Несмотря на санкции, продажи автомобилей люксового сегмента вернулись на допандемийный уровень. По итогам III квартала 2023-го года продажи статусных авто выросли в 4,5 раза по сравнению с временами шокового обвала прошлого года. На какие автомобили из Поднебесной пересели состоятельные татарстанцы — в материале «БИЗНЕС Online».
Бренды из Китая захватывают автомобильный рынок не только в массовом, но уже и в премиум-сегменте
Китайский шик на дорогах Татарстана
Статистика продаж на татарстанском авторынке только на первый взгляд может быть интересна лишь специалистам, крутящимся в сфере авто. Если же детально проанализировать данные, можно понять, чего ждать в недалеком будущем на авторынке. Бренды из Китая захватывают автомобильный рынок не только в массовом, но уже и в премиум-сегменте. На это не смогли повлиять ни заградительные пошлины, ни поднятая по инициативе АвтоВАЗа ставка утилизационного сбора. Но основная причина — уход основных зарубежных брендов, таких как Merсedes-Benz, BMW, Lexus и др. Остатки былой роскоши пока еще продаются, но это те единицы, которые либо завалялись на складах дилеров, либо доставленные в республику серыми схемами.
По данным аналитического агентства «Автостат», которые были предоставлены «БИЗНЕС Online», спрос на новые автомобили премиального сегмента в III квартале показывает своеобразные рекорды. По итогам апреля – июня 2023-го в Татарстане реализовано почти в 4,5 раза больше новых автомобилей премиум-класса, чем за аналогичный период 2022 года. В абсолютном выражении рост составил 849 единиц с 244 до 1 093 проданных авто.
На фоне прошлогоднего спада на татарстанском рынке подобные результаты не могут не радовать. Количество реализованных машин превысило показатели III квартала 2017 и 2018 годов и слегка недотянуло до уровня 2019-го и 2020-го.
Из всех проданных авто 789 произведено в 2023-м, 696 из которых «китайцы». 223 автомобиля сошло с конвейеров в 2022-м, а у 81 машины в графе «год выпуска» в ПТС стоит 2021-й. 68%, или 743 авто, выпущено в Китае, 176 — в Германии, 48 доставлено из США, а Япония и Великобритания поставили в Татарстан 25 и 22 машин соответственно. Помимо основных стран-поставщиков, в списке значатся такие государства, как Австрия, Венгрия, Канада, Мексика, Нидерланды, Словакия, Швеция и даже ЮАР. 33 автомобиля собрано в России — это 19 Mercedes-Benz, 7 BMW, 6 корейских Genesis и одна Audi.
Пик продаж в III квартале текущего года пришелся на август. Тогда было реализовано 397 авто. Это было связано с ожиданиями роста цен в связи с резким ослаблением рубля, а также с введением новых ставок по утилизационному сбору. Объем рынка в сентябре сократился на 14% относительно последнего месяца лета и составил 343 машины.
Рейтинг самых продаваемых на татарстанском рынке автомобилей премиум-класса по итогам III квартала 2023 года возглавляет китайская марка EXEED
Самый востребованный премиум у татарстанцев
Как уже ранее было отмечено, китайские автомобили с каждым месяцем приобретают все бо́льшую популярность у татарстанцев. Это связано не только с увеличением предложения машин из Китая. Влияет и развитие дилерских сетей, доступность новых моделей, а также понятная история с ремонтом и обслуживанием новых «ласточек».
Рейтинг самых продаваемых на татарстанском рынке автомобилей премиум-класса по итогам III квартала 2023 года возглавляет китайская марка EXEED. Бренд выступает отдельной торговой маркой китайского производителя Chery и является одним из самых молодых брендов автомобилей такого класса на российском рынке. Люксовый бренд EXEED создан на базе Chery по той же схеме, как это получилось у японцев с Lexus и Infiniti и у корейцев с Genesis. Линейка EXEED состоит из четырех моделей: LX, TXL, VX и RX.
Основательно закрепившись на первом месте, EXEED за июль – сентябрь 2023-го сумел привлечь на свою сторону в 4 раза больше неофитов. Количество регистраций увеличилось со 112 до 453. Все авто произведены в Китае, причем только четыре модели прошлого года выпуска. 286 авто забрали физлица, а 167 встали на баланс компаний.
