«Сегодня самый острый вопрос для предприятий города — это кадры. Он является одним из сдерживающих факторов дальнейшего развития экономики», — уверен мэр Набережных Челнов. О том, что делается для привлечения рабочих рук в город, Наиль Магдеев рассказал в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». Кроме того, мэр рассуждает о брутто-контрактах в общественном транспорте, агломерации с Нижнекамском и Елабугой, а также делится мечтами о футболе и переносе в автоград штаб-квартиры «Татэнерго».
Наиль Магдеев: «Считаю, у руководства Челнов есть все возможности помогать бойцам и их семьям»
«Мечты исполняются!»
— Наиль Гамбарович, на прошлой интернет-конференции, год назад, вы озвучили свои мечты: первая — построить новое здание стационара горбольницы №5, вторая — закрепиться футбольной команде КАМАЗ в Первой лиге, третья — чтобы стадион стал 15-тысячником. Какие шаги предприняты для осуществления этих мечтаний?
— Футбольная команда КАМАЗ твердо прописалась в первой десятке Первой лиги. У нас не самый большой, мягко скажем, бюджет среди 18 клубов. Команда достойно играет, проявляет характер. Безусловно, мы ставим задачу, чтобы она успешно играла и была в числе лидеров. Большой футбол нужен нашему городу! И нас в этом вопросе серьезно поддерживает, в первую очередь финансово, Рустам Нургалиевич Минниханов. Например, я был приятно удивлен, когда он однажды утром прибыл с рабочим визитом в Набережные Челны и дал оценку игре нашей команды с футбольным клубом «Алания», которая накануне состоялась в Грозном. Причем комментировал игру до деталей. Это говорит о внимании раиса нашей республики к игре челнинской футбольной команды КАМАЗ.
Что касается стадиона, то мы для себя ставим перспективную задачу по улучшению его инфраструктуры. Это касается не только количества посадочных мест до 10 тысяч и выше, но и качественного футбольного поля, комфорта и удобства для болельщиков. То, что было построено 9 лет назад, уже не соответствует современным требованиям, предъявляемым к стадионам. Мы данным вопросом занимаемся, хотя есть определенные сложности, связанные с общей экономической ситуацией. Но этот вопрос с повестки дня не снимается, мы свои планы обязательно реализуем.
Строительство нового здания 5-й горбольницы: завершается работа над проектно-сметной документацией, о чем подробно рассказал и министр здравоохранения нашей республики Марсель Мансурович Миннуллин на одной из пресс-конференций. Надо понимать, что здравоохранение — исключительная компетенция республики, но мы совместно занимаемся этим жизненно важным проектом. Нами выделено 6 гектаров земли в удобном месте. Мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы в ближайшее время руководством республики было принято принципиальное решение о начале строительства нового здания 5-й горбольницы. Надеюсь, что это произойдет в 2024 году. 5-я горбольница обслуживает 11 районов Закамья нашей республики, а это более 1 миллиона человек.
— Это будет оригинальный проект или копирование имеющегося?
— Оригинальный проект, отвечающий самым современным требованиям к медицинским учреждениям.
«Футбольная команда КАМАЗ твердо прописалась в первой десятке Первой лиги. У нас не самый большой, мягко скажем, бюджет среди 18 клубов. Команда достойно играет, проявляет характер»
«Муниципальная власть будет всегда поддерживать семьи наших бойцов»
— Вы активно вовлечены в ситуацию, связанную с СВО: неоднократно ездили на передовую с гуманитарной помощью, постоянно встречаетесь с бойцами-отпускниками и их семьями, общаетесь с военачальниками. Что заставляет вас так активно включаться в эти вопросы?
— Думаю, жизненный опыт и ситуация, которая складывается в Набережных Челнах. Я видел эмоции во время проводов наших воинов в зону СВО. Было очень тяжело смотреть на плачущих матерей, жен, детей. Конечно, это наложило отпечаток на то, что в данной ситуации нужно делать мэру города.
Когда из Челнов мобилизовали более 800 человек, я принял решение материально и морально постоянно помогать семьям наших военнослужащих. Это бесплатное двухразовое горячее питание школьников, бесплатное посещение детских садов, компенсация проезда в общественном транспорте и многое другое. Все эти расходы городская власть взяла на себя.
Кроме того, молодым мамам, выписывающимся из роддома, мы оказываем материальную поддержку. Я сам езжу в родильный дом встречать новорожденных малышей — и таких случаев было уже 38. В одной руке держу букет цветов, в другой — конверт с 100 тысячами рублей. Помню, прибыл десантник в отпуск. Под 2 метра ростом, 29 лет, служит в разведке — приехал встречать жену с сыном из роддома. И он, увидев своего новорожденного сына и жену, заплакал! Сын спит на руках у воина, а молодая мама утирает слезы двухметровому мужу-десантнику…
Безусловно, муниципальная власть будет всегда поддерживать семьи наших бойцов. Это немаленькие затраты, но они не сравнимы с жизнью и здоровьем наших военнослужащих. Потому у меня и моих коллег есть внутренняя потребность этим заниматься. Повлияло, наверное, и то, что в юности я мечтал быть военным, поэтому испытываю большое уважение к людям в военной форме.
«Когда из города мобилизовали более 800 человек, я принял решение материально и морально постоянно помогать семьям наших военнослужащих»
Считаю, у руководства Челнов есть все возможности помогать бойцам и их семьям. Кроме того, у нас в городе люди достаточно активные. К примеру, группа из 6 человек во главе с Рустамом Гатиным пришла ко мне и предложила бесплатно кормить жителей Лисичанска. Я, конечно, поддержал их, и они с полевыми кухнями поехали в Луганскую Народную Республику. Мы за счет города закупаем и отправляем туда крупы, тушенку, соль, сахар и другие необходимые продукты. Выплачиваем им заработную плату. И наша группа уже более года работает в Лисичанске, организовала там 10 пунктов раздачи бесплатной горячей пищи горожанам. Приготовили и раздали уже более 2 миллионов порций. Я как-то спросил у Евгения Варакина: «Может, этот проект уже пора завершать?» Он ответил: «Этого делать ни в коем случае нельзя!» Ситуация в Лисичанске по-прежнему сложная, поэтому будем продолжать оказывать такую помощь.
