Рабочий визит премьер-министра РФ Михаила Мишустина в Татарстан был связан с Казанским авиазаводом, а конкретно — со строительством Ту-214. Предполагалось, что последуют важные заявления по соответствующей теме, но широкая авиастроительная общественность вряд ли ожидала, что они будут настолько судьбоносными для предприятия. Теперь главное не оплошать самим. За визитом премьер-министра наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Рабочий визит премьер-министра РФ Михаила Мишустина в Татарстан был связан с Казанским авиазаводом, а конкретно — со строительством Ту-214
Есть уверенность в заказе на полторы сотни самолетов
Борт премьер-министра РФ Михаила Мишустина приземлился на аэродроме Борисоглебское в районе полудня. Первым делом гость посетил парк Победы, где возложил цветы к Вечному огню: 22 июня — День памяти и скорби. А дальше все время премьера было отдано Казанскому авиазаводу — филиалу ПАО «Туполев» (КАЗ).
Мишустина провели по цехам, показали находящийся в высокой степени готовности Ту-214 для специального заказчика, очередной строящийся Ту-160М2, было и общение с рабочими и инженерами. Во всех вопросах премьеру подспудно сквозил один главный: когда государство начнет помогать предприятию? «Есть решение — о нем чуть позже, на совещании: его поддержал наш президент, и оно позволит обеспечить вас ресурсами, чтобы производить 20 изделий в год», — заинтриговал глава правительства.
На совещании основной доклад делал управляющий директор «Туполева» Вадим Королев. Прежде всего он привел некоторые данные о технических характеристиках Ту-214 и спросе. Они интересны в том числе с точки зрения уменьшения информационного хаоса, который наблюдается при обсуждении этого вопроса в сети.
Ту-214 на 87% (правда, непонятно, в каких единицах измеряются эти 87%) состоит из отечественных комплектующих. Полное импортозамещение проведут до конца 2024 года. Максимальное число пассажиров — 207
Ту-214 на 87% (правда, непонятно, в каких единицах измеряются эти 87%) состоит из отечественных комплектующих. Полное импортозамещение проведут до конца 2024 года. Максимальное число пассажиров — 207. Имеется в виду одноклассный салон, расстояние между креслами не названо. В зависимости от вариантов компоновки дальность может достигать 9 тыс. километров. Для сравнения: два Ту-214 для «ЮВТ Аэро» делают в двухклассной компоновке с 178 креслами, еще два — с 182, и там и там — по 16 кресел в бизнес-классе; дальность — 6,5 тыс. километров.
Подтвержденная на сегодня потребность — порядка 150 единиц, из них на 20 есть твердый контракт, на 67 — соглашения о намерениях, на 61 — заявка от потенциальных заказчиков.
Подтвержденная на сегодня потребность — порядка 150 единиц, из них на 20 есть твердый контракт, на 67 — соглашения о намерениях, на 61 — заявка от потенциальных заказчиков
10 «тушек» только начало
Сегодня по Ту-214 завод работает в рамках комплексной программы развития авиатранспортной отрасли, продолжил Королев. Она предписывает изготовить до 2030 года 70 лайнеров с выходом в 2025-м на темп 10 самолетов в год. Для этого заводу уже выделено 12 млрд рублей: 4,3 млрд — из федерального бюджета (получены полностью), 7,7 млрд — заемные средства «Ростеха» (получено 1,2 млрд, остальное — до конца года). На эти деньги модернизируется существующее и закупается новое технологическое оборудование, оцифровывается конструкторская документация, ведется импортозамещение.
Но темп в 10 самолетов в год только частично покрывает спрос эксплуатантов. Задача — в 2027 году выйти на производство 20 машин, заявил Королев. Это вторая очередь проекта по серийному выпуску Ту-214. На нее понадобится 83,6 млрд рублей.
