Эпические многокилометровые заторы в районе села Сокуры через два года уйдут в прошлое. В ближайшее время начнется проектирование объезда данного населенного пункта, а также расширения 20-километрового участка трассы Казань – Оренбург. Изначально рассматривалось 6 вариантов трассировки, в финал вышло два. По чьим головам пройдет трасса и есть ли в связи с этим вероятность новых «дорожных» протестов, выяснял «БИЗНЕС Online».
Завершение объезда Сокур совместят с запуском М12?
Антипробочная кампания, за которую рьяно взялись в Казани, наконец добралась до одного из главных «бутылочных горлышек» — села Сокуры (Лаишевский район РТ) и его окрестностей, привязанных к федеральной трассе Р239 Казань – Оренбург. В час пик, особенно в летние выходные, там образуются многокилометровые пробки — от развязки на аэропорт и едва ли не до Лаишевского перекрестка. Действующая двухполоска (дорога III категории) не в состоянии справиться с транспортным потоком, а с появлением скоростной трассы М12 и вовсе возможен коллапс. О необходимости создания в районе Сокур объездной дороги говорят уже года четыре, и в ближайшее время начнется ее проектирование. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил начальник ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдар Мингазов.
Речь идет об особо тревожащем участке Р239 — с 20-го по 43-й километр. Среднесуточная интенсивность движения там — 16 822 автомобиля в сутки, а в перспективе 20 лет она увеличится до 35,5 тысячи. Главный прирост ожидается за счет потока с автобана М12 Москва – Казань, который выйдет на Р239 на 38-м километре — считается, что это будет главный съезд с автобана в сторону Казани.
Что предполагается сделать? Реконструкция начнется с 20-го километра, от развязки на аэропорт возле села Большие Кабаны. Дорогу расширят до четырех полос, так она пройдет примерно до экспериментальных полей Татарского НИИ сельского хозяйства. Далее следует 6-километровый участок нового строительства: трасса свернет направо и вновь выйдет на Р239 в месте примыкания к ней региональной дороги 16К-1822 — перемычки между Казань – Оренбург и М7. В этом месте появится двухуровневая развязка. От нее четырехполоска дойдет до развязки с М12 в районе Егорьево и проследует до 43-го километра, т. е. до пересечения с дорогой на Державино и Пелёво. Для едущих в эти поселки появятся поворотные петли.
Попутно будет реконструировано два моста (через Мешу и Каипку), построено пять надземных пешеходных переходов, три путепровода и два переезда для сельхозтехники: всего 14 искусственных сооружений. Нынешний участок Р239, проходящий через Сокуры, передадут Лаишевскому району как улично-дорожную сеть.
К разработке проекта приступят в ближайшее время. Документация должна быть готова к сентябрю, а самый поздний срок прохождения экспертизы — 2023 год. По словам Мингазова, задачи сделать дорогу к 2024-му (пуск М12) не стоит, но, скорее всего, к этому сроку участок будет готов.
Судя по трассировке, дорога огибает сами Сокуры, но проходит по землям, обозначенным на карте как «Новые Сокуры» и «Новые Сокуры – 2»
«Никого не задеть не получается, но будем изымать участки на договорных условиях»
По главной части проекта — объезду Сокур — долгое время сохранялась интрига. Это объясняется тем, что новое строительство неизбежно задевает земли ИЖС. Вопрос только — в какой степени. Рассматривалось 6 вариантов трассировки. Впрочем, изначально пытались обойтись без объезда.
Рассматривались разные варианты, чтобы расшить данный узел, но не получилось. Во-первых, слишком большой поток, а когда придет М12, все вообще встанет намертво. Во-вторых, в Сокурах вплотную к дороге подходят дома. В-третьих, в ходе строительства невозможно будет обеспечить проезд.