За год мы отправили в зону СВО 1 540 тонн гуманитарной и шефской помощи. И крупный, и средний, и малый бизнес понимает ситуацию и поддерживает. Это такие предприятия, как КАМАЗ, ТЭМПО, «Далини», «Табыш», РБР-16, картонно-бумажный комбинат (КБК), «Татпроф» и еще многие предприятия и учреждения. Кто деньгами помогает, кто приобретает самостоятельно все необходимое. Руководитель исполкома города Фарид Шавкатович Салахов с командирами воинских частей постоянно находится на прямой связи. Да и солдаты во время отпуска передают мне письма от командиров частей со списком необходимого. У нас нет сомнений, что наши посылки доходят до адресата: наш сопровождающий делает видеозапись передачи груза из рук в руки на передовой. Кроме того, на встречах с солдатами я переспрашиваю, доходит ли наша помощь до них. Военнослужащие подтверждают: наша помощь до них доходит!
— Сколько челнинцев сегодня служит в зоне боевых действий?
— 800 мобилизованных, более 200 контрактников. Плюс к тому еще в 2023 году более 500 человек пошли на контрактную службу. Предприятия выплачивали контрактникам по 100–200 тысяч рублей подъемных.
— О чем рассказывают бойцы на встречах с вами?
— Наши воины заметно изменились: стали немногословными. Я посещал одну семью с новорожденным, и как раз муж приехал в отпуск с передовой. Сидим, пьем чай, я его расспрашиваю, а он мало что рассказывает. Его супруга говорит: «Он стал другим, я его не узнаю после года службы». Служба в зоне специальной военной операции меняет людей.
— Чего-то по-прежнему не хватает на передовой?
— Снабжение стало лучше, по вооружению и обмундированию практически нет вопросов. Командиры и военнослужащие мне говорят, что с питанием и обмундированием вопросов нет.
«Снабжение стало лучше, по вооружению и обмундированию практически нет вопросов»
— А что просят?
— В основном технику. Квадрокоптеры, специальные приборы, запчасти к «КАМАЗам». Недавно отправили два морских контейнера, внутри обшили их вагонкой. Их закапывают, сверху кладут бетонную плиту, вовнутрь — две буржуйки, и получаются спальные места для бойцов на передовой.
— Вы с волонтерскими организациями взаимодействуете?
— Конечно. Во-первых, у нас определен координатор — руководитель исполкома, он же председатель призывной комиссии. Все вопросы концентрируются у него, чтобы был один центр ответственности и принятия решений. Во-вторых, волонтеров у нас много: кто маскировочные сетки шьет, кто сухие завтраки и супы делает, кто — варенья и соленья. С ними взаимодействуют главы всех трех районов города. Мы знаем всех активистов в лицо. За год уже есть определенный опыт работы в этом вопросе.
— Директора предприятий тоже активные? Или они по принуждению действуют?
— Нет никаких принуждений. Вот пример: руководитель крупного предприятия спрашивает у меня: «Чем я могу помочь?» Отвечаю: «Деньгами». Думаю, 2–3 миллиона перечислит на закупку специального оборудования (квадрокоптеры, приборы ночного видения, антидроновые ружья)… А он 70 миллионов перечислил, понимая сложную ситуацию! И таких фактов много. Например, КАМАЗ по решению генерального директора Сергея Анатольевича Когогина каждому ушедшему на СВО ежемесячно выплачивает 50 тысяч рублей. Кроме того, они каждому мобилизованному с предприятия закупили летнее и зимнее обмундирование. Компания Сергея Акульчева выделила по 100 тысяч рублей каждому своему мобилизованному. Таких положительных примеров очень много. На поверку все руководители компаний нашего города оказались настоящими патриотами!
— А вообще народ у нас осознал, что идет война и надо помогать для победы? Или живет по принципу «моя хата с краю»?
— Наверное, те, кого СВО не коснулась напрямую, живут своей прежней жизнью. Произошло определенное привыкание к происходящему, что и опросы общественного мнения показывают.
— Как считаете, чем объясняется некоторое равнодушие к происходящему?
— Наверное, это определенные издержки воспитания. В свое время упустили, когда и советское государство, и идеалы разрушили. Думаю, старшее поколение в этом отношении немного другое.
— «Вам не кажется, что многие „мирные“ траты можно поубавить, а сэкономленные на этом деньги направить солдатам? Например, городские и республиканские праздники. Почему кто-то жизнь отдает, а мы тут веселимся?» (Леонид)
— Мы же не можем жизнь остановить. Новогодние елки для детей даже во время Великой Отечественной войны проводили. Не должна же быть только работа. Да и затраты на праздники несоизмеримы с теми, которые мы отправляем на СВО. Например, с начала мобилизации различного вида помощи оказано на сумму более 900 миллионов рублей, в том числе бесплатное питание и проезд детей военнослужащих, гуманитарная и шефская помощь, материальные выплаты предприятий своим мобилизованным работникам и многое другое.
— Это чисто спонсорские деньги или мэрия тоже свою лепту внесла, например, в бесплатное питание?
— Из дополнительных доходов городского бюджета мы оплачиваем бесплатное питание детей, транспортные расходы, бесплатное посещение детского сада, подарки детям и семьям военнослужащих.
«Объем отгруженной продукции составил 537,8 миллиарда рублей, индекс промышленного производства — 122 процента»
«Практически все промышленные предприятия показывают рост производства»
— Каковы итоги социально-экономического развития Набережных Челнов за 9 месяцев? Какой прогноз по году?
— Объем отгруженной продукции составил 537,8 миллиарда рублей, индекс промышленного производства — 122 процента.
— В основном за счет КАМАЗа такой рост?
— Не только КАМАЗ. Индекс промышленного производства свыше 100 процентов имеют многие предприятия, например в области изготовления автотранспортных средств, металлических изделий, электрооборудования, пищевых продуктов и напитков, а также строительная индустрия. Практически все промышленные предприятия показывают рост производства.
— Объяснение этому росту есть?
— Есть спрос, заказы со стороны государственных компаний — РЖД и «Газпрома», активно строятся дороги, жилье, социальные объекты. Кроме того, все предприятия выплачивают вовремя заработную плату, фонд заработной платы по городу значительно увеличился. Зарплата выросла на 20 процентов, в сопоставимых ценах — на 15 процентов. Сегодня средняя зарплата в Челнах на крупных и средних предприятиях — 65 тысяч рублей, самый низкий уровень безработицы в истории города — 0,21, вакансий — более 6 тысяч. Экономика пока работает неплохо.
— Но 6 тысяч вакансий — это значит, что где-то рук не хватает? Как решается проблема?
— Самый острый сегодня для предприятий нашего города вопрос — это кадры. Он является одним из сдерживающих факторов дальнейшего развития экономики.
