Сегодня обновленное здание Присутственных мест Казанского кремля впервые принимает официальное мероприятие. В зале лектория президент РТ Рустам Минниханов проводит предновогоднюю встречу с журналистами. Решение о смене функционала корпуса, строившегося с XVIII века, было принято в 2016 году. В перспективе здесь будут проводить свои выставки лучшие музеи страны. О деталях концепции «БИЗНЕС Online» рассказала помощник президента РТ Наталия Фишман-Бекмамбетова, чья команда начала работать над проектом после открытия Национальной библиотеки РТ, которая стала успешным кейсом по работе с объектами культуры.
Здание Присутственных мест Казанского кремля вытянулось практически вдоль всего Кремля
«Пустоты в стенах, трещины — все это выглядело просто шокирующе»
Это желтое двухэтажное здание вытянулось практически вдоль всего Кремля. «Присутствием» во времена императорской России называли чиновничьи кабинеты, и корпус всегда служил пристанищем министерств и ведомств. Его назначение сменится впервые за более чем двухсотлетнюю историю: здание стало доступно для свободного посещения людей.
Площадь отреставрированного корпуса — 8 186 кв. метров. 22% ее отдано общепиту, 20% — универсальным выставочным пространствам, 6% — лекторию. Остальное — офисы, книжный магазин, визит-центр, музей, ремесленные мастерские.
«Пустоты в стенах, трещины — все это выглядело просто шокирующе, — отметила Наталия Фишман-Бекмамбетова в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Фантастические „своды монье“, оригинальные балки, окна — все это скрывалось за подвесными потолками типа „армстронг“, за стандартной отделкой казенных помещений».
Облик здания Присутственных мест формировался на протяжении нескольких столетий — к нему приложили руку казанские архитекторы В.И. Кафтырев, Я.М. Шелковников, Ф.И. Петонди и т. д. Каменные палаты появились здесь в конце XVIII века. Когда-то в них располагалась квартира генерал-губернатора, к которой прилегал двусветный зал для официальных приемов. К началу XIX века территория памятника была полностью застроена.
Со временем двухэтажный протяженный фасад утратил исходную барочность и стал больше соответствовать своему содержанию. Здесь разместились государственные учреждения. В 1816 году появился новый проект оформления фасада, который соответствовал духу времени и требованиям классицизма. В центральной части возвели 6 полукруглых колонн с коринфскими капителями, упирающимися в широкий плоский фриз.
В течение XIX века в зданиях находились губернское правление, строительная экспедиция, уездное казначейство, караульная, казенная, гражданская палаты, удельная канцелярия, разнообразные архивы и даже типография. Уже тогда часть помещений Присутственных мест заняли суды. Иногда органы власти видоизменялись и переезжали, но на протяжении всего времени Казанский кремль оставался административным центром Казанской губернии.
После пожара 1853 года за план реконструкции пострадавших частей здания взялся архитектор Александр Песке. Двусветный тронный зал был упразднен. Вместо него появилось два этажа административных помещений. Фасад стал еще более строгим, практически плоским. Из соображений противопожарной безопасности новая металлическая кровля была разделена на секции выступающими брандмауэрными стенками.
Чуть позже, в 1860-х, из-за меняющихся потребностей власти архитектором Николаем Ужумецким-Грицевичем был разработан проект перепланировки помещений. В 1880-х губернское правление разделяется на общее присутствие и канцелярию. В 1890-х в нем появляются ватерклозеты. В течение XX века к ним добавились водопровод, канализация, электричество. Анфиладная система комнат была заменена на коридорную.
В советский период в здании размещались министерства ТАССР и их управления. До последнего времени в здании находились службы аппарата президента Республики Татарстан, Арбитражный суд РТ, Центризбирком, фонд «Возрождение», Общественная палата РТ, дирекция музея-заповедника «Казанский Кремль» и кафедра ЮНЕСКО в Казани.
Команда помощника президента РТ начала работать над проектом после открытия Национальной библиотеки РТ, которая стала успешным кейсом по работе с объектами культуры. Никто не знает точно, как именно выглядели Присутственные места до революции, тем более что они с XVIII века перестраивались несколько раз, меняя функционал. Вот и теперь здание получит новые общественные функции, став неким магнитом для горожан.