Один из вариантов обхода — северный — отбросили из-за пересечения газораспределительных сетей, кроме того, потребовалось бы снести 265 домов. Стали рассматривать глубокий обход Сокур, «по лугам-полям», но он вследствие большой протяженности и сложного рельефа местности получился настолько дорогим, что, по словам Мингазова, «его „завернули“ и сказали искать другой вариант». Прикинули еще один коридор, с прохождением возле коттеджного поселка «Тургай», но он опять-таки получился слишком длинным (12 км), предполагал снос домов и капиталоемкое строительство нового моста через Мешу. К тому же этот вариант был чреват серьезным конфликтом.
В случае прохождения мимо «Тургая» должна была исчезнуть половина леса. Активисты из этого поселка сразу сказали: «Лес не отдадим, все 1,5 тысячи человек однозначно выйдем и пойдем до конца».
«Мы все-таки нашли минимальный коридор, куда можно „воткнуть“ объезд», — говорит Мингазов. Это так называемый малый южный обход, который, по заверению руководства ФКУ, максимально учитывает интересы жителей, инвесторов, он согласован с генпланом развития Лаишевского района, проходит по малозастроенной территории Сокур. «Застройки и коммуникаций там нет, хотя земля, может быть, уже выделена, оформлена, — говорит Мингазов. — Пока ситуация не изменилась, мы этот вариант проработали, согласовали и запустили механизм обременения земельных участков». Судя по трассировке, дорога огибает сами Сокуры, но проходит по землям, обозначенным на карте как „Новые Сокуры“ и „Новые Сокуры – 2“».
Как рассказал «БИЗНЕС Online» близкий к местным девелоперам источник, в коридоре трассы земля уже размежевана и непосредственно в Сокурах под дорогу попадает примерно 100 участков, все они уже проданы
Как рассказал «БИЗНЕС Online» близкий к местным девелоперам источник, в коридоре трассы земля уже размежевана и непосредственно в Сокурах под дорогу попадает примерно 100 участков, все они уже проданы. Он отметил, что, когда приобреталась земля, никаких оснований полагать, что там пройдет дорога, не было, а на сайте Лаишевского района висел генеральный план Сокуровского сельского поселения с указанием о будущем строительстве северного обхода. Земельные участки были размежеваны и поставлены на кадастровый учет в соответствии с проектом планировки территории. Словом, ситуация достаточно красноречиво говорит о специфике территориального планирования. «Надеемся, выкуп состоится по рыночной цене», — говорит наш собеседник. «Никого не задеть не получается, но мы говорим, что будем изымать участки на договорных условиях», — заверяет Мингазов. По грубым подсчетам, для выкупа понадобится примерно 700 млн рублей. В целом реконструкция и строительство, согласно первым прикидкам, будут стоить 17 млрд рублей.
Даже если обойдется без сноса, главным неудобством для жителей станет сама близость трассы, ведь, как ни крути, она пройдет через жилую застройку. «Если так много жалоб, хорошо, давайте не будем строить, — в сердцах говорит Мингазов. — А как ездить?! Дорога просто стоит. В теплое время, у кого нет терпения, съезжает на обочину. Пыль столбом. Пешеходам перейти невозможно — машины уже просто не останавливаются. Дорогу строить все равно придется. Да, она заденет интересы многих, но будем общаться, разъяснять».
«По моим подсчетам, трафик на данном участке увеличится на 70–80 процентов, — говорит Дементьев. — В прошлом году по инициативе жителей приезжал Роспотребнадзор, делал замеры — шум уже чувствительно выше норм. „Волго-Вятскуправтодор“, в принципе, сам предусмотрел установку шумопоглощающих экранов, но и мы проконтролируем, чтобы они были должного качества и по всей длине объезда — вдоль Зимней Горки, Каип, „Тургая“ и так далее. Активисты составят соответствующее коллективное обращение к главе Лаишевского района, министру транспорта Татарстана, руководству „Волго-Вятскуправтодора“».
Как полагает Дементьев, протестов, подобных тем, что были по поводу М12, не вспыхнет: «Люди понимают: если все будет с умом сделано, они избавятся от этой пробки, из-за которой там попросту невозможно жить».
Возникает вопрос: а не станет ли участок с 20-го по 43-й километр эдаким оазисом благополучия, в то время как по всей остальной протяженности (возьмем хотя бы отрезок до мостового перехода в Сорочьих Горах — это 77-й километр) все останется по-прежнему?
