Как стало известно «БИЗНЕС Online», уголовное дело в отношении директора многострадальной 175-й гимназии в этом году не дойдет до суда — прокуратура развернула его, отказавшись утверждать обвинительное заключение. Следствию теперь предстоит провести дополнительное расследование, чтобы доказать свою позицию: сотрудники СКР полагают, что Амина Валеева допустила халатность, которая привела к трагедии и гибели 9 человек. Ее адвокат уверен: преступления она не совершала. Параллельно вопросы, касающиеся дела директора, звучат на суде по «стрелку» Ильназу Галявиеву.
Уголовное дело по обвинению директора гимназии №175 Амины Валеевой в скором времени вернется в следственный комитет для проведения дополнительного расследования
Дело расследовали московские следователи, а «допнула» прокуратура РТ
Уголовное дело по обвинению директора гимназии №175 Амины Валеевой в скором времени вернется в следственный комитет для проведения дополнительного расследования. Такое решение приняли в прокуратуре Татарстана, куда дело поступило для изучения выводов, сделанных следствием, и утверждения обвинительного заключения. Об этом сегодня сообщили источники «БИЗНЕС Online».
Валееву обвиняют в халатности, которая привела к трагедии в гимназии 11 мая 2021 года. Максимальное наказание по ч. 3 ст. 293 УК РФ — до 7 лет лишения свободы. По версии следствия, она не обеспечила в школе должную охрану и по этой причине «стрелку» Ильназу Галявиеву удалось убить 9 человек. Вместе с ней по делу проходят еще два фигуранта — гендиректор компании «Ваша Безопасность» Сергей Иванов и инженер по монтажу систем охранно-пожарной сигнализации ООО «Союз пожарного мониторинга» Марат Зиганшин. Их обвиняют по ч. 3 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц»). По ней максимальная санкция — до 10 лет колонии. Следствие полагает, что по их вине в школе не работал громкоговоритель и отказал магнитный замок на входе в здание. Отметим, что разбиралась в этих обстоятельствах специальная группа следователей центрального аппарата из Москвы.
Источники издания, знакомые со следствием, рассказывают, что дело попало на стол к назначенному в этом году заместителю прокурора РТ Александру Чеховскому, который в надзорном ведомстве отвечает за преступления против детей. Он якобы нашел множество нарушений и постановил вернуть дело на дополнительное расследование. В обосновании описаны многочисленные, на взгляд прокуратуры, процессуальные нарушения. В прокуратуре Татарстана информацию не комментируют.
Адвокат Валеевой Руслан Нагиев сообщил «БИЗНЕС Online», что ему известно о решении прокуратуры вернуть дело следователям. Однако об основаниях, по которым было принято такое решение, защитник пока не знает
Адвокат Валеевой Руслан Нагиев подтвердил «БИЗНЕС Online», что ему известно о решении прокуратуры вернуть дело следователям. Однако об основаниях, по которым было принято такое решение, защитник пока не знает, поскольку официальных уведомлений пока не получал.
Нагиев также напомнил, что он направлял ходатайство на имя следователя о полном прекращении уголовного дела в отношении Валиевой, однако ответа на него по-прежнему нет. «Мы считаем, что она не совершала никакого преступления, — объяснил Нагиев. — Если государство не обеспечивало, не финансировало охрану [в школе], а некоторые родители отказываются финансировать охрану, — что, директор должна сама из своих личных средств это делать?» Защитник отметил, что эта ситуация вскрывает правовую коллизию: «Фактически у нас сейчас директора должны сами добывать деньги на охрану. Они меж двух огней: если не обеспечили, то это халатность, а если с родителей собирают деньги и родители жалуются, то это поборы».
Адвокат Зиганшина Эльвира Гумирова о возврате дела следователям узнала от корреспондента «БИЗНЕС Online». Адвокат Иванова Талия Чернова на вопрос корреспондента не ответила, сославшись на подписку о неразглашении.
Изначально в уголовном деле был единственный фигурант — Ильназ Галявиев, устроивший стрельбу в школе, от рук которого погибли 9 человек и пострадали более 20 школьников и учителей
Что рассказывали директор, учителя и ученики в суде
Сразу после трагедии следователи интересовались лишь Галявиевым, устроившим стрельбу в школе, от рук которого погибли не только 9 человек, но и пострадали более 20 школьников и учителей. В июле 2021 года возбудили дело в отношении Иванова и Зиганшина, а в августе — и в отношении Валеевой. Расследованием дела занималась следственная группа, возглавлял которую старший следователь по особо важным делам при председателе следственного комитета РФ генерал-майор Александр Лавров.
