«Для меня и всех остальных бойцов это, я уверен, просто терапия посттравматического стрессового расстройства», — говорит ветеран СВО казанский журналист Сергей Кощеев о причинах своего участия в республиканском аналоге программы «Время героев» — «Батырлар. Герои Татарстана». В рамках проекта должны отобрать участников СВО и подготовить из них новую элиту, о которой говорил Владимир Путин. В Татарстане к отбору подошли довольно тщательно: предварительный отбор прошли лишь 8%, а конкурс на место составляет 26 человек. О том, как отбирают и чему будут учить бойцов, каких республиканских чиновников сами они видят в качестве менторов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня начался последний этап отбора участников программы «Батырлар. Герои Татарстана»
На учебу попадут 60 человек
Сегодня в здании казанского филиала РАНХиГС стартовал последний этап отбора участников программы «Батырлар. Герои Татарстана». Программа создана, чтобы подготовить из участников СВО новые управленческие кадры для министерств и ведомств республики. На данный этап вышли только 120 участников из 1 604 заявившихся.
С одной стороны, был строгий отбор. С другой — не все заявившиеся на участие в «Батырлар» вышли на связь с организаторами, пояснил сегодня «БИЗНЕС Online» Игорь Привалов. Он директор Высшей школы государственного и муниципального управления КФУ — главного оператора данной республиканской кадровой программы. По его словам, были такие заявки, где участники даже не указывали свой контактный номер телефона. Тех, с кем получилось связаться, кто удовлетворял критериям отбора и успешно прошел тестирования (всего их было два: сначала эссе о себе, после чего оценивался интеллектуальный и управленческий потенциал участников), допустили к следующему этапу.
Игорь Привалов: «Мы же видим, те, кто сейчас здесь, абсолютно мотивированные люди, которые хотят и дальше быть полезными стране»
Это собеседование с профессиональными психологами, прошедшими курс переквалификации по спецпрограмме РАНХиГС. Как пояснили сегодня организаторы, во время этих живых бесед с участниками СВО составляется их психологический портрет, вскрываются внутренние «болячки» и проблемы. Спрашивают о семье, смысле жизни, призвании и многом другом, что, как убедился наш корреспондент, остается преимущественно за закрытыми дверями.
По итогам таких разговоров из 120 человек выберут 60. Их и будут обучать госуправлению, пояснил Привалов. Основная программа обучения — 250 часов теории (читать будут лекции об «Основах государственности») и практики, причем упор в основном будут делать на последнем. Это посещение и знакомство с работой на разных республиканских передовых предприятиях. Вот их краткий перечень: КАМАЗ, ОЭЗ «Алабуга», Иннополис и т. д. Водить будут в министерства и ведомства, где за участниками закрепят наставников. Кто ими станет — пока неизвестно, официальных заявлений нет.
Собеседования будут проходить вплоть до июня. В мае будут дистанционно собеседовать действующих участников СВО, кто приехать в Казань пока не может (за ними закрепят места и будут учить госслужбе уже после СВО). Окончательный список «счастливчиков», прошедших всю многоступенчатую систему отбора, пояснил нам Привалов, сформируют 16 июня на заседании общественного совета программы.
Во время бесед с участниками программы составляется их психологический портрет, вскрываются внутренние «болячки» и проблемы
Вся система отбора, заверили нас организаторы, максимально прозрачна и не предполагает каких-либо преференций для участников. Не считая разве что фактора наличия госнаград, которые, как при поступлении в вуз, добавляют абитуриентам баллы. По словам Привалова, из 1 604 заявившихся около трети были с различными госнаградами, 97 из них — с орденами Мужества. «Мы же видим, те, кто сейчас здесь, абсолютно мотивированные люди, которые хотят и дальше быть полезными стране», — заявил нам Привалов и добавил, что и для тех, кто не прошел отбор на «Батырлар», скоро создадут новый образовательный продукт, его детали пока неизвестны.
