Премиальный сегмент упал на 31% — продажи обвалились с 1101 автомобиля в первом квартале 2021 года до 757 единиц за первые три месяца текущего Премиальный сегмент упал на 31% — продажи обвалились с 1 101 автомобиля в I квартале 2021 года до 757 единиц за первые три месяца текущего Фото: © Sven Hoppe / dpa / www.globallookpress.com

Треть рынка «съели» санкции

По данным аналитического агентства «Автостат», татарстанский автомобильный рынок за три предыдущих месяца пережил один из худших периодов в своей истории. По итогам I квартала 2022 года продажи новых авто в республике рухнули на 32% — до 10 130 автомобилей. Обвальное падение коснулось обоих сегментов рынков — и массового, и премиального.

Сегодняшний обзор мы посвятим рынку люксовых авто. Премиальный сегмент упал на 31% — продажи обвалились с 1 101 автомобиля в I квартале 2021 года до 757 единиц за первые три месяца текущего. Самым провальным оказался март, в котором продажи в премиум-сегменте авторынка упали на 42%. Но интересными с точки зрения динамики выглядят и зимние месяцы. Так, в январе, когда начались распродажи новых авто прошлого года, падение составило 28%, а в феврале, в котором раньше начинались продажи авто текущего года выпуска, «просадка» составила 22%.

В первые дни спецоперации РФ на Украине все премиальные автомобильные бренды приостановили поставки на российский рынок. Кроме того, произошло нарушение логистических цепочек, в том числе в поставке автокомпонентов. Вслед за этим состоялся скачок цен, а большинство автосборочных предприятий в РФ временно остановило работу. Сразу после введения первых порций жестких антироссийских санкций и скачка курса валют наблюдался ажиотажный спрос на новые автомобили, но задранные дилерами до небес цены не позволили удовлетворить покупательскую активность. Примечательно, что сейчас цена на сайтах того или иного автомобильного бренда и реальная стоимость машин в автосалонах различаются порой в разы. В итоге дилеры сохранили некоторые товарные запасы, но продажи рухнули до уровня пятилетней давности.

Несмотря на острейший кризис, гаражи татарстанских толстосумов все-таки пополнялись люксовыми авто. Посмотрим, как за прошедший квартал изменилось число продаж самых популярных марок и конкретных моделей люксового сегмента.

Абсолютным лидером премиального сегмента по общему количеству проданных в РТ новых автомобилей остается продукция баварского автопроизводителя BMW. Абсолютным лидером премиального сегмента по общему количеству проданных в РТ новых автомобилей остается продукция баварского автопроизводителя BMW Фото: © onemorepicture / Thorsten Wagner / www.imago-images.de / www.globallookpress.com

BMW: были рекорды — стали антирекорды

Абсолютным лидером премиального сегмента по общему количеству проданных в РТ новых автомобилей остается продукция баварского автопроизводителя BMW. Однако по сравнению с аналогичным периодом прошлого года лидер нашего рейтинга ухудшил свой результат аж на 35% — с 355 до 230 регистраций новых авто, причем только 17%, или 39 машин, было 2022 года выпуска. Все остальное — прошлогодние остатки. Результат хуже марка показала только в I квартале 2017-го — 221 авто. Несмотря на столь значимое падение продаж, бело-синие по итогам I квартала продолжают обходить соотечественника и давнего конкурента — Mercedes-Benz, удерживавшего корону люксового сегмента в Татарстане долгие годы.

Начнем с моделей, которые и сохранили лидерскую позицию BMW. На 15 единиц до 46 регистраций снизился спрос на бестселлер марки — кроссовер Х5. При этом покупки кроссовера распределились неравномерно: 10 — в январе, 21 — в феврале, 15 — в марте, так что нельзя сказать, что в конце квартала ситуация была настолько аховой, что в салонах не осталось баварских внедорожников. По данным, размещенным на официальном сайте марки, BMW X5 xDrive40i в базовой комплектации должен был бы обходиться покупателю в 6,5 млн рублей, но по факту такой автомобиль невозможно купить дешевле 10 млн рублей, а модель X5 xDrive30d M Sport Max, стоимость которой в прошлом году составляла 6,63 млн рублей, сейчас якобы продается у официального дилера от 9,29 млн рублей (на самом деле машин в продаже нет), а по факту обойдется в 15,9 млн рублей. Таким образом, прирост цены составил около 140%!