Внутри раскрыли высокие своды, вся отделка выполнена в светлых тонах, светильники цвета латуни оформлены в национальном стиле
«Мы не хотим, чтобы после выселения чиновников здесь появились неживые церемониальные залы, — подчеркивает помощник президента РТ. — Задача — сделать Кремль центром общественной жизни Казани, культурной жизни Татарстана. Эта работа имеет целью наполнение актуальными функциями».
При выборе всех элементов интерьера предпочтение отдавалось местным производителям
Также собеседница отметила, что там, где не сохранилась оригинальная отделка, лучше не пытаться изобразить старину. Во всем мире в этом случае принято создать что-то новое, что будет подчеркивать старинную красоту подлинных элементов и служить ей фоном. Так и в Присутственных местах, тем более что и конструктивно, и внешне корпус сохраняет исторические параметры. Внутри же раскрыли высокие своды, вся отделка выполнена в светлых тонах, светильники цвета латуни оформлены в национальном стиле, татарский орнамент неброско и ненавязчиво присутствует местами на полу. При выборе всех элементов интерьера предпочтение отдавалось местным производителям.
Здание исторически прирастало подъездами, которые отличаются друг от друга по архитектурному стилю. Увидеть это можно со двора, который в ближайшем будущем может стать новым общественным пространством, работающим в любой сезон. По архивным чертежам и фотографиям были восстановлены утраченные элементы фасадов, они приобрели приближенный к изначальному вид. Также удалось сохранить три оригинальные чугунные лестницы во втором – четвертом подъездах.
Также удалось сохранить три оригинальные чугунные лестницы во втором – четвертом подъездах
Кто занимается концепцией и как выбирали орнамент для оформления
Процесс ремонтно-реставрационных работ длится уже почти пять лет. Для начала отсюда должны были выехать все учреждения. Решение о выселении государственных органов было принято президентом РТ в 2016 году. С тех пор многие из них обрели новые современные помещения: например, Арбитражный суд РТ переехал на другой берег Казанки.
Комплекс ремонтно-реставрационных и противоаварийных работ идет на объекте с 2016 года. Тогда после детального инженерного обследования здания силами ТИГП ряд конструкций были признаны аварийными. Разработаны и согласованы с министерством культуры РТ решения по усилению грунта под подошвой фундамента, тела фундамента, инъецированию трещин в стенах здания для проведения противоаварийных мероприятий.
В июне 2017 года по распоряжению правительства РФ полномочия по государственной охране объектов Казанского кремля были переданы в министерство культуры РФ, в котором также согласовали план дальнейших работ. По словам главного инженера проекта Григория Руденко, они включали в себя продолжение усиления конструкций фундаментов, устройство сшивок внутренних и наружных верст стен между собой с помощью стеклопластиковой арматуры и специальных ремонтных составов, решения по усилению сводов. После многих перестроек некоторые простенки здания дошли до нашего времени буквально повисшими в воздухе. В 2021 году была проведена гидроизоляция фундамента и стен подвальной части объекта.
Самая далекая от завершения часть проекта — будущий музей Казанского кремля. Кирпичные своды с точками от реставрационных инъекций, вскрытые полы, змеящиеся кабели, черепахоподобные выступы подвальных сводов — таким предстало перед корреспондентами «БИЗНЕС Online» пространство. Музей планируется открыть к лету 2022 года. Еще предстоит окончательно определиться, где оставить открытым вековой красный кирпич, а где его закрыть. Пока представление о будущем музее можно получить только благодаря рендерам. «Это все обваливалось», — добавляет Фишман-Бекмамбетова, раскинув руки в одном из будущих залов музея Казанского кремля. В него мы попали по мосткам, проложенным над вздыбившимися из пола спинами сводов подвала здания. В будущем посетители смогут осматривать его с навесных конструкций.
Концепцией музея занимаются директор Института археологии им. Халикова Академии наук Республики Татарстан Айрат Ситдиков и директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин. «Музей археологии дерева — это один из самых успешных кейсов музеефикации в РТ за последние годы», — оценила Фишман-Бекмамбетова предыдущий проект специалистов. На основании их исследований будет составлен базовый экспозиционный план. После этого проведут конкурс среди российских команд, проектирующих музейные пространства. «Наша концепция, наша идеология, наше историческое обоснование плюс внешние партнеры», — подчеркнула помощник президента намерение привлечь к работе людей с новыми идеями.