Королев перечислил основные статьи трат. 13 млрд — это приобретение механообрабатывающего оборудования, клепальных автоматов, прессов и т. д. 4 млрд — на изготовление автоматизированных технологических линий в цехах агрегатной и окончательной сборки, дооснащение механообрабатывающего и заготовительного-штамповочного производств. 22,7 млрд — на строительство и реконструкцию 100 тыс. кв. м площадей для размещения центра механообработки, линий агрегатной и окончательной сборки, складского хозяйства и гальванического производства. На цифровизацию процессов — 4,5 млрд, 10 млрд — на создание системы послепродажной поддержки эксплуатации, в том числе на создание тренажеров для подготовки летного состава и на оснащение заводского технического центра послепродажного обслуживания. Кстати, Росавиация уже утвердила комплект программ подготовки специалистов авиационного персонала на Ту-214. 25,4 млрд надо для расширения производственных мощностей предприятий кооперации, в том числе входящих в КРЭТ, «Технодинамику» и ОДК. Также Королев отметил, что потребуется набрать 2 тыс. основных производственных рабочих. Как рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель директора КАЗа Борис Найшулер, для выпуска 10 самолетов в год комплектаторы готовы на 99%, а вот для 20 сегодня нынешних мощностей им не хватит.
На сегодня мероприятия второй очереди финансированием не обеспечены, констатировал глава «Туполева», потребуется внесение изменений в нормативно-правовые акты, определяющие объемы поставок и финансирования проекта производства Ту-214 в комплексной программе развития авиатранспортной отрасли.
Задача — в 2027 году выйти на производство 20 машин. Это вторая очередь проекта по серийному выпуску Ту-214. На нее понадобится 83,6 млрд рублей
«В круглосуточном режиме»
— Если мы решим все финансовое обеспечение, о котором вы сказали, вы гарантируете?.. — оглядел участников совещания Мишустин.
— Да, — ответил Королев, остальные кивнули.
— Отлично, договорились, — резюмировал премьер и предложил высказываться.
Президент РТ, председатель совета директоров «Туполева» Рустам Минниханов предположил, что если решить финансовые вопросы и детально проработать закупки и строительство помещений, есть шанс выйти на 20 бортов даже раньше 2027 года.
Генеральный директор «Аэрофлота» Сергей Александровский еще раз напомнил о необходимости сделать у Ту-214 двухчленный экипаж. «Для коммерческих эксплуатантов это критически важно», — заверил он и напомнил, что вообще должна быть программа постоянного совершенствования самолета. Другой важный вопрос — гарантийный срок: национальный авиаперевозчик привык, что это 48 месяцев, а у Ту-214 — всего 18 месяцев. Отметим, что генеральный директор ЮВТ Петр Трубаев рассказал «БИЗНЕС Online», что заявленная гарантия — два года. Также Александровский настоятельно рекомендовал подумать о производстве тренажеров Ту-214 — сейчас есть только один, и при наращивании производства лайнера неминуемы проблемы. Отметим, что на днях авиационные телеграм-каналы сообщили, будто «Аэрофлот» бросил клич среди своих пилотов: кто хочет переучиться на Ту-214?
— Давайте подведем итоги, — предложил Мишустин. — Проект серийного производства Ту-214 очень важен. С 2025-го предстоит производить 10 самолетов в год, но спрос на такую технику гораздо выше, рассчитываю, что Казанский авиазавод справится с бо́льшим объемом.
А дальше премьер выдал главную новость дня: «По согласованию с президентом хочу сообщить вам о решении, которое было принято накануне, — о выделении на этот проект 41,8 миллиарда рублей из фонда национального благосостояния». Остальные потребные средства (а это примерно 42 млрд рублей) будут выделены через «Ростех» в виде облигационных займов под 1,5% годовых — для финансирования проекта.
«Ждем от вас 20 лайнеров ежегодно, — резюмировал премьер. — Уверен, вы справитесь». Кстати, как вспоминают ветераны КАЗа, 20 гражданских самолетов в год завод не делал никогда: в пиковую загрузку он выпускал в год примерно 30 Ту-22М, 3–4 Ту-160 и 10–12 Ил-62… С гражданским авиастроением КАЗ давно не ассоциируется, и явно подразумевалось, что в Казани серии лайнеров в обозримом будущем не будет — только строительство, ремонт и модернизация дальних и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев. Заявления руководства РТ о намерении выпускать 20 Ту-214 в год воспринимались как фантастика…
На этом открытая для прессы часть заседания завершилась. О том, когда из цеха выкатят первый Ту-214, видимо, говорили без посторонних.
«Казанский авиазавод внес большой вклад в Победу, работал в круглосуточном режиме, изготавливал тысячи самолетов», — сказал в начале выступления Мишустин. И, похоже, умение КАЗа трудиться он вспомнил не только потому, что вчера был День памяти и скорби.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.