Наибольшая популярность в модельном ряду EXEED — у полноприводного SUV Exeed TXL. В Россию модель поставляется в двух модификациях — с двигателем 1,6 л мощностью 186 л. с. и двухлитровым турбированным движком, который выдает 197 «лошадок». Цена на первую — TXL Flagship — начинается от 4,26 млн рублей, за вторую, улучшенную комплектацию, Sport Edition, придется выложить уже минимум 4,68 млн рублей. Всего за июль – сентябрь 2023-го было реализовано 169 таких автомобилей, из которых 100 единиц с мотором 1,6 л, а 69 — с двухлитровым ДВС.
Второе место — у компактного кроссовера EXEED LX, который является самым маленьким представителем суббренда. В основе LX лежит платформа T1X, на который были построены Chery Tiggo 7-го первого поколения. С донором унифицированы детали шасси и частично — кузовные панели. LX выступает в том же классе компактных SUV, что и Volkswagen Tiguan, Toyota RAV4 и Kia Sportage.
Выбора по двигателям в России LX всего два. Под капотом возможен бензиновый 1,5 TCI с наддувом и распределенным впрыском мощностью 147 л. с. или 1,6-литровый турбированный 150-сильный мотор. Таких автомобилей в республике было продано 164 штуки, это в 4 раза больше, чем в III квартале прошлого года. Одна половина ушла «физикам», другая — «юрикам». Сейчас LX предлагается от 3,06 млн рублей в комплектации Luxury и от 3,84 млн рублей в комплектации AWD Premium Plus. За три прошедших месяца минимальная цена на автомобиль выросла на 50 тыс. рублей.
Полноразмерный полноприводный китайский Lexus, который попадает под налог на роскошь, EXEED VX, расположился на третьем месте. У него 7 мест и три «звучащие» комплектации: Luxury, President и President Limited Edition стоимостью 4,9 млн , 5,28 млн и 5,69 млн рублей соответственно. EXCEED VX оснащен четырехцилиндровым бензиновым двигателем 2,0 TGDI мощностью 249 л. с. и 7-ступенчатым роботом DCT с подрулевыми лепестками для ручного управления. 69 любителей высокой посадки обзавелись за прошедший квартал такими роскошными китайцами.
Кросс-купе RX не самое габаритное авто, но при этом самое дорогое авто в линейке EXEED
На четвертое место внутреннего рейтинга ворвалась модель EXEED RX (вспоминается самая массовая модель Lexus?), которая стала выпускаться только в этом году. Модель была впервые показана в июле 2022 года как концепт-кар AtlantiX, а официально была представлена в конце 2022 года. Серийное авто получило название на китайском рынке EXEED Yaoguang, глобальное — EXEED RX.
Кросс-купе RX не самое габаритное авто, но при этом наиболее дорогое авто в линейке EXEED. По сравнению со своими братьями по значку RX оснащен лучше, при этом имеет адаптивную подвеску — впервые для автомобилей из Китая, представленных на нашем рынке официально.
Всего таких новеньких автомобилей с минимальной стоимостью в 5,45 млн рублей было реализовано в количестве 51 единицы, 28 из которых приобрели «физики».
Теперь в условиях новой реальности настал звездный час компании Great Wall, которая выпускает премиальные автомобили под маркой Tank
Для тех, кто еще не в «Танке»
Если до начала 2022 года первые места делили между собой Mercedes-Benz и BMW, то теперь в условиях новой реальности настал звездный час компании Great Wall, которая выпускает премиальные автомобили под маркой Tank. У нас марка представлена двумя моделями — 300 и 500. Обе машины — представители брутального семейства внедорожников: рама, пружинная подвеска, неразрезной задний мост и высокий дорожный просвет. Тот, что поменьше, — Tank 300 — взял раму от Haval H9, оснащается двухлитровым бензиновым двигателем мощностью 220 л. с. и 8-ступенчатой автоматической коробкой передач. Второй внедорожник — конкурент Toyota Land Cruiser Prado, Mitsubishi Pajero Sport или Toyota Fortuner — Tank 500, сравнимый по колесной базе с Toyota Land Cruiser 300. У 500-го под капотом трехлитровый 299-сильный V6 битурбо, агрегатированный с 9-ступенчатым «автоматом», а также полный привод c режимами «болото», «камни», «песок», «спорт», раздаточная коробка с пониженным рядом передач, блокировки всех дифференциалов.
