Сергей Шахрай: «Надо объявлять конкурс на историческую научную работу о легитимности власти в российских условиях. Я это серьезно» Сергей Шахрай: «Надо объявлять конкурс на историческую научную работу о легитимности власти в российских условиях. Я это серьезно» Фото: «БИЗНЕС Online»

Почему Россию гипотетически могут исключить из совбеза ООН

Сама процедура, о которой говорит Антон Анатольевич Кобяков, появилась, когда процесс распада уже прошел точку невозврата. Но это не главное. Есть более важный момент: союзная республика по имени РСФСР никогда не выходила из состава СССР. Не выходила! В Декларации РСФСР о суверенитете от 12 июня 1990 года нет ни слова о выходе. И какого-то специального решения об этом не принималось.

Все другие союзные республики (кроме РСФСР и Казахстана) воспользовались записанным в Конституции СССР правом свободного выхода на основе референдумов и решений парламентов.

Сергей Михайлович Шахрай — российский государственный и политический деятель. Действительный государственный советник Российской Федерации I класса.

Заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор. Автор проекта действующей Конституции Российской Федерации (совместно с Сергеем Алексеевым). Им написаны фундаментальные учебники по конституционному праву, государственному управлению и контролю, а также международным геополитическим вопросам, которые заложили основы современного государствоведения России.

Руководитель центра развития международных научно-образовательных кампусов НИУ «Высшая школа экономики».

Родился 30 апреля 1956 года в Симферополе Крымской области в семье военного летчика. С отличием окончил юридический факультет Ростовского государственного университета (1978), защитил кандидатскую диссертацию (1982, аспирантура Московского государственного университета им. Ломоносова).

В 2001 году Шахраю присуждена ученая степень доктора юридических наук, в 2004-м — ученое звание профессора.

Окончил Финансовую академию при правительстве Российской Федерации (2004), Дипломатическую академию МИД Российской Федерации (2011).

В 1982–1990 годах работал на юридическом факультете МГУ им. Ломоносова. В 1987-м создал первую лабораторию правовой информатики и кибернетики МГУ и заведовал ею до 1990 года.

1990–1992 — народный депутат РСФСР, член верховных советов РСФСР и СССР, член президиума Верховного совета РСФСР.

1991 год — председатель комитета по законодательству, государственный советник РСФСР по правовой политике.

1993–1997 — депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ двух созывов.

В 1991–1996 годах работал в правительстве РФ (заместитель председателя правительства РФ, министр РФ по делам национальностей и региональной политике и др.). Глава временной администрации в районе осетино-ингушского конфликта (1992–1993).

До апреля 2023 года — председатель и член совета директоров, первый проректор и председатель ученого совета Университета МГУ — ППИ в Шэньчжэне, проректор МГУ им. Ломоносова, научный руководитель, президент Высшей школы государственного аудита (факультета) МГУ им. Ломоносова.

Член президиума Российского исторического общества, руководил правлением РИО, председатель комиссии Российского исторического общества по цифровым технологиям в исторической науке и образовании. Вице-президент академического учебно-научного центра Российской академии наук — Московского государственного университета им. Ломоносова. Основатель центра конституционного законодательства и публичного права, руководитель научных проектов центра.

Главный редактор журнала «Вестник Московского университета. Серия 21. Государственный аудит».

Автор закона «О референдуме РСФСР», участвовал в разработке федеральных конституционных законов «О Конституционном суде РФ», «О правительстве РФ», федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «О Счетной палате РФ», «О национально-культурной автономии в РФ» и многих других (всего более 100).

Автор более 200 научных работ, в том числе около 50 монографий, учебников и учебных пособий по государствоведению, цифровой конституции и цифровым технологиям в государственном управлении, по государственному (конституционному) праву, государственному аудиту (государственному финансовому контролю), по международному экономическому сотрудничеству, цифровому суверенитету, конвергенции мировых правовых систем, государственному управлению в социально-экономической сфере, особому пути России и Китая, экономико-правовым аспектам развития БРИКС и др.

В 2021 году в Москве вышла в свет монография Шахрая «Как я написал Конституцию эпохи Ельцина и Путина». Автор фундаментальных монографий «О Конституции: основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований» (2013), «Общество в период изменений: Опыт конституционного строительства» (2013), «Неизвестная Конституция» (2013), «Признать соответствующим Конституции…» (2011), «Измерения прогресса» (в соавторстве с С.М. Поповой и А.А. Яником) (2010), «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993–2003 годы» (в соавторстве с С.В. Степашиным, Поповой, Яником и др.) (2005), «Модернизация государства и права на современном этапе: российско-китайский взгляд» (в соавторстве с А.Г. Хабибулиным и Ян Синьюем) (2006), «Конституционное правосудие в системе российского федерализма» (2001) и др.

Научный руководитель и составитель ряда сборников архивных документов по истории современный России.

В Беловежской пуще РСФСР, как страна – учредитель Союза ССР, юридически зафиксировала факт распада созданного в 1922 году государства. И сделала это вместе с двумя государствами-учредителями — Украиной и Белоруссией.

