«Раньше навигация заканчивалась и люди уходили в неоплачиваемый отпуск. Мы поняли, что так работать не сможем», — говорит о кадровых проблемах директор АО «Флот РТ» Роман Лизалин. Новой госкомпании, созданной для развития пассажирских перевозок водным транспортом в РТ, в мае исполняется год. В летнюю навигацию, которая стартует 27 апреля, на воду спустят 18 судов, в том числе скоростные «Метеоры». В рамках интернет-конференции «БИЗНЕС Online» Лизалин рассказал, с какими регионами наладили маршруты, какова судьба имущества «Татфлота», о речном вокзале и новом направлении Казань – Верхний Услон.
В рамках интернет-конференции «БИЗНЕС Online» Лизалин рассказал, с какими регионами наладили маршруты, какова судьба имущества «Татфлота», о речном вокзале и новом направлении Казань – Верхний Услон
На что ушло 2 млрд рублей?
Подготовка судов к летней навигации в Татарстане выходит на финишную прямую — 27 апреля открывается речной сезон. «Флот РТ» заканчивает ремонт и отправляет в плавание 18 теплоходов. О планах и новых маршрутах рассказал директор «Флота Республики Татарстан» Роман Лизалин в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online». В прошлом году навигация, по его словам, была неполноценной, ведь компанию для развития пассажирских речных перевозок в РТ создали только в мае, и теплоходы отработали чуть больше месяца. Три судна перевезли более 10 тыс. человек. «О нас никто не знал, это была пробная история», — уточнил Лизалин.
Сколько удалось заработать на коммерческих перевозках? История того года была не про заработок, «главное, что не ушли в убыток», говорит Лизалин. Только один теплоход «Капитан Гусев» принес более 5 млн рублей за 1,5 месяца работы. Поэтому не менее пяти единиц поставлено на коммерческие перевозки. Но чтобы дальше развиваться, нужно открывать новые маршруты и закупать суда. «Ходить с протянутой рукой и просить у республики мы постоянно не сможем», — объяснил спикер.
Из 2 млрд рублей, которые были выделены властями Татарстана на спасение речного хозяйства, 1,1 млрд потратили на покупку двух новых «Метеоров» у Зеленодольского завода, 160 млн ушло на судно «Капитан Гусев», еще 200 млн — на выкуп имущества «Татфлота». Сама компания разместилась в двухэтажной старой постройке с кассами справа от главного здания речного вокзала, его также выкупили у «Татфлота». Были планы привести в порядок и дебаркадеры к этому лету, но не успели. Все силы ушли на подготовку судов.
Из 2 млрд рублей, которые были выделены властями Татарстана на спасение речного хозяйства, 1,1 млрд потратили на покупку двух новых «Метеоров» у Зеленодольского завода, 160 млн ушло на судно «Капитан Гусев», еще 200 млн — на выкуп имущества «Татфлота»
Сейчас во владении «Флота РТ» 31 судно (28 досталось от «Татфлота» и три новых) и 9 дебаркадеров. Одна из новинок — судно ледового класса, которое может ходить по битому льду, т. е. до позднего ноября. Лизалин также уточнил, что два «Метеора» были куплены по федеральной лизинговой программе. Выручает также программа утилизационного сбора, которая предоставляет 15-процентную скидку на сданные судна. Директор «Флота РТ» отмечает, что не всегда рационально ремонтировать старые суда — вложения огромные, поэтому лучше сдать старье в утиль.
Напомним, в мае прошлого года Татарстан учредил АО «Флот РТ» для перезагрузки речных перевозок в регионе. Компанию возглавил Лизалин, капитан судна «Арабелла», пришедшего на помощь тонущему теплоходу «Булгария». Компанию создали по предложению миндортранса и минземимущества РТ. В республиканском правительстве деятельность «Флота РТ» курирует министерство транспорта и дорожного хозяйства. В перспективе компания должна стать главным оператором пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в Татарстане. «Социальными» перевозками пассажиров до конца 2023-го занималось АО «СК „Татфлот“», которое традиционно относят к сфере влияния гендиректора ПСО «Казань» Равиля Зиганшина.
Важное открытие этой навигации — пассажирские перевозки от речного вокзала в Верхний Услон. Возить на тот берег Волги будет «Капитан Гусев», маршрут длительностью 30 минут
Куда будем плавать?
