Горячим сегодня выдался отчет правительства РТ в «расстрельном» комитете Госсовета Татарстана, курирующем инфраструктуру Горячим сегодня выдался отчет правительства РТ в «расстрельном» комитете Госсовета Татарстана, курирующем инфраструктуру Фото: gossov.tatarstan.ru

Нет автобуса — поезжайте на попутке

Горячим сегодня выдался отчет правительства РТ в «расстрельном» комитете Госсовета Татарстана, курирующем инфраструктуру: сферу ЖКХ, строительство, транспорт и дорожное хозяйство. Считается, что именно тут собраны главные острые темы, которые вызывают жалобы и вопросы у жителей. Отсюда и «расстрельный», как и занимаемые руководителями должности. Репутацию комитет подтвердил и в этот раз. Состояние экономики, строительного сектора, износ сетей ЖКХ, конечно, волновали депутатов, но главный «гной» парламентарии и приглашенные выпустили в 219-м кабинете Госсовета на теме общественного транспорта.

«Сколько должно быть маршрутов в сельской местности?» — открыл процедуру «вскрытия абсцесса» глава профильного комитета Андрей Егоров вопросом замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Лилии Сафиуллиной.

Ответа не последовало. «Это же отдано на откуп муниципалитетам, — отвечала Сафиуллина. — По цифрам, сколько должно быть, не скажу. Жалобы такие действительно есть, особенно из маленьких населенных пунктов: „Не ходят автобусы, как в советское время“. К сожалению, пускать автобусы там, где они будут ездить бесплатно, субсидировать такие маршруты тоже не вариант. В нашу эпоху цифровизации, когда у всех есть телефоны, можно организовать чаты типа „Попутчик“ и всех жителей маленьких населенных пунктов включить туда».

Такой ответ взбудоражил главу профильного комитета. «И в маленьких населенных пунктах живут наши люди. К сожалению, те, кто жалуется, — люди старшего поколения — не умеют пользоваться чатами», — сказал Егоров.

«И в маленьких населенных пунктах живут наши люди. К сожалению, те, кто жалуется, — люди старшего поколения — не умеют пользоваться чатами» «И в маленьких населенных пунктах живут наши люди. К сожалению, те, кто жалуется, — люди старшего поколения — не умеют пользоваться чатами» Фото: Алексей Мальгавко, РИА «Новости»

Заявление противоречит закону «О такси» и говорит о некомпетентности госслужащего министерства, которое выдает лицензии таксистам и вроде как борется с бомбилами и нелегальными таксистами, отметил один из участников заседания в разговоре с нашим изданием по итогам обсуждения. С другой стороны, никто не запрещает подвозить на личном автомобиле родственников, коллег, знакомых. Но — пока за это с вас не берут деньги.

Фонтан идей чиновников РТ на тему развития и поддержки общественного транспорта бьет давно. Напомним, в прошлом году министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов предложил заменить общественный транспорт на убыточных маршрутах такси, а куратор транспортного блока правительства, первый вице-премьер РТ Рустам Нигматуллин, призывал привлекать к работе водителями автобусов женщин, чтобы решить проблему дефицита кадров в отрасли пассажирских перевозок. Можно подумать, женщинам можно платить меньше? В общем, каков поп, таков и приход.

Тушить информационный пожар от громкого высказывания позднее вызвалась пресс-служба министерства. Там собрали статистику о проделанной работе и сообщили, что министерство вообще-то отвечает только за 175 межмуниципальных маршрутов. А субсидирование 225 сельских в этом году выросло на четверть и составило 290 млн рублей. Грубо говоря, миллион в год с копейками на один маршрут. Достаточно этого или нет, вопрос отдельный: в конце концов при средней зарплате водителя этого хватит, дай бог, на полтора человека. Но если перевозчик заявляется на него — он обязан обеспечить хотя бы два рейса в сутки.