Необходимо в первую очередь предприятиям создавать условия для подготовки специалистов и их закрепления из числа местных жителей и молодежи. Хорошие условия труда, социальный пакет, достойная заработная плата — вот что необходимо любому работнику.
И второе — это привлечение рабочей силы из других регионов нашей страны и стран ближнего зарубежья. Думаю, без мигрантов нам сегодня не обойтись. По последним данным, всего в Татарстане порядка 111 тысяч мигрантов, из которых 52 процента — в Казани, 14,7 процента — в Челнах.
— На каких предприятиях Челнов работают мигранты?
— Более 2 тысяч — на КАМАЗе, большое количество работает на стройках и машиностроительных предприятиях. На общественном транспорте и в ЖКХ мигрантов у нас немного. Конечно, их надо обучать, адаптировать, требовать неукоснительного исполнения российских законов, но без них в нынешних условиях нам не обойтись.
Миграционная политика должна быть выверенной, глубоко продуманной и аккуратной. Это государственная задача.
— Челнинские предприниматели говорят, что ОЭЗ «Алабуга» создает напряжение предприятиям автограда за счет растущего спроса на кадры. Вы это чувствуете?
— Нет. И у нас многие из соседних городов работают, и челнинцы трудятся в других городах. Зарплату все повысили — понимают, что это сегодня один из инструментов, чтобы удержать специалистов.
— Какой показатель валового территориального продукта?
— ВТП — 340 миллиардов рублей, индекс роста — 106,8 процента. Инвестиции в основной капитал составили 29 миллиардов рублей, рост — 110,5 процента.
— Какие инвестпроекты наиболее значимые?
— Перечень достаточно большой. Во-первых, на территории опережающего развития (ТОР) 45 резидентов, они инвестировали более 38 миллиардов рублей, в том числе капитальные вложения — 33 миллиарда. В 2022 году зарегистрировано 6 резидентов, создано 283 новых рабочих места, вложено более 825 миллионов рублей. В текущем году пришли еще четыре резидента, а это 567 миллионов рублей инвестиций, 190 рабочих мест. Думаю, к концу года у нас будет 46 резидентов. Кроме того, 19 резидентов ТОРа создали дополнительные рабочие места, 13 резидентов ввели новые производства, 14 резидентов вложили дополнительные инвестиции.
«Общий объем налоговых поступлений от резидентов ТОРа во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды за весь период составляет 16,7 миллиарда рублей, что в 2 раза выше объема преференций, предоставленных им федеральным центром»
«ТОР — это новые компетенции в экономике нашего города»
— Через три года заканчивается 10-летний срок, отведенный ТОРу. Как считаете, проект оправдывает себя? Не разбегутся резиденты, оставшись без льгот?
— Конечно, проект полностью себя оправдывает. Задача челнинского ТОРа — это не только привлечение инвестиций, но и создание новых высокотехнологичных рабочих мест, не связанных с автомобилестроением. Поэтому был создан ТОР, и он сегодня свое предназначение оправдывает. Стало резидентами ТОРа и 31 челнинское предприятие, 14 предприятий — из других регионов нашей страны. То есть 31 предприниматель Набережных Челнов вложил свои средства и, пользуясь преференциями резидента, открыл новое производство, не связанное с автомобилестроением. Кроме того, из 45 резидентов только 6 с иностранным капиталом, а остальные — российские. Челны раньше никогда не производили сложную бытовую технику, а сегодня у нас выпускают телевизоры, холодильники, стиральные машины, морозильные камеры. То же самое — производство стройматериалов, пищевая промышленность, металлообработка. Это же новые компетенции, не связанные с автомобилестроением.
— Кто в Челнах самый большой инвестор?
— КАМАЗ, предприятия – резиденты ТОРа, строительный сектор, предприятия пищевой промышленности. Динамика капитальных вложений в ТОР такова: в 2016 году — 8,5 миллиарда рублей, сегодня — 33 миллиарда, создано 9 тысяч новых рабочих мест. Налоговые отчисления от деятельности ТОРа ежегодно растут.
В 2022 году в целом по городу было отгружено продукции на 578 миллиардов рублей, из них КАМАЗом — 237 миллиардов (это 41 процент). В 2016-м доля КАМАЗа в отгрузке была 46 процентов. Доля резидентов ТОРа в отгрузке в 2022 году составила 11,9 процента, а в 2016-м была только 1,7 процента.
Кроме того, общий объем налоговых поступлений от резидентов ТОРа во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды за весь период составляет 16,7 миллиарда рублей, что в 2 раза выше объема преференций, предоставленных им федеральным центром. В итоге все выиграли: и федеральный центр в целом, и Татарстан, и Набережные Челны. Город за все эти годы получил от резидентов ТОРа 750 миллионов рублей в виде налогов. В прошлом году мы получили 171 миллион рублей, в этом — планируем получить 209 миллионов рублей.
— Какой бюджет города?
— 16 миллиардов рублей.
«КБК — это достойный пример того, как народное предприятие может эффективно работать»
— Налоги от резидентов ТОРа на фоне такого бюджета — это капля в море…
— Это как сказать… 200 миллионов — хорошие деньги для города. Это раз. Занятость населения — два. И высокий уровень зарплаты у резидентов ТОРа — это три. Кроме того, предприятия ТОРа — пример для других предприятий города по высокотехнологичным рабочим местам и достойной заработной плате. И еще это новые компетенции в экономике нашего города.
— А на КБК какая средняя зарплата?
— Средняя заработная плата — 102 тысячи рублей. Хорошо работает народное предприятие! КБК — достойный пример того, как народное предприятие может эффективно работать. В свое время ряд известных экономистов говорили, что в условиях рыночной экономики народ не сможет управлять предприятием… Некоторым руководителям предприятий и экономистам я рекомендовал бы поучиться не только за границей и в МБА, а на челнинском картонно-бумажном комбинате имени Титова.
Подводя итог: экономика работает, не грохнулась. Да, есть трудности, но они были всегда, даже когда нефть была дорогой, а кредиты — дешевыми. Нас окунули в холодную воду — и все проснулись, начали активно работать и зарабатывать.
— Вы сказали, что среди резидентов ТОРа есть компании с иностранным капиталом. Они не ушли из-за СВО и санкций?
— Из резидентов ТОРа, имеющих иностранный капитал, никто не ушел.
— А что у вас с малым бизнесом?
