«Эпоха обсуждений с этими дикарями закончилась. Сейчас настало время уничтожить террористическую инфраструктуру ХАМАС, полностью стереть ее», — так комментируют власти Израиля дерзкое нападение группировки. Прямо сейчас армия республики, которую застали врасплох, превращает сектор Газа в руины, а бойцы ХАМАС отвечают ракетными ударами и вылазками в селах. Третьи страны, включая Россию, призывают стороны к мирному урегулированию, но пока с боевиками не удается договориться даже о судьбе пленных. Только по официальным данным, в результате конфликта уже погибли 1,1 тыс. человек, а ХАМАС держит в заложниках 130. О том, перейдет ли Израиль к наземной операции и почему Россия сдержанно реагирует на происходящее, — в материале «БИЗНЕС Online».
К утру понедельника палестино-израильский конфликт только набирает обороты
Как разгорается война
К утру понедельника палестино-израильский конфликт только набирает обороты. За выходные Израиль официально перешел в состояние войны, заручился политической и военной поддержкой США и пообещал, что никаких переговоров с ХАМАС (аббревиатура «Харакат аль-мукауата аль-исламийя», Исламское движение сопротивления) не будет. «Эпоха обсуждений с этими дикарями закончилась. Сейчас настало время уничтожить террористическую инфраструктуру ХАМАС, полностью стереть ее», — обошелся без церемоний накануне постпред Израиля при ООН Гилад Эрдан. В другом комментарии он назвал палестинцев животными и заявил: «Это наше 11 сентября».
О каком-либо возможном перемирии говорить не приходится. Вряд ли такие переговоры в принципе возможны, и потому попытки третьих стран уговорить Палестину и Израиль уладить конфликт мирным путем выглядят как минимум наивно. Надо как можно скорее заканчивать конфликт и садиться за стол переговоров, призывали в минувшую субботу в МИД РФ. Москва отмечала, что находится в контакте с обеими сторонами конфликта и призывает их прекратить огонь. «Насколько они восприимчивы к таким нашим призывам? Ну мы за то, чтобы все вопросы решались мирным путем на основе учета взаимных интересов», — сказал замглавы МИД РФ Михаил Богданов. Прозвучало довольно иронично.
Параллельно США пытаются уговорить арабские страны осудить нападение на Израиль, а власти Египта якобы просят лидеров ХАМАС и «Исламского джихада»* (присоединилась к военной операции ХАМАС) отпустить заложников. В обоих случаях переговоры успешными назвать сложно. По последним данным израильских СМИ, палестинские группировки удерживают не менее 130 заложников (мирные граждане и военные Израиля). Пленных достаточно, чтобы обменять на всех палестинских заключенных в тюрьмах Израиля, заявил заместитель главы движения Салих аль-Арури. Чем дольше идет война, тем пленников будет больше, пообещал он.
Вопрос с пленниками — один из главных прямо сейчас. Ранее сообщалось, что среди заложников могут быть и иностранцы, приехавшие на музыкальный фестиваль вблизи границы с сектором Газа. Атака 7 октября началась прямо во время события. СМИ сообщали о гибели и похищении граждан Германии, Франции, США, Украины и Таиланда. Никаких внятных заявлений властей Израиля о судьбе пленных граждан до сих пор нет, замечает телеграм-канал «Дежурный по Израилю», который ведет журналист и специалист по стране Марк Новиков. Тем временем израильтяне начали записывать видеообращения к ХАМАС с просьбой оставить заложников в живых. «Не причиняйте вреда маленьким детям. Не причиняй вреда женщинам. Если вы захотите, я поменяюсь с ними местами», — говорит автор одного из видео, едва сдерживая слезы.
Совбез ООН минувшей ночью провел закрытое заседание по ситуации. Судя по сообщениям прессы, все члены совбеза осудили нападение ХАМАС на Израиль, но ограничились словами. Никакого общего заявления по итогам встречи не появилось. Тем временем миссия ООН сегодня утром прибыла в Карабах. О конфликте на Украине, кажется, «забыли» даже украинские телеграм-каналы, которые теперь передают последние новости с Ближнего Востока.
