Развивать общественный транспорт и вести жесткий учет парковочного пространства призывал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин на коллегии миндортранса РТ по итогам 2022 года. За прошлый год дорожники поставили в республике рекорд — освоено 193 млрд рублей, а в следующие пять лет на дороги выделят еще 224 млрд рублей. Но эффект от стройки развязок и дорог недолговечный, признавал президент РТ Рустам Минниханов. При этом общественный транспорт в кризисе. Перевозчики в кулуарах говорили о том, что министерства транспорта в Татарстане нет, есть министерство дорог. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Ежегодный съезд работников отрасли проходил в «Казань Экспо» с участием Рустама Минниханова и федеральных гостей, среди которых вице-премьер РФ Марат Хуснуллин
Пульс выставки: бетонные дороги, бескондукторный транспорт, опыт Беларуси и скептицизм перевозчиков
Сегодня власти Татарстана подвели итоги работы дорожно-транспортной отрасли республики в 2022 году. Ежегодный съезд работников отрасли проходил в «Казань Экспо» с участием президента республики Рустама Минниханова и федеральных гостей, среди которых вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Последний утром осмотрел в РТ строительство трассы М12 и нового моста через Волгу. Трассу, напомним, планируют открыть к концу года.
В холле прошла и скромная по меркам выставочной площадки выставка. Обошлись даже без специализированной дорожной техники на улице, так что о достижениях дорожной науки рапортовали лишь стенды. В частности, крупнопористый бетон для нескоростных автодорог показала производственная компания «Татцемент», резидент ОЭЗ «Алабуга». Отличие от стандартного дорожного «пирога» в том, что вместо щебенки здесь бетон. «Себестоимость меньше, долговечность до 15 лет», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» технический директор Динар Ахметов. Компания на фоне ухода импортных брендов открыла производство сухих строительных смесей: в ассортименте 8 видов, до конца года появятся еще четыре.
Уходить от кондукторов в транспорте и делать выплаты субсидий прозрачнее призывала на выставке казанская компания «Спектр безопасности», системы которой позволяют учитывать число перевезенных пассажиров и оценивать загрузку. По словам замдиректора по продажам Сергея Андреева, на начальном этапе число безбилетников достигает 30%. Но опыт работы в Перми, Новосибирске, Ульяновске, Тольятти, Волгограде показывает сокращение этого показателя в дальнейшем. В Татарстане безбилетную систему данной компании уже обкатали в автобусах казанского ПАТП-2. Недосбор выручки ежедневно с одного борта составлял от 4 тыс. до 7 тыс. рублей. По оценкам компании, даже в случае недосбора перевозчику выгодна бескондукторная схема благодаря сокращению затрат на фонд оплаты труда кондукторов, которых еще и не хватает на рынке.
Бетонные дороги на выставке продвигал холдинг «Белавтодор», который уже работает в республике на строительстве платной автодороги Шали – Бавлы. У Беларуси богатый опыт стройки бетонных дорог — в 2014 году там приняли отдельную национальную программу. В Беларуси желающим строить из асфальтобетона надо объяснять, собирать комиссию, чтобы объяснить отказ от бетона. «Строятся как по республиканской сети, так и по местной», — рассказал изданию научный консультант холдинга «Белавтодор» Виктор Шумчик.
Скептиками в кулуарах коллегии выступили татарстанские перевозчики. «В Татарстане нет министерства транспорта. Только министерство строительства дорог», — обронил представитель отрасли в разговоре с изданием.
Ситуация с общественным транспортом усугубляется из года в год. Вот и в преддверии коллегии в Татарстане заморозили 207 млн рублей на 215 сельских маршрутов, из которых три — в Пестречинском районе РТ. Ситуацией в Пестрецах заинтересовался следственный комитет России. Провести проверку и установить обстоятельства глава СКР Александр Бастрыкин поручил руководителю татарстанского следкома Валерию Липскому. Минниханов на коллегии выразил недоумение: даже выделенные деньги полностью не истрачены. «Вы же сами просили!» — обратится президент к главам относительно сельских маршрутов.
