Странная ситуация складывается вокруг Казанского Гипронииавиапрома, который с советских времен отвечал в Татарстане за создание авиапромовских и авиатранспортных объектов. Во-первых, он не получил генподряд на проектирование нового аэровокзала столицы РТ. Во-вторых, и этот удар куда чувствительнее, мимо него «пролетела» новая модернизация Казанского авиазавода. Обновление КАЗа и МАКа берут на себя московские компании. А ведь еще недавно Татарстан справедливо считал проектирование промышленных объектов авиации одним из своих ноу-хау. Что изменилось, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».
Гипронииавиапром переживает непростые времена. КазГАП не получил генподряд на проектирование нового аэровокзала столицы РТ и мимо него «пролетела» модернизация Казанского авиазавода
Бесславный финал 80 лет истории?
Генеральным подрядчиком новой модернизации Казанского авиазавода – филиала «Туполева» (КАЗ), на которую предусмотрено несколько десятков миллиардов рублей, назначена «дочка» «Ростеха» — «РТ-Дирекция технического заказчика» (ДТЗ). Казанскому Гипронииавиапрому (КазГАП), который до этого отвечал за проектирование объектов КАЗа (а в последние годы и за их строительство), остается только выполнить свои текущие обязательства перед предприятием и сматывать удочки. Об этом сообщили источники «БИЗНЕС Online» в строительной отрасли и авиапроме. Таким образом заканчивается, без преувеличения, целая эпоха, ведь КАЗ и КазГАП были неразлучны 82 года: свою историю институт ведет с осени 1941-го, когда из Москвы в Казань эвакуировали соответствующую проектную бригаду.
В материнской компании КазГАПа, холдинге «Технодинамика», на запрос «БИЗНЕС Online» не ответили. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) нам, не вдаваясь в подробности, сказали, что КАЗ продолжает работу с КазГАПом «по проектам, которые имеют важное значение для развития завода». «Кроме того, ряд новых проектов в рамках масштабной модернизации предприятия планируется реализовать совместно с „РТ-Дирекцией технического заказчика“, центром строительных компетенций госкорпорации „Ростех“, в плотном взаимодействии с предприятиями строительной отрасли Республики Татарстан», — говорится в ответе ОАК.
Роковым для КазГАПа стал 2016 год, когда началась комплексная модернизация КАЗа по программе развития ОПК. Институт взялся за дело, но стремление все делать самому и подвело КазГАП, загнав его в долги
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров полагает, что все логично. «Кто платит деньги, тот и определяет, кому строить, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — И когда речь идет о серьезных затратах, контроль со стороны государства уже не первый год становится все жестче, а „Ростех“, который возводит много объектов, показывает высокую эффективность расходования государственных денег». Схожего мнения придерживается председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. Он полагает, что «Ростех» берется за стройку на КАЗе «не от хорошей жизни». Во-первых, государство осознало, что надо более активно участвовать в делах авиапрома. Во-вторых, сказалось затягивание срока нынешней модернизации КАЗа, за которую и отвечает КазГАП. По мнению Агеева, винить только институт нельзя, но сегодня ситуация такова, что пенять не на кого. И в-третьих, «в последнее время Гипронииавиапром подутух», констатировал в беседе с «БИЗНЕС Online» глава ТПП РТ.
В июле 2019 года стало известно, что владелец института и его гендиректор Борис Тихомиров продает компанию, чтобы спасти ее. Покупателем стала «Технодинамика»
Роковым для КазГАПа стал 2016 год, когда началась комплексная модернизация КАЗа по программе развития ОПК. В целом на кону стояло около 30 млрд рублей, и институт взялся за дело не только как генпроектировщик, но и как генподрядчик строительства. Считается, что стремление все делать самому и подвело КазГАП, загнав его в долги. В июле 2019 года стало известно, что владелец института и его генеральный директор Борис Тихомиров продает компанию, чтобы спасти ее. Эта новость вызвала шок, ведь положение Гипронииавиапрома и его руководителя казалось незыблемым.
Покупателем стала «Технодинамика» (принадлежит холдингу «Динамика»). Через год Тихомиров покинул пост гендиректора, а спустя неделю умер. С тех пор во главе института 5 раз менялся руководитель, а модернизация КАЗа, которая должна была завершиться в 2020 году, все еще идет.
