«У велосипедистов так же, как и у машин, должна быть безбарьерная среда. Мы же с вами столбы посередине проезжей части не ставим?» — рассуждали на круглом столе в галерее «БИЗON» о создании качественной велоинфраструктуры на территории реновации «Новая Портовая». Тема обсуждения в этот раз касалась общественных пространств, в том числе набережной Волги в 12 километров. Коснулись всех волнующих вопросов — и эксплуатации, и правильной навигации, и озеленения. На встрече присутствовал первый куратор Института развития города Рубен Аракелян, который выложил первые концептуальные идеи по работе с этой локацией. К примеру, по его мнению, необходима двухуровневая набережная. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
В галерее «БИЗON» собрались представители власти, эксперты и активисты, чтобы обсудить концепцию развития территории «Новая Портовая»
«Уникальность нашего города заключается в непосредственной близости к Волге, но при этом водная инфраструктура до сих пор не освоена»
Продолжается серия обсуждений концепции развития территории «Новая Портовая» с градостроителями, архитекторами, урбанистами и активистами города. Круглый стол в галерее современного искусства «БИЗON» с участием первого куратора Института развития города Рубена Аракеляна накануне посвятили подходам к развитию общественных пространств.
Организатором дискуссии выступило СМУ-88 — девелопер, который в рамках новой концепции ведет строительство ЖК «Яналиф». Первые сваи на месте пескобазы, ознаменовавшие начало реновации пространства площадью 287 га, забили осенью 2022 года при участии президента РТ Рустама Минниханова.
В галерее «БИЗON» собрались больше 20 человек — представители власти и депутаты Казгордумы, девелоперы, архитекторы и проектировщики, эксперты по озеленению, велоактивисты, студенты, участники движения «Жизнелюб», организаторы спортивных мероприятий и другие заинтересованные горожане.
Алексей Горбунов: «У архитекторов и градостроителей есть возможность создать значительный массив городской среды, применив все свои навыки и знания»
«Уникальность нашего города заключается в непосредственной близости к Волге, но водная инфраструктура до сих пор не освоена. С одной стороны, это упущение. Но с другой — у архитекторов и градостроителей есть возможность создать значительный массив городской среды, применив все свои навыки и знания», — начал директор Института развития города Алексей Горбунов.
Если старый и устоявшийся город — это плотно разрисованный лист бумаги, где уже сложно вписать те же обособленные маршруты для средств малой мобильности, то «Новая Портовая» — чистый лист, на котором можно все предусмотреть здесь и сейчас, пока еще ничего не застроено. Такой подход позволяет увязать территорию новой застройки с набережной. В частности, ЖК «Яналиф» пронизан несколькими пешеходными бульварами, соединяющими существующую городскую застройку с площадью в центре жилого комплекса и прогулочными пространствами у воды.
«Поженить» мечту и стандарты непросто, но мы должны быть гибкими, чтобы новые общественные пространства оставались актуальными и завтра, и через 50 лет.
Участникам круглого стола и присутствующим показали концепцию пешеходных связей территории «Новая Портовая».
«Линии соединяют в единую структуру набережную Волги и берега озер Кабан», — пояснила начальник сектора концептуальных разработок института Гузель Юлдашбаева. Она добавила, что здесь появятся и туристические маршруты — таким, например, может стать бульварная улица Фаткуллина. А роль связи Волги с общим городским центром возьмет на себя улица Галиаскара Камала.
Гузель Юлдашбаева: «На этой территории важны открытые общественные пространства, в том числе набережная. У Казани большая потребность в таком месте, поэтому оно будет иметь общегородское значение»
Кроме крупных центров новой территории, к примеру портового элеватора с новыми функциями, поволжского культурного центра, предполагается, что общественные пространства расползутся и по всем первым этажам построенных на «Новой Портовой» офисов, жилья и объектов торговли.
«Но, конечно, на этой территории важны открытые общественные пространства, в том числе набережная. У Казани большая потребность в таком месте, поэтому оно будет иметь общегородское значение. Это выдвигает повышенные требования к проектированию и строительству новой набережной», — рассуждала Юлдашбаева.