Марат Хуснуллин (второй справа) советовал брать новый транспорт в лизинг сроком на 7 лет под 6,8% годовых
Парк техники изношен, пути и сети тоже. Хуснуллин советует лизинг и кредиты ВЭБа
Большую часть коллегии миндортранса посвятили на сей раз развитию общественного транспорта. О «весело освоенных» королями госзаказа на стройке дорог 193 млрд рублей говорили вскользь. Впрочем, миллиардных вложений транспортникам с трибуны никто обещать не стал, отделавшись вербальными интервенциями. Тем временем износ автобусов в пять и более лет составляет 70%. Путевое хозяйство городского электрического транспорта РТ требует ремонта — из 353 км изношен 189 километров. Изношены сети — из 538,3 км непригодно 311 километров. Городам надо строить и 26,4 км новых путей. А это как раз миллиарды…
Брать новый транспорт в лизинг советовал Хуснуллин. На днях кабмин запустил льготную программу, на которую уйдет 44 млрд рублей из фонда национального благосостояния (ФНБ), отметил вице-премьер РФ. Машины передадут в лизинг региональным транспортным компаниям сроком на 7 лет под 6,8% годовых. Параллельно Татарстану стоит включиться в программу обновления городского электротранспорта от ВЭБ.РФ, сказал вице-премьер, а позднее добавил, что условия там не столь привлекательные.
Износ автобусов в пять и более лет составляет 70%
Решатся ли перевозчики? Глава миндортранса РТ позже заверил — на федеральные льготы обязательно заявимся. «Сколько бы мы ни старались, сколько бы ни строили развязок, дорог, если мы общественный транспорт не сделаем четкий [угрозу коллапса не снимем]», — подчеркнул в докладе и Минниханов.
Общественный транспорт в Татарстане хронически недофинансирован. Не так давно мэр Казани Ильсур Метшин оценивал ситуацию как «системный сбой». Проблему надо решать не точечно, субсидиями, а в рамках программного подхода — так, как это делают в Татарстане в части дорожного строительства, полагал градоначальник. Но, похоже, пока денег все же нет.
«Задача — создать качественную, сбалансированную, устойчивую и экономически эффективную систему, — пояснил Минниханов. — Необходимо снижать затраты на перевозки путем рационального планирования маршрутной сети и использования парка подвижного состава».
Не хватает в республике и транспорта для перевозки туристов. Минниханов поручил миндортрансу и минфину внести предложения по обновлению и расширению парка туристических автобусов. «Мы один раз уже эту историю проходили, но, видать, автобусы износились», — сказал президент РТ.
Трансформируется и рынок такси. Втрое снизилось число выданных разрешений на таксомоторные перевозки. А число такси, по данным миндортранса, уменьшилось на 28% до 3 892 автомобилей. Что с этим делать и какими будут последствия, министр не уточнил. Зато обозначил, что в рамках СВО отрасль перевезла более 10 тыс. военнослужащих и мобилизованных и 4 тыс. т грузов.
Фарит Ханифов доложил, что объем регулярных пассажирских перевозок немного сократился. Но «есть все предпосылки», что в этом году ситуация изменится
Провал международных авиаперевозок, ни слова о Волжско-Камской судоходной компании и планы купить в 2023 году три судна, которые даже не заложили
И еще про общественный транспорт. РЖД в прошлом году инвестировали в железнодорожную инфраструктуру более 4 млрд рублей, открыли новые пригородные маршруты и транспортно-пересадочный узел «Компрессорный». Планы на год нынешний — построить четыре новые платформы и получить проектно-сметную документацию на первый этап кольцевой железной дороги в Казани и реконструкцию вокзала в Зеленодольске. Пока не решен вопрос с железнодорожной веткой в ОЭЗ «Алабуга».
Пассажиропоток по воздуху составил более 4,5 млн человек и вырос на 2% за счет внутренних рейсов. Объем международных перевозок в аэропорту «Казань» снизился на 28,1%, в Бегишево — сразу на 60%. В этом году планируется начать проектирование нового пассажирского терминала и ангара техобслуживания для воздушной гавани в Казани. На днях стало известно, что «Аэрофлот» рассматривает столицу РТ в качестве новой региональной базы, но вопрос пока не решен. Ранее S7 Airlines собиралась разместить в городе свой лоукостер, но проект заморозили. Для Бегишево в планах получить документы на реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Казанский аэропорт должен стать транспортным узлом, который свяжет ПФО с Ближним Востоком, СНГ и Европой, позже уточнит Минниханов
Что касается водного транспорта, объем регулярных пассажирских перевозок немного сократился. Но «есть все предпосылки», что в этом году ситуация изменится, подчеркнул Фарит Ханифов. Миндортранс РТ планирует уже к следующей навигации запустить два новых «Метеора-2020» и пассажирское судно А-217 производства Зеленодольского завода им. Горького. Как выяснил «БИЗНЕС Online» на полях съезда, контракты на строительство этих судов не подписаны, на стапелях завода им. Горького пока два «Метеора-2020» и оба для Ханты-Мансийского автономного округа. Кроме того, в планах Татарстана на 2023 год отремонтировать пять старых судов, а также привести в порядок три дебаркадера.
