Юридическая фирма Scriptolex обратилась в федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на возможные нарушения при розничной продаже алкоголя в Татарстане. Документ появился в распоряжении «Коммерсанта». По мнению юристов, на популярные российские бренды, привозимые из других регионов, наценки в местных магазинах за последний год выросли в разы, тогда как на местную продукцию и импортный виски они остаются значительно ниже.

 Фото: «БИЗНЕС Online»

Заявление в ФАС юридическая фирма Scriptolex направила 11 декабря в интересах физлица, имя которого не раскрывается. Юристы указывают на резкий разрыв в наценках на виски одного ценового сегмента, что, по их мнению, может свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства. В Госалкогольинспекции Татарстана от комментариев отказались, а в ФАС на оперативный запрос пока не ответили.

Судя по официальному сайту, Scriptolex — московская юридическая фирма, существует с 2008 года. В спектр услуг входят сопровождение слияний и поглощений, правовое сопровождение сделок и договоров, разрешение споров, налоговое структурирование, вопросы корпоративного и коммерческого права, интеллектуальная собственность, трудовое и миграционное право. Выручка за 2024 год составила 8,7 млн рублей.

По данным Scriptolex, на наиболее популярные бренды Steersman и Steersman Apple, привозимые из других регионов, средняя наценка в местных магазинах в августе 2025 года достигла 60,88% и 84,23% соответственно, тогда как в августе прошлого года она составляла около 30%. Наценка на William Lawson’s выросла с 6,69% до 20,8%, на Nucky Thompson с выдержкой три года — с 28,5% до 41,82%, а на William Lawson’s Super Spiced — с 4% до 17,95%.

При этом на локальный виски Your Choice 3 и Your Choice 5 наценка составила 34,79% и 31,95% соответственно. На импортный Johnnie Walker Red Label рост наценки был минимальным — с 28,03% до 31,41%, Dewars White Label — с 12,45% до 15,57%, а на популярный Jack Daniel’s она даже снизилась с 30,6% до 18,98%.

В Scriptolex считают, что такие дискриминационные условия ценообразования ограничивают доступ на рынок и формируют доминирующее положение отдельных производителей, а потребители страдают, имея ограниченный выбор и вынуждены платить искусственно высокие цены.

Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов отметил, что ФАС следит за завышенными наценками на социально значимые товары, включая продукты питания, но в случае с алкоголем акцент делается на монопольно высокие цены или параллельный импорт, а не на региональные различия в наценках.

Президент гильдии «Алкопро» Андрей Московский добавил, что производителям из других регионов России всегда сложно вывести свои бренды на рынок Татарстана: сертификация затруднена, а местные регуляторы часто требуют дополнительные условия. Причина, по его словам, кроется в том, что в республике уже существует полный цикл производства алкоголя.

Собеседник «Ъ» среди крупных ретейлеров отмечает, что в Татарстане действует система двойной сертификации и строгие требования к стоимости и доле местного алкоголя: локальный продукт должен быть дешевле привозного, и это жестко контролируется. Крупные российские алкогольные компании на комментарии не ответили.

При этом низкая наценка на импортный алкоголь не является исключительно местной особенностью. Московский поясняет, что федеральные сети по всей России снижают стоимость популярных импортных брендов, используя их как якорь для привлечения покупателей к другим товарам.

Прощай, «Татспиртпром»: как Татарстан продает свою алкогольную империю

Напомним, в начале декабря СМИ сообщили об объединении «Росспиртпрома» и «Татспиртпрома». Источники «БИЗНЕС Online» говорили, что сумма сделки составит порядка 9 млрд рублей. Речь идет о поглощении: 100% акций «Татспиртпрома» в результате сделки перейдут «Росспиртпрому». По данным одного из источников РБК, который тоже настаивает на версии о продаже, а не об «объединении», согласованная оценка — до 20 млрд рублей, но средства будут выплачиваться частями в течение нескольких лет.

Позднее глава минземимущества Татарстана Фаниль Аглиуллин подтвердил, что «Росспиртпром» и «Татспиртпром» объединятся в холдинг с сохранением юридических лиц. Компании сливаются, чтобы усилить рыночные позиции в отрасли. Сделку могут заключить до конца 2025 года, добавил он.