«Нас очень сильно обидел он. Не хочет с нами работать, как будто ему мешаем», — так описывает свои отношения с 34-летним художественным руководителем Олегом Киньзягуловым аксакал Набережночелнинского татарского драмтеатра им. Гилязова, заслуженный артист России 72-летний Инсаф Фахретдинов. Летом Киньзягулов предложил целой группе возрастных актеров с регалиями остаться в штате театра на полставки, поскольку теперь в основном они будут играть второстепенные роли или выходить в массовке — руководство культурного учреждения взяло курс на омоложение состава. Однако старая гвардия с этим подходом не согласилась. Подробности скандальной истории и мнения всех сторон конфликта — в материале «БИЗНЕС Online».
Аксакалы Набережночелнинской татдрамы написали письмо с жалобами на своего худрука. Связано это с подписанием новых трудовых договоров
«А мы и те, которые раньше работали, до его приезда, — все уже отстой!»
Новая «горячая точка» обнаружилась в привычно конфликтогенном театральном мире республики. Трио народных артистов РТ написало письмо (есть в распоряжении редакции) председателю союза театральных деятелей Татарстана Фариду Бикчантаеву с жалобами на худрука Набережночелнинского татарского драмтеатра им. Гилязова Олега Киньзягулова.
Инсаф Фахретдинов, Булат Саляхов и Гулуса Гайнетдинова, каждый из которых прослужил в Челнинской татдраме несколько десятков лет, по их словам, «оскорблены» поведением 34-летнего руководителя. Связано это с подписанием новых трудовых договоров с артистами.
«9 июня 2023 года наш художественный руководитель пригласил к себе в кабинет 6 артистов (но мы заявляем от собственного лица о наших частных случаях). С каждым общаясь по отдельности, всем нам предложил 0,5 ставки или увольнение, при этом не имея никаких для этого оснований, оказал психологическое воздействие, показал документы, которые мы не подписывали (или подписали в состоянии аффекта), — написано в письме к главе СТД РТ. — На вопросы о нашей востребованности отвечает, что „не может с нами работать“, исходя из чего, мы делаем вывод, что ему не хватает профессиональных навыков для работы с артистами разного профиля и возраста, так как мы, нижеподписавшиеся, полагаем, что наш уровень профессионализма уже подтвержден званиями и множеством наград, а главное, многолетним опытом».
Еще одна актриса театра, заслуженная артистка РТ Раушания Тагирова, супруга Фахретдинова, кстати, звезда фильма Ильдара Ягафарова «Исәнмесез?» («Живы ли вы?»), так описала в разговоре с «БИЗНЕС Online» реакцию мужа на общение с Киньзягуловым: «Он оттуда вышел серый. Неделю не разговаривал от слова „совсем“. Мы не знали, как его растормошить. Было ужасно страшно, что его может инсульт или инфаркт хватить».
Другая тройка артистов, с которыми у художественного руководителя состоялся аналогичный разговор, — это, по словам наших собеседников, заслуженные артистки РТ Нурия Салахова и Флюза Касаева, а также Эдуард Латыпов. Последний, который несколько выбивается из общего списка (артисту всего 31 год), с новыми условиями не согласился и уволился по собственному желанию.
Что касается документов, подписанных «в состоянии аффекта», то речь вот о чем. По словам авторов письма, ранее с согласия руководителя Саляхов, Фахретдинов и Гайнетдинова формально увольнялись из театра для индексации пенсии. А когда через три месяца вновь пришли устраиваться, то худрук «подсунул невнимательным старикам» срочный контракт на один год. «В середине августа у них заканчивается договор. Получается, если сейчас они не согласятся на полставки, то вообще безработными останутся», — рассуждает Тагирова.
72-летний Фахретдинов, еще и являющийся заслуженным артистом РФ, возмущен тем, что в его театре списывают со счетов возрастных артистов. «Нас очень сильно обидел он (Киньзягулов — прим. ред.). Не хочет с нами работать, как будто мы ему мешаем, — сказал он нашему корреспонденту. — Понимаем, у него свой курс — он молодой, с молодыми хочет работать, а в штат, видимо, взять не может. Поэтому он и начинает нас потихонечку выталкивать. Он сам привел несколько человек, с ними и работает. А мы и те, которые раньше работали, до его приезда, — все уже отстой! Мы не нужны там. Может, это он до нас не дорос? Он оставил нас на 0,5 ставки. А мы же не наполовину люди! Все спектакли, которые мы играли, он списал. Теперь берет нас только на маленькие роли или в массовку».