Ничего не сказали на коллегии о проекте Волжско-Камской судоходной компании, который летом лоббировал минтранс. Видимо, там пока без перемен.
Роман Новиков рассказал, что вводить многофункциональные зоны будут вместе с запуском дорог
Росавтодор опутает новые федеральные дороги в РТ точками сервиса
До 2024 года в Татарстане будут выполнены проекты, которые реализует «Волго-Вятскуправтодор» — заказчик «Росавтодора». Это строительство обхода Нижнекамска и Набережных Челнов со строительством моста через Каму, установка 22 надземных пешеходных переходов на участке М7 от Казани до Челнов, а также расширение до четырех полос участка трассы от Челнов до границы с Башкортостаном. Параллельно со строительством «Росавтодор» сделает объекты сервиса — заправок, отелей, кафе. Вводить многофункциональные зоны хотят вместе с запуском дорог, поделился глава федерального агентства Роман Новиков.
В 2022-м компания «Росавтодор» превысила по объему отремонтированных и построенных дорог 1 трлн рублей — «это абсолютный максимум», похвалился достижением, которое в конце прошлого года подмечал президент страны Владимир Путин. Непосредственно на выполнение работ, по словам спикера, потратили 800 млрд рублей, из них 390 млрд направили на дороги регионального значения. Оставшиеся 200 млрд пришлось потратить на «специальные меры», т. е. на удорожание работ. Средства удалось максимально эффективно расходовать, подчеркнул Новиков, например, в нормативное состояние привели 50,5% региональных дорог.
Одним из главных итогов деятельности дорожников Новиков назвал степень удовлетворенности граждан. Он напомнил, что этот показатель в прошлом году включили в паспорт нацпроекта. А также привел в пример данные опроса ВЦИОМ: 52% респондентов удовлетворены результатами нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Татарстан превысил общероссийский показатель с результатом в 61%.
Татарстан с опережением на два года выполнил план по ремонту региональных дорог. В ближайшую пятилетку на дороги в республике Москва даст еще 224 млрд рублей
Москва даст республике еще 224 млрд рублей на дороги, а дорожники РТ дадут мастер-класс по «системному подходу»
Выступление вице-премьера Хуснуллина стало усладой для ушей татарстанских чиновников и дорожных строителей. Несмотря на санкции и подорожание материалов, дорожная стройка в стране растет третий год подряд, а республика впереди планеты всей. В прошлом году Татарстан занял первое место в стране по объему введенных дорог, если не брать Москву. Спасибо «системной работе», которую вице-премьер отметил отдельно. И попросил Татарстан провести специальный семинар для других регионов, научить «системному подходу».
Татарстан с опережением на два года выполнил план по ремонту региональных дорог. В ближайшую пятилетку на дороги в республике Москва даст еще 224 млрд рублей. Как выяснилось, незадолго до начала коллегии прошло отдельное совещание (по словам Ханифова, «судьбоносное») по опорной сети Татарстана. Обсуждали, как построить 520 км новых дорог с учетом «изменяющейся ситуации в стране и в мире». К концу года должна быть достроена трасса М12 Москва – Казань. Пересечь Татарстан по М12 можно будет за полтора часа, а по М7 это занимает вдвое больше времени. До конца следующего года должен открыться участок Казань – Екатеринбург.
Нашелся еще один повод похвалить Татарстан — активное использование инфраструктурных кредитов. В прошлом году за счет такого займа на 1,2 млрд рублей реконструировали улицу Осиновскую в Казани. Новый кредит на 4,5 млрд рублей пойдет на строительство дороги от улицы Несмелова до ЖК «Серебряный бор». Речь идет о дублере Горьковского шоссе, первая очередь которого уже построена. Также Москва поможет со строительством Вознесенского тракта, пообещал Хуснуллин. Отметил, что республика выполняет показатели по снижению смертности на дорогах.
«Большую работу делаете, молодцы, спасибо. Следующая задача — не потерять набранные темпы!» — заключил Хуснуллин. Ханифов позже рассказал, что по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» в этом году планируется отремонтировать 180 км дорог, построить 9 мостов и отремонтировать 17. Общий объем дорожных работ – 2023 в Татарстане — 59,4 млрд рублей, из которых 43,3 млрд — деньги республики. Если в строительстве и ЖКХ численность сотрудников за год немного, но снизилась, то в транспорте наоборот — плюс 10 тыс. человек. Всего в отрасли заняты 77,4 тыс. человек, рассказал Ханифов. Видимо, тут помогла стройка М12, которая стягивает на себя человеческие ресурсы.