Накануне вечером ХАМАС обстреляло ракетами главный аэропорт Израиля Бен-Гурион, а также города Ашдод и Ашкелон
Хроника конфликта
В результате ракетных ударов и боевых действий на земле, по последним данным, уже погибли более 1,1 тыс. человек — 700 израильтян и 400 палестинцев. Накануне вечером ХАМАС обстреляло ракетами главный аэропорт Израиля Бен-Гурион, а также города Ашдод и Ашкелон (только по нему выпустили 100 ракет). Израильская авиация продолжает операцию «Железные мечи»: ночью и утром военные нанесли более 500 ударов по объектам палестинских группировок в Газе.
Активные боевые действия ведутся на 6 участках на границе с сектором Газа, сообщила сегодня армия Израиля. Бои идут в кибуцах Беэри, Кфар-Азе, Нирим и Алумим. Судя по заявлению, продолжаются не только ракетные удары ХАМАС по территории Израиля, но и вылазки боевиков. Так, в Беэри за ночь проникли около 70 вооруженных бойцов. Большинство погибли в боях с войсками ЦАХАЛ (израильская армия), но «другие до сих пор скрываются в домах в кибуце», отметил представитель израильской армии, не уточнив количество. В окрестностях Кфар-Азе были выявлены 7 боевиков. Утром в понедельник силы обороны Израиля вскрыли попытку проникнуть на военную базу в Зикиме на юге страны.
Самый северный район Газы Бейт-Ханун, откуда велись обстрелы, «в значительной степени превращен в руины»
По данным ЦАХАЛ, в секторе Газа убиты 425 террористов, на территории Израиля — еще сотни. Пресс-служба ЦАХАЛ методично и с видео отчитывается, как уничтожает штабы, склады и туннели боевиков. По данным минздрава Газы, при израильских ударах погибли 493 человека, пострадали более 2,7 тысячи. Самый северный район Газы Бейт-Ханун, откуда велись обстрелы, «в значительной степени превращен в руины», пишет «Дежурный по Израилю». За последние двое суток в армию Израиля мобилизованы 300 тыс. резервистов.
Израильские военные рассчитывают вернуть контроль над всей территорией страны к концу дня. Правда, похожие планы у ЦАХАЛ были и накануне, и 7 октября. «Мы все еще находимся на этапе уничтожения инфраструктуры террора, тогда как руководство ХАМАС прячется под землей. Когда бы ни закончился этот этап, становится понятным, что если цель операции — полное уничтожение ХАМАС, то неизбежно придется заходить в сектор», — отмечает «Дежурный по Израилю».
Канал также обращает внимание, что текущая ситуация на границе с Газой «вызывает вопросы». «Каждые несколько часов мы получаем информацию то ли о новых проникновениях, то ли о попытках вернуться в сектор заблудившихся террористов. Перестрелки то и дело вспыхивают в населенных пунктах вдоль границы. Мы также не понимаем, сколько террористов могло проникнуть вглубь территории Израиля, чтобы совершать диверсии и теракты», — говорится в посте. Израильские военные в понедельник днем отчитались, что восстановили контроль над всеми населенными пунктами на юге страны, куда ранее проникли группы ХАМАС.
ХАМАС вело многолетнюю кампанию по обману Израиля, чтобы застать его врасплох и убедить, что нападения не случится, пишет Reuters
Как ХАМАС провернуло операцию и помог ли Иран?
Отдельная тема для обсуждения — каким образом ХАМАС так легко проникло на территорию Израиля и кто ему помогает? Иран помогал ХАМАС спланировать атаку, а на встрече в Бейруте 2 октября одобрил ее начало, утверждает американская газета The Wall Street Journal. Издание ссылается на высокопоставленных собеседников в движениях ХАМАС и ливанской «Хезболлах», информацию о причастности Ирана подтвердили также неназванный европейский чиновник и некий советник правительства Сирии. В разработке плана атаки якобы участвовали офицеры иранского Корпуса стражей исламской революции.
Сам Тегеран сегодня опроверг причастность к обострению конфликта, но при этом решительно поддержал «самостоятельные» решения руководства Палестины. Президент Ирана Ибрагим Раиси накануне выпустил заявление, в котором, как пишут СМИ, поздравил ХАМАС с «блестящей победой над Израилем».
ХАМАС вело многолетнюю кампанию по обману Израиля, чтобы застать его врасплох и убедить, что нападения не случится, пишет Reuters. «ХАМАС создало у Израиля впечатление, что оно не готово к бою», — рассказал источник агентства. Собеседник Reuters в палестинском формировании отметил, что операция была разделена на несколько этапов. На первом этапе ХАМАС выпустило по Израилю 3 тыс. ракет, а военные на дельтапланах пересекли границу. Следом участники ХАМАС разрушили укрепленную стену на границе с Израилем — подрыв взрывчаткой и расширение брешей техникой. Спецназ атаковал штаб израильской армии на юге и отключил связь, а на заключительном этапе заложников перебросили в Газу.