Создание новой пешеходной артерии на воде, набережной в 12 километров, — это прецедент мирового масштаба.
«Эти 12 километров можно считать неким путешествием, — вступил Аракелян. — Пространство довольно длинное, поэтому здесь следует продумать разные события, чтобы прогулка не казалась рутинной».
Аракелян в 2024 году занял пост так называемого главного архитектора на общественных началах. И одной из его задач стала работа над концепцией территории реновации «Новая Портовая». Он поделился мыслями по поводу организации этого принципиально нового для Казани пространства:
- Необходимо продумать «карту тишины». По словам архитектора, очевидно, что благоустроенные берега Волги будут привлекать к себе массу активностей — и концертные площадки, и рестораны, и кино. «Важно, чтобы не вся территория „кричала“. Нужны места, где будет тихо, потому что к набережной прилегает массивный жилой район», — пояснил Аракелян.
- Необходимо уделить внимание этапности. «Логичнее растить территорию от точек активности и в будущем их соединять. Если мы будет развивать пространство сверху или снизу, то остальные его части останутся мертвыми и маргинальными. Все должно идти равномерно», — пояснил архитектор.
- Стоит рассмотреть возможность создания нескольких уровней набережной, потому что на «Новой Портовой» будет формироваться сразу несколько потоков движения — туристы, местные жители, спортсмены и велосипедисты. «Можно поднять пешеходов наверх, а скоростные движения — велосипеды и бегунов — опустить вниз. Или наоборот», — объяснил Аракелян.
- Необходимо задействовать фронт реки и в некоторых местах опустить линию набережной. Так у гуляющих будет возможность потрогать воду рукой или даже опустить в нее ноги.
По словам Ильдуса Янышева, создание велодорожек не гарантирует того, что люди будут ими пользоваться, потому что на это влияет много факторов, к примеру удобная транспортная навигация, наличие боксов в городе для хранения велосипедов
«У велосипедистов так же, как и у машин, должна быть безбарьерная среда»
Один из ключевых моментов беседы касался организации велодорожек на «Новой Портовой».
«У вас там будут толпы велосипедистов, — начал велоактивист Тимур Апелов. — Так как территория новая, хотелось бы поговорить о тех ошибках, которые уже были совершены при проектировании велосипедных дорожек в Казани. Я считаю, что за весь прошлый год в городе не появилось ни одной правильной велодорожки».
По мнению активиста, велосипед — транспорт, и к нему необходимо относиться соответствующим образом. «У велосипедистов так же, как и у машин, должна быть безбарьерная среда. Мы же с вами столбы посередине проезжей части не ставим?» — рассуждал Апелов.
Так почему велосипедные дорожки в Казани неправильные? Отсутствует физическое отделение от пешеходной части. По словам велоактивиста, разметку многие не соблюдают, из-за чего на постоянной основе случаются аварии. «Разделить можно газоном, валунами, бордюрами, столбиками — чем угодно. Дорожка может быть приближена к проезжей части, но главное — она должна быть отдельной полосой», — объяснил Апелов.
«У нас система отчетности в городе такая, что говорят о количестве построенных велодорожек, но не упоминают процент горожан, регулярно использующий велосипед в качестве основного средства передвижения», — сказал председатель союза велосипедистов РТ Ильдус Янышев. По его словам, создание велодорожек не гарантирует того, что люди будут ими пользоваться, потому что на это влияет много факторов, к примеру удобная транспортная навигация, наличие боксов в городе для хранения велосипедов.
«Концепцию развития велосипедных полос на территории „Новой Портовой“ необходимо рассматривать в контексте всего города, чтобы не получилось такой ситуации, что на велосипедах там катаются только возле дома», — подытожил Янышев.
Организатор спортивных мероприятий Timerman и «Казанский марафон» Вадим Янгиров высказал и позицию бегунов. Он настаивал на бесшовном пространстве и отказе от бетона. «Бетонные покрытия оказывают пагубное воздействие на суставы и мышцы бегущего человека. Кроме того, любой бордюр или лестница на пути очень мешает в организации мероприятий», — пояснил он.
