Станислав Зарубин: «В исламе верят, что место погребения должно зарасти травой — так душа быстрее освободится, ничто не будет ее удерживать. Конечно, родственники ходят на могилы, ухаживают за ними… А как в православии?»

«Если факт смерти бойца СВО не подтвержден, то нужно молиться о нем как о живом — у Бога все живы»

— Отец Пимен, православные похороны отличаются своей тщательной подготовкой и различными обычаями. А что для христиан означает смерть? Как православие объясняет уход души?

— Православие учит, что земная жизнь — это подготовка к встрече с Богом. Как ребенок рождается из утробы матери в новый мир, так и душа после смерти переходит в вечность. Хотя смерть — это естественный итог земного пути, для верующего она должна быть желанной встречей с Христом. А суд после смерти не наказание, а явление истины: человек увидит всю свою жизнь и осознает, насколько был близок к Богу или отдален от него.

— Есть ли в православии концепция реинкарнации души?

— Нет, и такой взгляд считается заблуждением. Христианство учит, что человек проживает одну земную жизнь. Мы не знаем в точности, как устроена жизнь после смерти, но верим, что там встреча с Любовью.

Станислав Зарубин — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO». Она основана в 2018 году в Казани, оказывает услуги и полное сопровождение на всех этапах похорон: производство ритуальных товаров и памятников с последующим монтажом, круглосуточная ритуальная служба, проведение поминальных обедов. На базе предприятия создана производственно-складская база ритуальных принадлежностей, что позволяет предоставлять ритуальные товары населению по доступным ценам, оперативно, круглосуточно и по всей территории Татарстана. Функционируют салоны ритуальных услуг.

Зарубин родился 21 февраля 1990 года в Казани. Окончил КНИТУ-КАИ (специальность «мировая экономика»), Государственную академию повышения квалификации («государственное и муниципальное управление», «организация похоронного дела»), Высшую школу бизнеса КФУ (специальность «эффективные продажи»). Награжден нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» в 2011 году за ликвидацию ЧС.

Этапы карьеры:

2009–2015 — агент, специалист по сбыту МУП «Ритуал».

2015–2018 — первый заместитель генерального директора МУП «Ритуал».

С 2018 года — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO».

— Издавна заведено, что хоронить нужно на третий день после смерти. Но сейчас мы видим, что люди стараются не затягивать с похоронами, хоронят и в этот же день. Есть ли в православии четкие сроки проведения похорон? Не будет ли считаться грехом, если провести похороны не дожидаясь третьего дня или если провести их позже?

— Традиция хоронить на третий день сложилась исторически и связана с христианской символикой (Воскресение Христа на третий день). Однако строгих церковных предписаний нет — каждый случай индивидуален. Можно хоронить и в тот же день, так часто поступают в жарком климате (как на Ближнем Востоке, где традиционно хоронят и христиан, и иудеев, и мусульман). На третий день — это общепринятая практика, дающая время на подготовку и молитву.

Можно хоронить и позже, если обстоятельства не позволяют. Грехом это не считается — важно предать тело земле с молитвой, а не соблюсти формальные сроки. К примеру, митрополит Филарет (Дроздов) был погребен только через две недели после смерти — из-за множества людей, желавших с ним проститься. Его тело оставалось нетленным, что стало свидетельством святости.

Хотя погребение может пройти в любой день, особое значение имеют дни молитвы за усопшего: 3-й, 9-й и 40-й дни — в эти даты принято заказывать панихиды, литургии, собираться на поминальную трапезу.

«Традиция хоронить на третий день сложилась исторически и связана с христианской символикой (Воскресение Христа на третий день). Однако строгих церковных предписаний нет — каждый случай индивидуален»

— А если человек считается пропавшим без вести? В ходе СВО, например, тела могут искать долгое время. Как быть родственникам в этом случае?

— Если факт смерти не подтвержден, то нужно молиться о бойце как о живом — у Бога все живы. А если тело найдено даже спустя десятилетия, как случается с павшими в Великой Отечественной войне, можно и нужно совершать заупокойное поминовение.

«Бабайлар, что делать? Мусульманина просят в костюме похоронить!»

— В исламе считается, что военнослужащие в зоне проведения СВО могут стать шахидами, если они веруют в Аллаха и понимают, что защищают свой дом и Родину. А как это объясняет православие?

