Игроки сельскохозяйственного и продуктового рынка Татарстана обсуждают историю, в которую оказался втянут крупный казанский дистрибьютор молочки с миллиардными оборотами. Речь о Нурсиле Хусаенове — племяннике бывшего молочного короля Татарстана Вагиза Мингазова и владельце ООО «Юником». 33-летнего предпринимателя обвинили в валютных махинациях через «схематозы» с минскими нерезидентами, а также в крупных мошенничествах и реализации некачественной продукции путем переклейки этикеток. О том, как, по версии силовиков, выглядел серый бизнес «Юникома», — в материале «БИЗНЕС Online».
Хусаенова задержали по подозрению в валютных махинациях (ч. 3 ст. 193.1 УК РФ)
На месяц в СИЗО
Осень у известного казанского предпринимателя, владельца ООО «Юником» Нурсиля Хусаенова явно не задалась. В воскресенье, 1 октября, к нему домой в ЖК «Лазурные небеса» нагрянули вооруженные люди в масках, оказавшиеся сотрудниками управления ФСБ по Татарстану. Хусаенова задержали по подозрению в валютных махинациях (ч. 3 ст. 193.1 УК РФ). Как рассказывают наши источники, «приняли» Хусаенова с очень большой суммой налички, причем в иностранной валюте. «Как будто готовился уехать», — подчеркивает один из источников «БИЗНЕС Online».
Весь день 33-летний предприниматель провел на допросах следователя. Ему предъявили обвинение сразу по 7 эпизодам мошенничества в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК РФ), валютным операциям (п. «а» и «б» ч. 3 ст. 193.1 УК РФ), а также сбыту товаров, не отвечающих требованиям безопасности (п. «а» ч. 2 ст. 238 УК РФ). К слову, только за валютные «схематозы» предусмотрено до 10 лет лишения свободы.
В понедельник, 2 октября, Хусаенова в наручниках доставили в суд для избрания меры пресечения. Следователь 2-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ просил отправить предпринимателя под стражу сроком на 1 месяц и 5 суток. Прокурор ходатайство следователя поддержал. Сам Хусаенов вместе с защитником Юрием Некрасовым, разумеется, был не согласен с таким требованием. Суд заключил предпринимателя под стражу до 7 ноября. Определили его, по нашим данным, в казанское СИЗО-1 на Япеева. Выяснилось и интригующее обстоятельство: Хусаенов находится в объявленном ГУВД Мингорисполкома международном розыске, санкционированном силовиками Беларуси.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился к адвокату Хусаенова с просьбой прокомментировать позицию его подзащитного и фабулу предъявленного обвинения, на что был получен устный отказ. Защитник Некрасов заявил, что не может дать никаких разъяснений без согласования со своим доверителем.
Также мы обратились в ООО «Юником». По указанному на сайте телефону (единому для обращений СМИ и клиентов) нашему корреспонденту сначала приветливо ответила сотрудница «Юникома». Однако, как только журналист представился, собеседница бросила трубку и далее на звонки не отвечала.
Расследование дела началось еще в ноябре 2022 года, эпизод был сначала один, и тот по п. «б» ч. 2 ст. 173.1 УК РФ («Незаконное создание юрлица»)
Что известно о Хусаенове
Хусаенову 33 года, родом он из Арского района. Племянником бывшему молочному королю Вагизу Мингазову приходится по материнской линии: мать Хусаенова Зулайха Хусаенова — родная сестра владельца некогда обширной империи «Вамина». Фигурирует Хусаенов и в протоколе собрания акционеров «Вамина» 2013 года — времен агонии предприятия. Тогда состав совета директоров обновили, включив туда наравне с многочисленными родственниками Вагиза Василовича и самого Хусаенова, и его мать.
Отец нашего героя — Нурислам Хусаенов, ему 63 года. Бывший (по данным сервиса «Контур.Фокус», до 2008 года) директор Арского рыбхоза. Сегодня предприятие принадлежит Минтимеру Мингазову — сыну Вагиза Василовича. Собственно, в середине нулевых именно «Вамин» спас Арский рыбхоз от банкротства. Хусаенов-старший, согласно открытым данным, главным образом, судя по связям с компаниями из орбиты «Вамина», продолжительное время трудился на молочного короля, причем на руководящих постах ряда «дочек» основной компании (ООО «Чулпан-2», ООО «Хлебокомбинат», ООО «Агрофирма „Арча“» и т. д.).
По словам наших собеседников, Нурсиль Хусаенов всегда вел образ жизни представителя золотой молодежи. В его соцсетях можно встретить многочисленные фото из путешествий (Кипр, Мексика, Европа), тренажерного зала, селфи из салонов дорогих авто и лучших ресторанов Москвы. Ездил, кстати, на Infiniti FX37 и Mercedes G-Class, более известном как «Гелендваген».