В первом подъезде здания уже готовы принимать посетителей гардероб, магазин сувениров и угощений, где есть прилавок с национальной выпечкой и пара столиков, чтобы быстро перекусить
С первых шагов по Присутственным местам посетители начинают знакомство с национальным орнаментом.
Узоры татарского традиционного орнамента были выбраны исходя из исторических истоков Казанского кремля. Археологические остатки с орнаментальным декором от несохранившихся монументальных зданий в Кремле свидетельствуют о преемственности узоротворчества в последующие периоды. Поэтому были выбраны те орнаментальные мотивы, которые имеют древнее происхождение и в то же время получили развитие в татарском народном орнаменте XVIII – начала XX века.
Символика выбранных узоров сохранялась на всем протяжении их развития. Это мотивы солнца, луны, ромба как символа вселенной, лотоса, имеющего на всем Востоке символику постоянного обновления, чрезвычайно популярного в татарском орнаменте цветка тюльпана — ляля чэчэге — символа любви и возрождения природы, первым расцветающего в степи. Среди геометрических надо отметить мотивы в форме сердечка, цветочной розетки, спирали, волнообразного побега. Древние истоки имеет мотив древа жизни, который предстает в трансформированном виде в форме цветочного побега или букета. Одним из древнейших является также мотив пальметты — листа пальмы, который был популярен в булгарском орнаменте.
Гузель Сулейманова-Валеева, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Марджани АН РТ, консультант проекта
В первом подъезде здания уже готовы принимать посетителей гардероб, магазин сувениров и угощений, где есть прилавок с национальной выпечкой и пара столиков, чтобы быстро перекусить. Отдельно предусмотрено хранилище для чемоданов. Оказалось, что многие гости города первым делом отправляются именно в Кремль, а не в гостиницу.
Отдельно предусмотрено хранилище для чемоданов. Оказалось, что многие гости города первым делом отправляются именно в Кремль, а не в гостиницу
Чем «Гараж» помог Кремлю: универсальные выставочные пространства
На втором этаже — 1,6 тыс. кв. м универсальных выставочных пространств. Часть окон смотрит на юг, и помещения с высоченными потолками буквально затоплены солнечным светом. Из них открываются ранее недоступные никому, кроме госслужащих, виды на объекты Кремля, площадь Тысячелетия, Волгу на горизонте.
На втором этаже — 1,6 тыс. кв. м универсальных выставочных пространств
Отделочные работы здесь находятся на завершающей стадии. Темный потолок и светлые стены дают ощущение бесконечного простора. «Это будет самое современное экспозиционное пространство в Казани, с совершенно новым уровнем возможностей», — прокомментировала данную часть проекта Фишман-Бекмамбетова. При проектировании этих пространств команду консультировали специалисты музея современного искусства «Гараж» в Москве и лично его директор Антон Белов.
Темный потолок и светлые стены дают ощущение бесконечного простора
По словам менеджера проекта Зили Гариповой, консультации касались важных технических моментов: как должны располагаться элементы освещения, какими должны быть системы климат-контроля и пожаротушения, где должны находиться камеры видеонаблюдения и выводы электричества, каково оптимальное соотношение публичных и административных пространств. В будущем в этом пространстве сможет проводиться от одной до четырех выставок одновременно.
Часть окон смотрит на юг, и помещения с высоченными потолками буквально затоплены солнечным светом. Из них открываются ранее недоступные никому, кроме госслужащих, виды на объекты Кремля, площадь Тысячелетия, Волгу на горизонте
Отделка помещений арендаторов — в едином стиле
Через анфиладу залов попадаем во второй подъезд, где есть возможность полюбоваться «родной» чугунной лестницей. Чтобы ее было лучше видно, а между помещениями не возникало перепада высот, в лестничном пролете смонтированы стеклянные мостки с подсветкой. У этого здания также сохранены оригинальные деревянные балки. Они контрастно выделяются на фоне черных потолка и коммуникаций. «Кстати, такого ровного тераццо нет даже на ГЭС-2 в Москве», — отметила помощник президента, указывая на светлый пол с неяркими цветными вкраплениями.