— Малый бизнес успешно живет и работает, его вклад в экономику — 30 процентов, в бюджет города — 40 процентов. Из 26,3 тысячи субъектов предпринимательства 11,1 тысячи — это малый бизнес, 15,2 тысячи — ИП. По данным налоговой инспекции, это на 4,6 процента выше уровня прошлого года. По итогам 9 месяцев текущего года оборот субъектов малого бизнеса возрос на 15 процентов и составил 400 миллиардов рублей. Основная доля приходится на торговлю — 44 процента, на промышленные производства — 29 процентов. В сфере малого бизнеса сегодня трудятся 58,7 тысячи человек — в 2 раза больше, чем на КАМАЗе, где работают 30 тысяч сотрудников. Занятых в малом бизнесе стало больше на 5 процентов по сравнению с прошлым годом. А с учетом наемных работников у индивидуальных предпринимателей в этом бизнесе сегодня трудятся 94,4 тысячи человек. Это по численности работающих три КАМАЗа! Рост на 2 процента по сравнению с прошлым годом. Налоговые поступления от малого бизнеса в прошлом году на эту дату были 1,5 миллиарда рублей, в этом — 1,8 миллиарда.
«Группа компаний «ТЭМПО» — более 7 тысяч работающих, сегодня им требуется еще 1,5–2 тысячи сотрудников. Они выпускают строительную арматуру, различную продукцию для КАМАЗа, РЖД, трубную продукцию, различные профили, выполняют заказы для «Роснефти и «Газпрома»
«Без инженерных кадров сложно рассчитывать на развитие предприятий»
— Какая доля КАМАЗа в бюджете города?
— Доля публичного акционерного общества «КАМАЗ» в городском бюджете по итогам 2022-го составила 12,5 процента. По итогам 9 месяцев текущего года в городской бюджет КАМАЗ выплатил 689 миллионов рублей, это 12,5 процента. КАМАЗ является якорным предприятием нашего города, вокруг автогиганта активно развивается малый и средний бизнес, транспортное обслуживание, общественное питание. Поэтому состояние дел на КАМАЗе влияет на экономику всего автограда. Недаром КАМАЗ называется градообразующим предприятием Набережных Челнов.
— Какое из предприятий приближается к КАМАЗу по объемам?
— Группа компаний «ТЭМПО» — более 7 тысяч работающих, сегодня им требуется еще 1,5–2 тысячи сотрудников. Они выпускают строительную арматуру, различную продукцию для КАМАЗа, РЖД, трубную продукцию, различные профили, выполняют заказы для «Роснефти» и «Газпрома». Это высокотехнологичный крупный концерн, серьезный игрок на рынке машиностроительной продукции Российской Федерации.
Значительный объем производства в компании Haier — более 30 миллиардов рублей. Они выпускают сложную бытовую технику — телевизоры, холодильники, стиральные машины. Среди строительных компаний можно выделить «Домкор», «Профит», «Евростиль». У них есть и свои строительные мощности. Вклад строительной отрасли в валовый территориальный продукт сегодня составляет 7 процентов.
«Значительный объем производства в компании Haier — более 30 миллиардов рублей. Они выпускают сложную бытовую технику — телевизоры, холодильники, стиральные машины»
— А постиндустриальный бизнес у вас появляется — IT-технологии, креативная индустрия?
— Все это больше связано с предприятиями города. IT-парк успешно работает.
— Без вузов крупные города не выживают. Что у вас делается в образовательном кластере?
— Принято решение о строительстве учебно-лабораторного корпуса КФУ, двух общежитий, каждое на 541 место. Этим вопросом активно занимается Казанский (Приволжский) федеральный университет в кооперации с КАМАЗом, правительством РФ и нашей республики. Стоимость учебного корпуса — порядка 5,4 миллиарда рублей, проектно-сметная документация разрабатывается. На общежития документация уже разработана, это будут 12-этажные здания общей стоимостью около 1,2 миллиарда рублей. Надеемся, что в 2024 году строительство начнется. На создание передовой инженерной школы (ПИШ) на базе филиала КФУ планируется ежегодное финансирование от КАМАЗа, правительства РФ и РТ.
— К какому году ПИШ появится?
— Институт-то уже есть, необходимо новое содержание с учетом современных требований. Реализация проекта стартует с 2024 года, республика и КАМАЗ уже начали выделять средства. Без квалифицированных инженерных кадров сложно рассчитывать на дальнейшее развитие предприятий нашего города, особенно КАМАЗу. Кроме того, у нас функционируют ресурсные центры, где за короткое время можно научить той или иной специальности.
Также продолжают работать педагогический университет, филиалы КНИТУ-КХТИ и КИУ. И техникумы есть. В целом у нас порядка 14 тысяч студентов в вузах и свыше 15 тысяч учащихся в профессиональном образовании. Суммарно — почти 30 тысяч студентов.
Открытие полилингвального образовательного комплекса «Адымнар-Чаллы» в Набережных Челнах
«Врачи нужны нам, причем здесь и сейчас, поэтому мы пошли своим путем»
— Школ в Челнах хватает?
— По школам мы в последнее время подтянулись. Еще в самом начале работы в Челнах была поставлена задача — строить в год минимум по одной новой школе. За последние 9 лет мы построили 9 новых школ и 20 новых детских садов. Чтобы привлечь молодежь в наш город, должна быть комфортная и доступная среда для ее воспитания и образования.
— Построили 9 школ, а потребность какая?
— Пока за потребностями по школам мы успеваем. В классах максимум по 25–30 учащихся. Правда, во вторую смену тоже учатся в 24 школах города.
— В «Адымнар Казань» есть классы по 45 человек…
— В школу «Адымнар» нашего города принимают со второго класса по результатам тестирования по татарскому, русскому и английскому языкам. Там сегодня свыше 900 учащихся, они уже начали показывать хорошие результаты и побеждать в предметных олимпиадах.
— Где взяли директора?
— Директор наш, челнинский, владеет пятью языками, окончил татарско-турецкий лицей.
— Сколько учителей в 6 тысячах вакансий?
— Учителей-предметников, к сожалению, не хватает. Этой проблемой мы занимаемся, в педуниверситете учатся наши стипендиаты.
Вот по врачам ситуация сложнее. Если считать без совместителей, обеспеченность врачами — 59,6 процента, средним медперсоналом — 78,5 процента. Понимая, что этот вопрос требует финансирования, мы пошли своим путем. Здравоохранение — компетенция республики, но мы понимаем, что врачи нужны нам, причем здесь и сейчас.
— И что вы предпринимаете для привлечения кадров?