Хусаенов, судя по данным сервиса «Контур.Фокус», молочным бизнесом стал заниматься еще до того, как стал акционером в «Вамине». Он засветился в ряде компаний, «живая» из которых на сегодня лишь одна — это ООО «Юником».
Среди активов Хусаенова, по данным сервиса «Контур.Фокус», числилось несколько компаний, не все они из Татарстана:
- ООО «Апастовский молочный завод» (образовано в начале 2019 года, Хусаенов — единственный учредитель и директор, однако сведения о юрлице не обновлялись с конца 2019-го. Не путать с ООО «Апастовский молочный комбинат» — это совершенно другое юрлицо, принадлежащее владельцу MLK Group, известному «молочному» предпринимателю Александру Емшанову. Но что тут интересно: АМЗ и АМК имеют один и тот же юридический адрес с разницей в три кабинета (АМЗ расположено якобы в помещении №11, а АМК — в помещении №14, хотя все это один комплекс) с одним лишь нюансом — адрес предприятия Хусаенова налоговой был признан недостоверным).
- ООО «РусОйл» (образовано в 2009 году, ликвидировано в 2012-м, Хусаенов — единственный учредитель и директор. Предприятие занималось оптовой продажей моторного топлива, включая авиационный бензин).
- ООО «Чебоксарский гормолзавод» (образовано в 2016-м, но в последние три года сведения о юрлице не обновлялись. В отчете налоговой от 2020-го директором указана Лейсан Хайдарова, Хусаенов — один из соучредителей по крайней мере до 2017 года. В настоящий момент за юрлицом нет никакой активности, все операции приостановлены налоговой).
- ООО «УК „Юником“» (образовано в 2016 году, но сведения также недостоверны. В учредителях двое — Хайдарова и Хусаенов, причем последний исключен из их состава. Какой-либо отчетностью предприятие также не может похвастаться).
- ООО «Арск Агрохимсервис» (создано в 2009 году, при этом с московской пропиской. Но и тут сведения, поданные в налоговую, признаны недостоверными. К владению Хусаенов никогда не относился, только в статусе директора, но и то было 10 лет назад).
«Юником»: выручка в 13 млрд, поставки в крупнейшие торговые сети
Фирма «Юником» создана осенью 2012-го, Нурсиль Хусаенов — ее единственный учредитель, он же всегда фигурировал как гендиректор. Только за 2022-й оборот превысил 13,3 млрд рублей, а чистая прибыль составила 79,6 млн рублей (за год до этого чистая прибыль — 277 млн рублей).
В прессе «Юником» часто называют крупным поставщиком молочной продукции для сетей магазинов «Магнит», «Ашан», X5 Retail Group, «Славянка», «Славица» и ряда других. Эти же компании указаны на сайте в качестве ключевых партнеров «Юникома». Всего же, по данным фирмы, таковых у нее более 500. По словам источников, «Юником» занимает порядка 10–15% рынка по реализации готовой молочной продукции в Татарстане. По факту это обычный трейдинг: купил-продал.
Поставщики при этом у казанской компании самые разные — от местных молокозаводов до производителей из других регионов, а как теперь выяснилось, еще и из других стран. Один из наших собеседников (все настоятельно просили не указывать их данных, один даже заявил: «Там слишком серьезные люди, мне проблемы не нужны») отметил, что раньше у «Юникома» еще были развиты и свои производственные мощности, но не самостоятельные, а в партнерских коллаборациях с молокозаводами.
Офис «Юникома» на улице Кариева создавал вполне презентабельное впечатление: красочные неоновые вывески, современная входная группа, своя отдельная парковка с машинами премиального сегмента. Сотрудники расположенного по соседству ресторана рассказали, что якобы «Юником» недавно уволил около половины сотрудников — таковых, по данным сервиса «Контур.Фокус», у компании порядка 120 человек.
Офис «Юникома» расположился в здании напротив казанского ТЦ «Престиж» на третьем этаже, по соседству с кавказским рестораном. Сотрудники последнего рассказали, что «Юником» недавно якобы уволил около половины своих сотрудников
Но выходящие в конце рабочего дня из офиса «Юникома» люди в деловых костюмах все опровергали — и увольнения коллег (по крайней мере, за последние две недели), и какие-либо проблемы у предприятия, и даже задержание своего директора: мол, тот буквально в пятницу (29 сентября) был еще на своем рабочем месте. Сотрудники «Юникома», отказавшиеся представляться, добавили также, что все происходящее им совершенно непонятно: «Как все работали в обычном режиме, так и работают».