Через анфиладу залов попадаем во второй подъезд, где есть возможность полюбоваться «родной» чугунной лестницей
Спустившись по лестнице на первый этаж, мы оказались в небольшом холле, из которого можно попасть в кафе с линией раздачи и роботом-официантом. Оно позволяет обслуживать как индивидуальных посетителей, так и большие туристические группы, которым важно организованно зайти, взять готовую еду и быстро поесть. Чтобы комплекс Присутственных мест воспринимался целостно, архитекторы разработали брендбук интерьерных решений и передали его будущим арендаторам. «Он содержал описание единого стиля по материалам, декоративными приемам и элементам в интерьере», — пояснил «БИЗНЕС Online» архитектор Александр Волков.
Напротив входа в кафе — дверь в центр ремесел «Абый & Сабый». Здесь туристы могут оставить детей на время, пока осматривают экспозиции «взрослых» музеев Казанского кремля
Напротив входа в кафе — дверь в центр ремесел «Абый & Сабый». Здесь туристы могут оставить детей на время, пока осматривают экспозиции «взрослых» музеев Казанского кремля. Под руководством наставников в мастерских проводят уроки по литью из олова, чеканке, кожевенному ремеслу, лозоплетению и т. д. Это очень забавно: самостоятельно вырубить из кожи заготовку кошелька, отлить оловянную фигурку, выполнить тиснение — и получить готовое изделие на память. Интересно не только детям, но и взрослым.
Под руководством наставников в мастерских проводят уроки по литью из олова, чеканке, кожевенному ремеслу, лозоплетению и т. д.
Из мастерских мы попали на дворовую территорию здания. На это пространство есть большие планы: летом здесь смогут проводиться мероприятия и кинопоказы на открытом воздухе, появятся террасы заведений общепита, а зимой заработает каток.
Из мастерских мы попали на дворовую территорию здания. На это пространство есть большие планы
Третий и четвертый подъезды, которые принимают гостей уже с начала декабря, без преувеличения производят впечатление. Помещение будущего книжного магазина еще пустует, но уже можно представить, как под белые своды встанут стеллажи с книгами об искусстве, архитектуре и истории.
Одними из наиболее законченных общественных пространств сейчас выглядят помещения лектория
Первое событие лектория — пресс-конференция президента РТ
Одними из наиболее законченных общественных пространств сейчас выглядят помещения лектория.
Пол здесь отделан ковролином с длинным ворсом, а мебель разработана казанскими дизайнерами бренда Yaratam. Из окон, занавешенных тяжелыми бархатными шторами, открывается вид на мечеть Кул-Шариф, Благовещенский собор, Дворец земледельцев и собор Казанской иконы Божией Матери. Цвета интерьера перекликаются с самим Кремлем: темно-синий цвет штор оттеняет голубые минареты мечети, а кирпично-красная обивка мебели напоминает о местах с открытой кладкой.
Из welcome-зоны можно попасть в два лектория и две аудитории, разделенные стеклянными перегородками, которые могут стать непрозрачными по нажатию кнопки.
Одна из аудиторий с богатой деревянной отделкой на национальную тему и длинным столом для совещаний напоминает скромный кабинет какого-нибудь функционера из 1980-х, вторая оформлена более сдержанно
Одна из аудиторий с богатой деревянной отделкой на национальную тему и длинным столом для совещаний напоминает скромный кабинет какого-нибудь функционера из 1980-х, вторая оформлена более сдержанно. Обе аудитории многофункциональны и предназначены для событий разных форматов: от мастер-классов до совещаний.
Два лектория предназначены для выступлений, презентаций, показа фильмов и других мероприятий. Именно здесь и проходит сегодня пресс-конференция Рустама Минниханова. Для спикера предусмотрено небольшое возвышение, есть два экрана для презентаций и видео, звуковое оборудование и видеокамеры.
«Мебель и техника в этих пространствах очень мобильны и передвигаются по потребностям мероприятия», — подчеркнула помощник президента, обратив внимание на колесики на ножках столов.
Из welcome-зоны можно попасть в два лектория и две аудитории, разделенные стеклянными перегородками, которые могут стать непрозрачными по нажатию кнопки
Провести в Кремле целый день и не проголодаться: теперь это возможно
Изучая зарубежный опыт, команда ориентировалась на насыщение пространства коммерческими функциями, которые могли бы приносить доход музею-заповеднику. Для этого важно было не только создать площади под сувенирные магазины и общепит, а обозначить их концепцию и предложить публике разный размер чека.