Миндортранс РТ должен обеспечить, чтобы дорожное строительство шло синхронно с вводом жилья, промышленной и деловой застройкой, отметил в своем докладе Минниханов. Смотреть нужно на запрос не отдельного населенного пункта, а агломерации. Очень внимательно необходимо подходить к маршруту новых дорог и материалам — от этого зависит стоимость. Конечно же, надо допускать до работ только тех подрядчиков, которые делают качественно, наставлял президент РТ.
Рамиль Муллин поблагодарил Хуснуллина за трассу М7 «Волга». Он отметил, что мост через Каму позволит Нижнекамску «из ряда тупикового перейти в транзитный и даст мощный импульс развитию территории»
Хуснуллин — Муллину: «В части парковок я с вами кардинально не согласен! Мы не настолько богатая страна»
От лица муниципалитетов на коллегии выступил глава Нижнекамского района Рамиль Муллин. За 2022 год в районе провели капремонт 23 км дорог, реконструкцию 14 км тротуаров, 14 км велодорожек, обустроили более 2,5 тыс. объектов дорожной инфраструктуры. Проделанная работа позволила снизить в районе количество ДТП на 33% по сравнению с 2021-м.
Муллин также поблагодарил Хуснуллина за трассу М7 «Волга». Он отметил, что мост через Каму позволит Нижнекамску «из ряда тупикового перейти в транзитный и даст мощный импульс развитию территории». Однако, перевел спикер обращение к Минниханову, остается вопрос по соединению центральной магистрали города и дороги от промышленного узла со строящейся трассой. Кроме того, по его словам, дороги в промышленной зоне спроектированы еще в начале строительства градообразующих предприятий, из-за роста производств и увеличения нагрузки они уже не справляются с потоком транспорта и требуют реконструкции.
Не обошел Муллин вниманием и больную для многих районов тему общественного транспорта. Всего в районе зарегистрировано порядка 120 тыс. машин — автомобиль есть практически у каждого второго жителя. Альтернативой могло бы стать развитие общественного транспорта, однако до 2021 года из-за большого износа подвижного состава и недостаточного финансирования там наблюдалось снижение пассажиропотока. При этом, напомнил Муллин, в 2021 году Нижнекамск приобрел 50 автобусов «ПАЗ Вектор Next», благодаря чему пассажиропоток с 800 тыс. увеличился до 5 миллионов.
После окончания доклада Муллина остановил Хуснуллин и поинтересовался, какой в Нижнекамске утвержден норматив обеспеченности парковками. Глава района пояснил, что норматив ранее не был утвержден, поэтому сейчас идет анализ территории. Но при строительстве нового жилья норматив составляет 0,8 машино-места на квартиру. «Это, конечно, мало, — признался он. — Но на новых площадках, где мы строим дома, просим, чтобы было 1,2 и 1,4. Это многоуровневый паркинг или уже плоскостные площадки…» Тут Хуснуллин заявил, что кардинально не согласен с этим, мол, при таком уровне автомобилизации строительством парковок нельзя догнать обеспеченность местами.
«Вы пересмотрите этот вопрос. Где можно и есть возможность, надо строить парковки, а где не можно — не надо», — подчеркнул вице-премьер. Россия, по его словам, «не настолько богатая страна, чтобы на одну квартиру иметь как минимум одно парковочное место», в мире так никто не делает, тем более в многоквартирных домах. Тут Хуснуллин попросил Минниханова дать поручения минстрою и миндортрансу, чтобы те проанализировали, «у кого какой норматив по парковочным местам». И напомнил, что «с боем» передал в регионы право формирования норматива, но «никто не разбежался этим правом пользоваться».
Чтобы город не стоял в пробках, по словам Хуснуллина, необходимо развивать общественный транспорт и вести жесткий учет парковочного пространства. «Каждое место, каждый квадратный метр каждого населенного пункта должен быть учтен, посчитан, оцифрован. Посмотреть, где нужно регулирование, платную парковку делать. Не ради того, чтобы деньги собирать, а чтобы регулировать движение легкового транспорта. <…> Без этого мы никогда проблему пробок не победим. Поверьте мне! Я 10 лет жизни отдал на борьбу с пробками в Москве, я хорошо эту тему изучил, весь мировой опыт изучил. Москва гигантские деньги вкладывает, и еле-еле удается удержать, чтобы город не встал в сплошную пробку», — резюмировал он.
Коллегия подходила к концу и по традиции завершилась награждением лучших работников отрасли.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 70
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.