— Первое — к 800 тысячам рублей, которые республика предоставляет по гранту приезжающим врачам, мы выделяем из городского бюджета еще 200 тысяч. Таким образом, приезжающий к нам доктор получает миллион рублей на приобретение жилья. Но приехать он должен куда-то. Челнинские строители предоставляют меблированные квартиры, и мы встречаем вновь приезжающих врачей уже с ключами от готового жилья. За аренду этой квартиры врачи не платят, вносят плату только за коммунальные услуги. Одновременно встают на очередь по социальной ипотеке. Когда очередь подходит, им выделяют грант 800 тысяч рублей из республики и плюс 200 тысяч из средств городского бюджета. Если в семье два врача, они получают 2 миллиона рублей и закрывают бóльшую часть своей ипотеки. Таким образом за последние годы мы привлекли в Челны 253 медика. Приглашаем врачей из Удмуртии, Кировской области, Башкортостана и других регионов нашей страны.
— На каких условиях удалось договориться со строителями?
— На партнерских. Я с одной стороны стола посадил руководителей строительных организаций, с другой — главных врачей поликлиник и больниц. И говорю: «Уважаемые доктора, это ваши будущие клиенты». Обращаясь к строителям, сказал: «Помогите, пожалуйста, привлечь врачей из других регионов, чтобы не было обидно и больно, когда к вам в больнице некому будет подойти просто потому, что нет врача». Строители согласились выделить новые квартиры для вновь приезжающих медиков. И они же меблируют эти квартиры. Наша схема построена чисто на человеческих отношениях, у нас других инструментов нет. В целом проблему нехватки врачей надо решать на государственном уровне.
«Если уж говорить о Камской агломерации, то многие ее вопросы можно было бы решать на базе Набережных Челнов. И аэропорт Бегишево недаром построен между Нижнекамском, Елабугой и Челнами. Нужны хорошие дороги между нашими городами и более современные средства коммуникаций»
«У городов в агломерации должна быть специализация»
— «Смогут ли Челны когда-нибудь по численности населения достичь 1 миллиона жителей и присоединить соседние Нижнекамск и Менделеевск?» (Александр)
— Для чего присоединить? Какие-то цели и задачи для этого должны быть.
— Например, чтобы создать агломерацию и совместно решать текущие проблемы.
— Агломерация уже есть. Города находятся на расстоянии 20–30 километров, необходимы хорошие дороги и качественные транспортные коммуникации между ними.
— Но города развиваются по своему плану, переманивают кадры и резидентов ТОРа, строят жилье и инфраструктуру. Как считаете, должен быть общий стратегический план развития?
— Должен быть, без планирования нельзя. Для этого должна быть соответствующая долгосрочная политика на уровне республики. Считаю, что в том числе по основным видам и ассортименту выпускаемой продукции. И высокотехнологичные медицинские центры не могут быть во всех городах. В нашей агломерации более миллиона человек, а Набережные Челны, по сути, как ее центр. Если уж говорить о Камской агломерации, то многие ее вопросы можно было бы решать на базе Набережных Челнов. И аэропорт Бегишево недаром построен между Нижнекамском, Елабугой и Челнами. Нужны хорошие дороги между нашими городами и более современные средства коммуникаций. Это может быть, например, скоростная электричка.
Вопросы строительства индивидуального жилья в рамках агломерации можно было бы более рационально решать в плане общей инфраструктуры: инженерные сети, дороги, социальные объекты.
— Даже спорт развивать сообща эффективнее: в одном городе сильная футбольная команда, в другом — хоккейная…
— То же самое — зрелищные и социально-культурные объекты: театр, цирк, зоопарк, крупный киноконцертный многофункциональный комплекс.
— А что мешает создать настоящую агломерацию с общей программой развития?
— На мой взгляд, должно быть политическое решение на уровне руководства республики и его экономическое обоснование.
— Каково ваше видение того, как управлять агломерацией? Отдельный вице-премьер должен быть или мэры городов сами организуются?
— Думаю, руководящая роль республики должна быть обязательно, чтобы все программы были синхронизированы организационно, технически и финансово. Кто-то должен быть в правительстве, кто мог бы предметно заниматься вопросами развития агломераций.
— А вам нужен ли еще один начальник над головой?
— Если это пойдет во благо нашего города, я готов иметь дело еще с несколькими министрами и вице-премьерами. А вообще, о создании агломераций уже несколько раз говорили министр экономики нашей республики Мидхат Рафкатович Шагиахметов и мэр Казани Ильсур Раисович Метшин.
— После пожара на КАМАЗе Рустам Курчаков предлагал перенести столицу Татарстана из Казани в Челны, чтобы была встряска для экономики.
— Хорошая идея! Получилось же, например, у Казахстана перенести столицу. В Челны нет необходимости переносить столицу. А вот некоторые крупные предприятия — возможно, например «Татэнерго». Основные же энергетические мощности находятся в Челнах и Закамье: крупная гидроэлектростанция, ТЭЦ, ГРЭС. Тогда у нас и налоги добавились бы, и новые инженерные кадры появились бы. И создали бы энергетический факультет или техникум для закрепления молодежи и ее инженерной подготовки.
— В 2014 году вы говорили, что республика должна больше внимания уделять Челнам. Сколько она сегодня добавляет автограду к его бюджету?
— Ежегодно инвестиционная программа составляет 10–12 миллиардов рублей. Рустам Нургалиевич Минниханов уделяет большое внимание нашему городу и оказывает практическую помощь. Не все, к сожалению, нам удается пока решить, но понимание в этом вопросе полное.
— Какая численность населения в Челнах и Тукаевском районе?
— В Набережных Челнах — 545 тысяч жителей, в Тукаевском районе — 49 тысяч.
— Ozon в Тукаевском районе планирует открыть склад на 3 тысячи рабочих мест с высокими зарплатами. Это создаст угрозу предприятиям Челнов по оттоку кадров, как считаете?
— Конечно, это не улучшит ситуацию с кадрами на промышленных предприятиях города. Но Тукаевский район можно понять — это же дополнительные налоги. А в Челнах к таким проектам мы относимся осторожно, нас интересует реальное промышленное производство.
— «Как вы относитесь к проекту строительства АЭС под Менделеевском? Нужна ли в экологически неблагополучном регионе еще и АЭС?» (Maxim)
— Мирный атом есть во многих государствах. Компания «Росатом» во многих странах строит достаточно безопасные и экологически чистые станции. Сегодня в мире признано, что АЭС — это зеленая энергетика. Думаю, многие государства не строили бы атомные станции, если бы это было опасно. Это нужный проект для любой страны. Я за мирный атом!
Празднование Дня молодежи в Набережных Челнах
«Если КАМАЗ будет жить, Челны не повторят печальную судьбу Детройта»
— Набережные Челны сегодня можно назвать точкой роста Татарстана?