Изучая зарубежный опыт, команда ориентировалась на насыщение пространства коммерческими функциями, которые могли бы приносить доход музею-заповеднику
Заметно, что авторы концепции отдают дань татарской кухне, и это смотрится очень естественно. Приезжая куда-то далеко, хочется местного колорита. Причем пакет общепита сформирован на любой вкус и кошелек: от довольно дорогих и статусных предложений до доступных и быстрых. При этом учитываются самые разные пищевые предпочтения, а также интересы вегетарианцев и веганов.
Первым рестораном здесь стал «Чирэм» со средним чеком в 1,5 тыс. рублей. В переводе с татарского название означает «молодая весенняя трава», что отражено и в посуде ручной работы, и в декоре светлых стен. Еще один ресторан — это «Тимерхан» со средним чеком в 800 рублей. Но это, так сказать, для гостей с нерядовыми возможностями или для нерядовых событий. А вот на питание туристических групп рассчитан «Алан Аш» — сеть Зуфара Гаязова арендовала самое большое помещение из предназначенных для общепита, и средний чек тут примерно 300 рублей. По соседству новое детище от создателей «Тюбетей» — кафе-музей татарской кухни Tatar by Tubetey. Ну и замыкает все это великолепие кофейня «Ураган-Сарай». Кроме того, для желающих закупиться сувенирами есть небольшой филиал «Бахетле», где помимо сувенирной лавки представлена и вкусная продукция.
Заметно, что авторы концепции отдают дань татарской кухне, и это смотрится очень естественно
Общепит — важная история для Кремля, который является основным туристическим магнитом для туристов. Мировой опыт свидетельствует, что такая практика — более чем норма. Перед формированием многофункциональных пространств было изучено 13 различных подобных кейсов мира, включая музей Виктории и Альберта в Лондоне. Как оказалось, 63% доходов музею приносит продажа сувениров и общепит. Это ведущий в мире музей искусства, дизайна и перформанса, где впервые в мире открылось музейное кафе. Что касается Кремля, то в 2020 году его посетили 1,8 млн человек, и, если бы не ковид, трафик был бы больше как минимум на треть. После составления портрета туриста выяснилось, что очень многие уходили с территории комплекса просто потому, что замерзли, проголодались, устали. А выйдя из ворот, люди уже не возвращаются.
На питание туристических групп рассчитан «Алан Аш» — сеть Зуфара Гаязова арендовала самое большое помещение из предназначенных для общепита, и средний чек тут примерно 300 рублей
«Нам кажется, люди должны иметь возможность провести здесь целый день», — резюмирует помощник президента РТ.
Робот-официант в кафе «Алан Аш»
При этом Присутственные места рассчитаны не только на туристов. Создание инфраструктуры в Кремле может стать основой для популяризации выставки как формы досуга казанцев, считает Фишман-Бекмамбетова. «Казанец очень отзывчив к качественному культурному предложению», — уверена помощник президента. Она надеется, что обновленный Казанский кремль получит отклик у народа больший, чем получила в свое время Национальная библиотека РТ.
Выставочная программа запустится в ближайшие полгода. «Мы ведем переговоры и с Третьяковкой, и с Пушкинским музеем, и с „Гаражом“», — приоткрыла наш гид тайну будущей выставочной программы комплекса. Она напомнила о выставке «Гений века», на которую пришли 75 тыс. человек за 3 месяца. «Чтобы выставки были успешны, кроме собственно выставляемых объектов необходимо сделать огромный объем работ: концепция, выставочный дизайн, работа с аудиторией, маркетинг. Это навыки, которые должны быть вовлечены в производство выставки как продукта», — подчеркнула Фишман-Бекмамбетова.
По данным госконтракта, размещенного на официальном сайте госзакупок, изначально Главстрой РТ оценил работы по ремонту и реставрации Присутственных мест в 826 млн рублей
Итоговая стоимость работ оценивается в 1,5 млрд рублей
По данным госконтракта, размещенного на официальном сайте госзакупок, изначально Главстрой РТ оценил работы по ремонту и реставрации Присутственных мест в 826 млн рублей. По итогам торгов победила компания «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова, предложившая выполнить заказ за 821 млн рублей. В копилке объектов подрядчика Казанский цирк, Национальная библиотека РТ, элитный жилой комплекс на месте комбината «Здоровье», крытый экстрим-парк «Урам». До этого были и другие «кремлевские» контракты — и итоговую сумму работ можно оценить в 1,5 млрд рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 126
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.