«Они смогли убедить нас, что хотят только денег», — сказал агентству источник в спецслужбах Израиля. Разведка государства не получила данных о подготовке ХАМАС нападения на страну, оно застало ее врасплох, пишет NYT со ссылкой на американских и израильских чиновников.
При этом власти США пока не спешат называть Тегеран причастным к происходящему, но уже активно помогают Израилю. К примеру, власти последнего просят у Вашингтона усилить сотрудничество по разведданным и пополнить запасы ракет-перехватчиков для системы противоракетной обороны «Железный купол», бомб малого диаметра и боеприпасов для пулеметов. США в знак поддержки Израиля перебрасывают корабли военно-морских сил (ВМС) и военную авиацию ближе к границам партнера.
Мировая пресса также рассуждает о первых последствиях палестино-израильского конфликта. Военные действия могут в случае их расширения вызвать рост цен на нефть и заставить центробанки начать борьбу с новыми инфляционными тенденциями, прогнозирует Reuters. Нефть Brent утром в понедельник на азиатских торгах поднималась на 5% до $89. Израильский шекель в понедельник просел на 2% к доллару, но потом успокоился на фоне беспрецедентного решения ЦБ Израиля продать до $30 млрд из золотовалютных резервов.
«Израиль что-то объединяет, только когда на него нападают. Внешний противник — единственная возможность, которая позволяет продлить существование еврейского государства»
«Израиль получил некий шанс на продление своего существования»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты комментируют нынешний конфликт Палестины и Израиля и рассуждают, чем он может завершиться.
Федор Лукьянов — главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума совета по внешней и оборонной политике:
— По поводу военных целей [Израиля] резонно предположить, что это полное уничтожение инфраструктуры ХАМАС после того, что произошло. Вопрос: насколько это удастся сделать? Потому что Израиль попал в не очень приятную ситуацию. Во-первых, страна оказалась застигнута врасплох. Во-вторых, была очевидная недооценка противника, что довольно странно, учитывая, что, казалось бы, они готовились к такого рода вещам очень давно. В-третьих, нанесен такой мощнейший удар по престижу израильского государства, что это требует очень решительного ответа. Между тем, если этот ответ будет максимально жестоким и кровопролитным применительно к Газе, нет сомнения, что ХАМАС, пойдя на такое обострение, конечно, не станет считать жертв среди палестинцев. Им совершенно все равно, сколько их погибнет, главное — выставить Израиль в максимально неприглядном виде. В совокупности это создает какую-то крайне тяжелую ситуацию. Кроме того, мы наблюдаем раскол международной реакции.
В этой ситуации я, честно говоря, плохо представляю, чего может добиться Израиль. В принципе разрушить Газу и оккупировать ее, скорее всего, может, но политическая цена будет высокой. И, самое главное, не совсем понятно, что дальше делать. Потому что сейчас не 70-е годы, когда можно было зафиксировать такой статус-кво, и все. Я думаю, что сейчас это будет вызывать нарастающее возмущение окружающих стран. А вот насколько Запад будет готов Израилю помогать (прежде всего Соединенные Штаты) — это самый главный вопрос.
На другие страны может перекинуться все что угодно, учитывая, что эта инфраструктура сопротивления Израилю разветвленная и разбросанная. Что касается [возможной причастности] Ирана, это, конечно, основной вопрос. Иран открыто и откровенно поддержал ХАМАС, но, насколько обоснованны предположения, что Иран активно участвовал в подготовке нападения, трудно судить.
Реакция России? А, собственно, что Россия может сказать на этот счет? Как мы знаем, сейчас у РФ есть другие приоритеты. Она тесно связана с Ираном, с арабскими странами разного рода отношениями. С Израилем у нас отношения прохладные, скажем так, деловые и сдержанные. Пока вставать России на какую-либо сторону резона нет. Я думаю, что это сдержанная позиция, как у Китая, которая заключается в призывах к прекращению насилия. На данный момент это оптимальные вещи, и ничего другого говорить не нужно, это было бы лишним.