Всего в Татарстане за последних три месяца были зарегистрированы 125 таких вездеходов, из которых 78 приобретено юридическими лицами. Что касается моделей, то у татарстанцев больше всего вызывал интерес к 500-й модели, ее было продано в размере 67 единиц, 300-х из салонов выехали 58 таких авто. Ценник на автомобили данной марки за прошедший квартал не изменились: Tank 300 обойдется минимум в 4,1 млн рублей, а Tank 500 — в 6,3 млн рублей.
Второе место по итогам III квартала взяла BMW X6, предлагаемая с адаптивными амортизаторами, активными стабилизаторами да еще и подруливающей задней осью
Ответственные баварцы…
BMW, которая больше не продает автомобили в России, продемонстрировала пример ответственного подхода: российское представительство концерна внесло регистрационные изменения в свои учредительные документы, добавив в свой список «деятельность по складированию и хранению». Это было сделано для того, чтобы была возможность поставлять часть номенклатуры фирменных запасных частей, а также заниматься гарантийным обслуживанием клиентов по части автозапчастей в полном объеме.
Несмотря на увеличение продаж в 3,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и даже превысив показатели II квартала 2023-го, BMW потеряла еще одну позицию в рейтинге, разместившись уже на третьей позиции лонг-листа. Всего за три месяца любители сине-белых поставили в свой гараж 98 новеньких автомобилей. 77 штук произведено в Германии, 11 — в США, 7 — в России, два — в Китае и одна приехала из Кореи. 14 машин 2021 года выпуска, 57 — 2022-го, 27 авто произведено в текущем году. 58 авто забрали физлица, а 40 были оформлены на юрлица.
Более чем в 4 раза увеличились продажи лидера марки — среднеразмерного мощного и стильного кроссовера BMW X5. Машин данной модели зарегистрировано на 27 больше — 35. Сейчас дизельный BMW X5 30d 3,0 xDrive Steptronic (298 л. с.) 2023 года выпуска предлагается за 15,9 млн рублей, аналогичная модель, но 2022 года выпуска, обойдется минимум в 11,7 млн рублей.
Второе место по итогам III квартала взяла BMW X6, предлагаемая с адаптивными амортизаторами, активными стабилизаторами да еще и подруливающей задней осью. За год продажи увеличились в 4,5 раза, но если вернуться к абсолюту, то это не так и много — рост составил 11 авто, увеличение с 3 до 14 единиц. Цены на «шестерку» начинаются от 10,9 млн, топовая версия M60i 4,4 Steptronic с 4,4-литровым бензиновым мотором в 530 л. с. обойдется в 22,5 млн рублей без учета скидок.
Третью позицию по продажам занимает полноразмерный люксовый кроссовер BMW X7: таких авто продали в количестве 13 штук. Автомобиль составляет конкуренцию таким моделям, как Mercedes-Benz GLS, Lexus LX и Range Rover, а по факту это модифицированная версия X5, где у них не только общая платформа, но и схема подвесок. Набор моторов X7 достался от X5, где базой выступает xDrive30d с трехлитровой дизельной «шестеркой» мощностью 249 л. с. Стоимость кроссовера на трехлитровом движке в комплектации 40i 3,0 xDrive Steptronic обойдется покупателю минимум в 14,1 млн рублей, а топовая версия M60i xDrive с бензиновым 4,4-литровым V8 с наддувом, который выдает 530 л. с. и 750 Н.м крутящего момента, — в 23,5 млн рублей. В среднем цены за три месяца на автомобили повысились на 700 тыс. – 1,5 млн, что связано, скорее всего, с выросшим курсом доллара.
Улучшил свой результат в 4,5 раза люксовый компактный кроссовер в классическом кузове Х3. Автомобили такой модели приобрели 9 татарстанцев, тогда как в прошлом году — двое. Если в начале 2022-го купить подобное авто можно было минимум за 4,52 млн рублей, то сейчас цена на него начинается от 6,5 млн рублей. За более «заряженную» версию придется выложить не менее 11 млн рублей.