Предполагается, что в этом году модернизация Казанского авиазавода все-таки завершится. Особый статус стройки подтвердил и визит на КАЗ премьер-министра РФ Михаила Мишустина
Стройка особого назначения
Предполагается, что в этом году модернизация КАЗа все-таки завершится, но одновременно стартует новая — под проект серийного строительства Ту-214. По открытым данным, он оценивается примерно в 96 млрд рублей — в основном это деньги из ФНБ и облигационные займы «Ростеха». Главные параметры затрат известны. Непосредственно на модернизацию КАЗа пойдет без малого 40 млрд рублей: на приобретение производственного оборудования — 13 млрд; изготовление автоматизированных технологических линий — 4 млрд; строительство и реконструкцию — 22,7 миллиарда.
При этом должен быть исключен даже намек на долгострой — как-никак на кону возрождение суверенной авиатранспортной отрасли, да и сколько обещаний дано на всех уровнях, каких только моральных авансов не получено. Чего стоит только «Вы гарантируете?» от Михаила Мишустина и «Гордость Татарстана» от Владимира Путина.
В январе Константин Тимофеев был назначен на пост управляющего директора «Туполева» и при этом сохранил пост в ОАК
Об особом статусе стройки дали понять и создав в ОАК новую высокую должность — еще одного (второго) первого заместителя, отвечающего конкретно за строительный блок и курирующего «Туполев». Показательно, что им назначили Константина Тимофеева: во-первых, он выходец из Казани; во-вторых, до недавнего прошлого был тесно связан со строительной отраслью; в-третьих, считается близким к «строительному» вице-премьеру РФ Марату Хуснуллину. В январе Тимофеев сменил Вадима Королева на посту управляющего директора «Туполева» и при этом сохранил пост в ОАК. Среди прочего он должен сгладить противоречия, которые, как утверждают наши источники, наметились между Казанью и Москвой по поводу контроля за программой Ту-214, в том числе за стройкой на КАЗе.
Ввиду исключительной важности возложенных на КАЗ задач, видимо, пересмотрен сам подход к обеспечению модернизации завода. Королев упоминал некую согласованную на уровне правительства «ускоренную схему». Наши собеседники полагают, что речь идет о решениях, позволяющих свести к минимуму противоречия между проектом и его воплощением, которые неминуемо возникают на любой стройке и затягивают ее. Кстати, как не раз указывали источники, это был один из факторов, подкосивших КазГАП. Если предположение наших собеседников верно, то Тихомиров, получается, услышан после смерти. По информации «БИЗНЕС Online», еще до продажи КазГАПа он подготовил аналитическую записку, в которой разобрал, почему действующие правила проектирования и строительства могут приводить к срыву заданий, и предлагал пути решения.
И наконец, переосмыслена тактика. «Все согласились с идеей о том, что схему взаимодействия по стройке надо пересмотреть — было бы странно вновь зайти в ту же воду», — рассказывает один из источников, имея в виду ныне идущую модернизацию КАЗа. Генподрядчиком теперь будет ДТЗ, за ней же — функции техзаказчика и строительного контроля. По словам наших источников, внутри госкорпорации эта компания контролирует движение всех средств по комплексной программе развития авиастроительной отрасли и оценивает обоснованность заявляемых предприятиями потребностей. Строительные организации тоже будут новыми, ранее не работавшими на КАЗе, но все — из Татарстана. Они уже определены, но не раскрываются.
При этом КазГАП не пустят и в проектировщики. По информации «БИЗНЕС Online», их будет несколько, в том числе давнишний конкурент КазГАПа по необоронным темам — «Татинвестгражданпроект». Работа на авиапром для него новая область. Мы направили в институт соответствующий запрос, но ответа пока не получили.
Для промышленных проектировщиков в сфере ОПК работа по объектам ОАК всегда самая желанная — больше всего денег
Символ строительного суверенитета
Что означает для КазГАПа отдаление от авиазавода?