— С моей точки зрения, Челны активно развиваются. В первую очередь показателем этого является экономика. Набережные Челны — один из центров автомобилестроения России, который тоже активно развивается. У нас и текущее состояние приличное, и перспективы хорошие. Конечно, это благодаря прекрасному и дружному коллективу автомобилестроителей, богатому опыту и управленческому таланту генерального директора КАМАЗа Сергея Анатольевича Когогина, который уже более 20 лет руководит автогигантом. Его настойчивость и лоббистские возможности позволили в свое время привлечь в качестве стратегического партнера компанию Mercedes-Benz, получить доступ к лучшим мировым технологиям и приобрести новые высокотехнологичные компетенции. И это был стратегически правильный выбор. В итоге в Набережных Челнах появились новые производства, кадры научились работать более эффективно. Все это вселяет уверенность, что КАМАЗ будет и дальше достойно работать и жить. А кроме того, и другие производства в Челнах активно развиваются.
Мы имеем перспективы и с точки зрения образования, когда такие огромные ресурсы в него вкладываются. И по общественным пространствам, по социальным объектам развитие идет: появились новые школы, два самых лучших в стране театра. До недавнего времени русский и татарский театры ютились в старых приспособленных зданиях, а сегодня работают в современных комфортных условиях. В ремонт и строительство дорог ежегодно вкладывается по 2 миллиарда рублей. Думаю, в целом среда проживания в городе стала более современной и комфортной.
— Судить о том, город живет или умирает, можно, во-первых, по демографии, во-вторых, по оттоку молодежи. Как у вас обстоят дела в этом плане?
— Во-первых, снизилась рождаемость — мы все находимся в так называемой демографической яме. Во-вторых, у нас пока положительный баланс убывающих и прибывающих молодых людей: сколько убывает в другие регионы страны, столько же и чуть больше прибывает работать и учиться из близлежащих городов и районов нашей республики и других регионов России. Конечно, в ближайшее время демографического роста у нас не будет. И большого притока из других регионов тоже не ожидаем.
— Что нужно для того, чтобы молодежь не уезжала учиться в другие города?
— Первое — создать хорошие учебные заведения, а существующие продолжать укреплять. Второе — необходимо и дальше улучшать городскую среду: нужны хорошие дороги, современные спортивные объекты, школы, общественные пространства, стадионы, парки, скверы, досуговые центры, комфортный общественный транспорт. Много факторов влияет на состояние городской среды.
Кроме этого, молодым людям необходимо предложить интересную работу, где они смогли бы самореализоваться, хорошо зарабатывать и достойно жить. Это очень важно для нашей молодежи.
«Необходимо и дальше улучшать городскую среду: нужны хорошие дороги, современные спортивные объекты, школы, общественные пространства, стадионы, парки, скверы, досуговые центры, комфортный общественный транспорт»
«В 2026 году Набережные Челны будут отмечать 400-летие»
— План действий у вас есть?
— У нас есть готовые проекты по улучшению городской инфраструктуры. Например, развитие общественного транспорта. В микрорайоне Замелекесье сегодня проживают более 50 тысяч человек. По численности это почти два Менделеевска! Необходимо строительство трамвайной ветки в данный микрорайон. Мы разработали проектно-сметную документацию. Там сегодня две школы и четыре детских сада, планируется строительство ледовой арены. На возведение первой очереди трамвайной линии необходимо 1,5 миллиарда рублей.
Мы понимаем, что нам необходимо делать в сфере улучшения пассажирских перевозок, и движемся в этом направлении. За последние два года город смог приобрести 45 новых автобусов большой вместимости. Создано муниципальное автотранспортное предприятие. В начале следующего года планируется получить 46 новых автобусов за счет средств республики. Таким образом, у нас есть четкий план дальнейшего развития общественного транспорта нашего города. Это и есть одна из важных составных частей комфортного проживания в автограде.
— «Сегодня в Набережных Челнах в эксплуатации три ледовых дворца, два из которых находятся в плачевном состоянии. Льда не хватает ни для ДЮСШ, ни тем более для любительских команд». (Рамиль)
— Мы знаем об этой проблеме. Конечно, этого мало на 550 тысяч населения! Нам необходимо минимум еще две ледовые арены в новых микрорайонах города, чтобы была возможность заниматься хоккеем и фигурным катанием большому количеству детей и взрослых.
— Чего еще не хватает Челнам?
— Нам нужен новый медицинский центр, современный общественный транспорт — новые трамваи и автобусы, большой многофункциональный киноконцертный зал, Дворец единоборств, центр волейбола, современный футбольный стадион, современные молодежные и спортивные центры, цирк, зоопарк, комфортные общественные пространства, речной вокзал.
В 2026 году Набережные Челны будут отмечать 400-летие. Раис республики Рустам Нургалиевич Минниханов нас поддержал — будет создан оргкомитет подготовки и проведения юбилея. Кроме того, в том же 2026-м исполнится 50 лет со дня выпуска первого автомобиля «КАМАЗ». Начата работа по подготовке к проведению 400-летия нашего города и юбилея выпуска «КАМАЗа».
— Как 400 лет насчитали?
— На месте Челнов было небольшое поселение, архивные материалы подтверждают дату его возникновения.
— Какие объекты попросите под 400-летие?
— Все, о которых уже сказал: новая городская больница №5, ледовые арены, центр волейбола, Дворец единоборств, цирк, киноконцертный зал, дороги и транспортные развязки, новые трамваи и автобусы. К 50-летию КАМАЗа ряд важных вопросов нам удалось решить. Мы благодарны президенту нашей страны Владимиру Владимировичу Путину и раису Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову за новые здания для русского и татарского драматического театров, современную онкологическую больницу. Большие усилия в появлении в нашем городе важных социальных объектов приложили и генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Анатольевич Когогин, и наш депутат в Государственной Думе РФ Альфия Гумаровна Когогина. Спасибо им большое!
— Можно сказать, к 2026 году будет город-сад?
— Такую задачу мы себе ставим.
— «Когда в Набережных Челнах будет свой полноценный зоопарк?» (Айдар Давлетшин)
— Думаю, в полумиллионном городе зоопарк нужен. Место для этого у нас есть.
— Для такого большого города требуется много зрелищных мест. На футбольную команду КАМАЗ республика выделяет средства?
— Да, 150 миллионов рублей в год выделяет Рустам Нургалиевич Минниханов.
«В Челнах футбол любят! В нашем городе хорошая футбольная история. Нынешняя футбольная команда прилагает все усилия, чтобы достойно играть»
— А требуется 300 миллионов, наверное?