Из необычных автомобилей баварской марки, выехавших на дороги Татарстана, можно выделить электрички — одна компактная I3 и среднеразмерный кроссовер IX, спорткар M8 с минимальной ценой от 19,5 млн рублей и подключаемый гибрид с 8-цилиндровым V-образным двигателем BMW XM (от 24,6 млн рублей), главное отличие которого от привычных «эмок» — мощная бензино-электрическая силовая установка, а также нестандартные дизайнерские решения.
В Татарстане за июль – сентябрь было зарегистрировано на 35, или на 90%, больше новых авто
Принципиальные штутгартцы…
И если BMW как-то пытается еще остаться на российском рынке, то Mercedes-Benz, к удивлению, сносит все мосты. В конце лета немецкий концерн окончательно отключил российских дилеров от своего программного обеспечения. Стоит отметить, что многие операции по ремонту просто невозможны без подключения к информационным системам (которые уже не действуют), что грозит для собственников премиальных авто увеличением стоимости обслуживания.
Несмотря на это, в Татарстане за июль – сентябрь было зарегистрировано на 35, или на 90%, больше новых авто. Поклонники немецкого концерна смогли оформить 74 регистрации, тогда как еще в III квартале 2021-го трехлучевых продано 3,5 сотни. Что касается реализованных в 2023-м, то 16 автомобилей были 2021 года выпуска, 41 вышли с конвейера в 2022-м, а 17 авто — абсолютно новенькие и имеют в ПТС в графе «год выпуска» цифру 2023. Помимо Австрии, Венгрии и Германии, проданные «немцы» прибыли в Россию из США, Мексики и даже ЮАР. 38 автомобилей забрали «физики», 36 — «юрики».
Самая популярная марка немецкого бренда не только в мире, но и в Татарстане — модель GLE-Class, продажи которой по сравнению с прошлым годом выросли на 73% до 19 новых авто. GLE —это классический SUV, который занимает место между GLC и GLS в паре с GLE Coupe. Новенькая двухлитровая модель GLE 300d 2,0 4Matic 9G-Tronic (245 л. с.) обойдется искушенному покупателю в сумму от 10,3 млн рублей, тогда как за топовый 367-сильный GLE 450d 3,0 4Matic 9G-Tronic нужно будет отдать 21,4 млн рублей.
Паркетник Mercedes GLC на базе модели С-Class с минимальной стоимостью в 6 млн рублей приглянулся 16 татарстанцам.
На третьем месте по числу продаж расположился полноразмерный кроссовер люкс-класса GLS. За прошедший период количество владельцев в Татарстане увеличилось на 7 человек, что в сумме составило 12 регистраций. Стоимость более «простой» модели GLS, например GLS 450 3,0 4Matic 9G-Tronic, начинается от 14,5 млн рублей, но есть и более «упакованная» модель — с ценой в 25,9 млн рублей.
Из нестандартных приобретений — один роскошный компактный кроссовер Mercedes-Benz GLB-Class, находящийся в иерархии бренда между GLA и GLC, и представительский автомобиль премиального класса, серийно выпускающийся суббрендом Mercedes-Maybach, — S-Class с ценой от 28 млн рублей.
Также не забыт выпускаемый под маркой Mercedes полноразмерный внедорожник G-Class. По республике разъехалось пять новеньких вездеходов повышенной комфортности стоимостью от 22 млн рублей.
Четверть от всех проданных Audi пришлась на Q8, которая идентична по технике Q7, а по форме ближе к также соплатформенным Bentley Bentayga и Lamborgini Urus
…И Audi, показавшая х5
Audi, входящая в большую немецкую тройку, несмотря на аналогичные проблемы, смогла за год вырасти в объемах продаж в 5 раз. За III квартал автомобили с четырьмя кольцами приобрели 62 наших земляка, при этом, несмотря на «закрытые» границы, 49 авто приехали прямиком из Германии, 6 — из Китая, по два — из Словакии и Мексики. Только 15 автомобилей выпущены в текущем году, 37 — в 2022-м, и 10 авто выехали с заводов в 2021-м.
Четверть от всех проданных Audi пришлась на Q8, которая идентична по технике Audi Q7, а по форме ближе к также соплатформенным Bentley Bentayga и Lamborgini Urus. За последний квартал Q8 нашла 16 покупателей. По сравнению с прошлым годом, за счет низкой базы рост составил 1,5 тыс. %.