BMW 5 Series, несмотря на второе место по популярности, потеряла больше всех как в абсолютном, так и в относительном показателях. Если в I квартале прошлого года автолюбители Татарстана раскошелились на 73 таких машины, то в 2022-м продано всего 30 — минус 43 авто, или 59%, 19 из которых приобрели юридические лица, скорее всего в лизинг. Положительное в этом только цена, выросшая на относительно скромные по нынешним временам 50% — с 4,25 млн до 6,38 млн рублей, а по факту дилеры реализуют авто в зависимости от комплектации и наличия ковриков в салоне по цене от 7,4 млн до 13,9 млн рублей.

Третье место по популярности разделили модели X3 и X7, каждую из которых купили по 27. Люксовые компактные кроссоверы в кузове Х3 (от 6,55 млн рублей — плюс 2 млн) обрели 27 покупателей — худший результат за последние пять лет: на 15 меньше, чем в 2021 году. Величественный спортивный X7 (от 11,55 млн в базе, а по факту — 13,8–20 млн рублей) — практически единственный, кто смог нарастить продажи: прирост составил 35%, или 7 автомобилей.

Слабым спросом пользуется четырехдверное кросс-купе BMW X6 (минус 59%). Хоть новая модель третьего поколения выглядит фирменно агрессивно и имеет яркую визитную карточку в виде подсвечиваемой решетки радиатора, квартальный урон составил 30 регистраций, снизившись до 21, а минимальная цена модели на рынке увеличилась с 7,1 млн до 10,35 млн рублей.

Спрос на уровне прошлого года остался у BMW Gran Turismo 6-й серии. Модель с официальной ценой от 7,35 млн, сочетающая в себе черты представительского седана, кроссовера и купе, убедила в своих преимуществах пятерых татарстанцев — столько же, сколько и в прошлом.

За счет низкой базы 2021-го 60-процентный рост продаж показала BMW 750Li с новым 8-цилиндровым бензиновым двигателем BMW TwinPower Turbo и интеллектуальной системой полного привода xDrive. 8 автомобилей бизнес-класса переехало из салонов в гаражи бизнесменов, т. к. все они были оформлены на юридические лица, которых не особо испугала цена на базовую комплектацию в 10,65 млн рублей, а с учетом различных «допов» и обвесов — 12,8–18,3 млн рублей.

В настоящее время немецкий бренд остановил поставки новых автомобилей и заморозил производство на заводе «Автотор» в Калининградской области. Изначально контракт был заключен минимум до 2028 года, но компания решила, что в текущей обстановке сборка авто в РФ невозможна. В BMW надеются, что это временно, и обещают продолжать обслуживать авто российских клиентов. Правда, как это сделать в условиях остановки поставок запчастей, не очень понятно.

Погоню за лидером в Татарстане возглавляет Mercedes-Benz. Но он, как и фаворит нашего рейтинга, снизил свои обороты на 31 процент Погоню за лидером в Татарстане возглавляет Mercedes-Benz. Но он, как и фаворит нашего рейтинга, снизил свои обороты на 31% Фото: © Павел Бедняков, РИА «Новости»

Mercedes: цены вверх — продажи вниз

Погоню за лидером в Татарстане возглавляет Mercedes-Benz. Впрочем, он, как и фаворит нашего рейтинга, снизил свои обороты на 31%. Продажи бренда в республике упали по итогам января – марта на 87 авто — с 280 до 193 единиц, причем только 25 машин было 2022 года выпуска. Для трехлучевых это не первый такой провал — еще в спокойном 2019-м за этот же период было реализовано всего 190 новых автомобилей данной марки. Несмотря на снижение показателей, Mercedes удержал 25-процентную долю бренда в люксовом сегменте на уровне прошлого года, в то время как доля BMW снизилась с 32,2 до 30,4%.

