмен, бывший управляющий директор «Туполева», пилот и энтузиаст авиации Константин Тимофеев. На сегодня в экспозиции — МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27, Ми-8, Ми-24, L-39, реактивные беспилотники Ту-141 «Стриж», Ту-143 «Рейс». «Смысл какой? — говорит Тимофеев. — Можно прийти и потрогать руками». Впрочем, это уже Лаишевский район.

Бережно относятся к своей истории на КВЗ: на территории завода выставлены образцы выпускавшейся на предприятии техники. Но, увы, доступа всем интересующимся туда нет.

В России есть авиационные музеи, но их не сравнить с иностранными ни по финансированию, ни по качеству их храненияВ России есть авиационные музеи, но их не сравнить с иностранными ни по финансированию, ни по качеству их храненияФото: «БИЗНЕС Online»

Навстречу 100-летия КАЗа

В России есть авиационные музеи, но их не сравнить с иностранными ни по финансированию, ни по качеству их хранения. К зарубежным эталонам близок разве что технический музей Уральской горно-металлургической компании в Верхней Пышме. «Это самый крутой по технологиям российский авиамузей, — говорит источник. — Но там благодаря владельцам выделяются совсем другие деньги. Слава этим людям и хвала». Казань же, город с выдающейся авиационной историей, где профильный музей напрашивается естественным образом, в этой области не проявила себя никак.

«На том же авиазаводе машины стоят и постепенно приходят в негодность, в итоге разрежем их на лом, — говорит источник. — А для воспитания молодежи такие вещи незаменимы! Надо уважать себя. Кто-то сдает самолет в лом, а кто-то хранит как историю. С точки зрения экономики выгодно порезать, а с точки зрения исторической перспективы, уважения к своему прошлому мы должны экономику таких проектов по-другому считать. Рано или поздно к этому придем. Завод все равно встанет на ноги и поймет, что уважать старшие поколения — основа».

Наш собеседник оценивает идею с Караваевским парком положительно, но считает ее все-таки больше декоративной и камерной. По его мнению, можно было бы подыскать и другие выпускавшиеся в Казани самолеты: Ту-16, Ту-22, Ту-22М2. Как считает бывший (в 1997–2002 годах) командующий дальней авиацией, а ныне председатель совета ветеранов ДА Михаил Опарин, первые две машины найти вряд ли возможно — на хранении их уже нет, остались только те, что установлены как памятники. «Но неужели на заводе не сохранили Ту-22?» — удивился он в разговоре с «БИЗНЕС Online». Впрочем, музей УГМК как-то нашел и тот и другой бомбардировщики.

Ту-334 Ту-334 Фото: «БИЗНЕС Online»

Казовские машины можно было бы дополнить летавшими здесь гражданскими самолетами и машинами, не имеющими к Казани прямого отношения. Почему бы не установить хотя и не пошедший в серию, но, несомненно, ценный для авиаистории (и конкретно для казанской) Ту-334? Сердюков предлагал первый летный прототип, который сегодня находится на базе «Туполева» в Жуковском (аэродром Раменское). Но в Казани есть свой Ту-334 — второй летный прототип. По нашей информации, с ним попросту не знают, что делать.

На КАЗе хранится Ил-14Т, один из двух оставшихся в стране таких самолетов На КАЗе хранится Ил-14Т, один из двух оставшихся в стране таких самолетов Фото: «БИЗНЕС Online»

Или на КАЗе хранится Ил-14Т, один из двух оставшихся в стране таких самолетов. 1958 года выпуска, сначала он эксплуатировался в десантной авиации, а потом использовался как поисковый самолет для эвакуации с места приземления космонавтов. Летал Ил до 1986-го. Сегодня он стоит на аэродроме КАЗа без крыльев и стабилизаторов в крайне потертом виде. Машину можно довести и до летного состояния — удивительно, но двигатели в порядке.

Создание авиационного парка стало бы неплохим проектом к 100-летию КАЗа, которое мы будем отмечать в 2027 году Создание авиационного парка стало бы неплохим проектом к 100-летию КАЗа, которое мы будем отмечать в 2027 году Фото: rais.tatarstan.ru

Для создания экспозиции можно рассмотреть территорию КАЗа возле поселка Борисоглебское и землю завода в пойме Казанки, где некогда было подсобное хозяйство предприятия и с которой сегодня не знают, что делать. Что касается транспортировки, то дело это сложное и дорогостоящее, но решаемое, все зависит от желания.

Как бы то ни было, создание авиационного парка стало бы неплохим проектом к 100-летию КАЗа, которое мы будем отмечать в 2027 году. Время еще есть.