По словам одного из источников, для промышленных проектировщиков в сфере ОПК работа по объектам ОАК всегда самая желанная — больше всего денег. «Отлучение» от КАЗа, скорее всего, означает и то, что у института не будет заданий и на других объектах корпорации. «Поэтому ситуацию нельзя назвать хорошей — и в финансовом плане, и в имиджевом», — констатировал он. Наш собеседник добавил, что по большому счету нет заказов и от других авиастроительных холдингов: несколько проектов для Объединенной двигателестроительной корпорации, а также для «Вертолетов России» (имеются в виду учебный центр и цех окончательной сборки на КВЗ) уже в стадии завершения, перспектив не просматривается.
По мнению завкафедрой градостроительства КГАСУ Александра Дембича, дефицит работы не только у Гипронииавиапрома. «В принципе, задачи для института есть, но не сказал бы, что их много, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — С работой сейчас очень плохо, потому что в стране неважно с деньгами. Думаю, КазГАПу надо готовиться к тяжелым временам. И так у всех проектных институтов». По мнению эксперта, в данной сфере наблюдается усиление конкурентной борьбы, ситуация будет только усугубляться.
По мнению Агеева, паниковать не стоит. «В конце концов, ничего постоянно развиваться не может, — предложил он философское объяснение. — Да и в каком бы статусе КазГАП ни находился, оборонка — это настолько тонкая вещь, что его специалисты будут нужны всегда. Не сомневаюсь, что работников КазГАПа cтанут использовать на субподряде. Ну рассудите, кто приедет сюда из Москвы?!»
Как уверены источники, КазГАП без проблем выживет за счет заданий собственника — «Технодинамики»: в составе холдинга и под его управлением около сотни предприятий, для многих из которых надо делать разного рода проекты. «Лет 10 на этом институту прожить можно, а дальше будет видно», — уверен один из наших собеседников. Как считает Агеев, КазГАПу должна помочь и его многопрофильность, способность выполнять широкий спектр задач. Действительно, если изначально компания специализировалась на ОПК-проектировании, то потом в ее портфеле появились и жилье, и дороги, и планировка территорий. В активе института, к примеру, казанские Дворец водных видов спорта и ЖК «Магеллан», все значительные объекты Иннополиса. Но, как утверждает один из наших собеседников, сегодня гражданской работы у КазГАПа тоже, по сути, нет. Последней на сегодня крупной темой в данной области стало проектирование по заказу «Лукойла» комплекса филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета в Когалыме (открыт 1 февраля), и на этом все.
КазГАП назначили субподрядчиком проектирования нового аэровокзала международного аэропорта «Казань». Такая роль для института непривычна. Но победить в конкурсе на генпроектировщика он не смог
Наш собеседник подчеркивает, что у КазГАПа и раньше бывали трудные времена, но его спасало стремление осваивать новые проектные технологии типа реставрационных, дорожных. Однако тогда мотором новшеств был Тихомиров, а с его уходом новаторский запал иссяк. И второе, что настораживает нашего источника, — отсутствие гражданских заказов непосредственно в Татарстане. Последней крупной работой здесь были объекты в Иннополисе пять лет назад. «Тихомиров всегда подчеркивал, что надо обязательно иметь связь с местной властью — проектировать для Казани, Татарстана, а теперь сложилось мнение, что, раз институт „провинился“ на авиазаводе, не надо давать ему генподряд», — говорит источник.
По информации наших собеседников, в минувшем ноябре после заседания совета директоров «Туполева» провели еще одно, уровня правительства РТ и акционеров института, на котором обсуждали, чем занять коллектив (предположительно 700 человек). По всей видимости, результатом размышлений стало то, что КазГАП назначили субподрядчиком проектирования нового аэровокзала международного аэропорта «Казань» (МАК). Отметим, что такая роль для КазГАПа непривычна: как выразился источник, «последние 30 лет институт делал в аэропорту все». Не так давно КазГАП предлагал и свое видение того, как надо расширить МАК, и отраслевая общественность ожидала, что проектирование нового аэровокзального комплекса поручат институту. Но победить в нынешнем конкурсе на генпроектировщика он не смог — им будет московская компания «Аэропроект», та самая, что «рисовала» казанский аэропорт в конце 70-х.
«В Советском Союзе проектирование всех аэропортов было за „Аэропроектом“, — напомнил наш собеседник. — Но в 90-х, когда провозгласили суверенитет Татарстана, решили, что подобными работами мы должны заниматься сами». Таким образом, происходящее с КазГАПом еще и символично: республика встраивается в федеральную вертикаль и здесь.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 85
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.