Фаворитом топ-чарта Mercedes с 51 регистрацией за квартал стала модель GLE-Class, сторонников помпезности которой стало меньше на 11 человек. GLE — самая популярная модель немецкого бренда. Это один из 9 SUV, предлагаемых компанией, GLE занимает место между GLC и GLS в паре с GLE Coupe. Но это общемировые показатели. У нас же ситуация диаметрально противоположная — GLE стоимостью от 10,5 млн рублей потеснил в Татарстане компактный и полноразмерный кроссоверы, вырвавшись на пьедестал почета.

На втором месте расположился полноразмерный кроссовер люкс-класса GLS. По факту он является третьим поколением GL, а сборку осуществляли не только в Алабаме (США), но и в деревне Есипово в Московской области (с начала марта российский завод остановлен). Что удивительно, за анализируемый период количество владельцев на фоне общего снижения увеличилось на 43,5% до 33 человек, что на 10 больше, чем год назад, правда, только 10 автомобилей были 2022 года выпуска. Но и здесь постарались бизнесмены — 27 машин (стоимостью от 13,8 млн до 22 млн) из 33 оформлено на юридические лица.

Следующим по популярности среди татарстанцев идет Mercedes GLС. Новое поколение размерами переросло GLK, однако визуально это не заметно, поскольку у модели обтекаемо-гладкий имидж. Несмотря на это, кроссовер из Штутгарта потерял часть своих поклонников — снижение продаж составило 47,6%, или минус 20 единиц, — с 42 до 22 автомобилей. Его младший брат GLC Coupe потерял еще больше — минус 56%. Если в прошлом году поклонники компактного роскошного кроссовера приобрели в автосалонах 48 машин, то в первые три месяца 2022-го — всего 21.

В сегменте представительских автомобилей хороший результат показала модель S-класса. Mercedes-Benz W223 построен на платформе MRA, которая использовалась в C-классе, а сам автомобиль изготовляется в версии Maybach. Продажи машины для людей, достигших высот, увеличились в 4 раза — с 4 до 16 штук, причем 11 из них были оформлены на коммерческие предприятия.

Австрийский уазик, или выпускаемый под маркой Mercedes полноразмерный внедорожник G-класса, пользуется стабильным спросом у наших земляков. В целом по республике разъехалось, как и в прошлом году, 11 новеньких «вездеходов» повышенной комфортности. Уточним, что за G 350 d теперь нужно отдать минимум 25,8 млн рублей, ранее базовая комплектация стоила 12,3 млн рублей (рост цены более чем на 100%), а если нравится бензиновое рычание, то и все 36,5 млн рублей вместо 20,7 миллиона.

Провалом года у Mercedes в Татарстане можно считать уровень продаж кроссовера GLA второго поколения. Как и предшественник, он базируется на шасси A-класса, но со сменой поколения GLA обрел более «внедорожные» пропорции и стал чуточку выше. Все эти изменения любители данной модели не смогли прочувствовать — продажи упали на 92%, с 26 до двух автомобилей, и это с учетом относительно скромного ценника — от 4,5 млн рублей.

Ещё один представитель «большой немецкой тройки», марка Audi, реализовала в Татарстане в первом квартале 80 автомобилей Еще один представитель большой немецкой тройки, Audi, реализовал в Татарстане в I квартале 80 автомобилей Фото: «БИЗНЕС Online»

Премьеры от Audi на дорогах Татарстана

Еще один представитель большой немецкой тройки, Audi, реализовал в Татарстане в I квартале 80 автомобилей. Наибольшего внимания покупателей удостоилась модель Q5, удвоившая свои результаты по сравнению с прошлым годом — 20 реализованных машин с ценой от 6,8 млн до 9,5 млн рублей.

Из аутсайдеров марки можно отметить модель Q7. Последнее время спрос на нее сокращается ежегодно. И если в прошлые годы снижение годовых регистраций укладывалось в 6–12 автомобилей, то лишь в I квартале текущего было растеряно пять позиций, итог — 13 регистраций. Причиной всему этому служит не только отсутствие моделей на рынке, но и «расточительность» второго флагмана, а также цена на него, начинающаяся от 12,5 млн рублей.

Пополнили парк экологических автомобилей и представители Audi. Так, по дорогам Татарстана колесят электрические дети «дизельгейта», оформленные все на юрлица: одна модель купе Audi e-tron и два электрических кроссовера Audi e-tron Sportback — премьера «четырех колец» на автосалоне в Лос-Анджелесе, купеобразная версия обычного e-tron. «Электрички» от немецкого концерна обойдутся покупателям в 8,5–12,3 млн рублей.

