«Ислам помог татарам сохраниться как нации. Ислам в целом выступает за самобытность каждого народа. Признавая его национальную одежду, кухню, культуру, делает их еще краше, вкуснее и богаче. Ислам развил татар как нацию. Если Аллах сохраняет народы, то есть ли у нас право потерять свой национальный облик и язык?» — вопрошал сегодня на гает-намазе Курбан-байрама муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Впервые главное богослужение прошло в сельской местности — в открытой после реставрации мечети села Маскара Кукморского района. Гостями торжества стали раис РТ Рустам Минниханов и республиканские VIP'ы. О том, как прошел праздник в мечети, где снимали сериал «Зулейха открывает глаза», — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Торжественное открытие мечети в селе Маскара приурочили к празднику, поэтому республиканский гает-намаз с участием раиса РТ Рустама Минниханова прошел именно там
«Рустам Нургали-улы взял процесс восстановления под свой контроль»
Нынешний Курбан-байрам ознаменовался для уммы Татарстана дополнительной радостью — открытием после реставрации одной из старейших мечетей республики. Дом Аллаха в селе Маскара Кукморского района, построенный в 1791-м, многие годы был в аварийном состоянии, и только в 2022-м там были начаты ремонтно-восстановительные работы. Торжественное открытие приурочили к празднику, поэтому республиканский гает-намаз с участием раиса РТ Рустама Минниханова прошел именно здесь.
Селу Маскара более 400 лет, аул был основан переселившимися сюда татарами после захвата Казанского ханства войсками Ивана Грозного в 1552 году, но первые упоминания датируются 1678-м. В свое время населенный пункт был крупным торгово-промышленным центром, где находились кумачное и кожевенное производства, принадлежавшие братьям Абдулле, Ярулле и Мухаметрахиму Утямышевым. На их средства была построена мечеть Иске Таш и медресе «Мухаммадия» в Казани. А на постсоветском пространстве село известно как родина деда киргизского писателя Чингиза Айтматова по материнской линии Хамзы Абдувалиева.
Мечеть была построена в 1791 году купцом первой гильдии Габдуллой бин Абдулсалямом бин Утямышем аль-Маскарави, здесь служили имамами выдающиеся ученые-теологи и проповедники: ахун Мухаметрахим бин Юсуф аль-Ашити и Абдулла бин Яхья аль-Чиртуши. А местное медресе окончили в свое время богослов Габденнасыр Курсави и дед Шигабутдина Марджани Субхан ибн Абд-ал-Карим.
Но в годы воинствующего атеизма мечеть закрыли, убрали минарет и помещение использовалось в сельскохозяйственных целях. В 2020-м убранство мусульманского храма могли увидеть зрители канала «Россия» в нашумевшем сериале «Зулейха открывает глаза» в сценах, где раскулаченных гонят в Сибирь и они останавливаются в уже закрытой мечети. По словам ее имам-хатыба Мунира Юсупова, дом Аллаха долгие годы пустовал, крыша протекала. Надежда, что исторический объект вновь примет свой первозданный вид, появилась в 2020-м, когда республика отреставрировала 140-летнюю мечеть в селе Большая Елга Рыбно-Слободского района.
«После ее открытия раис поинтересовался у нашего муфтия, есть ли в Татарстане еще такие памятные мечети. Камиль хазрат предложил отреставрировать нашу мечеть, и Рустам Нургали-улы взял процесс восстановления под свой контроль. В 2022 году начались восстановительные работы», — вспоминает Юсупов. По его словам, все это время верующие молились в другой мечети, которая «приехала» к ним из соседнего села. «Наш тогдашний глава Рауиль Рахматуллин в 2006 году построил в родной деревне каменную мечеть, а деревянную перевез к нам. До этого мы молились в здании клуба, днем оно работало как мечеть, вечером — как клуб», — рассказал Мунир хазрат.
Первым в обновленной мечети был совершен утренний намаз, его провел муфтий Татарстана Камиль Самигуллин примерно в 2:00 после полуночи
«Старинная мечеть была в плачевном состоянии»
В мечети прошел капитальный ремонт с заменой инженерных сетей, благоустройством территории, установкой специального помещения для ритуального омовения, созданием музейного пространства в одном из хозяйственных помещений, имеющих отдельный вход с улицы. Первым в обновленной мечети сегодня был совершен утренний намаз, его провел муфтий Татарстана Камиль Самигуллин примерно в два часа после полуночи. VIP-гостей на нем, как обычно водится, не было, зато пришли местные прихожане и уроженцы села.