— Чтобы быть в числе лидеров Первой лиги, нужно порядка 400–500 миллионов рублей.
— Народ ходит на футбол?
— Когда хорошая погода, до 8–10 тысяч зрителей бывает, а в среднем — 3–4 тысячи болельщиков. Безусловно, спорт высокого уровня в Челнах должен быть, и хороший современный стадион, и качественное футбольное поле. В Челнах футбол любят! В нашем городе хорошая футбольная история. Нынешняя футбольная команда прилагает все усилия, чтобы достойно играть.
— «Когда в Челнах появятся полноценные пляжи с разрешенной возможностью купания в реке Каме? Вкладываются немалые средства в обустройство береговой линии, пляжей, но почти на всех пляжах табличка „Купание запрещено“». (Ольга А.)
— Пляжи нужны, и мы этим тоже активно занимаемся. И на набережной имени Фикрята Табеева, и на набережной имени Габдуллы Тукая, и в парке «Прибрежный». По тем требованиям, которые сегодня предъявляет Роспотребнадзор, нельзя купаться ни в Казанке, ни в Волге. Но купаются же люди! Одни только Набережные Челны очистить Каму до требуемых показателей не смогут. Право любого человека — купаться или не купаться.
— «Когда по проспекту Чулман большие автобусы пойдут? Утром невозможно на работу уехать! На Чулман находится 8–9 школ». (Нурхамат)
— Большие автобусы у нас работают сейчас на четырех маршрутах — №2, 3, 22 и 26. По проспекту Чулман, по 43-му маршруту, добавили большие автобусы. В 2024 году у нас появится 46 автобусов к существующим большим 45. В 2025-м у нас должно быть 200 автобусов на городских маршрутах. Часть средств мы планируем получить через республику по федеральной программе, часть денег будем искать в дополнительных доходах городского бюджета за счет хорошей работы экономики.
— Частные перевозчики у вас есть?
— У частных перевозчиков около 200 автобусов малой вместимости, они работают по 11 городским маршрутам. В 2024 году завершается срок контракта с частными перевозчиками, и мы к началу 2025-го должны обеспечить перевозки пассажиров автобусами большой вместимости.
— А нужно ли заменять частников?
— Другого пути нет! Во-первых, частные компании не готовы перевозить пассажиров большими автобусами. Таких автобусов у них просто нет. Городские пассажирские перевозки при тарифе 30 рублей за проезд — это не бизнес, а социальная услуга. Себестоимость проезда одного пассажира сегодня составляет 60 рублей. Поэтому муниципалитет обязан организовать перевозку пассажиров по установленным тарифам и субсидировать транспортные услуги пассажирскому автопредприятию.
«У перевозчика на маршруте будет одна задача — безопасно и минута в минуту двигаться по маршруту. Его не должно интересовать, сколько людей в автобусе и какая выручка от продажи билетов»
— Сколько средств потребуется для субсидирования общественного транспорта в 2025 году, когда частники уйдут?
— По сегодняшним ценам 250–300 миллионов рублей по автобусным перевозкам и 100 миллионов рублей по трамвайным маршрутам.
— Пока не удалось доказать необходимость работы по брутто-контрактам?
— Некоторые города и областные центры в нашей стране уже перешли на систему брутто-контрактов. Мы изучили опыт наших коллег в этом вопросе. Если мы говорим о высоком качестве оказания социальной услуги, то да — надо переходить на эту систему. У перевозчика на маршруте будет одна задача — безопасно и минута в минуту двигаться по маршруту. Его не должно интересовать, сколько людей в автобусе и какая выручка от продажи билетов. Его дело — маршрут и точное время. Выручкой от продажи билетов в автобусе должен заниматься заказчик этой услуги — муниципалитет, понимая, что чем больше выручка, тем меньше заказчику, то есть муниципалитету, придется платить из бюджета. Поэтому брутто-контракт, с одной стороны, хорошо для пассажира, с другой — серьезная нагрузка на бюджет, для Челнов это около 1,5–2 миллиардов рублей в год. Но пока нет никаких принципиальных решений руководства республики для перехода на систему брутто-контрактов.
— Почему не удается доказать ее необходимость?
— Все упирается в деньги. Для городов и республики в целом это будет серьезная нагрузка на бюджет.
— При брутто-контрактах, считаете, качество перевозок улучшится намного?
— Безусловно, улучшится! Как следствие, улучшится качество жизни населения. Представляете: минута в минуту по расписанию подходит комфортный и чистый автобус большой вместимости?
— «Выражаем вам огромную благодарность за реализацию первого этапа проекта продолжения Московского проспекта. Планируются ли строительства развязок на пересечении Сармановского тракта и первой автодороги, на выезде с первой автодороги на Старосармановскую улицу в сторону БСИ или какие-либо другие проекты с целью разгрузки движения на данных участках?» (Алексей)
— Продолжение Московского проспекта выполнено по государственной программе «Жилье» (программа «Стимул»). На строительство моста через реку Челну и автомагистрали было выделено 1,5 миллиарда рублей. По сути, это вторая крупная магистраль в нашем городе. Мы благодарим за поддержку этого важного проекта Марата Шакирзяновича Хуснуллина, Ирека Энваровича Файзуллина, Рустама Нургалиевича Минниханова и Марата Мансуровича Айзатуллина. Продолжение второго этапа Московского проспекта мы планируем выполнить в 2024 году. Что касается развязок на федеральной трассе М7, автодорога находится в ведении управления автомобильных дорог Волго-Вятского региона федерального дорожного агентства. Имеются проекты на две развязки: одна — на Сармановский тракт, другая — в районе Орловского кольца. Надеемся, что и на реализацию этих проектов будут выделены средства.
На фото: строительство первого этапа продолжения Московского проспекта в Набережных Челнах
«Челны — это родина КАМАЗа, автомобильная столица России»
— Московский архитектурный институт работает над брендом для Челнов. Зачем это нужно городу? Какие городские задачи может решить брендбук?
— Мы хотим сделать узнаваемый бренд Челнов.
— А как вы сформулировали задание, что такое Челны?
— Это родина КАМАЗа, автомобильная столица России.
— «В этом году ушел из жизни создатель КАМАЗа и его первый гендиректор Лев Борисович Васильев. Как будет увековечена память о нем в Челнах?» (Лидия Павловна)
— Очень достойный человек, настоящий государственник и патриот нашей страны. Я с ним очень часто общался. Память о Льве Борисовиче Васильеве увековечена была уже при его жизни: в 2019-м, в год 50-летия КАМАЗа, по инициативе Сергея Анатольевича Когогина был открыт бюст Льва Борисовича Васильева около дирекции автогиганта. В 2015 году автомеханическому техникуму было присвоено имя Льва Борисовича Васильева в честь его 90-летия со дня рождения. Если будут еще обращения общественности или граждан нашего города, то мы их внимательно рассмотрим.