По словам источников, «Юником» занимает порядка 10–15% рынка по реализации готовой молочной продукции в Татарстане. По факту это обычный трейдинг: купил-продал
Как работали: версия силовиков и молочников
Несмотря на ореол секретности, источники «БИЗНЕС Online» все же приоткрыли суть дела Хусаенова. Как уже было сказано, в его обвинении сплелось несколько эпизодов. При этом на заре расследования, которое, как оказалось, началось еще в ноябре 2022 года, эпизод был сначала один, и тот по п. «б» ч. 2 ст. 173.1 УК РФ («Незаконное создание юрлица»). Откуда взялось мошенничество, да еще и с валютными махинациями?
Как рассказывают игроки рынка молочной продукции, один из ключевых товаров, который реализовывал «Юником», — это сырный продукт. Чем он отличается от сыра? Как пояснила нам завотделом микробиологии Института сыроделия и маслоделия Галина Свириденко, по российской маркировке сыром может называться продукт, который целиком изготовлен из молока, а в сырном (или молокосодержащем) продукте, помимо молочных жиров, содержатся растительные. Это не хорошо и не плохо (согласно одному из исследований «Росконтроля», на прилавках магазинов сегодня 60% сыров — это сырные продукты), просто сырный продукт раза в 1,5–2, а то и более дешевле в производстве.
По версии следствия, Хусаенов создавал компании, аффилированные с собой и «Юникомом». Эти компании якобы выступали в роли посредников при реализации продукции, но с одним нюансом. Со слов собеседников, знакомых с материалами дела, «Юником» будто бы продавал этим посредникам сырный продукт (в материалах дела это классифицировано «жестче»: как «фальсифицированные продукты, изготовленные с использованием технических жиров»), а на выходе те компании-«прокладки», банально переклеивая этикетки, перепродавали все как готовый сыр. Отличия там были только в жирности и ряде других технологических параметров, а так заметить подвох рядовому потребителю практически нереально. Потом изделия якобы поставлялись торговым сетям, а также разным мелким перекупам, само собой, значительно дороже, чем сырный продукт. Те при этом, не зная, что вместо сыра покупают сырный продукт, далее активно участвовали в тендерах на поставки разным учреждениям.
Со слов собеседников, знакомых с материалами дела, «Юником» якобы продавал посредникам сырный продукт, а на выходе те компании-«прокладки», банально переклеивая этикетки на продукции, уже перепродавали все как готовый сыр
Вот отсюда, объясняют собеседники, в деле и 7 эпизодов мошенничества, в которых фигурируют такие учреждения, как мамадышская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями (ущерб оценен на объем непоставки обговоренной продукции на чуть более чем 26 тыс. рублей), сыктывкарский детсад (около 8 тыс. рублей), тамбовский детсад (13 тыс.), хабаровский детсад (30 тыс.), ивановский детсад (39 тыс.), тверской центр соцобслуживания населения (около 2 тыс.), психоневрологический интернат (136 тыс.). И везде фигурируют поставки продуктов фирмами-«прокладками» вроде ООО «Милквей Трейд», «Сыродельный концерн „Алексеевский“», «Про-Милк», «Милкопт» (директор и учредитель — Флорис Вакказов), к которым Хусаенов формально не имеет отношения. Хотя, по словам наших собеседников, те же Вакказов и Хусаенов — это якобы близкие знакомые. По крайней мере, об этом сказано в материалах дела по другому ключевому эпизоду.
По словам наших источников, силовики разоблачили схему еще в 2021 году, когда в Москве накрыли склад одной из посреднических компаний — там переклеивали этикетки. В неприятные истории «Юником» попадал, кстати, и раньше. Например, в 2017-м татарстанское УФАС уже возбуждало по данному трейдеру «сырное» дело — тогда компанию уличили в том, что она поставляла сырный продукт с имитацией фирменной этикетки сыра другого производителя.
В ноябре 2022 года правоохранители вышли уже на склад «Юникома» в Малых Кабанах — якобы там хранилась вся эта сырная продукция, не отвечающая требованиям безопасности, что должна была потом быть «переклеена». В компанию даже будто бы приходили с обысками оперативники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Татарстану. Задерживать тогда никого не стали, статья не подразумевала ареста. Но позже все переквалифицировали, и сейчас в деле Хусаенова появился эпизод по 238-й статье УК РФ.
Летом 2021 года между «СырКомбинатом» и белорусским ООО «Лактик Милк» заключается внешнеторговый контракт, в рамках которого из Казани в Минск перечисляется 50 млн рублей якобы за поставку товаров в Татарстан
А при чем здесь белорусы?
В одном из своих интервью Хусаенов утверждал, что «Юником» сотрудничает с крупными игроками пищевой промышленности 16 стран, в их числе и Беларусь. По словам источников, Минск уже давно жаловался на то, что у него из-под носа крадут прибыль.
