Андрей Шипелов: «Сотрудничество „РТ-Инвест“ с китайским партнером даст возможность завершить строительство завода по термической переработке в Татарстане. С запуском завода Казань станет первым городом в России, полностью отказавшимся от полигонного захоронения отходов» Андрей Шипелов: «Сотрудничество «РТ-Инвеста» с китайским партнером даст возможность завершить строительство завода по термической переработке в Татарстане. С запуском завода Казань станет первым городом в России, полностью отказавшимся от полигонного захоронения отходов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Мусор Казани сожгут на китайском оборудовании

Сегодня в Москве дочерняя структура госкорпорации «Ростех» «РТ-Инвест» подписала c китайской корпорацией Chongqing Sanfeng Covanta Environmental Industry Co., LTD контракт на производство ключевого оборудования для мусоросжигательного завода в селе Новониколаевка Зеленодольского района на границе с Казанью. Информацию об этом после полудня распространила пресс-служба «РТ-Инвест», подкрепив новостной фон в преддверии визита президента РФ Владимира Путина в Китай для встречи с председателем КНР Си Цзиньпином.

«Это крупнейшая корпорация с участием государства в составе акционеров, что подтверждает ее благонадежность, — отмечает генеральный директор „РТ-Инвест“ Андрей Шипелов. — Сотрудничество „РТ-Инвест“ с китайским партнером даст возможность завершить строительство завода по термической переработке в Татарстане. С запуском завода Казань станет первым городом в России, полностью отказавшимся от полигонного захоронения отходов».

Стройка мусоросжигательного завода заморожена с сентября 2023 года из-за проблем с оборудованием, которое на фоне санкций «зажал» швейцарско-японский консорциум Hitachi Zosen Inova. Объект стал проблемным для властей РТ — это признал в апреле премьер-министр РТ Алексей Песошин, а еще раньше о долгострое говорили в профильных ведомствах — минэкологии, министерстве строительства и ЖКХ РТ. С 2020 года в объект вложили 5,1 млрд рублей из изначально заявленных 26 млрд рублей. Проект воплощает компания «АГК-2», входящая в «РТ-Инвест». Генеральный подрядчик — ОАО «Татнефтепроводстрой».

Китайская компания уже поставила оборудование для 250 мусоросжигательных заводов не только Китая, но и Германии, Таиланда, США, Бразилии, Индии, Вьетнама, Шри-Ланки, Эфиопии Китайская компания уже поставила оборудование для 250 мусоросжигательных заводов не только Китая, но и Германии, Таиланда, США, Бразилии, Индии, Вьетнама, Шри-Ланки, Эфиопии Фото: © Christian Charisius/ dpa/ globallookpress.com

Какое именно «ключевое оборудование» поставят китайцы, в «РТ-Инвест» не уточняют, но в марте 2023 года заявлялось, что глубина локализации увеличится с 70 до 90%. Тогда планировалось, что российскими будут колосниковые решетки, на которых сжигают мусор.

Название китайской компании дословно переводится как «Экологическая промышленность Чунцина Саньфэн Кованта». Новый технологический партнер «РТ-Инвест» уже поставил оборудование для 250 мусоросжигательных заводов не только Китая, но и Германии, Таиланда, США, Бразилии, Индии, Вьетнама, Шри-Ланки, Эфиопии. Флагманским проектом китайской компании «РТ-Инвест» называет МСЗ в городе Чунцин, где живут 32 млн человек. Открытый в 2018 году завод ежегодно сжигает 1,64 млн т отходов и считается крупнейшим в мире. «Благодаря запуску завода здесь удалось добиться нулевого захоронения», — заявляют в дочерней структуре «Ростеха».

Мощность завода под Казанью останется прежней и составит 550 тыс. т в год Мощность завода под Казанью останется прежней и составит 550 тыс. т в год Фото: © Daniel Schoenen/ imagebroker.com/ globallookpress.com

Параметры те же, стройку возобновят летом, запустят в 2025 году, но сначала экспертиза

Мощность завода под Казанью останется прежней и составит 550 тыс. т в год, а оборудование произведут и поставят на стройплощадку в ближайший год.

«Оборудование, которое будет поставлять китайский партнер, соответствует всем российским и международным требованиям экологических норм. С учетом выбора нового технологического партнера будут проведены повторные государственные и общественные экспертизы проектной документации», — подчеркивают в «РТ-Инвесте».

«Белый дым из трубы»: что вместе с паром выбросит в воздух МСЗ в Осиново

Оценку экологического воздействия будущего мусоросжигательного завода с японо-швейцарским оборудованием провели в 2018 году. Из документов следовало, что суммарные выбросы предприятий в районе будущего МСЗ уже тогда превышали 37 тыс. тонн ежегодно. Но МСЗ мог добавить к выбросам предприятий этого района около 1,8%.