Почти такого же внимания покупателей удостоилась модель Q5, увеличившая свои результаты по сравнению с прошлым годом в 7 раз. Результат — 14 реализованных машин ценой от 6,7 млн до 9,5 млн рублей.
Из эксклюзивных моделей от Audi, которые получили новые номера, можно выделить Q5 E-Tron — электрический кроссовер, построенный на модульной платформе MEB, и 600-сильный RS Q8 — кроссовер Е-класса средней стоимостью в 25 млн рублей.
Расположившись на 8-м месте нашего рейтинга, «женский» люксовый автомобиль улучшил в РТ свои результаты на 31 регистрацию, или в 6 раз
Японский премиум не отпускает татарстанских красавиц
Учитывая полный запрет со стороны Японии на продажи новых авто в Росcию, рост объемов продаж бренда Lexus, пользующегося особой популярностью у автолюбительниц Татарстана, выглядит очень удивительно. Расположившись на 8-м месте нашего рейтинга, «женский» люксовый автомобиль улучшил в РТ свои результаты на 31 регистрацию, или в 6 раз. Итогом стало незначительное увеличение автопарка республики на 36 новых люксовых авто, производимых японской корпорацией Toyota. При этом 15 авто было выпущено в этом году, 17 — в прошлом, а еще четыре — в 2021-м. 25 автомобилей доставлено судами из Японии, а 11 — из Канады.
Самыми «взрывными» у Lexus стали продажи бестселлера марки — обновленного RX. Всего таких авто продано в количестве 16 штук, 7 из которых было записано на «конторы». Стоимость «рексиков» начинается от 8 млн, а «нафаршированная» версия обойдется в 13 млн рублей.
Следом идет модель LX, которых было реализовано в количестве 10 штук. Занявший третью позицию компактный кроссовер NX (от 7 млн) расширил круг почитателей до 6 человек.
Фаворит казанского бомонда, британский Land Rover, в РТ тоже смог прибавить газу — плюс 18 баллов, или 360%, до 23 авто
Гордые остатки
Фаворит казанского бомонда, британский Land Rover, в РТ тоже смог прибавить газу — плюс 18 баллов, или 360%, до 23 авто. Что касается персональных достижений, то флагман марки, Range Rover, очаровал своим грубоватым британским шармом 11 местных автолюбителей — на 9 больше, чем в АППГ. Входной билет на британский «корабль» стоит от 19 млн за вариант Vogue SE и дорожает до 36,5 млн за вариант Autobiography. Отметим, что 7 очков в копилку Land Rover вложил Range Rover Sport (от 19 млн рублей) и четырьмя продажами отметился Defender.
Завсегдатай нашего рейтинга люксовых авто, Porsche, пока еще попадает в наш рейтинг. Любимчик татарстанской публики смог реализовать в Татарстане всего 10 автомобилей, 7 из которых выпущено в 2022-м. Главным автомобилем модельного ряда по-прежнему остается Cayenne. Узнаваемая внешность, удобный салон, впечатляющая динамика с отточенной управляемостью и умной электроникой — все эти качества оказались решающими при покупке у 6 автолюбителей. Два татарстанца приобрели Panamera, одна продажа пришлась на Macan и одна — на 911.
У Genesis показатели выше, чем в прошлом году и даже в 2020-м: корейских машин встало на учет на 18% больше. Итог — 20 автомобилей
Третий эшелон
Бренды третьего эшелона по объему продаж тоже оказались успешными. У Genesis показатели выше, чем в прошлом году и даже в 2020-м: корейских машин встало на учет на 18% больше. Итог — 20 автомобилей.
В свою очередь, Jeep смог улучшить свое положение, причем в III квартале 2023 года поставил рекорд за последние 6 лет — 7 регистраций. Jaguar смог продать всего два автомобиля.
Zeekr — суббренд электромобилей премиум-класса концерна Geely. Всего в Татарстане он представлен тремя моделями: 001, 009 и X
Неизвестный (пока) китайский премиум
На 6-м месте по количеству поставленных на учет автомобилей расположился китайский автомобиль премиум-класса — Zeekr. Это суббренд электромобилей премиум-класса от концерна Geely. Всего в Татарстане он представлен тремя моделям 001, 009 и X.
