1. В галерее современного искусства «БИЗОN» открылась выставка «Выход в цвет» Рамина Нафикова и Альфии Саргин. Авторы начинали творческий путь на одном курсе Казанского художественного училища и объездили с выставочными проектами весь мир, прежде чем вновь встретиться в родном городе. Сегодня они — среди главных амбассадоров казанского современного искусства на мировой арене.

  2. Первые гости новой выставки — почти 130 зрителей. Художники Нафиков и Саргин мыслят цветом, используют яркие и насыщенные оттенки, характерные для восточного искусства. При этом сочетают пеструю палитру со свойственными западному модернизму абстрактными формами и композициями. В 2023 году издание «Сноб» включило художников в пятерку главных художников из национальных тюркоязычных республик.

  3. Открытие посетила гостья KazanSummit галеристка из Касабланки (Марокко) Мурьем Химмич. «Когда мне сказали, что есть возможность посетить в Казани галерею современного искусства, я просто не могла отказаться, — рассказала она. — Здесь я чувствую себя как дома, потому что творчество авторов этой выставки по своему масштабу и мастерству сравнимо с художниками, которых я представляю в своей галерее и привожу на ярмарки в Париже, например. Одна из художниц, как и Альфия, тонко работает с темой первозданности… У нее иная техника, но чувствование мира и атмосфера схожи. У Рамина блестящие наитивные абстракции, они просто завораживают!»

  4. «Эта выставка во многом экспериментальная, смелая. В первом зале — яркие всполохи — работы Рамина Нафикова. Очень рекомендую вам вернуться в галерею и подольше побыть наедине с этими полотнами, дать волю воображению, почувствовать и ощутить их внутреннюю энергию. Здесь, в первом зале, словно формируется новый мир, который всплеском воплощается в конкретные образы уже во втором зале в сюжетах Альфии Саргин, в ее видео-арте», — советовал на открытии арт-директор и куратор выставки Александр Шагулин.

  5. Нафиков после Казанского художественного училища продолжил обучение в Латвийской академии художеств, где нашел себя в стиле «экспрессивного формализма». У него мощный художественный бэкграунд: принимал участие в знаменитой международной выставке Summer exhibition в Королевской Академии художеств в Лондоне, в II Триеннале современного искусства России. Сейчас художник живет между Ригой и Казанью, новую серию абстрактных работ он подготовил в казанской мастерской.

  6. Нафиков не случайно оставил многие работы безымянными — не только чтобы подключить фантазию зрителя, но и потому что абстракцию невозможно выразить иными символами, нежели чем художественными. «Мне очень нравится выставка. Новые работы Рамина, конечно, тоже впечатляют. Его живопись мне больше близка, потому что там можно в стратосферу улететь. Я помню, когда первый раз увидела его работу, у меня были мурашки и текли слезы, — так его абстракция меня покорила, — признается участница арт-группы «Замороженная конина» Настя Мороз.

  7. Больше всего Мороз понравилась работа Нафикова, открывающая экспозицию. «Хочется поставить стул, чтобы сидеть и разглядывать его работы. Рамин — художник без контекста, сначала его не понимают, потом ты смотришь и тебе начинает нравится. А если тебе что-то непонятно и не близко, начинаешь изучать его историю, почему он пишет такие работы, и все складывается», — добавляет она.

  8. Открытие посетил и главный архитектор «Татинвестгражданпроекта» Герман Бакулин. «Хорошо, что нет названий — каждый в зависимости от своего понимания мира может сам назвать работу, если у него есть фантазия. Я очень рад, что мир символизма и модерна путешествует из ХХ века и добежал до ХХI века. Эта условная символика изображений, пятен, ритмики цвета очень хорошо ложится на понимание архитектора, который работает в модерне. Он изменяет форму, конфигурацию в пользу какой-то мысли, и те идеи, которые на этой выставке символически высказаны, совпадают с миром архитектуры. Я знаю, как разместить эти картины в своих зданиях. Это называется синтез искусства», — заметил он.

  9. Творчество Саргин вдохновлено историей и культурой народов Великой Евразийской степи — художницу интересует, как климат, ландшафт и космические энергии влияют на формировании этносов на тысячелетнем пути миграций.

  10. Например, вот ее удивительная работа под названием «Гора жизни… И барс будет лежать рядом с козленком…»

  11. Саргин недавно вернулась из путешествия по Гонконгу, где изучала мультимедийные технологии. Художница активно участвует в арт-резиденциях по всему миру, а также состоит в легендарной арт-группе «Тамга». Она принимала активное участие в восстановлении Свияжска и Болгара, получила премию им. Баки Урманче. Большое влияние на формирование ее уникального художественного языка оказал ее дядя — легендарный лидер казанского авангарда второй волны Рустем Кильдибеков. В экспозиции представлены ее новые работы и атмосферный видео-арт, который она создала специально для выставки в «БИЗОNe».

  12. «Первая статья, которую я написала, как искусствовед, была про Альфию, — говорит искусствовед Дина Ахметова. — Это была огромная статья, я больше таких не писала никогда. Поэтому я ее знаю практически всю свою искусствоведческую жизнь, и видела ее во всех периодах творчества. Этот какой-то совершенно другой, и он мне очень нравится».