Международные независимые эксперты в 2020 году тоже не нашли доказательств, что завод нанесет значительный вред и причинит серьезные неудобства жителям. Экспертизу проводили две компании: Müller-BBM GmbH и LGA. В обоих случаях эксперты положительно оценили проект.

«Мюллера» перевели на русский: что немцы пишут про казанский МСЗ?

«Результаты моделирования рассеивания воздуха, проведенного с помощью немецкой стандартной модели, показывают более низкие концентрации соответствующих загрязняющих веществ на уровне земли, чем результаты, которые были представлены в информации о заводе», — говорилось в отчете Müller-BBM. Выходило, что в информации о предприятии, которую предоставили экспертам, параметры выбросов оказались еще и выше, чем это рассчитали немцы.

Возобновить работы на стройплощадке мусоросжигательного завода планируют летом, а открыть МСЗ в 2025 году. Это уже третий срок ввода в эксплуатацию. Сначала завод планировали запустить в ноябре 2022 года, но доставке оборудования помешала пандемия коронавируса, потом ввод завода из-за санкций переносили на конец 2024 года.

Возобновить работы на стройплощадке мусоросжигательного завода планируют летом, а открыть МСЗ в 2025 году Возобновить работы на стройплощадке мусоросжигательного завода планируют летом, а открыть МСЗ в 2025 году Фото: © Patrick Pleul/dpa/ www.globallookpress.com

Немецкие технологии, китайское производство: что известно о партнере «РТ-Инвеста» из Поднебесной

«Европейскому оборудованию хоть какое-то доверие было, а китайскому нет доверия», — пишет один из комментаторов «БИЗНЕС Online». Но насколько все это китайское?

Понятно, что китайцы — далеко не законодатели мод и не изобретатели технологий энергоутилизации мусора. И чунцинский партнер «РТ-Инвеста» — лицензиат основанной в 1925 году немецкой группы Martin GmbH, входящей в европейскую ассоциацию производителей в области переработки отходов в энергию ESWET. На ее сайте, кстати, упоминается и Hitachi Zoccen Inova, которая ранее намеревалась поставлять оборудование для российских заводов.

Немецкие технологии от Martin давно и прочно прописались и в Японии — через сотрудничество с Mitsubishi в 70-х годах XX века. А всего группа Martin установила примерно 1 тыс. линий сжигания по всему миру.

Любопытно, что лицензию Martin на технологию подвижной колосниковой решетки SITY 2000 китайцы получили еще в 2000 году. «Ситуация с заказами для нашего держателя лицензии Sanfeng Covanta в Китае очень позитивная. В Китае размещены заказы на более чем 110 линий производительностью почти 60 тыс. т в сутки», — говорится в одном из сообщений Martin.

И недавно, 20 марта, Martin сообщила о продлении лицензионного соглашения с Chongqing Sanfeng Covanta. Китайцы получили право еще 10 лет использовать по лицензии решетчатую технологию SITY 2000, а также технологию очистки дымовых газов LAB.

«MARTIN GmbH с гордостью вспоминает более чем два десятилетия успешного бизнеса в Китае, — говорится в пресс-релизе немецкой компании. — В январе наши управляющие директора господин Мартин и доктор Фриц Брюль отправились в Китай для торжественного подписания соглашения».

Еще одна деталь. В списке стран, на которые распространяется лицензия, есть государства Африки, Южной и Северной Америки, Австралии, Ближнего Востока, Индокитая, островов Тихого океана и т. д., но нет России. С другой стороны, нет в списке Канады и Германии, однако оборудование китайского производства устанавливалось в Дареме и Вюрцбурге. Добавим, что технологии Martin обкатаны и в Москве. Наиболее свежее оборудование с 2004 года работает на заводе №3 в Бирюлево.

Международные независимые эксперты не нашли доказательств, что завод нанесет значительный вред и причинит серьезные неудобства жителям Международные независимые эксперты не нашли доказательств, что завод нанесет значительный вред и причинит серьезные неудобства жителям Фото: © Jan Woitas/ZB/ www.globallookpress.com

«Даже технологии мировых производителей с известными именами подразумевают разную степень очистки газов»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают технологическое партнерство и санкционные риски работы китайско-немецкой компании с «РТ-Инвестом» — дочерней компанией государственной корпорации «Ростех», выпускающей в том числе и вооружение.