Модель Zeekr 001 — пятидверный спортивный электромобиль на базе серийной версии концепт-кара Lynk & Co Zero, по формату и размерам близкий к Porsche Taycan Cross Turismo, только без лишнего «внедорожного» обвеса. Zeekr 001 сразу после начала выпуска поставил два мировых рекорда — как самый быстрый электромобиль в дрифте и слаломе (207,9 км/ч), а также дрифте и слаломе между 50 конусами (49,05 секунды). В зависимости от комплектации электромобиль стоит от 6,9 млн до 10,5 млн рублей. Всего машины разошлись в количестве 40 штук.
Также был реализован Zeekr 009 — электрический минивэн с запасом хода в 800 км, а также два электрических паркетника Zeekr X со средней ценой продажи в 5,5 млн рублей.
На рынке II квартал подряд активно продается марка Voyah. Производитель продает электрические автомобили и является суббрендом марки Dongfeng. В Татарстане марка представлена тремя моделями. Первый автомобиль — Voyah Free — это полностью электрический кроссовер с запасом хода на 500 км и ценником от 8,5 млн рублей. Второй — Voyah Dream — электрический минивэн с комфортом Maybach, «звездным небом» и динамикой спорткара, за который надо выложить как минимум 10 млн рублей. Третий — Voyah Passion — электроседан премиум-класса от 9,5 млн рублей. Всего автомобилей марки Voyah в республике продано 43 единицы, 28 из которых пришлось на кроссовер, 13 — на минивэн, а два — на седан.
На рынке II квартал подряда активно продается марка Voyah. Производитель продает электрические автомобили и является суббрендом марки Dongfeng
Hongqi — марка автомобилей класса люкс автопроизводителя FAW Group. Раньше компания выпускала только лимузины для правительства Китая, но с недавних пор стала производить и на «гражданку». Всего в III квартале на дороги республики выехало 32 автомобиля
Самый популярный в Татарстана — Hongqi E-HS9 — это китайский Aurus, по размерам превышающий BMW X7 и Mercedes GLS, которые были выбраны в качестве основных конкурентов, и куда больше, чем Toyota Land Cruiser 300. Как и Aurus, он похож на Rolls-Royce, поскольку его рисовал бывший дизайнер компании RR, перекупленный FAW еще в 2018-м. Электрический китайский Rolls-Royce Cullinan обойдется любителю расположиться на заднем сиденье минимум в 9,5 млн рублей, итог — 18 купленных в РТ авто.
Ну а самым дерзким автомобилем из Поднебесной стал HiPhi Z за 11,5 млн рублей, который заменяет Porsche Taycan и выступает «убийцей Tesla». Он электрический, с крайне необычными дверьми и очень нестандартной светотехникой. HiPhi почему-то называют седаном, хотя у него поднимающаяся вместе со стеклом крышка багажника, как у лифтбэков. X имеет два мотора суммарной мощностью 598 л. с. и 820 H.м. Электросистема здесь 800-вольтовая, а батарея емкостью 98 кВт·ч обещает пробег больше 500 километров. Три таких автомобиля приобрели наши земляки.
Что касается Tesla, то в прошлом квартале в Татарстане авто от предпринимателя Илона Маска приобрели 10 раз. В РТ первая по популярности — Model Y: 8 регистраций. Татарстанцы также приобрели три Model E. Стоимость таких «электричек» начинается от 7 млн за Model E и от 8 млн за Model Y.
Классика, которая хоть и недоступна, но в почете
Ну и, наконец, поговорим об авто для настоящих ценителей. Так, в республике реализовано 9 мощнейших RAM 1500. Инфернальный пикап с 712-сильным мотором объемом 6,2 л, заставляющий «выстрелить» с места до 160 км/ч за 10,5 секунды, продается у нас по параллельному импорту за 9,6–18,6 млн рублей.
Помимо этого, в республиканских отделах ГИБДД встало на учет три Cadillac Escalade американского производства с 6-литровым 420-сильным двигателем, а также два GMC: полугрузовик-полувнедорожник Yukon и легендарный американский полноразмерный пикап Sierra. При этом у обоих стоит 6-литровый двигатель мощностью 426 л. с.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.