Политика ценообразования в Беларуси исторически пытается сохранять низкие цены на внутреннем рынке. По словам эксперта, вице-президента российского зернового союза Александра Корбута, дистрибьюторы, у которых есть возможность транспортировать товар на длинные расстояния, оказываются крайне заинтересованными в этих сниженных ценах, потому что если товар идет на экспорт, то тот по законам рынка априори дороже.
Как работал «Юником» с белорусами? По словам наших собеседников, аффилированные с Хусаеновым партнеры в Минске создавали ООО, зарегистрированные на местных и выглядящие как игроки внутреннего рынка. Эти компании-нерезиденты якобы закупали у белорусских молочных заводов продукцию, как для внутреннего рынка, по заниженным ценам. Но по факту продукция шла на экспорт, точнее контрабандой переправлялась в Россию, где успешно и реализовывалась после все той же переклейки.
В деле Хусаенова зафиксированы, по нашим данным, как минимум два конкретных таких действия, легшие в основу обвинения по валютным махинациям. По версии следствия, Хусаенов весной 2021 года через знакомых уговорил некого Талипова зарегистрировать в Острошицком городке в пригороде Минска (это как Высокая Гора для Казани — прим. ред.) компанию «ООО „Лактик Милк“». Для чего это нужно было, Талипов якобы не знал, указано в материалах дела. Да тот и не задавался такими вопросами, в компании он был лишь номинальным лицом: все электронные ключи доступа к расчетным счетам тот будто бы сразу передал аффилированным с Хусаеновым лицам, считает следствие.
Далее, уверены силовики, Хусаенов за отдельную плату дал указание Вакказову открыть на себя второе юрлицо, но уже в Казани — ООО «СырКомбинат». Летом 2021 года между «СырКомбинатом» и белорусским ООО «Лактик Милк» заключается внешнеторговый контракт, в рамках которого из Казани в Минск перечисляется 50 млн рублей якобы за поставку товаров в Татарстан. В подтверждение законности сделки с валютным нерезидентом в Сбербанк на улице Бутлерова несут накладные на груз (причем почему-то только на 39,3 млн рублей, еще 5,1 млн рублей из переведенной суммы было возвращено потом в «СырКомбинате») — мол, посмотрите, перевод 50 млн за рубеж легален, вот документы. Однако, уверено следствие, и сам контракт с ООО «Лактик Милк», и накладные являлись фиктивными, поэтому валютная операция и признана незаконной. Если бы документы были в порядке, то вопросы к таким операциям вряд ли бы возникли.
В чем именно заключался факт подделки накладных, не до конца ясно, но в материалах дела сказано, что в тех якобы были недостоверные сведения о целях и назначении переводов о том, что, предположительно, на территорию РФ ввозились товары. Источники «БИЗНЕС Online» утверждают, что поставки все же велись, но не совсем тех изделий, что декларировались в документах. К слову, в 2019 году «Юником» уже попадался на ввозе не того, что указано в документах. Тогда попытались провезти из Беларуси 35 т нелегального сухого молока: в документах указан один поставщик, а на деле все оказалось от иного производителя, на продукцию которого Россией наложены санкции.
Помимо истории с ООО «Лактик Милк», по схожей схеме потом якобы провернули еще одну такую же операцию, также через «СырКомбинат» Вакказова, но уже с другой белорусской компанией, являющейся для РФ «нерезидентом». Сумма перевода, к которому у силовиков якобы возникли вопросы, составила всего 643 тыс. рублей. При этом к самой белорусской компании вопросов нет, все претензии у силовиков — только к Хусаенову и Вакказову, якобы предоставившим в подтверждение перевода за рубеж фиктивные акты-сдачи. Итоговая сумма нелегально выведенных средств на счета нерезидентов составила, соответственно, 50,6 млн рублей. Все эти действия следователи и квалифицировали по п. «а», «б». ч. 3 ст. 193.1 УК РФ («Совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов»).
Вскрыли эти «схематозы», по нашим данным, оперативники татарстанской таможни. Впрочем, белорусы уже давно били тревогу вокруг — они теряли выручку от того, что их молочка по заниженным внутренним ценам уходила за рубеж. По словам наших источников, местный КГБ прекрасно знал о преступной схеме, даже объявил Хусаенова в международный розыск через МВД, но все никак не мог подступиться. Теперь главная интрига в том, выдадут ли владельца «Юникома» и племянника Вагиза Мингазова в Беларусь...
«БИЗНЕС Online» продолжит следить за развитием событий и по-прежнему готов предоставить слово представителям самого Хусаенова, если они захотят поделиться своей версией.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 105
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.