— В православии нет понятия «автоматического» рая, как в исламе, где павший воин становится шахидом. Но есть глубокая вера в милость Божию к тем, кто отдал жизнь за других. «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих», — эти слова Христа — главное для нас напоминание о подвиге воина. Он добровольно жертвует свободой, подчиняясь приказу как воле Божией, и рискует жизнью ради ближних.

Отец Пимен: «Погребальные обычаи могут различаться даже среди православных в разных регионах»

«Церковь не запрещает онлайн-трансляции похорон. Такой формат в исключительных случаях даже необходим»

— Поминание — это не только молитва, но и трапеза. А какое значение она имеет?

— Это вещь особенная, даже сакральная. Взять хотя бы Божественную литургию — ее называют «трапезой Господней». Вспомните Тайную Вечерю: Христос собрал учеников не просто для беседы, а для общей трапезы. Так и первые христиане — после молитвы садились за стол. И делали это не только в праздники, но и в дни поминовения усопших.

Но главное, на эти трапезы звали не просто родных или друзей, а тех, кто действительно нуждался: вдов, сирот, немощных, тех, кому нечем было прокормиться. Это была милостыня во имя усопшего. Но сегодня, увы, часто все сводится к простому застолью.

А знаете, почему на поминках люди так жадно общаются? Потому что по другим поводам уже почти не встречаются. Свадьбы? «Ой, не поеду — далеко». Юбилеи? «Некогда, дела». Даже простые семейные праздники теперь заменяют перепиской в мессенджерах. Люди разучились быть рядом. А вот на похороны… на похороны еще приходят. Но чем старше покойный, тем более пустой зал в поминальный день.

— Употребление алкоголя на поминках — насколько это правильно с точки зрения традиции? Проводя поминки в нашем кафе, я вижу, что алкоголя в последнее время становится меньше. Но допустимо ли это вообще?

— Знаете, я всегда привожу в пример мусульман — они не пьют, и в этом они молодцы. Так говорил еще покойный владыка Феофан. А нам, русским, разве обязательно нужно пить? Если хочется поднять тост — найдется и другой повод.

Эта традиция, если разобраться, пришла к нам с фронта. Лет сорок назад, общаясь с ветеранами, я понял: те самые «наркомовские» сто грамм, которые выдавали бойцам перед атакой, стали символом памяти о павших. Те, кто возвращался с поля боя, делили их между собой в честь погибших товарищей. Со временем этот обычай перекочевал в мирную жизнь, но он не имеет никакого отношения к церковной традиции.

«В православии мы верим, что при Втором пришествии все усопшие восстанут из могил. Поэтому важно соблюдать внешние обряды, но без фанатизма: Бог будет судить не по тому, как украшена могила, а по делам и вере человека»

— Сейчас популярным становится и заочное отпевание. Приветствуете ли вы такую практику?

Заочное отпевание за 60–70 лет советской власти стало общепринятым. Многие, даже будучи верующими, не могли открыто посещать церковь из-за страха потерять работу. Но до революции в России все крещеные православные люди были приписаны к храмам и все метрические записи — о рождении, венчании, погребении — велись именно там. Редкие случаи были — например, если приходило известие о гибели корабля и тела невозможно было предать земле. Тогда благословляли заочный чин.

Заочное отпевание вошло в практику, и сказать, что это плохо, нельзя. Но, если есть возможность совершить чин полностью, разве оправдано выбирать удобство?

— Бывает, что близкие не могут присутствовать на похоронах лично. В помощь приходят ритуальные услуги с онлайн-трансляциями…

— Знаете, самый яркий пример — это кончина Святейшего Патриарха Алексия II. Тогда центральные телеканалы вели прямую трансляцию прощания и тысячи людей, не имевших возможности приехать, смогли мысленно участвовать в этом скорбном моменте.

Церковь не запрещает такой формат — в исключительных случаях он даже необходим. Но нельзя сказать, что это должно становиться повсеместной практикой. Похороны и отпевание — это прежде всего личное присутствие.

«Отпевание — одна из самых торжественных служб в православии. В древности тела усопших христиан проводили в храме всю ночь, а утром совершали чин погребения. Сегодня, увы, это редкость»

Тело вперед ногами, земля в могилу и зеркала в доме покойника

— Давайте поговорим об основных этапах православного погребального обряда. Замечаете ли вы, что люди стали упрощать традиции или отходить от них?