Евгений Сатановский — основатель и президент независимого научного центра «Институт Ближнего Востока»:
— В данном случае Израиль получил некий шанс на продление своего существования, поскольку катастрофический разлад в его элите, цветная революция, которую там американцы устраивают, страну может похоронить в любой момент. Израиль что-то объединяет, только когда на него нападают. Внешний противник — единственная возможность, которая позволяет продлить существование еврейского государства. Поскольку я сам еврей, то хорошо себе это представляю исходя из психофизиологических особенностей своего народа. Сегодня угроза очень серьезная, удар нанесен катастрофический, потому что никогда на территории Израиля такого не было. И никто не предполагал, что будет.
Цели и задачи израильской армии очень просты, их определило израильское руководство — уничтожение ХАМАС. То, что ХАМАС должно быть уничтожено, говорили сотни раз, но оно создано израильскими спецслужбами. ХАМАС создано «Шабаком» (израильская общая служба безопасности) в 80-е годы как некий противовес Ясиру Арафату и его Организации освобождения Палестины. Израильтяне с их постоянным копированием американцев просто решили скопировать тактику поддержки религиозных движений против светских ортодоксов, сторонников социалистического и прочего левого строительства.
«Шабак» ужасно промахнулся, умудрившись сначала отдать власть Арафату, а потом провести там демократические выборы под давлением [бывшего госсекретаря США] Кондолизы Райс. В которых ХАМАС, по предположению американцев, должно было взять 5–7 процентов, а оно победило. Госдепартамент сказал: раз эти люди победили, то на них надо ставить. Не думаю, что американцы дадут Израилю уничтожить ХАМАС, скорее уверен в противоположном. Ведь главный покровитель ХАМАС — [экс-президент США Барак] Обама, который управляет Америкой, не [Джо] Байден же ей сейчас управляет. Турция еще не сказала свое слово, спорят, стоял за этим Иран или нет, как там к этому относится «Хезболла». Но уже лет 15 все противостояния в арабском мире — это иранский механизм.
Конфликт перекинется на север Израиля в случае, если «Хезболла» вступит в сражение. И это будет не генеральная репетиция уничтожения Израиля, которую, с моей точки зрения, иранцы провели, а уже начало большой ирано-израильской войны.
Россия не молчит на официальном уровне, были обычные советские предложения 50–70-летней давности. Наш МИД вообще в летаргическом сне, он все еще живет в советскую эпоху. Он еще думает, что кого-то интересует «квартет» посредников и вся прочая ахинея. Если говорить о реальной внешней политике, у нас сейчас с Ираном хорошие отношения. Раз они нам необходимы, то мы же с ними ссориться не можем, ну и с Израилем не хотим. Наше дело — заткнуть язык в известную часть тела и сидеть.
Андрей Чупрыгин — старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ:
— Вопрос не в том, как происходящее повлияет на политическую жизнь Израиля, а в том, разрастется ли текущий конфликт в региональный или нет. Судьба конфликта пока неясна по ряду причин. Во-первых, мы не знаем, какое решение примет политическое руководство Израиля. Многое зависит от того, будет ли наземная операция. Wall Street Journal написала, что администрация президента США считает, что наземная операция в секторе Газа в течение 24–48 часов возможна. Я тоже считаю, что, скорее всего, она начнется. Зачистят сектор Газа и установят там израильский режим, как это было после соглашения в Осло 1992–1993 годов.
Как будут реагировать на это ближайшие соседи Израиля, пока непонятно. Например, сегодня вышло официальное заявление Объединенных Арабских Эмиратов, в котором они вдруг выразили ужас по поводу действий ХАМАС. Это серьезное заявление. Значит, ОАЭ оставляют возможность работы с Израилем независимо от ответных действий.
Официальные лица России, на мой взгляд, молчат, потому что не знают, что сказать. У нас последние два года активно развиваются отношения с арабскими государствами, связанные с источниками финансирования и параллельным импортом. Пока нет официальной реакции со стороны арабских государств, молчит и Москва. Потому что сейчас что-то скажешь, а потом арабы возмутятся. Думаю, подход к ситуации примерно такой. Хотя замглавы МИД РФ Богданов сразу выступил с заявлением, призывая стороны прекратить военные действия. Стоит упомянуть и о том, что молчит не только Россия. Совет безопасности ООН тоже не принял заявления, потому что никто из его членов не предложил никакого проекта. То есть совет безопасности тоже не понимает, как вести себя сегодня в этой обстановке.
* Движение признано террористическим и запрещено на территории России
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.