— Как считаете, в чем феномен таких людей, которые возглавляли строительство заводов и городов?
— Это в первую очередь семья, а также среда — комсомол, Коммунистическая партия и советская идеология, — в которой жил и учился Лев Борисович Васильев. Он участник Великой Отечественной войны, был тяжело ранен. На автомобильный завод имени Ленинского Комсомола, знаменитый «Москвич», пришел рабочим в 1949 году, а в 1963-м стал его генеральным директором. Потом 12 лет работал генеральным директором КАМАЗа. За строительство завода и нашего города был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Он был незаурядным и талантливым руководителем, настоящим государственником, очень позитивным и жизнерадостным человеком, потому и прожил 98 лет.
— В каком состоянии новый генплан Набережных Челнов?
— Генплан делает Казанский архитектурно-строительный университет, он будет готов к концу года. Новый генплан определит перспективу развития города на 10 лет.
— Было предложение снести гаражи в центре города, чтобы на их месте построить современные паркинги. Когда начнется этот процесс?
— Когда-нибудь мы к такому придем, но не этим генпланом. Гаражи в таком виде не должны быть в центре города. Мы не исключаем, что в ближайшие десятилетия данный вопрос найдет свое решение с учетом в первую очередь интересов граждан и дальнейшего развития города.
— «Как вы оцениваете результаты земельных войн в Челнах и где сейчас основные участники? Как получилось так, что земельный участок, принадлежавший Алексею Миронову, начал осваиваться и там строится жилой дом „Сердце Челнов“»? (Марсель)
— Мы не ставили задачу изъять чужое, нашей целью была вернуть свое, муниципальное! В ходе ревизии земельного фонда города мы обратили внимание на то, что некоторые земельные участки были переданы Алексею Вячеславовичу Миронову с нарушением закона. Более 50 гектаров земельных участков на сумму около 3 миллиардов рублей было возвращено в муниципалитет, все они поставлены в установленном порядке на учет в городскую казну. Часть этой земли мы использовали под строительство социально-культурной инфраструктуры: на данных участках возведены русский драматический театр «Мастеровые», детский сад №123 «Акчарлак» в 35-м микрорайоне, выделено 6 гектаров земли под строительство новой городской больницы №5. Безвозмездно передали КАМАЗу 12,5 гектара земли на улице Машиностроительной под строительство современного испытательного полигона. Все участки, которые мы вернули в город, служат всем жителям автограда, на этих землях нет ни одного коммерческого объекта в интересах узкого круга лиц. Считаю, что все закончилось для нашего города благополучно. С Алексеем Мироновым я иногда встречаюсь, нормально общаемся.
Русский драматический театр «Мастеровые»
— «Когда в Набережных Челнах откроется синагога? А то приходится ездить молиться в Казань или Уфу. Неужели в Набережных Челнах не может быть своей синагоги?» (Давид Аронович Шниберман)
— В городе строится синагога, она расположена на улице Аэродромной в микрорайоне Замелекесье. Ее открытие планируется в 2024 году. Инициатором строительства синагоги является известный в городе бизнесмен Евгений Михайлович Вайнер. Строительство здания синагоги поддержал раис нашей республики Рустам Нургалиевич Минниханов. Работы на объекте активно ведутся.
В городе также ведется строительство Соборной мечети на 3,5 тысячи мест. Проводятся наружные работы по облицовке белым мрамором, установлены минареты, идет изготовление витражей. На возведение Соборной мечети собрано более 300 миллионов рублей. Строительство проводится полностью на средства благотворителей и меценатов.
Кроме того, в городе строится православная гимназия. Планируем, что 1 сентября 2024 года она примет первых учеников. Руководство города и благотворители оказывают всемерную помощь и поддержку в реализации этого важного проекта.
«На возведение Соборной мечети собрано более 300 миллионов рублей. Строительство проводится полностью на средства благотворителей и меценатов»
— К тем трем мечтам, которые вы озвучили нам год назад, что-то еще прибавилось?
— Мечта — достойно подготовить и провести 400-летие Набережных Челнов и 50-летие выпуска первого автомобиля «КАМАЗ» в 2026 году.
— Наиль Гамбарович, спасибо за обстоятельный разговор. Успехов и удачи вам!
— Спасибо вашей газете за информационную поддержку. Вы профессионально и объективно освещаете многие вопросы жизнедеятельности нашей республики.
— Какие пожелания «БИЗНЕС Online»?
— Так же держать высокую планку, несмотря на непростую обстановку. Многие ваши публикации мне нравятся, особенно на экономические темы, — глубокие, продуманные и высокопрофессиональные. На мой взгляд, коллектив у газеты квалифицированный, вас читают, цитируют, на ваши материалы ссылаются. Так держать! Быть такими же коммуникабельными, честными и объективными.
Магдеев Наиль Гамбарович родился 12 октября 1959 года в Бугульме. Окончил Ленинградскую лесотехническую академию им. Кирова по специальности «машины и механизмы лесной деревообрабатывающей промышленности», квалификация — «инженер-механик» (1982). Кандидат политических наук.
1982 — мастер по ремонту техники ПО «Сергинолес» (Ханты-Мансийский автономный округ).
1983–1984 — инженер геофизической ремонтно-комплектовочной конторы треста «Татнефтегеофизика» (Бугульма).
1984–1986 — секретарь комитета ВЛКСМ «Татнефтегеофизики».
Январь – июль 1986 года — начальник механо-энергетического отдела «Татнефтегеофизики».
1986–1990 — заведующий идеологическим отделом бугульминского горкома КПСС.
1990–1992 — первый заместитель председателя исполкома горсовета Бугульмы.
1992–1995 — заместитель главы администрации Бугульминского района и Бугульмы по вопросам коммунального хозяйства.
1995–1996 — депутат Госсовета РТ на постоянной основе, заместитель председателя комиссии по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешних связей.
1996–2005 — глава администрации Бугульминского района и Бугульмы.
2005–2010 — глава муниципального образования Бугульминский муниципальный район.
2010–2014 — министр лесного хозяйства РТ.
Октябрь 2014-го – сентябрь 2015-го — руководитель исполкома муниципального образования город Набережные Челны.
С сентября 2015 года — мэр Набережных Челнов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 53
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.