Трио обращалось с письмом и в минкульт РТ, который является учредителем Челнинской татдрамы. Ведомство в письме за подписью первого замминистра Юлии Адгамовой пообещало провести проверку и сообщить о результатах, но ответа артисты пока не получили.
Олег Киньзягулов: «Это естественный процесс в развитии театра, когда происходит преемственность от взрослого к молодому»
«Здесь выигрывают все»
Сам Киньзягулов также подробно разъяснил свою позицию в разговоре с «БИЗНЕС Online», подчеркнув, что действует строго в рамках законодательства.
«Все это производственная необходимость для развития и повышения эффективности театра, — считает худрук Челнинской татдрамы. — Если взять, допустим, любую татарскую пьесу, к сожалению, там бо́льшая часть молодых персонажей. Например, „Галиябану“ Мирхайдара Файзи, где очень много молодых людей. Или вот в этом году у нас ближайшие две премьеры также с татарской классикой — Туфан Миннуллин „Четыре жениха Диляфруз“ и „Белый колпак“ Мирхайдара Файзи. Там опять же большое количество молодых. Это естественный процесс в развитии театра, когда происходит преемственность от взрослого к молодому».
Киньзягулов подчеркивает, что не предлагает возрастным актерам покинуть стены культурного учреждения. Старая гвардия будет участвовать в жизни театра и постановках. Просто чаще на второстепенных ролях и состоя в штате на полставки. «Здесь выигрывают все», — говорит наш собеседник. Молодой худрук в своем кадровом подходе видит лишь положительные моменты. По его мнению, за время его руководства репертуар театра расширился, стал разножанровым, в планах у него и зарубежная литература на татарской сцене.
Авторы письма упирают на тот факт, что за три года в Челнинской татдраме не было каких-то очевидных громких побед
«Я не думаю, что Олег представляет театр без Инсафа, без Булата»
Напомним, что Киньзягулов стал художественным руководителем Челнинской татдрамы в январе 2020 года. Он окончил Уфимскую государственную академию искусств, а в КГИК учился у Бикчантаева, поэтому его часто называют протеже главного режиссера театра им. Камала. Кроме того, в этот момент Челнинская татдрама еще и получила новое современное здание. В целом это назначение вписывалось в новую политику министерства культуры РТ на омолаживание руководящих кадров. Правда, у Киньзягулова опыта и заметных постановок было гораздо меньше, чем у Ильгиза Зайниева, ставшего худруком театра кукол «Экият», или Туфана Имамутдинова, занявшего пост главного режиссера театра им. Тинчурина.
Кстати, авторы того самого письма упирают еще на факт, что за три года в театре не было каких-то очевидных громких побед: «На наш взгляд, данная должность [художественного руководителя] предполагает обладание такими качествами, как мудрость, высокий уровень профессионализма, большой опыт в сфере культуры, наличие уровня высокой морали и этики. К сожалению, данные качества за Киньзягуловым О.М. на протяжении трехлетнего периода работы не были замечены, а то доверие, которое было ему оказано авансом, увы, давно утеряно».
Действительно, пожалуй, единственный раз, когда к театру было приковано серьезное внимание общественности, — это постановка спектакля по роману Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев» от самого худрука. Кроме того, два года подряд безуспешно на премию им. Тукая выдвигались авторы старой постановки «Папоротника горькие плоды» еще прежнего главрежа театра Фаиля Ибрагимова.