11 мая 2021 года около 9:30 в гимназию №175 вошел 19-летний бывший выпускник школы Галявиев. При себе у него было гладкоствольное ружье и рюкзак, заполненный патронами и самодельными взрывными устройствами. На входе он выстрелил в 62-летнего работника школы Мулланура Мустафина, а затем пошел дальше. Этой секунды хватило вахтеру Таскире Ахмадуллиной, чтобы несколько раз нажать тревожную кнопку, пока сама она пряталась под столом.
Тревожная кнопка донесла сигнал в полицию. Но еще быстрее среагировала директор гимназии Валеева. Она срочно объявила по громкой связи: «Немедленно все по кабинетам! Коллеги, в школе нападение. Закрыть кабинеты!» В интервью «БИЗНЕС Online» после трагедии Валеева вспоминала, что все ее замы в тот момент были в ее кабинете и начали судорожно вызывать все экстренные службы.
Несмотря на быструю реакцию, жертв избежать не удалось. Погибли 9 человек — 7 школьников и две учительницы: 26-летняя Эльвира Игнатьева и 55-летняя Венера Айзатова. Почти всем погибшим школьникам было 14 лет. Это ученики 8-го класса, в том самом незакрытом кабинете, где не услышали объявления директора. Еще 24 человека получили травмы и ранения.
Галявиев вышел из здания с поднятыми руками. К тому моменту школу уже окружили экстренные службы. Злоумышленника повалили на пол, надели наручники и увели в машину.
В этом году Галявиева начали судить: ему грозит пожизненное лишение свободы. В суд вызывают свидетелей и потерпевших — учителей, учеников школы, их родственников, — чтобы они снова вспомнили все обстоятельства того страшного дня. Всего в уголовном деле 667 потерпевших, еще 54 проходят как свидетели.
По делу Галявиева, которое сейчас рассматривает Верховный суд Татарстана, Валеева проходит свидетелем. 28 ноября ее допросили в суде. Она рассказала, что 11 мая отмечала день рождения, в школу приезжать не хотела, но рано утром планы изменились: «Почему-то внутри возникло желание поехать в школу, посмотреть». Директор подъехала к зданию гимназии к концу первого урока. Прошла в свой кабинет, где ее ждали заместители, чтобы поздравить.
Прошло всего несколько минут, как с улицы послышались странные хлопки. Их директор поначалу восприняла как звуки лопнувших покрышек. Хлопки начали повторяться, и в этот момент Валеева, еще до конца не понимая, что происходит, приняла, наверное, самое важное решение и предупредила учителей и учеников по системе оповещения: «Я сказала: „В школе вооруженное нападение, срочно собрать всех детей из коридоров, закрывайте двери, двери никому не открывать“. Потом я поняла, что в кабинетах могут отсутствовать ключи, во второй раз я сказала баррикадировать двери…»
Спустя время к школе подъехали спецслужбы: Валеева увидела их через окно. Вместе с силовиками она начала эвакуировать классы: «У меня было ощущение, что от школы будто бы вообще ничего не осталось. Разрушенные стены, лестничные пролеты, противопожарные двери были вогнуты внутрь, входная группа вдребезги». На первом этаже Валеева увидела раненого подсобного рабочего Мустафина и труп застреленной учительницы Айзатовой. Из школы начали выносить окровавленных детей.
По делу Галявиева, которое сейчас рассматривает Верховный суд Татарстана, Валеева проходит свидетелем. 28 ноября ее допросили в суде
На допросе прозвучал и самый важный вопрос, который задал адвокат подсудимого Руслан Нуриахметов, — работало ли оповещение в 8-м «А» классе, где погибли 7 детей? Валеева ответила однозначно: «Оповещатели работали везде. У нас все оповещатели дублируются в коридорах, в тот раз я говорила очень громко, но старалась, чтобы дети не испытали панику».
Вразрез этому идет допрос выжившей учительницы 8-го «А» Диляры Галиуллиной. Она рассказала, что система оповещения в ее классе не работала давно. Еще в 2020 году Галиуллина делала соответствующую запись в журнале неисправностей и выносила вопрос на обсуждение коллег. По ее словам, прибор даже приходили проверить два мастера, но починить его не смогли и сказали, что он «сгорел» или «перегорел».
«Вдруг послышался из коридора тревожный голос Амины Салимовны: „Та-та-та-та!“ Предложения длинные, но, что она говорила, непонятно», — вспоминала момент начала нападения преподаватель. Она подумала, что в школе началась эвакуация — вместе с учениками вышла в коридор. О том, что директор говорила закрыться на ключ, класс узнал от ученицы из соседнего кабинета.
По словам Галиуллиной, она завела детей в класс и пыталась закрыть дверь, но не успела — буквально за метр до двери, когда она уже держала ключ в руке, ей встретился Галявиев и начал расстрел.
Сколько времени займет у следкома дополнительное расследование, пока неизвестно. Одно лишь знакомство с материалами дела у Валеевой заняло более полугода.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 63
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.