75-летний Талгат Шайхиев, например, считает себя коренным маскаринцем, хотя из родного аула его увезли в возрасте пяти лет в Вятские Поляны. Сейчас Талгат-абый проживает в Казани. «Я сюда нет-нет да и приезжал, многих в ауле знаю, есть друзья, с кем ходил в детский садик. Несмотря на то что прошло 70 лет с того момента, как меня увезли из Маскары, душа тянется к родным местам. Сегодня специально приехал на открытие мечети, мы в детстве в ней играли на колхозном токе», — вспоминает Шайхиев.
Третий по численности населения город в Кировской области Вятские Поляны расположен от Маскары в 25 км, видимо, поэтому значительная часть сельчан предпочитает уезжать не в Казань, а именно сюда. Вот и Гумар Хафизов уже много лет проживает в «Поляне» — так местные татары называют этот город. «Я специально приехал на открытие мечети, есть намерение приходить сюда и на праздничные и пятничные намазы. 25 километров — это не проблема, все-таки это моя малая родина и здесь себя совершенно по-другому ощущаешь. Хотя и в Поляне есть мечеть, много татар, в том числе и земляков, но в родном ауле так все близко душе», — признается собеседник.
Среди гостей был и уже упомянутый бывший глава Кукморского района, ныне депутат Госсовета РТ Рауиль Рахматуллин, построивший у себя в деревне Новый Сардек каменную мечеть, а старую деревянную он подарил маскаринцам. «В то время старинная мечеть была в плачевном состоянии, протекала, я распорядился отремонтировать кровлю, и мы поставили ее на консервацию. Здесь прихожане молились в помещении клуба, поэтому я решил, что нужно деревянную из Нового Сардека перевезти в Маскару. Я сказал главе поселения, что безвозмездно отдаю мечеть. Ее разобрали по частям и тут собрали, — говорит Рахматуллин. — Любовь к исламу у меня, наверное, идет от мамы. Она в 70–80-х годах была единственной в деревне, кто мог читать Коран арабскими буквами. Видимо, это впиталось в мое сердце, хотя я и был коммунистом, председателем колхоза. Вера всегда была в душе».
По мере того как время приближалось к началу рецитации Корана, в зал стали заглядывать чиновники разного уровня. Среди них был министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Марат Айзатуллин, глава ГИСУ РТ Ильнар Хафизов, среди высшего мусульманского духовенства были замечены главный казый РТ Джалиль Фазлыев, заместитель муфтия по информационной политике Ришат Хамидуллин, руководитель совета аксакалов ДУМ РТ Айрат Аюпов, а вот имам-мухтасиб района Радиф Тимергалиев в настоящее время завершает исполнение обрядов хаджа.
Раис РТ Минниханов прибыл в сопровождении муфтия Самигуллина, руководителя администрации раиса РТ Асгата Сафарова, вице-премьера – министра сельского хозяйства РТ Марата Зяббарова и гендиректора ГКУ «Главное управление инженерных сетей РТ» Джаудата Миннахметова.
Камиль Самигуллин: «Каждый народ имеет право жить на своей земле, говорить на своем языке, исповедовать свою религию, сохранять свою культуру»
«Созданы все условия, это видят и здесь, и за рубежом»
Камиль хазрат начал свою проповедь с напоминания, что сегодня совпало два праздника — Курбан-байрам и священная для мусульман пятница. После чего зачитал поздравительную телеграмму от президента России Владимира Путина, где говорилось о том, что мусульманские организации активно участвуют в жизни страны, уделяют большое внимание воспитанию подрастающего поколения, укреплению семейных ценностей, реализации масштабных инициатив в сфере культуры, образования, просвещения и благотворительности. Также муфтий рассказал о смысле праздника жертвоприношения, напомнил историю купца Утямышева, который, кроме маскаринской мечети, строил дома Аллаха и в других регионах страны.