«Пассажиропоток вырос, но выросли и жалобы не только в маленьких городах, но и в столице» «Пассажиропоток вырос, но выросли и жалобы не только в маленьких городах, но и в столице» Фото: gossov.tatarstan.ru

Новые автобусы не решают проблем

Померкли и побледнели после такого яркого начала доклады первого замминистра экономики Олега Пелевина и первого замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Дамира Шайдуллина. Тема продолжилась: по специальным казначейским кредитам в прошлом году республика закупила для 12 муниципалитетов 119 автобусов за 1,4 млрд рублей, в том числе для работы на сельских маршрутах.

«Бугульминский и Лениногорский районы не получили автобусы, потому что не смогли организовать маршруты. Конкурс объявляют, перевозчики не приходят. Вот такие есть проблемы», — сообщила Сафиуллина. Заявлялось, что двум указанным районам в 2024-м передадут 28 машин. А всего с 2019 по 2024 год в РТ обновили 461 автобус и 74 троллейбуса. Ежегодно в среднем закупали по 107 машин.

Растет пассажиропоток. Суммарно общественным транспортом за прошлый год перевезли 402 млн пассажиров, что на 3,5% больше 2023-го. Пандемия коронавируса больно ударила по перевозчикам, зависящим от билетной выручки. «С 2021 года наблюдается стабильная тенденция роста. В среднем на 4,4 процента», — говорила Сафиуллина.

Лилия Сафиуллина: «Бугульминский и Лениногорский районы не получили автобусы, потому что не смогли организовать маршруты. Конкурс объявляют, перевозчики не приходят. Вот такие есть проблемы» Лилия Сафиуллина: «Бугульминский и Лениногорский районы не получили автобусы, потому что не смогли организовать маршруты. Конкурс объявляют, перевозчики не приходят. Вот такие есть проблемы» Фото: gossov.tatarstan.ru

«Пассажиропоток вырос, но выросли и жалобы не только в маленьких городах, но и в столице, — взял слово депутат от ЛДПР Руслан Юсупов. Его компания „Байлык №3“ обслуживает в Казани 11-й и 43-й автобусные маршруты. — Жалоб очень много. Жалобы на то, что нет автобусов в вечернее время, в поселках. Мы понимаем, что этот вопрос решит только брутто-контракт. Но о брутто-контракте министерство даже слышать не хочет. Как тогда решить этот вопрос?»

Минниханов – Ханифову: «Очень много жалоб на работу общественного транспорта!»

Точного рецепта решения этого вопроса у Сафиуллиной не было. «Эта работа, конечно, ведется совместно с муниципалитетами. А вы считаете, что брутто-контракт решит все проблемы?» — задала встречный вопрос замминистра.

«Сто процентов. Это показывают города, в которых ввели брутто-контракты», — отвечал Юсупов. И напомнил, что суть брутто-контракта в том, что перевозчик не зависит от количества перевезенных пассажиров, билетной выручки. В этом случае ему платят за выход и соблюдение интервалов. Нарушаешь — штраф.

Брутто-контракты — это дорого

Неясно, в какую сумму обойдется бюджетам РТ, городам брутто-контракт, продолжала замминистра.

«Тогда будет, как в Бугульме, — отвечал депутат. — Перевозчики кричали: „Поднимите тарифы“, „Сделайте брутто-контракты“, „Дайте финансирование на автобусы“. Тогда министерство их не слышало. А после того как перевозчики ушли, министерство закупило автобусы! Теперь говорите, что не знаете, кому отдать автобусы, потому что перевозчики туда не возвращаются. В Казани тенденция ухода перевозчиков все больше и больше, а муниципальное предприятие не может взять на себя всю нагрузку».

«Брутто-контракт — это изобретение для очень крупных городов, это немецкое изобретение, — продолжала Сафиуллина. — Это города-миллионники. Миллион, два, три».

Депутат предлагал говорить о Казани — она же попадает под критерий миллионника, а вообще, по словам Юсупова, брутто-контракты работают и в Белгороде, где живут 339 тыс. человек.

«Если мы сделаем брутто-контракты, а через год, два, три поймем, что это очень дорого обходится для бюджета?» — задалась вопросом Сафиуллина, дополнив вопрос размышлением о том, что к тому моменту схема с частными перевозчиками будет утрачена.