Попадут ли участники программы «Батырлар», ветераны СВО, на госслужбу? «Гарантий никто не дает, им дается только возможность», — пояснил Привалов. Из прошедших обучение сформируют отдельный кадровый резерв, наподобие того, что сейчас есть у раиса РТ. Там несколько десятков человек, которые, конечно, не все становятся министрами, но примерно 65% из них — да, находят себя на госслужбе. Например, все недавно назначенные главы районов — выпускники кадрового резерва раиса РТ. Впрочем, как оказалось, далеко не все из участников программы «Батырлар» и стремятся связать свою жизнь после СВО именно с госслужбой.
Эдуард Галеев (на фото слева) — военный с довольно большим багажом знаний, на СВО был замкомандира полка по вооружению в звании майора
«На СВО я понял, что не должность красит человека…»
Сегодня на собеседование пришли 36 ветеранов. Один из них — казанец Эдуард Галеев. Он военный с довольно большим багажом знаний. За плечами — учеба еще в казанском артучилище, служба в Таджикистане. После пяти лет участия в разных передрягах уволился с военной службы и ушел на гражданку, занялся бизнесом в сфере пассажирских перевозок. Во время мобилизации, по его словам, был одним из первых, кто сам явился на сборный пункт. Все-таки офицер запаса.
На СВО Галеев был замкомандира полка по вооружению в звании майора. Почти два года находился в зоне конфликта, после чего его списали по категории Д, по болезни, прямо из госпиталя. «Не думал, что меня спишут, считал, что подлечат и отправят обратно туда», — рассказывает мужчина. Вернувшись на гражданку, случайно прочел в интернете о наборе на программу «Батырлар». А еще заявлялся на федеральный аналог «Время героев», но там отбор не прошел. В республиканской же программе, по его словам, было все «просто и понятно». Ничего сложного не спрашивали, знания проверяли вопросами на уровне 10–11-го класса: «Было правописание, например». Еще разные задачи на логику, общую эрудицию.
На простой вопрос, а зачем ему все это, отвечает просто: для опыта и новых знаний. Без конкретики и определенных планов на работу в каком-то министерстве или ведомстве, даже нет никаких предпочтений по наставнику. Просто, по его словам, хотел бы быть полезным.
Ильдар Низамиев в зону СВО не заходил, был задействован только в подготовке и вопросах снабжения
Ильдар Низамиев, директор АНО «Центр социальной адаптации и профессиональной ориентации „Анатомия счастья“», тоже офицер запаса, ветеран боевых действий — правда, не СВО. Тоже выпускник артучилища, служил на Сахалине, потом в Бурятии, а с 2019 года побывал в Сирии, Ливии и еще ряде других стран — как говорит, решал «специальные задачи». В зону СВО не заходил, был задействован только в подготовке и вопросах снабжения. Сейчас на гражданке работает также с людьми, признается, что интересен соцблок и в перспективе, возможно, работа в минсоцзащиты или минмолодежи. Своим наставником по «Батырлар» видит только раиса Рустама Минниханова. «Почему бы и нет? Цели должны быть высокими», — говорит Низамиев.
Дистах Салихов — полковник — дослужился до этого звания уже после ухода с военной службы и зачисления в МЧС, контрактник из Африканского корпуса
Как оказалось, участниками «Батырлар» стали не только бойцы СВО, но и в целом ветераны боевых действий. Например, в их числе Дистах Салихов — он вообще контрактник из Африканского корпуса. В Казань вернулся по окончании контракта только 8 апреля. За плечами богатый опыт: тоже артучилище, служба в армии, где дослужился до подполковника, командира артиллерийского дивизиона. Сейчас он уже полковник — дослужился до этого звания уже после ухода с военной службы и зачисления в МЧС. В прошлом был командиром аварийно-спасательного отряда в Казани. В 2023 году уволился и стал помощником гендиректора «Нэфис Косметикс» по гражданской обороне и ЧС. А уже после ушел на контракт в Африканский корпус. Но и в зоне СВО успел пробыть 1,5 месяца.