Сильно снизил свои продажи и бренд Lexus, пользующийся особой популярностью у автолюбительниц Татарстана Сильно снизил свои продажи и бренд Lexus, пользующийся особой популярностью у автолюбительниц Татарстана Фото: © ARIANA RUIZ / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Как японцы подвели татарстанских красавиц

Сильно снизил свои продажи и бренд Lexus, пользующийся особой популярностью у автолюбительниц Татарстана. Расположившись на четвертом месте нашего рейтинга, «женский» люксовый автомобиль просел в РТ на 119 регистраций, или на 72%. Итогом стало незначительное увеличение автопарка республики на 47 новых люксовых авто, производимых японской корпорацией Toyota. Это худшие показатели за последние 6 лет. На фоне того, что продажи японских машин по РФ снизились на 67%, можно только посочувствовать нашим землякам, которые, привыкнув к японской роскоши, не смогли удовлетворить свои «хотелки».

Самыми провальными стали продажи бестселлера марки — обновленного RX. Урвать оставшиеся в наличии машины (все они 2021 года выпуска) смогли только 27 автолюбителей, тогда как в прошлом году радовались своим покупкам 78 человек. Следом идет модель NX, для которой потеря 51 регистрации вылилась в 86-процентный спад продаж. Итогом стала реализация лишь 8 компактных кроссоверов. Отсутствие машин, а также взлетевший ценник (RX — с 4,43 млн до 8,1 млн, NX — с 3,22 млн до 7,65 млн) вкупе сделали свое дело — все меньше новеньких японцев мы сможем наблюдать на наших дорогах.

Настоящий прорыв, который-то и удержал уровень общих продажи Porsche в РТ, сделал электрический Taycan Настоящий прорыв, который-то и удержал уровень общих продаж Porsche в РТ, сделал электрический Taycan Фото: © Sebastian Gollnow / dpa / www.globallookpress.com

«Электрички» удержали Porsche на плаву

Следующим в нашем рейтинге идет любимец татарстанских селебрити и бомонда — Porsche. Результат на фоне других марок очень неплох. У Porsche, к удивлению, снизились продажи всего на один пункт до 46 регистраций на фоне 30-процентного спада в целом по России.

При этом также удивительно, что упал спрос на гвоздь модельного ряда — Cayenne. Узнаваемая внешность, удобный салон, впечатляющая динамика с отточенной управляемостью и умной электроникой не смогли удержать продажи — модель потеряла три позиции до 31 регистрации. В настоящее время Cayenne можно приобрести, имея на руках от 13,85 млн рублей, а за более богатую версию придется выложить уже как минимум 18 миллионов.

Поддержку бестселлеру марки оказал созданный на базе Aidi Q5 компактный кроссовер Macan (от 10,5 млн рублей). Его, как и в прошлом году, приобрели в свой автопарк 8 татарстанцев.

На три автомобиля меньше нашла себе хозяев модель Panamera: зарегистрирована всего одна такая машина в Татарстане.

Настоящий прорыв, который-то и удержал уровень общих продаж Porsche в РТ, сделал электрический Taycan. Электромобиль давно не новинка — первые добрались в Россию еще весной 2020 года. Полностью электрическое четырехдверное купе, выигрывающее по динамике у Panamera, порадовало в I квартале пять не боящихся проблем с зарядкой автовладельцев, каждый из которых потратил на приобретение такой «ласточки» от 17 млн до 28 млн рублей, тогда как в конце 2021 года разбег цен на данную модель составлял 8,38–15,79 млн рублей.

Раз затронули тему с альтернативными источниками энергии, то стоит отметить агрегаты автомобильной компании Tesla, которая с 2019 года остается крупнейшим производителем электромобилей в мире, а ее седан Tesla Model 3 стал самым продаваемым автомобилем в истории. Понятно, что в Татарстане за счет эффекта низкой базы регистрация новых Tesla увеличилась на 100%. Если в I квартале 2021 года зарегистрировано две новые «электрички», то в 2022-м — уже четыре. Как и в мире, у любителей электрокаров в РТ популярна Model 3 — две регистрации, столько же Model Y.