— Действительно, погребальные обычаи могут различаться даже среди православных в разных регионах. Возьмем, к примеру, поминальные трапезы или сам путь от дома до кладбища — везде свои особенности. Но сегодня, особенно в крупных городах, мы наблюдаем определенную унификацию: все происходит быстрее, с меньшей торжественностью.

«Знакомый сказал: зачем дорогой гроб, который все равно окажется в земле?»

— Какие этапы можно назвать ключевыми?

— Начинается все с подготовки тела. В идеале его следует омыть и облачить в чистые погребальные одежды. Раньше для этого даже хранили специальные саваны, а женщины порой берегли свое венчальное платье. Сейчас, конечно, чаще используют обычную одежду, но принцип остается: все должно быть сделано благоговейно, с мыслью о том, что тело христианина — это святыня.

Затем следует отпевание — одна из самых торжественных служб в православии. В древности тела усопших христиан проводили в храме всю ночь, а утром совершали чин погребения. Сегодня, увы, это редкость.

— У меня вопрос о некоторых устоявшихся традициях. С детства помню, например, что покойного нужно выносить из дома ногами вперед. Это действительно важно?

— Это скорее образное выражение. Почему ногами вперед? Потому что если поставить тело вертикально, то он будто бы «идет» лицом вперед. Но это не церковная традиция, просто так исторически сложилось по всему миру. Даже в больницах тяжелобольных всегда перевозят головой вперед, а не наоборот.

Я к этому отношусь спокойно: на выздоровление или срок жизни это никак не влияет. Но если обычай не противоречит вере и благочестию — почему бы и не соблюдать?

— А почему крест ставят в ногах?

— Крест — это святыня, символ победы над смертью, хотя, кстати, каменные памятники и высокие кресты вошли в обиход не так давно, лет 200 назад. Раньше в деревнях чаще ставили простые деревянные кресты или даже камни — без надписей, просто как опознавательный знак.

В православии мы верим, что при Втором пришествии все усопшие восстанут из могил. Поэтому важно соблюдать внешние обряды, но без фанатизма: Бог будет судить не по тому, как украшена могила, а по делам и вере человека.

— Бросание земли в могилу — это символ?

— Да, это действие глубоко символичное. Три горсти — во имя Отца, Сына и Святого Духа. Но важно не просто механически бросить землю, а делать это с молитвой, осознавая: мы отдаем последние почести христианину.

— Еще вопрос о суевериях. Почему принято накрывать зеркала, когда в доме покойник?

— Видите ли, зеркала в свое время были настоящей диковинкой. Когда они только появились в домах аристократов, люди воспринимали их почти как окно в потусторонний мир. Это были типичные средневековые суеверия, ведь тогда даже среди знати далеко не все умели читать и писать.

— То есть в этом нет церковного смысла?

— Абсолютно никакого! И у мусульман, кстати, тоже. Это просто обычай, который закрепился со временем. Когда зеркала стали массовыми, люди механически перенесли на них старые страхи. Хотя надо понимать: когда-то и к телевизорам, а теперь и к смартфонам некоторые относятся с подобной опаской — как к чему-то мистически опасному.

— Но почему же этот обычай так живуч?

— Увы, на похоронах часто собирается «экспертный совет» из родни и соседей, где каждый считает своим долгом рассказать, «как правильно». При этом о настоящей церковной традиции они обычно знают меньше всего.

Порой в домах можно увидеть удивительный микс: иконы соседствуют с жабами-денежками и прочими «оберегами». Дорогие мои, определитесь наконец, с кем вы?! (Улыбается.)

Церковь учит: бояться нужно только одного — огорчить Бога недоброй жизнью.

«В православии забвение недопустимо — у нас есть поминовение усопших. Мы приходим на могилы, молимся там… Это важно, по возможности. А само место погребения… Раньше делали просто холмик, камешек сверху ставили. Сейчас чаще ставят памятники, делают цветники»

«Даже если человек при жизни не особо верил в Бога, в момент похорон все равно проявляются религиозные традиции»

Как в православии обстоит дело с присутствием женщин на похоронах? В исламе, как нам рассказывал Рустам-хазрат, это не принято…

— В православной традиции женщины всегда играли особую роль в погребальных обрядах. Особенно в советские годы, когда Церковь находилась в гонении, именно на бабушек ложилась вся тяжесть организации похорон. Представьте: в селах за сотни километров не было священников. Пока доберешься до города, пока найдешь храм… А хоронить-то нужно на следующий день. И собирались бабушки — пели всё, что знали, даже если это были не совсем церковные песнопения.