Ирада Аюпова: «Мы сейчас рассматриваем эту ситуацию. Там ситуация по возрасту людей и занятости. Есть нагрузка, физическая сопоставимость рабочего времени на одну ставку. Мы сейчас проводим анализ, насколько занятость того или иного артиста соответствует объему ставки»
«Мы сейчас рассматриваем эту ситуацию. Там ситуация по возрасту людей и занятости, — сказала „БИЗНЕС Online“ министр культуры РТ Ирада Аюпова. — Есть нагрузка, физическая сопоставимость рабочего времени на одну ставку. Мы сейчас проводим анализ, насколько занятость того или иного артиста соответствует объему ставки».
Прокомментировал нам ситуацию и глава СТД РТ, которому писали недовольные актеры, он считает, что здесь немаловажную роль играет и финансовый вопрос. «Во-первых, спрашивать надо у самого Олега. Во-вторых, мы с Олегом разговаривали, это вынужденная мера, потому что Набережночелнинский театр не получает, допустим, дополнительных грантов, они не входят в программу „Единой России“ для театров малых городов, у них нет какого-то такого дополнительного финансирования, — сказал нашему корреспонденту Бикчантаев. — Поэтому все в основном идет на зарплату, в том числе внебюджетные средства. Так что это связано в первую очередь с какими-то финансово-экономическими проблемами, которые пытается решать художественный руководитель. Но речи об увольнении никаком не идет, я не думаю, что Олег представляет театр без Инсафа [Фахретдинова], без Булата [Саляхова], без этого поколения. Поэтому, я думаю, это какая-то временная вынужденная мера. А то, что актеры пишут жалобы в минкульт, — это для театров обычная история».
Одновременно источники газеты, знакомые с ситуацией, уверены, что ухода Киньзягулова из театра ждать не стоит. В минкульте поддерживают молодых руководителей театра, считая их назначение в том числе способом сохранить творческие кадры в республике.
Нияз Игламов: «В театре имени Камала, где я долгие годы работал, тоже полно «стариков», но никто никого не увольняет, никого не переводит на 0,5 ставки и находит возможности для приглашения молодых актеров»
«Это удар по институту художественного руководства»
А вот известный театровед, советник министра Аюповой и глава общественного совета при минкульте РТ Нияз Игламов не согласен с подходом своего давнего знакомого Киньзягулова: «В театре имени Камала, где я долгие годы работал, тоже полно „стариков“, но никто никого не увольняет, никого не переводит на 0,5 ставки и находит возможности для приглашения молодых актеров». По мнению эксперта газеты, в руках Киньзягулова настоящие профессионалы, в том числе он вспоминает, что Фахретдинов недавно сыграл главную роль в фильме Ягафарова. «Нельзя сказать, что актер Фахретдинов недееспособен или чего-то не может. Тем более что таких профессиональных актеров в республике не так уж и много. Мне кажется, что со стороны Олега это может быть ошибкой», — предостерег Игламов.
При этом он обратил внимание на еще один важный аспект проблемы. Этот конфликт опасен для только еще формирующегося в Татарстане института худруков, когда главный человек в театре не директор, а творческий руководитель (такой же статус имеет Зайниев в театре «Экият»). «Это такой удар по институту художественного руководства. Олег как художник еще ничего не сделал, чтобы позволить себе вот такого рода ходы. Пусть Олег получит кучу наград, тогда все скажут: „Это великий режиссер, новая эпоха челнинского театра“. Тогда он, наверное, будет иметь какое-то право (и то я не уверен) вести себя подобным образом», — поделился Игламов.
Равиль Сабыр: «Театр — дело молодых, но это не значит, что к артистам в возрасте нельзя проявлять уважение. В этой ситуации можно было что-то придумать»
Писатель и драматург Равиль Сабыр, чьи пьесы идут на сцене татарского драмтеатра Челнов, ситуацию близко не знает, но не удивился такому раскладу. «Олега, насколько я понимаю, с такой задачей и направляли в Набережные Челны из министерства культуры РТ, что нужно несколько переформатировать театр в новом здании, на новой сцене, с новыми возможностями, другого формата спектакли ставить. Вроде как он старается, ищет возможности», — говорит наш эксперт. Впрочем, подходы молодого худрука к этой цели Сабиров также не разделяет. «Театр — дело молодых, но это не значит, что к артистам в возрасте нельзя проявлять уважение. В этой ситуации можно было что-то придумать», — резюмирует Сабыр.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.