Volvo, имеющая наивысший из возможных рейтингов безопасности, стала седьмой в нашем рейтинге с показателем 42 проданных машин Volvo, имеющий наивысший рейтинг безопасности из возможных, стал 7-м в нашем списке с показателем в 42 проданные машины Фото: DIEGO AZUBEL / EPA / ТАСС

Продажи «британцев» и «скандинавов» обвалились синхронно

Другие премиум-бренды тоже показали провальные результаты продаж. Например, Volvo, имеющий наивысший рейтинг безопасности из возможных, стал 7-м в нашем списке с показателем в 42 проданные машины. Причем спад в процентом выражении на фоне всего рынка РФ выглядит очень внушительно: если, по данным ассоциации европейского бизнеса, у Volvo по России продажи упали на 16%, то по Татарстану, согласно информации «Автостата», падение составило 32%, или минус 20 единиц. Таким образом, всего 2,7% вместо 3,5% от общего объема проданных в РФ автомобилей шведской автомобилестроительной компании было реализовано в РТ.

Автомобили британской компании Jaguar Land Rover, представленные в нашем рейтинге, также зафиксировали отрицательные результаты продаж по итогам года. За период с января по март в России реализовано 1 075 автомобилей Jaguar и Land Rover, что на 36,5% ниже квартального показателя прошлого финансового года. В Татарстане автомобилей данной пары было продано всего 33 единицы, что на 42% хуже результатов I квартала 2021-го.

В частности, за отчетный период татарстанские клиенты приобрели два автомобиля Jaguar и 31 Land Rover. При этом продажи отдельных моделей Land Rover выросли по сравнению с 2021 годом. Продажи компактного кроссовера сегмента «люкс» Range Rover Velar и нового Range Rover Evoque увеличились на 200% и 150% соответственно. Но в абсолютных числах это выглядит совсем не впечатляюще — три и две модели соответственно.

Что касается других люксовых марок, то отметим следующее: в республику впервые привезли огромную глыбу с передней частью и светодиодными фарами в стиле седана Lincoln Continental, представляющую собой перелицованный Ford Expedition, — Lincoln Navigator прошлогоднего выпуска. Цена на такую модель варьируется от 12 млн до 16 миллионов.

За период с января по март в России было реализовано 1075 автомобилей Jaguar и Land Rover, что на 36,5% ниже квартального показателя прошлого финансового года За период с января по март в России реализовано 1 075 автомобилей Jaguar и Land Rover, что на 36,5% ниже квартального показателя прошлого финансового года Фото: © ARIANA RUIZ / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Помимо этого, реализовали в республике два мощнейших пикапа RAM 1500. Инфернальный пикап, выпущенный тиражом всего в 702 экземпляра, напоминает Hummer, а 712-сильный мотор объемом 6,2 л «выстреливает» автомобиль с места до 160 км/ч за 10,5 секунды.

Клуб владельцев Jeep пополнился еще двумя поклонниками, один из которых выбрал преемника военного внедорожника — Jeep Wrangler, а второй — предка символа «бандитского» автомобиля 1990-х — американский внедорожник с премиальным «немецким» акцентом Jeep Grand Cherokee.

***

В заключение отметим, что люксовый сегмент авторынка РТ в I квартале хоть и провалился в плане продаж, но остался на плаву. Реакция автомобильного рынка на спецоперацию и санкции оказалась бурной: спрос на автомобили был повышенным, но взлетевшие цены остудили пыл желающих купить «одну машину по цене двух». На авторынке — все, как на валютном. Возникли две цены: по прайсу (это как биржевой курс доллара или евро, по которому купить валюту было нельзя) и в реальности (эта цена в 1,5–2 раза выше официальной). Многие автодилеры вообще убрали с сайтов ценники на машины даже в базовой комплектации, чтобы не шокировать потенциальных покупателей. 

Все это позволило сохранить какой-то запас люксовых автомобилей в салонах. Впрочем, дилеры не сообщают, на сколько им еще хватит запасенных впрок дорогих внедорожников и спорткаров. Показательным, очевидно, станет II квартал, когда новых люксовых авто в России и Татарстане может попросту не остаться. Если санкции, конечно, не отменят.