— По религии есть разница между погребением и отпеванием женщины и мужчины?

— Нет, мы меняем только имя во всем богослужебном тексте — «раба Божьего» или «рабы Божьей». Особенности погребения есть лишь у священнослужителей, монахов — у них свои чины. И у младенцев — особый чин.

А еще есть удивительная традиция погребения в Пасхальную неделю! Там все иначе: скорбь отступает, ведь для христиан смерть в эти дни — великая радость. Вместо печальных песнопений звучат пасхальные: «Христос воскресе!» — с вкраплением кратких заупокойных молитв. В этом году Пасха — 20 апреля, и 8 дней после нее усопших отпевают по особому, светлому чину. Представьте: умереть в календарную Пасху — что может быть прекраснее для верующего?

«Когда душа предстоит перед Богом, главное для нее — это молитва. Но, если мы проявляем заботу о месте погребения, это тоже часть нашей любви к усопшему» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Поговорим о похоронном будущем. В Казани уже несколько лет идет активная дискуссия о строительстве крематория. Как церковь относится к кремации?

— В крупных городах, где крематории уже есть, отпевания иногда совершают в траурных залах. Но древний обряд предполагает предание тела земле — это исходная точка. Так должно быть в идеале. Хотя жизнь вносит коррективы: обстоятельства, возможности, пожелания родных. Прямого запрета на кремацию нет, но…

Сейчас в Москве работают комиссии по церковной жизни — обсуждают и вопросы погребения, и биоэтики. Единого мнения пока нет, но большинство уважаемых богословов, включая Патриарха, склоняются к традиционному погребению. Если же человек сознательно говорит: «Не хочу в землю», — тут стоит задуматься. Дипломатия — дипломатией, но иногда нужно твердо озвучить позицию.

— А как вы считаете, насколько правильно разделять кладбища по конфессиям? Например, под Казанью на Мамадышском тракте скоро откроют иудейское кладбище, рядом уже есть мусульманское…

— И мировая практика, и наш опыт показывают — погребение всегда было делом конфессиональным. Даже если человек при жизни не особо верил, в момент похорон все равно проявляются религиозные традиции. Родственники хотят проводить его как положено — по православному, мусульманскому или иудейскому обряду. Так что религиозная принадлежность здесь действительно важна.

Я считаю, что разделение кладбищ или участков по вероисповеданию — это правильно. Хотя, конечно, если кто-то случайно попадет «не в свой» сектор, большой беды нет. Ведь после смерти человек уже не принадлежит сам себе.

— То есть как родственники решат?

— Да. Но тут есть нюанс. Многие сейчас умирают далеко от родины. Вот, например, русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Там участки давались на 100 лет, и сейчас наши дипломаты буквально сражаются, чтобы французские власти продлили эти договоры. Представьте: родных давно нет, а могилы могут просто сравнять с землей! Конечно, до крайностей вряд ли дойдет, но сам факт давления — особенно на фоне всех этих санкций — очень тревожный.

В Европе есть такая практика, что ты арендуешь место на 5, 10, даже на 100 лет. Не продлил — дают еще на три года, а потом останки кремируют и развеивают. У нас же совсем иначе: могила дается навечно, и отнять ее нельзя. Разве что подзахоронить родственника сверху, но только по правилам очередности.

— Кстати, как церковь относится к подзахоронениям в одну могилу?

— Церковь не запрещает. В Иерусалиме, например, могилы вообще неглубокие — скалистая почва не позволяет. Там между старыми и новыми захоронениями порой всего метр. Но для верующих это даже почетно — упокоиться в Святой земле.

— В исламе верят, что место погребения должно зарасти травой — так душа быстрее освободится, ничто не будет ее удерживать. Конечно, родственники ходят на могилы, ухаживают за ними… А как в православии?

— В православии забвение недопустимо — у нас есть поминовение усопших. Мы приходим на могилы, молимся там… Это важно, по возможности. А само место погребения… Раньше делали просто холмик, камешек сверху ставили. Сейчас чаще ставят памятники, делают цветники.

Когда душа предстоит перед Богом, главное для нее — это молитва. Но, если мы проявляем заботу о месте погребения, это тоже часть нашей любви к усопшему.

— Спасибо вам за интересный разговор!