Из Казани в мае начнутся регулярные речные перевозки на пассажирских судах «Метеор» в Ульяновск и Чебоксары. Единственное круизное судно «Павел Миронов» запустят с 1 июля в Самару, Нижний Новгород, Ярославль и Волгоград. А такие длинные дистанции, как Астрахань, Москва и Пермь, — вопрос уже 2025 года, говорит Лизалин. Ранее стало известно, что Татарстан стал одним из трех регионов, вошедших в первый этап федерального проекта развития скоростных пассажирских перевозок по водным путям России. В проекте также участвуют Нижегородская область и Чувашия.
Важное открытие этой навигации — пассажирские перевозки от речного вокзала в Верхний Услон. Возить на тот берег Волги будет «Капитан Гусев», маршрут длительностью 30 минут. Предварительно, теплоход будет ходить каждые два часа, в дальнейшем планы скорректируют в зависимости от спроса. «Ходим выделить отдельный причал, чтобы работал именно как переправа», — рассказал директор «Флота РТ».
Предполагается также организовать перевозки по Казанке. «Мечтаем поставить дебаркадер около НКЦ», — поделился планами Лизалин. Кроме того, он отметил «огромный потенциал» в Свияжске и Болгаре, т. к., по оценкам «Флота РТ», это одни из самых востребованных направлений. В планах также соединить «Метеорами» Казань и Камское Устье.
Когда же откроются обещанные онлайн-продажи билетов? По словам Лизалина, в ближайшие дни, к началу навигации. Также он предупредил, что покупка билетов для паромной переправы в Верхний Услон, скорее всего, будет осуществляться только по месту.
Здание речного вокзала Казани «Флот РТ» себе на баланс не забрал, чтобы не генерировать большие убытки. Однако его состояние не может не волновать
Покинутая стекляшка на берегу Волги и поиск кадров
Здание речного вокзала Казани «Флот РТ» себе на баланс не забрал, чтобы не генерировать большие убытки. Однако его состояние не может не волновать. «Это лицо нашей республики, Казани. Мы бы хотели, чтобы наш вокзал был не хуже, а лучше, чем в других регионах страны», — воодушевленно заявил Лизалин. В пример он также привел речной вокзал Чебоксар и удачную реновацию московского речного вокзала. Как отмечал в интервью «БИЗНЕС Online» министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, в свое время там начались ремонтно-реконструкционные работы под гостиницу. Сейчас в Казани разрабатывают концепцию реконструкции и благоустройства речпорта.
Есть вопросы и к зданию багажного отделения в речном порту, которое, на взгляд директора «Флота РТ» и его коллег, нужно сносить и строить новое с хорошей доступностью для населения. Ни это здание, ни вокзал «не отвечают никаким требованиям»: ни санитарным, ни требованиям безопасности, ни для маломобильного населения.
Что с кадрами в «Флоте РТ»? Сегодня в компании работают порядка 145 человек, чуть более 70 из них входят в плавсостав. В перспективе, если удастся вывести необходимое количество судов, общее количество превысит 300 сотрудников.
«Мы сделали подразделение у себя, которое занимается ремонтом судов, то есть это люди наши. Мы формируем бригаду из числа экипажа судов. Раньше навигация заканчивалась и люди уходили в межнавигационный неоплачиваемый отпуск. Мы для себя поняли, что так работать не сможем», — рассказал Лизалин. По его словам, из числа экипажа много тех, кто хочет работать. Люди ремонтируют свои же теплоходы, не нужно платить стороннему контрагенту.
Подготовка кадров идет, кроме речного техникума, в том числе и в казанском филиале Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ), который предоставляет современную техническую базу и комфортное проживание. Здесь готовят рулевых, мотористов, матросов. Особенность университета — наставничество. За каждым молодым студентом закреплен опытный человек, который готовит себе смену.
«Иногда проходят десятилетия, чтобы вырастить хорошего капитана, но, если этого не делать, через несколько лет будет некому работать», — заявил Лизалин.
Также на интернет-конференции «БИЗНЕС Online» директор «Флота РТ» поделился подробностями своего назначения, рассказал о задачах новой компании, о том, с какими регионами она конкурирует и удастся ли пробить отметку в 500 тыс. пассажиров к 2025 году. Читайте подробную стенограмму в ближайшее время на страницах нашей газеты.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.