Василий Кашин  директор центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ:

— Китайская корпорация Chongqing Sanfeng Covanta Environmental Industry Co., LTD — крупный производитель оборудования для переработки мусора. У нее, конечно, есть связи с Германией. Но в целом эта компания способна на независимость. К тому же саму отрасль невозможно привязать к военной составляющей. А реализация проекта зависит от того, насколько китайцы самодостаточны и сильны в диалоге с иностранными партнерами.

У Китая с начала СВО есть позиция. Он призывает всех к деэскалации и прекращению огня, осуждая любые поставки оружия. Но также он не будет ограничивать свое сотрудничество с Россией. Это касается прежде всего политического уровня. С частными компаниями же бывали случаи, когда удавалось на нее надавить. Проекты останавливались. В этом случае нужно поднимать обсуждение на более высокий уровень. Тогда попытки надавить у той стороны ограничены, потому что сам Китай — важный рынок, который не оставляет такие попытки без последствий.

Даже если немцы надавят и китайцы откажутся, все равно остается возможность работать через посредника: ему поставляют оборудование, а он передает его России. У нас есть опыт поставок из Китая для нужд ВПК, и их пока не удалось прекратить. На этом фоне завоз оборудования для мусоросжигательного завода выглядят менее уязвимым. Совсем без риска может быть, только когда все поставщики станут российскими.

Для Китая Россия не такой уж и маленький рынок: на нее приходится 4 процента товарооборота восточной державы. Торговля Китая с Россией постоянно растет, тогда как с США и Европой она падает. Не будут они такими отношениями разбрасываться.


Борис Моргунов — директор Института экологии НИУ ВШЭ:

— Хорошо ли, что вопрос решился? Смотря для кого! Для «РТ-Инвеста», видимо, хорошо, потому что этой компанией уже давно были взяты и несколько раз переносились обязательства. Вопрос — хорошо ли это будет для всех тех задач, под которые этот завод строится?

У меня нет параметров, которые гарантируют китайские производители. И здесь нужно смотреть, что именно заменили японского на китайское и каким образом будут сочетаться те технологии, которые, возможно, остались от японцев, насколько они сочетаемы с китайскими технологиями.

И, конечно, самое главное — это дождаться результатов экспертизы с результатами которой, я надеюсь, можно будет ознакомиться и уже после этого сделать содержательный комментарий. Навскидку очень сложно сделать так, чтобы в течение такого короткого времени с одной технологии перейти на другую без потери качества, это крайне затруднительно. И это при том, что к японским технологиям также были вопросы и здесь остаются, наверное, те же вопросы. Например, будут ли обеспечивать и гарантировать китайские производители этого оборудования заявленные параметры или китайцы просто поставляют, а уже там с параметрами как-то будут разбираться производители?

Тут надо опять же смотреть. Проекты проектам рознь: все проекты, которых более 250 (которые, по информации «РТ-Инвеста», уже реализованы китайской компанией, прим. ред.), начинались довольно давно. Я знаю, что это за оборудование? Какое именно оборудование ставят, сколько там будет ступеней очистки? Те проекты, которые, как правило, в рекламных буклетах, о том что они были успешно построены… конечно, были успешно построены. Но проекты, которые строились 10, я уже не говорю о 20 годах назад, показали свою крайнюю неэкологичность. Есть огромное количество свидетельств того, что все, что строилось, условно говоря, 10 лет назад, — это совершенно точно не то, чего нужно строить в Российской Федерации в период, когда прошла серьезная революция в этой сфере — в сфере термической утилизации отходов.

Здесь нужно понимать, о чем мы говорим. Потому что технологии даже крупных производителей с известными именами подразумевают разные степени очистки отходящих газов, которые содержат самые опасные вещества, которые только существуют в природе. Что происходит со шлаком, который превращает безопасные твердые коммунальные отходы в отходы III класса опасности? Какой объем этого шлака?

На эти вопросы, по идее, должны дать ответ коллеги, которые занимаются экспертизой. Поэтому предметно говорить о том, хорошо или плохо это для населения, для окружающей среды, можно будет, только когда появятся результаты экспертизы.


Рашид Исмаилов  председатель российского экологического общества:

— Я бы говорил прежде всего об экологической безопасности. К термической утилизации много вопросов с точки зрения соблюдения экологических стандартов. К таким заводам в обществе низкий уровень доверия.

Нужно убедиться, что китайское оборудование в этом смысле надежное. В основе экономики замкнутого цикла лежит вовлечение вторичных материалов в хозяйственный оборот. Но не все сегодня можно переработать. В любом случае нужна государственная экспертиза проекта и жесткий контроль строительства и эксплуатации. Еще важен общественный мониторинг на всех стадиях, а также максимальный доступ общественности к информации о строительстве.