«Этот человек построил 150 мечетей в разных уголках России! Видите, каков был уровень веры нашей нации. До революции татарские богачи владели огромным имуществом. Знаете почему? — спросил собравшихся Самигуллин. — Потому что они тратили свои деньги на религиозно-просветительские цели, а закят и милостыня не уменьшают состояние, а наоборот, увеличивают. На самом деле богатство — это испытание от Аллаха. Богатство не наше, оно принадлежит Аллаху, это доля нуждающихся. Если ты делишься по велению Аллаха, то он приумножает твои богатства».
Свою проповедь глава ДУМ РТ построил, опираясь на знаменитую речь пророка Мухаммеда, которую он произнес 1393 года назад в 10-й год хиджры во время своего единственного паломничества в Мекку, совершенного в последний год своей жизни. Тогда посланник Аллаха, выступая перед 100-тысячной аудиторией, провозгласил свои наставления потомкам. О некоторых из них муфтий поведал аудитории: «Нет превосходства араба над неарабом, и нет превосходства неараба над арабом. Нет превосходства белого над черным, черного над белым, кроме как в богобоязненности. Все люди — сыны Адама, а Адам — из земли». В то же время ислам уважительно относится ко всем народам, велит сохранять родную культуру, язык, сказал оратор и привел в пример 18-й аят суры «Комнаты», где сказано: «О, люди! Воистину Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный».
«Каждый народ имеет право жить на своей земле, говорить на своем языке, исповедовать свою религию, сохранять свою культуру. Не только имеет право, но и обязан сохранять. Потому что это аманат, то есть вверенное Аллахом на хранение. Ошибаются те, кто говорит, что в исламе нет наций, — говорил муфтий. — Ислам помог татарам сохраниться как нации. Ислам в целом выступает за самобытность каждого народа. Признавая его национальную одежду, кухню, культуру, делает их еще краше, вкуснее и богаче. Ислам развил татар как нацию. Если Аллах сохраняет народы, то есть ли у нас право потерять свой национальный облик и язык? Если сегодня мы не будем разговаривать на родном языке, то наши дети забудут его, а завтра они даже не будут признавать себя татарами, а раз не татарами, то и в мечеть не придут. Будучи татарином, считать себя представителем другой нации — очень большой грех».
Рустам Минниханов: «Пусть в нашей республике и стране процветает мир»
Камиль хазрат прошелся и по другим греховным делам, которые в своем прощальном хадже произносил посланник Аллаха. В частности, таким как мошенничество, воровство, ростовщичество и нарушение прав женщин. Завершая свою проповедь, лидер татарстанской уммы еще раз призвал верующих жить по исламу, выполнять предписания Аллаха и поздравил с самым большим праздником в исламе. Далее Самигуллин в качестве имама провел гает-намаз, коран-хафиз Саидкамал Суенов прочитал Коран, а совершить дуа дали имаму мечети. После чего слово взял Рустам Нургалиевич.
«От всей души поздравляю вас с сегодняшним праздником и восстановлением мечети. Многие внесли свой вклад, за это благое дело хочу вас всех поблагодарить. Пусть в нашей республике и стране процветает мир. Сравните, сколько было мечетей в Советском Союзе… Сейчас созданы все условия [для мусульман], это видят и здесь, и за рубежом. Пусть Аллах примет ваши деяния», — был краток раис РТ.
Имам мечети благодарил Минниханова, Камиля хазрата и руководство района за столь ценный подарок для уммы
Глава Кукморского района Сергей Димитриев также был лаконичен: «2025 год станет памятным для нашего района. Большое вам спасибо, Рустам Нургалиевич, за то, что распахнула свои двери историческая мечеть. Мы давно ждали ее открытия. Всем, кто принял участие в реставрации, огромное спасибо».
Имам мечети благодарил Минниханова, Камиля хазрата и руководство района за столь ценный подарок для уммы. «Спасибо вам, что приезжали к нам и делали дуа за скорейшее восстановление мечети. Камиль хазрат и Джалиль хазрат со слезами на глазах просили Аллаха, и Всевышний услышал их молитвы», — сказал имам-хатыб мечети Мунир хазрат и обратился к односельчанам с просьбой, чтобы они приходили на намазы, чтобы дом Аллаха никогда не пустовал.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.