Кстати, Украина за три дня до Беловежской пущи, до создания СНГ даже умудрилась денонсировать Договор об образовании СССР. Верховная Рада, точнее, тогда это еще был Верховный совет Украинской ССР, 5 декабря 1991 года постановила, что «Договор 1922 года о создании Союза ССР Украина считает относительно себя недействительным и недействующим».

Кроме того, на Западе могут «подхватить» нашу позицию и удалить Россию из совбеза ООН и других международных структур. Ведь это советник президента сказал, а не частное лицо!

Если СССР существует, как вы сами утверждаете, то собирайте высшие органы власти СССР и возвращайте их представителей в международные организации. Или принимайте «юридически правильные» решения о роспуске СССР и его правопреемниках. А может, это будет Украина, а не Россия? И ей достанется место в совбезе ООН? Ну или договоритесь со всеми бывшими союзными республиками, кто это будет.

Надо заодно проверить соблюдение процедуры распада Золотой Орды

Эта дискуссия выпускает из бутылки опасного джинна. Юридическая неточность может привести к очень негативным последствиям для России за рубежом, где и так любви к нам никто не испытывает. Я опасаюсь, что куча аналитиков, которые не хотят, не умеют анализировать документы и факты, подхватят этот «сигнал сверху» и понесут его по городам и весям. Надеюсь, эту небезобидную волну власть остановит.

Если пользоваться аргументом неточного и неполного соблюдения юридической процедуры, то придется признать, что у нас до сих пор юридически существует и Российская империя. Ведь Николай Второй совершенно незаконно, не по процедуре отрекся от престола. После этого отречения и пошло-поехало — Октябрьская революция, распущенное учредительное собрание…

Надо объявлять конкурс на историческую научную работу о легитимности власти в российских условиях. Я это серьезно.

Могут даже спросить, как насчет Золотой Орды. Документов не видел. Тут надо будет попросить историков и юристов проверить соблюдение юридических процедур распада Орды.

В 2020 году на референдуме были одобрены поправки к Конституции, внесенные президентом. Среди них новая статья Конституции 67.1. Вот ее первая часть: «Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации».

На мой взгляд, тем самым тема юридического существования СССР полностью закрыта. Нельзя быть «продолжателем» и «правопреемником» страны, которая существует! Печально, когда советник главы государства забыл норму Конституции, внесенную туда президентом РФ.

Но если СССР до сих существует де-юре, то нелегитимным оказывается и действующий президент РФ. И в целом Россия тоже нелегитимна. Ведь она не РСФСР! Так что при желании призывы считать СССР существующим вообще можно трактовать как нарушение закона, поскольку они направлены против интересов сегодняшней России.

Возможна и такая аналогия: человек умер «неправильно» — раньше, чем ожидали. Так что, считать его живым? Будем приглашать на собрания и выдавать зарплату.

Как обошлась Украина в 1991 году с Договором об образовании Союза

Я упомянул решение парламента Украины от 5 декабря 1991 года денонсировать Договор об образовании СССР. В тот день Верховный совет республики объявил Договор об образовании Союза ССР от 30 декабря 1922-го для себя «недействительным и недействующим». И с правовой, и с политической точки зрения такое решение означает возвращение страны в ситуацию на момент его принятия.

Давайте бросим взгляд на карту Украины от 30 декабря 1922 года. В ее составе не было Крыма, Одессы, Харькова, вообще Малороссии с Донецком и Луганском. Впрочем, не было и нынешней западной части — Львова с Закарпатьем, Буковиной.

Правда, Верховный совет тогда сделал оговорку в тексте обращения, что Украина признает «нерушимость существующих государственных границ». Однако договор от 30 декабря 1922 года носил учредительный характер, поэтому все территории, которые Киев получил в советское время, от него производны и на нем основаны.

В общем, 5 декабря 1991 года парламент Украины открыл ящик Пандоры — и все территории Украинской ССР существуют в отсутствии границ, оформленных в соответствии с правилами и процедурами, установленными международным правом.

Многие задаются вопросом, почему Украина не покидает СНГ, хотя уже больше трех лет ведет крупномасштабные боевые действия против другого члена Содружества. Дело в том, что Беловежские договоренности от 8 декабря 1991 года признавали существовавшие на момент его подписания границы официальными только при условии нахождения Украины в составе СНГ. Так гласит статья 5 соглашения о создании Содружества.

Однако устав Содружества Украина за все эти десятилетия так и не ратифицировала. Она как бы стала участником СНГ, но не стала его полноправным членом.

Таким образом, территориальную принадлежность почти всех частей современной Украины еще предстоит установить и оформить их границы в соответствии с нормами международного права.

Вот почему Украина официально объявила нас «агрессором», однако из Содружества не выходит. В Киеве понимают, что тогда страна сразу потеряет признание своих границ де-юре. Ну а в настоящее время, на фоне СВО, о вступлении Украины в состав СНГ и говорить не приходится.

Сергей Шахрай