«На СВО я понял, что не должность красит человека, а сам человек должен делать то, что он умеет. Вот этим и должен заниматься», — говорит Салихов. Хочет просто помогать людям, спасать их и необязательно в МЧС: «Как профессиональный спасатель я в принципе готов расти дальше». Хотя своим наставником видит бывшего начальника Рафиса Хабибуллина, которого прямо и по-простому называет своим кумиром.
Дмитрий Воронин также участник СВО, ветеран боевых действий, но о своей службе говорит неохотно, в прошлом — сотрудник силовых ведомств
«Не думаю, что здесь кто-то главой Татарстана хочет стать»
«Зачем мне „Батырлар“? Честно? Мне просто было интересно узнать, для чего все это проводится», — признался нам Дмитрий Воронин, работающий сегодня судебным экспертом в Казани.
Он также участник СВО, ветеран боевых действий, но о своей службе говорит неохотно, в прошлом (да и сейчас в каком-то смысле) — сотрудник силовых ведомств. «Честно говоря, то, что я прочитал в СМИ… Что хотят что-то быстрое… Как-то обучить людей за два месяца… Это смешно, если за два месяца [после обучения] предложат стать министром, допустим, — говорит Воронин. — Первые, кто меня возненавидит, — это его два зама. Потому что они последние 10 лет работали, чтобы стать министрами. А тут пришел человек, который хочет стать министром, — это смешно!» На вопрос, почему же тогда подал заявку в «Батырлар», отвечает, что только ради нового опыта и знаний. Если повезет — интересно было бы попробовать себя в цифровизации и кибербезопасности, чем он и занимается сегодня. Наставником своим хотел бы видеть главу минцифры РТ Айрата Хайруллина — мол, как-то смотрел пару его подкастов, было очень интересно.
Сергей Кощеев служил в 35-й мотострелковой бригаде, был командиром отделения гранатометчиков
«Просто интересно это все на самом деле. Для меня и для всех остальных бойцов это, я уверен, просто терапия посттравматического стрессового расстройства. Нам на гражданке адаптироваться тяжело, поскольку война — это война, а гражданка — это гражданка, своя специфика», — говорит нам Сергей Кощеев. Казанский журналист, как известно, ушел на СВО во время уголовного преследования по делу о мошенничестве в проекте «Проверенный бизнес». Служил в 35-й мотострелковой бригаде, был командиром отделения гранатометчиков. В бою на покровском направлении получил тяжелую травму руки, в августе оказался в госпитале, в ноябре его списали в «глубокий запас».
По его словам, заявку на участие в «Батырлар» он подал в первый же день, как объявили эту программу. Потом участвовал во всех отборах, прямо день в день, как их объявляли. Еще участвовал в федеральной программе «Время героев», но не прошел. В «Батырлар», по словам Кощеева, «попроще», вопросов уровня MBA, как во «Времени героев», там не задают — все приземленнее.
По словам Кощеева, заявку на участие в «Батырлар» он подал в первый же день, как объявили эту программу
«Я в руководители предприятия не мечу. Не знаю», — говорит Кощеев. Если будут по итогам программы предложения пойти на госслужбу — рассмотрит, свободного времени сейчас много. «Мне все равно. Это часть реабилитации. Надо же что-то делать. Вот проходил отбор. Занимаюсь спортом. Веду телеграм-канал. Я уверен, что все участники так [считают]: они подавались просто, чтобы дальше и глубже интегрироваться в нормальную жизнь. Ну и пригодиться в чем-то. Я не думаю, что здесь кто-то главой Татарстана хочет стать. Все вменяемые плюс-минус».

Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
От 2 500 000 рублей единовременно при заключении контракта в Татарстане. Звоните и записывайтесь 8 (800) 222-59-00
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.