  13. «У Рамина больше абстракция, у Альфии тоже все яркое, но при этом есть много узнаваемого в картинах. Например, пантера, люди, фигуры — все это хорошо стилизованно. Чувствуется уверенность в подаче рисунков и сами цвета шикарные — смелые и уверенные. Эта работа (на фото — прим. ред.) напоминает работы Гогена», — размышляет казанский художник Альберт Закиров.

  14. Полотно «Родина» понравилось и помощнице раиса РТ Олесе Балтусовой. «Мне нравятся произведения Альфии, потому что в них есть внутренняя философия автора, над которой хочется задуматься. Очень интересно, почему работа „Родина“ так называется, какие смыслы Альфия туда вкладывает», — задается вопросом гостья.

  15. Художник Ленар Ахметов также проводит параллель с творчеством Гогена, но при этом обращает внимание на «татарскость» работ Альфии. «Обратите внимание на пластику линий — где фигура человека, растения, эти линии плавные. Такая плавность присуща татарскому орнаменту. Нет резких, колючих, угловатых элементов, которые есть в славянском орнаменте, к примеру, или финно-угорском, там эта тенденция прослеживается в каждой работе. Даже горы у Альфии не колючие, они мягкие, обволакивающие», — акцентирует он.

  16. Многие гости выразили мнение, что татарское мироощущение в полотнах объединяет двух авторов и несмотря на то, что даже на выставку они прилетели из разных уголков планеты — с Востока и Запада — обоим удалось сохранить национальную идентичность.

  17. Другой точкой соприкосновения стал, разумеется, цвет.

  18. «По кураторской мысли художников объединяет яркость цвета, но это внешнее формальное проявление, а содержательно они очень разные. Помимо того, что у Альфии фигуративная живопись, а у Рамина абстрактная, у них разное видение цвета. У Альфии очень тонкая, „прозрачная“ живопись и многосоставной цвет. У Рамина по-другому сложность образуется за счет его индивидуального подхода к колористике. Наверное, их объединяет время, возраст и тот культурный пласт, в котором они начинали», — выразила мнение старший преподаватель КГАСУ, кандидат искусствоведения Гузель Файзрахманова.

  19. «Творчество героев сегодняшнего вернисажа — это соединение, с одной стороны, лучших классических, реалистических традиций казанской художественной школы. С другой стороны, это внедрение в творчество актуальных, совершенно современных тенденций мирового искусства, — отметила искусствовед, старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств, преподаватель КФУ Разиля Ильясова. — Мы довольно-таки часто слышим, что Казань — символ двух религий, двух культур, двух мировоззрений и, на мой взгляд, наиболее убедительно, показательно и объемно в изобразительном искусстве это показано в творчестве Альфии Саргин и Рамина Нафикова. Столь уникальных, самобытных, разных. При этом их объединяет жажда к самопознанию через творчество, искреннее желание творить, узнавая себя, свои корни, отвечая на вопросы всего мироздания»

  20. Сама Альфия назвала творческую коллаборацию с однокурсником потрясающей идеей. «Казалось бы, такие разные художники, но оказалось, что мы во многом мыслим одинаково. Кроме того, мы вместе учились и я рада, что мы так встретились», — сказала она.

  21. Искусствовед Эльвира Колчева обратила внимание на гендерный аспект выставки и рассказала, что для нее Саргин — «очень женская художница». В качестве подарка она преподнесла книгу, через которую ей удалось найти ключи к картинам Альфии — «Бегущая с волками» Клариссы Пинколы Эстес.

  22. Колчева также обратила внимание на инсталляцию в виде деревьев, без которых полотна Саргин смотрелись бы по-другому. «Извилистые линии усиливают особое движение души. Сегодня мы говорим не просто о выставке картин, а об искусстве экспозиции. В другом зале уже другой контраст. Абстрактные работы по настроению какие-то более беспокойные, правда? Какой-то пытливости, стремления здесь больше. И здесь же инсталляции в виде элементов с рассыпанными цветами, совсем другой получается мир», — восхищалась она.

  23. Вот и художник Марк Берман любуется мистическим лесом Альфии.

  24. Художник Ильгизар Хасанов тоже отметил соответствующее работам пространство. «Здесь зал при всей красивости камерный. И я рад, что галерея теперь здесь, потому что сидеть с искусством в торговом центре — опасная вещь. Это очень важно, потому что художник это тот, кто старается для того пространства, где он сам обитает, чтобы посылать некие месседжи и свои представления», — подчеркнул он.

  25. За музыку на открытии выставки отвечала диджей Schumanit.

  26. Гости не спешили уходить и долго разглядывали полотна Нафикова, любовались яркими образами Саргин…

  27. …или искали картину, наиболее подходящую их личному образу

  28. Выставка «Выход в цвет» работает до 29 июня включительно. Галерея «БИЗON» (ул. Пушкина, 20) работает ежедневно, кроме понедельника, с 12:00 до 20:00.