«Сначала строим жилье, потом начинается пробка, далее — героические усилия по ее ликвидации»
Возникает вопрос: а не станет ли участок с 20-го по 43-й километр эдаким оазисом благополучия, в то время как по всей остальной протяженности (возьмем хотя бы отрезок до мостового перехода в Сорочьих Горах — это 77-й километр) все останется по-прежнему?
Мингазов отметил, что обход Сокур — это, конечно, главное, но эффект будет и от других мер. Так, уже проектируется расширение до четырех полос на участке 43–53-й километр, но уже не как реконструкция, а как капитальный ремонт, т. е. в рамках существующей полосы отвода. Собеседник предполагает, что рано или поздно реализуют и вторую очередь реконструкции — эти самые оставшиеся до Сорочьих Гор 24 км, хотя, по его мнению, ситуация с трафиком на данном отрезке далека от критической.
Начальник ФКУ также напомнил, что будет расширен до 6 полос участок с 10-го по 13-й километр — выезд из Казани. Продолжается реконструкция 6-километрового ответвления Р239 до аэропорта: это строительство двух дополнительных полос и разворотной эстакады возле «Казань Экспо». На сегодня проект выполнен на 45%, основные работы планируется завершить в 2022 году.
В свою очередь, автор ряда транспортных концепций для Казани, экономист Тахир Давлетшин полагает, что модернизация Р239 — это пустая трата денег. «Объезд села Сокуры не решает проблем, — подчеркнул он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Надо строить дорогу от улицы Зорге до трассы Шали – Сорочьи Горы с выездом на нее в районе села Татарский Янтык. Ее протяженность — примерно 40 километров. Эта дорога сохранит Р239 для Казанской агломерации. Увеличит качество и протяженность дорог рекреационной зоны, которая тянется от Борового Матюшино до Сорочьих Гор. Решит транспортные проблемы Салмачей, Куюков и прочих поселков. Даст дополнительный выезд на М7, как и на М5 — через автодороги Кулаево (Арышхазда) – Обухово (Сокуры). Что касается полигона танкового училища, он остается справа. Возможно поэтапное строительство. Первая очередь — до автодороги Кулаево (Арышхазда) – Обухово (Сокуры) протяженностью около 17 километров, тем самым будет обеспечен объезд Сокур. Далее — вторая очередь: мост через Мешу и строительство дороги до трассы Шали – Сорочьи Горы».
Председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников — «двумя руками за развитие инфраструктуры», но призывает задуматься о качестве прогнозирования. Во-первых, на стратегическом уровне: «Создание мест будущих пробок идет ударными темпами — имею в виду бум строительства. При этом связи между застройщиками и теми, кто ответствен за инфраструктуру, нет. То есть сначала строим жилье, потом начинается пробка, далее — героические усилия по ее ликвидации. Хотелось бы, чтобы делался прогноз того, как строительство отразится на конкретной территории».
Во-вторых, на тактическом уровне: «Проектировать надо с заделом на будущее расширение. Посмотрите на проспект Ямашева, который еще в советские времена проектировали и строили, — вот там действительно задел: огромные территории, спокойно можно расширить еще на пару полос. Вот вам пример прогнозирования, а не так, что реконструкцию сделали, и через 2–3 года — опять. Тот же выезд из Казани по Оренбургскому тракту постоянно переделывают. Вопрос к проектантам: „Чем вы думаете?!“ Та же разворотная петля в Усады узковата: посмотрите, какое там идет строительство — пробки в ближайшем будущем обеспечены… Большие казанские развязки, на том же проспекте Победы или возле Компрессорного, строили всего 10 лет назад, и они уже стали малы. Надо делать так, чтобы в ближайшие 30–40 лет к этому вопросу больше не возвращаться. То есть вопрос и к проектантам, и к тем, кто им выдает техзадание».
И третий момент, на который обратил внимание эксперт: «Само строительство у нас означает бесконечные пробки. Хочется, чтобы научились строить быстро, не должно на обычную разворотную петлю уходить все лето».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 330
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.