Альберт Садыков: «Такие вещи могут заметить только люди, которые непосредственно пользуются этой инфраструктурой»
А как эксплуатировать? На круглом столе подняли вопросы туризма, озеленения и эксплуатации будущей набережной Волги
Основный плюс таких круглых столов в том, что территорию рассматривают с разных точек зрения с учетом групп интересов. В рамках обсуждения заглядывали в особенности эксплуатации созданных пространств, туристических потоков, работы с зеленым каркасом.
«Важно, когда представители разных сообществ имеют возможность поучаствовать в развитии этой территории и рассказать свои пожелания», — подчеркнул председатель правления федерации парусного спорта РТ Альберт Садыков. Он упомянул, что в проектировании «Казань марины» в Лаишево допустили много типовых ошибок. «Такие вещи могут заметить только люди, которые непосредственно пользуются этой инфраструктурой», — объяснил Садыков, со своей стороны пообещав принимать участие в создании марин на Волге.
На встрече присутствовала директор комитета по развитию туризма Казани Дарья Санникова. Она заметила, что сейчас в Казани проседает сфера предоставления услуг VIP-туристам, а новая территория с видом на Волгу привлечет таких привилегированных гостей.
Выход на Волгу не только привлечет нового туриста, но и увеличит процент тех, кто приезжает в Казань снова.
«У меня вопрос — кому же достанется эта шикарная и длинная набережная в 12 километров?» — посмеялась в свою очередь заместитель директора дирекции парков и скверов Лилия Якупова. Она пробежалась по техническим моментам, которые могут упростить эксплуатацию такого масштабного общественного пространства.
- Во-первых, нужны бесшовные пешеходные уровни для упрощения процесса уборки. «Это удобно всем — горожане передвигаются беспрепятственно, а дворники при переходе с уровня на уровень не скребут брусчатку», — объяснила участница круглого стола.
- Во-вторых, необходимо заранее продумывать расположение туалетов и урн на всем протяжении набережной. «Мы всегда говорим жителям, что предоставляем для них бесплатный сервис — качественные туалеты, урны с удобным расположением», — сказала Якупова.
- В-третьих, набережная в десяток километров нуждается в хорошей навигации. Дирекция сталкивается с тем, что даже в созданных парках навигация может и запутать людей. «Здесь хочется вспомнить станцию метро „Проспект Победы“, логистика которой уже стала предметом городских шуток», — указала участница круглого стола.
Санникова же добавила, что навигационные элементы подвержены вандализму, поэтому имеет смысл закладывать и современные методы ориентирования на территории с помощью смартфонов.
Ученый – агроном-эколог, озеленитель Института пространственного планирования РТ Александр Матюха добавил, что стоит заранее учитывать адаптацию этой территории к изменениям климата, продумать вопросы эксплуатации в зимний и летний периоды.
Александр Матюха уверен, что стоит заранее учитывать адаптацию этой территории к изменениям климата, продумать вопросы эксплуатации в зимний и летний периоды
«Казань — город с непростыми климатическими условиями. Здесь очень жаркое и сухое лето, а зима снежная и морозная», — сказал приглашенный эксперт. По его словам, особенно остро этот вопрос касается прибрежных территорий, потому что там к другим погодным трудностями добавляются и ветровые нагрузки. Также важно не допустить того, чтобы территория превратилась в «тепловое пятно», и грамотно подойти к озеленению всех площадей.
Наиль Галеев, подводя итоги встречи, отметил, что нужно создать публичную хартию — в ней можно будет объединить все пожелания, замечания, мнения представителей различных городских сообществ
Гендиректор ГК «СМУ-88» Галеев, подводя итоги встречи, отметил, что нужно создать публичную хартию — в ней можно будет объединить все пожелания, замечания, мнения представителей различных городских сообществ. А проектировщикам и владельцам территорий в таком случае будет на что опереться в комплексном развитии «Новой Портовой».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 66
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.