«Водители повально увольняются»: общественный транспорт Казани не спасут даже новые автобусы

Создать отдельную госструктуру, чтобы понять реальную стоимость услуги, предложил депутат Дмитрий Анисимов. «И будем ее субсидировать?» — задала вопрос Сафиуллина.

«Нет! Стоп! Мы не будем ее субсидировать, мы будем качественно оказывать услуги нашему населению. В этом случае мы точно поймем всю проблематику людей, которые занимаются этим в частном виде. Да, это будет нагрузка на бюджет», — предложил депутат эксперимент.

Глава комитета попросил коллегу из миндортранса РТ понять, что общественный транспорт в первую очередь не коммерческое, а социально значимое направление.

Тему эксперимента продолжил зампредседателя Госсовета РТ Юрий Камалтынов, предложив возродить государственный «Татавтотранс». «Эта идея давно витает в воздухе», — сказала Сафиуллина.

Действующие предельные тарифы экономически не обоснованы, поднял другую проблему владелец зеленодольского перевозчика «Экспресс» Дмитрий Грузков. «Они сделаны для того, чтобы были доступны для людей. Разница между предельным тарифом и экономически обоснованным вообще не заложена в бюджете. Совершенно нет», — говорил перевозчик.

«Я, например, как комитет, не согласен, что у нас экономически необоснованный тариф. Давайте поаккуратнее со словами», — вмешался председатель тарифного комитета Александр Груничев. Напомним, госкомитет по тарифам ежегодно устанавливает именно предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров общественным транспортом. Не экономически обоснованные, а предельные — почувствуйте, как говорится, разницу.

Александр Груничев: «Я, например, как комитет, не согласен, что у нас экономически необоснованный тариф. Давайте поаккуратнее со словами» Александр Груничев: «Я, например, как комитет, не согласен, что у нас экономически необоснованный тариф. Давайте поаккуратнее со словами» Фото: gossov.tatarstan.ru

«Стратегии развития общественного транспорта нет вообще!»

В прошлом году на поддержку общественного транспорта из регионального бюджета направили 2,7 млрд рублей, из которых бо́льшая часть — это субсидия на перевозку льготников, за которую перевозчикам платят не полным рублем. Например, в Зеленодольске цена проезда для всех 43 рубля, а за льготника компенсируют только 20.

«Ежегодно на субсидирование автотранспортной отрасли выделяются миллиарды рублей, в том числе субвенции на равную доступность, финансирование сельских <…> Миллиарды — неправильно сказала, миллионы», — поправилась Сафиуллина.

Несправедливым назвал распределение средств между дорожниками и транспортниками в бюджете РТ Юсупов. «Готовы по 100 миллиардов вкладывать в дороги, а в транспорт всего лишь миллиард», — продолжал депутат.

«Мы с вами вбухиваем колоссальные деньги в дороги, ремонт инфраструктуры, вбухиваем деньги в капитальные ремонты и стройки, а перевезти человека из пункта А в пункт Б для нас вопрос», — поддержал коллегу Анисимов.

Стратегия развития общественного транспорта в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ размещена на сайте и охватывает период с 2016 по 2021 год с перспективой до 2030-го, отметил Грузков. «Стратегии развития общественного транспорта нет вообще!» — говорил перевозчик. Парк машин стареет, надо ежегодно менять по 117 машин, о чем говорили в начале года на коллегии миндортранса РТ.

«Но в протоколе коллегии этого уже нет, — продолжал Грузков. — Непонятно, будут или не будут автобусы. Нужны они или не нужны?»

«Складывается ощущение, что система транспортного обслуживания в министерстве несколько в загоне, — отметил Камалтынов. — Колоссальные работы по инфраструктуре, но людей тоже надо возить. Нужно смотреть варианты».

Такой была дискуссия в Госсовете РТ. И это не конец — глава комитета предложил еще раз собраться отдельно и вновь обсудить проблемы общественного транспорта.